Пожарная дружина в доу по новым правилам

Обновлено: 04.07.2024

1. Настоящий Порядок определяет правила создания и деятельности объединений обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, а также дополнительным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации), в возрасте от 10 до 17 лет, созданных в образовательных организациях, целью деятельности которых является обучение обучающихся образовательных организаций мерам пожарной безопасности, профессиональная ориентация обучающихся образовательных организаций, пропаганда пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре (далее - добровольные дружины юных пожарных).

2. Добровольные дружины юных пожарных могут создаваться органами, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы в сфере образования) и пожарной охраной*.

Добровольные дружины юных пожарных создаются по территориальному принципу распорядительным актом органа в сфере образования и пожарной охраны, которые доводятся до сведения руководителей и обучающихся образовательных организаций.

3. Добровольные дружины юных пожарных осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым органом в сфере образования и пожарной охраной.

4. Добровольная дружина юных пожарных создается из числа обучающихся образовательных организаций, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, при наличии в ее составе не менее 10 человек (в образовательных организациях, расположенных в сельской местности, с небольшим количеством обучающихся, допускается создание добровольных дружин юных пожарных в составе менее 10 человек) и может делиться на отряды и звенья.

5. Прием в члены добровольной дружины юных пожарных производится на общем собрании добровольной дружины юных пожарных (далее - общее собрание) на основании устного заявления обучающегося образовательной организации, о чем производится запись в протоколе общего собрания.

6. Непосредственное руководство работой добровольной дружины юных пожарных осуществляет штаб юных пожарных, избираемый на общем собрании.

Штаб юных пожарных из своего состава избирает командира добровольной дружины юных пожарных, его заместителя, командиров отряда и звеньев (в добровольных дружинах юных пожарных в составе менее 10 человек избирается только командир добровольной дружины юных пожарных и его заместитель).

7. Задачами деятельности добровольных дружин юных пожарных являются:

воспитание у обучающихся образовательных организаций чувства личной ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожаров;

профилактика пожаров среди детей и подростков;

развитие навыков у обучающихся образовательных организаций по владению и пользованию первичными средствами пожаротушения;

формирование культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся образовательных организаций;

противопожарная пропаганда по месту жительства юных пожарных, на объектах отдыха, природе, в период подготовки и проведения сезонных мероприятий, в том числе в пожароопасные периоды и каникулярное время;

профессиональная ориентация обучающихся образовательных организаций;

пропаганда традиций и истории пожарной охраны и добровольного пожарного общества.

8. В целях реализации задач деятельности добровольных дружин юных пожарных добровольные дружины юных пожарных осуществляют:

организацию и проведение практических занятий совместно с педагогическими работниками образовательных организаций и (или) работниками пожарной охраны с обучающимися образовательных организаций по эвакуации людей из образовательной организации в случае возникновения пожара, а также по пользованию первичными средствами пожаротушения;

информирование обучающихся образовательных организаций по вопросам, связанным с предупреждением возникновения пожаров, вызванных неосторожным обращением с огнем;

пропаганду знаний в области пожарной безопасности в образовательных организациях;

под руководством работников пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны - участие в проведении работы по профилактике пожаров в образовательных организациях, по месту жительства юных пожарных, на объектах отдыха, природе, в период подготовки и проведения сезонных мероприятий, в том числе в пожароопасные периоды и каникулярное время;

ознакомление юных пожарных с пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием в подразделениях пожарной охраны;

совместно с педагогическими работниками образовательных организаций и (или) работниками пожарной охраны - проведение конкурсных мероприятий по пожарно-прикладному спорту;

организацию экскурсий, походов и других мероприятий, связанных с обучением пожарной безопасности, а также посещение памятных мест, связанных с подвигами пожарных и спасателей, научных и иных организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения пожарной безопасности, организацию встреч с заслуженными работниками пожарной охраны, спасателями, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта.

9. При осуществлении деятельности в составе добровольных дружин юных пожарных юные пожарные имеют право:

на обучение мерам пожарной безопасности педагогическими работниками образовательных организаций и работниками пожарной охраны в свободное от обучения в образовательной организации время;

избирать и быть избранными в штаб юных пожарных;

участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности добровольных дружин юных пожарных, на общем собрании добровольной дружины юных пожарных и вносить соответствующие предложения по совершенствованию деятельности добровольных дружин юных пожарных;

на поощрение за успехи в изучении правил пожарной безопасности, в пожарно-прикладном спорте и иной деятельности в составе добровольных дружин юных пожарных.

10. При осуществлении деятельности в составе добровольных дружин юных пожарных юные пожарные обязаны:

активно участвовать в деятельности добровольных дружин юных пожарных, своевременно и точно выполнять задания штаба юных пожарных;

соблюдать правила пожарной безопасности;

участвовать под руководством работников пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны в проведении работы по профилактике пожаров в образовательных организациях, по месту жительства юных пожарных, на объектах отдыха, природе, в период подготовки и проведения сезонных мероприятий, в том числе в пожароопасные периоды и каникулярное время;

повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.

11. Проведение занятий с юными пожарными осуществляется педагогическими работниками образовательных организаций и работниками пожарной охраны.

12. При принятии в члены добровольной дружины юных пожарных юным пожарным в торжественной обстановке вручается значок и нарукавный шеврон члена добровольной дружины юных пожарных.

13. Добровольные дружины юных пожарных могут иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, форму.

* Часть 3 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 4591; 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359; 4360).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Подборка наиболее важных документов по запросу Создание добровольной пожарной дружины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Создание добровольной пожарной дружины

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Создание добровольной пожарной дружины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Общественные организации
(Сперанская Л.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Нормативные акты: Создание добровольной пожарной дружины

Федеральный закон от 06.05.2011 N 100-ФЗ
(ред. от 30.04.2021)
"О добровольной пожарной охране" 3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств;

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

В целях разрешения возникающих проблемных вопросов, а также выработки единой позиции в части необходимости получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры подразделениям добровольной пожарной охраны, сообщается следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании") для осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры требуется лицензия.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" добровольная пожарная охрана - это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют несение службы (дежурство) в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Таким образом, деятельность добровольной пожарной охраны связана только с участием добровольцев в тушении пожаров.

Лицензирование участия в тушении пожаров федеральными законами "О лицензировании" и "О добровольной пожарной охране" не предусмотрено.

В соответствии с Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" статус добровольного пожарного появляется с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных в порядке формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Одновременно отмечается, что настоящее письмо не содержит правовых норм, имеет информационный характер, а содержащиеся в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний временного или постоянного характера.

A.M. Супруновский

Обзор документа

Для ведения деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры требуется лицензия.

Деятельность добровольной пожарной охраны связана только с участием добровольцев в тушении пожаров, поэтому лицензирование такой деятельности законом не предусмотрено.

Статус добровольного пожарного появляется с момента обязательной регистрации в специальном реестре.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий

генерал-полковник внутренней службы
П.П.Денисов
19 мая 2020 года N 2-4-71-11-12

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в целях координации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию подразделений добровольной пожарной охраны, установления системы мер поддержки ДПО и социальной защиты добровольных пожарных.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации установленной компетенции в области пожарной безопасности, в том числе при оказании поддержки общественным объединениям пожарной охраны.

Методические рекомендации также могут быть использованы общественными объединениями в деятельности по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Целью Методических рекомендаций является повышение эффективности совместного участия территориальных органов МЧС России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении пожарной безопасности на территориях муниципальных образований.

Термины и определения

В методических рекомендациях применены следующие термины и определения:

добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение ДПО, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение ДПО, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

сельские поселения - один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

пожарная опасность - возможность возникновения и (или) развития пожара;

пожарный риск - мера опасности, обусловленная возникновением и (или) развитием пожаров;

подразделение добровольной пожарной охраны - территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина;

риск гибели - пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

риск травмирования - пожарный риск, который может привести к травмированию человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

риск уничтожения строения - пожарный риск, который может привести к обрушению строения в результате воздействия опасных факторов пожара.

II. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

1. Организационные мероприятия по созданию ДПО

Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:

организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;

разработка проекта устава;

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона "О добровольной пожарной охране" право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Инициативная группа, в которую могут входить представители общественных объединений и граждане, выступившие с инициативой по созданию общественных объединений пожарной охраны, проводит подготовительную работу по выбору организационно-правовой формы будущего общественного объединения пожарной охраны, подготовке учредительных документов и организации учредительного собрания (конференции).

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона "О добровольной пожарной охране" общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

В соответствии со статьей 7 Закона "О добровольной пожарной охране" общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны, наряду с иными уставными целями и задачами, представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных, созданных ими подразделений добровольной пожарной охраны и иных членов этих общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

В соответствии со статьей 8 Закона "О добровольной пожарной охране" общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны состоят из добровольных пожарных - участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона "О добровольной пожарной охране" учредителями территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

В соответствии с пунктом 6 и пунктом 7 статьи 8 Закона "О добровольной пожарной охране" объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица (граждане) из числа работников организации с согласия собственника имущества организации. Таким образом, в соответствии с федеральным законом общественные организации не вправе выступать учредителями объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.

Участниками территориального подразделения добровольной пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, а объектового подразделения добровольной пожарной охраны - только физические лица, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

В образовательных учреждениях в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации иных задач по профилактике пожаров могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.

Учредителями добровольной дружины юных пожарных могут выступать физические лица (граждане) из числа работников образовательного учреждения, в котором создается соответствующее подразделение юных пожарных с согласия собственника (руководителя) образовательного учреждения. Таким образом, в соответствии с федеральным законом учредителями этих подразделений могут быть только должностные лица соответствующих образовательных учреждений.

Участниками добровольных дружин юных пожарных могут быть граждане в возрасте от десяти до восемнадцати лет, изъявившие желание участвовать в деятельности дружин юных пожарных и способные по состоянию здоровья участвовать в деятельности по профилактике пожаров.

Следующим этапом работы по созданию общественного объединения пожарной охраны является подготовка и проведение учредительного собрания (конференции). Созывает учредительное собрание инициативная группа.

Читайте также: