Предметно пространственная среда логопеда в доу

Обновлено: 07.07.2024

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья - сложный педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей оказывает создание комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.

Требования к развивающей среде по Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.

  • Развивающая среда определяется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами.
  • Коррекционно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности уединения.
  • Коррекционно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.

Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но одним из моментов успешной коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, является создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете образовательного учреждения.

Цель:

  • коррекционная помощь, организация условий для исправления и преодоления речевых дефектов, для обогащенной, разнообразной коммуникативной деятельности детей, взаимодействие с родителями для обеспечения гармоничного развития воспитанников.

Задачи:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);
  • развитие навыков связной речи;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • развитие познавательных процессов.

Создавая развивающую среду, учитываем следующие принципы:

  • доступность-воспитанники свободно пользуются игровыми пособиями;
  • системность-материал систематизирован по лексическим темам, составлен паспорт кабинета;
  • здоровьесбережение-достаточное освещение, регулируемые столы, учет возрастных особенностей;
  • вариативность-материал съемный, который можно использовать в разных зонах группового пространства.

Игры и пособия эстетически оформлены. Кабинет разделен на центры.

1. Учебный центр. Здесь расположены магнитная доска и детские столы для проведения подгрупповых занятий.

Таким образом, мы создаем у детей эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности. У дошкольников появляется мотивация к данному виду работы. Это повышает детскую ответственность, инициативу, самостоятельность. На лапах Дракоши используем перчатки для выполнения пальчиковых игр.

4. Зона речевого дыхания. Это подвесная конструкция, которая приводится в движение воздушной струей ребенка и позволяет формировать направление и силу выдоха. Яркие картинки меняются по временам года: осенью - разноцветные листья, зимой - разные по величине снежинки, весной - пестрые бабочки, летом - яркие цветы. И разнообразные дыхательные тренажеры, изготовленные родителями: чашки, рукавички, вертушки. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель: познакомить дошкольников с различными видами эмоциональных состояний, научить различать и обозначать словами основные эмоции, учить передавать разные эмоции при помощи мимики и жестов.

7. Центр дидактических пособий и документации. Весь материал систематизирован по разделам: лексико-грамматический строй языка, звукопроизношение, связная речь, познавательные игры.

9. Использование компьютерных технологий для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Современная организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет решать задачи в игровой форме, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность и добиваться высоких результатов у дошкольников с ОВЗ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ предметно развивающая среда.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Развивающая

предметно –

пространственная

среда

Рудакевич Наталья Николаевна

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.

Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия. На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка , особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир.

А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда

особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения,

коррекции и стимуляции речевой деятельности.

Поэтому важно правильно организовать предметно -

развивающую среду в кабинете учителя-логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.

hello_html_m23891a44.jpg
hello_html_m6d74cdb9.jpg

hello_html_m6a667c20.jpg
hello_html_m56fde6be.jpg

hello_html_m2c4b57c1.jpg

Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение логопедического кабинета условно разделено на блоки:

- блок профилактики и консультирования;

- блок организации и планирования;

-блок коррекции и развития

hello_html_325d8123.jpg

Блок диагностики

- материалы по диагностике развития речи детей 3-7 лет;

-речевые карты детей,

обучающихся в логопедическом кабинете

Блок профилактики и консультирования

hello_html_m5be50d04.jpg

hello_html_4c0d6aa0.jpg

- консультации для педагогов

- консультации для родителей

- материалы для инфостенда

hello_html_2b82a3f5.jpg

hello_html_mcf7095f.jpg

Представлен библиотекой кабинета

Блок организации и планирования

hello_html_m4f5dac9.jpg

- рабочей зоной учителя-логопеда

Блок коррекции и развития

Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.

Центр развития артикуляционной моторики

hello_html_m58449ba2.jpg


hello_html_167ba425.jpg
hello_html_m67d7285f.jpg
hello_html_m687d116d.jpg

-дидактическими пособиями по развитию дыхания;

- картотекой игр по развитию голоса.

Центр развития фонематического слуха

hello_html_155fe246.jpg

включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки.

Центр развития мелкой моторики

hello_html_m63a1c789.jpg
hello_html_76fa0b5.jpg
hello_html_254ad854.jpg

hello_html_m5bee8335.jpg
hello_html_m61d05aeb.jpg


hello_html_24b79bec.jpg
hello_html_76765159.jpg

hello_html_ade731.jpg

- дидактическими пособиями, конструкорами и т.д.

- картотекой пальчиковых гимнастик;

- пособиями из фетра, и других материалов

Центр развития психологической базы речи

hello_html_6bb663a.jpg

включает в себя:

-игры и пособия для развития высших психических функций-

памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.

Центр коррекции нарушений звукопроизношения

hello_html_5efe16af.jpg

hello_html_m583ae792.jpg

hello_html_5a93ea65.jpg

-мебельным комплексом с зеркалом и дополнительной

- речевым материалом по автоматизации звуков;

- дидактическими пособиями по автоматизации и

дифференциации звуков.

Центр формирования лексической и грамматической стороны речи

hello_html_m2c1a44c4.jpg

В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря, а так же дидактические пособия и игры на словоизменение и

словообразование, на предложные конструкции.

hello_html_m6de4819c.jpg
hello_html_7e2a6778.jpg

Центр развития связной речи

hello_html_1d17fdae.jpg

представлен:

-играми и пособиями, формирующими у детей умение строить собственное высказывание,

- наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных в идов рассказов,

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.


Можно выделить следующие зоны:

  •  Зона коррекции звукопроизношения;
  •  Рабочая зона учителя-логопеда;
  •  Учебно-образовательная зона;
  •  Зона игрового сопровождения;
  •  Зона развития мелкой моторики;
  •  Зона хранения дидактического и методического материала;
  •  Консультативно-информационная зона.

1. Зона коррекции звукопроизношения.






2. Учебно-образовательная зона



Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

3. Зона наглядно - методического сопровождения



4. Зона игрового сопровождения




5. Зона развития мелкой моторики





6. Консультативно-информационная зона





Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

7. Рабочая зона учителя-логопед

Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.




Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.

Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:

• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, нонемаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

Принципыпредметно-развивающейсреды:

доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

системности:

весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;

интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся;детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;

Зона коррекции звукопроизношения:

• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером.

• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д. Паспорт логопедического кабинета. График занятости логопедического кабинета.

День недели:

Понедельник 09.00-13.00. Вторник09.00.-13.00. Среда!3.00-17.00 Четверг 09.00.-13.00. Пятница09.00.-13.00. Консультации для педагогов 12.30-13.00 ежедневно

Консультации для родителей 16.00.-17.00. по средам

Правила пользования логопедическим кабинетом

• ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей);

• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

• ежедневно проводится проветривание кабинета;

• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Документация:

• Должностные инструкции логопеда.

• Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.

• Тетрадь взаимосвязи с воспитателями.

• Тетрадь консультаций родителей детей-логопатов.

• Перспективные планы работы.

• Циклограмма работы логопеда.

• График работы логопедического кабинета.

• Тетради индивидуальной работы с детьми.

• Список детей, зачисленных в компенсирующей группы.

• Копии отчетов о результатах коррекционной работы.

• Заключения на детей с тПМПК

• Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на каждого ребенка

• Анкеты для родителей

Оснащение логопедического кабинета

1. Настенное зеркало (1.2м - 0.5м) - 1 шт;

2. Детские столы - 6шт;

3. Детские стулья - 9шт;

3. Стол для логопеда - 1 шт;

4. Шкафы для пособий - 2 шт;

5.Настенное панно- 1 шт;

6. Лампа дневного освещения- 4шт;

7.Чистое полотенце - 1 шт;

8. Коробки, папки для хранения пособий.

9. Компьютер — 1 шт ;

11. Фланелегаф —2шт;

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор для развития пальцевой моторики;

2. Набор дыхательных игр;

3. Одноразовые ватные палочки;

4. Звуковые картинки-указки на свистящие, шипящие, сонорные звуки;

5. Пособия для индивидуальной работы.

6. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.

7. Материалы для обследования устной речи.

Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете

Дидактические игры и пособия;

Развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов

Формирование слоговой структуры слова:

тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков;

наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек,

Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,Н. Новоторцева и др.).

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

карточки-задания на формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, квадратики для звукового анализа, камушки зеленого и синего цвета для определения твердости и мягкости согласного звука и т.д.

Формирование предпосылки граммотности

Картинки на развитие лексико-грамматического строя:

Учебно- игровые комплексы:

Связная речь:

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания

Читайте также: