Кружок школа выживания навигатор

Обновлено: 08.07.2024

преподаватели

Бушманов Андрей Александрович-педагог дополнительного образования (высшая педагогическая категория). Инструктор детско-юношеского туризма.

Содержание программы

Раздел 1: Выживаемость человека.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Педагогические технологии: компьютерная, развивающая.

Раздел 2: Активный отдых на природе и безопасность.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Педагогические технологии: компьютерная, развивающая, проектная, игровая.

Раздел 3: Выездной туризм и меры безопасности.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация учебных видео роликов, электронных презентаций); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов).

Раздел 4: Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация

учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (отрабатывание нормативов).

Раздел 5:. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и при автономном существовании. Оказание первой помощи.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); наглядные (демонстрация электронных презентаций); эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); практические (решение теоретических и практических задач).

Раздел 6: Антропогенное воздействие на биосферу.

Цели программы

Создание условий для развития у школьников качеств, обес­печивающих безопасную жизнедеятельность, через познание себя и других,

формирование готовности школьников к преодоле­нию жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.

Результат программы

Варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;

• физиологические резервы человеческого организма;

• способы преодоления экстремальных ситуаций;

• правила оказания доврачебной помощи;

• способы выживания в чрезвычайных ситуациях и автономном существовании;

• варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;

• физиологические резервы человеческого организма;

• способы преодоления экстремальных ситуаций;

• правила оказания доврачебной помощи;

• природные лекарственные средства;

· методики проведения исследований по темам;

· основные экологические понятия и термины;

· источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;

· роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;

· биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

· виды – биоидикаторы чистоты водоемов;

· отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

· природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;

· меры по сохранению природы и защите растений и животных.

· структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.

• определять стороны света;

• ориентироваться на местности;

• действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера;

• производить правильную укладку рюкзака;

• выполнять специальные комплексы физических упражнений;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих.

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих;

· выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

· оценивать состояние местных экосистем;

· проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

· проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;

· работать с различными источниками информации;

· оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы;

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании детей, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Занятия туризмом являются эффективным средством физического оздоровления, воспитания и развития подростков.

Программа знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, расширяет познания учащихся в области истории и географии Новосибирской области.

преподаватели

Зайцева Мария Васильевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.

Педагогический стаж: 13 лет.

Образование: высшее, НГУ (2010 год), магистр менеджмента.

Специальность: стратегическое управление.

Курсы профессиональной переподготовки: Столичный учебный центр (2018 год).

Специальность: педагог дополнительного образования.

Курсы профессиональной переподготовки: Столичный учебный центр (2019 год).

Шляхунов Владимир Викторович, педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 12 лет.

Образование: высшее, НВВКУ (1992 год).

Специальность: командная тактическая мотострелковых войск, квалификация: социальный педагог-психолог

Повышение квалификации: Западно-Сибирский центр обучения (2019), тема: "Навыки оказания первой помощи", 36 ч

Содержание программы

Программа имеет вариативный характер. Основные разделы одинаковые, темы в рамках основных разделов и количество часов на каждую тему отличается.

Стартовый уровень:

Раздел 1. Краеведение - 3 часа

Раздел 2. Основы туристической подготовки - 15 часов

Раздел 3. Топографическая подготовка - 8 часов

Раздел 4. Основы автономного выживания в дикой природе - 8 часов

Раздел 5. Диагностика и соревновательная деятельность - 2 часа

Итого: 36 часов.

Базовый уровень:

Раздел 1. Краеведение - 16 часов

Раздел 2. Основы туристической подготовки - 52 часов

Раздел 3. Топографическая подготовка - 34 часа

Раздел 4. Основы автономного выживания в дикой природе - 36

Раздел 5. Диагностика и соревновательная деятельность - 6 часов

Итого: 144 часа

Цели программы

Цель программы - создание условий для физического и духовно-нравственного развития подростков через вовлечение их в туристско-краеведческую деятельность.

Задачи программы:

Предметные:

  • расширение представлений об истории и географии Новосибирской области;
  • формирование основных туристских навыков и умений;
  • формирование умений и навыков использования специального туристского снаряжения;
  • формировать умения, необходимые для выживания в экстремальных условиях;
  • формирование теоретических знаний в области топографии, основ доврачебной помощи.

Личностные:

  • формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданскую позицию;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, самодисциплины, умения преодолевать трудности;
  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • формирование уверенности в себе.

Метапредметные:

Познавательные

  • формирование интереса к познавательной деятельности;
  • формирование устойчивой мотивации к занятиям;
  • расширение общего кругозора;
  • развитие способности владеть современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации.

Коммуникативные

  • формирование умений совместной деятельности и диалогового общения;
  • формирование активной жизненной позиции;
  • формирование коммуникативной компетентности.

Регулятивные

  • формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, определять пути их достижения;
  • формирование интереса к занятиям туризмом, физической культуре и активному отдыху.

Результат программы

Теоретическая подготовка:

Практическая подготовка:

Личностные результаты:

  • проявляет любознательность и творческие способности;
  • имеет черты характера патриота и гражданина своей страны;
  • способен независимо и нестандартно мыслить.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

  • может поставить перед собой задачу и найти пути её решения;
  • умеет производить правильный самоанализ своих действий, корректировать их;
  • умеет контролировать свои эмоции и поведение;
  • умеет сохранять спокойствие в экстренных ситуациях.

Познавательные

  • умеет обобщать и систематизировать разрозненной информации;
  • расширяет свой кругозор знаниями, не изучаемыми в школе;
  • проявляет интерес к познавательной деятельности;
  • имеет устойчивую мотивацию к занятиям;
  • стремится развивать творческие способности, индивидуальное мышление.

Коммуникативные

  • умеет взаимодействовать с другими участниками действий;
  • заинтересован в осуществлении творческой и социально-полезной деятельности.

Особые условия проведения

Набор детей в группы – свободный, без конкурсного отбора

Медицинская справка о допуске к занятиям.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Для теоретических занятий учебный кабинет, оснащенный специальным оборудованием:

преподаватели

Висаева Иман Несархоевна

Содержание программы

Цели программы

Цель - формирование у обучающихся знаний, практических умений для выживания в экстремальных условиях, ключевых компетенций и качеств личности, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность. Развитие навыков безопасного поведения человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, связанных с техногенными, природными, социальными чрезвычайными ситуациями.

- изучить причины возникновения экстремальных ситуаций;

- обучить практическим умениям и правилам поведения в нештатных ситуациях;

- расширить знания учащихся по биологии и экологии;

- сформировать навыки исследовательской деятельности посредством опроса, наблюдения;

- сформировать ряд умений и навыков, необходимых для автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

- сформировать ряд умений и навыков, необходимых для выживания при возникновении чрезвычайных ситуаций,

- сформировать культуру поведения в транспорте, на природе, ответственное отношение к окружающей среде и к своему здоровью;

- обучить навыкам автономного существования в антропогенных условиях; - знаниям по картографии.

- развивать способности анализировать, наблюдать, делать выводы;

- развивать способности к практической деятельности в нестандартных ситуациях и к само регуляции;

- развивать навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях;

- развить коммуникативные навыки.

- воспитать культуру поведения, направленную на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

- воспитать умение работать в коллектив;

- воспитать у школьников духовных и физических качеств личности, чувства ответственности и взаимовыручки.

1.7. Категория учащихся

Программа рассчитана для обучающихся 12-15 лет.

Набор обучающихся в объединения свободный.

1\8\ Сроки реализации и объём программы

Срок реализации программы - 1 год. Объём программы 144 часов.

Для зачисления в объединение специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, \ по заявлению его родителей (законных представителей)\

1.9. Форма организации образовательной деятельности и режим занятий.

Методы и формы проведения занятий.

Теоретические занятия - беседа с демонстрацией иллюстративного материала.

Практические занятия проводятся в помещении и на местности: наблюдения, практикумы, игры-соревнования, конкурсы.

В ходе работе используются прогулки, экскурсии, походы. При проведении занятий особое внимание уделяется строгому соблюдению правил и мер безопасности.

Режим занятий. Занятия проводятся: - 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятий – 45 минут, перерыв 10 минут\

Результат программы

На занятиях данного объединения дети должны:

- правила выживания в условиях автономии;

- факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

- порядок действий при возникновении пожара;

- порядок действий при попадании в чрезвычайную ситуацию природного характера;

- правила безопасного поведения в транспорте, на водоемах, на экскурсиях, на аттракционах;

- способы спасения утопающих;

- способы саморегуляции в экстремальных ситуациях;

-- причины возникновения экстремальных ситуаций;

- физиологические резервы человеческого организма;

- способы выхода их экстремальных ситуаций;

- в каких случаях можно оказывать доврачебную помощь.

- что такое "топографическая карта", понимать условные знаки топографической карты спортивного ориентирования.

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах;

- работать с планом и топографической картой;

- правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях;

- утилизировать разные типы бытовых отходов;

- определять стороны света;

- ориентироваться на местности;

- производить правильную укладку рюкзака;

- выполнять специальные комплексы физических упражнений;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья себе и окружающим;

Материально-техническая база

Помещение: учебный кабинет, рассчитанный на учебную группу, парты, стулья из расчета на каждого учащегося;

· краеведческий музей ДДЮТиЭ;

· музеи села и района;

· тексты изучаемых произведений;

· методические разработки мероприятий;

· тестовые задания, сценарии викторин, игр и к разделам программы;
раздаточный материал;

Туристический инвентарь: палатка, рюкзак, карабин и т.д.

Рекомендуем посмотреть

В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.

Программа направлена на обучение основам библиотечно-информационной культуры, которая является неотъемлемой частью школьного библиотекаря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Преемственность программы "Школа выживания" в том, что в основу данной программы положена триада системы безопасности - "Природа - Человек -Общество", особое внимание придается воспитанию гармонически развитой личности. В термин "общество" условно введено не только понятие "социума", но и результаты деятельности человека, то есть техногенные аспекты и их воздействие на людей и окружающую среду.

Обращение к внешне столь простой схеме способно в доступной для детей форме трактовать условия, в которых возможно гармоничное развитие жизни, и помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.

Программа включает в себя несколько блоков:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

Знания о природных факторах и ресурсах.

Медицинская и психологическая и физическая подготовка.

Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив антропогенных ландшафтах.

Система знаний и навыков в стрельбе из винтовки

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции. Блок в ыстрел разработан с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. На занятиях по огневой подготовке учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из винтовки, а в конце занятий сдают контрольные нормативы. При проведении занятий особое внимание уделяется строгому соблюдению правил и мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, практических умений и навыков в области обороны государства; военно-профессиональных интересов и мотивов; знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; военно-профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

1. Обучающие:

- формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Кубани, России и мира;

- закрепление знаний по картографии, экологии.

- приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности;

- популяризация и пропаганда здорового и безопасного образа жизни;

- популяризация военно-прикладных видов спорта.

2. Воспитательные:

- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

- формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Занятия по огневой подготовке проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышение результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.

Программа рассчитана на воспитанников 9 -15 лет.

Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество учебных часов: 144 .

Ожидаемый результат.

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

- свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;

понимание правовых основ военной службы;

знание основных видов воинской деятельности;

знание огневой подготовки;

знание правил применения оружия для поражения различных целей в бою;

знание материальной части стрелкового оружия

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

умение поражать цель с первого выстрела;

умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Читайте также: