Представитель философской школы скептицизма мог бы сказать по поводу познания вещи

Обновлено: 05.07.2024

Последнее значение и легло в основу наименования школы, так как для античного скептицизма характерно не прямое догматическое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от решительных и окончательных высказываний, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу, но, с точки зрения скептиков, равносильных суждений.

Пиррон

Пиррон не был писателем основанной им школы, ограничился устным изложением своего учения и не оставил после себя никаких сочинений. Состав идей, образующих содержание пирронизма, не легко установить, так как последующая традиция скептицизма приписала Пиррону ряд положений, принадлежность которых ему вызывает сомнения и не может быть — за отсутствием сочинений самого философа — проверена.

Согласно Пиррону, Философ - тот, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий (apaqeia). Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен ответить на три вопроса:

Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос - единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании (epoch) от каких бы то ни было суждений о них. Это воздержание не значит, будто для нас не существует ничего достоверного. Скептицизм Пиррона не есть совершённый агностицизм: безусловно достоверными являются для нас, по Пиррону, наши чувственные восприятия или впечатления, поскольку мы рассматриваем их лишь как явления.

Результатом, или выгодой из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей будет та самая невозмутимость (или безмятежность), в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья. Однако воздержание от догматических суждений вовсе не означает полной практической бездеятельности философа: кто живет, тот должен действовать, и философ так же, как все. Но от всех прочих людей философ-скептик отличается тем, что, приняв к руководству образ жизни, согласующийся с обычаями и нравами страны, в которой он живет, он не придает своему образу мыслей и действиям значения безусловно истинных.

Тимон

Для Тимона наиболее животрепещущим, главным и высшим вопросом философии был вопрос практический — о поведении человека и о высшем доступном для него блаженстве. В теории познания он развивал положения Пиррона, проводя различие между вещью, как она существует сама по себе, и способом, посредством которого она открывается чувствам человека. Достоверную основу познания и деятельности Тимон видел только в непосредственной кажимости чувственного восприятия.

Энесидем

Энесидем классифицирует причины происходящего на следующие:

Анализируя понятие причины во всех его видах, Энесидем приходит к скептическому выводу, согласно которому одинаково вероятно как и то, что причина существует, так и то, что она не существует. Причина существует, так как, если бы ее не было, то все могло бы происходить из всего, и притом как попало: лошади могли бы рождаться от мышей, слоны от муравьев, в египетских Фивах мог бы идти обильный снег и дождь, а южные области были бы лишены дождя и т. д.

Если бы причины не существовали, то невозможно было бы понять, каким образом происходило бы увеличение, уменьшение, рождение и гибель, вообще движение, каждое из физических и душевных действий, управление всем объемлющим нас миром и все остальное. Тем не менее, вероятным в такой же степени следует признать и то, что причина не существует. Понятие причины заключает в себе явное противоречие, которое делает невозможной самую попытку мыслить причину. Чтобы мыслить причину, необходимо прежде воспринять ее действие как действие именно этой причины: мы тогда узнаем, что она — причина действия, когда будем воспринимать действие как действие.

Но в то же время мы не можем воспринять действие причины как ее действие, если не воспринимаем причины действия как его причины. Таким образом, чтобы мыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие, нужно познать причину. Из невозможности мыслить причину как причину и действие как действие следует немыслимость этих понятий. Философ должен воздерживаться от всякого суждения о существовании причины, одинаково признавая как то, что есть причина, так и то, что ее нет.

Подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных, в частности их чувственных органов.

Говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу — терпким и т. д).

Обращается внимание на факт, что на познание влияют различные состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.).

Отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то, что издалека кажется малым, вблизи оказывается большим).

Говорит о том, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов.

Указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в большом может быть вредно).

Поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Агриппа

Предостерегает от доказательства по кругу. Он указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь требует доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так по кругу до исходной точки.

Секст Эмпирик

Три черты характерны для работ Секста:

Стремление представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допускающее не только смешения, но и сближения с другими философскими учениями

Особенно подробно Секст останавливается на разборе воззрений академика Аркесилая. Секст не отрицает большой близости взглядов Аркесилая, главы средней Академии, к скептицизму: подобно скептикам, Аркесилай отказывается от суждений о существовании или несуществовании, от предпочтительного выбора, того или другого из противоположных суждений. Но весь этот близкий к скептицизму метод мышления был в руках Аркесилая — так утверждает Секст — не действительным убеждением скептика, а только испытующим приемом, имевшим целью проверить пригодность и подготовленность учеников к усвоению догматических положений учения Платона.

Платон и Аристотель

Одним из важнейших разделов философии является гносеология – дисциплина, изучающая познание, его методы, возможности и теоретические пределы. В ней существует такое направление как гносеологический пессимизм – концепция, согласно которой познавательные возможности человека ограничены и никогда не позволят нам в полной мере понять истинную природу реальности.

Пессимистический подход включает 2 ветви:

  • Агностицизм. В рамках данной концепции мир считается непознаваемым для человека. Иными словами, всегда будут существовать вопросы, достоверные ответы на которые невозможно получить имеющимися в распоряжении средствами и методами.
  • Скептицизм. Эта концепция подвергает сомнению саму возможность достоверного понимания того, насколько верны наши представления о мире и объектах в нём.

Сегодня мы подробно поговорим о скептицизме, рассмотрим его основные идеи, перечислим наиболее известных сторонников, выясним, за что его критикуют, и разберём, чем он отличается от агностицизма.

Что такое скептицизм?

Если говорить простыми словами, скептицизм – это направление в философии, считающее сомнение главным принципом мышления. В частности, скептицизм подвергает сомнению надёжность истины (то есть, отрицает возможность уверенно утверждать, что имеющиеся у нас знания об окружающем мире соответствуют объективной реальности).

Скептицизм возник в IV веке до нашей эры. Его основателем считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 годы до н. э.), идеи которого позже развил Секст Эмпирик (годы жизни неизвестны, ориентировочно – II-III век нашей эры).

Интересной особенностью скептицизма является его толерантность по отношению к любым религиозно-философским концепциям и воззрениям. Сторонники данного направления исходят из того, что никакое утверждение не может претендовать на роль единственной и непоколебимой истины. При этом нельзя как утверждать что-либо с абсолютной уверенностью, так и отрицать.

Основные идеи скептицизма

К числу основных идей скептицизма относятся следующие тезисы:

  • даже если знание выглядит достижимым и достоверным, оно не может быть признано таковым;
  • человеку недоступно как абсолютное знание, так и любое достоверное знание вообще (поскольку оно получено посредством эмпирического познания, которое не может считаться абсолютно надёжным источником);
  • человеку недоступно достоверное знание о каких-либо метафизических явлениях и объектах (Боге, мире, причинности и т.п.);
  • любая гипотеза нуждается в проверке, при этом ни одна проверка не может считаться достаточной или окончательной;
  • никакой из методов научного познания не может дать достоверных знаний об объективной реальности;
  • все имеющиеся у человечества знания являются лишь предположениями и гипотезами, которые невозможно доказать;
  • философ должен воздерживаться от каких-либо окончательных суждений.

Скептицизм считает все наши знания относительными и требует их критического переосмысления. В этом смысле он противопоставляется догматизму – некритичному способу мышления, опирающемуся на догмы. Несмотря на то, что догматизм свойственен прежде всего религиям, античные скептики называли догматиками всех философов, которые выдвигали и отстаивали какие-либо утверждения.

Скептицизм Пиррона

Создателем данного философского направления считается древнегреческий философ Пиррон (приблизительно 360-275 до н. э.). Он примечателен тем, что принципиально не писал книг и трактатов, поэтому его идеи сохранились только благодаря ученикам и последователям. В частности, его идеи развивали такие мыслители как Энесидем, Агриппа и Секст Эмпирик.

Сегодня мы имеем представление об античном скептицизме преимущественно благодаря трудам Секста Эмпирика. Он подробно описал идеи Пиррона, Тимона, Карнеада, Энесидема и других сторонников данного учения.

Пиррон считал, что философ – это человек, стремящийся к счастью, для достижения которого необходимо невозмутимое спокойствие, отсутствие всяческой тревожности и страдания. Чтобы достичь этого состояния, необходимо найти ответы на 3 вопроса:

  • Что представляют собой вещи и какими свойствами обладают?
  • Как мы должны к ним относиться?
  • Что нам даст такое отношение?

Сам Пиррон полагал, что попытки найти достоверные ответы на эти вопросы никогда не увенчаются успехом, а значит, не могут привести к счастью. Поэтому он предлагал отвечать на них следующим образом:

  • Мы не можем этого знать.
  • Мы должны воздерживаться от суждений о вещах.
  • Намеренно воздерживаясь от суждений, можно избежать тревоги.

Таким образом, он считал, что достичь философского счастья можно, отрицая саму возможность знания и понимания природы вещей. Состояние умиротворения, возникающее благодаря отказу от знаний, Пиррон позиционировал как высшую степень блаженства и называл «атараксией«. Он сам, а вслед за ним и другие скептики порицали стремление к достоверному знанию, считая его источником тревог и страданий.

Скептицизм Секста Эмпирика

В своих работах он изложил методологию скептического сомнения, которая основывалась на критическом осмыслении накопленных знаний в области философии и других естественных наук того времени. Кроме того, Секст Эмпирик коснулся и вопроса существования богов. Сопоставив религию с атеизмом, он пришёл к выводу, что нейтральный скептицизм является наиболее разумной позицией.

Стоит отметить, что атеизм, как и любая религия, противоречит основной идее скептицизма (ничто не может быть доказано или опровергнуто однозначно). Но советский философ Вениамин Богуславский, изучая работы Эмпирика, отмечал, что тот явно склоняется к атеизму, поскольку критикует религиозные взгляды вдвое чаще, чем атеистические.

В своих работах Секст Эмпирик показывает, что скептицизм является самостоятельным направлением в философии и его нельзя смешивать с другими. Причина в том, что любое другое направление одни сущности признаёт, а другие – отрицает. Скептицизм же одновременно и допускает, и подвергает сомнению все сущности.

История развития скептицизма

Как было отмечено выше, скептицизм зародился в Древней Греции и его основателем считается Пиррон. Позже его идеи развивали такие мыслители как Гераклит, Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и другие известные античные философы. Со многими идеями скептицизма, в частности, был солидарен и Сократ, хоть он и не был скептиком.

Причиной зарождения скептицизма стало то, что античные философы столкнулись с проблемой субъективного познания, которое зависело от индивидуальных особенностей восприятия. При этом существовало большое количество философских течений, основанных на противоречащих друг другу идеях и теориях. Наряду с этим существовала религия, которая исключала сомнения и предлагала принимать на веру ничем не обоснованные догматы.

Все эти противоречия привели мыслителей к проблеме кругового доказательства, которую можно выразить в трёх тезисах:

  • Любое утверждение основывается на других утверждениях.
  • Ни одно из утверждений не может считаться неопровержимым.
  • Выбор исходной точки для построения логического доказательства также требует обоснования.

Эти три тезиса представляют собой замкнутый круг, заставляющий сомневаться в том, что истина вообще может быть установлена. Таким образом у античных мыслителей было два варианта: либо вообще исключить возможность накопления достоверных знаний, либо смягчить требования к истине. Они посчитали, что наиболее разумным подходом будет принятие скептицизма как критерия рациональности, руководствуясь которым, можно принимать оптимальные решения.

К слову, проблема кругового доказательства никуда не исчезла и продолжает существовать в современной философии, являясь её постоянным и неотъемлемым элементом.

Приняв такой подход, античные скептики предлагали соблюдать законы, заботиться о собственном здоровье и наслаждаться жизнью, удовлетворяя свои физические потребности и стремление к знаниям. Особенно полезным данный подход оказался для развития античной медицины, которая благодаря ему приобрела первые черты доказательной науки. Стоит отметить, что аналогичные подходы появились тогда в Индии, Китае и на Среднем Востоке.

Средневековье было не особо благоприятным периодом для скептицизма. Вся Европа находилась под сильным влиянием религии, в связи с чем приветствовалась беспрекословная вера в истинность церковных догматов, а любые сомнения были под запретом. Вновь востребованными идеи скептиков оказались в Эпоху Возрождения, когда на смену авторитету религии пришёл авторитет знаний и разума. Скептицизм снова стал одной из главных движущих сил развития науки.

В философии Нового времени концепция скептицизма была пересмотрена. Теперь его рассматривали как направление, значительно расширяющее возможности познания и способное устранить любые существующие противоречия. Основными представителями скептицизма Нового времени были Франциско Санчес, Мишель де Монтень и Дэвид Юм.

Критика скептицизма

Также скептицизм обвиняют в том, что благодаря ему христианство распространилось по миру и стало господствующей религией. Дело в том, что именно скептики первыми начали широко критиковать политеистические религии, господствовавшие в мире во времена Античности. Они заставили людей сомневаться в своей вере в древних богов, но не предложили ничего взамен, и христианство появилось как раз в удачный момент, чтобы занять освободившуюся нишу.

Чем скептицизм отличается от агностицизма?

По сути, агностицизм возник из скептицизма, так что между этими двумя направлениями много общего. И всё же их нельзя отождествлять или совмещать, поскольку есть ряд фундаментальных отличий. Агностицизм исходит из того, что человеческие способности познания ограничены, но не отрицает возможность достоверного понимания того, насколько точно имеющиеся знания соответствуют реальности.

Скептицизм исходит из того, что достоверно отличить реальность от вымысла невозможно. Все наши знания получены посредством ненадёжных средств чувственного познания, а значит, могут быть недостоверными, и проверить это никак нельзя. Если агностицизм считает наши познавательные способности ограниченными, то скептицизм вообще исключает возможность сколь-нибудь точно оценивать достоверность знаний, полученных эмпирически.

2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

4. Дедукция — это:

*а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

5. Индукция — это:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.

6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

8. Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

9. Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

*г) гносеологический оптимизм;

13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

15. Уровни научного познания (укажите все варианты):

16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:

24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

б) средних веков;

*г) Нового времени;

26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:

д) математического анализа.

29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:

30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):

33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:

34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):

*в) большой предсказательной способностью;

г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);

д) своей исключительной эстетической ценностью.

35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:

а) абсолютная истина;

б) эмпирически достоверное знание;

в) математически обоснованное знание;

*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.

36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:

37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):

38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:

39. К основным концепциям истины относят:

г) физическая жизнь;

41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:

42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:

а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;

б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;

43. Соотнесите термин с определением:

В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову

б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной

а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю

44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?

а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;

б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);

в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;

г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).

45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:

а) романтический; 2 1) XVII в.

б) классический; 1 2) XVв.

в) неклассический; 3 3) XXI в.

г) постнеклассический. 4 4) XX в.

46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?

а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;

б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;

3. Добыть новые экспериментальные факты;

4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.

47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:

а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;

б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;

не дает никакого знания о мире;2

в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;

г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.

конкретными людьми в жизненных ситуациях.3

48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:

а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;

б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;

в) практика.2 3) конвенционализм.

Скептицизм – направление греческой философии, которое формируется в конце 4 в. до н. э. Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Скептицизм в большей степени тяготел к философии софистов. Вместе с созданием крупных государственных объединений перестали создаваться новые системы обоснований. Также происходит обращение к личности, только уже к личности атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутренней свободы, происходит обоснование положения человека в этом новом мире, мире монархии (деспотический режим).

В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до уровня природы – понимания цивилизованности.

На первый план выдвигается проблема личного счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – это естественное состояние человека, которое позволяет ему перенести удары судьбы. Эпикур предложил такой способ обоснования личного счастья: счастье – это удовольствие. Удовольствие – это способность довольствоваться тем, что имеешь.

Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу- терпким и т. д.).

Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то, что издалека кажется малым, вблизи оказывается большим).

В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Следующий троп указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в большем может быть вредно).

К этим десяти тезисам Агриппа и его ученики прибавили еще пять. Первый из новых тропов аргументирует различие видов или мнений. Второй критикует бесконечную цепь доказательств. Третий подчеркивает, что любое ограничение относится всегда лишь к чему-либо конкретному. Четвертый критикует принятие предпосылок, которые впоследствии не доказываются. Пятый троп предостерегает от доказательства по кругу. Он указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь требует доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так по кругу до исходной точки. И хотя эти новые тропы более абстрактны, некоторые из них можно редуцировать к ранним тропам, так же как некоторые ранние тропы основаны на более или менее аналогичных принципах.

Энесидем видел в скептицизме путь к преодолению догматизма всех существующих философских направлений. Большое влияние он уделял анализу противоречий в учениях других философов. Выводом из его скептических воззрений является то, что о реальности невозможно делать никаких суждений, основанных на непосредственных ощущениях.

Наиболее выдающимся представителем младшего скептицизма был Секст Эмпирик. Его учение также исходит из греческого скептицизма. В своих работах он излагает методологию скептического сомнения, основанную на критической оценке основных понятий тогдашнего знания. Критическая оценка направлена не только против философских понятий, но и против понятий математики, риторики, астрономии, грамматики и т. д. Его скептического подхода не миновал и вопрос о существовании богов, что привело его к атеизму.

В своих произведениях он стремится доказать, что скептицизм является оригинальной философией, которая не допускает смешения с другими философскими направлениями. Секст Эмпирик показывает, что скептицизм отличается от всех других философских течений, каждое из которых признает одни сущности и исключает другие, тем, что одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности.

Римский скептицизм был специфическим выражением прогрессирующего кризиса римского общества. Поиски и исследования противоречий между утверждениями предшествующих философских систем ведут скептиков к широкому изучению истории философии. И хотя именно в этом направлении скептицизм создает много ценного, в целом он уже является философией, утратившей ту духовную силу, которая вознесла античное мышление на его вершины. В сущности скептицизм содержит больше прямого отказа, чем методологической критики.

Скептицизм (от греч. skeptikos — испытывающий, исследующий) — это философское направление, которое пропагандирует сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов и демонстрирует нежелание принимать все гипотезы и теории. В общем смысле, скептицизм — это психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-то, которое заставляет человека не делать категоричных суждений.

Античный скептицизм, как реакция на метафизический догматизм более ранних философских школ, представлен прежде всего Пирроном, затем Средней и Новой академиями (Арцизилай, Карнеад) и так называемым поздним скептицизмом (Энеазид, Секст Эмпирик и другие)[1].

Античный скептицизм в своем развитии прошел через множество изменений и фаз. Сначала она носила практический характер, то есть выступала не только как самая верная, но и как самая полезная и выгодная жизненная позиция, а затем сменилась теоретической доктриной; сначала она ставила под сомнение возможность всякого знания, затем критиковала знание, но только то, которое было добыто предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить три периода:

1) Более древний пирронизм, разработанный самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном Флиунтским, относится к III в. до н.э. В это время скептицизм носил чисто практический характер: его ядром была этика, а диалектика была лишь внешней оболочкой; во многом это было учение, сходное с первоначальным стоицизмом и эпикурейством.

А.Ф. Лосев называет самый ранний этап скептицизма, возглавляемый Пирроном, интуитивно-релятивистским. Впоследствии в академии Платона развился скептицизм. Первое скептическое учение мы находим у главы Средней академии Аркселиуса. А.Ф. Лосев называет этот курс интуиционистским и вероятностным. Последний курс был развит Карнеадом, главой Новой Академии. Этот период называется рефлексивным вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабел и превратился в эклектизм, известный по Филону Ларисскому и Антиоху Аскалонскому (II-I век до н.э.), которые возглавляли так называемые Четвертую и Пятую академии. Более твердой и последовательной позиции скептицизма придерживается дальний последователь и новатор пирронизма, скептик I века до н.э. Энесидем, чей скептицизм называют систематическим или рефлексивно-релятивистским.

За ним последовал логико-релятивистский скептицизм Агриппы и Менодота (I век н.э.), а завершение античного скептицизма или абсолютного скептицизма, граничащего с нигилизмом, хотя и далеко не сводимого к нему, формирует скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III век н.э.).

Скептицизм - Пиррон и его школа

Пиррон и его школа

Пиррон из Аэлиды (ок. 360 г. до н. э. — 280 г. до н. э.) — древнегреческий философ из Аэлиды. Пиррон, основатель античного скептицизма, считался философом, который стремился к счастью.

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это имя отождествляется по значению со скептицизмом. Скептики сомневались во всем, опровергали догмы других школ, но сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность всех знаний и отвергали все доказательства.

Скептики делают вывод, что сами органы чувств не несут истины. Чувства не могут судить о самих себе, и поэтому они не могут определить, являются ли они истинными или ложными. То есть, мы можем утверждать, что тот или иной объект красный или зеленый, сладкий или горький, но мы не знаем, что это на самом деле. Он является лишь тем, чем он является для нас. Согласно Пирону, любое утверждение, которое мы делаем о любом объекте, может быть с равным правом и с равной силой противопоставлено утверждению противоположному.

Исходя из невозможности какого-либо утверждения о предмете, Пиррон делает вывод, что единственный правильный способ отношения философа к вещам — это воздерживаться от суждений о них. Когда мы воздерживаемся от всякого суждения о вещах, мы достигаем невозмутимости (атараксии), которая является высшей степенью счастья, доступной философу.

Приводятся примеры из его личной жизни, чтобы проиллюстрировать спокойное самообладание, необходимое для правильного скептицизма. Пиррон, который был со своими учениками на корабле во время шторма, привел им в пример свинью, спокойно поедающую свой обед в то время, когда все пассажиры были необычайно встревожены и боялись беды. Это та самая невозмутимость, которая, по его мнению, подобает истинному мудрецу[3] …

Не менее важной, а возможно, даже более важной, была этическая сфера скептицизма Пиррона. Хотя сам Пиррон ничего не написал, сохранилось достаточно материалов как о его скептицизме в целом, так и об этической части его философии. Здесь важен ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона стали общепринятыми в последующей философии.

Скептицизм Платоновской Академии

Как правило, преемники Платона (академики) делятся на Старую, Среднюю и Новую академии. (Некоторые дополнительно принимают 4-ю и даже 5-ю академию).

Против стоического и эпикурейского догматизма сначала выступила Новая Академия, которая была продолжением Академии Платона. Самыми важными фигурами были Аркесилай и Карнеад.

Основание Средней Академии приписывается Аркселаю, а Новая Академия представляла взгляды Карнеада. Однако и то, и другое имеет отношение к скептицизму, и сами скептики затруднялись указать разницу между своей точкой зрения и академической. Представители скептицизма уже причисляли к скептикам и философов, но все еще различали академиков и чистых скептиков.

Во время господства Средней и Новой академий чистый пирронизм уже замалчивался, причем надолго, почти на полтора века. Но в I веке до н.э., когда академический скептицизм уже изжил себя и соприкоснулся с догматическими системами, которые сам же критиковал, и особенно с системой стоицизма, пирронизм появляется вновь, но теперь уже не в такой голой и наивной форме, как у Энеасидема и других скептиков I века, а как достаточно развитая система, завершенная во II-III веке н.э. Пирронизм I века н.э. — это система пирронизма. Секст Эмпирик.

Аркселай (315-240 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, глава второй (средней) академии. Он представлял собой иной тип личности, чем почтенный Пиррон и язвительный Тимон; он был скептиком, мирским человеком, и как таковая грация должна была быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, умеющим упорядочить свою жизнь, любителем прекрасного, искусства и поэзии, отличался независимым и рыцарским характером.

Будучи студентом и слушая перипатетика Теофраста и академика Крантора, он под влиянием философии Пиррона выработал особое скептическое мировоззрение, противоречащее стоической доктрине и заключающееся в идее, что (в мире) нет окончательного критерия для определения истины и что любое положение может быть оспорено аргументами, которые даже кажутся вероятными; Следовательно, достижение абсолютно истинного недоступно человеческому сознанию, и поэтому необходимо ограничиться только вероятным, что, согласно учению Аркселиуса, вполне достаточно для нашей практической деятельности.

Философские взгляды Карнеада

Таким образом, для Арцисила, не признающего никаких разумных доказательств, критерием истины является только практическая целесообразность, которая либо указывает на успех предприятия, либо нет. Другими словами, вместо пирроновской чистой и безусловной относительности Аркселий все же рекомендует (и в этом остается его платоновская черта) сортировать чувственный флюид и выбирать из него то, что создает успех для человека. Именно этот жизненно-практический успех, который никогда не обладает полной достоверностью, является для него критерием истины. Поэтому мы бы назвали скептицизм Аркесилиуса практически вероятностным, утилитарно вероятностным или прямо, интуитивно заданной вероятностью.

Здесь, конечно, сохраняется нечто от платоновской доктрины разума. Однако здесь она сильно релятивизирована, а именно до степени практической вероятности. Это прагматичный вероятностный скептицизм.

Карнеад (р. 214 до н. э., Кирена, Северная Африка — ум. 129 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель новой или третьей академии.

Когда он приехал и жил в Риме в 156 году до н.э., он занимался философией, развил крайний скептицизм и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Будучи первым теоретиком концепции вероятности, он выделил три ее степени:

  1. восприятия вероятны только для того, кто их имеет;
  2. представления вероятны и не оспариваются теми, к кому они относятся;
  3. восприятие абсолютно бесспорно.

Самое сильное требование Карнеада для вероятности, которую он показывает, заключается в том, что мы должны перейти от простого определения сингулярности представления к анализу также всех других точек, так или иначе вовлеченных в исследуемое нами сингулярное представление. Другими словами, высший критерий истинности состоит в том, чтобы такая вероятность была установлена и исследована в совокупности со всеми другими смежными с ней предметами, которые могут либо раскрыть ее истинность, либо нарушить ее, либо вообще исключить ее.

При этом Карнеад хорошо понимает, что в своем учении о трех критериях истины он фактически имеет в виду только один критерий, а именно вероятность, но не ту непосредственную и некритическую, не ту слишком интуитивную, о которой говорил Аркселиус, а научно разработанную как конкретно заданную структуру.

Самым важным в академическом скептицизме является именно доктрина вероятности в различных значениях этого слова: то ли в том смысле, что все существующее и выражаемое может быть подвергнуто сомнению, то ли в том смысле, что доказательство вообще не является необходимостью для мышления, поскольку многое в жизни, хотя и не допускает доказательств, достаточно ясно.

Карнеад излагал свои философские взгляды устно, поэтому содержание его взглядов сохранилось в трудах других мыслителей — Цицерона, Евсевия. Точно так же скептицизм Карнеада был популяризирован литературной деятельностью его учеников — Клитемаха, Хармида, чьи многочисленные произведения не сохранились, но на которые имеются многочисленные ссылки.

Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни

Приведенные три основных этапа или типа античного скептицизма исчерпывают то, чем занимались скептики до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуиционистско-релятивистский (Пиррон и Тимон), 2) интуиционистско-вероятностный (Аркселай) и 3) рефлексивно-вероятностный (Карнеад).

Общей чертой этих типов является представление их скептической доктрины вместо той или иной догматической доктрины, но при этом представленной как строго доказанная догма. Единственное, чего не хватает, это позиции скептицизма, который также отрицает собственную критику догматизма и считает его недоказуемым. Сказать, что чего-то не существует, значит, в конце концов, вынести некое суждение и утверждать, что оно истинно.

И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно: счел все свои собственные аргументы против догматизма недоказуемыми, неубедительными и скептическими. Если хотите, такой скептицизм уже можно назвать полным нигилизмом. Но нам будет достаточно, если мы просто назовем всю эту систему доказательств у Секста Эмпирика абсолютным скептицизмом.

В нем много логики и остроумия. Но на самом деле он не выходит за рамки первоначального пирроновского скептицизма, который называют непосредственным или интуитивным релятивизмом. То же самое следует сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он тоже интерпретирует все свои доказательства скептически и нигилистически, так что греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом как в своем начале, так и в своем конце в смысле системы разума, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма своей доктриной вероятности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: