Повесть о горе злочастии краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повесть о Горе-Злочастии (см. её полный текст) – выдающееся произведение русской литературы XVII века. Она написана стихами, былинным размером; в ней отразились черты народной поэзии и глубоко религиозная мораль русского народа. Начинается повесть с рассказа о грехопадении Адама и Евы; проводится та мысль, что с момента грехопадения дурное начало вошло в мир; люди

. на безумие обратилися,
И учали жить в суете и вражде,
А прямое смирение отринули.

Стыдно отцу своему покоритися
И матери поклонитися,
И хотел жити, как ему любо.

Повесть о Горе-Злочастии. Лекция А. Демина

Молодец слушается Горя и, отказав невесте, опять начинает ходить по кабакам и пропивает все свое имущество. Босой, раздетый, голодный, пускается он снова странствовать по дорогам в незнакомой стране.

На пути ему встречается река.Перевозчики отказываются перевезти его на другую сторону, так как ему нечем заплатить за перевоз. Два дня сидит молодец на берегу реки, голодный, не зная, что ему дальше делать. В полном отчаянии, хочет он, наконец, броситься в реку, покончить с собой. Тут снова, уже наяву, является ему Горе-Злочастие, выскочив из-за огромного камня.

Горе описано каким-то отвратительным, гадким существом:

Босо, наго, нет на Горе ни ниточки,
Еще лычком Горе подпоясано.

Горе обещает молодцу, что научит его, как жить, но требует, чтобы молодец ему покорился и поклонился:

Покорися мне, Горю нечистому,
Поклонися мне, Горю, до сырой земли.

Полетел ясным соколом,
А Горе за ним – белым кречетом,
Молодец полетел сизым голубем,
А Горе за ним – сизым ястребом,
Молодец пошел в поле серым волком,
А Горе за ним – с борзыми выжлецами (собаками),
Пошел молодец в море рыбою,
А Горе за ним – с частыми неводами.

В этой повести высказывается глубокое народное убеждение, что только в монастыре – спасенье от всего дурного, греховного.


  • Вы здесь:
  • Статьи по литературе
  • Повесть о Горе-Злочастии – краткое содержание

О произведении

краткое содержание повесть о горе злочастии

Произведение было датировано 17 веком. В нем оказалось много новых и непривычных для древнерусской литературы черт: герой без имени, народный стих и язык, особое отношение к моральным ценностям и духовному выбору человека.

Начинается произведения с библейского сюжета, а именно, с грехопадения Адама и Евы. Тем самым автор вписывает свою историю в общемировую в религиозном плане. Затем сравнивает Господа, который, разгневавшись на людей, все же указал им путь к спасению, с родителями, которые, воспитывая своих детей, наказывают их.

Все наставления и благословления родителей сводятся к следованию традиционному жизненному укладу. Чтобы хорошо жить, нужно следовать заветам предков и не обрывать связи с семьей и традициями.

повесть о горе злочастии краткое содержание

Как живет молодец?

Чем оборачивается доверчивость?

герой повести о горе злочастии

Однако не весело было молодцу на пиру. И через какое-то время он все-таки признается новым знакомым, что ослушался своих родителей, и теперь ему стыдно вернуться к ним. Также он спрашивает совета, как теперь ему жить и что делать на чужой стороне. Добрые люди рекомендуют ему жить согласно традиционным законам, то есть, следовать заветам отца и матери. Мудрость в многовековом опыте предков.

Жизнь по советам старших

повесть о горе злочастии горе явилось

Только окончательно разорившись, герой спохватывается и начинает думать о том, как же избавиться от своего навязчивого спутника. Первой идеей, которая приходит ему в голову, оказывается мысль о самоубийстве. Но у молодца не получается утопиться в речке. Герой выбирается на берег, где его уже поджидает Горе-Злочастие. Сладкими речами оно вынуждает молодца окончательно покориться своей воле.

Окончание

Однако вновь судьба дает герою возможность на спасение. И в этот раз ему помогают добрые люди. Перевозчики через речку выслушали рассказ молодца, пожалели его, обогрели и накормили. Эти же люди переправляют его на другой берег и на прощание дают совет – идти к родителям и просить у них благословения.

Однако, как только герой остается в одиночестве, вновь появляется Горе-Злочастье и начинает свое преследование. Чтобы избавиться от нежеланного спутника, молодец оборачивается соколом. Но Горе не отступает и становится кречетом. Герой превращается в голубя, а эго спутник становится ястребом; молодец - в волка, Горе оборачивается стаей гончих собак; герой становится ковылем, Горе-Злочастие превращается в косу; молодец обернется рыбой, Горе неотступно следует за ним с неводом.

молодцу из повести о горе злочастии

Наконец, в отчаянии, молодец возвращает себе человеческий облик. Но и тут Горе-Злочастие рядом с ним. Теперь оно внушает герою мысли о грабеже и убийстве, чтобы его осудили и утопили или повесили.

Долго сопротивлялся молодец, а потом решил пойти постричься в монахи. Как только герой пересекает двери монастыря, Горе отстает от него. Нет ему дороги за ворота святого храма.

Впервые эти бытовые повести отошли от средневековых условностей в изображении людей и событий. В них особое внимание стали уделять отдельной личности, появились признаки психологизма в изображении героев. Авторы впервые вводили несколько конфликтов, включая бытовые, использовали этнографический материал, уделяли внимание социальным действиям персонажей.

Фольклорные элементы

повесть о горе злочастии содержание

Бытовые картины

Горе-Злочастие

молодцу из повести о горе злочастии явилось

Кроме того, в народных песнях Горю приписывают даже богатырские черты (например, голос), что указывает на исполнение им и защитной функции. Можно сказать, что Горе предстает защитником души человеческой. Так, Горе-Злочастие вынуждает молодца уйти в монастырь, отказавшись от мирской жизни. Однако, чтобы получить избавление от страданий, необходимо пройти определенное испытание – не поддаться уговорам Горя и не начать творить еще худшие деяния.

Образ главного героя

Таким образом, жанр бытовой повести, к которому и относится это произведение, оказал большое влияние на развитие всей русской литературы, благодаря отказу от канонических традиций и включению в повествование новых элементов.

Древнерусская литература — часть искусства, имеющая значимое место в творческой деятельности многих писателей, поэтов, драматургов и современной образовательной системе. Поэтому в школе проходят Слово о полку Игореве, а также Повесть о Горе Злочастии краткое содержание которой рассказывает удивительную историю о тяготах и невзгодах, счастье и доброте, неудачах и благочестии.

Главные герои

Добрый молодец — главный герой, который совершает то отрицательные, то положительные поступки.

Горе-Злочастие — герой, спасающий доброго молодца от одиночества и наблюдающий за его неудачами; наставляющий его на путь, сотворенный из злодеяний и духовных жестокостей.

Второстепенные лица — отец и мать доброго молодца, друзья, желающие главному герою либо добра, либо зла, а также благочестивые крестьяне и неприятели из чужих сторон.

Родился у добрых мужчины и женщины спокойный и сильных духом малыш, который со временем стал статным и добросердечным молодцем. Растили родители любимого сына, наставляя его на путь истинный, каждый день завершая одной мыслью — нужно чтить старших, заботится о младших, помогать в беде ближнему, слушаться божьего слова, не лгать и чужое в собственный карман не брать, выбирать приятелей верных, открытых и честных, а невесту — искреннюю, чувственную и спокойную. Пытался юноша покорно исполнять волю любимых отца и матери, но о свободе мечтал всеми фибрами души и время от времени отклонялся от наказанного пути, состоящего из благочестия.

Однажды нашел молодец задорных, веселых и беззаботных друзей, которые время от времени подначивали его и зазывали в кабак. Юноша долго отнекивался, но в конечном итоге согласился и впервые до беспамятства напился. Стоило ему уснуть на скамьях, так приятели его тут же обокрали, а по утру отправили его восвояси, не желая помогать и выручать. И он ушел — отправившись в далекие страны, остановился он у маленькой деревушки, в которой жители приняли его с миром и заботой.

Он пропил имущество и потерял людей, которым был дорог. Никто не мог помочь ему избавиться от злостного неприятеля — Горе-Злочастие преследовало его, научая убивать, грабить, над другими глумиться.

Попытался однажды молодец спастись от тягостного духа бегством, вот только ничего у него не получилось, — Злочастие следовало за ним попятам в образах ястреба, стаи гончих собак, косы или яростного рыбака с неводом. Лишь в монастыре молодец нашел покой и долгожданную смиренную жизнь с заповедями и божьими наставлениями, ведь священная обитель — место, в котором злу никогда не найти пристанища, как бы сильны не были воля и могущество.

В чем мораль?

Начинается “Повесть” с того, что автор вписывает свою историю в общебиблейский контекст и рассказывает о первом грехе человечества, грехе Адама и Евы. И вот, как Господь разгневался некогда на людей, но при этом, наказывая, приводит на путь спасения, так и родители воспитывают своих детей. Молодца родители учат жить “в разуме и беззлобии”. Родители наставляют молодца не ходить “в пиры и в братчины”, не пить много, не прельщаться женщинами, бояться глупых друзей, не обманывать, не брать чужого, выбирать надежных друзей.

наставления родителей так или иначе связаны с традиционным семейным укладом. Залогом благополучия человека, таким образом, является связь с семьей, родом, традицией.

Молодец же пытается жить своим умом, а объясняет автор это желание тем, что молодец “был в то время се мал и глуп, не в полном разуме и несовершенен разумом”. Он заводит себе друзей, причем один из них является как бы названым братом, который и зазывает молодца в кабак. Юноша внимает сладким речам “надежного друга”, много пьет, пьянеет и засыпает прямо в кабаке.

Наутро он оказывается ограбленным – “друзья” оставляют ему

только “гунку кабацкую” (рубище) и “лапотки-отопочки” (стоптанные лапти). Бедного, его уже не принимают вчерашние “друзья”, никто не хочет ему помочь. Молодцу становится стыдно возвращаться к отцу и матери “и к своему роду и племени”. Он уходит в дальние страны, там случайно забредает в какой-то город, находит некий двор, где идет застолье.

Хозяевам нравится, что молодец ведет себя “по писанному учению”, то есть так, как и учили его родители. Его приглашают за стол, угощают. Но молодец кручинится, а после признается при всех в том, что ослушался родителей, и спрашивает совета, как жить на чужой стороне.

Люди добрые советуют молодцу жить по традиционным законам, то есть повторяют и дополняют наставления отца и матери.

И действительно, первое время дела у молодца идут хорошо. Он начинает “жити умеючи”, наживает состояние, находит хорошую невесту. Дело идет к свадьбе, но тут-то герой и совершает ошибку: он хвастается тем, чего достиг, перед гостями. “Всегда гнило слово похвально”, – отмечает автор. В этот момент молодца подслушивает Горе-Злочастие и решает его извести.

С этих пор Горе-Злочастие является непременным спутником молодца. Оно уговаривает его пропивать свое имущество в кабаке, ссылаясь на то, что “и из раю нагих, босых не выгонят”. Молодец слушается Горе-Злочастие, пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника – Горя-Злочастия.

Попытка броситься в реку оказалась неудачной. Горе-Злочастие уже подстерегает молодца на берегу и заставляет его полностью покориться себе.

Молодец опять оборачивается в человека, но Горе-Злочастие не отстает, научая молодца убить, ограбить, чтобы молодца “за то повесили, или с камнем в воду посадили”. Наконец заканчивается “Повесть” тем, что молодец идет постригаться в монастырь, куда Горю-Злочастию уже дороги нет, и оно остается за воротами.

Читайте также: