Последнее лето клингзора краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Транд, 22 мая 2013 г.

Художник Клингзор проводит в горах свое последнее лето. Ни читатель, ни сам герой не знают, почему оно последнее, но совершенно ясно, что когда это лето догорит — герой умрет. Все вокруг уже будто пропитывает предчувствие смерти. Но пропитывает вовсе не темнотой, не страхом, но волнующей душу, сводящей с ума волшебностью всего происходящего и увиденного. С первого взгляда, люди узнают в простом, усталом, не аккуратном и всегда чуть пьяном человеке художника. Раз, увидев Клингзора на улице, женщина в окне, расчесывающая волосы, встает в красивую позу, чтобы он любовался ею и потом рисовал ее. Девушка в красном платье танцует ему танец, так откровенно и смело, как не танцевала никому, чтобы он любовался ею и потом рисовал ее. Простая женщина без слов и сомнений отдается ему в пустынной долине, однажды встретив его среди горных склонов, чтобы он любил ее, а потом рисовал ее. И все эти образы вплетаются, в сумасшедшее, разноцветное, пропитанное предчувствием смерти и сказки лето Клингзора. Его мир – уже не мир, а одна единственная картина. Картина, в которой переплетаются воедино великолепное волшебство жизни, и тревожное волшебство смерти, которую венчает, заключает и осмысливает маленькая, танцующая горная царевна.

Тут-то и открывается глазам читателя самый сложный и самый важный вопрос. Именно в этот момент, став на пороге смерти, художник оказывается в силах нарисовать свою главную, единственно важную картину. Но это требует времени, это займет у художника последние дни его жизни. Дожить, или дорисовать. Написанный еще молодым Гессе, Клингзор дает ответ не сомневаясь. Дорисовать. И он останавливает бег этого волшебного лета, закрывает окна и двери в великолепный, цветущий, жаркий мир. И посвящает последние дни картине. Но еще не раз Гессе вернется к этому вопросу – стоит ли одна, пусть даже самая лучшая картина, последних дней жизни в таком красивом, таком любимом, ведь у художников не бывает иначе, мире.

VaLKa, 16 марта 2009 г.

Я увидела в этом рассказе не тайну смерти Клингзора, она была глубоко вторичной, ибо интересно было читать о его жизнь, его последнем лете. Я увидела осознаное умирание Художника. Гессе препарировал душу, раскрывая его мир, его прошлое. Достаточно было нескольких фраз, что бы понять каким этот человек был в молодости, каким сегодня, что его влекло, что мучило, что вдохновляло. И в жаркие летние дни, в прекрасных пейзажах раскрывается жизнь настоящего творца, художника, но яркие, надрывные краски лета чуть погашены ощущением смерти, предчувствием умирания, осени. Ибо только через чувство скорой смерти можно было показать тонкие оттенки состояний Клингзора. Очень символично.


Последнее лето Клингзора является новеллой по Гессу , написанное летом 1919 года.

Оглавление

История происхождения


1919 год стал во многом поворотным в жизни Германа Гессе. Его первая жена Мария Бернулли находилась в психиатрической больнице без шансов на выздоровление. Весной Гессе был освобожден от службы военнопленных, на которую он работал во время Первой мировой войны . В мае он переехал из Берна в солнечный Тичино , где нашел новый дом в Casa Camuzzi в Монтаньоле . В июле он наконец встретился с певицей и художницей Рут Венгер, на которой должен был жениться в 1924 году.

содержание


Образ жизни Клингзора

День в Карено

В коротком письме Эдит Клингзор позже защищает любовь во всех ее проявлениях и в изменениях в живых чувствах.

Музыка гибели

Клингзорский страх смерти

Затем, в письме к Людовику Жестокому, Клингзор выразил свои мысли о своем искусстве, которое, кажется, вырвалось из него только этим летом, как взрыв. Он также пишет Луи, что скоро он больше не будет рисовать пейзажи, а будет фантазировать и вспоминать о своем уме. Чуть позже за письмом следует стихотворение в стиле танской поэзии, предметом которого является Клингзор, который пьет и тем самым подавляет свой страх смерти.

Автопортрет

Герман Гессе завершает роман следующим предложением: « Затем он умылся, побрился, надел новую одежду и одежду, поехал в город и купил фрукты и сигареты, чтобы передать Джине. «Это возвращение к повседневной жизни, однако, будет недолгим, так как лето уже в самом разгаре, и Клингзор, как было сказано в предварительном замечании, умрет поздней осенью.

интерпретация


Автобиографический

Цвета

В книге Клингсора прошлым летом цвета играют центральную роль. Читателю долго кажется, что он тонет в них. Следующий отрывок текста, типичный для работы, может прояснить это:

« А теперь большие цветные рисунки, белые листья со светящимися областями цвета в акварели: красная вилла в лесу, пылающая, как рубин на зеленом бархате, и железный мост возле Кастильи, красный на сине-зеленом. гора, фиолетовая плотина рядом, розовая дорога. Далее: дымоход кирпичного завода, красная ракета на фоне прохладных, светло-зеленые деревья, синие указатели, светло-лиловое небо с толстой, свернутой шерстью. "

Помимо того, что они служат средством для создания произведений искусства Клингзора, они также служат для иллюстрации чувств и ощущений людей.

смерть

Мотив смерти получает дополнительный аспект благодаря его переносу в умирающую Европу. После катастрофы Первой мировой войны действительно были основания полагать, что старый континент окончательно утратит свое многовековое господство . Соответственно, армянский маг возвещает восхождение Азии, что также несколько раз присутствует в повести. Клингзор и Луи иногда носят имена китайских поэтов, особенно в связи с Днем Карено, иногда появляется арабский Восток, а на периферии повторяются Индия и Япония.

Художник

Клингзор изображен разорванным по-разному. С одной стороны, он знал, что его смерть неминуема, с другой стороны, он боролся с ней с бесконечной жадностью к жизни, хотел наслаждаться каждой секундой и не терять ни капли жизни. Он также колебался между романтической меланхолией и экспрессионистским бунтом. Это движение вперед и назад между полюсами соответствует клише художника как одинокого, страдающего провидца.

нарциссизм

Клингзор почти образцово обладает нарциссическими чертами. Это выражается, например, в его отношениях с женщинами. Это важно в сновидении, описанном в конце первой главы, в котором художник веселится с женщинами всех возрастов и цвета волос, которые все любили его и хотели, чтобы он любил их. Однако по мере развития повествования становится яснее, что в конечном итоге он использовал все Эдиты и Гины, Нины, Эрмины и Элизабет только для подтверждения своего эго. Он также пишет в письме:

« Я не знаю, могу ли я вообще любить. Я могу желать и искать себя в других людях, прислушиваться к отголоскам, просить зеркало, могу искать удовольствия, и все может выглядеть как любовь. "

В этом отрывке становится очень ясно, что он не может любить, он также незадолго до этого сказал, что сильно сомневается в своей любви к своей настоящей девушке Джине. Покровительственный жест, которым он отказывается от своей любви к Королеве гор из-за разницы в возрасте, не задумываясь о том, есть ли у него вообще какие-либо перспективы, свидетельствует об эгоцентрической переоценке Клингсора самого себя .

Нарциссизм Клингсора выражается и в оценке его собственной картины. Он считает себя грандиозным новатором европейского искусства, освободившим искусство от натурализма цвета. Вместе с Людовиком Жестоким он считает само собой разумеющимся, что через сто лет профессора будут проповедовать свои жизненные данные старшеклассникам и что они сами будут стоять на мемориале, как Гете и Шиллер .

Книжные издания

Герман Гессе - Герман Гессе Последнее лето Клингзора

Герман Гессе - Герман Гессе Последнее лето Клингзора краткое содержание

Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?

Герман Гессе Последнее лето Клингзора - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Герман Гессе Последнее лето Клингзора - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Герман Гессе

ГЕРМАН ГЕССЕ

ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО КЛИНГЗОРА

Весть о смерти Клингзора ужаснула его друзей поздней осенью. В некоторых его письмах проглядывало предчувствие или желание смерти. Отсюда, наверно, возник слух, будто он покончил с собой. Другие слухи — они ведь всегда пристают к именам, вызывающим споры, — не менее беспочвенны, чем этот. Многие утверждают, будто Клингзор уже несколько месяцев страдал душевной болезнью, и один не очень умный искусствовед пытался объяснить поразительную восторженность его последних картин этим мнимым безумием! Больше оснований, чем эта болтовня, имеет богатая анекдотами молва о тяге Клингзора к алкоголю. Такая тяга у него была, и никто не называл ее по имени чистосердечнее, чем он сам. В определенные периоды, и вчастности в последние месяцы жизни, он не только испытывал радость от возлияний, но и сознательно искал опьянения, чтобы заглушить свои боли и часто невыносимуютоску. Ли Тай Пе, сочинитель очень глубоких застольных песен, был его любимцем, и в хмелю он часто называл самого себя Ли Тай Пе, а одного из своих друзей — Ту Фу.

Наступило какое–то страстное и быстротечное лето. Жаркие дни, сколь ни были они долги, отгорали как пламенные флаги, за короткими душными лунными ночами следовали короткие душные ночи с дождем; стремительно, как сны, и также переполненные картинами, уносились блестящие, лихорадочные недели.

После полуночи, вернувшись домой с ночной прогулки, Клингзор стоял на узком каменном балконе своей мастерской. Под ним головокружительно спускались террасы старого сада, беспросветного столпотворения густых крон, пальм, кедров, каштанов, церцисов, буков, эвкалиптов, опутанных вьющимися растениями, лианами, глициниями. Над чернотой деревьев белесыми бликами мерцали большие жестяные листья магнолий с полузакрытыми огромными, с человеческую голову, белоснежными, бледными, как луна и слоновая кость, цветками, от которых легко и мощно поднимался густой лимонный дух. Откуда–то издалека усталыми всплесками долетала музыка, гитара, пианино ли, нельзя было разобрать. Где–то в птичнике вдруг вскрикнул павлин, дважды и трижды, прорвав лесистую ночь коротким, злым и тупым звуком своего несчастного голоса, словно вся боль животного царства надрывно грянула из сокровенных глубин. Свет звезд тек по лесной долине, высоко и одиноко белела над бескрайним лесом часовня, зачарованная и древняя. Озеро, горы и небо неразличимо сливались вдали.

Клингзор стоял на балконе в рубашке, опершись голыми до локтя руками на железные перила, и мрачноватогорячими глазами читал письмена звезд на бледном небе и тусклых бликов на черных клубах деревьев. Павлин напомнил ему. Да, опять была ночь, было поздно, и следовало уснуть, непременно, любой ценой. Наверно, если бы действительно поспать несколько ночей по–настоящему, часов по шести, по восьми, можно было бы отдохнуть, глаза стали бы снова послушны и терпеливы, а сердце спокойнее и прекратилась бы боль в висках. Но тогда прошло бы это лето, прошел бы этот сумасшедший сверкающий летний сон, и с тысячи не увиденных любовных взглядов, погасли бы, неувиденные, тысячи неповторимых картин. Он прижался лбом и болящими глазами к прохладным перилам, от этого на миг стало легче. Через год, может быть, а то и раньше эти глаза ослепнут, и огонь в его сердце потухнет.

Нет, никто долго не вынесет этой пылающей жизней. Никто не может все время днем и ночью гореть всеми своими огнями, всеми своими вулканами, никто не пылать пламенем, каждый день помногу часов в жгучем труде, каждую ночь помногу часов в жгучих мыслях, не–своими чувствами и нервами, оставаясь светлым и бессонным, как замок, за всеми окнами которого день за днем гремит музыка, ночь за ночью сверкают тысячи свечей. Дело идет к концу, растрачено уже много сил, сожжено много света глаз, истекла кровью изрядная доля жизни.

Внезапно он рассмеялся и выпрямился. Его осенило: не раз уже он так чувствовал, так думал, так боялся. Во все с обоих концов, жил то с ликующим, то с надрывным чувством буйного, сжигающего расточительства, с отчаянной жадностью осушить чашу до дна и с глубоким, затаенным страхом перед концом. Не раз уже он так жил, не раз осушал чашу, не раз полыхал ярким пламенем. Иногда конец бывал ласков, как глубокий, без памяти, зимний сон. Иногда он бывал ужасен, бессмысленная опустошенность, нестерпимые боли, врачи, печальное прозябание, торжество слабости. Во всяком случае, с каждым разом конец горения становился все хуже, все печальнее, все разрушительнее. Но и это всегда превозмогалось, и через сколько–то недель или или месяцев после мук или тупости наступало воскресение, начинался новый пожар, новый взрыв подземного огня, начинались новые жгучие труды, новая блестящая опьяненность жизнью. Так бывало, и периоды муки и прозябания, плачевные промежуточные периоды, забывались и уходили в небытие. И хорошо. Уладится, как не раз улаживалось.

Он с улыбкой подумал о Джине, которую видел сегодня вечером, с которой играли его нежные мысли в течение всего ночного пути домой. Какой красивой, какой теплой была эта девушка в своей еще неопытной и боязливой пылкости! Играя, он с нежностью произнес, как будто снова шептал ей в ухо:

— Джина! Джина! Сага Джина! Carinna Джина! Bella Джина!

Он вернулся в комнату и снова включил свет. Из беспорядочной кучки книг он вытащил красный том стихов; ему вспомнилось одно стихотворение, вернее, кусок стихотворения, показавшийся ему несказанно прекрасным и полным любви. Он долго искал, пока не нашел:

Моя звезда, мой светоч милый,
Лицо, которое люблю!

Потом он отпер этюдник, который после долгого рабочего дня носил с собой и весь вечер. Он открыл альбом для эскизов, маленький, самый любимый, и отыскал последние листы, вчерашние и сегодняшние. Вот конус горы с густыми тенями скал; он сделал ее очень похожей на гримасу, гора, казалось, кричала, выла от боли. Вот маленький каменный колодец, полукругом на склоне горы, изгиб кладки наполнен дочерна тенями, над ним кровавое пламя цветущего граната. Все понятно только ему, тайнопись только для него самого, торопливо–жадная запись мгновенья, поспешно схваченная память о каждой минуте, когда природа и сердце по–новому и громко звучали в лад. А вот и большие эскизы в красках, белые листы с яркими акварелями: красная вилла в роще, пылающая как рубин на зеленом бархате, и железный мост близ Кастильи, красный на сине–зеленой горе, рядом фиолетовая плотина, розовая дорога. Дальше: труба кирпичного завода, красная ракета перед прохладно–светлой зеленью листвы, синий дорожный указатель, светло–фиолетовое небо с густым, словно бы вальцованным облаком. Этот лист был хорош, это могло остаться. Жаль было въезда к сараю, краснобурость на фоне стального неба удалась, это говорило и звучало; но до конца не было доведено, солнце упало тогда на лист и вызвало безумную боль в глазах. Он долго потом окунал лицо в ручей.

книга Последнее лето Клингзора (Klingsors letzter Sommer) 04.01.13

Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?

Произведение Последнее лето Клингзора полностью

Читать онлайн Последнее лето Клингзора

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Нарцисс – одаренный молодой преподаватель в монастырской школе, аскет и блестящий интеллектуал, противопоставляется мятежному, неустойчивому, страстному Златоусту, предпочитающему мирские радости монашескому затворничеству.

Многолетние скитания приводят Златоуста к началу его жизненного пути, к монастырю Мариабронне, где молодым, он подружился с начинающим преподавателем Нарциссом.
©MrsGonzo для LibreBook

Читайте также: