Стивен чбоски воображаемый друг краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Странное, психоделическое произведение, вызывающее у читателя самые разные эмоции, но доминирует недоумение. Очень сумбурное и рваное повествование пестрит образами, героями, отсылками к библейским мотивам. Аннотация обещает нам историю мальчика, который нашел воображаемого друга. Но это лишь вершина айсберга. На деле же мы получим галюциногенную историю, где постоянно происходит броуновское движение: герои постоянно движутся, куда-то бегут, что-то делают, сходят с ума и совершают странные поступки. Вся эта мешанина очень мешает следить за сюжетом, хотя, по сути, сюжета-то и нет. Вот такой вот парадокс.

Основная идея — о существовании мира реального и мира воображаемого — не нова. Произведение не только отсылает читателя к библейским мотивам, но и напоминает очень многие, написанные до него книги: романы Кинга и Геймана, Джеффри Форда и Джо Хилла. Все эти мотивы переплетаются, но не создают оригинального сюжета. Роман начинается с приезда Кристофера и его матери в маленький городок, где мальчик пропадает в лесу, а по возвращении открывает в себе некие способности. Тут у читателя появляются первые подозрения в его психическом нездоровье. По ходу сюжета всплывает давняя история с исчезновением другого мальчика. И обе эти линии оказываются неразрывно связаны. Первая часть романа довольно интересна и интригующа, пока не начинают происходить весьма странные вещи, уследить за ходом которых довольно сложно.

Основные претензии к роману: затянутость повествования, путаный сюжет, суета героев, которые постоянно куда-то бегут. Порой сложно отделить реальность от воображаемого мира и понять, где же сейчас главный герой. Масштабное действие вскоре захватывает весь город, увязать все сюжетные линии довольно сложно. Автор пытается создать мистическую атмосферу, но вышла атмосфера кошмарного сна, где возможно всё вплоть до абсурда и где очень много крови и боли. Герои постоянно друг друга грызут и рвут, калечат и преследуют. Если это — картина ада, то она удалась, она вызывает отторжение и отвращение.

Помимо картин апокалипсиса, роман поднимает и ряд околорелигиозных тем: вера в Бога и сомнение, любовь к ближнему, готовность к самопожертвованию, ненависть. Однако, несмотря на ряд светлых персонажей и рассуждения о Боге и прощении, атмосфера романа мрачная и тяжелая, липкая и смердящая, как воображаемый мир, где царит славный человек, играющий с судьбами людей в угоду собственных желаний. Религиозная интерпретация событий романа небезынтересна, но весьма сомнительна, ибо не отражает доктрину христианства, а искажает ее. С каждой главой автор нагнетает ужас и сюрреализм, старые тайны переплетаются с новыми и обрастают деталями. Парадокс романа еще и в том, что при кажущейся динамичности повествования события развиваются крайне медленно.

Финал заслуживает отдельных слов. Ожидание логического завершения и сведения всех сюжетных линий воедино не оправдается. Финал дарит нам еще больше сюжетных нестыковок, религиозного абсурда и отсутствие логики. Каждый герой сходит с ума, каждый делает это по-своему, но мотивы и причины автор не объясняет. Да, роман затрагивает, помимо религиозных, и остро-социальные темы: насилие в семье, сексуальное насилие, алкоголизм и наркомания, убийства, равнодушие к детям, буллинг в школе. Но все эти темы проходят мельком, автор не заостряет на них внимания, словно это в порядке вещей. Мы не получим ожидаемого катарсиса в финале и понимания того, для чего нам рассказали эту историю.

В целом же это мог бы быть довольно неплохой роман, если его изрядно сократить, убрать бесконечные повторы, пространные диалоги об одном и том же, путаные мысли героев, топтание на одном месте и переливание из пустого в порожнее. Понравится роман любителям религиозной мистики и запутанных сюжетов, поклонникам мрачной и тяжелой атмосферы, давящей на психику и вызывающей смутное беспокойство.


Книга началась как шедевр, но что-то пошло не так. Старый воображаемый друг, лучше новых воображаемых двух. Кто такой "человек-долбунец", и что курил автор?

Добрый день, дорогой читатель!

Книгу Чбоски я умеренно ждала, ну т.е я прочла его роман про "тихоню" и радовалась, что "Воображаемый друг" все же выходит.

Писатель и "болтун" про книжки вселенную и вообще - Дмитрий Быков роман захвалил, и я сразу же "сцапала" его у Эксмо.

Сейчас, спустя сутки после прочтения, буду и хвалить и ругать.

Итак:

Воображаемый друг. Стивен Чбоски

Немного об насущном.

Год издания:

Издательство:

Цена: от 600 рублей, ну или можно прочитать в приложении майбук, купив премиум-аккаунт.

Где приобрести: в любом уважающем себя книжном магазине, книга активно продвигается, ее сложно проглядеть. Можно поискать на полочке в жанре "страшный ужас".

Поскольку, издательством мне предоставлена бумажная книга, уделю пару минут ей.

У книги есть супер-обложка, очень крутая. Она довольно точно воссоздает атмосферу книги.


На обратной стороне имеются хвалебные отзывы сына всем известного "короля ужасов", который своим существованием опровергает расхожую пословицу про природу и гениев.


На хвалебные оды не скупятся и другие известные личности. Видать, Чбоски хороший парень.


Под обложкой нас ждет рисунок зловещего домика на дереве.


Первую половину книги я прочитала за три часа, позабыв покой и сон, вторую треть - за день, а последние 200 страниц "мацала" дня три.


Книга хорошо проклеена и прошита, есть закладка. Бумага белоснежная, страницы беленькие, тонкие почти прозрачные, что особо мне не мешает.

Аннотация:

В новом городе, в новой школе Кристофер не одинок: он слышит голос друга. Славный человек увлекает его за собой в Лес Миссии, где в преддверии Рождества мальчику предстоит построить домик на дереве и открыть вход в воображаемый мир. Кто же он — человек или монстр? Бог или дьявол? "Воображаемый друг" – долгожданный роман от создателя мирового бестселлера "Хорошо быть тихоней".


Что скажу я:

Мама Кристофера и ее маленький сын настоящие бойцы и "банда". У разоренной женщины, ставшей вдовой, ничего нет кроме огромных долгов, старого авто и маленького сына. Плечом к плечу маленькая семья переживает тяготы и лишения. Мама всячески оберегает сына от неприглядной истины, точнее этих истин много.

Ну во-первых, они нищие в долгах, во-вторых ее мальчик с задержкой в развитии, в-третьих, мужчина от которого Кэтрин сбежала - настоящий психопат.

Но семье придется встретится с чем-то пострашнее неоплаченных счетов и проблем в школе.


Что понравилось в книге:

  • Первая треть книги, (до того момента как там начали происходить мистические события) просто шедевр! Я с упоением читала как маленькая, но отважная семья борется с бытовыми невзгодами.
  • Мама Кристофера настолько хороша, что умиляет до слез. Да, она не идел женщины, может выпить пивка после тяжелейшей двойной смены в доме престарелых, она не очень проницательна и плохо разбирается в людях, но она любит своего маленького сына, уважает его и считается с ним. Они с сынишкой настолько дружны, что он может рассказать ей и о проблемах в школе и о голосах в голове. Мама и сын настоящая "банда", при этом, Кэтрин не бегает квочкой и не нарушает границ ребенка.
  • Вообще книга начинается превосходно. Она затягивает настолько, что забываешь покой и сон. Динамика произведения выше всяких похвал.
  • Сюжет нетривиален. Он не просто про воображаемого друга, который оказался не совсем другом. Роман этот про ад внутри нас, про отношения с Богом, про веру в любовь.
  • Ну и как у Стивена "нашего" Кинга, мистическое в книге не очевидно. Т.е всякой паранормальщины в романе хватает, но если выбросить из текста всех монстров, останется эпическая борьба мамы и сына с собственным "адом на колесиках".
  • Жанр книги баллансирует на грани триллера, хоррора и мистики. Мне кажется, в ней есть некоторая "Твин Пиксовая" атмсфера. Что я, собственно, только приветствую.
  • Писатель очень постарался описать наш мир, который не совсем наш. Например, во вселенной Чбоски есть супергерои, которых нет вовсе, мульт Плохой Кот, который является любимцем всех детей. (Такой фильм есть, но он не самый популярный) Фигурируют также сорта спиртного, котрого нет в нашем мире, бренды и т.д

Что не понравилось или вызвало недоумение.

  • Едва томик перевалил через "экватор", что-то пошло не так. Сначала потенциальный шедевр стал мистическим триллером о борьбе детей со злом (вот прямо как Кинг любит), а последние 200 станиц, - это вообще типичный такой хоррор. Концовка романа похожа не на Кинга даже, а на тексты Баркера, у которого на страницах нас поджидают: кровища, мясо и адские "сатаны".
  • В первой части автор наметил несколько ключевых персонажей и группу второстепенных.И вот ближе к концу Чбоски каждого персонажа долго и нудно встривает в финал. На последних страницах, каждый из группы "персов" сбегает в лес, "там его кусают олени"(это не спойлер, каждого персонажа книги, начиная с первой главы постоянно кусают олени), случается много разного, а потом почти тоже самое писатель повторяет и для другого персонажа.
  • Странные повторы, описания, самоназвания. Все эти "человеки-почтари", "шептуньи" и т.д. Особенно меня уморил "человек-долбунец". Я даже в оригинал "сунула нос", может это переводчики креативят. Ан нет, и правда "долбунец" и креативит, видать, автор. Вообще вопрос о том, что покурил Стивен, остается открытым. К счастью, писатель завязал все узелки, довел сюжет до конца, и произведение закончилось вполне логично.

Атмосфера:

Атмосфера книги - это прелесть Маленького тихого городка, в котором творится черт знает что. Она больше "Твин Пиксовская" Линчевская, чем Кинговская. Ибо у Кинга все ужасы логичны, расплата справедлива и зло всегда можно одолеть обычным веником, если этот веник держит в руках человек с чистым сердцем.

У Чбоски немного не так. Его маленький город - это алогичное и капризное существо, которое как Сатурн пожирает детей своих. Но и на такого монстра можно найти управу.


Персонажи:

Их много, будет скучно если опишу их всех, ознакомимся с ключевыми.

Кристофер.

Мальчик с особенностями. Кроме дислексии, у него явная задержка в развитии. Ибо он не только читать и писать не может, но и считать. Переживает смерть своего отца, и очень любит маму, видит как той тяжело, и всячески ей помогает.

Мать Кристофера.

Сильная женщина тяжелой судьбы. Потеряла мужа, который оставил ей только долги и неоплаченные счета. Убегая от кредиторов и воспоминаний, она мечется из города в город, где устраивается на любую, даже самую тяжелую работу. Я была очень тронута описанием того, как жещина штопает себе единственный свитер, при этом, отправляет сына в платную школу, где он даже со своими особенностями сможет учиться.

Славный человек. Воин.

Тот самый "воображаемый друг". В самом начале - это некий ангел-хранитель, который берет многострадальную семью под свое крыло. Но не все так просто.

В общем и целом.

Я ждала роман про придуманного друга, с которым и врагов не надо, а получила книгу о безусловной материнской любви. Причем, это не только любовь матери к сыну, это еще любовь языческой богини-природы (или кто она там?) к своим детям-людям, которые ее уничтожают.

Подведу краткие итоги:

Воображаемый друг. Стивен Чбоски.

Минусы:

  • Роман, который начинался как шедевр, ближе к концу стал довольно банальным ужастиком.

Вердикт: Мог бы быть шедевр, но что-то пошло не так.

Но почитать рекомендую.

Для Ом, спойлеров я не пишу, рассказываю даже меньше, чем в аннотации.

Стивен Чбоски - Воображаемый друг [litres]

Стивен Чбоски - Воображаемый друг [litres] краткое содержание

Воображаемый друг [litres] - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Stephen Chbosky

IMAGINARY FRIEND

© Петрова Е. С., перевод на русский язык, 2019

Посвящается Лиз и матерям повсюду

По поводу всех, кто перечислен ниже, могу только сказать, что без них не было бы этой книги. Вот те люди, которым я сердечно благодарен:

Лиз, Мэкси и Тео Чбоски

Келси Николь Скотт

Стейси, Джон и Дрю Даудл

Фред и Леа Чбоски

Не сходи с асфальта. оНи тебя не тронут, если не сойдешь с асфальта.

Малыш Дэвид Олсон понимал, что ему влетит. Как только мать с отцом вернулись, стало ясно, что дело плохо. Одна надежда была на подушку, которую он запихнул под одеяло – вроде как сам в кровати лежит. По телику такое видел. Ну не важно. Короче, выскользнул он из своей комнаты, спустился по ветке плюща, неловко приземлился и ушиб ногу. Но не сильно. Не так, как старший брат на тренировке по футболу. Терпимо еще.

Голубая луна,
Ты стояла одна…[1]

В кустах послышался шорох. На мгновение малыш Дэвид Олсон подумал, что это, наверно, все тот же сон. Но нет. Понятное дело – нет. Он ведь изо всех сил боролся со сном. Хотя голова раскалывалась от боли. Ему во что бы то ни стало требовалось добраться до места именно сегодня вечером.

– Дэвид? – шепнул незнакомый голос. Ш-ш-шепнул. Ш-ш-ш.

Кто же его окликнул? Или померещилось?

– Эй, кто тут? – спросил Дэвид.

Не иначе как в голове зашумело. Это еще куда ни шло. А ведь могла оказаться шептунья. Не заснул на ходу – и на том спасибо.

Дэвид посмотрел с горки вниз: у поворота на Монтерей-драйв светил здоровенный уличный фонарь. И мимо как раз проезжали те парни, увозя с собой все звуки. Тут Дэвид заметил чью-то тень. В лужице света остановился пешеход. Ждал и насвистывал. Насвистывал и ждал. А мотив звучал почти как

У Дэвида на затылке волосы встали дыбом.

На углу тебе делать нечего.

Держись подальше от этого типа.

Чтобы сократить путь, малыш Дэвид Олсон пробирался задворками.

На цыпочках подошел к старой изгороди. Смотри, чтобы тебя не услышали. И не увидели. Ты сошел с асфальта. Это опасно. Подняв голову, он заглянул в окно, где молоденькая нянька обнималась со своим дружком – будто не слышала, как ребенок заходится плачем. Вот только плач смахивал на мяуканье. Дэвид по-прежнему был уверен, что это не сон, но поделиться ни с кем не мог – с каждым шагом такая возможность таяла. Он прополз под изгородью; пижамные штаны облепила мокрая трава. Ясное дело, от мамы этого не скроешь. Придется самому простирнуть. Ну да ладно, ему не привыкать – в последнее время он снова начал по ночам писаться в кровати. И каждое утро застирывал простыню. Не мог он допустить, чтобы мама узнала. Она станет вопросы задавать. А он и ответить не сумеет.

Вслух – точно не сумеет.

Шепот сделался громче. Дэвид оглянулся. Никого. Вгляделся туда, где заканчивались строения, – в темноту, рассеченную фонарем. Человечья тень исчезла. Да и самого пешехода след простыл. А вдруг он тут, за спиной? Ох, только бы не эта шептунья. Только бы не провалиться в сон.

Сзади треснула сухая ветка. Забыв об ушибленной ноге, Дэвид бросился наутек. Через лужайку Прузансов – на Кармелл-драйв, оттуда налево. За спиной хрипели псы. Подбирались все ближе. Но никаких псов не было. Одни звуки. Как сны. Как плач младенца-котенка. Погоня не прекращалась. Он прибавил ходу. Башмаки шлепали по мокрому тротуару. Шмяк-шмяк-шмяк – ни дать ни взять мокрые старушечьи поцелуи.

Добравшись наконец-то до Монтерей-драйв, он свернул направо. И двинулся по самой середине дороги. Как плот по реке. Не сходи с асфальта. Тебя не тронут, если не свернешь с асфальта. С обеих сторон доносились шумы. Тихое шипенье. И собачий хрип. И чавканье. И котята. И эти шепотки.

– Дэвид… Сверни с асфальта. Тебя машина собьет. Иди по травке, там безопасно.

Это был голос шептуньи. Дэвид его узнал. Поначалу голос у нее всегда приятный. Как у старательной учительницы, присланной на замену. А вглядишься – от приятности не останется и следа. Одни зубы да шипящая пасть. Жуткая, как злая ведьма. Страшней не бывает. То на четырех ногах, будто собака. То с длинной, как у жирафы, шеей. Х-с-с-с.

– Дэвид… Мама поранила ноги. Ступни в кровь изрезаны. Иди-ка сюда, помоги мне.

Шептунья заговорила маминым голосом. Так нечестно. А ей хоть бы хны. Она даже умела напускать на себя мамин вид. Один раз это подействовало. И Дэвид свернул с асфальта. А там, на траве, она с легкостью его заграбастала. После этого он двое суток маялся без сна. Она утащила его в дом с подвалом. И с печью.

– Помоги маме, негодник.

Это уже было сказано голосом бабушки. Но не самой бабушкой. Дэвид кожей чувствовал белые зубы шептуньи. На зубы не смотри. Смотри вперед. Беги. Прячься в тупике. Ты сможешь сделать так, чтобы она исчезла навсегда. Доберись до последнего фонаря.

Предупреждение: обзор содержит спойлеры и субъективное мнение. Приятного чтения.

Кратко и без спойлеров

Лицо после прочтения

Могло ли это быть интересно? Да! Интересно ли на самом деле? Отчасти. Я не стану разбирать в обзоре детально все аспекты произведения и его создания, так как тогда статья получится лишь слегка короче самого романа, но постараюсь рассказать об основных положительных и негативных сторонах книги, без детального освещения концовки.

Сюжет

Это могло быть интересно. Это могло быть очень интересно. Но нет. Сюжет в романе нещадно разодран сюжетными дырами, через которые выдувается почти весь шарм жуткой атмосферы. Здесь стоит понимать, что работа над книгой велась в течении 20 лет: появление логических ошибок при таком временном промежутке является почти неизбежным. Но, чтобы не замечать их, читать роман тоже рекомендуется в течении 20 лет.

Кристофер с небольшой компаний из трех друзей, которые учатся с ним во втором классе, строят на дереве коттедж (судя по описанию из книги). Строят школьники в тайне от родителей, иногда работая в метель по ночам. Прилагался ли к набору способностей Кристофера талант прораба и строителя со стажем история умалчивает.

Напоминаю: второклассники, в метель, по ночам построили нечто такое. Магия бобринская, не иначе.

За работой школьники выкапывают детский скелет. На этом адекватная и интригующая часть сюжета заканчивается. Но это даже не треть от книги.

Дальше, чтоб не портить впечатление тем, кто собирается прочесть роман, опишу кратко: портал, безумие, воображаемый мир, больница, сюжетный твист, больше безумия, а потом пришла религия…

Воображаемый мир

Он непростительно обыденный и реальный.

Кристофер в воображаемом мире

Воображаемому миру уделено слишком мало времени и он, как бы это странно не звучало, слишком реален. Он реальный, как магазин за углом вашего дома. Нет ни единой возможности усомниться в том, что все это выдумка одинокого ребенка, фантазия, переросшая в кошмар. Воображаемый мир ужасен с самого начала и оказывается для персонажей данностью, которую вынужден принять и читатель.

Герои

Их ОЧЕНЬ много. Поговорим об основных.

Кэтрин Риз (Мама Кристофера) — она мама Кристофера. Тоже женщина хорошая. Тревожится за сына, решительная и сильная. Ради Кристофера пойти на всё.

Если Вы подумали, что описания персонажей какие-то скудные и неживые, то Вы абсолютно правы. Такое впечатление они производят и во время прочтения книги, вызывая сопереживание и симпатию лишь иногда. Почти всех героев можно описать в одно предложение, а то и вовсе словосочетанием:

  1. Предшественник Кристофера (Дэвид Олдсон)
  2. Дед, который поможет, кустарный рояль (старик Эмброуз Олдсон)
  3. Толстый друг (Эдди)
  4. Близнецы (Майк и Мэтт)
  5. Сумасшедшая старуха
  6. Шериф (да, его имя упоминается от силы 2-3 раза)
  7. Школьный хулиган
  8. Религиозная девушка-подросток с машиной (Мэри-Кэтрин)

Так можно описать всех героев, при этом почти максимально раскрыв их образы, держащиеся на одном развернутом клише. Герои работают механическими куклами во благо сюжета, но их собственные характеры проявляются слишком редко, чтобы сделать персонажей особенными.

Злодеи и твист (самый большой спойлер)

Пожалуй, это был самый обидный момент за всю книгу и самое большое неоправданное ожидание.

Разборки Шептуньи и Славного человека

Основная сюжетная линия, связанная с воображаемым миром, построена на противостоянии Шептуньи и Славного человека. Представьте не слишком эпичные бои между ведьмой и рыцарем с взаимными пытками и перетягиванием школьников и войск между собой — Вы получите наиболее четкую картину происходящего. Славный человек хочет выбраться в реальный мир, а Шептунья ему этого не позволяет. Вечная тема борьбы добра с ослом злом, где добро из-за наличия слишком странных методов добром совсем не выглядит, несмотря на все потуги автора оправдать их в конце книги.

Шептунья — жуткая ведьма с ключом от выхода в реальный мир на шее. А еще иногда у нее на шее вместо воротника висит предшественник Кристофера. Она жестокая повелительница воображаемого мира. Большая часть книги выстроена так, чтобы читатель принимал ее за главного злодея, а потом писатель силится показать её несчастной жертвой более коварного существа, но получается не слишком хорошо. А после сцены с подготовкой к вырыванию языка и лоботомии у многострадального Кристофера не получается совсем.

Славный человек — начиная читать, Вы понимаете, что он будет злодеем. Это самый очевидный сюжетный ход и на это слишком намекает описание книги. Но сам Славный человек не намекает на подобный поворот никак. Он не вызывает ни подозрений, ни тревоги своим поведением и это доведено до той грани, когда твист становится из неожиданного абсурдным и вызывает только недоумение. Славный человек выглядит слабым, проигрывает битву за битвой, подвергая важного для его целей Кристофера опасности, как будто действительно не может ему помочь, он — измученный рыцарь, не способный выиграть в одиночку, и эту роль Славный человек исполняет почти всю книгу. Забавно, что Славный человек мог бы достигнуть своих целей, если бы в последний момент не решил внезапно выйти из образа за мгновение до получения заветного ключа во благо счастливого финала.

К прочтению книгу отчасти рекомендую. Если у Вас хватит на нее времени и терпения, она сможет подарить вам с десяток тревожных и безумных сцен с интересными и трогательными моментами.

Основные минусы:

  1. Затянутость.
  2. Сюжетный твист.
  3. Неясные мотивы персонажей.
  4. Некоторых может разочаровать концовка.
  5. Лучше не вспоминайте о возрасте героев. Не надо.

Основные плюсы:

  1. Вы точно найдете героя, чья линия будет вызывать у Вас интерес и сопереживание.
  2. Трогательные драматичные сцены. Они выходят у Стивена Чбоски потрясающе.
  3. Интересная задумка с оформлением книги.
  4. Есть простор для Вашего воображения или теорий.
  5. Сцены, которые задуманы пугающими, действительно страшные и отталкивающие, а таких немало.
  6. Главы с групповым безумием в городе. Они лучшие.

Читайте также: