Предметное направление в школе

Обновлено: 05.07.2024

Представлен опыт работы начальной школы по реализации предметного обучения. Если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению в основной школе через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему качества образования, преемственности и адаптации в школе.

Оценить 1137 0

Из опыта работы школы:

В настоящее время управление качеством образования – это одна из актуальных и наиболее активно обсуждаемых проблем. Наш опыт управления школой показывает, что традиционная система организации учебной деятельности не учитывает многие факторы, которые могли бы улучшить условия обучения, а через них повысить эффективность образовательной деятельности педагогов.

Школа призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

С введением ФГОС возросли требования предъявляемые сегодня к учителю начальных классов, в связи с этим учитель испытывает в условиях инновационных процессов интеллектуальные, эмоциональные и другие психологические трудности, наличие которых обусловливает отставание их профессиональной деятельности от новых требований.

Проанализировав сложившуюся ситуацию в нашей школе, мы выделили основные проблемы, назревшие в организации образовательной деятельности:

Учителя начальных классов преподают разные предметы, прежде это было приемлемо, нов современной школе курсы математики, окружающего мира и прочих предметов стали значительно сложнее. Учитель вынужден ежедневно готовиться к четырем, пяти предметам, что требует очень много времени и усилий. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, литературное чтение, окружающий мир, технологию одному учителю очень сложно. А еще ему необходимо разработать рабочие программы учебных предметов, дидактический материал и прочее на должном уровне в соответствии с требованиями ФГОС.

Кроме того, учитель, как любой другой человек, имеет склонности к определенным учебным предметам. Опытные учителя основной школы могут по классу сказать, у кого учились ребята в начальной школе. (Этот класс хорошо знает математику, а вот знания по русскому языку хуже, сразу видно учились у …. педагога). Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.

В школе существует и проблема учебной перегрузки у учителей начальных классов. Учителей в школе не хватает, поэтому на протяжении нескольких лет педагоги работали в две смены, имея два классных руководства, от 6 до 10 подготовок к урокам каждый день, проверка тетрадей. Это при занятости в школе с утра до вечера. Разве можно при таких условиях говорить о качестве обучения.

Мы пришли к выводу, что без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению в основной школе, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.

Мы решили, что если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению в основной школе через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему качества образования, преемственности и адаптации в школе.

Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

Работа началась с создания рабочей группы, в состав которой вошли: директор, заместитель директора по УВР, руководители ШМО, педагог – психолог, учителя начальных классов. Распределены функциональные обязанности: изучалась психологическая готовность педагогического коллектива, был составлен график прохождения курсов повышения квалификации педагогов на 3 года, особое внимание уделялось рабочим местам педагога, соответствие оснащенности кабинетов современным требованиям.

Рабочая группа разработала поэтапный план мероприятий по введению предметного обучения в начальных классах на 5 лет.

На первом этапе согласно плану мероприятий, мы изучили опыт работы образовательных учреждений г.Ульяновска, Алма-Аты, Москвы, гимназии из Тульской области и т.д. Интересным оказался опыт гимназии из Казахстана, где предметное обучение в начальных классах было введено с 1995 года, в школе была решена проблема сопровождения детей, т.е. введена штатная единица воспитателя – классного руководителя, или освобожденного классного руководителя, который заботится о младших школьниках, помогает на уроках учителям осуществлять индивидуальный подход. Во многих образовательных учреждениях России предметное обучение вводится с 1 класса.

Разработали нормативные документы, регламентирующие процесс введения предметного обучения в начальных классах, определили цели и основные задачи.

Особое внимание было уделено службе психолого - педагогического и социального сопровождения образовательной деятельности. Педагогом – психологом составлен план мероприятий психологического сопровождения, осуществлен подбор диагностирующего инструментария. Через диагностические процедуры осуществлялось выявление конкретных затруднений, в деятельности педагогов, потребностей педагогического коллектива, родителей в организации педагогических условий для решения насущных проблем, связанных с овладением учащимися желаемого уровня развития универсальных учебных действий в соответствии с его возможностями.

Все педагоги, ведущие уроки в 3-4 классах, повысили свою квалификацию на курсах в ГБУ ДПО ЧИППКРО, в течение последних 2-х лет.

Членами рабочей группы проводились с педагогическим коллективом мероприятия по подготовке и введению в действие предметного обучения: заседания методического объединения учителей начальных классов, методические дни,педагогические советы, совещания при директоре. На которых, шло обсуждение идеи перехода на предметное обучение, были определение параметры для отслеживания успешности обучения, предложены цели и задачи организации работы, обсуждены вопросы возможных рисков и способы их компенсации, сформулированы прогнозируемые результаты, разработаны критерии ожидаемых результатов, рассмотрены вопросы по недельной нагрузке педагогов на учебный год.

Все положительные и отрицательные моменты, возможные риски при введении предметного обучения регулярно обсуждались с педагогическим коллективом.

В этот же период проходил пересмотр и усовершенствование дидактических материалов, материальной базы. Были созданы благоприятные условия по материально – техническому оснащению кабинетов. Все кабинеты в школе оснащены АРМ учителя, было приобретено учебно-лабораторное оборудование для уроков окружающего мира, демонстрационные материалы. Были оборудованы раздевалки мальчиков и девочек для урока физкультуры.

Информационное обеспечение введения предметного обучения: информирование обучающихся, родителей (законных представителей) о введении и процессе апробации предметного обучения в начальных классах осуществлялось через общешкольные родительские собрания, сайт школы.

В начале учебного года прошли родительские собрания в 3-4 классах, в форме круглого стола, на них присутствовали администрация школы, педагог – психолог, учителя – предметники. Были подведены первые итоги: родители высказали свое мнение по новой форме обучения

В целях информирования родителей о состоянии и результатах деятельности школы, создания условий для формирования механизма обратной связи между образовательным учреждением и социумом, один раз в четверть проводится День открытых дверей. В течение дня родители являются непосредственными участниками всего происходящего: наблюдают за детьми во время уроков, внеклассных занятий. Все желающие родители могут получить профессиональные консультации у логопеда, психолога, социального педагога и медицинского работника школы, учителей – предметников. По результатам анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что данное мероприятие позволяет родителям увидеть детей и учителей в работе, познакомиться с методами и приемами, используемыми педагогами в работе с детьми. Получили одобрительные отзывы родителей на мероприятие. В анкетах мы увидели и определенные пожелания, которые были рассмотрены и приняты к сведению.

При введении предметного обучения удалось решить проблему нехватки кадров и перегрузки педагогов. В предыдущем учебном году (до введения предметного обучения) 5 учителей работали в две смены, недельная нагрузка составляла от 35 до 39 часов, плюс два классных руководства, четыре пачки тетрадей на проверку почти ежедневно. В первый год работы по предметному обучению у этих же педагогов недельная нагрузка составила от 19 до 29 часов. При этом учитель готовил конспект одного урока, а не 8 или 9 ежедневно. Конечно, у учителей ведущих русский язык и математику одной из проблем осталась проверка тетрадей у пяти классов. Данную проблему решили, путем материального стимулирования педагогов.

При предметном обучении в школе меняется работа методических объединений, идет обсуждение узкопредметных вопросов, реализовываются общие требования к оформлению работ учащихся, учителями – предметниками даются рекомендации учителям, ведущим уроки в 1-2 классах, на какие темы обратить особое внимание, какие навыки отработать с учениками для устранения типичных ошибок. Кроме того, большое внимание уделяется и психологическим возрастным характеристикам детей.

В течение первого года введения предметного обучения проводился опрос учителей, который показал, что многие учителя изменили свой подход к оценке успешности обучения учеников, поскольку видят детей всей параллели, и это помогает им объективно определять уровни обучения учащихся. Некоторые указали, что получили возможность увеличить время на подготовку к уроку, а соответственно и качество подготовки. Отмечали, что долго адаптировались к другим классам, увеличился объём проверяемых тетрадей. При правильной организации работы в классе лучше работает ученическое самоуправление.

В целях повышения профессионального мастерства педагогов школы и распространения педагогического опыта в школе в течение учебного года всеми педагогами проводятся открытые уроки и занятия.

При введении предметного обучения возникают трудности у учащихся в привыкании к требованиям разных учителей со своей системой оценки и индивидуальным стилем преподавания. Ввиду разрушения традиционных способов организации учебной деятельности происходят внутренние и внешние конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями. Эти основные риски администрация и педагогический коллектив школы хорошо осознавали, еще до начала работы. И прикладывали все силы для недопущения конфликтных ситуаций, для создания комфортных условий для всех участников образовательных отношений.

- повышение качества преподавания

- объективную оценку уровней обучения учащихся

- объективную оценку педагогической деятельности учителя

- раннюю и менее болезненную адаптацию детей к новым условиям

- погружение учителя в предмет и пополнение своих методических копилок

- формирование объективной самооценки у детей и оценки у родителей.

- решение проблемы нехватки и перегрузки учителей

1. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования// Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

2. ИсламгуловаС.К. Об организации процесса обучения в начальной школе. Журнал Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. Выпуск №1/2009г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметное обучение в начальной школе как инновационная система, соответствующая требованиям ФГОС

Актуальность темы

Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Школа 21 века призвана ориентировать не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно, - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Преемственность между начальной и основной школами является еще одной проблемой, причем федерального уровня: мало сквозных учебников, а учителю сложно простроить программу самому; авторы учебников не учитывают также уровень сложности изучения материала на предыдущем этапе. Развивается проблема преемственности на школьном и личностном уровне. В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. В то же время он попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и нередко предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, у него резко падает интерес к учебе.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, я выделила основные проблемы , назревшие в организации образовательного процесса начальной школы:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя.

2. Слабое мотивационное обеспечение урока: недостаточное стимулирование любознательности, познавательных интересов и способностей обучающихся.

3. Отсутствие предметной ориентации обучающихся.

Основные, на мой взгляд, причины появления данных проблем заключаются в следующем:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя заключается в следующем:

- неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям;

- не созданы условия мотивационной готовности учителя к росту, к поиску, как следствие, отсутствие внутренней мотивации к росту профессионального мастерства;

- социально-психологические особенности учителей начальных классов.

3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно, как и ведение внеурочной и исследовательской деятельности по всем предметам.

3. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.

Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.

Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

Поиски путей решения этих важных проблем привели к возникновению идеи инновационной деятельности: введения предметного преподавания в начальных классах.

Цель: создание условий для успешности обучения через предметное преподавание в начальной школе и в классах II ступени.

Гипотеза : если в школе будет разработаны соответствующие условия, в том числе и кадровые, для модернизации организационных форм учебно-воспитательного процесса, введены инновационные способы мотивации и обеспечения деятельности ученика и учителя, которые позволят обеспечить высокий уровень преподавания, подготовить учащихся к обучению на первой и второй ступени основной школы через предметное преподавание, то это позволит повысить качество организации учебно-воспитательного процесса, решить проблему повышения качества образования, преемственности и адаптации в школе.

1. Создать мотивационное поле для профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Введение предметного обучения в начальных классах позволило:

Выполнить полностью по всем учебным предметам государственную программу (практическую и теоретическую части).

Появилась возможность более качественно готовиться к уроку.

Более тщательнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и успешности обучения. (т.к.ведет свой курс сразу на начальной ступени обучения, следовательно, учитель может провести быструю корректировку урока).

Высвободить больше времени для дополнительной работы с учениками. (учителя имели возможность вести предметный кружок, а также проводить образовательные события с параллелью).

Отследить одаренных учащихся (участие в различных викторинах, интеллектуальных играх, тем самым мотивируя учеников к обучению).

Использовать новые современные технологии в обучении.

Повысилось качество обучения (русский язык более 70%, математика более 80%, литературное чтение 90%), т.к. учитель начальных классов специализировался на преподавании одного учебного предмета.

Участвовать на конференциях разного уровня. (учителя поделились опытом своей работы на школьном ШМО, городских проблемных группах, школьной, муниципальной методической конференции , педсоветах).

Пополнить портфолио учителя.

Сплотить учащихся всей параллели для проведения различных внеурочных мероприятий.

Также такая форма обучения помогла совершенствовать воспитательную работу, проводимую во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.

Адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса.

Изменить в лучшую сторону отношение к учебе.

Повысить ответственность, самостоятельность и поднять собственную самооценку.

Предметное обучение способствует возникновению нового характера взаимоотношений учителя и ученика.

Расширить кругозор учащихся, т.к. он не ограничен общением только с одним учителем.

Расширить границы участия в интеллектуальных играх, проектных и исследовательских работах разного уровня (дети в течение года занимали призовые места в интеллектуальных играх, марафонах, олимпиадах).

К концу первого полугодия у многих учеников произошла дифференциация предметов.

Расширить кругозор, т.к. родитель не ограничен общением только с одним учителем", а также имеет возможность участвовать вместе с детьми в мероприятиях различного уровня.

Увидеть в своём ребенке изменения в развитии личности, отношении к учёбе.

Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации учебно-воспитательного процесса, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения. Надеемся, что введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.


В статье рассказывается о том, почему учителя нашей школы решили перейти на предметное обучение в начальных классах.

Описание разработки

Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.

Основными причинами появления данных проблем могут быть:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя, неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям; социально - психологические особенности учителей начальных классов.

3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.

4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.

5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.

Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.

Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.

Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.

Основная идея заключается в организации предметно - пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Создать условия профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

Реализация предметно - пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Предполагаем, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.

Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.

Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечит профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.

Переход на предметное обучение позволит

- в течение учебного года (учебных годов) адаптироваться к работе с учителями - предметниками.

- получить высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса.

- познакомиться с системой предметного обучения в начальной школе, в условиях максимально комфортных для их детей

- осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;

- осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр учебников;

- высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;

- повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.

В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Педагогический коллектив школы, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.

Содержимое разработки

Качество образования в современной школе во многом определяется умелой организацией образовательного процесса. Начальная школа как базовое звено образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, следовательно - опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Пришло время стандартов нового поколения, и мы знаем достаточно о том, какие требования предъявляются сегодня к учителю начальных классов, но мало знаем о том, какие трудности он испытывает в условиях инновационных процессов.

Основными причинами появления данных проблем могут быть:

1. Недостаточный профессиональный рост учителя, неспособность некоторых учителей к интуитивному постижению нового и к педагогическим импровизациям; социально-психологические особенности учителей начальных классов.

3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.

4. Отсутствие индивидуальной образовательной траектории и индивидуального развития каждого обучающегося.

5. Трудности адаптации пятиклассников в основной школе.

Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока, одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно.

Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу.

Исходя из этого, учителя начальных классов нашей школы пришли к решению введения предметного преподавания в начальных классах.

Основная идея заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

1. Создать условия профессионального роста учителя и эффективности его деятельности.

2. Перейти на новую систему обучения, соответствующую требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (научить обучающихся самим добывать знания).

3. Способствовать сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности.

4. Развить устойчивую мотивацию к учению, способствующую успешности обучения.

5. Обеспечить овладение каждым обучающимся желаемого уровня развития универсальных учебных действий, уровня развития в соответствии с его возможностями.

Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а введение предметного обучения – преемственность в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Предполагаем, что ученик, окончивший школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.

Общение с несколькими учителями в учебном процессе значительно снизит подавляющее влияние личности одного педагога не только на эмоциональном состояние ребенка, но и его мировосприятие, положительно повлияет на формирование его мировоззрения. Ребенок научится общаться с различными людьми и жить в мире взрослых.

Предметное обучение в начальной школе поможет легко адаптироваться ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создаст щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечит профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Введение предметного обучения в начальной школе – станет важным условием в освоении новых технологий обучения.

Переход на предметное обучение позволит

- в течение учебного года (учебных годов) адаптироваться к работе с учителями-предметниками.

- получить высокопрофессиональное сопровождение в течение всего учебного процесса.

- познакомиться с системой предметного обучения в начальной школе, в условиях максимально комфортных для их детей

- осмыслить новые задачи, стоящие перед начальной школой, которые изменились на уровне целеполагания;

- осуществить более глубокую проработку современных программ, охватить весь спектр учебников;

- высвободить время для более тщательного отбора учебного материала и подготовки дидактического обеспечения учебного процесса;

- повысить уровень преподавания и качества знаний учащихся.

В результате совершенствования педагогического мастерства учителей, роста их профессионализма повысится качество образовательного процесса в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Педагогический коллектив школы, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.


-75%

Профильные классы в школах

С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.


Что такое профильный класс

В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.

Направления профильных классов

Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.



У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:

  • физика и математика;
  • филология;
  • лингвистика;
  • литературоведение;
  • медицина;
  • ИТ;
  • инженерия;
  • экономика;
  • химия и биология;
  • иностранные языки;
  • архитектура;
  • право;
  • театральное искусство;
  • журналистика;
  • педагогика;
  • культурология.

Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.


Предметы

Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:

  1. Русский язык и литература.
  2. Родной язык и литература.
  3. Иностранные языки.
  4. Общественные науки.
  5. Математика и информатика.
  6. Естественные науки.
  7. Физкультура, экология, ОБЖ.

Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.

В программе класса профильного уровня есть:

  • базовые предметы – обязательны для любого профиля;
  • профилирующие – обязательны для конкретного профиля;
  • элективные курсы – набор дополнительных курсов, обязательных для изучения на определенном профиле; какой именно предмет из этого набора выбрать, решает ученик.


Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.

Поступление

Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.

ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.

Читайте также: