Постановка в художественной школе для 1 класса

Обновлено: 06.07.2024

Эта статья для тех, кто хочет попробовать сдать экзамен для поступления в художественную школу.

Не очень важно, детская художественная школа (ДХШ) или вечерняя, взрослая. Чаще всего конкурс в первый класс бывает серьёзный. Особенно, если эта школа ведомственной принадлежности не министерства образования или как оно теперь называется, а подчиняется Министерству культуры.

Дело в том, что интересы у этих ведомств несколько различаются. И, скажем, директор учреждения дополнительного образования, структуры общего образования, вполне может быть не только не художником, а и вообще не иметь никакого отношения к искусству.

А для искусства это важно. И, к тому же, необходимы традиции. Школы Министерства культуры, как правило, старые, существуют ещё с очень давних советских времен (а иногда и досоветских!), и они сохранили ответственность за качество профессиональной подготовки учащихся. Поэтому и конкурс в эти старые школы выше.

А если конкурс высокий, а вы, поступающий, никогда не занимались академическими рисунком и живописью раньше, то задание на вступительном экзамене может быть для вас не очень понятным по задачам. И как будут оценивать: что хорошо в работах поступающих, а что хуже? Что показывает хороший вкус, по мнению преподавателей школы, а что никуда не годится? Вы этого не знаете, и с какой стороны подступиться к работе, не представляете.

Я предлагаю вам заранее сделать живописный этюд, упражнение, которое поможет сориентироваться перед экзаменом по живописи.

Вам, скорее всего, на экзамене предложат сделать кратковременный этюд с простой натурной постановки с 1-2 предметами быта несложной формы, на цветном фоне. Примерно такую:

Прежде всего, сделайте подготовительный карандашный рисунок на выданном формате. У меня это А3, советую и вам взять такой же для этюда. Сейчас у вас достаточно времени для тренировки, торопиться некуда.

Нужно хорошо закомпоновать предметы, то есть разместить их в листе. Старайтесь, чтобы рисунок был уравновешенным.

И приступайте к собственно живописи красками. В моём примере предлагается работать гуашью. Гуашь по своим качествам ближе к масляной живописи, чем к акварели, не станет растекаться, усложняя техническую задачу. Лучше работать новыми красками. И совсем не обязательно покупать дорогие, и такие, где много цветов в наборе. Главное, чтобы краски были в полужидком, мягком состоянии, не засохшие. И ещё потому хорошо работать новыми красками, что в них точно не закончатся белила в течение работы над одним вашим этюдом. :)


Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" города Вуктыла

Композиция Законы, правила, приемы и средства композиции Серия уроков для 1 класса деткой художественной школы

Виляевой Юлии Александровны

Преподавателя МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

  • Развитие навыков выполнения композиции , создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.
  • Развивающие: Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
  • Воспитательные: воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.
  • Особенности урока : интеграция изобразительного искусства и литературы.
  • Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение, автопортрет Леонардо да Винчи, наглядный материал – вырезанные из бумаги, в увеличенном масштабе, все герои сказки, магниты для их закрепления на доске.

Урок 1-2. Понятие композиции. Центр композиции. Равновесие в композиции.

Зачем изучать формальную композицию?

  • Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения.

Диего Веласкес. Сдача Бреды.

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Каким по размеру должен быть кедр?

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев Хочется выбрать первый вариант. Однако, выбрать следует средний, тот, где размеры кедра поменьше, так как у нас есть еще другие герои, и о них нельзя забывать. Например, деревья фруктового сада. В сказке они все будут спилены по приказу гордого кедра.

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев

Как же восстановить равновесие в нашей работе?

  • Сегодня мы выполнили композицию по прослушанному произведению. Мы работали по правилам. Какие из них вы запомнили?
  • Смогли бы вы объяснить, что значит равновесие в композиции?
  • Как еще можно было изобразить ветер?
  • Хотели бы вы еще поработать как настоящие художники, которые рисуют картинки к сказкам?

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Урок 3. Доминанта. Целостность.

Урок 3. Доминанта. Целостность.



Целостность – внутреннее единство композиции Целостность по отношению к раме Отсутствие целостности

Целостность – внутреннее единство композиции

Целостность по отношению к раме

Объединение элементов, частей в единое целое

Объединение элементов, частей в единое целое

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции

Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.


Варианты организации доминанты: 1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках. 2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы. 3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот. 4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом. 5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.


По цвету

По форме


Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности. Два композиционных центра: главный и второстепенный

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности.

Два композиционных центра: главный и второстепенный

Задание Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Урок 4. Симметрия и асимметрия

Урок 5. Статика и динамика

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока по предмету "Рисунок", обучающий построению простейшего тела врашения - цилиндра.Конспект выполнен, как один из уроков по предпрофессиональной программе в детской художественной школе (школе искусств на отделении "изобразительное искусство").

План-конспект открытого урока

Построение цилиндра

Унеча 2018 г.

Цель урока: научить учащихся выполнять линейный рисунок цилиндра с передачей особенностей конструктивного строения и пространственного расположения.

Задачи:

- обучающие: совершенствовать умения учащихся выполнять линейный рисунок, сравнивать рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки; учить последовательной работе над рисунком, основам изобразительной грамоты и технике выполнения конструктивного рисунка;

- развивающие: развивать навыки работы с простым карандашом и индивидуальные способности учащихся в области изобразительного искусства, пространственное мышление, глазомер, умение анализировать, сравнивать;

- воспитательные: воспитывать аккуратность, наблюдательность, усидчивость, дисциплинированность, самоконтроль, формировать творческую личность.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-демонстрационный, практический.

Оборудование для учителя: презентация, мел, доска, гипсовая модель цилиндра, натурный столик, драпировка, наглядный материал с поэтапным изображением цилиндра, методические пособия по теме,

Оборудование для обучающихся: листы ватмана формата А-4, А-3, простые карандаши НВ и 2В, ластики, кнопки, мольберты.

ЭТАПЫ И ХОД УРОКА

Организационный момент (3мин)

Повторение ранее изученного материала, актуализация знаний(5 мин.)

Введение новой темы

Объяснение нового материала (10 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Самостоятельная практическая работа (20 мин)

Итог урока, рефлексия (3мин)

Домашнее задание (1 мин.)

-Здравствуйте ребята! Пожалуйста, проверьте, все ли принадлежности для урока у вас есть. На уроке я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов!

- Что является основой любого изображения?

Ответ обучающегося: _________________________

- Правильно. А точнее линейный рисунок.

- А какая наука учит изображать на плоскости предметы так, чтобы они выглядели так же, как и в действительности?

Ответ обучающегося: _________________________

Успех в работе над рисунком во многом зависит и от знания правил линейной перспективы и умения применять их на практике.

- Конструктивный рисунок – это рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. А для того, чтобы создать такой каркас, нам необходимо проанализировать изображаемый предмет, вспомнить что такое линия горизонта и точка схода.

- Какие формы мы научились изображать в соответствии с правилами перспективы?

Ответ обучающегося: _________________________

- Какой формы объекты, которые я перечислю: хоккейная шайба, водопроводная труба, автомобильное колесо, стакан для карандашей, Пизанская башня…

Ответ обучающегося: _________________________

Ответ обучающегося: _________________________

- А где ещё мы встречаем предметы цилиндрической формы?

Ответ обучающегося: _________________________

Дома вы выполнили модель цилиндра.

С образом цилиндра человек знаком очень давно. В настоящее время цилиндры используются в механике, строительстве, печатном деле, мебельном производстве, гидравлических системах и др. Давайте представим, что было бы, если бы форму цилиндра убрать совсем из архитектуры, строительства и т.д.?

Древний термин "цилиндр" происходит от греческого слова "Kylindros" (килиндрос), то есть "вращаю", "катаю" или "валик", "свиток". Древнегреческий математик Евклид, указывая на способ образования цилиндра, говорит, что если прямоугольник, вращающийся около одной из его сторон, снова вернется в то же самое положение, из которого он начал двигаться, то описанная фигура и будет цилиндром. Многие великие люди занимались изучением этой фигуры.

- Почему цилиндр называют телом вращения?

Ответ обучающегося: _________________________

- Из каких элементов состоит поверхность цилиндра?

Ответ обучающегося: _________________________

- Какая фигура называется цилиндром?

Ответ обучающегося: _________________________

- Прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо вспомнить этапы работы. (Вспомнить вместе с учащимися о том, что начинать работу нужно с определения на листе композиции).

- Как необходимо располагать изображаемый предмет?

Ответ обучающегося: _________________________

Изображению надо найти такое расположение, чтобы у зрителя не возникло желания увеличить или уменьшить его, сдвинуть вправо или влево опустить вниз или поднять вверх.

Определяем общие размеры. Какой метод при этом будем использовать?

Ответ обучающегося: _________________________

Последовательность работы над линейным рисунком цилиндра:

1этап. Сначала намечаем место цилиндра на листе, рисуем осевую линию. Она делит цилиндр пополам. Определяем высоту, а затем ширину цилиндра, насколько она меньше.

- Как найти высоту цилиндра?

Для сравнения высоты с шириной берите за основу расстояние между нижними краями эллипсов в центральной части цилиндра.

2этап. После того, как найдены основные пропорции, приступаем к построению эллипсов. Начинаем с верхнего основания, т.к. нам хорошо видно, как он развёрнут. Отметим его ширину.

Та сторона овала, что ближе к нам, будет шире, а та, что дальше - уже. Именно это создает эффект, что овал - это круг, лежащий на плоскости.

Теперь проводим через эти точки ближнюю дугу овала, не забывая, что у овала не может быть острых углов и параллельных сторон, а затем проводим дальнюю (меньшую) дугу овала. Аналогично строим нижний эллипс.

3этап. На этом этапе мы более мягким карандашом прорисовываем основные линии рисунка. Передняя часть цилиндра рисуется утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям.

- Однажды великого греческого философа Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающий нас мир. Но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир - как художники или как мыслители?

Психологический тест.

Какой же тип мышления преобладает у Вас?

Индивидуальная работа с обучающимися.

(Предлагаю по окончании урока организовать выставку работ, их коллективное обсуждение, анализ и оценку.)

- Какие работы вы считаете наиболее удачными?

- Если есть ошибки, то какие?

- Какие трудности возникли при выполнении рисунка?

Вспомогательная информативная часть:

Линейная перспектива:

- Линия горизонта -воображаемая линия на уровне наших глаз. Точка схода- это точка на линии горизонта, в которую сходятся все параллельные линии.

- Перспективу круга и линейный рисунок конуса.

- Эти предметы имеют форму цилиндра.

- Изображать цилиндр в соответствии с правилами перспективы.

(Обучающиеся приводят примеры.)

(Обучающиеся высказывают свои мнения).

- Цилиндр можно получить вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.

-Основания цилиндра – равные круги, и боковая поверхность цилиндра (показывают на гипсовой модели).

Цилиндр - это тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами.

- Необходимо соблюдать композицию и пропорции.

-Метод визирования.

-Высота цилиндра - это расстояние между плоскостями его оснований.

(Самостоятельная работа обучающихся – выполнение линейного рисунка цилиндра.)

(Анализируют и оценивают выполненные рисунки)

Домашнее задание - Выполнить линейный рисунок предмета, имеющего цилиндрическую форму

1. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. – Обнинск: 1996

Naumova foto copy

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Наумовой Ниной Николаевной, заместителем директора по учебной части МБОУДО ДХШ г. Южно-Сахалинска Сахалинской области. Сегодня Нина Николаевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом преподавания рисунка в первом классе ДХШ по дополнительной общеразвивающей программе (для детей 11-12 лет). Данный материал будет интересен преподавателям ДХШ и ДШИ.

Краткий комментарий к статье от Нины Николаевны:

Профессионального чтения…

Преподавание рисунка в первом классе ДХШ по дополнительной общеразвивающей программе (для детей 11-12 лет)

Необходимость написания данной работы заключается в накопившемся лучшем опыте преподавания рисунка в ДХШ г.Южно-Сахалинска. На протяжении многих лет преподавания использовался опыт разных художественных школ страны, области, отрабатывались лучшие задания по рисунку на практике нашей школы. Постепенно из лучших заданий по предмету составлялась программа по рисунку. На данном этапе развития школы возникла потребность оформить и обобщить накопившийся положительный опыт в методике преподавания рисунка в 1-2 классах, показать лучшие задания нужные для более качественного преподавания предмета. Данная методика позволит вновь приходящим педагогам и молодым специалистам полноценно работать в соответствии с программными требованиями нашей школы для 1-2 классов.

Отличительной чертой методики, на мой взгляд, является конкретизация заданий в то же время возможной творческой вариации в объяснении учебного материала педагогом.

Ведущее место в художественной школе занимает преподавание рисунка ведь это основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок называют размышлением с карандашом в руках. В художественной школе дети учатся размышлять, сочинять, изображать.

Рисунок помогает художнику в изучении натуры и постижении секретов её изображения на плоскости объёмных предметов, передачу пространства, воспроизведения жизненных наблюдений и фантастических идей, сюжетов. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своём роде. Рисунок — основной вид графики. Порою достаточно очень простых средств — графитного карандаша ил шариковой ручки, чтобы сделать графический рисунок.

Рисунку в младших классах художественной школы желательно придать более творческий характер и привить любовь к работе простым карандашом, мелками, пером, фломастерами.

Учебный рисунок включает рисование с натуры, рисование по памяти и воображению. Он составляет основу художественного образования. Например для рисования с натуры предлагаются разнообразные геометрические тела, гипсовые орнаменты, натюрморты, объекты природы и т.д . Как правило, учебные задания по рисунку соответствуют программным задачам, их выполняют по мере нарастания сложности под контролем педагога.

Искусство рисунка как и любое другое искусство, создается с помощью особого языка, им необходимо овладеть, чтобы наилучшим образом понимать рисунок и научиться рисовать.

Линия, штрих, тоновое и цветовое пятно, светотень, линейная и воздушная перспектива — с этими изобразительными средствами начинают знакомиться ребята в 1-ом и 2-ом классах школы.

Реалистический рисунок обладает свойством наглядности, легко узнаются нарисованные цветы, деревья, животные и люди. Тем не менее изображение это не сам реальный объект, а созданный художником образ, условный знак или символ. В первом классе следует учитывать возрастные особенности восприятия предметов детьми 11-12 лет т. к. в этом возрасте ещё преобладает плоскостное видение предметного ряда. С учётом этих особенностей восприятия первые задания по рисунку носят плоскостной характер изображения, постепенно подводя детей к объёмному восприятию предмета. Используя специальные задания, объясняются законы изобразительной грамоты.

Методика написана в соответствии с программными требованиями по рисунку для 1-2 классов ДХШ.

Содержание курса

Основы учебного рисования (развитие у учащихся зрительного восприятия, целостного видения натуры, выработка глазомера и двигательных навыков руки, грамотного расположения рисунка на плоскости листа бумаги).

Применение правил построения простых предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений, определение положения предмета в пространстве.

Последовательное ведение работы по рисунку.

Выполнение необходимых правил при работе над рисунком: выбор места относительно натуры, правильное использование графических материалов.

Требования к заданиям - из учета первоначальных профессиональных умений возраста и индивидуальности учеников. Постепенное повышение требований к выполнению заданий параллельно с усложнением учебных задач.

Постепенное увеличение количества предметов в постановках.

Формат - в зависимости от величины объема рисования от 1/8 до 1/4 листа. Длительность учебных заданий от 3 до 9 часов, в отдельных случаях - до 9-12 часов.

Заключение

По окончании первого года обучения ученики развивают целостность видения натуры, отрабатывают глазомер, и двигательные навыки руки, умеют грамотно вести работу над рисунком.

Учащиеся знакомы с правилами построения простых форм предметов, умеют передавать их объём с помощью светотеневых отношений. Учатся работать с различными графическими материалами.

Рисование с натуры заставляет ученика внимательно наблюдать, и изучать особенности строения формы, размышлять, что в свою очередь, повышает эффект обучения и вызывает интерес в к изобразительной форме.

Главный принцип: от простого к сложному, от плоского к объёмному, от неумения к умению, не пропуская ни одной ступени постижения мастерства.

За период обучения учащиеся знакомятся с терминологией изобразительного искусства.

Приобретают умение: грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.

Учатся: использованию приемов линейной и воздушной перспективы; последовательному ведению длительной постановки.

Вырабатываются: навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки в выполнении линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета, навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

Приобретается начальный опыт художественной практики и опыт творческой деятельности.

Начинают формироваться навыки самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

В процессе работы учащиеся начинают приобщаться к духовным и культурным ценностям народов мира;

В процессе обучения формируется целостность художественно-эстетически развитой личности и приобретается обучающимися теоретические знания и художественно-исполнительские умения и навыки в области изобразительного искусства.

Создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Сформировать у обучающихся: эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

Выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Читайте также: