Последовательность зарядки аквариума в доу

Обновлено: 07.07.2024

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

2. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют.) Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.

2. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.

3. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.

Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

1. Зарядка аквариума

Цель: Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитать наблюдательность.

2. Сравнение рыб и лягушек

Цель: Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки - быстроплавающие животные. Вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому.

3. Опыт. Определение возраста рыбы

Цель: Научить опытническим путем определять возраст рыбы.

Развивающая среда: банка с водой и рыбкой; аквариум (все для зарядки аквариума); большая емкость с водой; лопатки; картины с изображением лягушек; кукла Хрюша; чешуйки рыбы; темная бумага; увеличительные стекла.

Дети получают записку от Хрюши. Он пишет, что приготовил детям подарок – банку с водой, а в ней красивая бабочка – и спрятал в группе.

Дети начинают искать подарок Хрюши и находят банку с рыбкой.

Воспитатель: Какая ты красивая! Откуда ты взялась? Тебе, наверно, страшно в незнакомом месте? Не бойся, мы тебя не обидим!

Хрюша пишет, что это бабочка. Дети, а вы как думаете? (Выслушивает ответы детей.) Загадка поможет вам ответить:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Блещет в речке чистой

Хрюша перепутал, бабочек в воду не сажают. Нужно помочь ему узнавать рыб и не путать с другими животными. Для этого нам надо самим получше познакомиться с рыбами.

1. Как себя чувствует рыбка?

2. Почему вы так думаете? (Она в воде, вода чистая, прозрачная, но места мало.)

3. Что она делает?

4. Что помогает рыбке плавать?

5. Где находятся плавники?

6. Сколько плавников?

7. Какой из них самый красивый?

8. Как вы думаете, на что он похож?

Воспитатель показывает лоскуток ткани (организуется обследование ткани, обращаем внимание на ее легкость, прозрачность; ткань струится, летает). Она называется вуаль. Кто догадался, что у рыбки похоже на эту ткань? (ответы детей)

Прекрасные плавники дали рыбке название – вуалехвост. Красивое название? И рыбка красивая. Чтобы ей не было скучно одной, давайте превратимся в рыбок. (Детям предлагается взять по кусочку ткани и имитировать движения плавников.)

Педагог предлагает детям еще понаблюдать за рыбкой. Что, кроме плавников, помогает быстро плавать в воде рыбке? Какое тело у рыбки? Чем покрыто тело рыбки? Какая чешуя? Как она расположена? (Вытянутое, обтекаемое тело, отсутствие шеи, гладкая чешуя.) Какие у рыбки глаза, и где они расположены? Какой рот? Чем дышит рыбка?

Воспитатель: Ребята, рыбка мне сказала, что она очень хочет попасть в свой дом. Она потерялась и не знает, где ее дом. Хрюша посадил ее в банку, а в банке ей плохо. Она только помнит, что ее дом был больше, светлее, уютнее. Там были зеленые растения и много подружек – рыбок.

Ребята, где вы раньше видели таких рыбок?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Каких еще рыбок вы знаете, которые живут в аквариуме?

Экологическая игра – дети находят карточки с аквариумными рыбками и водорослями, моллюсками и рассказывают: скалярия, меченосец, золотая рыбка, гурами, элодея, валлиснерия; моллюски.

Воспитатель: Значит, ребята, теперь вы можете назвать ее дом.

Дети: Рыбка, твой дом – аквариум.

Воспитатель: Надо помочь сделать рыбке дом уютным, красивым. В какой среде рыбы постоянно живут? Название среды обитания рыб скрыто в загадке:

На свете нет ее сильнее,

На свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать

И на коне не обогнать.

Воспитатель спрашивает детей, что они знают о правилах зарядки аквариума? Что для этого нужно? (Дети рассказывают, воспитатель дополняет, уточняет.) Вместе с детьми сажают водоросли в грунт в горшочки. Сверху грунт засыпают промытым речным песком, насыпают промытый речной песок на дно аквариума.

Где в аквариуме надо помещать водоросли? (Ближе к свету – середину аквариума оставляют свободной.) Зачем нужны водоросли в аквариуме? (Обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания обитателей аквариума, служат зеленым кормом.)

Наливать воду осторожно, тонкой струей. Вода перед заливкой отстаивается, комнатной температуры. Воспитатель напоминает о правилах ухода за обитателями аквариума, рассматриваются предметы ухода за аквариумом и его обитателями, обсуждается их назначение. В последующем уходе за аквариумом дети практически закрепляют эти знания. Вывод: в аквариуме все сделано так, чтобы рыбы жили как в естественных водоемах.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый,

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать все живое.

Лягушка приспособлена к жизни и в воде, и на земле, поэтому про нее можно сказать, что она обитатель земли и воды (земноводное животное).

Может ли лягушка быстро плавать в воде? Какие особенности строения помогают ей в этом? Можно ли ее назвать быстроплавающим животным?

3. Дети! Вспомните, как мы с вами определяли возраст дерева? (Считали годовые кольца на стволе дерева) Оказывается, по кольцам на чешуе рыб можно тоже определить возраст рыбы.

Положите чешуйки на бумагу темного цвета. Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.

Цель: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Воспитывать любовь к животным.

Цель: Закрепить знания детей о среде обитания животных.

3. Письмо белому медведю

Цель: Расширить представления детей о животном мире, показать его разнообразие. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с другими животными. Предлагает загадку-описание:

Хищный зверь, сильный зверь.

С льдины прыгает на лед

Белый мишка и ревет!

Как же мишке не реветь?

Хоть и белый, да медведь!

Вопросы к беседе по картинам: Кто изображен на картинах? Где живут белые медведи? Что есть на севере нашей страны? (Ответы детей, осмотр глобуса, короткий рассказ воспитателя о местах обитания медведей.)

На севере, в Арктике, где только снег и лед, живут белые медведи. Их повадки похожи на повадки бурых медведей: они зимуют в берлоге изо льда и снега, любят купаться и ловить рыбу. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.

Летом белые медведи кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. Питаются еще и тюленями.

Что у медведицы в зубах? Кому она несет рыбу? Где она взяла ее? Умеют ли медведи плавать? Что помогает им ловить рыбу? (Ответы детей, пояснение воспитателя о том, что медведи охотятся на тюленей.) Что делает медведица зимой? Где она находится? (В полярную ночь медведица находится в снежной берлоге, где у нее рождаются медвежата). Что делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Кочует по льдинам океана.) Как растут медвежата? Что они делают? Как медведица заботится о них? Какое время года изображено на одной и на другой картине? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера? (Ответы детей. Воспитатель обобщает, уточняет.)

Белые медведи приспособлены к жизни в тяжелых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, - она их спасает от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Дети наклеивают изображение медведей на глобус, в места их обитания.

Чтение части рассказа, которая посвящена другим экзотическим животным, воспитатель перемежает вопросами: Где живут обезьяны? Слоны? Почему они не живут в наших лесах?

В заключение дети с воспитателем прикрепляют к глобусу изображения обезьян, слонов, крокодилов (в Африке, Южной Америке, Азии).

На ковролине – путаница, составленная из плоскостных фигур: бурый медведь на льдине, белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка – под водой, рыбы на дереве.

К детям пришел Емеля. Он говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Емеля поселил животных туда, где им хорошо и удобно жить. Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет? (Воспитатель предлагает разобраться. Дети рассматривают изображения, объясняют ошибки Емели.)

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Письмо белому медведю

3. Воспитатель предлагает написать письмо белому медведю.

Куда: Арктика. Страна вечных льдов и снега, большой снежный сугроб.

Кому: Белому медведю.

Особые приметы: белый, большой, с неторопливой походкой.

Одежда: пушистый густой мех, защищает от холода.

Меню: тюлени, рыба, сгущенное молоко.

Здравствуй, дорогой белый медведь!

Приезжай к нам из далекой Арктики! Если тебе у нас покажется жарко, мы устроим тебе жилье в холодильнике у нас в детском садике. Мы угостим тебя вкусной рыбкой, а вот кусочка мяса тюленя у нас нет, ты не обижайся. Очень ждем тебя в гости к нам.

(Второй вариант письма)

Дорогой белый медведь!

Мы не можем пригласить тебя в гости, хотя и очень хотим. Тебе нужны льдины, морская вода и свежий холодный воздух. Тебе будет жарко у нас даже зимой, к тому же в городе, среди домов и асфальта, твоя белая шкура будет очень заметна. У нас нет тюленей и рыбы, к которым ты привык. Да и плавать тебе тоже негде. Ты станешь скучать по северному сиянию и белым снегам, по своим родственникам и друзьями. Так что лучше не приезжай, оставайся в своем доме и напиши ответ. Надеемся, ты не обижаешься. Ждем писем, Белый Медведь.

Письмо белых медведей

Здравствуйте, дорогие друзья!

Недавно к нам в Арктику прилетел вертолет. Как же мы удивились, когда узнали, что он привез ваши письма! Пилот очень спешил, и мы решили сочинить один ответ от всех белых медведей. Вот мы и продиктовали ему этот рассказ.

На обед мы больше всего любим кушать блюда из тюленей. Подкарауливаем их у полыньи. За раз можем съесть шесть – восемь килограммов разной еды.

Вообще, мы не привереды. Едим и рыбу, и птенцов, и то, что выбрасывает на берег море. Очень вкусная еда водится у полярников в железных баночках – сладкое густое молоко. Иногда мы не выдерживаем и тайком съедаем часть их запасов, за что они на нас сердятся. Но ведь в Арктике не найдешь такого вкусного молока – оно не водится ни в море, ни на суше. К тому же баночки с молоком так легко и удобно ловить – они совсем смирные.

У многих из нас есть медвежата. Когда они родились, то весили меньше килограмма. Пока они маленькие и беспомощные, живут со своими мамами в снежных берлогах.

Когда-то, не очень давно, белых медведей в Арктике было видимо-невидимо, но человек охотился, уничтожал не только нас, но и нашу пищу. Хоть мы и большие хищники, а не смогли устоять. Ведь у человека есть оружие, которым он так быстро убивает, есть машины, от которых нам не убежать. Теперь нас на севере немного. Люди опомнились, записали белых медведей в Красную книгу, стали охранять. Может быть, со временем нас станет больше. Но произойдет это не скоро: ведь у нас рождается немного медвежат.

Очень рады переписке с вами.

Группа белых медведей и пилот,

помогавший написать это письмо.

Цель: Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих из­менений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Похожие документы:

Развёрнутое тематическое планирование 34 Рабочие программы 34 Новое в преподавании в школе 34-35

. занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ (Карпухина). 208 с. Цена 132 р. б/ск . сведения о любом нашем издании (обложки, аннотации и т. п., включая год издания) представлены в нашем .

Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ высш учеб заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дер

. для аудиторного прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить аннотацией . дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных . ДОУ принадлежит старшему воспитателю (методисту . пособие для воспитателя .

Пособие для учителей общеобразовательных школ москва

. реализации функций воспитатель­ной, развивающей . изображения, аннотации и др . практической деятельности и повседневной жизни: удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска до . методистов. Пособие поможет Вам при создании рабочих про­грамм для .

Пособие адресовано воспитателям доу, студентам педагогических колледжей и институтов, а также преподавателям курса дошкольной педагогики. Маршанова, Г. Л

. Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. . дошкольников. Пособие адресовано воспитателям ДОУ, . . (Аннотация приведена . 5-9 класс: практические занятия. Тренинговые . Сост. методист библиотеки ИРОСТ Орт Н.А.

Учебное пособие для вузов (4)

. до 7 лет. – М., 1999. Семинарские и практические занятия В рамках предложенного пособия определена система семинарских и практических . человеческого организма. Практическое занятие Задание Подготовить консультацию для воспитателей и родителей по .

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – руки через стороны вверх, подняться на носки, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 10 раз.

И. п. – стоя на коленях, руки на голове.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – рук вверх – в стороны, наклон туловища вперед, на счет 3 – 4 - повторить 10 раз.

И. п. – сед, колени согнуть, обхватить их руками.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – выпрямить ноги, руки в стороны, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 10 раз.

И. п. – сед на пятках, руки внизу.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – сед на коленях, руки вперед – вниз, туловище вперед, на счет 3 – 4 – и. п. - повторить 10 раз.

И. п. – лежа на животе, руки на поясе, ноги вытянуты, голова приподнята.

Выполнение упражнения: на 1 – 2 – руки в стороны – вверх, ноги врозь, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 10 раз.

И. п. – лежа на спине.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 2 – поднять вверх руки и ноги, на счет 3 – 4 – и. п. – повторить 8 раз.

Выполнение упражнения: на счет 1 – 4 – прыжки, ноги сомкнуты врозь, руки вверху, ладони вместе – в стороны, на счет 5 – 8 – ходьба на месте – повторить 6 раз.

В голубой водице плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая, кружится стая играя.

Тишина их манит вниз! Рыбки, рыбки, спать ложись!

III. Заключительная часть.

По тропинке луговой возвращаемся домой.

Ходьба обычная в среднем темпе.

Комплекс утренней гимнастики для подготовительной к школе группы Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы Задачи: перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу.

Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе Комплекс утренней гимнастики с 1 по 15 сентября. На веселую зарядку, Приглашаем вас с утра. А здоровым быть и крепким, Помогает нам ходьба.

Самый распространенный объект в детском саду — аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный изасе­ленный аквариум — это модель природного водоема, мини-эко-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте­ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда­ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы — большой аквариум вместимостью 60— 100 литров. В комнате природы, хол­ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо­жет быть установлен аквариум еще больших размеров — на 150 — 500литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль­шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за­тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно, и здоровье рыб, в большой сте­пени зависят от грунта. Аквариум — модель пресноводного водо­ема, поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам­ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт — речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень­ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во­дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей — основ­ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по­лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм­ления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к


Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А — речные камни, боковое освещение; Б — коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в результате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) — они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером — в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем — во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни икоряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни икоряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем исреднем планах, растения мелкие — ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например, амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять — это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 — 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15—18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, — и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус­тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен­ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка и др.) — прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее примере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность — это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка — это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы — самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме — верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи — это пример качеств, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаиваться. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик — его ниша в аквариуме — нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 — 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно расположить речные камни небольшого размера, среди которых сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио— красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6—16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах детям можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интересно сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания, является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном.

Карась предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем­ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) — повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для

его содержания в аквариуме должны быть большие камни, коря­ги, которые служат укрытием: за ними ротан затаивается, из-за них молниеносно нападает на добычу. Большая голова, большой рот, маскировка, затаивание, быстрое нападение — типичные при­знаки хищника, с которыми дети могут познакомиться в процес­се наблюдений.

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра­щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер­жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто­янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ­ным количеством растений и оборудованным освещением, уста­навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под­вижные рыбы, на стеклах — отдельные зеленые точки-водоро­сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 — 5°С). При соблюдении этого условия уход за аквари­умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю­чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по­кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп­ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу­ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 — 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени — собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер­шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

3В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх­ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря­док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет­верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует­ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз­ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва­ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав­лять без воды даже на несколько часов.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не­сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что­бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по­этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм — маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото­рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер­вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове­ние у них заболеваний.

Болезни рыб.У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен­но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив­шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя­лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста­новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 — 22 °С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 — 3 л с водой из аква­риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5 — 10 мин в банке с чистой водой из аквари­ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля­ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи­ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще­на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе­ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла­коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби­отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Зодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель­чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа­ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту­беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу­хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение — сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма­лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и взаимозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной
среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

Программное обеспечение:

• Учить детей чистить аквариум; закреплять умение ставить перед собой цель и доводить начатое дело до конца; представлять последовательность трудового процесса с помощью моделей; устанавливать связь между потребностями рыбок как живых организмов и определенными условиями среды, созданием этих условий.

• Развивать умения детей доказывать, делать выводы; закреплять знания об аквариумных рыбках, среде их обитания; активизировать словарь: отстояться, пересаживать водоросли, ракушки.

• Воспитывать желание заботиться о рыбках, создавать для них благоприятные условия.

Оборудование и материалы: тряпочки, таз, ведро, шланг, передники, банка, модели потребностей, модели трудового процесса.

Предварительная работа: рассматривание рыбок и наблюдение за ними; кормление рыбок, уход за ними, составление моделей, помощь воспитателю при чистке аквариума.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, давайте почистим аквариум и поменяем в нем воду.

Дети надевают фартуки, готовят необходимые инструменты. Появляется Винни-Пух. В руках он держит банку, накрытую салфеткой.

Винни-Пух. Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются.)

Воспитатель. Винни-Пух, что ты принес?

Винни-Пух. Это рыбки. Я хочу вам их подарить.

Воспитатель. Спасибо, мы как раз сегодня моем аквариум.

Винни-Пух. Зачем его мыть? Он и так чистый.

Воспитатель. Дети, объясните Винни-Пуху, зачем мыть аквариум.

Дети объясняют, что стенки аквариума стали зелеными, на них появился налет, на дне и на водорослях — осадок от корма, вода уже застоялась и т.д. Рыбы в такой воде плохо себя чувствуют.

Винни-Пух. Можно я останусь посмотреть, как вы меняете воду? Я тоже хочу научиться.

Воспитатель. Можно, Винни-Пух. Что мы будем делать, чтобы рыбкам хорошо жилось? (Ответы детей.) Что нужно рыбкам для жизни? (Ответы детей.) Выберите модели потребностей рыб. (Дети выставляют модели потребностей Рыб.) Теперь я вам покажу модели, которые вам помогут сделать все по порядку. (Воспитатель выставляет модели последовательности трудовых действий при чистке аквариума.) Что мы сделаем сначала?

Дети. Пересадим рыбок.

Винни-Пух. Сейчас я их сам поймаю руками.

Воспитатель. Нет, Винни-Пух, этого делать нельзя. Пока мы будем мыть и чистить аквариум, рыбок мы пересадим в банку с чистой водой специальным сачком. (Воспитатель предлагает одному ребенку взять сачок и пересадить рыбок в банку.)

Винни-Пух. Я налью воду из-под крана в банку и туда пересадим рыбок.

Дети. Нет, нужна отстоявшаяся вода. (Ребенок пересаживает рыбок в банку сачком.)

Воспитатель. Винни-Пух, ты понял, как и куда пересаживают рыбок?

Винни-Пух. Да.

Воспитатель. Чтобы ты не забыл, вот картинка (показ моделей).

Винни-Пух. Теперь можно вылить воду.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что теперь надо сделать?

Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, что делать дальше, поставим картинку.

Винни-Пух. Теперь-то надо вылить воду.

Воспитатель. Да, сейчас я вылью воду. Это делается так.

Воспитатель с помощью шланга выливает воду в ведро. Дети помогают, поддерживают шланг, ведро. Воспитатель дает задание ребенку найти для Винни-Пуха картинку, чтобы он не забыл эти действия. Ребенок ставит модель.

Воспитатель. А сейчас необходимо вымыть аквариум, водоросли, камушки, ракушки.

Воспитатель помогает детям разделиться на три группы: первая моет водоросли; вторая - стенки и дно аквариума; третья - ракушки и камешки. Воспитатель показывает каждой группе, как надо выполнять задания.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все стало чистым, вы справились с заданием.

Винни-Пух. Теперь можно запускать рыбок.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно запускать рыбок?

Дети. Нет!

Воспитатель. Почему? (Ответы детей.) Конечно, в пустом аквариуме рыбки жить не могут. Сейчас нужно сделать все в обратном порядке (показывает модели, дети говорят, что нужно делать).

Дети. Сначала надо положить песок, камешки, ракушки, водоросли.

Дети с помощью воспитателя заполняют аквариум.

Винни-Пух. Сейчас я туда налью воды. Вот ведро, вылью ведро и все готово.

Воспитатель. Нет, Винни-Пух, воду надо лить тонкой струйкой. Как вы думаете, ребята, почему? (Ответы детей.) Да, если лить сильной струей, то весь песок поднимется, вода станет мутной. Посмотрите. (Воспитатель льет сильной струей воду в заранее подготовленный сосуд с песком.) Вот что получится, если вылить воду так, как хочет Винни-Пух.

Воспитатель наливает воду в аквариум.

Воспитатель. Чтобы Винни-Пух не забыл, поставим картинку (модель).

Винни-Пух. Наконец-то! Запускаем рыбок.

Воспитатель. Нет, Винни-Пух. Рыбок в аквариум после его чистки, после того как мы налили туда чистую воду, запускают через несколько дней. Ребята, как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель (обобщает, подводит итог). Чтобы в аквариуме сформировалась определенная среда, чтобы растения закрепились, чтобы осел песок, чтобы вода насытилась кислородом, который выделяют водоросли.

Винни-Пух. Хорошо, я приду через несколько дней и посмотрю, как вы сажаете рыбок.

Дети. Приходи, Винни-Пух.

Воспитатель. Винни-Пух, чтобы ты не забыл, как ухаживать за рыбками, мы покажем тебе картинки.

Дети выставляют модели последовательности трудовых действий при уходе за рыбками.

Читайте также: