Последняя треба мамин сибиряк краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в 1852 году в семье умных и образованных людей. Его отец работал заводским священником. Первым учебным заведением писателя стала школа при местном заводе по изготовлению железа. Отец Дмитрия Мамина-Сибиряка хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, поэтому в 12 лет Дмитрий поступает в духовное училище города Екатеринбурга. К сожалению, из-за слабого здоровья, мальчику приходится вернуться домой, не закончив училища.
В поисках своего предназначения Дмитрий Наркисович уезжает в Петербург обучаться ветеринарии, затем поступает на медицинский факультет. Затем Мамина-Сибиряка принимают в Санкт-Петербургский университет, где он занимается естествознанием. Через 2 года поступает на юридический. Но ему приходится оставить университет из-за прогрессирующего туберкулеза.
Смерть отца заставляет Дмитрия Наркисовича перебраться в Екатеринбург, чтобы получить возможность заработать больше денег для содержания большой семьи. Но это не помогает. Он много пишет, но его произведения отказываются печатать.
Рекомендуемые аудио
Оставить комментарий
Отменить ответ
23 комментария
Спасибо! Рассказ заставляет думать, сопереживать, как будто сам становишься участником описанных событий.
Спаси Господи,Вас батюшка,за такой добрый и очень поучительный рассказ!Храни Вас Христос.
Спасибо,батюшка!Очень живой и трогательный рассказ!
Огромное спасибо, хотелось бы послушать и другие литературные произведения в исполнении о. Константина. Очень проникновенно и искренно. Храни Вас Господь, батюшка.
Благодарение Творцу и Вам отче.
Спасибо, батюшка! Дай Бог здоровья душевного и телесного Вам и Вашим близким.
Низкий поклон Вам! Спаси Господи!
Батюшка, спасибо огромное! С празником Вас! Ваш труд очень мне погает. Храни Вас, Господи!
Спаси,Господи! Батюшка,спасибо за рассказ.спасибо за Ваш труд . Мне кажется,что наша радость от услышанного,прочитанного в Вашем блоге дает и Вам силы. Помоги Вам ‚Господи во всех задумках и начинаниях!
ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕБА
Рождественская утреня была на исходе, когда в церковь торопливо вошел лесник Евтроп.
— Мне бы батюшку, отца Савелия, повидать, — умоляюще обратился он к церковному старосте, — жена помирает. С вечера мается, а помереть не может. За священником послала.
— Подождёт твоя жена, — ответил староста, — видишь, сколько народу в церкви, да сейчас и к обедне заблаговестят.
— Живые-то подождут, а Прасковья помирает. — не унимался лесник.
— Ну так поди, а только не вовремя припожаловал.
Когда кончилась утреня и отец Савелий узнал, зачем приехал лесник, он немедленно взял походную дарохранительницу, надел старенькую баранью шубёнку, подошёл к местному образу Богоматери с Божественным Младенцем и стал усердно молиться. Потом быстро вышел из церкви, а за ним пошагал и Евтроп, опустив низко голову.
— Батюшка, — заговорил у ожидавшей священника подводы лесник, — доедешь один-то? А то моей Лысанке двоих-то нас везти не под силу.
— Как не доехать, доеду, — согласился священник, запахивая свою шубёнку.
Зимняя вьюга выла волком. Кругом было темно, как в трубе. Сухой снег переносился с места на место, как толчёное стекло. Полозья скрипели, точно их кто хватал зубами. Одним словом, настоящая волчья ночь. Но отцу Савелию не в первый раз ехать на требу в такую погоду.
— Ну, Лысанка, трогай! — крикнул батюшка лошади. — Что задумалась?
Сани тронулись. Невелики десять верст зимней дороги, да беда в погоде. Отец Савелий, занятый мыслью застать умиравшую лесничиху, совсем не замечал пронизывающего его холода.
— Только бы застать в живых Прасковью. — повторял он всю дорогу.
На последних двух верстах пришлось подгонять уставшую лошадь. Умаялась скотинка, да ничего, отдохнёт. Только бы вовремя доехать!
Хата лесника стояла в стороне от дороги, и отец Савелий проехал бы мимо, если бы Лысанка круто не повернула к своему пепелищу. Занесённая снегом изба стояла тёмная: ни в одном окне света не было. Батюшка едва вылез из саней, до того окоченело его тело. В тёмных сенях он по стенке, ощупью, добрался до двери. Вместе с ним в избу ворвались клубы холодного воздуха.
— Кто там? — окликнул с печки детский голосок.
— Да это я. священник. Жива мать?
— Молчит. должно, жива. Сейчас вздую огоньку, а то я тут на печке с ребёнком вожусь. Пищит всё.
Девочка подошла с зажжённой лучиной к лавке, на которой лежала её больная мать-роженица, осветила её бледное лицо и проговорила:
— Ну, слава Богу. — облегчённо вздохнул отец Савелий.
Священник подошёл к больной, и в избе тихо раздались первые слова исповеди. Больная со страшным усилием сложила руки крестом и отвечала только слабым движением глаз. Исповедь скоро окончилась, и отец Савелий причастил больную. Затем он приложил походный медный крест к ее похолодевшим губам. Глаза больной сейчас же закрылись, и отец Савелий, прикрыв её концом епитрахили, начал читать отходную.
— Кончилась. — тихо проговорил батюшка, прислушиваясь к замиравшему хрипению больной, и смахнул набежавшую слезу.
Надо было ехать обратно в село, но отец Савелий почувствовал смертельную усталость, когда вышел из избы снова на мороз. Да и вьюга уж очень крутила. На дворе от его следов не осталось и помина.
— Вот так задалась ночка! — проговорил священник. — За какой-нибудь час дорога сделалась совсем неузнаваемой, а ехать надо.
Сколько времени ехал батюшка, всяк затруднился бы ответить. Усталый и озябший, он опустил вожжи и съёжился.
— Ну, Лысанушка, не выдавай, милая.
— Смотрите. смотрите,—шепчет отец Савелий, — великое чудо мне, недостойному!
И всё-таки никто ничего не видит, а отцу Савелию делается ещё страшнее: Предвечный Младенец всё улыбается и всё тянется к нему, протягивая вперёд ручки.
. Долго ждали батюшку прихожане, оставшиеся в церкви. Общее томительное ожидание разрешилось только тогда, когда к церковной ограде подъехали сани лесника. От Лысанки валил пар, от усталости она шаталась, как пьяная. В санях, скорчившись, лежал отец Савелий и не шевелился. Он казался таким маленьким. Толпа сейчас же обступила сани.
— Православные, да ведь батюшка-то замёрз! — крикнул чей-то голос.
Все так и ахнули. Около саней вдруг выросла толпа. Послышались причитания и тихий женский плач, а отец Савелий лежал в санях с таким блаженно-счастливым лицом, как будто это был тихо заснувший ребёнок.
Д.Н. Мамин-Сибиряк – выдающийся уральский писатель, искренне любивший наш край и оставивший множество очерков, рассказов, романов об Урале. О трагической судьбе писателя и его наследии вы узнаете из этой статьи.
Будущий писатель родился 25 октября (6 ноября по новому стилю) 1852 года на Висимо-Шайтанском заводе. В наши дни это посёлок Висим в 40 километрах от Нижнего Тагила (Свердловская область). Настоящая фамилия писателя – Мамин. Вторую часть фамилии он присвоил себе по литературному псевдониму – Сибиряк.
Отец – Наркис Матвеевич Мамин – служил священником в церкви Висимо-Шайтанского завода. Он отличался высокими моральными и нравственными принципами, занимался просвещением народа, безвозмездно вел занятия в школе.
В своих воспоминаниях Д.Н. Мамин-Сибиряк писал:
Мать писателя, Анна Семеновна, родилась в семье сельского дьякона, жившего в Горном Щите. Рано потеряла свою мать, воспитывалась отцом и бабушкой.
В семье Маминых было четверо детей:
- Николай (1850 г.р.),
- Дмитрий (1852),
- Владимир (1863),
- Елизавета (1866).
В свободное время в семье много читали, поэтому возникший у Дмитрия интерес к литературе неудивителен.
В наши дни в доме в Висиме, где родился и вырос Д.Н. Мамин-Сибиряк, расположен литературно-мемориальный музей писателя. Не упустите возможность там побывать! Посещая Висим, понимаешь, откуда у писателя возникла любовь к уральской природе – места вокруг очень живописные. Одни Весёлые горы чего стоят! Более красиво об Урале и нашей природе, чем Мамин-Сибиряк, пожалуй, никто не писал.
Осенью 1866 года Дмитрий поступил в бурсу – Екатеринбургское духовное училище. Позже, в автобиографических очерках, он описал все ужасы этого церковного заведения, ломавшего судьбы людей.
В конце августа 1868 года Дмитрий отправился по реке Чусовой в город Пермь. В сентябре Мамин поступил в Пермскую духовную семинарию.
В 1876 году Мамина оставили на третьем курсе из-за несдачи экзаменов. В том же году он покинул академию и поступил на юридическое отделение в Санкт-Петербургский университет.
Живя в Нижней Салде, Дмитрий подрабатывал репетиторством. Так он познакомился с Марией Якимовной Алексеевой (в девичестве Колногорова), обучая трех ее детей.
Несмотря на то, что Мария Якимовна была на 6 лет старше Дмитрия и состояла замужем, между ними возникли близкие чувства. Мария Якимовна решила вместе с детьми уйти от жестокого мужа. Стоит заметить, что разводы в дореволюционной России фактически были невозможны. Поступок осуждало и общество, и близкие люди.
В августе 1878 года вместе с детьми переехала в Екатеринбург и мать писателя – Анна Семеновна Мамина. Жить вместе с Алексеевой Анна Семеновна не могла из-за невенчанного брака, она была категорически против этого.
В конце августа 1881 года Мамин и Алексеева отправились в Москву. Мамин хотел поступить на филологический факультет МГУ, а Алексеева – на высшие женские курсы профессора Герье. Также они хотели заняться продвижением произведений Мамина. Но все оказалось не так просто: поступить учиться не удалось, зарабатывать было еще сложнее, не получилось и пробиться к литературе. В конце мая 1882 года Мамин и Алексеева вернулись в Екатеринбург.
21 октября 1884 года Д.Н. Мамин-Сибиряк был избран действительным членом Уральского общества любителей естествознания. Он был человеком широких интересов. Проявил себя как этнограф, краевед, коллекционер, археолог.
В начале 1888 года Мамину поступило предложение от профессора Анучина стать членом археологического общества. Получив открытый лист, он проводил раскопки на озере Карасьем и расположенном там Разбойничьем острове. В отчете о раскопках писал:
В 1888 году Мамин совершил несколько больших поездок по Уралу: в Касли, Башкирию, Пермь, Чердынь и т.д. Ездил и на курорт Курьи на реке Пышме, где проводил в том числе археологические раскопки.
С 1888 по 1891 годы Мамин состоял гласным (т.е. депутатом) Екатеринбургской городской думы.
Мария Морицевна, отправляясь в Екатеринбург, сообщила об этом Владимиру Галактионовичу Короленко. Он попросил ее взять с собой его портрет и письмо, чтобы передать Мамину. Абрамова согласилась.
Мария Морицевна родилась в 1865 году в Перми. Ее отец – Мориц Гейнрих Ротони был венгром по национальности. Участвовал в восстания мадьяров в 1848 году, был ранен и оказался в России. Сначала жил в Оренбурге, женился на сибирячке, переменив фамилию на Гейнрих. Переехав позже в Пермь, открыл собственное фотоателье. В его семье было 12 детей. В 1880 году Мария познакомилась с писателем В.Г. Короленко, которого сослали в Пермь. Однажды, сбежав из дома, Мария уехала из Перми и вышла замуж за актера Абрамова, с которым вскоре развелась. Она много ездила по провинциальным городам, выступая в театрах. Со временем перебралась в Москву.
В 1890 году Мария Морицевна подписала договор с антрепренером Петром Медведевым, оказавшись в итоге на гастролях в Екатеринбурге…
Абрамова и Мамин полюбили друг друга. Он ходил на все спектакли Абрамовой, был не в силах скрыть свое отношение к актрисе. Мария Якимовна тяжело переживала разрыв.
8 марта 1891 года Мамин и Абрамова уехали из Екатеринбурга и сняли квартиру в Петербурге.
Интересно, что вскоре после приезда Мамин-Сибиряк познакомился с художником Репиным. 17 апреля он писал матери:
Ухаживать за девочкой помогали друзья Мамина – Александра Аркадьевна Давыдова и Николай Константинович Михайловский. Ребенок родился слабым и больным, с родовой травмой. Девочку назвали Еленой (Мамин называл ее Аленой, Аленушкой). В семье Давыдовой за Еленой ухаживала одна из лучших гувернанток Петербурга – Ольга Францевна Гувале. После смерти Марии Морицевны осталась одна и ее младшая сестра Лиза, которая также оказалась у Давыдовой. Мамин-Сибиряк всячески помогал Лизе, пока та не выросла. В будущем она вышла замуж за писателя А.И. Куприна.
Мамин жил то на даче Давыдовой в Павловске, то снимал жилье в Петербурге (квартиру в Саперном переулке он оставил, поскольку там все напоминало о жене), затем переехал в Царское Село, периодически возвращаясь в Петербург.
Писатели М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Д. Телешов и И. А. Бунин. Ялта, 1902 г.
Д.Н. Мамин-Сибиряк с А.П. Чеховым. 1890-е гг.
Д.Н. Мамин-Сибиряк с А.К. Денисовым-Уральским на пикнике. 1900-е гг.
Мамину не хватало родных, скучал он и по Уралу, но не мог никуда поехать из-за болезни дочери. Лишь летом 1903 года Мамин, оставив дочь с Ольгой Францевной, совершил поездку в Екатеринбург, последний раз побывав на Урале.
21 марта 1910 года умерла мать писателя – Анна Семеновна. Ей было 79 лет. Ее похоронили рядом с ее сыном Володей на кладбище Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. В советское время кладбище уничтожили, могила не сохранилась.
В последние годы жизни Мамин часто болел. Его последним адресом стала улица Верейская, д. 3 в Петербурге.
4 августа 1911 года Дмитрий Наркисович перенес кровоизлияние в мозг, что привело к параличу руки и ноги. Внешне он сильно изменился. Летом 1912 года Мамин заболел плевритом. Друзья-писатели надеялись на выздоровление и обсуждали празднование 40-летия литературной деятельности Мамина-Сибиряка.
Литературный критик Измайлов позже писал:
Когда 26 октября 1912 года члены юбилейного комитета пришли с поздравлениями, выяснилось, что Мамин совсем ослаб и уже не понимал, что вокруг происходит. В ночь на 2 ноября 1912 года Мамин-Сибиряк умер. 4 ноября его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с захоронением Марии Морицевны Абрамовой.
Аленушка осталась с Ольгой Францевной. После смерти отца она прожила менее двух лет. Умерла от скоротечной чахотки в возрасте 22 лет. В завещании написала:
Ольга Францевна во время Гражданской войны жила на Кавказе, позже вернулась в Петербург. Умерла в 1934 году, была похоронена в Лютеранской части Волковского кладбища.
Дочь писателя Елена Мамина
Прямых потомков у Мамина-Сибиряка не осталось. Вся его жизнь была полна трагизма. Настоящее признание к писателю пришло лишь после смерти.
Павел Распопов
Читайте также: