Пособие по зкр в доу

Обновлено: 06.07.2024

- воспитание культуры речевого общения /общая тональность детск.речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора/.

Правильное произношение звуков необходимо для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем для выбора профессии.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Речь с дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми. Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым. Речевые дефекты могут даже привести к умственному отставанию и неуспеваемости в школе.

Условия для формирования звуковой культуры речи:

1. Чтобы научиться правильно и чисто говорить на родном языке, дети должны слышать вокруг себя правильную речь.

2. Недопустимо подчеркивание недостатков речи ребенка: насмешка, жалость,поддразнивание.

3. Необходимо охранять нервную систему и слух детей. Нельзя допускать постоянного резкого шума.

4. Педагог должен внимательно относиться к тому, как говорит ребенок и о чем!

Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР в ДОУ.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1.Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

-слуховое внимание /умение определять на слух кто или что звучит и направление звука;

- звуковысотный слух /умение различать голос по высоте, в соответствии с эмоциональной окраской речи- плачут в ответна сердитый тон и улыбаются на ласковый/ и по тембру /отличают по голосу мать и др. близких/.

- фонематический слух /способность отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова/.

- способность воспринимать данный темп и ритм /способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи).

2.Развивать артикуляционный аппарат /губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок/.

3.Работать над речевым дыханием, т.е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох. Речевое дыхание произвольное. Оно осуществляется через рот. Неречевое - осуществляется автоматически и через нос /просто дышим/.

Дети с ослабленным выдохом имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз, поэтому путем подражания воспитатель должен учить детей произносить небольшие фразы на одном выдохе.

4.Развивать голосовой аппарат /легкие, бронхи, голосовые связки/.

Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.

Высота голоса – повышение и понижение тона.

Сила голоса – громко – нормально – тихо.

Тембр голоса – звонкий, тусклый, дрожащий, глухой т.е. качественная окраска.

Причина нарушения голоса – насморк, аденоиды, напряженная речь.

Воспитатель должен учить детей говорить без напряжения, вырабатывать у

них умение пользоваться голосом в соответствии с ситуацией /тихо – громко/

5.Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата /расщелина неба, отклонения в строении зубо- челюстной системы и др./,недостаточной подвижностью органов артикуляции, недоразвитием фонематического слуха /неумение отличать одни звуки от других/,снижением физического слуха, небрежным отношением к своей речи.

Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звуков, замене одного звука др., искаженном произношении звука.

Воспитатель формирует звукопроизношение, а логопед исправляет.

6.Вырабатывать хорошую дикцию. Дикция - внятное, четкое произношение слов и фраз.

Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.

Воспитатель должен воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

7.Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.Дети не должны употреблять местный говор, просторечия, допускать неправильное ударение. Воспитатель контролирует и дает образец правильного произношения (Орфоэпические словари и словари произношений и ударений). Детей от 1-3 лет обучают по подражанию, с детьми 3-6 лет проводятся специальные занятия.

8.Формировать умеренный темп речи.

9.Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выразить мысли и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Основной прием – подражание воспитателю. При заучивании стихотворения, пересказах воспитатель обращает внимание на свою эмоционально-выразительную речь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование звуковой культуры речи

у детей младшего дошкольного возраста

от 2 до 4 лет

Введение _________________________________________________________ 3

Пояснительная записка____________________________________________ 6

Краткая характеристика речи детей__________________________________ 7

Рекомендации по организации деятельности__________________________ 8

Комплекс дыхательной гимнастики_________________________________ 8

Артикуляционная гимнастика______________________________________ 17

Упражнения для мелкой моторики__________________________________ 20

Упражнения для развития фонематического слуха_____________________ 24

Упражнение на развитие речевого внимания и памяти__________________ 27

Заключение _____________________________________________________ 31

Литература ______________________________________________________ 32

Приложение ____________________________________________________ 33

Введение

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Поэтому, развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их "тренировки" часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление неправильно произносимого звука, работа над произносительной стороной речи ребёнка необходимо начинать с раннего дошкольного возраста, т.к. часто перенос её на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Предлагаемый собранный материал поможет педагогам и родителям развивать произносительную систему речи ребёнка младшего и среднего возрастов. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

В дошкольных учреждениях на занятиях количество одновременно занимающихся детей не должно превышать 3-4 человека. Продолжительность занятий у детей младшего возраста составляет 15 минут, у среднего возраста 20 минут.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания малышей, необходимо в течение занятия менять виды их деятельности. Игровой и дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

При проведении занятий с малышами, необходимо научить их правильно пользоваться зеркалом с подставкой и салфеткой. Эти принадлежности должны быть на каждого малыша. Салфетки меняются после каждого отдельного занятия.

Данное пособие разработано для профилактики и развития речи у детей 2-4 лет. В него вошли элементы работ авторов : Конева А.Н., Новоторцевой Н.В., Дуровой Н.В., Алифановой Е.А., Сергеевой Т., Лопухиной И..

Воспитатели детских садов с успехом могут использовать материал на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, развитию познавательных способностей.

Новизна и актуальность:

Современные, социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с нарушениями в речевом развитии, которые проявляются в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ранний возраст является благоприятным периодом для формирования многих психических функций. В связи, с этим проводя раннюю диагностику психомоторного и речевого развития, позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно раннее вмешательство педагогов, специалистов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте.

Пояснительная записка.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста;

Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Сформировать основные показатели психологической базы речи:
зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях;

- Формировать и развивать артикуляционную и мелкую моторику,
речевое дыхание, силу голоса, мелодическую сторону речи;

- Устранить дефектное произношение;

- Формировать практические умения и навыки пользования
исправленной речью;

- Формировать навыи связной речи, развивать активный словарь.

Направленность материала: На совершенствование профилактической и коррекционно-развивающей работы.

Срок реализации:

1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей.

Ожидаемый результат:

Развитие общих речевых навыков

Звуковая культура речи: принятие норм лексико - грамматического и фонетического оформления русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. В данном сборнике представлены игры и упражнения для развития звуковой культуры речи детей. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала, проведение упражнений в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

Сборник речевых упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста

44.02.01 Дошкольное образование



Пояснительная записка

Данный сборник предназначен для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей и методистов, а также для родителей, интересующихся вопросами развития речи детей дошкольного возраста. В данном сборнике представлены игры и упражнения для развития звуковой культуры речи детей. Игры и упражнения разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной.

В воспитании звуковой культуры речи это осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала, проведение упражнений в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Краткое описание: Воспитатель достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный воспитателем ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Необходимо следить, чтобы дети внимательно слушали, активизировать их вопросами.

Цель: Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

Краткое описание: Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем воспитатель стучит в тамбурин, все время, меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания: Менять темп звучания бубна надо не более 4- 5 раз.

Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мур-мур, Пугаю кур!

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Содержание: Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание упражнения: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

Материал: Тексты чистоговорок.

- Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите:

Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза. Важно следить за правильностью выдоха.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок (дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть.

Оборудование: Для проведения игры необходимо подготовить набор коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки).

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Описание упражнения: Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: Ай-ай-ай!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий, можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Описание игры: Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, лисой. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

Лиса. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Лиса. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Лиса. Где поставишь ты ее?

Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Лиса. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, медведь может повстречаться и с другим зверем.

Список литературы

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5

Лопухина И. В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений

для развития речи детей. М.: Аквариум, 1995.

Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Максаков, Г. А. Тумакова - 2-е изд., испр. к доп. М.: Просвещение, 2013. - 144 с.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под

ред. Власовец Г. А. М.: Детство – Пресс, 2002.

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения

для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Хватцев М. Е. Логопедия. Книга 1. М.: Владос, 2009 г. – 272 с.

Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7

лет: Сборник упражнений. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание ЗКР – ведущая линия развития речи детей 3-4 лет.

  1. Задачи по ЗКР:
  • развитие слухового восприятия,
  • развитие звукопроизношения,
  • развитие темпа речи, ее интонационной выразительности.
  1. Задачи работы по ЗКР:
  • формирование правильного звукопроизношения,
  • развитие фонематического восприятия,
  • развитие голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
  1. Содержание работы по ЗКР:
  1. Сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зь, щ ш, ж, ч, щ, л, лъ, р, рь).

У детей развивается осознание произносительной стороны речи. Очень показательным является задание на осознание ребенком собственного звукопроизношения. Не все дети в начале учебного года из тех, кто имел недостатки произношения, осознают, что не все звуки выговаривают чисто, и понимают, как они говорят. При правильной систематической работе к концу года уровень звуковой культуры речи (осознание правильности своего звукопроизношения) значительно повышается. Если дети не произносят отдельные звуки и осознают это, т. е. могут объяснить, что у них еще не все получается, и точно называют звуки (или слова), которые они произносили неправильно, это высокий уровень развития звуковой стороны слова.

1. Задачи воспитания звуковой стороны речи :

  • Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
  • Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст.
  • Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие.
  • Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
  • Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
  • Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

2.Содержание работы:

1. Дифференциация пары звуков с — з>с — ц>ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, л — р, т. е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков — изолированных, в словах, во фразовой речи.

Сначала детей учат вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук с находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком з (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором встречаются эти звуки, сначала звонкий — з, потом глухой — с (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный — звонкий, сажает — забывает).

Читайте также: