Положение об уголках экспериментирования в доу

Обновлено: 04.07.2024

1. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал. Основная функция центра: формирование представлений о физических качествах предметов и явлений, обеспечение спонтанных и спланированных опытов детей и их взаимодействие со свойствами материалов, обучение различным способам работы с материалами

2. В уголке экспериментирования выделяется место для хранения материала и оборудования, место для проведения опытов.

3. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать интересам и возможностям каждого ребёнка.

4. При создании уголка экспериментирования педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

5. Материалы, находящиеся в уголке, распределяются по разделам:

6. Материал и оборудование находится в доступном для свободного экспериментирования месте, достаточном количестве, даёт возможность играть (экспериментировать) нескольким детям одновременно.

7. Карточки-схемы проведения экспериментов оформляются на плотной бумаге и закатываются в пленку, на обратной стороне описывается ход проведения эксперимента.

9. Наличие картотеки опытов и экспериментов /для педагогов/.

10. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.(Соответствие содержания возрастным особенностям детей)

11. Уголок экспериментирования должен обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

12. Безопасность материалов и оборудования – обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

13. Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. (Сыпучие и мелкие предметы храниться в контейнерах)

Примерное оборудование и материалы для экспериментирования

(для детей от 4 до 7 лет)

1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля.

5.Технические материалы: гайки, винты, болтики.

6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.

7. Красители: акварельные краски, безопасные красители.

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спичечные коробки, нитки, пуговицы.

Дополнительное оборудование

10.Оборудование для ухода за растениями.

12.Календари природы и погоды.

14.Дневники наблюдений за посадками.

15.Пооперационные карты посадок.

16.Игровой материал, дидактические игры по экологии.

18.Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

19.Детские халаты, клеенчатые передники.

Примерное оборудование и материалы

(для детей от 2 до 4 лет)

Оснащение центра игр с водой и песком:

1. таз для воды, таз для прокалённого (на огне) песка;

2. плавающие игрушки, пластмассовые (рыбки, утята, гусята и т.д.), деревянные, резиновые;

3. инструменты для песочницы разных размеров (воронки, лопатки, мерные часики, совки, ведёрки, тарелки и др. небьющаяся посудка);

4. фигурки людей и животных;
5. метёлки, венички;
6. ситечки; стаканчики для смешивания воды; бросовый материал (пробки от бутылок, ракушки, палочки, трубочки);
9. губки.

Материал содержит положение о смотре-конкурсе в ДОУ, лист оценки, а также методические рекомендации в зависимости от возрастной группы, чем должен быть наполнен уголок эксперементально-исследовательской деятельности.

ВложениеРазмер
konkurs_po_ugolkam_eksperementirovaniya.docx 18.71 КБ

Предварительный просмотр:

1. Общие положения.

1.1 Смотр-конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности

2. Задачи смотра-конкурса.

3. Порядок и сроки проведения смотра-конкурса, его содержание.

3.1. Конкурс проводится во 2-й младшей, средней, старшей и подготовительных группах.

3.2. Сроки проведения: с 14.03. по 16.03.2016г.

4. Критерии оценки уголков.

При подведении итогов конкурса жюри учитывает:

4.1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы - 3 балла.

4.2. Соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра – 3 балла.

4.3. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой) ; для детей младшего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом – 3 балла.

4.4. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., – 3 балла.

4.5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста) – 3 балла.

4.6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.) – 3 балла.

4.7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей – 3 балла.

1бал - имеется в наличии;

2бала - состояние удовлетворительное, соответствует требованиям;

3бала - выполнен в полном объеме, соответствует всем требования, имеются дополнительный и вспомогательный материал.

5. Состав жюри смотра-конкурса.

В состав жюри входят:

6. Подведение итогов смотра-конкурса.

6.1. Определяются победители, занявшие 1, 2, 3 место. Победители награждаются дипломами на педагогическом совете.

6.2. Информация о конкурсе будет размещена на сайте МБДОУ д/с КВ № 3.

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть.

• книги познавательного характера для младшего возраста;

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

• материалы для игр с мыльной пеной,

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должно быть.

• книги познавательного характера для среднего возраста

• коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

• набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

• материалы для игр с мыльной пеной

• красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

• семена бобов, фасоли, гороха

Простейшие приборы и приспособления:

• лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

• "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

• на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.

• карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

В уголке экспериментальной деятельности в старшей группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

В уголке экспериментальной деятельности в подготовительной группе должно быть.

• схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

• серии картин с изображением природных сообществ;

• книги познавательного характера, атласы;

• коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

• мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")

• материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

• природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

• половинки мыльниц, формы для льда

• приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

• клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

• Схемы проведения опытов

• Карточки подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший центр приро­ды и экспериментирования в группе ДОУ (далее - смотр-конкурс).

2. Цели и задачи смотра-конкурса

Целями и задачами смотра-конкурса являются:

совершенствование работы педагогов ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста путем вовлечения их в практико-познавательную деятельность;

создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности;

выявление творческого подхода к созданию условий для детского экспериментирования в группах ДОУ;

пропаганда передового опыта в организации центров экспериментирования в ДОО;

просвещение родителей по вопросам развития детского экспериментирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Сроки проведения смотра-конкурса:

3.1. Смотр – конкурс проводится с 30.10.217 г. по 03.11.2017 г.

3.2. Подведение итогов смотра-конкурса 07.11.2017 г. Награждение победителей состоится на педагогическом совете № 2.

4. Участники конкурса

Участниками смотра-конкурса являются воспитатели всех возрастных групп ДОУ

5. Жюри смотра-конкурса

В состав жюри смотра - конкурса входят:

Ерёмина Е.Л. – заведующий ДОУ,

Дегтярёва Ю.В. –воспитатель - методист,

Козлова Н.В. – практический психолог,

Колесникова И.А. – воспитатель,

Фомина В.В. – воспитатель,

Демченко И.В. – воспитатель,

Захарова А.М. – воспитатель (председатель ПК).

6. Критерии оценки центра природы и экспериментирования

6.1. Оценка уголков экспериментирования осуществляется в группах на основании разработанных критериев, которые могут изменяться и дополняться с учетом реализуемой образовательной программы:

эстетичность оформления уголка экспериментирования (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);

доступное для детей расположение;

соответствие содержания центра природы и экспериментирования возрасту детей и требованиям СанПиН, методическим рекомендациям по оборудованию центра природы и оформлению календарей природы;

соответствие содержания уголка экспериментирования возрастным особенностям детей данной группы;

соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности детей в уголке экспериментирования;

наличие оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой);

наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материалов;

наличие методической литературы по организации детского экспериментирования;

наличие и надлежащее оформление документации: план работы с детьми, конспекты непрерывной образовательной деятельности, журналы наблюдений, правила поведения в уголке экспериментирования, правила техники безопасности и т.д.;

степень использования материалов уголка экспериментирования детьми в свободной деятельности;

наличие информационных материалов для родителей по вопросам познавательного развития детей.

6.2. Оценка уголков экспериментирования по тому или иному критерию осуществляется с учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы

7. Порядок оценивания итогов конкурса

7.1. Каждый критерий будет оцениваться в баллах от 0 до 5-ти, и суммироваться для выставления общего балла.

7.2. По итогам работы комиссии оценочный лист с соответствующими баллами заполняется и подписывается председателем и членами комиссии.

7.3. На основе оценочного листа составляется справка по конкурсу.

8. Подведение итогов смотра-конкурса

8.1. В ходе смотра-конкурса определяются участники, занявшие три первых призовых места.

8.2. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на заседании педагогического совета № 2.

Требования к содержанию центра природы и экспериментирования

Сезонный растительный материал (букеты из декоративны растений, природный материал).

Место для труда (небольшой стационарный, откидной ил выдвижной столик, на котором можно расположить баночки с кормами, поилки, инвентарь для трудовой деятельности).

Модели по возрасту

Ящики с посадками (лук, овес, рассада).

Оборудование для экспериментальной деятельности в младшей группе:

книги познавательного характера для младшего возраста;

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

семена бобов, фасоли, гороха

некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Оборудование для экспериментальной деятельности в средней группе:

книги познавательного характера для среднего возраста

коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

материалы для игр с мыльной пеной

красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

семена бобов, фасоли, гороха

некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

"бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста.

карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Оборудование для экспериментальной деятельности в старшей группе:

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

серии картин с изображением природных сообществ;

книги познавательного характера, атласы;

коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек"

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

Схемы проведения опытов

Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Оборудование для экспериментальной деятельности в подготовительной группе:

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

серии картин с изображением природных сообществ;

книги познавательного характера, атласы;

коллекции "Ткани", "Бумага", "Пуговицы", "Камней", "Ракушек".

мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные", "Изделия из камня")

материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

половинки мыльниц, формы для льда

приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, компас, безмен.

клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

Схемы проведения опытов

Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

Уголок экспериментирования привлекателен для детей всех возрастных групп насыщенной материальной базой и возможностью почувствовать себя первооткрывателем

Объяснение преподавателем какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Дети любят опыты и эксперименты, с раннего возраста удовлетворяют познавательный интерес через действия с предметами. Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников и формируют умению для успешного обучения в будущем.

Уголок экспериментирования в детском саду: цели создания, роль и значение в обучении дошкольников, задачи функционирования

Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

Исследовательская деятельность

Дети 1,5–3 лет проводят первые исследования в форме предметной деятельности

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-исследовательской деятельности происходит через грамотно организованную предметно-пространственную среду в группе. Цель создания уголка экспериментирования в детском саду — создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Экспериментирование с водой

В опытно-исследовательской деятельности формируются и расширяются представления детей об объектах окружающего мира

В уголке экспериментальной деятельности воспитанники формируют и совершенствуют навыки и умения, которые могут быть применены в любой сфере обучения и жизни в целом, когда требуется поиск решения в проблемных вопросах, исследование неизвестных ситуаций. Важно, чтобы материальная база и набор инструментов соответствовали возрастной категории детей, положительные эмоции приносит получение результата и практическая деятельность, не вызывающая переутомления.

Знакомство с приборами для опытов

Материальное оснащение, подборка приборов и инструментов должны соответствовать возрастной категории детей

Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности— таблица

  • Формирование первоначальных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах;
  • формирование навыка предметной деятельности;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие исследовательских умений при помощи различных форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;
  • развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.
  • Расширение представлений об объектах живой и неживой природы;
  • совершенствование навыка предметной деятельности;
  • обучение умению использовать инструменты в практических исследованиях;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование речевых навыков.
  • Формирование системы первоначальных научных представлений о свойствах предметов;
  • обучение планированию исследования совместно с воспитателем;
  • развитие наблюдательности и концентрации внимания;
  • развитие долгосрочной памяти;
  • развитие мыслительный способностей: сравнивание, обобщение, подведение итогов;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;
  • обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;
  • развитие речевых способностей;
  • развитие логического типа мышления;
  • обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);
  • формирование навыка коллективной деятельности.
  • Расширение представлений об окружающем мире, формирование способности изучать отдалённые явления (происходящие в атмосфере, земной коре, в космическом пространстве);
  • совершенствование способности самостоятельного планирования эксперимента и прогнозирования его результатов;
  • развитие аналитического и логического типов мышления;
  • включение в активный словарный запас дошкольников научных терминов;
  • совершенствование умения проводить исследования с использованием приборов (микроскопа, телескопа).

Выделяются общие для всех возрастных групп детского сада воспитательные задачи для работы уголка экспериментирования:

  • Создание положительной мотивации к проведению опытов и экспериментов;
  • создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;
  • воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя, трудовые поручения;
  • развитие интереса к групповой деятельности, воспитание чувства взаимопомощи.

Подробнее об организации и проведении экспериментов в средней группе можно узнать из нашей статьи — Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе детского сада.

Экспериментирование в паре

Проведение опытов в уголке экспериментирования воспитывает умение работать с напарником

Оформление уголка экспериментирования своими руками

Мини-лаборатория

Детей привлекает уголок экспериментирования, оформленный по образцу научной лаборатории

Требования к оформлению уголка

  1. Оптимальное расположение в помещении группы. В уголке должно быть достаточное естественное освещение. Подвижные и шумные занятия в других центрах активности могут отвлекать от выполнения опытов, поэтому уголок находится в тихом месте группы.
  2. Доступность для воспитанников. Материалы и приборы размещаются в шкафах таким образом, чтобы воспитанники легко их доставали. Рекомендуется разделить компоненты материальной базы на три сектора — дидактический, инструментальный, стимулирующий.
  3. Безопасность. В уголке опытно-экспериментальной деятельности размещаются правила безопасности по нахождению в мини-лаборатории и проведению исследований (настенный плакат), воспитатель изучает их с детьми и проговаривает во время знакомства с уголком. Не рекомендуется обустраивать уголок навесными полками и шкафами со стеклянными дверцами. Электрические розетки и приборы (видеопроигрыватель, проектор) находятся вне зоны доступа детей. Вещества для экспериментирования, которые могут нанести вред здоровью ребёнка (марганцовка, зелёнка, уксус), предоставляются воспитателем по просьбе и действия с ними осуществляются под его контролем.

Уголок экспериментальной деятельности в старшей группы

Уголок экспериментирования доступен воспитанникам, расположен рядом с источником естественного освещения в тихой зоне (рядом с уголком природы)

Паспорт уголка экспериментирования

Воспитатель подготавливает паспорт уголка опытно-экспериментальной деятельности, в котором указывает его расположение, оснащённость, наполнение, элементы украшения. В паспорте прописываются цели организации мини-лаборатории в группе, задачи и формы функционирования, описываются игры-эксперименты, опыты, практические упражнения. Паспорт хранится в уголке группы или в шкафу с документами и методическими материалами воспитателя.

Шаблон для составления паспорта уголка опытных исследований:

  • название уголка;
  • номер группы/название, возрастная категория детей;
  • цели и задачи функционирования уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы, инструменты, приборы, их количество;
  • дидактические материалы (настенные плакаты, атласы, схемы, энциклопедии, журналы наблюдений, бланки фиксирования результатов);
  • картотека опытов и экспериментов (возможных в условиях уголка: самостоятельных и проводимых совместно с педагогом).

Как назвать исследовательский уголок

Классические названия понятны воспитанникам и настраивают на серьёзный лад

Эстетическое оформление уголка соответсвует названию: в данном случае, игрушка Лунтик представляет собой хозяина лаборатории

Привлекает внимание и вызывает положительные эмоции необычное и забавное название уголка

Средства оформления уголка

Экспериментальный уголок является зоной практической деятельности и потому должен быть оформлен наглядными материалами, рассказывающими и напоминающими детям о порядке проведения исследований. Обязательно в мини-лаборатории размещаются иллюстрированные правила техники безопасности.

Плакаты по технике безопасности — фотогалерея

Обозначение правил при помощи символов понятно дошкольникам и удобно для запоминания Иллюстрированные плакаты привлекают детей В стихотворной форме правила можно заучить вместе с воспитанниками

Схемы и алгоритмы — фотогалерея

На видном месте уголка размещается схема символьных обозначений действий в лаборатории Можно разместить подсказку, какими способами можно проводить исследования в уголке К тематической неделе экспериментирования в уголке размещаются алгоритмы соответствующих опытов На стенде размещаются темы опытов и алгоритм проведения в картинках

Стенгазеты и рисунки, сделанные с участием детей — фотогалерея

Сделать уголок ярким помогают картинки-рисунки В стенгазете содержатся познавательные материалы, рисунки и фотографии воспитанников В стенгазете описывается опыт исследовательской деятельности дошкольников Материалы стенгазеты мотивируют воспитанников к дальнейшим экспериментам

Хозяин уголка — сверстница воспитанников (самодельная кукла в полный рост), которая вместе с ними учится экспериментировать Хозяйка уголка всегда рада маленьким исследователям, у неё в запасе много идей для экспериментов Игрушка-хозяин встречает детей с подготовленными материалами для проведения опытов Весёлые хозяева уголка знают много игр-экспериментов и хотят научить им ребят

Наполняемость уголка экспериментирования

Правильный выбор материалов и инструментов для детского экспериментирования, оптимально удобное и понятное их расположение в уголке — условия успешного формирования и развития практических навыков воспитанников в познании окружающего мира.

Варианты наполнения опытно-экспериментального центра — таблица

Для эффективного функционирования опытного уголка необходимо наличие в нём оборудования:

    Стенд (настенный или напольный): здесь размещаются текущая информация, отчёты о проведённых экспериментах, названия будущих тем. На стенде можно сделать карманы для бланков наблюдений, распечатанных алгоритмов.

Лаборатория в группе

На стенде размещается важная информация: правила, фотографии игр-экспериментов, схемы опытов и др

Рабочая зона уголка экспериментирования

Стол для проведения опытов должен быть удобен детям определённого возраста

Использование проектора в детском саду

Просмотр познавательных материалов на проекторной доске стимулирует познавательный интерес дошкольников

Мини-музей в уголке экспериментирования

Обязательным условием работы уголка экспериментирования является создание временных выставок для детей

Примерные эскизы оформления уголка экспериментирования — фотогалерея

Уголок оборудован стеллажом для материалов и инструментов, рабочей зоной, центром воды и песка В уголке оборудована зона практических исследований, стеллаж, имеется проекторное полотно В уголке есть место для демонстрации макетов, стенд с кармашками для бланков и информационных материалов

Работа в уголке экспериментирования

Уголок экспериментирования является частью предметно-развивающей среды в детском саду. Наличие интересных приборов и возможность изучить разнообразные материалы и предметы привлекают воспитанников. Задача педагога — создать интерес к практическим исследованиям. Дети часто воспринимают опыты как фокусы, но экспериментирование в детском саду ставить целью не показать, а выполнить и понять, какие причины лежат в основе того или иного явления.

Виды исследовательской деятельности дошкольников в уголке экспериментирования:

Игра-эксперимент с водой в младшей группе

Воспитатель показывает детям, как можно поиграть с водой, и объясняет, благодаря какому свойству воды возможны производимые детьми действия

Воспитанники наблюдают процесс бурления воды и образования пены

Опыт с воздухом в подготовительной группе

Старшие дошкольники пробуют проводить опыты самостоятельно под наблюдением воспитателя

В уголке опытно-экспериментальной деятельности воспитанники учатся фиксировать результаты исследований. Журнал проведённых опытов в младших группах заполняется воспитателем, детям предлагается дополнить записи наклейками-символами. Старшие ребята самостоятельно заполняют бланки исследований при помощи символов, зарисовывают результат эксперимента.

Журнал наблюдений

Дети зарисовывают в альбомы этапы эксперимента и результат

Химическое шоу в детском саду

Для развлекательного мероприятия подбираются опыты зрелищные и безопасные для жизни и здоровья детей

Развитие познавательной активности осуществляется в насыщенной предметной среде и возможности её изучения. Процесс получения информации лежит в основе дошкольного образования. Уголок экспериментирования должен стать местом, где дети испытывают восторг от непосредственного участия в предметной деятельности. Выполнение простых опытов и участие в играх-экспериментах закладывает в них исследовательские качества, которые пригодятся в школьном обучении и решении проблемных задач повседневности.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Задачи уголка экспериментирования

· развитие первичных естественнонаучных представлений,

· мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

· формирование умений комплексно обследовать предмет

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

· безопасность для жизни и здоровья детей;

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

Дидактический компонент

· Серии картин с изображением природных сообществ

· Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

· Алгоритмы выполнения опытов

· карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

· Правила поведения в уголке экспериментирования

Компонент оборудования приборы-помощники:

· микроскоп, лупы, увеличительные стекла

· песочные, механические часы,

· портновский метр, линейки, треугольник т.д.

Компонент стимулирующий

· разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

· сита, воронки разного размера и материала;

· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

· шишки, перья, мох, листья и др.;

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

· меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

· книги познавательного характера для младшего возраста;

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

· материалы для игр с мыльной пеной,

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· семена бобов, фасоли, гороха

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Средний дошкольный возраст

· книги познавательного характера для среднего возраста

· коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

· мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

· набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

· материалы для игр с мыльной пеной

· красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

· семена бобов, фасоли, гороха

· некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления :

· лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

· "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

· на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

· персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

· карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

· схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

· серии картин с изображением природных сообществ;

· книги познавательного характера, атласы;

· мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"

· материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"

· природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

· утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

· технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

· красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

· медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

· половинки мыльниц, формы для льда

· проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

· клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Ведение фиксации детского экспериментирования

· Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

· Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

· Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Читайте также: