Послание старца филофея к великому князю василию краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

ПОСЛАНИЕ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ, В КОТОРОМ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ И О СОДОМСКОМ БЛУДЕ

Тот, кто от вышней и от всемогущей, все в себе содержащей, десницы Божьей, которой цари царствуют и которой великие славятся и могучие возвещают праведность твою, пресветлейшего и высокопрестольнейшего государя великого князя, православного христианского царя и владыки всех, держащему бразды святых Божьих престолов, святой вселенской соборной апостольской церкви пречистой Богородицы, честного и славного ее Успения, кто вместо римского и константинопольского владык воссиял, — ибо старого Рима церковь пала по неверию ереси Аполлинария, второго же Рима, Константинова града, церковные двери внуки агарян секирами и топорами рассекли, а эта теперь же третьего, нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь во всех концах вселенной в православной христианской вере по всей поднебесной больше солнца светится, — так пусть знает твоя державность, благочестивый царь, что все православные царства христианской веры сошлись в едином твоем царстве: один ты во всей поднебесной христианам царь.

Второе: наполни святые соборные церкви епископами, пусть не вдовствует святая Божия церковь в твое царствование! Не преступай, царь, завета, что положили твои предки — великий Константин, и блаженный святой Владимир, и великий богоизбранный Ярослав, и другие блаженные святые, того же корня, что и ты. Не обижай, царь, святых Божьих церквей и честных монастырей, как данных Богу в наследство вечных благ на память последующим родам, на что и священный великий Пятый собор строжайший запрет наложил.

Ибо я грешен и недостоин во всем и невежда в премудрости, но ведь и бессловесная Валаамова ослица разумного поучала, и скотина пророка наставляла, так и ты не зазри о том, благочестивый царь, что дерзнул я писать твоему величеству. И ныне молю тебя и вновь умоляю: все, что выше я написал, прими Бога ради, ибо все христианские царства сошлись в твоем царстве, после же этого мы ожидаем царства, которому нет конца.


(Древнерусский текст)

Иже от вышняя и от всемощныя, вся содержащия десница божия им же царие царствуют, им же велиции величаются и силнии пишут правду,—тебе пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому; князю, православному христианскому царю и владыце всех, браздодержателю святых божиих престол святая вселенския и апостолския церкви пресвятыя богородицы честнаго и славнаго ея успения, иже вместо римский и константинопольския просиявшу. Старого убо Рима церкви падеся неверием аполлинариевы ереси; втораго же Рима Костянтинова града церкви агаряне внуцы секирами и оскордми разсекоша двери. Сия же ныне третьяго новаго Рима державнаго твоего царствия святая соборная апостольская церкви, иже в концых вселенныя в православной христианстей вере во всей поднебесней паче солнца светится. И да весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православный христианския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесней Христианом царь.

Подобает тебе, царю, сие держати со страхом божиим; убойся бога, давшаго ти сия: не уповай на злато и богатство и славу: вся бо сия зде собрана и на земли зде останутся. Помяни, царю, онаго блаженнаго, иже скипетр в руце и венец царствия на главе своей нося, глаголаше: богатство аще течет, не прилагайте, сердца. Премудрый же Соломон рече: богатство и злато не в сокровищех знается, но егда помагает требующим. Но и еще, царю, исправи две заповеди еже в твоем царствии. Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды великий Константин и блаженный Владимер и великий богоизбранный Ярослав и прочий блаженнии святии, их же корень и до тебе. Не обиди, царю, святых божиих церквей и честных монастырей, еже данное богови в наследие вечных благ, на память последнему роду. О сем убо святый великий пятый собор страшное запрещение положи.

И ныне молю тя и паки премолю, еже выше писах: внимай, господа ради, яко вся христианская царства снидошася в твое царство; по сем чаем царства, ему же несть конца. Сия же писах ти любя и взывай и моля щедротами божиими, яко да премениши скупость на щедроты и немилосердие на милость: утеши плачющих и вопиющих день и нощь, избави обидимых из руки обидящих.

Якоже выше писах ти, и ныне глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася во твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти: уже твое христианское царство инем не останется.

(Перевод на современный русский)

Тому, кто установлен высшей и всемогущей, вседержащей рукой бога, которым цари царствуют, которым великие величаются и сильные пишут правду,— тебе, пресветлому, сидящему на высоком престоле государю великому князю, православному христианскому царю и владыке всех, управителю святыми божьими престолами святой вселенской и апостольской церкви, церкви пресвятой богородицы, честного и славного ее успения, которая просияла вместо римской и константинопольской.

Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это— третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.

Тебе подобает, царь, держать это со страхом божиим; бойся бога, давшего столько тебе; не надейся на золото, богатство и славу: все это здесь собрано и здесь на земле останется. Вспомни, царь, того блаженного, который в руке (держа) скипетр и нося на своей голове венец царский, говорил: не прилагайте сердца к богатству, которое утекает. Премудрый Соломон сказал: богатство и золото познается не скрытое, но когда оказывают помощь тем, кто ее требует. И еще, царь, исполни две заповеди в твоем царстве. Не нарушай, царь, заповеди, которую положили твой прадед Константин, блаженный Владимир, великий богоизбранный Ярослав и другие блаженные святые, от корня которых и ты. Не обижай, царь, святых божьих церквей и честных монастырей,—того, что дано богу в наследство вечных благ, на память последнему роду. На это святой великий пятый (вселенский) собор положил страшное запрещение.

И теперь молю тебя, и снова молю, о чем выше писал: помни, ради господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца. Это я писал, любя тебя, взывая, умоляя милостями божиими,—перемени скупость на щедрость и немилосердие на милость: утешь плачущих и вопиющих день и ночь, избави обиженных от руки обидчиков.

Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится.

ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К МИСЮРЮ МУНЕХИНУ О НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ДНЯХ И ЧАСАХ

Государя великого дьяку, господину Михаилу Григорьевичу, твой нищий богомолец старец Филофей бога молит и челом бьет.

Послание монаха Псковского Елеазарова монастыря Филофея

Представленные послания Филофея посвящены его полемике, направленной против пророчеств астрологического характера, автором которых был Николай Немчин. Более того, монах отвергает астрологию как таковую. Наряду с философско-религиозными аспектами, в послании рассматриваются отдельные местные псковские дела. Однако главная ценность текстов Филофея состоит в том, что он стремился отстоять взгляды иосифлян и развивал известную концепцию, которая отождествляет Московское Царство с Третьим Римом и основным хранителем правой христианской веры.

Послание Филофея

Московскому государству в послании Филофея отдаются черты той христианской державы, которая по Божьему провидению должна выступить гарантом и защитницей церкви. Монах был уверен, что христианство собиралось в единое государство русского царя. Тексты говорят о концепте исключительного значения русского царства. Священник указывает, что первые два Рима ждала участь падения, третьим Римом должна стать Москва, а четвертого быть уже не могло.

Послание Филофея

Если первый Рим (Римская империя) пал в связи с нравственным разложением, то второй (Византия) – из-за неспособности противостоять натиску иноверцев в условиях разложения в нравственном и политическом отношении под влиянием западно-церковных интриг и ереси. Поэтому церковник и объявлял царство русского правителя как единственно возможное убежище для православия.

Филофей обращается к Василию III и называет его, по сути, христианским властителем подданных. Он говорит о господстве русского царя по причине реализации воли Божией, который назначил его своим орудием. Утверждается первенство русских земель, которые могут рассматриваться единственно оставшейся территорией, унаследовавшей истинную веру с благочестием.

Однако есть и вполне материальные нотки в послании Филофея. Обращаясь к царю, как к единственному надежному защитнику веры, он подчеркивает необходимость соблюдать церковные интересы, защищать имущество церкви. Такие взгляды объединяют монаха с иосифлянами.


Актуальность идеи

Москва - Третий Рим

Многими россиянами нахождение могилы псковского старца Филофея, являющегося проповедником главной русской идеи, было воспринято в качестве знака, свидетельствующего о нашем национальном возрождении. И относиться к нему нужно очень ответственно, вспоминая сегодня об этой замечательной личности и о значении сказанных старцем слов.

Эпоха возвышения Московского княжества

Василий III

Год рождения псковского старца – 1465-й, а умер он в 1542-м. Годы его жизни пришлись на 2-ю половину 15-го – 1-ю половину 16-го века. Филофей был свидетелем того времени, когда происходило стремительное возвышение Московского великого княжества. По факту оно превращалось в другое, православное царство.

В период сознательной жизни монаха Филофея Москва в 1480 году была окончательно освобождена от Орды. Началось интенсивное собирание русских земель. Так, произошло присоединение:

  • Твери – в 1485-м;
  • Пскова – в 1510-м;
  • Новгорода – в 1514-м;
  • Рязани – в 1520-м.

И, наконец, в 1523-м, когда пишется послание к дьяку по фамилии Мисюрь-Мунехин и послание старца Филофея к великому князю Василию III, посвященные Третьему Риму, к Москве присоединяется Новгород-Северское княжество. По прошествии 30 лет московские войска отправятся далеко на восток, чтобы произвести присоединение Казани, Астрахани и Сибири.

Но у данного процесса, связанного с геополитическим возвышением Московского государства, должна быть глубокая идеологическая основа, которая в то время могла быть только религиозной. Московская Русь должна была явиться миру в качестве оплота православной цивилизации.

Европейские претензии на Третий Рим

Послание Филофея

Но такое монументальное здание не может быть возведено вследствие чьего-то произвола. У него должно быть твердое основание, и при этом необходимо учитывать такой фактор, как внешнее и внутреннее сопротивление. Именно это было хорошо понятно старцу Филофею.

Нужно отметить, что в то время многие страны в Европе пытались строить у себя нечто наподобие Третьего Рима. Они вычисляли родословные своих монархов и придумывали искусственную преемственность. Это хорошо прослеживается в геральдике множества мелких княжеств и городов, имеющей агрессивно-напыщенный характер.

Но, по мнению исследователей, предпосылки назвать себя Третьим Римом имелись именно у Московского княжества. Однако долго этого не случалось, понадобилось почти 100 лет, чтобы этот факт был признан всенародно.

Скромность менталитета

Старец Филофей

Почему это происходило? В качестве ответа на данный вопрос предлагается множество различных версий. Одной из них, лежащей на поверхности, является небывалая скромность, характеризующая русский, восточнославянский менталитет. Это ясно прослеживается в развитии культуры иночества в Средневековой Руси.

Однако подобная скромность иногда может обернуться ложным самоуничижением. Тогда, имея все права, а также возможности заявления своих преимуществ, русские оставляют это другим. Так и сам старец характеризовал себя как сельского человека, учившегося буквам, ничего не понимающего в эллинских премудростях, не беседовавшего с умными философами, а лишь изучавшего благодатный Закон, чтобы очистить свою душу от греха.

Между тем идеи Филофея, тексты его посланий свидетельствуют о европейской учености, об овладении риторической наукой. В противном случае представители образованной элиты, состоящей при Московском дворе, никогда бы не прислушивались к нему, не спрашивали у него советов, о нем бы просто ничего не знали.

Антихристианские тенденции

Наступление Ренессанса в Европе несло за собой не только положительные тенденции, но и антихристианские, и неоязыческие. Возник ряд, по сути, оккультных движений, которых наблюдалось довольно большое количество. Часть из них активно проникала в Россию. Как правило, это происходило через Новгород и балтийские земли.

Сегодня об этом говорится мало, но тогда существовала возможность победы подобных синкретических движений в нашей стране, ведь им благоволили даже сами великие князья. Этими ересями соблазнялись и некоторые из церковных иерархов. Чтобы их преодолеть, понадобились усилия видных деятелей Русской Церкви. Среди них можно отметить святителя архиепископа Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого.

"Послание на звездочетцев"

Начиная с 1484 года в Российском государстве стал активно пропагандировать свои идеи Николай Булев, медик и астролог, посланник Папы Римского. Он стал личным врачом Василия III, великого князя. Ему противостояли большие авторитеты, в том числе и святой Максим Грек, но, несмотря на это, влияние его не уменьшалось.

В нем православный монах выражает свое категорическое неприятие астрологии, рассматривая ее как еретическое, ложное учение. Здесь же объясняются азы христианского мировоззрения, которые запрещают приписывать добро и зло астрономическим явлениям, в противном случае человек не отвечает за собственную волю, и пропадает смысл в Страшном Суде.

Филофей, обличая как веру в астрологию, так и прочие беды того времени, напоминает дьякону, а через него и великому князю, о том, какая уникальная историческая ситуация сложилась на Руси. А также о том, какая на нее возложена миссия, и почему очень важно в этот момент не отклоняться от православной веры, а придерживаться ее как никогда.

Религиозно-политические основы

Христианский Рим

Чтобы разобраться в теории Филофея, нужно ознакомиться с основами религиозно-политической истории христианской цивилизации, о которых он сам напоминает. Эти основы восходят к библейским сказаниям пророка Даниила. Последний, истолковывая сон царя Вавилона Навуходоносора, предрекает существование четырех царств, которые сменяют друг друга во времени. Самое последнее из них уничтожит сам Господь Бог.

Ипполит Римский, являвшийся отцом церкви II века, говорил о Вавилонском, Персидском, Македонском и, наконец, Римском царстве. Важно отметить, что указанные царства были не простыми национальными монархиями, а являлись единственными империями, которые в период своего существования претендовали на выражение всей мировой цивилизации, всего мирового порядка как такового.

Исповедовавшие язычество римляне, как и римляне-христиане, считали, что Рим будет стоять всегда, то есть до скончания времен. И причиной тому является не сила самих римлян, а то, что римский порядок является мировым порядком, который сопротивляется мировому хаосу. В называемом вечным городе многие христиане усматривали мистическую силу, относящуюся к концу времен. Она удерживает от пришествия антихриста. Об этой силе во 2-м послании к Фессалоникийцам говорил апостол Павел.

После падения Рима

Старец Филофей, как и многие другие богословы, говорил, что причиной падения Византии было ее уклонение в католическую ересь, произошедшее в 1439 году на Флорентийской унии. Конечно, это не было единственной причиной заката Византийской империи, однако если придерживаться чисто богословской точки зрения, то можно сказать, что большего греха, чем принятие ереси, не могло и существовать. И именно за него и поплатились ромеи.

Что касается Николая Булева, то им распространялись западные лжепророчества, сулящие наступление нового всемирного потопа, и кто-то им верил. Хотя в Библии и присутствует обещание Господа Бога, больше никогда не посылать на Землю потопа. Таким образом, пророчество Филофея о Москве – Третьем Риме противопоставлялось указанному лжепророчеству и писалось в атмосфере, когда на Западе и в России некоторые люди готовились к потопу.

Третий Рим

Иван III

В это время Филофей напоминает, что Новый Рим не исчез. Есть в мире еще одна православная независимая страна, это Великая Русь. Но вряд ли до него никто на Руси не задумывался над этим. Ведь она была прямой наследницей Второго Рима.

Великий князь Иоанн III в 1472 году был обвенчан с Софьей Палеолог, племянницей Константина XI, последнего византийского императора. Тем самым было закреплено династическое преемство – от Палеологов к Рюриковичам. После чего Иван III, одновременно увлекаясь описанными учениями, проникшими с Запада, начинает строить Московскую Русь по образцу новой Византии.

Он перенимает византийского двуглавого орла, являющего символом христианской империи, водружая герб Москвы ему на грудь. Итальянские архитекторы с 1485 по 1515 гг. строят по византийским образцам Кремль. Хотя официально царство будет провозглашено лишь в 1547 г. при Иване IV, великого князя уже величают государем.

Софья Палеолог

Таким образом, пророчество Филофея о Третьем Риме было выражением той мысли, которая уже владела умами московской элиты. Хотя наверняка у нее были и противники. Это враги как православия, так и усиления России.

Из посланий монаха Филофея видно, что под Третьим Римом он подразумевал и вероучительную, и политическую силу Российского государства. Ведь называться без Третьей Римской империи Третьим Римом вряд ли есть смысл.

Исторические предпосылки

Они видятся в том, что, как наследнице Византии, России присуща универсальная, вселенская миссия православной империи. С одной стороны, она должна являться оплотом православия, а с другой, должна распространять эту веру по всему миру.

Филофей же жил в совершенно другую эпоху, когда у идеи русской миссии уже было конкретное историческое обоснование. Это было падение Византии, венчание с византийской принцессой, за которыми последовало утверждение царства и введение патриаршества. Такие возможности редко появляются у стран и народов. Но монах в своих посланиях делал государю намек на то, что обретение такой миссии отнюдь не является поводом для гордости, а лишь должно способствовать большему утверждению в православной вере.

При этом данный теологумен представлял собой не просто частное пожелание одного инока. Он имел опору на ряд твердых исторических фактов, среди которых:

  • преемственность между Византией и Московской Русью;
  • авторитетная богословская традиция, основанная как на Священном Писании и Предании.

Читайте также: