Положение о школьном музее казахстан

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

Музей в школе является научно-исследовательской лабораторией педагогического мастерства, обеспечивающей максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся.

Школьный музей содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории и культуры, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. Экспонаты, хранящиеся в музее, являются общенациональным достоянием, входят в состав музейного и архивного фонда РФ и подлежат государственному учету в установленном порядке.

1.4. Руководство музеем осуществляется одним из назначенных руководителем школы педагогов, имеющих специальную курсовую подготовку в области организации музейной деятельности.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея входят в состав Музейного фонда РФ и являются неотъемлемой частью культурного наследия народов РФ. Они подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной и образовательной системой школы и определяются её задачами.

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретным профильным направлением.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Цели и задачи музея

3.1. Основной целью музея является расширение образовательного и воспитательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи музея

- Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы.

- Развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности, экспозиционной и экскурсоводческой работы, пополнение фондов музея.

- Увековечивание памяти героя-земляка С.Д. Василисина. Использование опыта, знаний ветеранов ВОВ в воспитательных и образовательных целях.

- Профилактика асоциального поведение учащихся, обеспечение эмоционального благополучия и формирование толерантности подрастающего поколения.

- Повышение авторитета музейной педагогики в школе.

4. Содержание и формы работы музея

4.1. Основные формы деятельности Совета школьного музея

клуб интересных встреч,

музейные и краеведческие уроки,

посещение и сотрудничество с музеями города

участие в благотворительных и иных акциях, волонтерстве,

выпуск печатной продукции,

в ыступления в СМИ,

работа музейного сайта.

создание медиатеки музея. Создание стендов и переносных выставок,

встречи с ветеранами, работа по увековечиванию памяти об участниках Великой Отечественной войны – владимирцах.

сотрудничество с другими общественными организациями.

4.2. Основные направления работы школьного музея

а. работа с документацией,

б. работа совета музея,

в. совещания при директоре,

г. участие в работе школьных МО, педсоветах и пр.,

д. участие в торжественных акциях (Неделя Славы, празднование дня улицы Василисина и пр.),

е. Сотрудничество с Советом ветеранов Ленинского района г.Владимира.

2. Поисковое и научно-исследовательское:

а. подготовка и презентация проектов,

б. изучение истории школы и школьного музея (встречи с основателем школьного музея Втюриной В.М., сестрой Героя Л.Д,Василисиной, учителями-ветеранами школы,др.),

в. индивидуальная научно-исследовательская деятельность (написание рефератов, создание проектов),

г. работа с фондами, осуществление связи со СМИ,

д. участие в городских, областных, всероссийских краеведческих и патриотических конкурсах, конференциях и т.д., развитие связей с другими музеями.

а. разработка и проведение экскурсий, уроков памяти, встреч с ветеранами, краеведческих уроков,

б. подготовка экскурсоводов,

г. выпуск общешкольных газет,

д. пополнение сайта школьного музея, создание электронных ресурсов по школьному музееведению.

4. Работа над обновлением и пополнением фондов:

а. переоборудование экспозиции (тематическое, техническое, ремонтные работы),

б. работа с музейной картотекой, инвентаризация,

в. обобщение материалов проектов,

г. методическая работа.

5. Функции музея

1. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.

2. Развитие детского самоуправления

3. Документирование истории, культуры края и земляков путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов.

4. Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом

7.Учет и обеспечение сохранности фондов музея

7.1.Учет музейных предметов собрания музея осуществляется по основному и вспомогательному фондам.

7.2.Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея.

7.3.Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.4.Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

7.5. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель школы.

7.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в местный краеведческий музей или государственный архив.

8. Руководство работой музея.

8.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

8.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
8.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея. В целях оказания помощи музею может быть организован попечительный совет.

9. Руководитель школьного музея

9.1. Руководитель школьного музея назначается приказом директора образовательного учреждения.

9.1. Руководитель школьного музея:

а) комплектует и организует работу ученического актива школьного музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, исследовательскую, учетно-хранительную, экскурсионную и выставочную работу;

б) ведет в инвентарной книге учет подлинных материалов, поступающих в школьный музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование.

10. Реорганизация (ликвидация) музея

10.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается руководителем образовательного учреждения по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

10.2. Для рассмотрения вопросов об открытии и закрытии школьного музея, состояния его деятельности, перспектив развития необходимо согласовать свои действия с областной комиссией по паспортизации школьных музеев, функционирующей при Департаменте образования, сформированной из представителей органов Управления образования, специалистов государственных музеев и архивов, сотрудников заинтересованных общественных организаций.

10.3.Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия.

Школьный музей является одной из форм работы по разви­тию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

^ Организация музея

Приказ об открытии музея издается директором школы и утверждается районным отделом образования. Музеи органи­зуются в общеобразовательных школах на общественных нача­лах, на основе систематической работы постоянного актива учащихся и при наличии подлинных материалов, а также не­обходимых помещений и оборудования.

^ Содержание и формы работы.

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.


  • пополняет фонды музея путем организации походов, налаживания переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливает связи с другими школьными музеями;

  • проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

  • изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

  • проводит экскурсии для учащихся, родителей, учите­лей;

  • оказывает содействие учителям в использовании музей­ных материалов в учебном процессе.

^ Учет и хранение фондов.

Весь собранный материал составляет фонд музея и учи­тывается в инвентарной книге, заверенной директором шко­лы.

Фонды музея делятся на основной (подлинные памятни­ки) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией (схемы, диаграммы, макеты, фотокопии).

Материалы представляющие первостепенную истори­ческую ценность, должны быть переданы на хранение в соот­ветствующий музей, который взамен подлинника должен из­готовить музею копию, выдать документы, фиксирующие ценность предоставленного материала. Акт передачи является своеобразной положительной оценкой деятельности школьно­го музея. В случае прекращения деятельности школьного му­зея все подлинные материалы должны быть переданы в госу­дарственный музей.

^ Руководство работой музея.

Музей организует свою работу на основе самоуправле­ния. Работу музея направляет Совет музея, избираемый об­щим собранием актива музея. Совет музея разрабатывает план работы, осуществляет подготовку экскурсоводов, лекторов и другую учебу актива.

Педагогическое руководство работой музея осуществляют заместитель директора по воспитательной работе или отдель­ные учителя. В помощь могут создаваться советы содействия школьному музею.

1.2. Историко-краеведческий музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории, культуры сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.3. В основе поисковой и исследовательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.4. Руководство музеем осуществляется руководителем музея назначаемого приказом директора школы.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея являются неотъемлемой частью культурного наследия народов. Они подлежат учету и хранению в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – историко-краеведческий.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры

поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.

2.7. Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

3. Цели и задачи

3.1. Музей - организуется в целях:

- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

- развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- активного освоения обучающимися историко-культурной среды

3.2. Задачи музея:

- развитие интереса к истории с. Алкино-2 через краеведческую деятельность;

- организация досуга школьников;

- организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

- выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

- внедрение модульной организации дополнительного образования;

- развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

- организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением

- формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – актива музея.

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея являются:

- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами;

- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

- осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;

- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Организация деятельности музея

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-

исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей школы, а также с историей и культурой с. Алкино-2.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

- руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению, современным требованиям;

- помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

- положения музея, утверждённого директором школы.

Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

6. Учет и обеспечение сохранности фондов

6.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, вспомогательный фонды музея.

6.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

6.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

6.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в школе.

6.6. Фонд вспомогательных материалов (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельной книге учета.

6.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в экспозиционных помещениях, в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

7. Руководство деятельностью музея

7.1. Ответственность за деятельность музея несет директор школы, общее руководство – заместитель директора по учебно-воспитательной работе или воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом директора школы.

7.3. Перспективное планирование организует Совет музея. Совет музея формируется из представителей педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею организуется актив музея из числа обучающихся школы.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете школы.

8. Содержание работы

8.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами школы, в структуре которого функционирует музей.

8.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

8.3. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся, родителей и ветеранской общественности, а также населения села;

- освоение историко-культурной окружающей среды обучающимися путем организации походов, экскурсий по селу, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет.

8.4. Посещение музея, проведение экскурсий и других мероприятий фиксируется в журнале (книге) посещений музея.

9. Прекращение деятельности музея

9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

9.2 . Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.

Положение рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета школы, протокол №________от__________________20___г.






За год2196533
За месяц283888
За неделю61788
Вчера8481
Сутки1143





Положение о школьном музее

Настоящее Положение регламентирует деятельность как действующих, так и вновь создаваемых формирований музейного типа в образовательных учреждениях. 1.1. Основные понятия. Школьный музей – обобщающее название формирований музейного типа, функционирующих в образовательных учреждениях независимо от формы собственности и являющихся их структурными подразделениями. Школьный музей создается в целях содействия гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирования у него исторического сознания, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом науки или искусства. Комплектование музейных фондов – направление музейной деятельности, включающее в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по разработке и реализации конкретных программ сбора музейных материалов. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге. Экспонат музея – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции музея. Музейная выставка – экспозиция по материалам музея, имеющая, как правило, временный характер или периодически сменяющийся состав экспонатов. Исследовательская работа – направление краеведческой и иной деятельности, заключающееся в получении новых знаний и конкретных материалов в соответствии с профилем и тематикой музея. Методическая работа – направление музейной деятельности, связанное с разработкой, описанием и внедрением методов и приемов по использованию музея в образовательном процессе и культурно-просветительной деятельности. Просветительная работа – направление музейной деятельности, предусматривающее реализацию образовательной функции в ходе работы с различными категориями посетителей как в самом музее, так и за его пределами. Издательская деятельность – направление музейной деятельность, связанное с подготовкой и распространением печатной и сувенирной продукции музея. 1.2. Профиль музея. Профиль музея в соответствии с принятой классификацией может быть краеведческим (природа, история и культура родного края), историческим (военно-историческим, археологическим, этнографическим, истории конкретного объекта или явления: школы, населенного пункта и др.) естественнонаучным (географическим, геологическим, зоологическим, экологическим и др.), литературным, художественным, музыкальным, театральным, техническим, сельскохозяйственным и др., а также комплексным, т.е. работающим по нескольким направлениям. По своей типологии школьный музей независимо от профиля может быть мемориальным (посвященным конкретному человеку или событию) или монографическим (посвященным какому-либо объекту или явлению – музей книги, музей хлеба, музей игрушки и т.п.). При формировании музейных коллекций и определении профиля школьного музея, а также при создании его экспозиции, исходят прежде всего из краеведческого принципа и образовательных задач. 1.3. Учредитель и учредительные документы школьного музея. Учредителем школьного музея, как правило, является образовательное учреждение, при котором функционирует музей. Учредительным документом школьного музея является его устав (положение), который разрабатывается на основе настоящего Положения и утверждается руководителем учреждения образования, в котором находится музей. Допускается совместное учредительство школьного музея. Отношения между образовательным учреждением и учредителем школьного музея определяется договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РК. 1.4. Статус школьного музея. Школьный музей юридическим лицом не является и создается в образовательном учреждении в качестве его структурного подразделения.

  1. Руководство деятельностью школьного музея.

3.1. Общее руководство деятельностью школьного музея осуществляет руководитель образовательного учреждения, в котором функционирует музей. 3.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению. Он планирует работу, заботится о формировании и сохранении музейного собрания, реализует музейными средствами образовательные и иные программы. 3.3. Текущую работу школьного музея организует совет музея, избираемый из числа актива и возглавляемы руководителем музея. 3.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

  1. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея.

4.1. Собранные материалы и коллекции школьного музея составляют основной и вспомогательный фонды музея. Основной фонд музея (подлинные памятники материальной и духовной культуры, объекты природы) в обязательном порядке фиксируются в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, пронумерованной и опечатано), заверенной в органах управления образованием. 4.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций школьного музея производится собственником в соответствии с законодательством Республики Казахстан на праве оперативного управления. 4.3. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет лицо, утвержденное приказом по образовательному учреждению, при котором функционирует музей. 4.4. Музейные предметы, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, одновременно фиксируется в инвентарной книге соответствующего профильного государственного музея. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в ближайший или профильный музей, архив. 4.5. Хранение в школьных музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

Читайте также: