Понизовая вольница краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

15 октября 2008 года Россия отметила юбилей — столетие отечественного кинопроизводства. В течение всего года мы публиковали материалы, так или иначе связанные с этой датой: статьи, воспоминания, киноведческие исследования.

Первая русская фильма и ее режиссер

Автор сценария Василий Гончаров

Режиссер Владимир Ромашков

Операторы Александр Дранков, Николай Козловский

Композитор (музыкальное сопровождение) Михаил Ипполитов-Иванов

В роли Степана Разина — Евгений Петров-Краевский

Ателье А. Дранкова

Оригинал публикуемой ниже автобиографии В. Ф. Ромашкова хранится в РГАЛИ (фонд 89, опись 2, № 118).

Дранков окончил свои дни в Сан-Франциско, найдя упокоение в городе мертвых Колма.


Кадр из фильма "Понизовая вольница"

Кадр из фильма

Появлению "Вольницы" мы обязаны главному российскому авантюристу начала ХХ века, Александру Дранкову, ставшему продюсером и оператором картины. Дранков – личность легендарная, один из первых российских папарацци, "Поставщик Двора Его Императорского Величества", парламентский корреспондент английской "Таймс", хроникер, снявший скрытой камерой (через прорезь в двери туалета) Льва Толстого. Он занимался фотографией, съемками хроникальных фильмов, рекламой.

"Понизовая вольница" – экранизация фрагмента "исторической былины" Василия Гончарова. Режиссером картины стал Владимир Ромашков, а роли исполнили актеры из труппы Петербургского народного дома. Оперные костюмы они взяли напрокат. Перед премьерой "Вольницы" Дранков объявил: "Я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом исполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре" . Считается, что именно Дранков придумал рисовать на афишах сцены из своих фильмов: Стенька Разин на афише "Вольницы" (работы художника Поля Ассатурова) держит княжну над головой. В фильме, кстати, княжну в момент броска подменяли манекеном.

Кадр из фильма "Понизовая вольница"

Кадр из фильма

Сегодня этот фильм 1908 года смотрится даже не как клип на песню "Из-за острова на стрежень", хотя челны выплывают, Стенька Разин машет руками, волна набегает, а княжна летит в воду. Живые картины, наивная, смешная постановка: все сцены в лесу сняты с одной точки (только после разгулявшейся Стенькиной ревности камера приближается к героям), массовка беспорядочно повторяет одни и те же движения, Стенька с княжной теряются среди нервных актеров. Все равно – чудо.

Вообще, конечно, "Стеньку Разина" хорошо бы переснимать хотя бы раз в несколько десятков лет, просто чтобы понимать, куда движется кинематограф. В 30-х – изобретательный монтаж буйных песен и плясок, в 60-х – нежная медлительность выброса княжны, в 90-х – разгул потертой массовки. А сегодня, наверное, можно было бы ничего в фильме Дранкова и Ромашкова не менять, разве что подложить современный саундтрек и добавить пару крупных планов. Виньетки, тексты в дореформенной орфографии, заполошная массовка, трагический герой, – все на месте, все так, как сегодня модно.

Драма "Удар в спину" (1917). Режиссер: Александр Иванов-Гай. Актеры: Николай Скрябин, В. Чижова, Вера Валицкая. Фильм считается утраченным.

Драма "Удар в спину" (1917). Режиссер: Александр Иванов-Гай. Актеры: Николай Скрябин, В. Чижова, Вера Валицкая. Фильм считается утраченным.

Сюжет "Женщины с кинжалом" - циничный художник влюбил в себя и обманул чистую и скромную девушку, чтобы заставить ее позировать обнаженной. Но оскорбленная девушка убивает своего соблазнителя. Фильм считается утраченным.

Сохранились несколько вариантов афиш некоторых фильмов:

"По следам преступления. Драма в 4 частях. Эпизод из жизни знаменитого английского сыщика Стюарта Веббса" (1916). Каминтфильм. Фильм считается утраченным.

"По следам преступления. Драма в 4 частях. Эпизод из жизни знаменитого английского сыщика Стюарта Веббса" (1916). Каминтфильм. Фильм считается утраченным.

"Дочь Анны Карениной" (1916). Режиссер-сценарист: Александр Аркатов. Актеры: Лидия Джонсон, А. Инсарова, Юлия Бахмачевская, Леопольд Иост, Олег (Осип) Фрелих. Фильм считается утраченным.

"Дочь Анны Карениной" (1916). Режиссер-сценарист: Александр Аркатов. Актеры: Лидия Джонсон, А. Инсарова, Юлия Бахмачевская, Леопольд Иост, Олег (Осип) Фрелих. Фильм считается утраченным.

(1916). Режиссер: Петр Чардынин. Актеры: Осип Рунич, Мария Горичева, Леопольд Иост, Александр Вертинский. Фильм считается утраченным.

(1916). Режиссер: Петр Чардынин. Актеры: Осип Рунич, Мария Горичева, Леопольд Иост, Александр Вертинский. Фильм считается утраченным.

(1914, США). Режиссер: Герберт Бренон. Актеры: Аннетт Келлерман, Уильям Е. Шэй, Уильям Уэлш, Леа Бейрд, Аллен Уолкер. Фильм считается утраченным.

(1914, США). Режиссер: Герберт Бренон. Актеры: Аннетт Келлерман, Уильям Е. Шэй, Уильям Уэлш, Леа Бейрд, Аллен Уолкер. Фильм считается утраченным.

(1917) Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: П. Козмовская, Амо Бек-Назаров, Лидия Триденская, Николай Горич. Фильм считается утраченным.

(1917) Режиссер: Аркадий Шифман. В ролях: П. Козмовская, Амо Бек-Назаров, Лидия Триденская, Николай Горич. Фильм считается утраченным.

Имя режиссера не сохранилось, известна только его фамилия — Ларин. Художник рекламного плаката: Георгий Алексеев. Фильм считается утраченным.

Имя режиссера не сохранилось, известна только его фамилия — Ларин. Художник рекламного плаката: Георгий Алексеев. Фильм считается утраченным.

(1918) Режиссер: Виктор Туржанский. В ролях: Иван Горский, Дмитрий Зеланд, А. Робен. Фильм считается утраченным.

(1918) Режиссер: Виктор Туржанский. В ролях: Иван Горский, Дмитрий Зеланд, А. Робен. Фильм считается утраченным.

По мотивам одноименного рассказа Александра Амфитеатрова. Сюжет картины таков: сочувствовавшая революционерам москвичка Лиза Басова становится политзаключенной и отбывает ссылку в селе Проще на Енисее. Там она знакомится с приказчиком Тимофеем Курлянковым, который вскоре становится вдовцом после гибели жены – пьяницы Ульяны. Бывший каторжанин Потап помогает Тимофею закопать тело и совершить побег с Лизой (выдаваемой по паспорту за Ульяну) в Барнаул, поручив им передать пермскому революционеру шифрованную записку. В длинной дороге, пережив череду приключений, беглецы из фиктивных супругов становятся фактическими. Не выполнив поручения Потапа, они селятся в уездном городке, открывают магазин, строят дом и заводят детей.

"Тайны Нью-Йорка" (1915, США) Режиссер: Луи Дж. Ганье, Леопольд Уортон, Теодор Уортон. В ролях: Перл Уайт, Крейтон Хейл, Арнольд Дэйли, Эдвин Арден

"Тайны Нью-Йорка" (1915, США) Режиссер: Луи Дж. Ганье, Леопольд Уортон, Теодор Уортон. В ролях: Перл Уайт, Крейтон Хейл, Арнольд Дэйли, Эдвин Арден

"Черная любовь" (1917). Режиссер: Владимир Стрижевский. В ролях: Владимир Стрижевский, Зоя Баранцевич, Лев Кулешов, Павел Кнорр, Александр Морозов

"Черная любовь" (1917). Режиссер: Владимир Стрижевский. В ролях: Владимир Стрижевский, Зоя Баранцевич, Лев Кулешов, Павел Кнорр, Александр Морозов

"В мире должна царить красота" (1916). Режиссер: Евгений Бауэр. В ролях: Андрей Громов, Надежда Нельская, Вера Холодная

"В мире должна царить красота" (1916). Режиссер: Евгений Бауэр. В ролях: Андрей Громов, Надежда Нельская, Вера Холодная

Первый русский фильм, который можно назвать фильмом

1908 год
Режиссер Владимир Ромашков





" Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок. Там все — земля, деревья, люди, вода и воздух — окрашены в серый, однотонный цвет; на сером небе — серые лучи солнца; на серых лицах — серые глаза, и листья деревьев серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения".

Так воскликнул в июле 1896-го некто M. Pacafus — молодой репортер "Нижегородского листка", потрясенный рандеву с фильмами братьев Люмьер. Он же — Максим Горький, отец, таким образом, не только соцреализма, но и русской кинокритики. В "царство теней" его угораздило заглянуть на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, что символично. Первый крик новорожденного русского кино раздастся на смеси нижегородского с французским.


Неподвижная камера фиксирует на общем плане суету разбойников: на лодках, на бережке. Лишь благодаря титрам можно понять, что смысл суеты не сводим к бессмертному ерофеевскому "И немедленно выпил". Вот какое письмо, например, сочинили есаулы от имени княжны, чтобы скомпрометировать ее в глазах Разина, сыгранного известным трагиком Евгением Петровым-Краевским:

"Мой милый принц Гассан, мне так тяжело жить в тяжелой неволе, мне надоело быть в этом диком разгуле, я плачу, вспоминая о тебе, моей милой родине, садах душистых наших. Прости и не забудь меня. Твоя до гроба несчастная княжна".

"Вольница" не была первым русским фильмом с буквалистской точки зрения. Отечественный репертуар 1908 года, если не разнообразен, то обилен. "Наводнение в Москве" и "Пожар в Одессе", "Купание в Москве-реке при 20 градусах мороза" и "Инфузории воды". "Охота на медведя в Сибири" и "Охота на медведя в окрестностях Санкт-Петербурга". "Торжественное шествие Их Императорских Величеств с дворными дамами в Москве с Красного крыльца в Успенский собор и Чудов монастырь в день Вербного Воскресенья" и "Фигурная езда на коньках в Петербурге известного конькобежца Панина".

"Вольница" — первый русский фильм, осознанный авторами (и, так сказать, "сознающий себя") именно фильмом (созданным национальными авторами на национальную тему), а не движущимся "куском жизни". Определение его языка как "нижегородско-французского" никак не уничижительно — наоборот. Именно в 1908 году представители "высокой" французской культуры взялись за "облагораживание" юного балаганного аттракциона: то есть за производство фильмов на исторические темы и экранизации классики с участием театральных актеров (как правило, чудовищных на экране). Но первый film d'art (фильм, являющийся произведением искусства) — "Убийство герцога Гиза" Андре Кальметта и Шарля Ле Баржи — вышел во Франции только 28 (15) ноября 1908 года. Первый русский продюсер Александр Дранков на месяц опередил "лягушатников", в одиночку додумавшись до того же, до чего додумалась "Академия бессмертных" в полном составе.

Ну а "нижегородская" специфика фильма очевидна: строго говоря, это лубок. Причем, что замечательно, лубок не о каком-нибудь "Бове-королевиче", а о народном, мятежном герое.

Возможно, что и Дранков замешкался бы, если бы не целеустремленность и энергия 47-летнего сценариста Василия Гончарова, персонажа вполне гоголевского, казалось, обреченного закончить свои дни в "желтом доме". Начальник узловой станции Владикавказской железной дороги, он всю жизнь составлял справочники транспортных тарифов и писал пьесы, неизменно отвергаемые театрами. После смерти жены Гончаров повредился умом. По выходе из лечебницы его озарила мысль включать в свои пьесы киноиллюстрации. Попытка оформить авторские права на них обернулась новым унижением. В обществе драматургов его высмеяли: мы тут искусством занимаемся, а не всякими там "сценариями". Гончаров (пионер, однако, авторского права в области кино) нажаловался на обидчиков в газетах — скандал привлек внимание Дранкова.


Когда Гончаров станет режиссером, его основная профессия еще аукнется актерам: с секундомером в руках он загоняет их до изнеможения, добиваясь "прибытия на станцию" строго в назначенное время. Правда, долго актерам страдать не придется. Гончаров умрет в 1915-м, но умрет счастливым: десятилетия станционного прозябания он компенсировал бешеной активностью — 28 фильмов за шесть лет. Он экранизировал все, что можно, и все, что нельзя: "Ухаря-купца", "Преступление и наказание", "Хаз-Булата", "Песнь про купца Калашникова", "Вия". Его фильмография — энциклопедия русской жизни: "В полночь на кладбище", "Оборона Севастополя", "Воцарение дома Романовых", "Жизнь и смерть А. С. Пушкина".

Кинокритика — за отсутствием таковой — о "Понизовой вольнице" веского слова не промолвила. Лишь первый русский киножурнал "Сине-фоно" меланхолично заметил: "Былина (. ) интересно задумана. Несколько портит впечатление только исполнитель роли Стеньки Разина и небогатая обстановка и декорации".

Зато фильм угораздило поспеть в разгар битвы за нравственность по версии околоточного надзирателя. Полиция конфисковала фильмы "парижского жанра": "Драму Гризетки" ("реалистическое изображение жизни жуирующего Парижа") и "Держи свечу" ("похождение парижского ловеласа с натуры"). А "Петербургская газета" возмущалась демонстрацией "то зарезанной женщины в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньки Разина, кидающего персидскую княжну в Волгу"

Теперь русскому кино оставалась самая малость — стать искусством, что и произошло изумительно споро. Не будь Гончаров мечтательным занудой и склочником, не было бы русского кино. Не рухни мир в кровавую клоаку мировой войны, не было бы русского киноискусства.

Читайте также: