Тишина некрасов краткое содержание

Обновлено: 16.05.2024

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев свою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнул — и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

Свершилось! Мертвые отпеты,
Живые прекратили плач,
Окровавленные ланцеты
Очистил утомленный врач.
Военный поп, сложив ладони,
Творит молитву небесам.
И севастопольские кони
Пасутся мирно… Слава вам!
Вы были там, где смерть летает,
Вы были в сечах роковых
И, как вдовец жену меняет,
Меняли всадников лихих.

Война молчит — и жертв не просит,
Народ, стекаясь к алтарям,
Хвалу усердную возносит
Смирившим громы небесам.
Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!

Молчит и он… как труп безглавый,
Еще в крови, еще дымясь;
Не небеса, ожесточась,
Его снесли огнем и лавой:
Твердыня, избранная славой,
Земному грому поддалась!
Три царства перед ней стояло,
Перед одной… таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!
В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.
Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет…
Свершилось! Рухнула твердыня,
Войска ушли… кругом пустыня,
Могилы… Люди в той стране
Еще не верят тишине,
Но тихо… В каменные раны
Заходят сизые туманы,
И черноморская волна
Уныло в берег славы плещет…
Над всею Русью тишина,
Но — не предшественница сна:
Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.

А тройка все летит стрелой.
Завидев мост полуживой,
Ямщик бывалый, парень русский,
В овраг спускает лошадей
И едет по тропинке узкой
Под самый мост… оно верней!
Лошадки рады: как в подполье,
Прохладно там… Ямщик свистит
И выезжает на приволье
Лугов… родной, любимый вид…
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера… Ночью темной
Мы миновали луг поемный,
И вот уж едем целый день
Между зелеными стенами
Густых берез. Люблю их тень
И путь, усыпанный листами!
Здесь бег коня неслышно тих,
Легко в их сырости приятной,
И веет на душу от них
Какой-то глушью благодатной.
Скорей туда — в родную глушь!
Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет?-
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И богу уступай — не споря…

Тема произведения – любовь к родине, состраданье к людям, которые пережили военные события. Автор показывает, что места прекраснее, чем родные просторы не сыщешь по всей земле, утверждает, что нужно бороться за свободу и счастье своей земли и благо соотечественников.

Картины степи навеивают лирическому герою воспоминания о военных временах. Здесь расширяются грани образа народа, который готов пожертвовать самым дорогим для Родины. Русь посылает своих сыновей на бой, отдает последние припасы. Битве автор отводит лишь несколько строчек, а после говорит о мертвой тишине, которая окутала просторы после сражения. Смотря на итоги войны, лирический герой уверенно называет народ героем, не выделяя его отдельных сыновей.

В последних строчках появляется образ пахаря, который является обобщением трудового народа. Он трудится, облегчая свой однообразный труд песнею. Автор замечает, что работает тот без особого наслажденья, но труд его благородный, ибо служит для блага других.

В стихотворении несколько раз упоминается тишина, которая меняется в зависимости от событий. В начале произведения она олицетворяет спокойствие и благодать, даруемые родными краями, после войны выражает скорбь и облегчение, а в конце символизирует мир.

Произведение состоит из четырех частей (разделение соответствует содержанию), каждая из которых делится на куплеты. Н. Некрасов использует перекрестную и параллельную рифму, стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев свою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнул — и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

Свершилось! Мертвые отпеты,
Живые прекратили плач,
Окровавленные ланцеты
Очистил утомленный врач.
Военный поп, сложив ладони,
Творит молитву небесам.
И севастопольские кони
Пасутся мирно… Слава вам!
Вы были там, где смерть летает,
Вы были в сечах роковых
И, как вдовец жену меняет,
Меняли всадников лихих.

Война молчит — и жертв не просит,
Народ, стекаясь к алтарям,
Хвалу усердную возносит
Смирившим громы небесам.
Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!

Молчит и он… как труп безглавый,
Еще в крови, еще дымясь;
Не небеса, ожесточась,
Его снесли огнем и лавой:
Твердыня, избранная славой,
Земному грому поддалась!
Три царства перед ней стояло,
Перед одной… таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!
В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.
Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет…
Свершилось! Рухнула твердыня,
Войска ушли… кругом пустыня,
Могилы… Люди в той стране
Еще не верят тишине,
Но тихо… В каменные раны
Заходят сизые туманы,
И черноморская волна
Уныло в берег славы плещет…
Над всею Русью тишина,
Но — не предшественница сна:
Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.

А тройка все летит стрелой.
Завидев мост полуживой,
Ямщик бывалый, парень русский,
В овраг спускает лошадей
И едет по тропинке узкой
Под самый мост… оно верней!
Лошадки рады: как в подполье,
Прохладно там… Ямщик свистит
И выезжает на приволье
Лугов… родной, любимый вид…
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера… Ночью темной
Мы миновали луг поемный,
И вот уж едем целый день
Между зелеными стенами
Густых берез. Люблю их тень
И путь, усыпанный листами!
Здесь бег коня неслышно тих,
Легко в их сырости приятной,
И веет на душу от них
Какой-то глушью благодатной.
Скорей туда — в родную глушь!
Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет?-
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И богу уступай — не споря…

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно. Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Сочинения по темам:

В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина. Лишь ветер не дает покою Вершинам придорожных ив, И выгибаются дугою, Целуясь с матерью землею, Колосья бесконечных нив…

Первая строчка стихотворения практически сразу после публикации в 1861 году обрела невероятную популярность, превратившись в крылатую фразу. Широкое распространение также получили следующие слова: …А там, во глубине России – Там вековая тишина.

Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные жена и дети. Поэтому, образ дома, который рисует поэт, малоутешителен. Он видит вокруг себя грязный разврат и тиранство.

Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.

Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный ямб с парной рифмой.

Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:

Но, ненависть в душе постыдно притая, Где иногда бывал помещиком и я… Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.

В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.

В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.

Действующие лица

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.

Ионушка — богомолец; рассказчик.

Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Николай Некрасов — В Европе удобно, но родины ласки ( Дома — лучше! )

Doma — luchshe!

V Yevrope udobno, no rodiny laski Ni s chem nesravnimy. Vernuvshis domoy, V telegu speshu peresest iz kolyaski I marsh na okhotu! Denek ne durnoy,

Pod solntsem osennim rodnaya kartina Otvykshemu glazu nova. O matushka Rus! ty privetstvuyesh syna Tak nezhno, chto krugom idet golova!

Tvoi muzhiki na menya vygonyali Zverey iz lesov tsely den, A nochyu vozvratny moy put osveshchali Pozhary tvoikh dereven.

Ljvf — kexit!

D Tdhjgt elj,yj, yj hjlbys kfcrb Yb c xtv ytchfdybvs/ Dthyedibcm ljvjq, D ntktue cgtie gthtctcnm bp rjkzcrb B vfhi yf j[jne! Ltytr yt lehyjq,

Gjl cjkywtv jctyybv hjlyfz rfhnbyf Jndsritve ukfpe yjdf/// J vfneirf Hecm! ns ghbdtncndetim csyf Nfr yt;yj, xnj rheujv bltn ujkjdf!

Ndjb ve;brb yf vtyz dsujyzkb Pdthtq bp ktcjd wtksq ltym, F yjxm/ djpdhfnysq vjq genm jcdtofkb Gj;fhs ndjb[ lthtdtym/

Композиция стихотворения

Стих состоит из трех строф. Каждая из них описывает отдельное событие. Некрасов вложил в произведение все свои чувства к Панаевой. Темы по строфам:

  • первая — описание состояния ссоры;
  • вторая — обращение к возлюбленной;
  • третья — ожидание мира.


В первой части стихотворения Николай Алексеевич описал саму ссору. Пара снова повздорила и застыла в гневном состоянии. Оба влюбленных страдают от мучительных чувств, ожидания дальнейшего развития событий. Им тяжело переносить такие моменты. А сам автор считает это неправильным, он называет себя и возлюбленную бестолковыми, ведь они не умеют сдерживаться, оба мгновенно заводятся и ругаются.

Вторая строфа заключает обращение к любимой женщине. Лирический герой требует от нее высказать свое мнение, вылить на него накопившиеся эмоции. Он не идеализирует свою партнершу. Здесь она выступает, как человек, который любит поругаться и повздорить. Но ей быстро надоедает гнев, поэтому автор и просит ее скорее все ему высказать.

Третью строфу можно назвать статичной. В ней лирический герой застывает — он ожидает момента, когда ссора утихнет. После этого чувства должны вспыхнуть с большей силой.

Автор считает, что периодические споры только усиливают любовь, делают отношения более интересными. Если они протекают ровно, без ссор, то могут наскучить обоим влюбленным.

В Европе удобно, но родины ласки Ни с чем несравнимы. Вернувшись домой, В телегу спешу пересесть из коляски И марш на охоту! Денёк не дурной,

Под солнцем осенним родная картина Отвыкшему глазу нова. О матушка Русь! ты приветствуешь сына Так нежно, что кругом идёт голова!

Твои мужики на меня выгоняли Зверей из лесов целый день, А ночью возвратный мой путь освещали Пожары твоих деревень.

Стихотворение Некрасова Н.А. — Дома — лучше!

См. также Николай Некрасов — стихи (Некрасов Н. А.) :

Дружеская переписка Москвы с Петербургом

1. Московское стихотворение На дальнем севере, в гиперборейском крае.

Я примирился с судьбой неизбежною, Нет ни охоты, ни силы терпеть Невы.

Моральная сторона трагедии

Читайте также: