Портфолио школа территория здоровья

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Конинина Елена Сергеевна

Населенный пункт: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Яя

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Особую тревогу вызывают проблемы воспитания, осложненные процессом распада семей, криминализацией жизни, потерей нравственных идеалов, потребительскими настроениями, распространением пьянства и наркомании.

Наш посёлок является типичным для российских регионов населенным пунктом, где экономические и социальные проблемы негативно влияют на жизнь общества в целом.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально - педагогических требований ещё в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60 % школьников имеют хронические заболевания. И только 5 % выпускников школ считаются практически здоровыми.

Важнейшим условием деятельности по формированию ответственного отношения к своему здоровью является мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО);
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО).

Всё это обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. .

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Здоровая нация - элемент нашего развития патриотизма.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым? Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность - работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении - формирование у школьников здорового образа жизни, ценностного отношения к здоровью своему и окружающих.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью - вот главная задача. Ведь главное богатство государства - это здоровье его граждан.

Только объединив усилия всех заинтересованных лиц - педагогов и медиков, психологов и родителей, руководителей детских движений и ученых, государственных служащих и бизнесменов - можно воплотить в жизнь педагогику здоровья - реальную, живую, интересную и полезную всем участникам школьной жизни. И специалисты, и педагоги, и организаторы школьного воспитания отмечают растущую потребность в эффективных технологиях, ориентированных на формирование у школьников ценностей и навыков здорового образа жизни.

Цель: формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья, для собственного самоутверждения.

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения здоровья.
  2. Воспитывать ответственное отношение школьников к своему здоровью.
  3. Формировать умение противостоять негативному давлению социума.
  4. Формировать устойчивую мотивацию к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков
  5. Активизировать физическую активность, как составную часть здорового образа жизни.
  6. Организовать повышение квалификации педагогов по теории и практике воспитания здорового образа жизни.
  7. Приобщить родителей обучающихся к организации спортивно - массовой работы в школе.

3. Партнёры проекта

4. Целевая группа проекта

Проект адресован обучающимся 1 - 9 классов, родителям, педагогам. Педагогическая профилактика должна начаться раньше, чем у ребёнка возникнет желание познакомиться с психоактивными веществами (ведь и профилактические прививки делают тогда, когда возможности заражения ещё нет). Наиболее подходящим специалисты-психологи считают младший школьный возраст. Дело в том, что именно в этом возрасте дети впервые получают информацию о существовании веществ, способных особым образом влиять на настроение. В этом же возрасте некоторые дети пробуют курить, впервые знакомятся с алкоголем. Поэтому важно, чтобы ребёнок заранее был подготовлен к восприятию различных аспектов явления.

В среднем школьном возрасте следует продолжить данную работу, но формы и методы, конечно изменятся. Потому что большое место в жизни школьника данного возраста занимает школа и учение. Но школа для подростка - это не столько учебная работа, сколько ситуация общения с одноклассниками, сверстниками, педагогами. Это связано с тем, что ведущая деятельность подростков - это общение.

Подростковый возраст характеризуется формированием творческого, самостоятельного и критичного мышления. Учащимся в этом возрасте по плечу различные творческие дела. Они требуют от внеурочной работы творчества помноженного на активность. Разноплановые мероприятия по формированию здорового образа жизни - это один из способов помочь личности реализоваться, найти своё место в социуме, получать удовлетворение от жизни и деятельности.

Проект вовлекает учителей в овладение здоровьесберегающими технологиями, а школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта - темы здорового образа жизни.

5. Механизм реализации проекта

Для реализации поставленной цели необходимо использовать комплекс различных методов и форм профилактической работы, соответствующий ресурсам школы.

В школе необходима организация следующих мероприятий:

- активизация деятельности уже существующего волонтерского отряда через направление - формирование здорового образа жизни;

- проведение внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих программ;

- взаимодействие общеобразовательного учреждения, родительского актива, медицинского учреждения в целях предотвращения распространения и употребления ПАВ детьми.

Основные образовательно - воспитательные формы и методы профилактической работы можно объединить в блоки:

1. Информационный блок:

- создание наглядных пособий (раздаточный материал, буклеты, рисунки);

- использование аудио - визуальных средств (фильмы, мультипликация).

2. Интерактивный блок:

- групповая работа (дискуссии, круглые столы, конференции);

- обучение практикой (ролевые игры, спектакли, агитбригады, тренинги);

- выступление в роли обучающего (волонтёрское движение).

3. Спортивно - массовая работа:

- спортивные праздники, соревнования;

- вовлечение родителей в совместную деятельность по воспитанию ЗОЖ.

6. Ресурсное обеспечение

1. Материально - техническая база:

Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами:

  1. Кадровое обеспечение:
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • фельдшер;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель физической культуры;
  • классные руководители;
  • библиотекарь.

Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами.

I этап - подготовительный. Август 2021 г.

Разработка организационных мероприятий

II этап - практический. Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.

Практическое осуществление проекта.

III этап - обобщающий. Июнь 2022 г.

Анализ и систематизация полученных результатов.

8. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Краткое описание мероприятия

Участники

Ответственные

Системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья школьников и определение путей и способов совершенствования работы в данном направлении.

Обеспечение педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

Оригинальные методические находки педагогов по формированию ЗОЖ обучающихся

Заместитель директора по ВР

Заместитель директора по ВР, классные руководители

Тематические классные часы по программам:

В течение учебного года

Занятия в рамках классных часов по программам профилактики употребления ПАВ в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Классные руководители 1 - 4 кл.

Классные руководители 5 - 9 кл.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

В ходе дискотеки проводится оранжевая акция здоровья.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Изготовление социальной видеорекламы с размещением роликов сайте ОУ, социальных сетях; изготовление печатной продукции с

размещением на информационных стендах микрорайона.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Создание фотоколлажей, просто коллажей, карикатур на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни.

Обучающиеся 5 - 7 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

Создание рисунков, демонстрирующих ценность здоровья.

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Старшая вожатая, классные руководители

- Писатели о здоровье;

- Азбука здорового питания;

- Береги здоровье смолоду.

Обучающиеся 3 - 9 кл.

В течение учебного года

- участие класса в спортивно - оздоровительных мероприятиях школы;

- привлечение родителей к работе по пропаганде ЗОЖ;

- пропуски уроков по болезни;

- организация классом внеклассных спортивно - оздоровительных дел;

- организация походов, экскурсий, прогулок;

- занятость обучающихся в спортивных секциях;

- организация в классе утренней зарядки;

обучающихся вредных привычек.

Обучающиеся 1 - 9 кл.

Заместитель директора по ВР

Обучающиеся 1 - 4 кл.

Классные руководители, старшая вожатая

Малые олимпийские игры

2 раза в неделю по разным видам спорта проводятся соревнования на выявление лучшего спортсмена. В течение игр выпускается дневник Олимпиады.

Обучающиеся 5 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Поход выходного дня

Совместные походы обучающихся класса и родителей.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители

Массовый забег на разные дистанции.

Обучающиеся 1 - 9 кл., родители, педагоги школы

Февраль, март 2022

Совместные лыжные походы в сосновый бор

Обучающиеся 5 - 9 кл., родители, педагоги школы

Учителя физической культуры, комитет по спорту

Спортивные походы памяти

Летний и осенний походы по месту жительства ветеранов, участников ВОВ.

Обучающиеся 8 - 9 кл.

Учителя физической культуры, ЦДТ

Школьники, не имеющие возможности достичь высоких результатов в спорте, могут проявить себя как эрудиты.

Обучающиеся 7 - 9 кл.

Учителя физической культуры

Парад героев спорта школы

В ходе мероприятия определяется лучший спортсмен года.

Заместитель директора по ВР

Два направления работы клуба:

- занятия физической культурой;

Родители, педагоги школы

Фельдшер, учителя физической культуры, заместитель директора по ВР

Вопросы для обсуждения: отношение семьи к физкультуре, режим дня, двигательная активность, ценности ЗОЖ.

Родители, педагоги школы

Фельдшер, заместитель директора по ВР

Совместный праздник, включающий как спортивные, так и творческие конкурсы по теме здорового образа жизни.

Родители, обучающиеся 1 - 5 кл.

Учителя физической культуры, старшая вожатая

Родители, педагоги школы

Заместитель директора по ВР

Проходит в рамках международной недели отказа от курения.

Заместитель директора по ВР

В течение проекта

Стенд извещает и оперативно реагирует на события Проекта, с другой стороны, через материалы, подготовленные самими школьниками, расширяет компетенцию детей в вопросах здоровья и ЗОЖ.

Обучающиеся, педагоги школы

9. Ожидаемые результаты

- Сформированность у обучающихся системы представлений о ЗОЖ.

- Повышение уровня культуры здоровья обучающихся и родителей.

- Повышение уровня знаний педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих технологий в собственной педпрактике.

- Увеличение количества обучающихся со сформированной мотивацией на ЗОЖ.

- Увеличение количества обучающихся, отказавшихся от вредных привычек.

- Повышение уровня физической активности обучающихся.

- Создание медиатеки по формированию ЗОЖ (фотоальбомы, видеоролики, презентации).

10. Дальнейшее развитие проекта

Проект предлагает систему образовательно - воспитательных мероприятий, основанных на формировании устойчивой мотивации и развитии потребности школьников в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Данный проект может реализовать любое общеобразовательное учреждение.

Наиболее интересные общие дела могут стать традиционными в школе.

Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится - раньше это не носило массового характера.

Но есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа.

Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально – гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:

  • Формирование положительной мотивации к оздоровительным мероприятиям и урокам физической культуры.
  • Охватить оздоровительными мероприятиями учащихся, широко используя средства стимулирующие защитные силы организма.
  • Формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.

В школе организация учебного года строится по триместрам, учебный год делится на три равных временных отрезка, каждый триместр разделен на два равных модуля.

Преимущества триместровой системы для здоровьесбережения очевидны. Она позволяет задать последовательное чередование труда и отдыха (пять недель учимся, неделю отдыхаем, и т.д.), что предотвращает переутомление учащихся. Увеличить число каникул до шести без ущерба для учебного процесса. Сократить количество итоговых аттестаций до трёх, что уменьшает стрессовые ситуации учащихся во время аттестации и позволяет учителю более объективно выставить годовые отметки.

При составлении расписания уроков учитывается изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы, а также балл трудности того или иного предмета, на основании таблиц Сивкова С.Д.. Предметы, требующие большого умственного и нервно-психического напряжения проводятся на 1, 2, 3; 2, 3, 4 или 1, 2, 4 уроках. Они чередуются с уроками физической культуры, труда, музыки, изобразительного искусства. При распределении учебной нагрузки в течение недели в расписании предусмотрено наибольшее количество уроков во вторник и четверг, а в понедельник, среду и пятницу - сниженный объём учебной нагрузки.

В расписании чётко регламентируется время индивидуально-групповых занятий, кружков и секций, прогулок, самоподготовки, чередуется умственная и двигательная активность учащихся. В течение учебного года расписание корректируется, учитывая разумные предложения учителей и родителей учащихся.

Учебный план дополнительного образования достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы работают спортивные секции:

Система дополнительного образования в школе позволяет осуществлять оздоровление учащихся.

Необходимым условием грамотного формирования здоровьесберегающего пространства школы является мониторинг физического и психического здоровья школьников, а также учёт особенностей их развития. С первых дней поступления ребёнка в школу заместитель директора по УВР, медицинская сестра, учителя физической культуры, классный руководитель, логопед, психолог, социальный педагог проводят диагностику уровня физического, психического и социального здоровья учащегося.

Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями, логопедическое и психологическое тестирование, анкетирование родителей, знакомство с материалами медицинской карты. Всю информацию, полученную в ходе тестирования, используют:
для определения уровня развития учащегося с целью профилактики возможных трудностей в обучении, зачисления его в основную или подготовительную группу занятий на уроке физической культуры, соответствующую группу развивающих занятий с психологом, выявления необходимости занятий с логопедом, в группе ЛФК.

После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие). Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года по классам. В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности

Модель проведения мониторинга состояния физической подготовленности

Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводим тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляются тесты президентских состязаний. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

На уроках практикуются беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняем детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся.

Преподавание 3-х уроков физической культуры в школе ведётся одним учителями. Работа ведется с ребятами основной группы, подготовительной и специальной медицинской группами. Такая организация урока позволяет осуществлять индивидуальный подход, дифференцировать нагрузку в зависимости от группы здоровья ребёнка, а значит создавать ситуацию успеха у каждого. В программу по физической культуре 1-11 классов обязательно входит лыжная подготовка, что обеспечивает учащимся дополнительное пребывание на свежем воздухе в зимнее время года.

На каждом уроке обязательно проводятся физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз.

Учащиеся школы с большим удовольствием посещают данное оздоровительное мероприятие. Работа спортивных секций, участие в школьных, районных, областных, Всероссийских спортивных соревнованиях, Дни здоровья способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни. Для педагогического состава школы и родителей предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье, посещая, школьный спортзал для игры в волейбол, баскетбол.

Одной из здоровьесберегающих образовательных технологий является учебное проектирование, которое успешно реализуется в нашей школе. Здоровьесберегающие проекты учащихся школы:

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся непосредственно в учебной деятельности.

Психологическое сопровождение школьника осуществляется на ряду с профилактическими медицинскими мероприятиями и включают в себя:

  • адаптационные занятия
  • тренинговые занятия
  • приемы релаксации и аутотренинга
  • профориентацию
  • индивидуальные занятия с детьми и родителями
  • консультирование педагогов
  • диагностическая, коррекционная и просветительская работа

Школа заключила договоры, а также сотрудничает с учреждениями медицинской и социальной сферы.

В школе ведется активная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса: методические объединения учителей-предметников разрабатывают мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий, техник, приемов в учебно-воспитательный процесс школы. Интегрируют вопросы здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла.

То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать.

А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос.

Действительно не бывает бездарных детей. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится, что исходный капитал был дан каждому его господином. Проблема в том, что зачастую эти таланты не лежат на поверхности. Разглядеть их, и помочь им развиться великая миссия учителя. Как же подобрать ключик к дару ребенка? Как рассмотреть его драгоценные способности? Парадокс в том, что нет никакого золотого ключика, не бывает универсальных педагогических рецептов, потому что все дети разные. Каждый ребенок уникальное и единственное в своем роде создание, требующее внимательного отношения и особого мастерства учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Упражнения на осанку

Упражнения при плоской спине

Упразднения при увеличенном поясничном изгибе

  1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
  2. Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
  3. В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к плечу; то же другой ногой.
  4. Сесть ноги скрестно, наклониться вперед, поочередно касаясь головой колен.
  5. Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.
  6. Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.
  7. Лежа на полу касаться пола как можно большей площадью тела.
  8. Поднимание ног в упоре сидя.
  9. Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).

Упражнения при увеличенном грудном изгибе

  1. Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь, достать руками пятки.
  2. Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку левой ноги; то же в левую сторону.
  3. Лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.
  1. И.п. — основная стойка, сложенная вчетверо скакалка в опушенных руках. Натягивая скакалку, подняли руки вверх и опустили.
  2. И.п. - стоя ноги врозь, сложенная вдвое скакалка в согнутых руках за головой. Натягивая скакалку, повороты туловища влево и вправо.
  3. И.п. - стоя на скакалке ноги врозь, держим скакалку за концы. Наклон туловища влево, натягивая скакалку правой рукой. То же в другую сторону.
  4. И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка перед собой. Не опираясь руками о пол и не опуская их, сели на пол, выпрямили ноги. Встали без помощи рук.
  5. И.п. — стоя, сложенная вчетверо скакалка за спиной в опущенных руках. Наклон туловища вперед, руки назад до предела. Вернулись в и.п.
  6. Прыжки через вращающуюся скакалку с ноги на ногу.

1. Разошлись по залу.

И.п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.

Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько
раз.

Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п.

Стать на свои места в две шеренги.

3. И.п. - основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.

4 .И.п. — основная стойка.

Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед - в стороны - положение приземления при прыжках; вернуться в и.п.

5. И.п. - основная стойка.

Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.

6. То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед.

Перестроение в одну шеренгу - вторая шеренга делает два шага вперед.

7. Бег в чередовании с ходьбой.

1. Разойтись по залу.

И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохраняя правильную осанку, стать на свои места.

2. И.п. — тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полу-присесть; вернуться в и.п.

3. И.п.- стоя руки на пояс. Стоя на левой ноге, поднять правую вперед, в сторону, назад и вернуться в и.п.; то же, стоя на правой ноге.

5. Прыжки вперед.

6. Прыжки с поворотами налево и направо.

Все прыжки заканчиваются мягким приземлением с сохранением равновесия.

  1. Размещение по залу врассыпную. И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько раз.
  2. И.п. - упор стоя на коленях, спина слегка прогнута. Наклоняя голову вперед, согнуть спину, вернуться в и.п.
  3. И.п. - стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука скользит вниз, правая вверх, вернуться в и.п.; то же вправо.
  4. И.п. - стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища влево и вправо.
  5. И.п. - сидя, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять правую ногу и коснуться пальцев рук носком; вернуться в и.п.; то же левой ногой.
  6. И.п. - стоя на носках, левая нога перед правой, руки на пояс.

Ходьба на месте.

Упражнения для профилактики плоскостопия (выполняются без обуви)

Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин.).

Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (30 сек.).

Цель: формирование правильной осанки.

При передаче мяча учащиеся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. При седлообразной спине и увеличении поясничного лордоза мяч передается не над головой, а между ног с наклоном туловища вперед.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Психорегуляция и релаксация

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)

Расслабление мышц плечевого пояса:

  • роняем руки,
  • трясем кистями,
  • стряхиваем воду с пальцев,
  • поднимаем и опускаем плечи,
  • твердые и мягкие руки, мельница

Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Время выполнения -3-4 мин.

Каждый ученик выбирает себе образ маленького зверька, который ему больше всего приходится по душе. Каждый зверек выбирает свой танец, он радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в своем теле. Время выполнения - 3-5 мин. Эффект
упражнения: обретение чувства спокойствия, умения видеть мир глазами другого.

Растирание рук.

Встать в основную стойку, руки перед грудью. Сильно потереть ладони одна о другую 10-12 сек. После этого теплой ладонью одной руки активно растереть предплечье другой руки, от пальцев к запястью (10-15 сек.). Поменять руки и выполнить растирание другой руки (10-15 сек.).

Одновременно с речитативом выполняется ходьба на носках, на пятках, сведение лопаток. Время выполнения упражнения - 3-5 мин.

Резкие, наклоны вперед.

Выпрямиться, повторить упражнение 2-3 раза. Танец. Под музыку энергично выполняются танцевальные движения - ритмичные движения руками, ногами, туловищем, головой.

Движения вначале выполняются медленно, а затем темп увеличивается. Время выполнения - 3-5 мин. Заканчивается упражнение медленной ходьбой 1-2 мин.

Отдых в положении лежа.

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Каково же состояние здоровья детей нашей школы?

Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.

Таблица №1

Болезни глаза и его придаточного аппарата
(Н00-Н59)

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
(M00-M99)

Болезни мочеполовой системы
(N00-N99)

Болезни нервной системы
(G00-G99)

Болезни органов дыхания
(J00-J99)

Болезни органов пищеварения
(K00-K93)

Болезни системы кровообращения
(I00-I99)

Болезни уха и сосцевидного отростка
(H60-H95)

Болезни эндокринной системы
(E00-E99)

Всего детей, состоящих на диспансерном учете

В % от всех детей

Распределение детей по группам здоровья обучающихся.

Таблица №2

Таблица №3

Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:

  • преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
  • имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.

Причины ухудшения здоровья школьников следующие:

  • социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.

II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:

  • знать, как это делать;
  • хотеть это делать;
  • уметь это делать.

Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.

Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.

Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.

Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.

Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
  • проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
  • совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.

IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
  • проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
  • изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.

Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Функции школьного психолога:

Работа с младшими школьниками

  • организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
  • организация профилактической работы;
  • развивающая деятельность;
  • психокоррекционная работа;
  • диагностическая работа.

Работа с подростками

  • контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
  • психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.

Работа со старшеклассниками

  • профориентация учащихся 9-11 классов;
  • работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
  • проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.

Работа с родителями.

V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители
  • социальные партнеры:
    • школьная столовая
    • ВМУП комбинат школьного питания
    • ГБУЗ "Поликлиника №7"
    • МЧС
    • ГИБДД
    • СЭС
    • ОВД

    VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ

    VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

    Инструментарий проведения контроля

    • мониторинг результативности выполнения программы;
    • степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
    • анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
    • опросы учащихся, родителей, педагогов;
    • общественная оценка качества работы школы;
    • анкетирование всех участников образовательного процесса;
    • общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

    Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:

    Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).

    IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

    • Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
    • Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
    • Снижение показателей по заболеваемости;
    • Стабильность показателей по здоровью;
    • Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
    • Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
    • Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
    • Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
    • Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
    • Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
    • Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
    • Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
    • Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;

    Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

    Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

    Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

    Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

    Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты

    Областное государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    "Приволжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"

    ОГКОУ "Приволжская школа-интернат VIII вида"

    155550, Ивановская область, г.Приволжск,


    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2013 – 2019 учебный год

    Актуальность проекта …………………………………………………… 5-10

    План мероприятий по реализации проекта….………………………. 13-21

    Критерии эффективности деятельности ОУ

    при реализации проекта…………………………………………………. 22

    Мониторинг в рамках проекта. «Сохранение и укрепление

    Этапы реализации проекта "Школа - территория здоровья"…….….. 25-28

    Управление реализацией проекта………………………………………….29

    Калинина Н.А., Кирпичников Е.А.

    Рабочий телефон: 3-29-67

    Акимова Е.Л., Цветков С.А.

    Сроки реализации проекта

    2013-2016 учебный год

    Учителя, воспитатели, учащиеся, родители, администрация, пассивные участники, медицинские работники

    Партнеры уровня активного взаимодействия

    Цель и задачи проекта

    Формирование целостной системы культуры здоровья обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.

    воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);

    организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);

    формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;

    организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;

    диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

    поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

    повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

    Краткое описание проекта

    Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей. Данный проект направлен на становление ценностного отношения среди учащихся, педагогов и родителей к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья, пропаганду занятий физической культурой и спортом, улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

    Проект включает: обоснование актуальности проекта; цели и задачи проекта; комплексный план мероприятий с указанием этапов и сроков реализации; смету расходов; ожидаемые результаты.

    Этапы реализации Проекта

    Подготовительный (проектировочный) этап –сентябрь2013 г.

    Формирующий этап – октябрь 2013 г.

    Практический (основной ) этап – октябрь2013 г. – май 2016г.

    Обобщающий этап – июнь 2016 г.

    Сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

    Включение школьников в деятельность физкультурно-спортивных секций.

    Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.

    Сохранение и укрепление здоровья педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.

    Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

    - сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

    - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

    -удовлетворенность школой детей: родителей и педагогов – комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

    Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).

    Система организации контроля реализации проекта

    Контроль над ходом выполнения Проекта осуществляет руководитель проекта. Один раз в год авторы проекта информирует педагогический коллектив о реализации Проекта.

    Качество здоровья подрастающего поколения - важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Этот показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.

    Кроме содержательно- организационных инноваций при разработке проекта учитывались социально-экономические факторы, экологические условия, которые отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица – все эти факторы влияют на школу в целом и на каждого отдельного ребенка. Известно, что достаточно длительное воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях вызывает негативное психическое, физическое и др. изменения в организме ребенка. Именно поэтому, при разработке проекта эти условия учитывались при разработке перспективного планирования.

    Опыт работы показывает, что у таких детей наблюдается значительные отклонения в поведении и в их личностном развитии. Многим воспитанникам школ-интернатов присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком проявлении: отсутствие навыков гигиены, не способность адаптироваться к незнакомой среде, отсутствие ценностных ориентаций, гиперсексуальность, жестокость, агрессивность, дурные привычки (употребление спиртного, курение, токсикомания и т.д.).

    Проблемы сохранения здоровья воспитанников и привития навыков здорового образа жизни является одним из важных направлений в деятельности образовательного учреждения.

    Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе.

    Практика индивидуального обучения, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе видов внеурочной деятельности, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

    С чем же связано столь пристальное внимание к проблеме здоровья школьников со стороны государства? Повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся негативные тенденции, характеризующиеся ростом заболеваемости детей в процессе обучения. Большинство специалистов отмечают, что в целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Известно, что частота нарушений здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (1-й класс), переходе к предметному обучению (5-й класс) и на третью ступень школы (9-й класс). Установлено, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генез. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения. Так, например, за последние 5 лет первичная заболеваемость детей увеличилась в среднем по стране на 12%, подростков - на 35%.

    Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов - педагогов. За период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются. Можно выделить две группы причин, обуславливающих, со стороны системы образования, эту тенденцию.

    Во-первых, организация и условия проведения учебного процесса в целом оказывают неблагоприятное воздействие, как на физическое, так и на психическое здоровье учащихся.

    Во-вторых, школа в явно недостаточной степени решает свою образовательную задачу в этой сфере: знания, умения и навыки подростков по вопросам здоровья, их мотивация на ведение здорового образа жизни находятся на низком уровне, что является одной из предпосылок неблагополучия.

    В современных условиях коррекционная школа выполняет новые социально- педагогические функции, что обусловлено изменившейся ситуацией в социуме, необходимостью усиления влияния на социокультурную ситуацию вне коррекционной школы. К таким функциям можно отнести:

    реабилитацию и охрану здоровья обучающихся в процессе обучения;

    социально-педагогическую поддержку семьи;

    социально-психологическую помощь детям, родителям, педагогам;

    защиту прав детей;

    социально-педагогическую помощь в жизненном и социально-профессиональном самоопределении обучающихся.

    Именно с этих позиций и разрабатывался данный проект, который включает в себя следующие этапы и виды работ.

    Деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в школе, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Проект ориентирован на применение таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения. Такие технологии впоследствии могут и должны применяться в любой школе.

    Поскольку главное ради чего существует сегодня школа-это ребенок, его нравственное, духовное, социальное и физическое самочувствие, то проблемой для школы сегодня является проблема сохранения укрепления здоровья школьников.

    В школе осуществляется мониторинг здоровья учащихся на основе:

    диспансеризации и профилактического осмотра;

    показателей заболеваемости учащихся в течение года;

    анализа медицинской документации

    Данные диспансеризации и профилактического осмотра позволили выявить динамику распределения учащихся по группам здоровья.

    Читайте также: