Порядок на участке детского сада

Обновлено: 05.07.2024

В холодное время года дети гуляют дважды в день, после утренних занятий и после полдника.

В теплое время суток малыши проводят на улице практически целый день. Поэтому участок детского сада должен соответствовать целому ряду требований

Территория детского сада делится на несколько зон.

На территории находятся некоторые хозяйственные постройки. Здесь должна быть общая для всего садика спортивная площадка, сад, огород и цветники, за которыми также ухаживают все вместе.

У каждой группы должен быть свой участок для прогулок. Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий.

Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10

Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, должна находиться на достаточном расстоянии от групповых участков. Детский сад должен быть огорожен. Забор должен быть высотой не менее полутора метров. Садик можно огородить деревянным или металлическим забором, а также живой изгородью. Растения живой изгороди не должны быть колючими или ядовитыми.

На каждом участке должна быть веранда для того, чтобы дети не находились целый день на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находиться малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом занятия проводятся на улице, и нужно, чтобы в них участвовать могли все. Если есть возможность мыть уличные игрушки на территории садика, то на веранде может стоять шкаф для этих игрушек.

На каждом участке должна быть песочница. Песок должен быть чистым, его необходимо менять 1-2 раза в год. После прогулки и утром воспитатель приводит песочницу в порядок — подметает скамеечки и вскапывает песок горкой.

Помимо оборудования, стоящего на спортивной площадке, должно быть и физкультурное оборудование на каждом групповом участке. Как правило, это лесенки и лианы. Могут стоять качели и небольшие карусели. Все оборудование должно быть исправно и прочно установлено. Как правило, качели и лесенки вкапывают в землю.

Групповые участки обычно не огораживают, но между ними могут быть живые изгороди. Вообще зелени следует уделять большое внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться на солнцепеке, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от деревьев должно быть достаточно. Как правило, в садиках сажают лиственные деревья. Они могут располагаться аллеями, группами или по одному. Группы деревьев и одиночные посадки не должны представлять угрозы безопасности детей. Необходимо использовать деревья с мощной корневой системой, поскольку одиночное дерево при сильном ветре может упасть.

Особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду. В общий и групповые цветники необходимо подбирать растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные Программой воспитания в детском саду.

Все оборудование на участках необходимо своевременно ремонтировать. На крышах веранд не должно быть протечек, на физкультурном оборудовании не должно быть сломанных металлических деталей и острых углов.

Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

Основания для разработки проекта: желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года.

Задачи:

1. Оборудовать участок детского сада в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2. Использовать дополнительные возможности (благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

3. Улучшить художественное оформление участка детского сада.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

5. Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.

6. Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Ожидаемые результаты:

· благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности детского сада;

· создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;

· создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

· создание зон непрерывного озеленения и цветения при декорировании построек;

· привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

· удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

· повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

Актуальность

В соответствии с ФГТ и введением комплексно- тематического планирования в образовательный процесс с дошкольниками педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение.

В современной дошкольной педагогике используются интегрированные методы обучения. Особое место занимает интеграция разделов программы, т. е. их взаимопроникновение друг в друга, что способствует развитию творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Такую интеграцию и представляет собой проектный метод.

Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе во избежание экологических проблем.

Гипотеза: мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Анализ состояния участка детского сада

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород. Территория имеет ухоженный вид.

Эстетическая зона: Около здания детского сада разбиты 2 больших цветника, по периметру которых растут кустарники. На каждом прогулочном участке имеются цветочные клумбы, созданные из автомобильных покрышек.

Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать установку цветочниц у входа детского сада и более интересно оформить саму территорию у центральных и запасных входов для повышения интереса детей к посещению детского сада.

Физкультурно-спортивная зона: важная часть территории детского сада. Она представлена спортивной площадкой. На прогулочных участках имеются снаряды для лазанья и подлезания, разнообразные турникеты. На участке старшей группы имеются бревно и пеньки для ходьбы и упражнений для равновесия.

Проблема: Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку волейбольной сеткой, а участки элементами для игры в футбол, баскетбол, метании мяча в цель.

Зона отдыха. На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Одно из любимых мест ребят–песочницы. Над всеми песочницами имеются зонтики от солнца.

Проблема: на участке младшей группы практически нет деревьев и детям негде спрятаться от солнца, поэтому необходимо продумать установку солнцезащитных навесов, зонтов. На участках средних групп создать оборудование для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой. На участке старшей группы для организации игр девочек требуется создать стол и скамейки.

Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и растений. Каждая грядка отмечена табличками. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, на табличках написаны названия растений или их изображение.

Проблема: Для ухода за растениями необходимо приобрести детские лейки и цапки, создать красивые вывески.

На участке детского сада оформлена площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма:дорожная разметка с пешеходным переходом, круглая площадь. Эта площадка ежегодно используется для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Здесь же проходят викторины по ПДД внутри детского сада.

Проблема: Во многих местах асфальтное покрытие износилось, покрылось слоем земли, появились неровности, которые портят внешний вид и мешают движению детей и родителей. Необходимо заровнять поверхность малозатратными способами и силами.

Безопасность жизнедеятельности. Территория имеет ограждение по периметру. В ночное время территория освещается уличным фонарем. На участке детского сада много зелени.

Вокруг детского сада - зеленое ограждение. Это защищает участки от пыли, очищает воздух.

Групповые участки тоже разделяются зеленой изгородью. Они создают декоративные барьеры между участками. Для этой цели использованы низкорослые кустарники. Все это служит также защитой от солнца в жаркое время года. Осенью и весной производится обрезка кустарников. Центральная дорожка асфальтирована. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.

Проблема: Для обеспечения безопасности детей требуется ремонт качелей и горок, закрепление всего оборудования для лазания детей.

Игровые площадки

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда участки групп отличаются друг от друга. Воспитатели каждой группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.

Задача детского сада– создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Старый пень можно выкорчевать, а можно превратить его в гнома или белку, из крупных камней получаются не только отличные объекты для наблюдений, но и яркие сказочные герои, своеобразные декорации для спектаклей и игр.

Любая скульптура, фигура – это не только украшение, она дает толчок для игры. Повозка с петухом, ветряк, фигурка животного, на которую можно залезать, ярко (но со вкусом) раскрашенные, украшенные флажками веранды, – все это делает игровой участок привлекательным для ребенка.

Огороды– традиционные элементы территории ДОУ.

Грядки можно расположить в форме цветка, параллельно друг другу, в форме бабочки, гусеницы или другого животного. С помощью растений можно создать национальный узор. Грядки обозначают по-разному, например, на табличках пишут названия растений или дают их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, можно привносить в название грядок личностный момент.

Летние театры

Ландшафты, уголки

Уголки природных ландшафтов – это место для исследований, в частности сезонных наблюдений, для проведения народных праздников, игр, прогулок, для отдыха, для рисования на природе.

Уголки леса – это уголки относительно нетронутой природы, в которых много деревьев. При создании таких уголков важно помнить, что лес – это не только деревья.

Спортивные площадки – важная часть оформления территории ДОУ. Ведь значительная часть занятий может проводиться на свежем воздухе. Футбольные поля, баскетбольные корзины, ямы с песком для прыжков, разнообразные турникеты и кольца для подлезания и пролезания – многие снаряды не так уж сложно создать. Даже обычное бревно и разные по величине и высоте древесные спилы могут служить неплохими спортивными снарядами.

Цветники

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают парадные клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, высаживают цветы в форме узоров, бабочек, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений:

-одиночно стоящие растения.

Бордюрыобычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

План реализации проекта

1 этап

1) детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2) оформление экологического паспорта двора дошкольного учреждения

3) составление карты - схемы создания участка;

4) разработка Положения о конкурсе по благоустройству территории детского сада среди педагогов и родителей;

4) изготовление табличек с рисунками, подписями для сада и огорода

6) привлечение родителей, общественности к благоустройству территории

2 этап

1) Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: - разбивка клумб, создание игрового и спортивного оборудования в соответствии с проектом;

- создание зон эмоциональной разгрузки для детей (беседки, лавочки)

- обновление дорожной разметки.

- создание зон для экспериментирования и проведения опытов с водой и песком;

2) Приобретение и установка солнцезащитных зонтов на участках

3) Приобретение и установка волейбольной сетки на спортивной

4) Установка крышек на песочницы.

5) Участие в конкурсе по благоустройству территории

3 этап

1) Проведение экологического праздника на участке детского сада и сюжетно-ролевых игр и драматизаций.

2) Проведение праздника по ПДД.

3) Обеспечение сохранности территории.

4) Создание фотовыставки по итогам работы над проектом.

Создавая проект, мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Способы, методы и приемы работы:

1. Создание в детском саду условий для познавательного развития детей: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.

2. Организация мини-огородов на подоконнике в помещении детского сада: выращивание рассады цветов, лука. Подбор и размещение растений в уголках природы в соответствии с их биологическими особенностями.

3. Создание условий для труда детей и взрослых в уголке природы в группах детского сада.

4. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений в уголках природы, в огороде, цветнике.

5. Календари природы и их роль в познавательном развитии детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

8. Экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий.

9. Различные мероприятия по ознакомлению детей с природой родного края.

10. Детские праздники познавательного и игрового содержания, разработка сценариев, проведение на участке детского сада.

11. Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу. Знакомство детей с лесом, прудом, лугом (поляной, как экосистемами). Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

12. Предметно-пространственная среда участков младших дошкольных групп должна обеспечивать различные виды деятельности детей, в связи, с чем должны быть выделены зоны, оборудованные для игр с песком и водой, для сюжетных, дидактических и подвижных игр.


Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

4. Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

5. Уборка опавших листьев.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

6. Подметание дорожки на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

1. Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).

Цели: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

2. Заготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

3. Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

4. Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

5. Сбор листьев тополя, рябины для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья

6. Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.

1. Уборка опавших листьев.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

2. Подметание дорожки на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

3. Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).

Цели: закреплять названия деревьев и растений; учить правильно, собирать листья растений; воспитывать любовь к растительному миру.

4. Сбор мусора на участке.

Цели: добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитывать взаимопомощь.

5. Рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

1. Очистка дорожки на участке младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

2. Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

3. Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

4. Очистка дорожек от снега.

Цели: закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

5.Строительство горки для катания.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

6. Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

1. Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

2. Расчистка участка и дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

3Уборка мусора на участка.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

4. Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

5. Строительство горки.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

6. Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цели: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.(февральское солнце обжигает кору деревьев, приводя к трещинам в коре).

2. Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы корням деревьев было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них .

Цели: воспитывать заботливое отношение к животным.

4. Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

5 . Ремонт горки

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

6.Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

1. Уборка снега на участке.

Цель: формировать трудовые умения.

2. Подкормка птиц.

Цели: воспитывать заботливое отношение к животным.

3. Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

4. Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

5 . Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

6. Посыпание песком дорожек на участке.

Цели: воспитывать положительное отношение к труду ; воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.

1. Удаление поврежденных и сухих веток.

Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.

2. Уборка мусора на участке.

Цели: учить пользоваться граблями;

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закреплять умение трудиться в коллективе.

3. Подметание дорожки на участке.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

4. Наведение порядка на территории.

Цели: приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю во-)
круг деревца; следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.

5. Расчистка участка от остатков снега.

Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.

6. Наведение порядка в огороде.

Цели: учить видеть результат своего труда;

работать в коллективе.

1 . Посадка семян гороха.

Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.

2. Посадка цветов на клумбу.

Цели: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;

закреплять знания о росте и развитии растений.

Цель: учить видеть результат своего труда.

4. Посадка картофеля.

Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца

Июнь, Июль, Август

1. Подметание дорожки.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Цель: воспитывать желание трудиться; заботливо относиться к посаженным растениям.

3.Полив и рыхление песка

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

4.Прополка и рыхление цветника.

Цель: воспитывать желание трудиться; заботливо относиться к посаженным растениям.

Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда в общем деле, совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение самостоятельно пользоваться инвентарем на участке. Развивать чувство ответственности, старательности. Воспитывать активность, терпение, взаимопомощь.

Оборудование. Веники, ящики для мусора, перчатки

Методика проведения.

Педагог собирает детей на участке детского сада и обращается к ним:

Дети осматривают участок, отвечают (подмести, убрать мусор и вымыть игрушки т. п.)

Дети по предложению берут веники, ящики под мусор, перчатки и помогают убирать участок вместе с воспитателем.

Воспитатель в процессе деятельности дает советы, напоминания, следит за действиями друг друга.



Воспитатель с удовлетворением замечает, что так много дел смогли сделать потому, что трудились вместе дружно, помогая друг другу. Приводит примеры настойчивости, старательности, самостоятельности детей в труде.

Затем воспитатель просит детей собрать инвентарь, и убрать его на место.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру по их желанию.



Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Перспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группе

Перспективный план по организации трудовой деятельности в младшей группе В учебной программе дошкольного образования отмечено, что трудовое воспитание играет особую роль в социальном развитии ребенка. Программой.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Автор: Кузнецова Анна Викторовна

Организация: МБДОУ г Иркутска №182

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Труд: Соберём игрушки по окончании прогулки.

Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения.

Труд: Подметание группового участка.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Труд. Поливание песка для игры.

Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Строим дорогу из песка.

Цель: учить трудиться рядом друг с другом.

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия.

Труд. Собираем листочки. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Собираем игрушки после прогулки.

Цель: воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Труд. Соберём листочки.

Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Собирать палочки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Уборка инвентаря после прогулки.

Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сбор семян цветов.

Цель: учить оказывать посильную помощь взрослым, формировать начала культуры труда.

Труд. Насыпь песок в песочницу.

Цель: учить выполнять поручения.

Труд. Подметаем бортики песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Уборка игрушек в песочнице

Цель: учить детей наводить порядок в песочнице, поощрять активность, инициативу.

Труд. Наводим порядок на участке.

Цель: учить выполнять несложные трудовые поручения, поддерживать чистоту, порядок на участке.

Труд. Подметаем дорожек. Цель: учить выполнять соответствующие трудовые действия, формировать умение пользоваться инвентарем (метелки).

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

Труд. Трудовая деятельность Уборка инвентаря после прогулки. Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сметём песок с бортиков песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Прогулки на сентябрь

Прогулки на октябрь

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд. Игровое упражнение. Собери листочки. Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд: полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Побуждать детей собирать игрушки после прогулки, убирать их на место.

Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд. Собрать ветки на участке.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Соберём игрушки по окончании прогулки. Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения, воспитывать желание трудиться.

Трудовые поручения. Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев.

Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Собрать листья в определённое место. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду.

Труд. Собираем листья в кучу.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду и получать удовольствие от совместного труда.

Труд. Уборка участка детского сада.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым

Коллективный труд Сбор семян календулы на клумбе.

Цель: воспитывать у детей желание помогать.

Труд. Предложить детям собрать крупный мусор в беседке и около неё.

Цель: приучать к труду.

Трудовые поручения Сбор сухих веток.

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Собери камешки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем игрушки в конце прогулки. Цель: воспитывать желание следить за порядком.

Труд. Сбор опавших листьев

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.


Прогулки на ноябрь

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Собираем листочки в ведро.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собираем веточки в одно место.

Цель: приучать к выполнению простейших поручений.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Подметём вокруг беседки.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: и привлекать к выполнению простейших поручений

Труд. Помочь воспитателю навести порядок в игровом уголке.

Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Собираем камешки в ведро.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подмести дорожку.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Трудовое поручение. Подмети бортики песочницы.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Цель: воспитывать интерес к труду, учить различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Поручить, детям убрать игрушки на свои места.

Цель: воспитывать желание помогать

Труд. Собираем ветки в кучу.

Цель: воспитывать желание выполнять простейшие поручения.

Труд. Предложить детям подмести дорожку. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Коллективный труд Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

“Экологическое пространство” - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы, комнаты природы, зимний сад. На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда.

Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.


  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.


Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Настоящий, красивый и добротный огород появился в нашем ДОУ совсем недавно, в 2000 году. Во время ремонта детского сада произошла перепланировка не только здания, но и земельного участка: были выкорчеваны старые и засохшие деревья и кустарники, а их место заняли цветники, лесная зона, огород и, конечно же, облагороженные групповые участки. Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети, родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.

Чтобы обеспечить методическое сопровождение данной работы, я разработала методические рекомендации по работе с детьми на огороде “Огородный подрастай”, разработала и представила на Педагогический совет Положение о природном участке нашего детского сада (приложение №1), составила расписание деятельности на внегрупповых площадках (приложение №2), в том числе и на огороде. А сложную и ответственную работу с детьми наш коллектив поручил медсестре нашего детского сада Беликовой Валентине Николаевне. Это грамотный специалист, энтузиаст своего дела, опытная огородница. У Валентины Николаевны замечательный контакт с детьми. Она легко объясняет им сложные вещи. Ей в помощь разработала календарь работы с детьми на огороде (приложение №3), а также расписание содержание деятельности по всем возрастным группам (приложение №4).

Под руководством Беликовой В.Н. и воспитателей на нашем огороде дети вырастили богатый урожай. Традиционно в середине сентября мы проводим в детском саду осеннюю ярмарку. В гости к детям приходят скоморохи, пугало огородное, сороки да вороны. Дети рассказывают им о своём урожае, нахваливают его. А потом… предлагают своим родителям купить плоды своего труда. Цену никто не устанавливает сколько дадут – тому и рады. А на вырученные деньги в группы покупаются игрушки, книги и видеокассеты с русскими сказками.

К ярмарке мы всегда готовим выставку поделок из овощей “Природные дары для потехи и игры”. Эти небольшие сувениры, хранящие тепло детских рук, мы вручаем представителям клуба ветеранов “Чайка-2”, с которыми наш детский сад дружит уже много лет.

Вот уже второй год мы присоединяемся к участию в городской акции “Передай добро по кругу”, которую проводит Центр социальной зашиты населения города. Приглашаем на нашу ярмарку его представителя, и после весёлого праздника передаём урожай, выращенный детьми, их родителями, бабушками и дедушками, которых мы тоже приглашаем к участию в акции.

Надеемся, что добро и милосердие, которое мы передали по кругу, останется в сердцах и душах наших ребят, а представленный материал заинтересует воспитателй других детских садов.

Читайте также: