Предметно пространственная среда по математике в доу

Обновлено: 06.07.2024

по формированию элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС.

В группах созданы все условия для сенсорного, математического развития детей. Основываясь на требования ФГОС, СанПин, в группах создана развивающая предметно пространственная среда для сенсорно-математического развития детей.

Дидактический материал по математике, используемый в повседневных играх, безвреден для здоровья и отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дидактические игры, занятия, упражнения с сенсорным дидактическим материалом способствуют у детей зрительно-различительного восприятия размеров, форм, цвета, распознаванию звуков, математическому развитию детей. Так как предметно-пространственная среда в группах должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в Учреждении, педагоги меняют оснащение в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Кроме того, педагоги поэтапно изменяют, дополняют и реорганизовывают ее, делают все, чтобы развивать математические способности детей. Предметы обстановки групповых помещений подобраны таким образом, что они отражают многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, отводится много места дидактическому материалу для самостоятельной деятельности детей.

Подбор оборудования и материалов по математике для группы определяется особенностями развития каждой возрастной группы детей. В группах имеются уголки занимательной математики – это специально отведенное место, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами. В Младшей группе – это сенсорный домик. В Средней возрастной группе в оформлении уголка используются увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике. В Старшей группе используются обычные предметы детской мебели: яркие современные полочки, которые обеспечивают свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру. Пособия математического содержания предназначено для индивидуальных и совместных игр с другими детьми. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, порядкового счета, также помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, герои сказок.

Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, стараются, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной и безопасной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Если в ближайшее время игра, пособие, оборудование по математике не используются, педагоги их меняют на другое пособие, таким образом учитывается принцип функциональности. Педагоги подбирают только те материалы, которые предназначены детям определенного возраста.

Развивающая среда в группах способствует развитию познавательных интересов ребенка и периодически пополняется новыми дидактическими играми и дидактическим материалом. Подобная организация пространства и материала по математике позволяет детям выбирать интересные для себя занятия и игры. А педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс по математике с учетом индивидуальных особенностей детей. Творческая группа педагогов разработала интерактивные игры по математике и воспитатели широко применяют их в работе с детьми.

С целью ознакомления родителей с результатами деятельности детей по математике оформлена стена творчества с использованием геометрических орнаментов и сюжетных изображений из геометрических фигур.

Развивающая предметно-пространственная среда в математических зонах в ДОУ создана с учетом ФГОС и дает возможность эффективно формировать элементарные математические представления и развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей уровня активности, и чтобы каждый день пребывания в саду был наполнен интересными занятиями и играми.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна и служит интересам и потребностям ребенка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметно-развивающая среда

по математике в ДОУ

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ :

1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей: игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

3.Занимательный материал математического содержания:

- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;

- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино,Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки.

2-ая младшая группа (3—4 года)

В центре познавательного развития по математике могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;

Дидактические игры .

Подбирать предметы по цвету и величине

(большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из

уменьшающихся по размеру колец , чередуя в определенной последова -

тельности 2–3 цвета; собирать картинку из 4–6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепен-

но усложняющиеся правила.

hello_html_4d2fa2cf.jpg


hello_html_m20de4ae9.jpg

hello_html_7a027910.jpg

hello_html_62e3311a.jpg

Средняя группа ( 4 – 5 лет )

Центр познавательного развития по математике средней группы может содержать:

дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:

- ориентироваться в пространстве и времени ;

- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету , назначению и т.д.;

- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;

Дидактические игры :

-модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений ;


hello_html_6afd64ed.jpg

hello_html_21bd4634.jpg

hello_html_2b215ecf.jpg

Страшая группа ( 5 – 6 лет )

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать:

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;

дидактические игры, развивающие умения:

- создавать множества ( группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);

умение понимать отношение рядом стоящих чисел ;

умение устанавливать последовательность различных событий.

Дидактические игры :

- игры с цифрами, монетами;

- Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича .

hello_html_m41e055c6.jpg

hello_html_m7b3cbe8c.jpg

hello_html_m8291216.jpg

hello_html_157cd238.jpg

Подготовительная группа ( 6 – 7 лет )

В группах старшего дошкольного возраста центр познавательного развития по математике может содержать:

дидактические игры, формирующие умения:

умение ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница тетради и т.д.);

умение работать с планом ,схемой, маршрутом ;

умение определять время по часам;

умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей ;

умение называть числа в прямом и обратном порядке .

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Дидактические игры :

- игры с цифрами, монетами;

- Календарь, модель календаря.

Развивающие игры:

- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.

- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами.

Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

hello_html_642f6bb6.jpg

hello_html_c3744e4.jpg

hello_html_m3d0837f7.jpg

hello_html_6e35d58d.jpg

Р. S .: (Все фотографии из личного архива Леоновой Наталии Петровны)

2. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.

Мы приобрели коврограф Ларчик по Воскобовичу со всем дидактическим материалом к нему. Детям очень нравится самостоятельно прикреплять счетный материал, либо другой дидактический материал, изучать цвета с гномиками, изучать цифры с животными цифроцирка и т. д. Он легко сворачивается и открывается учебная зона с доской, где мы пишем мелом.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП в старшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС

Для изучения плоскостных геометрических фигур у нас на стене расположены забавные фигуры с мордашками, что очень оценили дети


Приобрели всеми любимые блоки Дьенеша и палочки Кюизенера и пособия к ним. Все находится в свободном доступе для детей и пользуется успехом у них



По Воскобовичу у нас так же присутствует счетовозик


Так же мы приобрели деревянные конструктора, различные блоки, кубики Никитина, вкладышы. Они у нас не в единственном экземпляре. Каждый ребенок находит для себя то, что ему по душе






Пластмассовые конструктора и мозаики, развивающие логику, мышление, мелкую моторику рук




Для развития количественных представлений и счета у нас имеются карточки с цифрами, наборы счетных материалов "Касса счетных материалов" на каждого ребенка, счетный материал деревянный, резиновый, пластиковый, а так же бумажный, сделанный своими руками





Для развития мелкой моторики рук у нас так же имеются игры "Шнурочки", "Бусы" и деревянные


и пластиковые. Есть математические планшеты, а так же математическое лото, домино и пазлы





Все это, повторюсь, у нас находится в свободном доступе для детей.


Конечно, это не все, что у нас имеется, я показала наиболее востребованный, эстетичный материал, с которым приятно играть и учиться играя не только детям, но и воспитателям. У нас имеются картотеки дидактических игр, которые мы используем каждый день в своей работе. Мы не останавливаемся на достигнутом и идем в ногу со временем. Благодарю за внимание!

Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОС Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе с учётом ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе с учётом ФГОС Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС. Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает.

Предметно-развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС до Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Рябинка" г. Тайшета Презентация предметно-развивающей среды в.

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе по ФГОС до центр музыкального развития

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе по ФГОС до центр музыкального развития Для успешного художественно-эстетичексого развития детей дошкольного возраста, является наличие в групповых комнатах, музыкального центра,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации воспитателям по организации развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС.

Консультация для воспитателей

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДО, на сегодняшний день, стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), дошкольного образования. ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:

Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.

Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.

Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ:

Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.

Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.

Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки, считалки;

Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Ранний возраст

Младший возраст

В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.

Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек-вкладышей, пирамидок, шнуровок, нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению с взрослыми и сверстниками.

Средний возраст

В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Старшая и подготовительная группы

При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу, начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.

Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.

Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.

Читайте также: