Положение об опекаемых в школе

Обновлено: 03.07.2024

В связи с обращениями по вопросу об организации деятельности школ-интернатов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Министерство образования и науки Российской Федерации сообщает.

Статьей 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) предусмотрена возможность образовательной организации иметь в своей структуре структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе интернаты.

В соответствии со статьей 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации, имеющей интернат, относится обеспечение необходимых условий содержания обучающихся.

Законом об образовании предусмотрено проживание обучающихся в интернате образовательной организации. Так, в соответствии со статьей 34 указанного закона обеспечение местами в интернатах является одной из мер социальной поддержки обучающихся.

При этом в соответствии с частью 7 статьи 79 Закона об образовании обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Таким образом, проживание обучающихся в интернате образовательной организации имеет своей целью создание условий для содержания детей и направлено на социальную защиту обучающихся с ОВЗ.

Нормы, регламентирующие степень удаленности образовательной организации от места проживания, установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН).

В соответствии с разделом II СанПиН должна быть предусмотрена пешеходная доступность, а для обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, при расстояниях свыше установленных пунктом 2.5 СанПиН, необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. При этом время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей.

Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий пунктом 2.6 СанПиН рекомендуется предусматривать интернат при общеобразовательной организации.

Вышеуказанные нормы действуют и при организации деятельности школ-интернатов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - СанПин ОВЗ).

В соответствии с пунктом 8.2 части 8 СанПин ОВЗ учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе.

Вместе с тем данное положение не относится к неучебным видам деятельности образовательных организаций, связанных с осуществлением "интернатной формы" пребывания обучающихся с ОВЗ, и не означает отказа от 7 дневного режима работы указанных организаций. Необходимо учитывать психофизические особенности и состояние здоровья обучающихся, степень удаленности образовательной организации от места их проживания, а также мнение родителей (законных представителей).

Несмотря на то, что в соответствии со статьей 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении, в том числе, административной деятельности, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должны быть направлены на создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и комфортные условия получения качественного образования для обучающихся названной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Согласно статье 8 Закона об образовании создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует проанализировать деятельность школ-интернатов и обеспечить дифференцированный подход к организации режима их работы с учетом состояния здоровья обучающихся, запросов родителей (законных представителей) и степени удаленности от места проживания детей, обратив особое внимание на школы-интернаты для обучающихся с нарушением зрения, нарушением слуха.

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.


2. План содержания деятельности социального педагога:

- перспективный план работы;

- циклограмма работы на год;

- план работы с семьёй

3. Основные профилактические мероприятия по правонарушениям среди детей группы риска

4. Занятость детей группы риска

5. Анализ деятельности социального педагога за пять лет

6. Карта сотрудничества социального педагога с классными руководителями

7. Отчет о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

8. Отчет о результатах работы по выявлению несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством

9. Социальный паспорт учреждения

10. Социальные паспорта классов /1-11 класс/

11. Диагностическая карта школы

12. Социальная карта учащегося

-список неблагополучных семей;

- список семей с опекаемыми детьми;

- список опекаемых детей;

- список учащихся, состоящих на ВШК;

- список учащихся 1 класса;

- список привозных учащихся;

- список опекаемых учащихся;

- социальная карта учащегося;

- акт контрольного обследования жилищно-бытовых условий

- карта результатов посещения семьи учащегося

- индивидуальный план работы с учащимся

15. Карта учета неблагополучной семьи

16. Папка учащегося ВШК

- карточка учета учащегося, состоящего на ВШК

- характеристика учащегося ВШК

- социальная карта учащегося

- социальный паспорт семьи

- карта результатов посещения семьи

- акт материально-бытового положения и морально-психологического климата семьи

- план индивидуальной работы с учащимся

22. Методический лекторий наркопоста

23.Должностная инструкция социального педагога

24. Акты, текущая документация

1. Список опекаемых детей МОУ Центр образования

2. Социальная карта учащегося

4. Акт обследования жилищных условий опекаемого

5. Индивидуальный план работы с учащимся

6. Ходатайства, заявления, акты

7. Мониторинг состояния здоровья опекаемого

1. Список учащихся, состоящих на ВШК

2. Карточка учета учащегося, состоящего на ВШК

3. Характеристика учащегося

4. Социальная карта учащегося

6. Социальный паспорт семьи

7. План индивидуальной работы с учащимся

8. Лист результатов посещения семьи учащегося

9. Акт материально-бытового и морально-психологического климата семьи

10. Ходатайства, заявления, объяснительные

1. Признаки употребления учащимися наркотиков

2. Первые проблемы подросткового возраста

3. Поощрение и наказание в семье

4. Склонности и интересы подростков в выборе профессии

5. Профессии, которые выбирают наши дети

6. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

9. СПИД – реальность или миф?

10. Компьютер в жизни школьника

11. Телевидение и пятиклассник

12. Агрессия, её причины и последствия

14. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

15. Тренинг бесконфликтного поведения

16. Письмо-обращение к самым дорогим людям – моим родителям

17. Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка

18. Как предостеречь беду?

22. Рекомендации родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков

25. Тренинг родительской эффективности

3. Изучение наркотической обстановки в коллективе – анкета

4. Готовимся к ЕГЭ

5. Выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время

6. Выявление мотивов в учебной деятельности учащихся

12. Тренинг «Умеем ли мы общаться?

14. Психогеометрический тест

25. Социально-психологическое исследование отношения молодёжи к наркомании - анкета


2. План содержания деятельности социального педагога:

- перспективный план работы;

- циклограмма работы на год;

- план работы с семьёй

3. Основные профилактические мероприятия по правонарушениям среди детей группы риска

4. Занятость детей группы риска

5. Анализ деятельности социального педагога за пять лет

6. Карта сотрудничества социального педагога с классными руководителями

7. Отчет о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении

8. Отчет о результатах работы по выявлению несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством

9. Социальный паспорт учреждения

10. Социальные паспорта классов /1-11 класс/

11. Диагностическая карта школы

12. Социальная карта учащегося

-список неблагополучных семей;

- список семей с опекаемыми детьми;

- список опекаемых детей;

- список учащихся, состоящих на ВШК;

- список учащихся 1 класса;

- список привозных учащихся;

- список опекаемых учащихся;

- социальная карта учащегося;

- акт контрольного обследования жилищно-бытовых условий

- карта результатов посещения семьи учащегося

- индивидуальный план работы с учащимся

15. Карта учета неблагополучной семьи

16. Папка учащегося ВШК

- карточка учета учащегося, состоящего на ВШК

- характеристика учащегося ВШК

- социальная карта учащегося

- социальный паспорт семьи

- карта результатов посещения семьи

- акт материально-бытового положения и морально-психологического климата семьи

- план индивидуальной работы с учащимся

22. Методический лекторий наркопоста

23.Должностная инструкция социального педагога

24. Акты, текущая документация

1. Список опекаемых детей МОУ Центр образования

2. Социальная карта учащегося

4. Акт обследования жилищных условий опекаемого

5. Индивидуальный план работы с учащимся

6. Ходатайства, заявления, акты

7. Мониторинг состояния здоровья опекаемого

1. Список учащихся, состоящих на ВШК

2. Карточка учета учащегося, состоящего на ВШК

3. Характеристика учащегося

4. Социальная карта учащегося

6. Социальный паспорт семьи

7. План индивидуальной работы с учащимся

8. Лист результатов посещения семьи учащегося

9. Акт материально-бытового и морально-психологического климата семьи

10. Ходатайства, заявления, объяснительные

1. Признаки употребления учащимися наркотиков

2. Первые проблемы подросткового возраста

3. Поощрение и наказание в семье

4. Склонности и интересы подростков в выборе профессии

5. Профессии, которые выбирают наши дети

6. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

9. СПИД – реальность или миф?

10. Компьютер в жизни школьника

11. Телевидение и пятиклассник

12. Агрессия, её причины и последствия

14. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

15. Тренинг бесконфликтного поведения

16. Письмо-обращение к самым дорогим людям – моим родителям

17. Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка

18. Как предостеречь беду?

22. Рекомендации родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков

25. Тренинг родительской эффективности

3. Изучение наркотической обстановки в коллективе – анкета

4. Готовимся к ЕГЭ

5. Выявление предпочтительных занятий учащихся во внеурочное время

6. Выявление мотивов в учебной деятельности учащихся

12. Тренинг «Умеем ли мы общаться?

14. Психогеометрический тест

25. Социально-психологическое исследование отношения молодёжи к наркомании - анкета

Читайте также: