Предметно пространственная среда логопеда в доу
Обновлено: 07.07.2024
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья - сложный педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей оказывает создание комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.
Требования к развивающей среде по Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.
- Развивающая среда определяется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами.
- Коррекционно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности уединения.
- Коррекционно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но одним из моментов успешной коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, является создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете образовательного учреждения.
Цель:
- коррекционная помощь, организация условий для исправления и преодоления речевых дефектов, для обогащенной, разнообразной коммуникативной деятельности детей, взаимодействие с родителями для обеспечения гармоничного развития воспитанников.
Задачи:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);
- развитие навыков связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие познавательных процессов.
Создавая развивающую среду, учитываем следующие принципы:
- доступность-воспитанники свободно пользуются игровыми пособиями;
- системность-материал систематизирован по лексическим темам, составлен паспорт кабинета;
- здоровьесбережение-достаточное освещение, регулируемые столы, учет возрастных особенностей;
- вариативность-материал съемный, который можно использовать в разных зонах группового пространства.
Игры и пособия эстетически оформлены. Кабинет разделен на центры.
1. Учебный центр. Здесь расположены магнитная доска и детские столы для проведения подгрупповых занятий.
Таким образом, мы создаем у детей эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности. У дошкольников появляется мотивация к данному виду работы. Это повышает детскую ответственность, инициативу, самостоятельность. На лапах Дракоши используем перчатки для выполнения пальчиковых игр.
4. Зона речевого дыхания. Это подвесная конструкция, которая приводится в движение воздушной струей ребенка и позволяет формировать направление и силу выдоха. Яркие картинки меняются по временам года: осенью - разноцветные листья, зимой - разные по величине снежинки, весной - пестрые бабочки, летом - яркие цветы. И разнообразные дыхательные тренажеры, изготовленные родителями: чашки, рукавички, вертушки. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель: познакомить дошкольников с различными видами эмоциональных состояний, научить различать и обозначать словами основные эмоции, учить передавать разные эмоции при помощи мимики и жестов.
7. Центр дидактических пособий и документации. Весь материал систематизирован по разделам: лексико-грамматический строй языка, звукопроизношение, связная речь, познавательные игры.
9. Использование компьютерных технологий для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Современная организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет решать задачи в игровой форме, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность и добиваться высоких результатов у дошкольников с ОВЗ.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ предметно развивающая среда.docx
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Развивающая
предметно –
пространственная
среда
Рудакевич Наталья Николаевна
Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.
Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.
Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия. На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка , особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир.
А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда
особенно важна. Развивающая среда должна создавать условия для общения,
коррекции и стимуляции речевой деятельности.
Поэтому важно правильно организовать предметно -
развивающую среду в кабинете учителя-логопеда, чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать, развиваться под наблюдением взрослого.
Основное назначение моего логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В соответствии с направлениями работы логопедической службы ДОУ помещение логопедического кабинета условно разделено на блоки:
- блок профилактики и консультирования;
- блок организации и планирования;
-блок коррекции и развития
Блок диагностики
- материалы по диагностике развития речи детей 3-7 лет;
-речевые карты детей,
обучающихся в логопедическом кабинете
Блок профилактики и консультирования
- консультации для педагогов
- консультации для родителей
- материалы для инфостенда
Представлен библиотекой кабинета
Блок организации и планирования
- рабочей зоной учителя-логопеда
Блок коррекции и развития
Коррекционно - развивающий блок условно разделён на центры, в каждом из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.
Центр развития артикуляционной моторики
-дидактическими пособиями по развитию дыхания;
- картотекой игр по развитию голоса.
Центр развития фонематического слуха
включает пособия для различения неречевых звуков: музыкальные и звучащие игрушки.
Центр развития мелкой моторики
- дидактическими пособиями, конструкорами и т.д.
- картотекой пальчиковых гимнастик;
- пособиями из фетра, и других материалов
Центр развития психологической базы речи
включает в себя:
-игры и пособия для развития высших психических функций-
памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей.
Центр коррекции нарушений звукопроизношения
-мебельным комплексом с зеркалом и дополнительной
- речевым материалом по автоматизации звуков;
- дидактическими пособиями по автоматизации и
дифференциации звуков.
Центр формирования лексической и грамматической стороны речи
В центре формирования лексической стороны речи подобраны предметные картинки на разные лексические темы; картинки для формирования и расширения определений, предметного и глагольного словаря, а так же дидактические пособия и игры на словоизменение и
словообразование, на предложные конструкции.
Центр развития связной речи
представлен:
-играми и пособиями, формирующими у детей умение строить собственное высказывание,
- наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных в идов рассказов,
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.
Можно выделить следующие зоны:
- Зона коррекции звукопроизношения;
- Рабочая зона учителя-логопеда;
- Учебно-образовательная зона;
- Зона игрового сопровождения;
- Зона развития мелкой моторики;
- Зона хранения дидактического и методического материала;
- Консультативно-информационная зона.
1. Зона коррекции звукопроизношения.
2. Учебно-образовательная зона
Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.
3. Зона наглядно - методического сопровождения
4. Зона игрового сопровождения
5. Зона развития мелкой моторики
6. Консультативно-информационная зона
Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).
7. Рабочая зона учителя-логопед
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.
Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.
Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования:
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
-реализацию различных образовательных программ;
-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
-учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, нонемаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами.
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Принципыпредметно-развивающейсреды:
доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
системности:
весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;
интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно – дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся;детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) ;
Зона коррекции звукопроизношения:
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером.
• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д. Паспорт логопедического кабинета. График занятости логопедического кабинета.
День недели:
Понедельник 09.00-13.00. Вторник09.00.-13.00. Среда!3.00-17.00 Четверг 09.00.-13.00. Пятница09.00.-13.00. Консультации для педагогов 12.30-13.00 ежедневно
Консультации для родителей 16.00.-17.00. по средам
Правила пользования логопедическим кабинетом
• ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заведующей);
• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
Документация:
• Должностные инструкции логопеда.
• Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий.
• Тетрадь взаимосвязи с воспитателями.
• Тетрадь консультаций родителей детей-логопатов.
• Перспективные планы работы.
• Циклограмма работы логопеда.
• График работы логопедического кабинета.
• Тетради индивидуальной работы с детьми.
• Список детей, зачисленных в компенсирующей группы.
• Копии отчетов о результатах коррекционной работы.
• Заключения на детей с тПМПК
• Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на каждого ребенка
• Анкеты для родителей
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало (1.2м - 0.5м) - 1 шт;
2. Детские столы - 6шт;
3. Детские стулья - 9шт;
3. Стол для логопеда - 1 шт;
4. Шкафы для пособий - 2 шт;
5.Настенное панно- 1 шт;
6. Лампа дневного освещения- 4шт;
7.Чистое полотенце - 1 шт;
8. Коробки, папки для хранения пособий.
9. Компьютер — 1 шт ;
11. Фланелегаф —2шт;
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
1. Набор для развития пальцевой моторики;
2. Набор дыхательных игр;
3. Одноразовые ватные палочки;
4. Звуковые картинки-указки на свистящие, шипящие, сонорные звуки;
5. Пособия для индивидуальной работы.
6. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
7. Материалы для обследования устной речи.
Дидактические игры и пособия в логопедическом кабинете
Дидактические игры и пособия;
Развитие внимания, памяти, словесно- логического мышления, зрительно- пространственных отношений, сенсомоторных процессов
Формирование слоговой структуры слова:
тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков;
наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек,
Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н.И. Соколенко,Н. Новоторцева и др.).
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
карточки-задания на формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, квадратики для звукового анализа, камушки зеленого и синего цвета для определения твердости и мягкости согласного звука и т.д.
Формирование предпосылки граммотности
Картинки на развитие лексико-грамматического строя:
Учебно- игровые комплексы:
Связная речь:
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания
Читайте также: