Прием толстых и тонких вопросов в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Конькова Любовь Анатольевна


"Тонкие и толстые вопросы"

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.


Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Дайте 3 объяснения, почему.
Объясните, почему.
Почему Вы думаете .
Почему Вы считаете .
В чем различие .
Предположите, что будет, если. ?
Что, если . ?

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может . .?
Будет .
Мог ли . ?
Как звать .
Было ли .
Согласны ли Вы .
Верно ли .


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: В каком году произошла Куликовская битва?, Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков "Возникновение средневековых городов". На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
Как был защищен средневековый город?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х-Х1 вв ?

Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?
Кто были первыми жителями городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.
Были ли средневековые города центрами торговли?


Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.

В настоящее время отмечается пристальный интерес многих педагогов к различным педагогическим технологиям. Ведь для педагога-дошкольника в образовательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно добывать знания, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни.

Ребенок должен обладать следующими интегративными качествами:

Физически развитый, овладевший основными

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа.

-способен конструктивно и критически мыслить;

-быстро реагировать на вызовы общества;

-принимать рациональные решения;

-проявлять точные и быстрые реакции.

успешная и лёгкая адаптация

в современном социокультурном пространстве.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Ключевой задачей, определяющей успех достижения современных целей образования, является для нас ответ на вопросы: Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели образования? Перед нами встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий. Познакомившись с технологией развития критического мышления, мы приняли решение поэтапного внедрения элементов технологии РКМ в практику нашей работы.

О важности целенаправленного развития критического мышления в образовании говорилось и раньше.

Технология РКМ разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления - это не просто создание педагогом благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту дошкольников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Технология развития критического мышления дает возможность развивать и творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка-дошкольника, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Цель данной технологии : обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома

-получить новую информацию;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия, можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой. Так как во время обсуждения, споров, дискуссий мысль оттачивается, то мы предпочитаем использовать виды парной, подгрупповой работы. А так же работу в малых группах.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе:. Вот некоторые из них:

Синквейн – это не способ проверки знаний детей

а)имя существительное, тема

б)признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

1. Осенние листья

2. Разноцветные, сухие.

3. Желтеют, вянут, опадают.

4. Шуршит под ногами разноцветный ковёр.

5. Парашютики осени.

2 Большая, богатая

3 Кормит, охраняет, любит

4 Дом, в котором мы живем

Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то мы в своей работе используем иллюстрированные или смешанные кластеры.

В нашем кластере мы систематизировали знания детей об осени, дифференцировали и структурировали полученную информацию: признаки осени, живая и неживая природа, труд людей, осенние праздники. Для легкости запоминания мы использовали схемы, фотографии, картинки.

Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

- красная – чувства, эмоции

- черная – критика

- синяя – управление процессом

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как : метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Вот некоторые результаты интеграции технологии РКМ с технологией исследовательской деятельности в практике нашей работы. Участие в конкурсах разного уровня. Это городские и региональные конкурсы исследовательских работ и творческих проектов, где наши ребята занимали первые места. А так же были лауреатами в различных номинациях.

Результатом интеграции ТРКМ с технологией проектной деятельности стали разработанные и успешно реализованные совместные проекты:

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее. ДЕТИ:

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Принимать продуманные решения.

- Активизирует мышление.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями : проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье раскрыто значение.

LEGO-конструирование как средство развития мышления детей дошкольного возраста Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.

Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математическая игра как средство развития основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. разработанная мною Бузаковой.

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо,.

Технология критического мышления для развития речи у дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Каргапольцева Светлана

Геннадьевна

Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных об разовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми дошкольной группы кратковременного пребывания я использую такие технологии как: информационные компьютерные, здоровье сберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психиче ских способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.

Актуальность технологии развития

критического мышления

состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ре бенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, разви ваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей

Цель моей работы над опытом:

Подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.

Критическое мышление

Самостоятельное (каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения
независимо от остальных).

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления (чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору
фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому
осмыслению)

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
проблем, которые нужно решить. (Необходимо заменить традиционное
накопительное образование на образование проблемно-постановочное).

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации

(утвер ждение - доказательства - вывод).

Критически мыслящим человеком
невозможно манипулировать.

Критическое мышление есть мышление социальное (использование пар ной и групповой работы, дебаты, дискуссии). Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:

• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями

• Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое

Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критическо го мышления помогает детям само стоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет ис пользовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.

Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и т. д.

Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:

1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)

2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)

3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)

Приёмы развития критического мышления:

• Верные и неверные утверждения

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Заучивание по схеме

• Корзина идей и многое другое

Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.

Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собст венные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.

Очень часто мной применяется такой прием. Я выбираю какое-либо детское художественное произведение с неожиданным финалом. Размечаю это произ ведение так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Читая произведение, во время каждой остановки спрашиваю у детей: «Как вы думае-

На стадии вызова детям предлагаю подумать над названием рассказа. Читаю название.

- О чем может быть рассказ с таким названием?
На доске появляются предположения.

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером. Я сказал папе:

Папа, купи мне грушу!

Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:

Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкно
венную кожаную боксерскую грушу!

- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу. Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала:

- Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. И она наклонилась и вытащила из-под
дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в
которые я уже не играл.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля.

И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:

- Вот, Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года испол
нилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой тол
стый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!

Кем хотел стать мальчик?

- А кем вы хотели бы быть? Почему?

Что придумала мама? (1-2 версии)

Что будет дальше?

Есть ли у вас любимые игрушки? Какие это игрушки и почему они для вас
любимые?

Чем может закончиться этот рассказ?

На стадии размышления читаю, как заканчивается рассказ автора Виктора Драгунского.

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот.

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с со бой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой,, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хо чу тренировать об него силу удара.

Ты что? - сказала мама.

А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:

- Ты о чем, мама? Со мной ничего. Просто я раздумал. Просто я никогда не
буду боксером.

На стадии размышления задаю вопросы детям:

Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

Давайте вспомним, с чего началось наше занятие, и проверим предположения:
«О чем рас При таком чтении у детей лучше откладывается в памяти содержание рассказа, так как внимание не успевает рассеяться до остановки, а во время остановки вновь активизируется, так как дети отвечают на вопросы. При таком чтении ребята учатся думать при слушании, а не просто пассивно слушать. У детей развивается фантазия, так как нужно самим придумать концовку. Дети учатся правильно, осознанно работать с текстом, они могут прочувствовать концовку рассказа, оценить ситуацию, а это нравственно воспитывает детей, отражается на их поступках.

Этот прием я использую с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляю де тям тему занятия Затем спрашиваю, что они знают по этой теме. Записываю их высказывания либо вывешиваю на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаю красную звездочку (вырезаю из цветной бумаги). Спрашиваю у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываются их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как я отвечу на все вопросы по объявленной теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что они узнали нового. Снова записываю высказывания, выдаю желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет. занятие можно повторить на следующий день. Пример: тема - дикие жи вотные

Спрашиваю у детей:

- А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в ле су, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда) -А что бы вы хотели узнать о диких животных(дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос - желтая звезда)

Затем, я стараюсь дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые я не знаю ответа. В таких случаях я говорю детям, что я обязательно об этом узнаю и расскажу завтра и выполняю свое обещание. На следующем этапе я спрашиваю у детей: -Что вы узнали?

( дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку) Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, по вышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.

Так же я применяю такой прием. Готовлю заранее утверждения по теме, так, чтобы они были под номерами. Утверждения могут быть верными и неверны ми. Детям раздаю листочки с таблицей: 2 строки и столько столбцов, сколько вопросов. В верхней строке цифры по порядку. В начале занятия после объяв-

Такая таблица дается каждому ребенку. Число столбцов зависит от количества вопросов

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

• побудить дошкольников к активной работе.

• получить новую информацию;

• соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

• целостное осмысление, обобщение полученной информации;

• формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа (предложить картинку детям).

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (выкладываются иллюстрации).

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Он достаточно широко используется в нашем дошкольном мире. И он, я считаю, уникален, потому что, развивает у дошкольников воображение, представление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Детям предлагается слово, а они подбирают к нему слова - ассоциации.

Суть данного приема заключается в следующем: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

а)имя существительное, тема

б)признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т.к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит?

1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

3 этап. “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.

2.Хитрая, рыжая

3.Обманывает, ворует, крадется

4.Она съела колобка

Гриб - лисичка

2.Большая, богатая

3.Кормит, охраняет, любит

4.Дом, в котором мы живем

Существует различные вариации для составления дидактического синквейна, которые способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщит, добычу ищет

Серенький бочок

Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

- красная – чувства, эмоции

- синяя – управление процессом

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т.е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как: метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее.

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Принимать продуманные решения.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Список использованной литературы

1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234

3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .

Читайте также: