Предпосылка возникновения коммуникативного компонента готовности ребенка к школе

Обновлено: 25.07.2024

Правильное формирование личности ребенка – это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать и воспитатели. Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.

Развитие коммуникативной готовности к школьному обучению является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие коммуникативной готовности к школьному обучению имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

В настоящее время постоянно возрастает количество детей с общим недоразвитием речи, которые имеют недостаточно сформированный словарный запас, что, в свою очередь, препятствует формированию коммуникативной готовности к школьному обучению, затрудняет развитие письменной речи, нарушая полноценную подготовку к обучению в школе.

Вопросы методики развития коммуникативной готовности к школьному обучению дошкольников нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях А.М. Леушиной, Э.П. Коротковой, Л.В. Ворошниной, Е.М. Струниной, А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой. Л.М. Гурович, А.А. Зрожевской и других авторов.

Не смотря на научную разработанность проблемы развития коммуникативной готовности к школьному обучению у детей дошкольного возраста в теории, на практике педагоги дошкольных учреждений испытывают трудности в решении задач формирования у детей представлений о структуре текста, способах связи между предложениями и частями текста, использовании разнообразных средств формирования связности речи, в том числе серий сюжетных картин.

Основные качественные показатели коммуникативной деятельности (мотивы, цели, содержание и средства) старших дошкольников с ОНР имеют особенности, детерминирующие недостаточную сформированность у них коммуникативной готовности к систематическому обучению в школе, что требует дифференцированного подхода в обучении и воспитании данного контингента дошкольников.

Критериями коммуникативной готовности к школьному обучению старших дошкольников с ОНР как важной составляющей их общей готовности к школьному обучению являются: мотивация общения; сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности (общение, игра, учение), в различных моделях и ситуациях общения; активность и адекватность в использовании вербальных и невербальных средств общения; преобладающая форма общения.

Воробьева, В. К. утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка , появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Федоренко Л.П., сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи; ее частичная сформированность – незначительный словарный запас, аграмматичная фраза; развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой системе, – словаре, грамматическом строе, коммуникативной готовности к школьному обучению и звукопроизношении. При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.

В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приемов и методов воздействия необходимо четко определить характер имеющегося у ребенка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.

В сводной группе детей с общим недоразвитием речи подавляющее большинство составляют дети с моторной и сенсорной алалией, но могут оказаться и дети с ринолалией и дизартрией, если у них кроме нарушения звукопроизносительной стороны выявляется и лексико-грамматическая неполноценность. Таким образом, ринолалия и дизартрия могут проявляться двояко: в виде фонетико-фонематической неполноценности и в виде общего недоразвития речи.

Проблемам изучения речи детей уделялось большое внимание, но систематический подход стал осуществляться сравнительно недавно.

Для того, чтобы работать в этом направлении необходимо изучить и знать особенности развития речи детей, а также усвоения лексики.

Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  • мотивационная (личностная),
  • интеллектуальная,
  • эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ребенок, идущий в школу, должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

oн Основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
  • развитие речи,
  • развитие внимания,
  • развитие памяти,
  • развитие наглядно-образного мышления,
  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).

Основными формами по подготовке детей с ОНР к школеoн являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий;

• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант;

• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса;

• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности;

• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен;

• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму;

• ooн развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы;

• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает многокомпонентное образование. Придя в школу, ребенок должен быть к ней психологически готов. Есть несколько компонентов психологической зрелости дошкольника :

интеллектуальная готовность

эмоционально-волевая готовность

мотивационная готовность

коммуникативная готовность

На последней остановимся подробнее. Коммуникативная готовность сформирована в полном объеме, если ребенок способен устанавливать дружеские отношения, общаться и делать какое-то дело вместе со сверстниками, решать конфликты мирным путем; способен устанавливать контакт с взрослым, признавать его авторитет, понимать и принимать ролевые различия между учителем, воспитателем и родителем.

Всему этому ребенок учится в игре. В дошкольном возрасте игра – это основной вид деятельности. Даже в наш век высоких технологий и рациональных решений!

Но напрашивается вопрос: есть ли у ребенка возможность поиграть? И успешен ли он в этом? Есть ли у него друзья, которые радостно готовы откликнуться на игровые замыслы ребенка и щедро поделиться своими идеями? Если этого нет, то педагог должен помочь в формировании необходимой развивающей среды и подборе партнеров по играм. Это важно, потому что именно в игре дети учатся устанавливать и развивать отношения со сверстниками. А это очень полезные способности.

И еще один важный момент. Каждый педагог должен знать сам и донести до родителей дошкольников то, что именно в игре у ребенка формируется желание учиться. Когда ребенок в игре прошел весь путь от действия с предметами – через сюжетно-ролевую игру – к играм с правилами, тогда учиться в школе – это для него естественно, а не вынужденно. Так что игра для ребенка – это очень серьезно!

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Поэтому педагогу во время общения с детьми, находясь рядом с ними, наблюдая и контролируя процесс игр, для формирования коммуникативных навыков необходимо :

•создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

•обучать умению слушать и слышать другого;

•учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

•развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

•воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

А также проводить с детьми беседы, в ходе которых педагогу следует:

•Объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим.

•Научить детей входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других.

•Формировать чувства симпатии между участниками общения.

•Объяснять детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие.

•Научить детей владеть собой.

•Научить умению анализировать ситуацию.

•Объяснить, что не следует обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Так же можно проводить с детьми специальные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков :

Передай апельсин (мячик).

Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.

Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.

Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки, и пробежать в том месте уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила

2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)

Передать мяч по кругу, но всегда разным способом Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"

Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя). Водящий говорит "Я посылаю письмо из города. (название) в город. (название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.

Тренинги на развитие коммуникативных навыков

Найди себе пару.

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т. д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

Сейчас мы будем делать подарки друг другу.

Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась - ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась- какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу. Все собираются в круг. Один участник становится в середину круга и падает назад с закрытыми глазами. Другие ловят его.

Рекомендации для формирования

коммуникативных умений

2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме, а затем предложите игры:

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи;

произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

следующие упражнения, игры:

9. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в любом виде деятельности или в любой игре, где ребенок не один, он учится общаться, у него формируются различные навыки и способы поведения в отношении с другими людьми, развиваются коммуникативные навыки и социальная активность.

1. Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа : плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25

2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, – 2005, – №8. – С. 66–74.

3. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. 2001. №12. – С. 17–20.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.

5. Гуцалюк Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 2001, №4. – С. 11–13.

6. Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. – С. 17–20.

7. Копылева И. Н. Дошкольное детство : подготовка к школе или этап в жизни? // Начальная школа. 2002. №1. – С. 96–100.

8. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84 с.

9. Рыбина Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? // Дошкольное воспитание, 2001, №8. – С. 25–28.

10. Смирнова Б. О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М., МГУ, 2000. – 97 с.

Формирование психологической готовности детей 6–7 лет к школе Адресная направленность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских садов, психологам, учителям начальной школы, так и родителям.

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе (из опыта работы) Дети моей группы в этом учебном году стали первоклассниками. Но они вместе с родителями часто заходят к нам в детский сад и рассказывают.

Формирование мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста Проблема подготовки детей к школьному обучению является в настоящее время одной из актуальных в педагогической теории и практике. Всё больше.

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе

Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе
Младший школьный возраст - Готовность к школе
Индекс материала
Социально-коммуникативная готовность детей к обучению в школе
Подходы и принципы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Психолого-педагогические условия формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе
Все страницы

Введение

Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей, испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей.
Значимость данной проблемы обусловлена активными инновационными процессами в социальной и политической жизни страны, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности ребенка, его разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе

1.1. Состояние проблемы формирования социально-коммуникативной готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической научной литературе


Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие определенных умений, среди них:
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (упрямый, веселый, грустный, радостный и т. д.) и рассказывать о нём.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, относиться к его мнению и интересам с уважением.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
6. Умение соотносить свои желания и стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах (например уступать, договариваться).
8. Умение уважительно относиться к другим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не ссориться и спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Авторы О. В. Вычегжанина и Е.Л. Никитина отмечают, что структуру социально-коммуникативной готовности (компетентности) у старших дошкольников можно рассмотреть наиболее полно при выделении нескольких компонентов, которые определяют степень сформированности данного вида компетентности (см. табл. 1).


Проблема готовности детей к условиям школьного обучения была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особое значение, т. к. возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу из дошкольного учреждения в школу, зависит и течение адаптационного периода на новой ступени обучения, особенно если у него наблюдаются своеобразие психофизического развития. Одной из причин школьной дезадаптации является недостаточная коммуникативная готовность старших дошкольников.

Коммуникативная готовность к школьному обучению является предметом обсуждения в публикациях М. Е. Валитовой, Д. Д. Венгер, Л. С. Выготского, А. З. Зака, В. С. Мухиной, A. A. Рояк, Д. Чейпи, Д. Б. Эльконина и др.

Коммуникативная готовность является структурной частью психологической готовности к школе, проявляющаяся в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации. Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Исследования показывают, что основную часть детей с признаками школьной дезадаптации составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В психолого-педагогических исследованиях Т. В. Власовой, Т. В. Егоровой, Н. А. Никашиной и др. установлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. Педагоги и психологи отмечают, что у младших школьников с ЗПР выявлено запаздывание по сравнению с нормой формирования социальных отношений, сложнее проходит период адаптации.

В исследованиях М. Алворд, П. Бейкер и др. отмечается, что у детей с ЗПР снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

Одной из специфических черт взаимоотношений детей с задержкой психического развития — несформированность устойчивых навыков и привычек дружеского общения с другими детьми. В свободное от занятий время они обычно возбуждены, досаждают тем, кто слабее, мешают друг другу заниматься каким-либо делом, даже построиться не могут спокойно, без ссор.

Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к новым социальным условиям.

В рамках исследования мы исходили из следующих теоретических положений:

1) структурные компоненты коммуникативной деятельности представляют собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого (Т. В. Антонова, Ю. М. Жуков и др.);

2) коммуникативная готовность включает в себя: способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми (когнитивный компонент); эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатия) (эмоциональный компонент); способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности (поведенческий компонент) (Т. В. Антонова, Ю. М. Жуков и др.).

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

— наиболее проблемные зоны сформированности коммуникативных умений и навыков у детей с нормальным развитием — это способность побуждать к действию и задавать уточняющие вопросы, а для детей с ЗПР наиболее проблемными зонами помимо способности побуждать к действию и задавать уточняющие вопросы являются затруднение способности привлечь внимание к своим или чужим действиям, передавать информацию, выразить несогласие, выразить отрицание, способность поблагодарить, спросить. При этом все дети могут выразить приветствие при встрече;

— большая часть детей умеет взаимодействовать в парах, выполнять совместную работу, но все же есть определенные противоречия, которые проявляются в отсутствии должного интереса к работе друг с другом, сплоченности, а также дети не всегда проявляют поддержку в процессе практической деятельности, рассчитывая только на себя и свои собственные усилия, при этом позиционируя свой интерес превыше интереса других. При этом большая часть с нормой развития детей умеет взаимодействовать в парах, выполнять совместную работу, проявляют должный интерес к работе друг с другом, сплоченности, проявляют поддержку в процессе практической деятельности, стремятся совместно выполнить задание. У некоторых детей отмечаются затруднения в коммуникативных действиях, стремление настаивать на своем, упрямство и трудности в процессе коммуникации в паре;

— для большинства детей с нормальным развитием старшего дошкольного возраста свойственен высокий уровень развития типов взаимодействия и сотрудничества со сверстниками (тип общения не ниже 4), что говорит о хорошем уровне подготовки к школе (уровне развития коммуникативной готовности), в то время как для детей с ЗПР преимущественно свойственен 2 тип общения и ниже;

— дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют преимущественно средний уровень развития навыков группового взаимодействия, дети недостаточно знакомы с нормами и правилами общения, не способны предвидеть поведение другого человека, затрудняются в решении различных проблем в общении.

Также мы предположили, что для детей со средним уровнем общения по методике Кравцовой свойственна ситуативно-деловая форма общения, данная форма характерна для более раннего возраста. Для детей с высоким уровнем общения характерна внеситуативно-познавательная форма общения, такой ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Таким детей интересует больше, чем общение со взрослыми как наставником, он интересуется тем, как устроен открывшийся для него огромный мир природных и человеческих отношений.

Детям, чей уровень общения выше среднего и очень высокий, присуща внеситуативно-личностная форма общения Взрослый для ребенка с такой формой общения — высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, каприза и отказа от трудных заданий. Именно эта форма самая важная при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6–7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Таким образом, анализ полученных данных показал, что у детей с ЗПР не сформированы компоненты коммуникативной готовности к школе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коммуникативная готовность, психическое развитие, старший дошкольный возраст, школьное обучение, должный интерес, коммуникативная деятельность, нормальное развитие, практическая деятельность, совместная работа.

Читайте также: