Праздник веретена краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Я поставила перед собой цель узнать, что такое веретено и как его использовали.

Для этого я определила и выполнила следующие задачи:

• исследовать бабушкино веретено, узнать что это такое, способы прядения веретеном

• изучить роль прядения в мировой и русской культуре и искусстве.

• попробовать спрясть настоящую шерстяную нить из собачьей шерсти.

Бабушкино веретено. Описание

Веретено? – приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.[13]

Люди всего мира использовали веретена более 20 000 лет, они и до сих пор являются хорошим выбором как для начинающих, так и для опытных прядильщиц. Они дёшевы, компактны и универсальны.

Бабушкино веретено (см. Приложение 1) относится к классическим русским веретенам. Его длина составляет 310 мм, пятка 22 мм, в самой широкой части 18 мм. Веретено изготовлено в России, вероятно в Вологодской губернии, предположительно в конце XIX – начале ХХ века из древесины токарным способом. По нижней части стержня украшено полосками разного цвета и разной толщины. Состояние хорошее, но имеются потертости и небольшой скол. Может использоваться по назначению.

sokol1.tif

Рис. 1 Конструкция русского веретена [8]

Веретено вращается медленнее, чем самопрялка. Однако его преимущество в том, что веретено можно всегда держать под рукой, это более дешевое и простое приспособление. За несколько минут прядения веретеном можно получить удивительно длинную нить.

Способы прядения веретеном

Веретеном можно прясть двумя способами. В первом случае веретено висит в воздухе. Нить формируется из волокна, вытягиваясь вслед за веретеном. Во втором случае веретено уже установлено на земле или специальной подставке-тарелочке. Для того, чтобы вытянулась нить, нужно отводить волокно от веретена.

sokol2.tif

Рис. 2 Прядение с помощью веретена: a – кудель, b – веретено с намотанной на него пряжей, c – пряслице [13]

Существуют три основных вида веретен, отличающихся друг от друга высотой закрепления грузика (рис. 3).

Вы можете использовать веретено с грузиком в нижней части для любого вида прядения: подвешивать его в воздухе или устанавливать на земле. Такое веретено бывает разных размеров, прядет и тонкую, и толстую нить. Оно подходит для любого вида волокна.

Такие веретена были найдены по всему миру, они до сих пор используются во многих странах. Прядильщицы используют такое веретено для создания нитей и для персидских ковров, и для шелковых шалей.

б) грузик в средней части

Обычно это маленькое и легкое веретенце. Его используют для прядения тонких нитей. Такое веретенце прекрасно подходит для хлопка, кашемира и другого мягкого волокна. Прядильщицы Индонезии обычно используют такое веретено для создания шелковых и хлопчатобумажных нитей для ткачества.

в) грузик закреплен сверху

Это самый распространённый тип веретена в Америке. Однако в некоторой литературе указывается, что своми корнями веретено с грузиком сверху уходит аж в Древний Египет. С практической точки зрения, такой инструмент лучше использовать для прядения средних и тонких волокон.

sokol3.tif

Рис. 3. Типы веретен [7]

Виды веретен, используемые в рукоделии

а) Русское веретено.

Русское веретено (см. рис. 1 и Приложение 1) представляет из себя стержень заостренный с одной стороны, утяжеленный с другой и имеющий заужение. Заужение используется для закрепления нити.

В обоих случаях веретено раскручивается в подвешенном состоянии, а тяжелая шляпка служит для повышения инерционности. Дроп-шпиндели просто поражают разнообразием форм и размеров! Иногда их шляпки раскрашивают в самые немыслимые сочетания цветов, чтобы прясть было веселее.

sokol4.tif

Рис. 4. Виды веретен (русские, дроп-шпиндель и турецкие)

в) Турецкое (иранское, персидское веретено) (см. рис. 4) [7].

Изготовление веретен в России. XVIII–XIX вв.

В России, в XVIII–XIX вв, было развито веретённое производство, причём в день вырабатывалось до 500 веретён, настолько велик был на них спрос.

Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.

Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли и вставляли в станок (см. Приложение 2), чтобы обточить и придать нужную форму.

Станки были самодельные, из берёзы или ёлки (см. Приложение 3). Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом обвивает заготовку. Благодаря этому заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал деревяшку и превращал в веретено.

Прядение имеет древнюю историю: в Древнем мире пряли вручную с помощью веретена. В таком виде оно просуществовало многие тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.

Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.

Процесс прядение теперь приобрел другой вид. Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом – то наматывалась

Следующим этапом в истории прялок стало изобретение в XVI веке самопрялки. Суть усовершенствования заключалась в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.

В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения. Две из трех операций: скручивание и наматывание нити на катушку стали автоматизированы. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи.

Первые прядильные машины появились в XVIII веке. Именно они и внесли последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины [5].

Прядение в культуре и искусстве

В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней

(Александр Сергеевич Пушкин)

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она с веретеном за прялкой. Это нашло отражение в народном творчестве [1].

Многие поэты, писатели и художники (см. Приложение 4) воспели пряху как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

Пословицы и поговорки о веретене [4]

Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).

Знай гребень да веретено.

Не веретеном в бок, терпеть можно.

Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).

Без веретена пряжи не спрядёшь.

Остры веретена намозолили ладони.

Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.

Кривое веретено не надежа (не оденет).

Кривое веретено не исправится.

Девку веретено одевает.

Сделала дело худое, переломила веретено кривое.

На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.

Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)

Прядение в поговорках [4]

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Пряха не волк – в лес не убежит

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Выводы

В результате своего исследования я узнала, что такое веретено, какие бывают его виды по расположению груза-пряльца (с грузом вверху, с грузом внизу и с грузом по середине), узнала, что в настоящее время самыми распространенными являются три вида веретена (русское опорное, дроп-шпиндель подвесное в виде волчка с крючком и турецкое веретено с крестообразным пряслицем), существует два вида прядения: с опорой на подставку и в подвешенном состоянии). Узнала как в России изготавливали веретена. Познакомилась с историей развития прядения. Узнала, что веретено и прядение играли существенную роль в жизни русской крестьянки, это отразилось в русском фольклоре: пословицах и поговорках, а также в творчестве русских поэтов, писателей и художников.

В настоящее время прядение и ткачество – это уже отдельная отрасль легкой промышленности. Прядут нити и ткут уже не люди, а машины на фабриках. Но так как интерес к рукоделию и уникальным вещам не угасает, то домашнее прядение, особенно прядение шерстяной и пуховой пряжи, не прекращается. Вязаные вещи (рукавицы, носки, платки) из пряжи ручной работы особенно ценятся их владельцами. Поэтому история веретена продолжается.

кадр из праздника.jpg - http://www.tuvest.ru/

Зал Дома культуры при помощи декораций был превращён в избу. Возле охапки шерсти собрались женщины и дети в национальной одежде. Они пряли, пели песни. С интересом наблюдали за происходящим тукаевцы и жители соседних сёл.

В XIX-XX веках существовало почитание веретена. После стрижки овец женщины собирались в самом просторном доме на орчык бэйрэме (праздник веретена). Туда со всей деревни приносили шерсть. Обработав её, при помощи веретён начинали прясть нитки. Чтобы коллективный монотонный труд не был утомительным, его сопровождали пением, присказками, частушками, загадками, танцами. Сельские коллективные работы породили целую фольклорную традицию, вошедшую в культуру тюркских, марийских, славянских этносов. Мы стараемся её хранить, передавать детям, – сказал Рустем Миннурович.

— Эта народная традиция не была забыта и в годы Великой Отечественной войны. Нашим солдатам не хватало теплых носков, двупалых перчаток для удобной стрельбы. Их вязали деревенские рукодельницы, – поделилась заведующая Тукаевской модельной библиотекой Гульсина Идиатуллина. – Часто в тыл спускался план по изготовлению тёплых вещей. Женщины днём трудились на полях, фермах, а вечерами приносили в деревенский клуб лучины или свечи (керосина не хватало), зажигали их. Многим не с кем было оставить маленьких детей, их брали с собой. Это олицетворяет люлька, висящая рядом с одной из наших артисток. Во время прядения первой запевала ведущая с самым сильным и чистым голосом, а остальные подхватывали. Так же пели и наши прабабушки.

Праздник веретена – одна из самых популярных народных традиций. Её сегодня стараются сохранить для будущих поколений. Такие же мероприятия планируется провести ещё в нескольких населённых пунктах района.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Скопируйте и отправьте ссылку на покупку своему другу,
чтобы вместе посетить событие.

Татарский народ издавна прославился своими национальными праздниками, обрядами. Среди них особое место занимает праздник веретена. С наступлением холодов, когда хозяева заготавливают овечью шерсть, они приглашают своих соседей, друзей, односельчан на помощь (омэ, коллективная работа).Этот праздник тем привлекателен, что в доме царит атмосфера веселья, радости. Звучат песни, частушки; пляски, шутки, играют в разные национальные игры, скороговорки, загадки.

Готовое веретено в веретённом станке. Музей Этнографии, СПб.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.

Так же, веретеном называют часть прядильных механизмов и вращающиеся оси в некоторых машинах.

В псковском диалекте: веретено — злая баба.

История веретена

Веретено, как устройство для наматывания нитей, было придумано очень давно, когда человек вообще научился создавать нити и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена.

В России, в XVIII -XIX вв, было развито веретённое производство, причём в день вырабатывалось до 500 веретён, настолько велик был на них спрос.

Вытачивание веретён как промысел, было развито в лесных районах страны: Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской. Рабочий инвентарь веретёнщика составлял топор, нож и токарный станок с ручным приводом.

Информация из музея Этнографии, СПб

Процесс производства

Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.

Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли и вставляли в станок, чтобы обточить и придать нужную форму.

Станки были самодельные, из берёзы или ёлки. Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом обвивает заготовку. Благодаря этому заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал деревяшку и превращал в веретено.

Производство получалось дешёвым:

Применение веретена

Применение веретена было и остаётся неизменным по сей день. Фактически, это основа для наматывания будущей нити. Его форма и размеры выверены столетним опытом существования прядения как ремесла.

Веретено позволяет равномерно скручивать нить, сразу же наматывая её на некую бабину, основу. Чем меньше и тоньше веретено, тем тоньше нить на нём можно прясть. Иначе тонкая нить будет рваться под его весом.

Постепенно вытягивая шерсть, пряха накручивает её на вращаюсееся веретено и получает нить. Шерсть или лён при этом должны быть подготовлены: хорошо вычесаны и прикреплены к прялке.

Символика веретена

Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римские парки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней.

Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением, являются символами жизни и непрерывности времени. М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева.

Читайте также: