Предание о виленском кресте краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Русская земля на протяжении многих столетий была осенена Крестом. Кресты ставились на развилках и перекрестках дорог, на водных путях, на въездах в города и деревни. Когда приходила очередная напасть в виде засухи или наводнения, крест становился главной защитой против бедствий. Такие защитные кресты (они назывались "обетными") обносили крестными ходами вокруг городов и сел, прибивали на воротах домов. С древних времен особенно почитались чудотворные кресты, через которые верующим подавались от Господа многочисленные исцеления от недугов. Сегодня мы расскажем о некоторых из них.
До наших дней сохранился большой медный крест, по преданию, принадлежавший Марку Пещернику, мощи которого покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Предание о Марке Пещернике изложено уже в первом издании Киево-Печерского патерика в 1661 году: "Мощи его чудотворныя положены суть в пещере, идеже сам себе гроб ископа: и подают неоскудна исцеления всем с верою приходящим к честной его раце (раке). Идеже лежат и железа, яже ношаше на себе преподобный, и крест медяный, из негоже воду пияше: его же устами своими сице освятил, яко чудотворну тому быти. Ибо елицы верующий с постом проишедше испиют от креста того честнаго воду святую, паче всех вод врачебных, неотложное врачевание выше естественное на недуги своя приемлют".
Как чудотворный известен также медный двустворчатый крест-энколпион (наперсный) с изображением Распятия Христова и Богоматери Одигитрии Купятицкой. Предание связывает явление этого креста в XII веке с местечком Купятичи. На месте явления креста в 1182 году был поставлен деревянный храм, сожженный при нашествии татар. Но медный крест уцелел, прославившись многими чудесами, и позднее был перенесен в Софийский собор города Киева.
Известны многочисленные копии с Купятицкого креста, выполненные в меднолитой мелкой пластике. Считалось, что копиям древних чудотворных крестов, как и спискам чудотворных икон, усваиваиются свойства первообраза.
Сохранилось множество копий с чудотворного креста прп. Авраамия, Ростовского чудотворца, по преданию, полученного им от святого апостола Иоанна Богослова. В житии преподобного Авраамия сказано, что святой Иоанн Богослов "в руце же своей имеюща трость, на ней Распятие Господа нашего Иисуса Христа".
О дальнейшем существовании этой реликвии известно из пространной редакции жития преподобного Авраамия, в которой сообщается, что царь Иван Грозный, присутствовавший на освящении каменного собора Богоявленского Авраамиева монастыря, возведенного на его пожертвования в 1555 году, "у преподобного из гроба трость Богословлю взя на победу и одоление Казанского царства". Этот эпизод свидетельствует об особом почтении русских царей к реликвиям, связанным со святыми. После того как трость Авраамия Ростовского стала царским посохом, с которым Иван Грозный не расставался никогда, на мощах преподобного Авраамия оставался меднолитой шестиконечный крест, с которого в дальнейшем отливались многочисленные копии.
Крестами дорожили не только как личными святынями, но и как родовыми реликвиями. Известно, что кресты-мощевики передавались по наследству. Они часто помещались в драгоценные оправы. Такая традиция запечатлена в муромском "Сказании о явлении честного Креста Господня", в котором повествуется о том, как сестры Марфа и Мария получили чудесным образом от Ангела золото и серебро на устройство золотого креста и серебряного ковчега для него: "И повеле в том злате крест Господень устроити, а в сребре ковчег кресту сковати". Сестрам было сказано: "Примите их себе на спасение и благоденствие, а всему миру на исцеление недугов, умиротворение страстей и на изгнание бесов".
В этом сказании XVII века речь идет о чудотворном кресте, находившемся вплоть до XX века в погосте Унжи Меленковского уезда Владимирской губернии. К нему стекалось множество жителей города Мурома, страждущих различными болезнями и получавших от него исцеление. Ежегодно, как повествует сказание, "причт церковный приносит крест в царствующий град Москву к державным и сияющим в благочестии царям и патриархам и ко всему православному христианству, дабы очистить душу их, отогнать страсти и подать исцеление телу от многих болезней".
В XVII столетии в Муроме были явлены еще два чудотворных креста - Виленский и Сретенский. Оба они сохранились: Виленский крест находится в Троицком женском монастыре, а Сретенский - в стенах Муромского музея. Эти кресты с древних времен считаются чудотворными и поныне пользуются благоговейным почитанием. Так, Сретенский крест был явлен во время морового поветрия - эпидемии чумы, с ним был совершен крестный ход вокруг Мурома, и больные, выползавшие на коленях к этой святыне, получали исцеление. В память об этом событии у Сретенского пруда была устроена часовня, в ней поставлен крест, а улица впоследствии получила название Выползовой. В дальнейшем с этого креста были сделаны копии, также особо почитаемые.
Чуть позднее в Арзамасском уезде был явлен еще один чудотворный крест, от которого изливался свет и происходили многочисленные исцеления. Арзамасский крест сохранился и находится в настоящее время в Воскресенском соборе города Арзамаса. Рельефная фигура Христа на кресте сильно потемнела, но ноги Спасителя светлы от прикосновений тысяч паломников, особо чтущих этот древний образ.
XVII век в России - это эпоха подъема духовной жизни, время явления множества чудотворных святынь, и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные "мерою и подобием Креста Христова". Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса - для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. Кийский крест - грандиозный мощевик, содержащий около 300 святынь, - был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия даже на иконах XVII века с коленопреклоненными царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном.
Сегодня этот крест находится в Москве в храме прп. Сергия Радонежского в Крапивинском переулке.

Материал из альбома "Крест в России".

N 12, июнь 2004 г.

Материал предоставлен российским Ставрографическим центром.

Каталог

1Крест-мощевикМосква (?), конец XVII (?) — начало XVIII века
2Крест-мощевикXVIII в. (?)
3Крест-мощевикМуром (?), 1704 г.
4Крест-мощевикМуром, первая треть XVIII в.
5Крест-мощевикМуром, XVIII в.
6Крест-мощевикМуром (?), XVIII в.
7Крест-мощевикМуром (?), 1775 г.
8Крест-мощевикМуром (?), 1778 г. (?)
9Крест-мощевикМуром, XVIII в.
10Крест-мощевикМуром (?), конец XVIII в.
11Крест-мощевикКонец XVIII в.
12Крест-мощевикМуром, конец XVIII в.
13Крест-мощевикМуром, конец XVIII в.
14Крест-мощевикXVIII в.
15Крест-мощевик Москва, 1758 г. (?)
16Крест-мощевикXVIII в.
17Крест-мощевикКонец XVIII в.
18Крест-мощевикКонец XVIII в.
19Крест-мощевикМуром, конец XVIII в.
20Крест-мощевикМуром, конец XVIII в.
21Крест-мощевикМуром, конец XVIII в.
22Крест-мощевикМуром (?), конец XVIII в.
23Крест-мощевикМуром (?), конец XVIII в.
24Крест-мощевикСанкт-Петербург, 1854 г.
25Крест-мощевикXIX в.
26Крест-мощевикXIX в.
27Крест-мощевикXIX в. (?)
28Крест-мощевикXIX в. (?)
29Крест напрестольный–мощевикСередина XVII в.
30Крест напрестольный–мощевик (?)Киев (?), 1664 г.
31Крест напрестольный–мощевикМосква, 1676 г.
32Крест напрестольный–мощевикМосква, 1693 г.
33Крест напрестольный–мощевик1700 г.
34Крест напрестольный–мощевик (?)Москва (?), 1694 г.

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

He wore his glasses. and tony stark (the iron man) loved peter parker, because he helped him, and they became so close that peter was like a son to him.

+

Другие вопросы по Литературе

Категория

Категория

Составить небольшой рассказ по опорным словам; светло кругом, мёртвое молчание, в лесу, в синей вышине, в этой тишине, услышать,листик, шуршание.

Категория

Категория

Напишите монолог на 2-3 минуты от имени хлестакова из комедии "ревизор", тема монолога, то как он удачно притворился ревизором, учитывая его манеру речи, характер, и т.д.

Категория

Категория

Что скрывает пушкин в стихотворении погасло дневное светило? так ли важно понимать о чем говорит автор.






Что символизируют дары волхвов?
08.01.2021 Кто такие волхвы, приведенные звездой в Вифлеем, и что символизируют их дары Богомладенцу Христу?

Время колядок
07.01.2021 Святки издавна были временем время колядования – хождения от дома к дому с пением посвященных Рождес.

10 необычных способов праздновать Рождество
06.01.2021 Собрали самые странные традиции со всего земного шара.

Рождество по почте
06.01.2021 Благодаря старинным открыткам мы можем ощутить, как отмечали праздники наши предки. Для читателей «П.

Рождественский сочельник: зачем идти на службу?
04.01.2021 Богослужение Рождества Христова начинается накануне утром.

Пророки Рождества: жизнь и наставления
02.01.2021 О чём говорили своим современникам и нам с вами лучшие люди Ветхозаветной Церкви?

Двенадцать святых дней
08.01.2020 Удивительный период года – Святки. В представлениях обычного человека о праздничных днях от Рождеств.

Христославная ночь
07.01.2020 Даже несмотря официальный государственный атеизм в XX веке не умерла российских селениях, пусть и да.

Ангелы с подарком
07.01.2020 Самые теплые воспоминания о семейных праздниках родом из детства. Своим рассказом о Рождестве делитс.

Читайте также: