Последовательность школ по мере взросления ребенка

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

П сихика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого .

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению . С пособность ориентироваться в пространстве . Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Младший школьный возраст

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

"Я сам" в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи . О владение выбранной профессией .

П редставления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. П роисходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я .

С емейные отношения и чувство профессиональной компетентности . Рождение детей.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Р еализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. О сознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции . изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. О бобщение на словесном материале . С пособность самому ставить проблемы , достойные иногда усилий многих поколений С овершенствование профессиональной памяти .

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности . Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

Определите правильную последовательность этапов образования мужчин в Афинах:

2. Домашнее воспитание

4. Школа кифариста

5. Школа грамматиста

Последовательность ступеней образования в Афинах:
1. Домашнее воспитание
2. Школа грамматиста
3. Школа кифариста
4. Палестра
5. Гимнасия
6. Эфебий

1. Домашнее воспитание

3. Школа кифариста

2. Школа грамматиста

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

По мере взросления ребенок все больше проявляет свои характер и индивидуальность. И взрослые сталкиваются с новыми вызовами: поведение малыша может быть настолько нежелательным, что часто возникает желание его наказать. Вот трехлетка, который в магазине начал громко кричать и плакать, потому что мама не дает потрогать все игрушки подряд. Или малыш четырех лет начал бить других детей на площадке. Вы каждый раз проговариваете с ним, как нужно себя вести, но ребенок как будто тут же забывает эти правила. Как помочь малышу их запомнить? Не бить же его за нарушения.

Есть два фактора, которые необходимо учитывать при воспитании ребенка:

1. Ребенок ничего не делает внезапно или назло взрослому. Скорее все его действия - это результат того, что он увидел и услышал вокруг себя. Также действия могут быть сигналом о том, что какие-то его потребности необходимо удовлетворить прямо здесь и сейчас. Например, малыш активно играл в гостях, а когда пришло время идти домой, он устроил бурную истерику. Которая был лишь явным криком, что он очень устал и хочет спать/отдохнуть.

2. Наказание - это не угрозы, жесткие санкции, применение физической силы. Если ваш начальник или друг делает что-то, что выводит вас из себя или его поведение аморально и невоспитанно, вы же не беретесь за ремень? Поэтому стоит рассматривать наказание как нечто, что используется для направления ребенка на правильный путь, что помогает ему понять границы дозволенного.

Запрещенные приемы наказания:

❌ Унижение. Когда оценивается личность ребенка, а не его поступок ( "ты просто отвратителен" вместо "такой поступок недопустим" ).

❌ Физическое насилие. Подзатыльники, шлепки по губам, битье ремнем.

❌ Игнор. Взрослый как будто не замечает малыша, перестает с ним разговаривать. Все дети боятся игнора. Потому что так они перестают существовать для взрослых. Вдруг в таком случае взрослые о них забудут? Ведь выжить без взрослых не получится.

❌ Лишение витальных потребностей. Когда ребенка лишают еды или угрожают его безопасности ( "сегодня ты ляжешь спать без ужина" или "отдам тебя бабайке, раз плохо себя ведешь" ).

❌ Лишение ценного. Ребенку ценны все вещи, что доставляют ему радость и удовольствие: любимые игрушки, мультики в более старшем возрасте, игры с друзьями на улице.

❌ Ставить в угол. В углу ребенку сложно расслабиться и понять, почему его поступок нежелателен.

❌ Запугивание.

"Правильные" приемы наказания:

✔️ Создание и обсуждение правил

  • В вашей семье должна быть система правил и объяснения к ним, почему это важно. А также какие санкции последуют, если ребенок не будет этой системы придерживаться.

Ребенок может как угодно разбрасывать игрушки в своей комнате, но в других комнатах все должно быть прибрано. Если игрушки раскиданы и ребенок их не убирает, то ему больше нельзя играть на кухне, пока мама готовит. Варианты санкций вы обсуждаете с малышом. Составляете таким образом договор.

  • Не стоит наказывать ребенка за тот проступок, что он совершил впервые. Особенно если заранее вы не обсуждали, почему так поступать нельзя.

Ребенок впервые толкнул другого малыша на детской площадке. Вначале стоит успокоить ребенка, потом объяснить, что так делать нельзя и почему. А затем договориться, что если малыш не сдержит обещание, то вы, например, неделю не будете гулять на детской площадке, где есть другие детки.

✔️ Соответствие возрасту и значимость правил

  • Запрещаться должны действительно важные вещи.
  • Запоминать важные правила поведения ребенок сможет только с трех лет. Поэтому вы можете сколько угодно сердиться и наказывать двухлетнего малыша за нежелательное поведение. Итог будет один - с завидным постоянством он продолжит царапаться и кусаться. В таких случаях стоит просто переключать внимание ребенка на что-то другое, ловить его ручку, задерживать ее в своей руке.
  • Не запрещайте ребенку обижаться, злиться, сердиться. Иначе став старше, ему трудно будет справляться с этими эмоциями.

✔️ Озвучивание причины наказания

Вы договорились о неких правилах поведения, но ребенок ослушался и нарушил их. Прежде чем наказывать, стоит напомнить малышу о вашем договоре. Что вы просили его не делать, и какие санкции последуют за невыполнение правил.

✔️ Длительность наказания

  • При составлении "договора" о правилах всегда обозначайте срок действия санкций.
  • Не стоит говорить "теперь ты будешь сидеть без мультиков". Ребенок может не понять, сколько он не сможет смотреть мультфильмы - 5 минут или всю жизнь.

Обозначайте тот срок санкций, который вы сами можете выдержать. Если вы договорились не включать мультики неделю, но не выдержали и включили их на следующий день, то малыш со временем начнет несерьезно относиться к установленным правилам. Будет нарушать их постоянно, зная, что никакого наказания на самом деле нет.

✔️ Примирение

  • Договоритесь с ребенком также о том, как вы будете мириться. Это могут быть какие-то тактильные действия (обнимашки, поцелуи). Или стишок-мирилочка.
  • Подобные ритуалы помогают ребенку снять напряжение и точно понимать, что все в порядке.
  • Дождитесь момента, когда вы с ребенком будете наедине. Не стоит наказывать его в окружении взрослых или других детей. Так вы убережете самооценку малыша от травмы.
  • Если вы уведете ребенка от глаз других, то смена обстановки поможет ему переключиться и быстрее успокоиться, а также это будет для него позитивным сигналом о ваших взаимоотношениях. Ведь никто не видел, как он ошибся или был не прав.

✔️ Последовательность и согласованность

  • Правила поведения должны быть согласованы с другими членами семьи. Если мама запретила что-то делать, а папа за ее спиной разрешает, ребенок просто запутается и не будет понимать, как себя вести.
  • Если вы договорились с малышом о правилах поведения, следуйте этим правилам тоже. Если вы нарушаете установленные правила, это подрывает ваш авторитет в глазах ребенка. А противоречивость поведения повышает уровень тревоги у малыша, что приводит к эмоциональным срывам, непослушанию, может способствовать формированию тревожной личности, так как ребенок никогда точно не уверен в завтрашнем дне. Поэтому будет постоянно находиться в состоянии обороны.
  • Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Если вы просите ребенка не мусорить на улице, то и сами не бросайте мусор где попало.

✔️ Оригинальность

  • Чтобы у ребенка было визуальное напоминание правил, можно вместе с ним нарисовать правила и санкции на большом плакате и повесить на видное место. Тогда процесс воспитания будет ассоциироваться с положительными переживаниями, ребенку будет хотеться соблюдать правила и оговоренные границы поведения.
  • Сам процесс общей деятельности поможет установить более прочную и доверительную связь между вами. Малыш будет понимать, что в этом деле он не один. Вы готовы помочь ему войти во взрослую жизнь, поддержать там, где он оступился.

✔️ Гибкость

  • Советуем пересматривать правила и санкции по мере взросления ребенка. Одни правила перестают быть актуальными, а другие необходимо ввести.
  • Такая динамика помогает ребенку ощущать свое развитие, расширение своих прав и обязанностей, что способствует более благоприятному развитию его личности.

Напоминаем, что у нас вы можете заказать часовую консультацию с детским психологом , если поведение или поступки ребенка поставили вас в тупик.

Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!


Сегодня всё больше людей отказывается от школ и отдает предпочтение домашнему обучению. Вместе с Вероникой Зонабенд, Екатериной Рыбаковой и Евгенией Тюриковой обсудили, зачем нужны школы сегодня, как выбрать подходящую школу, кому подходит домашнее обучение, какой должна быть инклюзия и нужен ли селективный отбор учащихся.

Смотрите запись эфира Forbes Education :

Вероника Зонабенд – социальный предприниматель, партнер-учредитель и председатель совета директоров колледжа Dilijan в Армении, входящего в сеть школ United World Colleges, сооснователь сообщества Noôdome и мама четверых детей.

Зачем нужна школа современному ребенку?

Е.Р.: Школа нужна не только для того, чтобы родители имели возможность заниматься своими делами, но и для того, чтобы у детей формировался опыт отношений с другими взрослыми и, конечно же, со сверстниками – то, что называется социализацией.

Наш опыт семейного образования: один из наших детей ушел на домашнее обучение, целый год учился дома, а перед пятым классом летом он сам сказал, что хочет вернуться в школу. То есть, его ощущение от жизни сформировалось к тому моменту так, что, не ходя в школу, он что-то упускает. Он хотел в школу и пошел, и ходит.


Е.Т.: Сейчас точно пришло время для того, чтобы школа стала образовательным центром, потому что от информации уже, скорее, надо защищать, чем ее давать и преумножать.

А что должен делать учитель и в чем его-то роль? Учитель – тот человек, который формирует нейронные связи в мозге ребенка, соединяя весь информационный поток и те знания, которые тот собирает извне, в единый клубок, задавая правильные вопросы ребенку, стимулируя его искать ответы, он учит его учиться, учит быть мыслителем, независимым, в том числе, учит коммуницировать, получать новые знания и искать те самые формулы, для того чтобы ответить на вопрос, анализировать огромный объем информации и делать выводы.

А где этот учитель может быть? Может быть в школе. Школа – это еще коммуникационный центр: дети должны общаться друг с другом, они не могут жить отдельно от общества. И этот коммуникационный навык тоже развивается в школе.

Что касается домашнего обучения: мой ребенок переходил из российской школы в международную английскую и год учился дома, на домашнем обучении. Мы закрывали гэпы между российским и международным образованием, подтягивали язык, но это чувство отчуждения, отсутствия социализации, отсутствия единой командной работы, конечно, давило.

И еще один момент – насколько родители готовы заменить те функции и те задачи, которые есть в школе. У нас тоже был опыт домашнего обучения, и я тоже могу сказать, что дети же и захотели выйти из дома. Но я думаю, что причина была в том, что ни я, ни Рубен не были готовы полностью поменять наш образ жизни и заменить ту постоянную работу, которой профессионально занимаются в течение большей части дня люди в школе.

Какой должна быть школа?

Е.Т.: Школа должна перестать обучать предметам, а должна изучать феномены или явления. Если школа перестроится от предметного образования к явлениям, феноменам, я уверена, что у родителей даже не будет вопроса, нужно ли домашнее образование. Нужен кто-то, кто будет объединять информационные потоки и делать из них образование для ребенка.

Как родителям выбирать школу?

Е.Т.: Выбирать, наверное, ту, где ты видишь дальнейший путь ребенка. То есть, если это международная школа, тогда это международные университеты, международные институты. Если это российская школа, тогда надо понимать, что сложно будет поступать в какие-то международные вузы, и ориентироваться на российское образование.

Но если ответить на вопрос, с чего начинать, то начинать надо с коридорных тестов: идти и спрашивать в коридорах у детей, что они делают, какие навыки они получают здесь, нравится ли и что нравится, что драйвит, что толкает идти в школу, хотят или не хотят. Разговаривать с детьми всех поколений: первый класс, четвертый, пятый, выпускные – абсолютно неважно. Не забудьте зайти в туалеты, потому что культура начинается там.


Е.Р.: Для того, чтобы понять, хорошая школа или плохая, надо в эту школу прийти. На мой взгляд, качество взаимоотношений (между родителями и учителями, между учителями и детьми, между взрослыми и детьми) – это ключевой фактор. Не то, как дети потом, после школы сдают экзамены, потому что это всё-таки во многом зависит еще и от самого ребенка, поскольку, как мы знаем, научить нельзя, можно научиться. Атмосфера и отношения, которые выстроены между людьми в школе, могут либо способствовать учебе, либо, наоборот, демотивировать ребенка и подавлять его. Когда мы подбирали школу для своих детей, мы обращали внимание именно на то, как люди строят взаимоотношения.


В.З.: Конечно, в первую очередь, надо прийти и посмотреть на школу. Прийти и понюхать: именно на уровне обоняния, когда приходишь и воспринимаешь всеми своими органами чувств, что подходит, не подходит, и чувствуешь то, что не произносится, чувствуешь, фальшь - не фальшь. И да, безусловно, и дети в коридорах, и туалеты – всё надо изучить.

Есть еще один аспект, который я со своими детьми всегда учитывала и всегда рекомендую родителям, которые выбирают нашу школу или какие-то другие: школа должна подойти ребенку. Все дети разные. Это вопрос того, где у них будут друзья, какие интересы у них, как они будут развиваться. Поэтому я со своими всегда посещала школу, чтобы ребенок сам посмотрел и себя представил себя в этом обществе. Интересно, что дети иногда замечают то, чего ты не замечаешь, потому что каждый смотрит со своей позиции.

И, конечно, культура взаимоотношений – самое важное. Она должна быть стимулирующей. К сожалению, часто сейчас встречается такая ситуация (особенно в частных школах в России, в Москве), когда среда ребенку нравится, но она не стимулирует к развитию, когда детям стараются создать максимум комфортных условий, но не очень много от них требуют. Развитие – это всегда некое преодоление, хотим мы или не хотим, и должна быть привычка к преодолению себя для того, чтобы в дальнейшем получать от этого удовольствие. Это сочетание среды, которая, с одной стороны, стимулирует к развитию, а с другой стороны, комфортна – очень тонкий баланс, и здесь у каждого он н свой.

Международные или российские, государственные или в частные?

В.З.: Важно, на самом деле, то, какая концепция и идея у школы. Очень важно, чтобы был выбор. Это может быть вальдорфская школа, в которой предполагается очень мягкое воздействие и очень большая свобода, а кто-то любит более жесткую систему, где больше дисциплины и много внимания уделяется академическим результатам. В международных школах надо суметь найти общий язык с очень разными людьми и для интровертов это может быть непосильной ношей. Школы-интернаты, бординги – тоже своего рода испытание: уехать, например, в тринадцать или шестнадцать лет из дома и жить в комнате с другими детьми, и не быть центром внимания всей семьи, а быть одним из многих.

Выбор школы - очень индивидуальное решение. Нет плохих и хороших, есть просто школы, которые имеет свою концепцию и идентичность, и понимание, на чем они фокусируются, и те, у которых этого нет.


Е.Р.: Важно знать своего ребенка и подобрать для него ту программу, которая ему нужна. Один из моих детей, уехав в неполных четырнадцать лет в бординговую школу, абсолютно доволен жизнью и развился, и прекрасно закончил школу, поступил в университет и всё у него потрясающе. А про другого своего ребенка я точно понимаю, что даже в свои четырнадцать она не может жить в бординговой школе, ей нужен дом, ей нужны объятия, потому что это интроверт. Индивидуальность не менее важна, чем сама система обучения.

Международные школы сейчас, наверное, имеют более выверенные программы, более стабильные, чем российские, потому что российские школы пока от старой системы не ушли, не создали эту комбинацию старого и нового (на мой взгляд, она была бы очень логична и правильна) и нет этой итоговой модели. Поэтому пока мы остановились на международной модели без экспериментов. Российская система образования ищет, но хочу ли я, чтобы она искала на моих детях – ответ отрицательный.

Важно подбирать школу под ребенка. Понимать, что для него важно, каких друзей он может обрести, а частная школа или государственная, это уже неважно.

Нужен ли отбор детей в школах?

Е.Р.: На мой взгляд, школа – это всё-таки модель мира, и дети в ней не только готовятся к будущей жизни, но и живут сейчас, и мне бы хотелось, чтобы у детей был опыт коммуникации с разными группами людей. В частных хороших школах всё-таки дети отобраны по определенному критерию. Для нашей семьи было важно, чтобы они могли общаться с разными людьми, не только с людьми отобранными.

Но при этом я думаю, что школа, где проводят отбор детей, – это фактор, который позволяет школьную среду сделать комфортной, где эффективно происходит развитие, образование. Но, если говорить о школе будущего, мне очень хочется, чтобы у каждой школы был отбор по разным критериям, чтобы у родителей оставался выбор и они смогли найти ту школу, которая подойдет их ребенку.


В.З.: Я считаю, что в начальной школе отбор не нужен, потому что возможности в этом возрасте равные у всех и они еще все открыты, и потенциал к развитию очень высокий. А по мере взросления, когда отбор происходит, там уже есть естественные ограничения тому, какое количество приобретенных знаний, кто чему научился уже в процессе своей жизни, оно требует этих ограничений.

Я сторонник отбора, но отбирать надо по причине взаимного соответствия – должно быть понимание того, что школа может дать, что эта модель подходит ребенку и он в ней может развиться наилучшим образом, и наоборот. Популярная школа не значит, самая лучшая для твоего ребенка, причем конкретно взятого. Дети все абсолютно разные. Даже имея одних и тех же родителей, они абсолютно разные. И здесь вот этот отбор и селективность очень важны.

Мы в реальной жизни сейчас сталкиваемся с ситуацией дефицита качественного образования, то есть созданной качественной среды, которая кажется привлекательной для родителей и для детей. Мест меньше, чем желающих, и это объясняет безумные конкурсы и в начальные школы. Отбор должен быть, но не должен быть таким болезненным. Если сто человек на место и, если ребенка не принимают, а он проделал столько работы, для него это становится таким ударом по самолюбию, такая ситуация сама по себе не очень здоровая.

Должно ли быть разделение по социальным слоям?

В.З.: Должно быть смешение социальных слоев и отбор по другим признакам и качествам: готовность к саморазвитию, желание расширить горизонты, мотивация и др. Потому что обучение, совместная жизнь, появление друзей из других социальных сред, которых ты никогда не встречаешь в своей обычной жизни, сами по себе очень ценны.

И что должна в принципе школа решать так это создание связей и разрушение социальных тоннелей, расширение кругозора. Расширение кругозора происходит, в том числе, когда у тебя есть возможность общения с людьми, которые живут в совершенно других обстоятельствах и абсолютно с другими возможностями.


Е.Т.: Я тоже против разделения школ по социальным слоям, потому что дети должны понимать, что не всё в мире одинаково и они могут обогащаться друг от друга и культурно, и с точки зрения быта, и понимать, что действительно есть разные слои и мир многогранен. Но если помечтать, то, на мой взгляд, не должно быть селективных школ – могут быть классы. Когда ребенку пять-шесть лет, сложно понять его мотивацию, его способности, его интересы и то, как они будут развиваться. И если все дети будут учиться вместе, смотря и рассматривая явления и феномены и не изучая предметы, то дальше всё глубже и глубже ребенок может закапываться или в математику, или в физику, или в астрономию, и таким образом превращаться в какие-то отдельные классы, и тогда возникнет селекция.


Е.Р.: Я, конечно, за инклюзивное образование. Инклюзия — это же не только про ограничения по здоровью, это про включенность разных категорий людей: это мигранты, это дети из неполных семей, в трудных жизненных ситуациях, и в том числе по здоровью. И если инклюзия реализована профессионально и грамотно, качественно, то там кроме положительных аспектов ничего нет плохого. Родители боятся того, что в инклюзивной среде ребенок будет развиваться медленнее, чем мог бы. Нет, в грамотно выстроенной инклюзии каждый ребенок развивается в том темпе, который ему подходит, и, с одной стороны, его и не подгоняют чрезмерно, не требуют от него больше, чем он может сегодня, а с другой – мотивируют. И в то же время он приобретает картину мира, более соответствующую действительности, мир-то наш такой же инклюзивный: это не наш выбор уже – мир инклюзивный априори, и, соответственно, было бы здорово, чтобы школа как модель мира тоже была инклюзивной. Но такую качественную инклюзию организовать – ­очень кропотливый труд и дорогостоящий процесс.

Нужна ли детская профориентация?

Е.Т.: Ничего нового из тестов по профориентации я о своих детях не узнала. То ли я хорошо знаю своих детей, то ли тесты такие. Но если будет хорошая профориентация, это очень-очень полезно. На мой взгляд, если говорить про советы родителям, то надо пробовать и искать вместе с ребенком, что ему близко, что ему нравится, и разговаривать с ним о том, как он видит свою жизнь, когда он будет взрослым. Мы с детьми обсуждаем, как они видят свой день: важно, во сколько ребенок ложится, во сколько встает, как он видит свой рабочий день, сколько людей вокруг – это опенспейс либо он один, как он работает – в команде, в маленькой команде, в большой, как это взаимосвязано. Именно таким образом, обсуждая несколько месяцев образ дня своей старшей дочери, мы дошли до мультипликации, что было совершенно неочевидно, потому что, с одной стороны, она рисовала, с другой стороны, она увлекалась математикой и физикой.

Мой совет: экспериментировать, экспериментировать и слышать ребенка, и прислушиваться к тому, что он делает и что он говорит.

В любом образовательном процессе есть элемент преодоления, и если этот выбор его, ребенка, то он это преодоление готов совершать. Если выбор ему навязан, он не готов, у него нет понимания, зачем ему это нужно. Так что профориентация важна и важно ее делать грамотно, чтобы у ребенка появлялся набор представлений, из которых он потом всё-таки выберет что-то.


В.З.: Профориентация предполагает выбор профессии. А выбирая профессию, мы выбираем из того, что сегодня существует, а жить дети будут в мире, где 80% профессий еще просто не существует сейчас, и те же 80%, которые существуют сейчас, но скоро исчезнут. Поэтому лучше говорить о выборе дальнейшего пути и того, чем ты хочешь вообще заниматься в жизни и как ты себя хочешь реализовывать. Это очень важно. Кроме того, все прогнозы говорят о том, что в будущем люди будут часто менять род занятий, не будет такого, что всю жизнь будут работать в одной и той же сфере. И важно дать возможность попробовать и применить то, что делаешь, к реальности сегодняшней, понимая, что она изменится.

Сейчас у нас до восемнадцати лет дети в школе не притрагиваются ни к чему, а потом институт, университет, куда они идут, часто не понимая зачем. Поэтому, конечно, важно погружение в реальность, возможность практики и применения полученных знаний и навыков, чтобы понять, что же это такое и сформировать какой-то выбор. Я бы не называла профориентацией вот это моделирование себя в реальном мире.

Преодоление – один из навыков, которому очень важно научить. Чтобы добиться чего-то, нужно пройти процесс преодоления: если ты выбрал и сделал собственный осознанный выбор, то дальше надо идти до конца и себя внутри заставить.

Советы родителям по выбору школы

Е.Т.: Слышать ребенка. Если ты его услышишь, то ты точно сделаешь правильный выбор. И не бояться пробовать, не бояться экспериментировать.

Не терять связь со своим внутренним ребенком. Потому что очень многие из нас становятся взрослым и смотрят с другой стороны.

Детям важно совершить все свои ошибки. Мы в своей жизни совершили все свои ошибки, теперь их очередь.

Есть какое-то наше устоявшееся представление о том, что результаты нашего ребенка, какие-то успехи или неуспехи – это наши успехи или неуспехи. Но надо как-то в этом от себя их отделить и признать, что все их заслуги — это их заслуги, так же, как и все их ошибки – это их ошибки.


В.З.: Слушать, слышать ребенка, разговаривать и понимать, что это решение мы принимаем не для себя как родители, а помогаем ребенку принять решение для него и быть готовым быть гибким, пробовать, не бояться ошибок, но доводить начатое до конца. И помогать делать им свой выбор, потому что сейчас мы им в этом помогаем, а дальше они должны будут сами нести ответственность за выбор.

Мы должны детям своим доверять и дети нам доверять. Мы можем ошибаться, но мы правда хотим их понять. Мне кажется, это самое главное, с этого надо начать диалог с ребенком и настоящее доверие внутреннее.

Читайте также: