Положение о вшк в школе рк

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

1. Общие положения

1.2. Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния учебно-воспитательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения, анализа результатов труда педагога.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются: совершенствование деятельности образовательного учреждения; повышение мастерства учителей; улучшение качества образования в школе.

2. Задачи и функции внутришкольного контроля.

2.1. Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

- проверка выполнения требований государственных программ по предмету;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

- анализ результатов реализации управленческих решений по школе, планов работы:

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля;

- систематический контроль качества преподавания учебных дисциплин, соблюдения педагогами обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

- контроль усвоения знаний учащимися , уровнем их развития, владения методами самостоятельного приобретения знаний

2.2. Функции внутришкольного контроля:

2.3. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или руководители школьных методических объединений вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

- соблюдения законодательства РФ в области образования;

- осуществления государственной политики в области образования;

- использования методического обеспечения в образовательном процессе;

- реализации утверждённых образовательных программ и учебных планов, соблюдения утверждённых учебных графиков;

-соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

- организация льготного питания учащихся;

- работы школьной столовой в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

- другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

2.4. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков развития учащихся; владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

-способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

- умение корректировать свою деятельность;

-умение обобщать свой опыт;

-умение составлять и реализовывать план своего развития;

- уровень использования ИКТ.

3. Формы, виды и методы внутришкольного контроля

3.1.Методы контроля над деятельностью учителя:

- анализ самоанализа уроков;

- беседа о деятельности учащихся;

- результаты учебной деятельности учащихся.

3.2. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- беседа, анкетирование, тестирование;

3.3. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

3.3.1. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.3.2. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

3.3.3.Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования:

- результаты образовательной деятельности,

-состояние здоровья учащихся,

-организация питания, выполнение режимных моментов,

-диагностика педагогического мастерства и т.д.

3.3.4.Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителем по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

3.4. Виды внутришкольного контроля:

- входной контроль (в начале учебного года за курс предыдущего);

- предварительный контроль (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);

- текущий контроль (непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, после изучения темы, результаты за триместр);

- итоговый контроль (изучение результатов работы школы, педагогов за триместр, полугодие, учебный год).

3.5. Формы внутришкольного контроля:

4. Порядок организации и проведения внутришкольного контроля.

4.1. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной и воспитательной работе, руководители школьных методических объединений.

4.2. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.

4.3.Директор издаёт приказ о сроках и теме предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.

4.4.Продолжительность тематических, комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4.5.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля.

4.6.При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

4.7. Экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых случаях, по согласованию с психологической и методической службой школы.

4.8.При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

4.9.При проведении оперативных поверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

4.10.В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребёнка, законодательства об образовании).

4.11. Основания для внутришкольного контроля;

- заявление педагогического работника на аттестацию;

-проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

-обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

4.12. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

4.13. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

4.14. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учётом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического или методического советов, совещания при директоре, заседания школьных методических объединений;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

4.15. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определённых специалистов (экспертов);

- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.

4.16. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

5. Личностно-профессиональный (персональный) контроль

5.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

5.2. В ходе персонального контроля администрация школы изучает:

- уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приёмами обучения;

- результаты работы учителя и пути их достижения;

- способы повышения профессиональной квалификации учителя.

5.3. При осуществлении персонального контроля администрация школы и лицо, осуществляющее контроль имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

- проводить экспертизу педагогической деятельности;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

- делать выводы и давать рекомендации, принимать управленческие решения.

5.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

-своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

-обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

5.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

6. Тематический контроль

6.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

6.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности учащихся и другие вопросы.

6.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров и педагогического труда.

6.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования.

6.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

6.6. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

-осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, классного воспитателя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

6.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

6.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений.

6.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

6 .10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

7. Классно-обобщающий контроль.

7.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

7.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

7.3. В ходе классно-обобщающего контроля директор или заместитель директора по учебно-воспитательной работе изучают весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

- деятельность всех учителей;

- включение учащихся в познавательную деятельность;

- привитие интереса к занятиям;

-стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- социально-психологический климат в классном коллективе.

7.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или.

7.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выясненными проблемами.

7.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

7.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся педагогический совет, совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.

8. Комплексный контроль

8 .1. Комплексный контроль проводиться с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

8.2. Для проведения комплексного контроля создается группа , состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

8.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

8.4. Перед каждым проверяющим ставиться конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

8.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

8.6. По результатам комплексной проверки готовиться справка, на основании которой директором школы издается приказ, контроль за исполнением которого возлагается на одного из членов администрации и проводятся заседание педагогического совета, совещание при директоре.

8.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

9. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящее Положение:

9.1. Настоящее Положение является бессрочным.

9.2. Настоящее положение утверждается приказом директора школы после принятия на заседании педагогического совета школы.

9.3. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящее Положение принимается на заседании педагогического совета большинством голосов его членов и оформляется приказом директора школы.

К приказу № _____ Директор ДМШ А.Е.Давлетова

Положение о внутришкольном контроле

1 Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет содержание, порядок организации и проведения

1.2. ВШК образовательного процесса – система планомерной, целенаправленной и объективной проверки учёта и анализа состояния образовательного процесса, одна из форм руководства педагогическим коллективом. Основной целью ВШК образовательного процесса школы является дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, оперативное устранение недостатков в работе, оказание конкретной помощи педагогическим работникам в целях повышения качества обучения и воспитания обучающихся системы образования.

1.3. Основными задачами ВШК контроля являются проверка состояния учебно –

воспитательной работы, деятельности педагогических работников; изучение передового

педагогического опыта. Для решения этих задач ВШК контроль необходимо проводить систематически, сочетая различные его виды.

1.4. Контроль учебно-воспитательного процесса – одна из важнейших функций директора

школы. Она стоит в одном ряду с такими управленческими функциями, как планирование,

организация, координация, учёт и анализ. Контроль выступает в роли регулятора, корректирующего деятельность администрации школы.

1.5. ВШК контроль включает проверку, учёт и анализ различных сторон деятельности педагогов и обучающихся, сравнения полученных результатов с поставленными целями обучения и воспитания, а также и их оценку.

1.6. Руководство ВШК контролем осуществляет директор школы. Наряду с

директором ВШК контроль осуществляют: заместители директора по учебной работе,

заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по профильному обучению.

  1. Планирование ВШК образовательного процесса.

2.1. При планировании ВШК необходимо предусматривать:

систему проверки всех сторон учебно-воспитательного процесса, уделяя особое внимание

качеству проведения учебных занятий, уровню знаний и умений обучающихся;

координацию действий и единство требований со стороны руководства школы, контроль

исполнения предложений предыдущих проверок;

количество учебных занятий;

мероприятия по итогам контроля.

2.2. При планировании ВШК следует предусматривать обязательное

посещение директором школы не менее трех учебного занятия, заместителями директора по УР шести, заместителем директора по ВР – шести, заместителем директора по ПО – шести учебного занятия в течение учебного месяца.

2.3. Планирование ВШК осуществляется в виде самостоятельного раздела плана работы школы на год. При этом учитываются указания Министерства образования и науки РК, итоги учебно-воспитательной работы школы за прошедший учебный год, решения Педагогического совета, методического совета и методических объединений. Конкретные цели, содержания и методы контроля, а также лица, осуществляющие его, указываются в плане контроля на месяц.

3 Процедура организации и проведения ВШК.

3.1. Основанием для проведения ВШК выступают:

  • заявление педагогического работника на аттестацию;
  • плановый контроль;
  • проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
  • обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

3.2. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов:

  • определение целей контроля;
  • объекты контроля;
  • составление плана проверки;
  • инструктаж участников;
  • выбор форм и методов контроля;
  • объективная оценка этого состояния;
  • выводы, вытекающие из оценки;
  • рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса в

школе или устранению недостатков;

  • определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.

3.3. ВШК осуществляет директор школы, заместители директора по УР, по ВР и по профильному обучению. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.

3.4. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15

дней с посещением не менее 5 учебных занятий и других мероприятий.

3.6. При осуществлении ВШК эксперты имеют право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями

преподавателя (календарно-тематическим планированием, журналами учебных занятий, тетрадями учащихся и планами воспитательной работы);

  • анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности

(контрольные работы, срезы знаний.);

  • анализировать результаты учебно-методической, работы преподавателя;
  • выявлять результаты участия обучающихся на конкурсах, концертах и т.д.;
  • организовывать педагогические исследования: анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, преподавателей; делать выводы и принимать управленческие решения.

3.7 Проверяемый педагогический работник имеет право:

знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации школы.

3.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения

преподавателя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители могут посещать уроки преподавателей школы без предварительного предупреждения.

3.9. Результаты проверки оформляются в месячный срок в виде аналитической справки, в

сроки проведения контроля;

состав экспертной комиссии;

какая работа проведена в процессе проверки (посещены учебные занятия, проведены

контрольные работы, просмотрена учебная документация, собеседования и т.д.);

констатация фактов (что выявлено);

рекомендации или предложения;

где подведены итоги проверки (заседание совещания при директоре, совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, индивидуально);

дата и подпись ответственного за написание справки.

3.10. По итогам в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального

проводятся заседания педагогического или методического советов, рабочие совещания при директоре;

результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников.

3.11. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:

об издании соответствующего приказа;

об обсуждении итоговых материалов контроля;

о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;

о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;

о поощрении работников;

иные решения в пределах своей компетенции.

3 Содержание и методы ВШК образовательного процесса

3.1. ВШК должен быть направлен на изучение и анализ следующих

основных сторон учебно-воспитательного процесса:

качества образовательного уровня учащихся;

учебно-методического уровня преподавания и состояния воспитательной работы;

выполнения учебных планов и программ, планирующей, учётной и отчётной документации;

организации и эффективности методической работы, выполнения индивидуальных планов

системы работы преподавателей, передового педагогического опыта и внедрения новых педагогических технологий обучения;

состояния учебно–материальной базы.

3.2. Основными видами ВШК в школе выступают:

Предварительный контроль направлен на предупреждение возможных ошибок в работе

отдельного преподавателя по определенной теме или разделу программы, либо на разрешение педагогических и методических задач до проведения индивидуальных или групповых занятий с обучающимся.

Текущий контроль направлен на анализ эффективности состояния образовательного процесса в школе.

Итоговый контроль направлен на обеспечение возможности обобщенного анализа результатов профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности обучающихся и на их основе осуществление планирования стратегических путей обеспечения качества образовательного процесса в школе.

3.3. В рамках ВШК возможно проведение оперативных проверок, осуществляемых в связи с обращением учащихся, родителей, других граждан, организаций в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

3.4. Существуют следующие формы ВШК:

  • тематический контроль;
  • фронтальный контроль;
  • персональный контроль.

Тематический контроль обеспечивает глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы педагогического коллектива, учебной группы, библиотеки, персонально

преподавателя и осуществляется в следующих формах: тематически-обобщающий,

Тематически-обобщающий контроль предусматривает углубленное изучение одного аспекта педагогического процесса в различных классах.

Обобщающе-групповой предполагает изучение состояния образовательного процесса в одной

Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания

определенного предмета в разных группах и разными преподавателями.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение коллектива, библиотеки,

учебной группы или результатов профессиональной деятельности преподавателя.

Персональный контроль (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде

контроля) направлен на экспертизу профессиональной компетентности педагогических работников, объективную оценку уровня результатов их профессиональной деятельности.

3.5. По субъекту выделяются следующие формы контроля: административный, коллективный, взаимоконтроль и самоконтроль.

3.6. В качестве ВШК могут применяться следующие методы:

  • посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий и прочее;
  • анализ выполнения учебных планов и программ;
  • непосредственная проверка уровня профессиональной подготовки обучающихся путем

проведения фронтальных контрольных и проверочных работ, проведения контрольных

срезов знаний на различных ее уровнях;

  • проверка знаний и соблюдение правил техники безопасности преподавателями и
  • анализ состояния учебно-планирующей документации, отчетов;
  • проверка эффективности использования учебно-наглядных пособий, технических средств
  • изучение документации;
  • наблюдение за организацией образовательного процесса;
  • опрос участников образовательного процесса;
  • анкетирование;
  • академические концерты, технические зачеты и контрольные уроки;
  • тестирование;
  • мониторинг;
  • изучение документации;
  • беседа.

4 Учет ВШК образовательного процесса.

4.1 По результатам ВШК директором школы периодически могут издаваться дополнительные приказы и распоряжения. Вопросы, требующие коллективного анализа и решения, выносятся на обсуждение Методсовета или Педсовета.

4.2. Взаимопосещение уроков преподавателями с целью изучения опыта работы осуществляется не менее четырех раз в месяц. Отчетность о взаимопосещении уроков хранится у заместителей директора.

1.3.Внутришкольный (должностной контроль) — основной источник информации для анализа состояния общеобразовательного учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса.

Должностной контроль — это проведение руководителем общеобразовательного учреждения, его заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением всеми участниками учебно-воспитательного процесса законодательных и иных нормативных актов Республики Казахстан, областного и городского акиматов, общеобразовательного учреждения в области образования.

Учителя, воспитатели, руководители и представители общественных организаций и объединений школы могут привлекаться к контролю в виде разовых поручений директора в соответствии с планом работы школы на основании приказа о школе.

1.4.Для объективной оценки деятельности работы школы, всех участников УВП необходимо соблюдение условий: наличие критериев измерения деятельности участников учебно-воспитательного процесса; соотнесение измерителей результатов реализации основным задачам управления; наличие эффективной методики диагностирования состояния школы, квалифицированной интерпретации полученных результатов; учет фактора негативного воздействия внешней среды на результаты деятельности учебного заведения

II. Цели внутришкольного контроля.

2.1 Реализация принципов государственной политики в области образования.

2.2. Соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальные гарантии участников образовательного процесса.

2.3.Оценивание результативности овладения каждого обучающегося государственными образовательными стандартами.

2.4. Анализ и прогнозирование положительных или отрицательных тенденций развития системы образования в школе и сопоставление их с действительным состоянием системы образования в городе, республике.

2.5.Повышение эффективности результатов деятельности коллектива школы.

2.6.Совершенствование механизма управления качеством и результативностью образования в школе.

III. Задачи внутришкольного контроля.

3.1. Осуществление контроля над исполнением Республиканского законодательства в области образования, целевых республиканских, областных и городских программ развития образования.

3.2. Анализ реализации приказов, иных локальных актов школы, принятие мер по их соблюдению и совершенствованию.

3.3. Анализ, диагностика и прогнозирование перспективных, значимых для школы направлений развития образовательного процесса.

3.4. Анализ и оценка результативности работы коллектива и отдельных учителей, приведшей к достигнутому или ведущей к ожидаемому результату:

а) изучение опыта работы каждого учителя, выявление его сильных и слабых сторон, определение затруднений, в преодолении которых он нуждается,

б) поддержка творческого поиска учителя и помощь ему в самоутверждении среди коллег,

в) проверка выполнения каждым работником школы служебных обязанностей и поручений по выполнению плана работы школы,

г) контроль за реализацией учителями и учащимися своих прав, отражённых в Уставе школы,
д) контроль за достоверностью данных первичного учёта и анализа, развития школьников, во-первых, и за умением учителей вести первичный учёт и анализ (диагностику), во-вторых.

3.5. Изучение состояния и выявление результативности осуществления образовательного процесса, условий получения образования, иных направлений деятельности школы, выявление положительных и отрицательных тенденций в их развитии и принятии мер по устранению негативных тенденций.

3.6. Поиск, сбор информации, ее обработка и накопление для подготовки решений, предложений по совершенствованию системы образования в школе. Выявление и обобщение положительного педагогического опыта, упреждение от использования малоэффективных педагогических технологий.

3.7. Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников

3.8. Контроль за осуществлением координационных связей взаимодействия как внутри школы, так и школы с внешкольными образовательными учреждениями и общественными организациями.
3.9. Контроль за работой по организационному, научно-методическому, финансово-хозяйственному и кадровому обеспечению педагогического процесса, своевременностью и качеством выполнения намеченного.
3.10. Изучение эффективности управления школой, педагогической и прагматической обоснованности принятых и принимаемых решений, отношения членов коллектива к различным аспектам управленческой деятельности.

IV. Объекты внутришкольного контроля.

4.1. Объектами внутришкольного контроля являются исполнение нормативных актов, объединенных три группы и содержание образования,

- Законодательные и нормативные акты прямого действия:

Законы РК, включая Кодексы Законов о труде, гражданского права и др.; Указы Президента РК; решения Правительства РК, регулирующие отношения в системе образования; Решения акимата, регулирующие отношения в учреждениях образования города;

-Ведомственные нормативные документы:

Приказы Министерства образования Республики Казахстан, приказы Департамента образования и городского управления образования;

-Локальные нормативные акты школы:

Приказы, положения, инструкции, правила;

деятельность структурных компонентов образовательного процесса, регулируемые Уставом и (или) локальными актами школы (методические объединения учителей, классных руководителей, творческие группы и др.); объединения учащихся (классные собрания, ученические комитеты, другие формы), родительские комитеты классов и школы;

4.2. Объекты содержания образовательного процесса, финансово- хозяйственной или иной деятельности:

4.2.1. Реализация утвержденных образовательных и воспитательных программ и их результативность;

4.2.2. Обеспечение учащихся образовательными стандартами;

4.2.3. Методическое обеспечение образовательного процесса;

4.2.4. Выполнение единых требований к организации образовательного процесса;

4.2.5.Объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с установленными нормами, соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации, учета текущей успеваемости учащихся;

4.2.6. Ведение школьной и ученической документации по школе;

4.2.7. Обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся;

4.2.8. Организация общественного питания и медицинского обслуживания детей;

4.2.9. Сохранность и эффективность использования материальных ценностей ответственными лицами.

4.2.10. Работа подразделений школы (пришкольного участка, мастерских и др.).

Y. Функции должностного лица, осуществляющего контроль

5.1. Определение методов проверки в соответствии с тематикой и объемом проверки;

5.2. Оценивание состояния преподавания учебных предметов;

5.3.Координирование совместно с проверяемым педагогическим работником срока и темпа освоения обучающимися образовательных программ;

5.4 .Отслеживание результативности письменных проверочных работ по учебным предметам;

5.5. Оценивание методического обеспечения образовательного процесса;

5.6.Организация предварительного собеседования с педагогическим работником по тематике контроля;

5.7. Оценивание самоанализа педагогического работника об уровне освоения программного материала, обоснованность этой информации;

5.8. Оценивание внеклассной работы педагогического работника с обучающимися;

5.9. Отслеживание условий проведения учебных и внеучебных занятий по предмету;

5.10. Оформление в установленные сроки анализа проведенной проверки;

5.11. Оценивание деятельности педагогического работника при проведении аттестации;

5.12. Оказывание или организация методической помощи педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;

5.13. Отслеживание устранения замечаний, недостатков в работе, данных во время проведения контроля;

5.14. Принятие управленческих решений по итогам проведенного контроля.

VI. Права проверяющего

6.1. Привлечение к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника.

6.2. Получение (по договоренности) текстов проверочных работ из методкабинета города.

6.3. Использование тестов, анкет, согласованных со школьным психологом.

6.4. Внесение предложений о поощрении педагогического работника по итогам проверки, о направлении его на курсы повышения квалификации.

6.5. Определение рекомендаций по изучению опыта работы педагога в методическом объединении для дальнейшего использования другими педагогическими работниками.

6.7. Перенос сроков проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц.

V1I. Ответственность проверяющего за:

7.1. тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;

7.2. качественную подготовку к проведению контроля деятельности педагогического работника;

7.3.ознакомление с итогами контроля педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;

7.4.срыв сроков проведения проверки;

7.5.качество проведения анализа деятельности педагогического работника;

7.6.соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе контроля;

7.7.доказательность выводов по итогам контроля.

YIII. Организация внутришкольного контроля.


  • Плановые проверки;

  • Оперативные проверки;

  • Административный контроль;

  • Аттестация.

Ознакомительный и т.д.


  • Тематический

  • Фронтальный (Т.И.Шамова)

Общешкольный и.д. (Л.И.Фишман)

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом – графиком контроля в школе, обеспечивая периодичность и рациональное использование рабочего времени администрации и работников. Сроки проверки доводятся до педагогического коллектива в начале учебного года.

Оперативные проверки возможны в целях установления фактов и проверки информации об отклонениях от нормативных требований, урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса, принятия оперативных управленческих решений. Их организация возможна без предварительного предупреждения.

Административный контроль осуществляется в форме надзора за исполнением решений выше стоящих органов управления образованием, приказов, иных локальных актов школы, а также в форме проверки успешности обучения учащихся в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточных зачетов, установленных администрацией.

Аттестация как комплексное изучение деятельности педагогического работника проводится в соответствии с действующим положением о ней.

Тематический контроль предполагает глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного руководителя.

Фронтальный контроль необходим для всестороннего изучения коллектива, группы или одного учителя

8.2.В школе могут использоваться такие формы контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, комплексный, ревизия, самоконтроль, взаимоконтроль, общественный контроль, взаимоанализ, рецензия, общественный экспертный анализ и др.

Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, в ходе которого изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности.

Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в школе.

Комплексный контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. (В.А Сластенин и др.)

8.3. Контроль осуществляется в соответствии с планом работы школы, где указываются конкретные цели, объекты, виды, формы, сроки и продолжительность контроля.

8.4. Методами контроля являются: документальный контроль, экспертиза, наблюдение, тестирование, контрольные срезы, интервьюирование участников образовательного процесса, анкетирование, хронометраж и другие.

8.5.Средства контроля: печатные (памятки, схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий, анкеты, тесты, диагностические карты и др.), технические (видеоматериалы, электронные презентации).

8.6. Продолжительность комплексного, индивидуального контроля не может быть более 10, тематического – 5 дней.

8.7. Периодичность и виды контроля определяются администрацией школы самостоятельно на учебный год по мере необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников и доводятся до коллектива.

8.8. Посещение уроков, других учебных и внеклассных мероприятий с учащимися проводится в соответствии с расписанием занятий школы. Количество посещаемых уроков и занятий в период контроля деятельности одного работника не может превышать 5. Работник, деятельность которого контролируется, должен быть извещен не позже 7 дней до начала контроля.

8.9. В необходимых случаях с целью надзора могут быть организованы внеплановые проверки, о чем работники должны быть информированы не позднее 1 дня до начала проверки.


  • план-график контроля по школе;

  • заявление работника, в том числе на аттестацию;

  • обращение учащихся, их родителей (законных представителей) по поводу нарушения в области образования.

IX.Освобождение от внутришкольного контроля.

9.1. Педагогические работники могут быть освобождены от контроля их деятельности на определенный срок по решению педагогического совета школы, которое закрепляется приказом директора школы.

Конкретные сроки освобождения работника от контроля устанавливаются директором школы.

9.2. Ходатайство об освобождении работника от контроля может исходить от самого работника, научно-методического совета, научно-методического объединения, администрации школы, педагогического совета школы, родительских и других общественных объединений.

9.3. Педагогический работник, освобожденный от контроля, выполняет свои служебные обязанности на “полном самоконтроле” или на “частичном самоконтроле”.


  • присвоение высшей квалификационной категории; отличники образования РК и т.д.

  • наличие призеров предметных республиканских, международных олимпиад, конкурсов, выставок, слетов или победителей спортивных соревнований за последние три года;

  • высокие результаты по итогам единого национального тестирования за последние два года ( не менее 2/3 учащихся показывают степень обученности не ниже "4").

  • высокие результаты по итогам внешнего инспектирования и т. д.


VI1I. Документация

- план внутришкольного контроля;

-отчет о выполнении внутришкольного контроля;

-журнал контроля или справки, акты по проверке.

Документация хранится в течение 5 лет в учебном заведении.

1.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года.

2.Т.М.Балмолдаев Организация внутришкольного контроля, Алматы,2003г.

4.Н.А.Шубин Внутришкольный контроль М., Просвещение 1977

5.Т.И.Шамова Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. М.,Педагогика,1991

8.В.А.Сластенин и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Школа- пресс,2000 г

9.М.М.Поташник Качество образования: проблемы и технологии управления М., Пед. Общество России, 2002г.

10.Проектирование систем внутришкольного контроля (под редакцией А.М.Моисеева) М., Пед.общество России,2001г.

12.В.С.Татьянченко Планирование внутришкольного контроля Челябинск,1992г.

9.В.А.Ясвин Экспертиза школьной образовательной среды. М.,2000г.

В основу внутришкольного контроля заложен педагогический анализ результатов деятельности учителя и состояния учебно-воспитательного процесса.

2. Цели и задачи

— повышение достоверности, педагогической целесообразности тактичности сбора информации о состоянии дел в школе.

-обеспечение соответствия между предъявленными требованиями и результатом.

-своевременное осуществление коррекции результатов.

-выявление наличия и характера отклонения в УВП

-диагностирование профессиональных умений и навыков учителей и оказание на этой основе адресной помощи.

— выявление положительного педагогического опыта.

-обеспечение взаимодействия администрации и коллектива по достижению обозначенных целей.

3.Объекты контроля

3.1. Основной процесс (качество УВП)

— новации и инновации

— содержательная сторона воспитательной работы

— выполнение государственных программ и реализации государственных стандартов

— удовлетворение образовательных потребностей учащихся и родителей

— факультативы, курсы по выбору, кружки

— объективность выставления оценок

3.2. Обеспечивающий процесс

— ведение школьной документации

— работа с родителями

— рациональная организация труда

— делегирование полномочий, правильность распределения обязанностей

3.3. Психолого-педагогическая поддержка УВП

— психологический климат школы (среда УВП, соблюдение прав учителя и ученика)

— диагностика обученности и воспитанности (психодиагностика)

— работа психологической службы

— использование результатов психологических исследований в УВП

— физическое и психологическое здоровье

— адаптация учащихся 1 классов

4.Требования к выполнению внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль должен быть плановым, систематическим, целенаправленным, интенсивным, четко организованным, результативным, открытым.

4.Алгоритм осуществления внутришкольного контроля

4.1. Составляется единый план проверки состояния дел во всех звеньях учебно-воспитательной работы к началу каждого учебного года.

4.2. На основании единого плана составляется месячный и недельный планы работы.

4.3. На еженедельных административных планерках осуществляется при необходимости координация месячных и недельных планов.

4.4. Все вопросы контроля письменно оформляются и составляют информационный банк внутришкольного контроля.

4.5.Итоги контроля заслушиваются на внутришкольных совещаниях различного уровня. По каждому вопросу принимаются решения.

5.Формы и методы внутришкольного контроля

5.1.Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:

а) Индивидуально-личный – администрация лично проверяет тот или другой участок работы;

б) Коллективный контроль — осуществляет группа проверяющих под руководством заместителя директора по УМР, методического объединения.

5.2. С целью более глубокого изучения состояния обучения и воспитания в Учреждении используются следующие виды контроля:

Цель: повышение мотивации школьников и совершенствование образовательного пространства школы путем создания условий для обновления содержания образования.

Смарт-задачи деятельности школы:

1. Повышение качества образования учащихся к концу учебного года до 56%.

2.Внедрение обновленного содержания образования в 4,9,10 классах.

3. Ведение мониторинга участия педагогов в различных профессиональных мероприятиях и их учащихся в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества образовательного процесса в школе;
  • повышение категоризации и квалификации кадрового потенциала в школе;
  • активная подготовка и участие в предметных олимпиадах, научно-исследовательской деятельности учащихся и учителей;
  • активное участие в различных конкурсах различного уровня, выходить в СМИ и школьный сайт;
  • использование электронной версии журнала ежедневно, проводить разъяснительную работу с учащимися и родителями.
  • усиление работы по менторингу и наставничеству, преемственности.

Задачи деятельности школы:

1. Повышение качества образования учащихся, поиск и использование эффективных методов обучения, использование инновационных технологий и создание условий для всестороннего развития интеллектуальных способностей учащихся.

2.Развивать творческий потенциал учащихся, направленный на решение социально-значимых проблем, обретение активной жизненной позиции, отвечающей позитивным социальным ожиданиям.

Положение о внутришкольном контроле

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образо­вательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы осуществляемых в порядке руководства наблюде­ний за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов в области образования РК, министерства, департамента, школы.

Процедурам внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются:

- совершенствование деятельности образовательного учреждения;

- повышение мастерства учителей;

- улучшение качества образования в школе.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их пре­дупреждению;

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положи­тельных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опы­та и устранению негативных тенденций:

- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или экспер­ты вправе осуществлять внутришкольный контроль следующих результатов дея­тельности работников:

- соблюдение законодательства РК в области образования;

- осуществление государственной политики в области образования;

- использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

- использование методического обеспечения в образовательном процессе;

- реализация утвержденных образовательных программ и учебных пла­нов, соблюдение утвержденных учебных графиков;

- соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

- соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации обучаю­щихся и текущего контроля успеваемости;

- своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных зако­нодательством и правовыми актами органов местного самоуправления:

- работа подразделений организаций общественного питания и медицин­ских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работни­ков школы;

- другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитываются:

- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

- уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;

- степень самостоятельности учашихся;

- владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

- совместная деятельность учителя и ученика;

- наличие положительного эмоционального микроклимата;

- умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополни­тельной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленно­го на усвоение учащимися системы знаний);

- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, са­мостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

- умение корректировать свою деятельность;

- умение обобщать свой опыт;

- умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

- изучение самоанализа уроков;

- беседа о деятельности учащихся;

- обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности: документальный контроль, экспертиза, наблюдение, тестирование, контрольные срезы, интервьюирование участников образовательного процесса, анкетирование, хронометраж и другие.

- письменная проверка знаний (контрольная работа);

- беседа, анкетирование, тестирование;

1.11. Виды внутришкольного контроля:

Плановые проверки: осуществляются в соответствии с планом – графиком контроля в школе, обеспечивая периодичность и рациональное использование рабочего времени администрации и работников. Сроки проверки доводятся до педагогического коллектива в начале учебного года.

Оперативные проверки: возможны в целях установления фактов и проверки информации об отклонениях от нормативных требований, урегулирования и предотвращения конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса, принятия оперативных управленческих решений. Их организация возможна без предварительного предупреждения.

Административный контроль: осуществляется в форме надзора за исполнением решений выше стоящих органов управления образованием, приказов, иных локальных актов школы, а также в форме проверки успешности обучения учащихся в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточных зачетов, установленных администрацией.

Аттестация: как комплексное изучение деятельности педагогического работника проводится в соответствии с действующим положением о ней.

1.13. Формы внутришкольного контроля:

1.14. Правила внутришкольного контроля:

- внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методи­ческих объединений, другие специалисты;

- в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты:

- программа контроля определяет вопросы конкретной проверки и долж­но обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внут-ришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разде­лам деятельности школы или должностного лица;

- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изу­чать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

- при проведении планового контроля не требуется дополнительного пре­дупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстрен­ных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

- при проведении оперативных проверок педагогический работник пре­дупреждается не менее, чем за 1 день до посещения уроков;

- в экстренных случаях педагогический работник предупреждается не ме­нее, чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

- заявление педагогического работника на аттестацию;

- проверка состояния дел подготовки управленческих решений;

-обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в об­ласти образования.

1.16.Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения про­верки.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

- проводятся заседания педагогического или методического советов, про­изводственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

- результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

- об издании соответствующего приказа;

- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

- о поощрении работников;

- иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций. Им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.

II. Персональный контроль (не более 10 дней)

2.1. Личностно-профессиональный (персональный) контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

- уровень знаний учителем современных достижений педагогической и психологической науки, профессиональное мастерство учителя;

- уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

- результаты работы учителя и пути их достижения;

- способы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналити­ческими материалами учителя;

- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации:

- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

- делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

Ш. Тематический контроль (не более 5-ти дней)

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализа­ции, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированное общеучебных умений и навыков, активизации познава­тельной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состоя­ния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4.Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5.Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сро­ками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы шко­лы.

3.6. В ходе тематического контроля:

- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещения уроков, внеклассных мероприятий.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества зна­ний, уровня воспитанности и развития учащихся.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или па­раллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.

- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями адми­нистрации;

- обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вы­шестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами кон­троля.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоя­нии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

- деятельность всех учителей;

- включение учащихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям;

-стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосо­вершенствовании, самоопределении;

- сотрудничество учителя и учащихся;

- социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по ре­зультатам проблемно ориентированного анализа по итогам учебного года, полуго­дия или четверти.

4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходи­мой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответст­вии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся минипедсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские соб­рания.

V. Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в школе.

VII. Освобождение от внутришкольного контроля

Педагогические работники могут быть освобождены от контроля их деятельности на определенный срок по решению педагогического совета школы, которое закрепляется приказом директора школы. Конкретные сроки освобождения работника от контроля устанавливаются директором школы. Ходатайство об освобождении работника от контроля может исходить от самого работника, научно-методического совета, научно-методического объединения, администрации школы.

Педагогический работник, освобожденный от контроля, выполняет свои служебные обязанности на “полном самоконтроле” или на “частичном самоконтроле”.

Условиями перевода работника в режим “полного или частичного самоконтроля” могут быть:

Читайте также: