Положение о умк в школе

Обновлено: 06.07.2024

УМК это учебно-методический комплекс, набор учебных, методических и дидактических стандартов, средств обучения и контроля.

УМК в педагогике – это описание всего того, что используется преподавателем в процессе обучения для решения педагогических задач. Например, обучающие методы рассматриваются в общем виде, без конкретизации специфики класса и профессионализма педагога. Это образец или шаблон, по которому должны строить свои УМК преподаватели школ и учебных заведений.

Что такое УМК по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дает такое определение. "Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта".

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

ФГОС определяет компетенции, которые должны освоить обучающиеся. Учебно-методический комплекс предлагает модель с учетом потребностей современного общества и образовательного процесса.

УМК в образовании

УМК в образовании – основной документ, на который ориентируются школы при составлении программ для каждого класса. Принципы построения разработала академия наук Российской Федерации для каждой дисциплины. Учебно-методический комплекс в данном случае имеет авторство и является интеллектуальной разработкой педагога.

УМК включает полную и подробную информацию, которой достаточно для освоения учебного предмета и обеспечивает открытость и последовательность образовательного процесса, поэтому доступен для ознакомления любому желающему.

В образовании накоплен уникальный опыт по составлению и классификации такого материала. Все учебно-методические комплексы можно распределить по нескольким признакам.

Например, по возрастным категориям участников, участвующих в образовательном процессе:

  • для начальной школы;
  • для среднего звена;
  • для выпускных классов;
  • для профессиональной школы.

По степени профессионального качества:

  • для магистратуры;
  • для бакалавриата;
  • для специалитета.

По степени обязательности предметов:

Требования к УМК

УМК разрабатывается в соответствии с достижениями науки и придерживается требований образовательного стандарта. Говоря иначе, комплекс должен отвечать принципу научности и доступности изложения.

Структура и компоненты

Учебно-методический комплекс разрабатывают преподаватели учебного учреждения, опираясь на требования Государственного образовательного стандарта, учебного плана по данной дисциплине. Педагоги, имеющие ученые степени в области дидактики и методики преподавания, готовят рекомендации по составлению таких комплексов. Состав УМК зависит от выбранной программы обучения. Определим, что входит в УМК, опишем его структуру и компоненты.

В структуру УМК входят:

  1. Введение, в котором дается обоснование целей и задач учебного предмета, определяется объем учебной нагрузки в часах, расписываются умения и навыки, которые должны получить обучающиеся после изучения, формулируются связи с другими курсами и указывается вид контроля.
  2. Программа учебного предмета определяет объем, содержание и тематику учебных занятий. Программа строго регламентирует способы подачи учебного материала, определяет терминологический словарь и практическое применение полученных знаний.
  3. Календарно-тематический план дает подробное распределение учебного материала по часам в течение учебного года. Планирование позволяет преподавателю видеть перспективы развития учебных навыков у учащихся и корректировать их в процессе обучения.
  4. Учебные задания и методические рекомендации к ним – это очень важный блок в УМК, потому что преподаватель заранее может спрогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучающихся и минимизировать их. Кроме этого педагог предусматривает вариативность заданий по степени сложности и сравнение успехов учеников одной параллели.
  5. Ресурсный блок определяет резервные задания и материалы для самостоятельного изучения. Он может содержать комплект упражнений повышенной сложности, список дополнительный литературы, исследовательские и самостоятельные занятия для желающих получить углубленные знания по предмету.
  6. Контрольно-измерительные материалы – это перечень всех тестовых заданий, контрольных, зачетных и итоговых работ.

УМК – это руководство и для педагога, и для ученика.

Одно из обязательных условий для разработки УМК – это использование федерального и регионального компонентов в построении.

Федеральный компонент – это соблюдение государственного стандарта в образовании (количество учебных часов по предмету, вид аттестационного контроля).

Региональный компонент документация, связанная с содержанием учебной дисциплины, и распределение плана учебных занятий.

Принципы

Принципы построения УМК опираются на принципы современного образовательного процесса:

  • общедоступность;
  • гуманизм;
  • личностно-ориентированный поход;
  • толерантность;
  • патриотизм и гражданская ответственность.

Этапы проектирования

Проектирование УМК – это сложное и творческое дело, которое занимает много времени у педагога.

На первом этапе разработки комплекса учитель рассматривает некоторые задачи обучения, воспитания и развития учеников, анализирует объём информации, который им необходимо усвоить, изучает начальный уровень подготовленности обучающихся. На этом этапе важно рассмотреть содержание учебного материала, разбить его на информационные компоненты и определить методы построения для каждого.

На втором этапе преподаватель разрабатывает методические рекомендации, подбирает задания для индивидуальной мотивации учащихся, готовит тестовые задания, опросники, памятки для учеников и родителей, разрабатывает сценарии игровых методик.

На третьем этапе учитель прописывает все компетенции, которые должны освоить учащиеся при изучении курса. Прогнозирует сложности, с которыми они могут столкнуться, ищет пути их преодоления. Рассматривает методики эффективного обучения.

На последнем этапе учитель подготавливает контрольно-измерительные материалы, тестовые задания и аттестационные контрольные работы. Сравнивает динамику освоения знаний учениками и анализирует дальнейшие перспективы в обучении. После апробации УМК педагог может его доработать или оставить без изменений.

УМК в начальной школе

Сейчас в России существуют две системы обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Положение об учебно-методическом комплексе предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебный план, реализуемые по всем предметам обучения в школе.

1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества начального образования.

1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовать и поддерживать самостоятельную работу учащихся, сохранить преемственность в преподавании учебных дисциплин, обеспечить доступность образования для всех участников образовательного процесса.

2. Решаемые задачи:

2.1.Сохранение единого информационного пространства школы.

2.2. Подготовка учебно-методического обеспечения каждой дисциплины, преподаваемой в школе, формирование учебно-методических комплексов по всем дисциплинам.

2.3. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки учащихся.

2.4. Создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы начальной школы № 615.

2.5. Получение учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, учебно-методических пособий.

3. Структура учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины.

Состав УМК определяется содержанием учебной программы по соответствующему предмету.

Структура УМК:

Содержательные части образовательного стандарта учебной дисциплины:

введение (выполняется при необходимости);

цели и задачи дисциплины;

содержание дисциплины и условия её реализации:

рабочая программа дисциплины;

виды и содержание занятий по дисциплине;

формы и содержание текущей аттестации и итоговой оценки по дисциплине;

учебно-методические материалы по дисциплине;

учебно-методическая карта дисциплины;

специфические особенности преподавания дисциплины (при необходимости);

лист согласования рабочей программы дисциплины.

использование технических средств обучения и вычислительной техники. Программное обеспечение дисциплины;

организация самостоятельной работы студентов по дисциплине;

элементы научного поиска при изучении дисциплины.

приложения (указаны только обязательные):

методические указания к лабораторному практикуму (выполняются при наличии в учебном плане);

методические указания к курсовому проектированию (выполняются при наличии в учебном плане);

варианты индивидуальных расчетных заданий и методические указания по их выполнению (выполняются при наличии в учебном плане);

контролирующие материалы по дисциплине:

тесты текущего контроля знаний по дисциплине;

тесты итогового контроля знаний по дисциплине;

тесты контроля остаточных знаний по дисциплине.

3.1 Образовательная программа школы.

3.2. Учебная программа дисциплины, утвержденная директором школы;

Учебная программа - программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственной программы и учитывающая специфику подготовки учащихся. Оформление учебной программы выполняется в соответствии с требованиями, предъявленными МО РФ.

3.3. Учебно-методические материалы

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, отражают современный уровень развития науки, предусматривают логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технологий, средств оптимизации учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

4. Порядок выбора УМК

На заседании методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников рассматриваются и отбираются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

Обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки школы;

Регулярно оценивается готовность УМК к использованию в учебном процессе, и принимаются оперативные меры по устранению отставания от плана подготовки УМК;

Корректировка УМК

На этапе выбора и корректировки материалов УМК заместителем директора по учебной части, библиотекарем школы осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

Представленный материал позволит методисту создать систему методической работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

ВложениеРазмер
Положение об учебно-методическом комплексе 105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зам.директора по УПР

об учебно-методическом комплексе

1.1 .Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой совокупность нормативной, организационной и учебно-методической документации, взаимосвязанной единой методологией и организацией преподавания конкретной учебной дисциплины дисциплины, междисциплинарного курса, учебной практики .

1.2.УМК позволяет определить цели изучения конкретной дисциплины, междисциплинарного курса, учебной практики, дидактически обоснованную последовательность, методы и средства формирования (развития) у студентов знаний и умений (способностей), а также профессиональных и общих компетенций.

1.3.Положение разработано на основании Федерального закона 29.12.2012

2.Цели и задачи работы преподавателей по созданию УМК

2.1.Работа по созданию способствует:

-повышению уровня преподавания дисциплины, профессионального модуля;

-обеспечению технологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса;

-формированию системы качества образования и подготовки специалистов;

-созданию благоприятных возможностей для широкого обмена передовым педагогическим опытом;

-обеспечение технологического подхода к организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

-обеспечение учебного процесса к организации учебного процесса по индивидуальному учебному плану;

-повышение квалификации педагогов.

2.2. Внедрение системы УМК в практику работы техникума позволяет систематизировать и свести к необходимому минимуму нормативные, методические, стандартореализующие документы, обеспечивающие подготовку выпускника по специальности (профессии), а также определить основные цели, пути и средства достижения целей в деле качественной подготовки специалиста.

3.Участники разработки УМК

3.1. УМК разрабатывается каждым преподавателем, мастером производственного обучения техникума по преподаваемым дисциплинам, междисциплинарным курсам , учебной практики в соответствии с рекомендованным перечнем (Приложение 1).

4.1.Учебно-методический комплекс включает:

4.1.1.К регламентирующей документации относятся:

  1. Выписка из учебного плана.
  2. Фрагмент из ФГОС СПО - требования к обязательному уровню подготовки.
  3. Примерные и рабочие программы.
  4. Рабочая программа учебной практики.
  5. Рабочая программа производственной практики.
  6. Календарно-тематический план и перспективно-тематический план.
  7. Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятии.
  1. Поурочные планы занятия, инструктивно-технологические карты с методическим обеспечением занятия (комплект иллюстрированного раздаточного материала, ТСО и т.д.).
  2. Материал для организации самостоятельной работы студентов:

- курс лекций; - рабочая тетрадь; - методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов;

-методические рекомендации по выполнению и защите рефератов, исследовательских работ, проектов;

-методические рекомендации по проведению семинарских занятий по разделам междисциплинарного курса и дисциплины;

-комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях (варианты) и др.

-методические рекомендации по исследовательской (проектной) деятельности;

-образцы исследовательских работ, проектов.

  1. Материалы по обеспечению лабораторных и практических занятий. -перечень тем для выполнения лабораторных (практических) работ (выписка из рабочей программы или КТП).

-методические указания (рекомендации) для обучающихся по выполнению практической или лабораторной работы.

-сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений и приобретения практического опыта;

  1. Материалы по организации и обеспечению курсового проектирования.

-выписка из рабочей программы.

-перечень тем курсовых работ (проектов).

-перечень литературы, нормативно-технологической и справочной документации, средств вычислительной и оргтехники, рекомендуемых к использованию обучающимися.

-методические рекомендации (указания) по выполнению курсовой работы (проекта). -образцы выполнения курсовой работы (проекта). -критерии оценки выполнения курсовой работы (проекта).

-график контроля за выполнением курсовой работы (проекта).

  1. Методические разработки, обобщающие опыт преподавателя.

-методические разработки уроков по темам (разделам);

-методические разработки внеклассных мероприятий и др.

4.1.5. К разделу 3 относятся следующие документы :

  1. Комплект заданий для текущего контроля по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля (карточки опроса, тесты, карточки-задания и др.);
  2. Перечень вопросов, практических заданий, индивидуальных заданий выносимых на зачёт по каждой теме (разделу) дисциплины, профессионального модуля.
  3. Комплект вариантов обязательных итоговых контрольных работ (по учебному плану);
  4. Перечень экзаменационных вопросов, тем, экзаменационно-практических задач.
  5. Контрольно-оценочные средства по дисциплине, профессиональному модулю.
  6. Экзаменационные билеты.
  7. Перечень таблиц, схем, моделей, макетов, допущенных для использования на экзамене (зачёте).
  8. Критерии уровня знаний содержания дисциплины, профессионального модуля.

4.1.5 В Раздел 4 относятся следующие документы : электронные образовательные ресурсы учебно-методического комплекса учебной дисциплины, междисциплинарного курса , учебной практики:

-УМК на электронных носителях (компакт-диски),

-презентации по темам (разделам) программы;

-видео-уроки по темам (разделам) программы,

-электронные учебные издания, созданные педагогом;

-пакет тестов, введенные в автоматизированную систему;

5.Требования к составлению УМК.

5.1.Учебно-методический комплекс дисциплины, междисциплинарного курса , учебной практики должен удовлетворять следующим требованиям:

-систематичность, логичность и последовательность изложения учебного материала;

- ясность, точность и лаконичность изложения;

-четкость формулировок, правил и определений;

-ориентация на усвоение профессиональных и общих компетенций;

-соответствие современным требованиям в дидактическом и методическом отношениях;

-методическая целесообразность педагогических идей и технологий;

-достаточность практических упражнений и их целесообразность;

- направленность изложения на развитие творческих способностей обучающихся;

-соблюдение общепринятой терминологии и символики.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Рекомендуемая структура учебно-методического комплекса дисциплины (междисциплинарного курса)

Выписка из учебного плана.

Фрагмент из ФГОС СПО - требования к обязательному уровню подготовки.

Примерные и рабочие программы дисциплины.

Курс лекций по разделам (темам) дисциплины.

Методические разработки уроков.

Методические рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ.

Сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений.

Комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях (варианты).

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.

Методические рекомендации по выполнению и защите рефератов, исследовательских работ, проектов.

Образцы исследовательских работ, проектов

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий по разделам учебной дисциплины

Методические указания по выполнению контрольных работ (для студентов заочной формы обучения).

Методические рекомендации (указания) по выполнению курсовых работ.

Перечень тем курсовых работ (проектов).

Перечень литературы, нормативно-технологической и справочной документации, средств вычислительной и оргтехники, рекомендуемых к использованию обучающимися при выполнении курсовой работы.

Образцы выполнения курсовой работы (проекта).

Критерии оценки выполнения курсовой работы (проекта).

График контроля за выполнением курсовой работы (проекта).

Контрольно-оценочные средства по дисциплине.

Контрольно-диагностические материалы для оценки степени усвоения учебного материала по темам (разделам) реализуемой программы учебной дисциплины.

(тесты, карточки-задания, карточки-опросники и др.)

Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятии.

Комплект иллюстрированного раздаточного материала

Методические разработки внеклассных мероприятий по дисциплине.

Задания олимпиады по дисциплине.

Электронные материалы (УМК в электронном виде, презентации, видео-уроки и т.п.)

Другие методические материалы

Рекомендуемая структура учебно-методического комплекса

Выписка из учебного плана.

Фрагмент из ФГОС СПО - требования к обязательному уровню подготовки.

Примерные и рабочие программы профессионального модуля.

Рабочая программа учебной практики.

Перечень учебно-производственных работ по учебной практике.

Методические разработки уроков.

Сборник заданий для освоения, закрепления, отработки умений.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.

Образцы исследовательских работ, проектов.

Критерии оценки выполнения заданий на учебной практике.

Сборник заданий для освоения, закрепления, приобретения умений.

Комплект разноуровневых компетентностных заданий для самостоятельной работы обучающихся на занятиях учебной практики (варианты).

Методические рекомендации по оформлению портфолио.

Контрольно-оценочные средства по профессиональному модулю.

Контрольно-диагностические материалы для оценки степени усвоения учебного материала по темам (разделам) реализуемой программы учебной практики. (тесты, карточки-задания, карточки-опросники, практические задания и др.)

Перечень оборудования кабинета и лаборатории, используемого на занятиях учебной практики.

Комплект иллюстрированного раздаточного материала.

Методические разработки внеклассных мероприятий по профессиональному модулю.

Задания олимпиады по профессиональному модулю.

Другие методические материалы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст.


ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методических комплексах дисциплин

Положение об учебно-методическом - комплексе дисциплины регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в Канашском педагогическом колледже.


Положение о проведении конкурса учебно-методических комплексов ФГОС

Представленный материал позволит методисту в образовательном учреждении среднего профессионального образования провести конкурс учебно-методических комплексов по дисциплине и профессиональному .


Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь .

Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс.

Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

Председатель У(П-Э)С Колледжа Директор Колледжа

Предпринимательства №11 Предпринимательства №11

_______________ А.И. Парамонов __________ В.В.Шептуха

о требованиях к составлению учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля

Москва 2014

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Положение о требованиях к составлению учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, профессиональных модулей (далее УД, ПМ), обеспечивающих освоение основных профессиональных образовательных программ специальностей/профессий колледжа.

1.2. Предусмотренный настоящим Положением уровень учебно-методической обеспеченности дисциплины, профессионального модуля является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки специалистов.

1.3. Настоящее Положение регулирует процесс подготовки учебного материала, как с точки зрения содержания, так и формы в целях создания условий, позволяющих эффективно организовывать и проводить учебные занятия.

1.4. Настоящие методические указания по разработке учебно-методического комплекса регламентируют состав, структуру, требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса всех дисциплин учебного плана при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования по очной (очно-заочной, заочной) формам обучения.

1.5. Настоящее Положение является обязательным для структурных подразделений (кафедр, отделений), осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам СПО.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

Рабочая программа – программа освоения учебного материала, соответствующая требованиям Государственного стандарта и учитывающая специфику подготовки студентов по избранному направлению или специальности.

Курсовая работа (проект) – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

Конспект лекций (авторский) - учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Краткое содержание материала по темам – краткий конспект материала занятия, требования к знаниям и умениям по каждой теме.

УМК – учебно-методический комплекс;

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт;

Дидактический материал – карточки, задания, таблицы, рисунки, схемы, вопросы или задания для использования студентами на занятиях;

МДК – междисциплинарный курс;

ПК – профессиональный модуль;

СРС – самостоятельная работа студентов;

КИМ – контрольно-измерительные материалы (для дисциплин);

КОС – контрольно-оценочные средства (для МДК и ПМ).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ УМК

Учебно-методические комплексы по дисциплинам, профессиональным модулям формируются с целью систематизации учебных, учебно-методических, нормативно-методических, методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебной дисциплины, профессионального модуля.

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:

методическое сопровождение и консультативная поддержка учебной дея­тельности студентов по всем формам обучения;

нормативно-методическое обеспечение деятельности преподавательского состава при реализации конкретной дисциплины, профессионального модуля;

обеспечение целостности учебного процесса и интегративного подхода к его организации при реализации ФГОС СПО (НПО) по специальности (профессии);

обеспечение требований к методическому сопровождению учебного про­цесса.

СТРУКТУРА И СОСТАВ УМК ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5.1. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины, профессионального модуля – упорядоченная и структурированная совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению обучающимися учебного материала по конкретной дисциплине/модулю, как части основной профессиональной образовательной программы, способствующей реализации целей и содержания образовательного стандарта специальности/профессии.

5.2. При разработке УМК дисциплины, профессионального модуля следует придерживаться следующей структуры:

1. Титульный лист УМК (Приложение 1)

2. Содержание (Приложение 2)

1 БЛОК - Нормативная и учебно-программная документация

1.1. Типовая программа дисциплины, профессионального модуля (при наличии)

1.2. Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (с внутренней и внешней рецензиями).

1.3.Календарно-тематический план учебной дисциплины, профессионального модуля

2 БЛОК - Учебно-методическая документация

2.1. Основной комплект общеметодической документации

2.1.1. Конспекты лекций (краткое содержание материала) по учебной дисциплине, профессиональному модулю.

2.1.2. Методические указания для студентов по выполнению лабораторных и практических работ (занятий).

2.1.3. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы, комплект компетентностных заданий для самостоятельной работы студентов.

2.1.4. Дидактические материалы (могут быть включены в п.2.1.1 и 2.1.2.) (на усмотрение разработчиков УМК).

2.2. Методический комплект по курсовому проектированию (если предусмотрено учебным планом)

2.2.1. Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (работ).

3 БЛОК - Методический комплект по учебной и производственной практике

3.1 Рабочая программа учебной, производственной (преддипломной) практики;

4 БЛОК - Комплект контрольно-оценочных материалов по дисциплине, профессиональному модулю

4.1. Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам;

4.2. Контрольно-оценочные средства по МДК и ПМ.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ УМК ДИСЦИПЛИНЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей реализацию дисциплины, профессионального модуля в соответствии с учебным планом подготовки обучающихся по специальности/профессии. Преподаватель является ответственным за качественную подготовку УМК, соответствующего требованиям ФГОС, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей/го дисциплины, модуля, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебно-методическим материалом.

6.2. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

6.3. При реализации дисциплины, модуля педагоги вносят изменения в материалы УМК с целью улучшения качества преподавания, включения в УМК новых материалов.

6.4. Для дисциплин, входящих в учебные планы нескольких специальностей:

- если дисциплина для разных специальностей входит в один и тот же цикл дисциплин (ОГСЭ, ЕН, ОПД или СД), то разрабатывается один УМК дисциплины для разных специальностей. Разницу в объеме часов, форме отчетности и в содержании указывают в тексте УМК;

- если дисциплина для разных специальностей входит в разные циклы дисциплин, то для каждой специальности разрабатывается отдельный УМК дисциплины с учетом специфических требований к знаниям и умениям студентов по соответствующему циклу дисциплин.

6.5. Разработанный УМК рассматривается на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины, согласовывается с зам. директора по учебно-методической работе и утверждается на заседании Ученого (Проектно-Экспертного) Совета).

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ И КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ УМК

7.1. Текущий контроль за содержанием и качеством подготовки УМК осуществляет методист кафедры и заведующий кафедрой (отделением). С этой целью в соответствии с требованиями работодателей и нормативной документацией:

- пересматривается, рецензируется и передается для утверждения рабочая программа по соответствующей/му дисциплине, модулю;

- рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМК;

- обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки;

- на этапе корректировки материалов УМК осуществляется периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления учебного процесса.

7.2. Заместитель директора по учебно-методической работе периодически контролирует наличие УМК по всем дисциплинам, модулям (1 раз в год), входящим в основную профессиональную образовательную программу специальности/профессии, и их соответствие требованиям настоящего Положения.

8. Порядок рассмотрения и утверждения УМК дисциплины

8.1 Разработанный преподавателями кафедры (отделения) УМК с протоколом обсуждения передается на рассмотрение Ученому (Проектно-Экспертному) Совету.

8.2 Ученый Совет рассматривает документацию УМК (проводит их экспертизу).

8.3. После утверждения электронная версия УМК размещается на сайте Колледжа (по решению У(П-Э)С).

8.4. Оригиналы УМК в должны храниться на кафедре-разработчике.

9. Организация контроля содержания и качества

разработки УМК

9.1. Контроль за реализацией порядка разработки и состоянием УМК возлагается на заведующего кафедрой (отделением).

9.2. Зам. директора по учебно-методической работе осуществляет общий контроль за наличием и разработкой УМК дисциплин кафедр (отделений) Колледжа.

Форма титульного листа УМК дисциплины/модуля

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ)

(индекс, наименование дисциплины/модуля)

основной профессиональной образовательной программы специальности ____________________________________________________

Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины, профессионального модуля

1 Область применения

1.1 Настоящее Положение является внутренним локальным документом, определяющим требования к составу учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля (далее УМК)

1.2 Настоящее Положение обязательно к применению всеми преподавателями колледжа

2 Общие положения

Учебно-методический комплекс (УМК) — это система взаимосвязанных и взаимодопоняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации требований и содержания Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), качественной организации образовательного процесса

УМК по учебной дисциплине/профессиональному модулю является частью Основной профессиональной образовательной программы по специальности.

2.1 Разработка УМК – основная задача методической работы преподавателя.

2.2 Основанием для разработки УМК служат следующие документы:

  • ФГОС СПО специальности;
  • рабочий учебный план по специальности

2.3 Назначение УМК:

  • систематизация нормативных документов, методических материалов и средств обучения;
  • оптимизация подготовки и проведения учебных занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода в обучении;
  • создание условий для реализации требований ФГОС СПО, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение качества подготовки выпускников;
  • обеспечение открытости образовательного процесса;
  • доступность информации по изучаемой учебной дисциплине, профессиональному модулю для студентов средствами ИКТ и др.
  • обеспечение единства требований к студентам;
  • организация методической работы преподавателей, цикловых комиссий, совершенствование мастерства преподавателей путем обмена опытом;
  • обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации преподавателей

2.4 Принципы формирования УМК:

  • УМК разрабатывается на основе компетентностного подхода с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и требований работодателей;
  • формирование УМК строится по принципу преемственности в обучении на основе учета предшествующего уровня образованности обучающихся и уровней освоения ими общих и профессиональных компетенций (ОК, ПК);
  • приоритетным направлением в формировании УМК является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы обучающихся;
  • УМК разрабатывается преподавателем, реализующим программу обучения

При этом, структурные элементы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность в изложении учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволять обучающимся получать опыт профессиональной деятельности в учебном процессе

УМК обновляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год в соответствии с индивидуальным планом методической работы преподавателя.

3 Состав и структура учебно-методического комплекса

3.1 Состав УМК - структурные блоки, из которых он слагается как целое, необходи­мое и достаточное методическое обеспечение для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине и профессиональному модулю.

3.2 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине и профессиональному модулю состоит из 3 блоков, представленных соответственно в Приложениях А и Б

Блок 1 Планово - программная документация

1.1 Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля

Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, который разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности в соответствии с Положением о рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулей и определяет содержание обучения по учебной дисциплине, профессиональному модулю

1.2 Календарно-тематический план учебной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК)

Календарно-тематический план изучения дисциплины, МДК - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы дисциплины, ПМ в соответствии с Положением о календарно-тематическом плане учебной дисциплины, профессионального модуля

1.3 Индивидуальный план методической работы преподавателя

Составляется на учебный год, рассматривается на заседании цикловой комиссии и утверждается заведующим отделением в установленный срок. Индивидуальный план методической работы в течение учебного года хранится у преподавателя

1.4 Рабочие программы учебной практики и производственной практики (по профилю специальности)

Рабочая программа практики - учебно-методический документ, который разрабатывается на основе ФГОС СПО по специальности и определяет содержание практического обучения по ПМ направленного на овладение видами профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующими ПК

1.5 Календарно-тематические планы практик

Календарно-тематический план прохождения учебной практики - учебно-методический документ, составленный на основе рабочей программы практики в соответствии с Положением о календарно-тематическом плане учебной дисциплины, профессионального модуля

Блок 2 Методическое обеспечение учебной дисциплины, профессионального модуля

2.1 Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям

Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студента. Разрабатываются в соответствии с Положением о требованиях к лабораторным работам и практическим занятиям

Методические указания – это разъяснения действий при выполнении задания. Методические указания должны определять форму отчетности и критерии оценки, устанавливать сроки выполнения работы

2.3 Учебно-методические пособия в помощь студентам для выполнения самостоятельной работы, изучения отдельных тем, разделов учебной дисциплины, для обеспечения обучения по индивидуальному учебному плану

Учебно-методическое пособие должно содержать подготовленные на базе изученного материала, теоретически обоснованные методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы студента. В пособии должны быть приведены примеры применения рекомендательных методов и методических приемов, используемых в практике изучения учебной дисциплины, профессионального модуля

2.4 План учебного занятия (технологическая карта занятия)

План учебного занятия - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации со­держания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, а так же определяющий техническое и методическое обеспечение учебного процесса

План учебного занятия обязательно должен содержать:

цели (ОК, ПК, умения и знания);

вид занятия (в соответствии с календарно-тематическим планом);

техническое и методическое обеспечение;

структуру изложения нового материала;

подведение итогов учебного занятия

Рекомендованная форма технологической карты учебного занятия приведена в Приложение В

Формы организации обучения (виды занятий, лекций) и методы обучения определяются преподавателем в соответствии с приложением Г.

2.5 Дополнительные методические материалы

Под дополнительными материалами понимаются материалы, подготовленные преподавателем в помощь обучающемуся, не вошедшие в п. 2.1-2.3 блока 2. Например, учебно-наглядные пособия (плакаты, структурно-логические схемы, чертежи, таблицы и др.), сценарии конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя и т.п. Твердые копии сценариев конференций, олимпиад, тематических классных часов, описание (структура) применяемой технологии обучения, педагогического проекта преподавателя предоставляются в методический кабинет и хранятся в портфолио преподавателя.

2.6 Методические пособия по курсовому и дипломному проектированию

Разрабатываются в соответствии с Положением о курсовом проектировании.

Примечание - пункт 2.6 относится к УМК профессионального модуля

Блок 3 Подготовка к аттестации

3.1 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС)

Комплект контрольно-оценочных средств содержит оценочные средства к текущему контролю, которые разрабатываются в соответствие с требованиями Положения о формировании фондов оценочных средств.

3.2 Комплект документов для подготовки и проведения к промежуточной аттестации (экзамен, экзамен по модулю, квалификационный экзамен для получения разряда по рабочей профессии).

Комплект документов для подготовки и проведения промежуточной аттестации - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена по дисциплине, если он предусмотрен учебным планом (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.).

Комплект документов для подготовки и проведения экзамена квалификационного - методические материалы, обеспечивающие успешную сдачу экзамена квалификационного по профессиональному модулю (экзаменационные вопросы, тренировочные упражнения и др.)

3.3 Методические материалы для подготовки к текущему, рубежному контролю по учебной дисциплине, МДК, ПМ, практикам.

3.4 Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебной и производственной практикам

Материалы для самостоятельной подготовки к дифференцированному зачету по учебной дисциплине, МДК, ПМ, учебным и производственным практикам содержат:

комплект теоретических и практических заданий, позволяющих оценить уровень усвоения знаний и умений, практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

методические материалы, обеспечивающие подготовку к выполнению теоретических и практических заданий.

4 Требования к хранению учебно-методических комплексов

4.1 УМК разрабатывается по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю и в твердом носителе, собирается в папке-скоросшивателе. Папка УМК должна содержать: титульный лист; лист содержания, в котором фиксируются все входящие в нее материалы по блокам приложений А, Б.

4.2 Твердые копии УМК хранятся:

  • в кабинете преподавателя, ведущего учебную дисциплину или ПМ, МДК. В кабинете преподавателя хранится полная версия УМК;
  • в методическом кабинете хранятся контрольные экземпляры методических материалов, входящих в блоки 1 и 2, кроме материалов п.1.3, 2.4 и частично п.2.5. Материалы п. 1.3, 2.4 хранятся у преподавателя. Материалы блока 3 за исключением п. 3.2 хранятся в методическом кабинете в составе фондов оценочных средств, входящих в программу подготовки специалистов среднего звена. Материалы п. 3.2 хранится в учебной части.
  • Планово-программная документация
  • Методические указания к лабораторным работам и практическим занятиям
  • Методические указания к самостоятельной работе студента
  • Учебно-методические пособия
  • Подготовка к аттестации
  • Дополнительные методические материалы.

Материалы для размещения на электронном носителе предоставляет председатель цикловой комиссии.

4.7 С целью обеспечения сохранности, места хранения, единой базы данных, оптимального количества учебно-методической документации в колледже разработана матрица хранения документации УМК. Приложение Д.

Читайте также: