Положение о школьной трудовой практике

Обновлено: 04.07.2024

Главная > Консультации > Омбудсмен > Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Школьники имеют право на посещение мероприятий по своему выбору, которые проводятся в образовательном учреждении (ст.34 Закона). Привлечение обучающихся без их собственного согласия, без согласия их родителей/законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой — запрещается. Поэтому прежде, чем привлекать обучающегося к работе следует оповестить его родителей/законных представителей о том, что обучающийся может быть привлечен к трудовой практике. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду в школе без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Решение о добровольной помощи во время трудовой практики или решение об устройстве на работу несовершеннолетний обучающийся может принять только с согласия родителей и с учетом своего мнения. Это означает, что если трудовая практика не предусмотрена Уставом или образовательной программой какого-либо предмета, то к ней привлекаются учащиеся по добровольному согласию, соблюдая законодательство по охране труда несовершеннолетних.

Если отдельные виды трудовой практики предусмотрены Уставом школы или образовательной программой, то они являются обязательными и не требуют письменного согласия родителя. Такими видами деятельности могут быть работы на уроках труда. Например, работа на различных станках, пошив различных изделий, приготовление пищи и т. д. В данном случае труд — это составная часть учебного процесса. Выполнение такой трудовой деятельности не должно быть противопоказано учащемуся по медицинским показаниям. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой, такой как Управляющий совет или вынести данный вопрос на общее родительское собрание.

Учитывая мнение управляющего совета, школа может разработать локальный акт (Положение о летней практике), который будет регламентировать продолжительность работ, возможных формах и характере выполняемых работ, периода работ и т. д. во время летней практики обучающимися.

Какие работы могут выполнять обучающиеся без ущерба и опасности для здоровья?

  • уборка школьных помещений;
  • уборка территории школы, работы на земельном участке (вскапывание земли, посев семян, обрезка кустарников и деревьев, формирование клумб и т. д.);
  • мелкие ремонтные работы;
  • уборка территории от мелкого мусора;
  • мелкий косметический ремонт, то есть любую посильную добровольную помощь.

К работе во время летней практики привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья освобождаются от прохождения практики. Обычно время, которое обучающиеся могут потратить на прохождение практики в день от 1.5 до 3 часов. Строго определенных нормативов времени не существует. Немаловажно проинструктировать обучающихся о правилах безопасности во время прохождения трудовой практики, а также напомнить о важности соблюдения всех требований руководителя летних практических работ.

Работа в школе во время трудовой практики — это безвозмездная работа, которая не влечет за собой возникновение трудовых отношений. В школе использование принудительного детского труда запрещено, но несовершеннолетние обучающиеся имеют право устроиться на работу. При этом трудовое законодательство защищает несовершеннолетних детей, ограничивая их во времени, которое они могут уделять работе и видах работ, на которые они могут быть привлечены.

Закон предусматривает возможность для обучающихся совмещать получение образования с работой, если это не наносит ущерб освоению образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана (п.27 ст.34 Закона). Трудовое законодательство выделяет несовершеннолетних в особую категорию работников, для которых устанавливается и минимальный возраст приема на работу, и специальные требования к максимальной продолжительности рабочего дня. Возраст, с которого несовершеннолетний может быть принят на работу — это 14 лет, но при условии, что есть согласие родителя, работа не мешает учебе, работа является легкой для ребенка (ст. 63 ТК РФ).

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

О ЛЕТНЕЙ ТРУДОВОЙ ПРАКТИКЕ

1. Общие положения

1.1. Летняя практика учащихся 5-8, 10-х классов организуется с целью создания условий для организованного труда, отдыха, занятости школьников в летний период и предупреждения правонарушений и преступлений среди детей и подростков.

1.2.Учащиеся привлекаются к летней трудовой практике с согласия их родителей, законных представителей(приложение № 1).

1.3.Ответственность за организацию и проведение летней практики возлагается на заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов-организаторов.

1.4. Настоящее положение является локальным актом учреждения и определяет основные цели и задачи, порядок прохождения летней трудовой практики в школе.

2 . Основные задачи летней практики

2.1. Основными задачами во время проведения практики являются:

· воспитание любви и бережного отношения к природе и окружающему миру;

· формирование осознанной потребности в труде;

· обеспечить в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;

· практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в про­цессе обучения на уроках биологии, технологии, экологии, географии.

3. Содержание и организация труда во время летней практики

3.1.Основными направлениями деятельности учащихся средних и старших классов на практике являются:

· работа на пришкольном участке;

· подготовка школы к новому учебному году;

· работа по благоустройству территории.

3.2.Летняя практика проводится по спланированному графику, утверждаемому директором школы, своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней практике.

3.3.Продолжительность рабочего дня не должна превышать 4 часов. Общая продолжительность труда учащихся в период летних каникул не должна превышать 1 недели у учащихся V - VI классов и 2 недель у обучающихся VII , VIII , Х классов. В целях привлечения к труду большего числа школьников возможно проведение летних практических работ в 2-3 потока.

3.4.График летней трудовой практики своевременно доводится до сведения учащихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, задействованных в летней трудовой практике. Объем трудовой практики составляет:

· учащиеся 5-х, классов – 5 дней по 2,5 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

· учащиеся 6-х – классов – 5 дней по 3 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час;

· учащиеся 7-8 классов, 10 – 10 дней по 4 часа в день с 10-15 мин. перерывами каждый час.

3.5.К летним практическим работам в полном объёме привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к работам в объёме согласно заключения врача. Запрещается привлекать к общественно-полезному труду учащихся, имеющих значительное отклонение в состоянии здоровья.

3.6.Изменение сроков летней практики, её перенос для выезжающих по путёвкам в места отдыха, временно нетрудоспособных, по личным заявле­ ниям родителей допускается с разрешения директора.

3.7.Занятость обучающихся в общественно-полезном делах или других видах работ вне школы не освобождает обучающихся от прохождения летней трудовой практики. Прохождение учащимися летней трудовой практики на базе других образовательных учреждений, в том числе, на базе дополнительных образовательных учреждений, спортивных учреждений и др. не может быть зачтено как отработка школьной летней практики.

3.8.Обучающиеся, не прошедшие летнюю трудовую практику (с 1 июня по 31 августа), могут быть допущены к ее прохождению в течение учебного года в свободное от уроков время на добровольной основе.

3.9.Ответственные за проведение летней трудовой практики назначаются приказом директора школы.

3.10. Итоги летней трудовой практики учащихся подводятся в первой декаде сентября на совещании при директоре.

4. Охрана труда.

4.1. Директор, заместители директора, педагоги и лица их заменяющие организуют летнюю трудовую практику в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безо­ пасности, санитарии, согласовывают виды работ, условия труда, несут лич­ ную ответственность за безопасность.

4.2. Обучающиеся допускаются к участию в летней трудовой практике после предва­ рительного медицинского допуска, обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их воз­ расту, в ночное время, в празд­ ничные дни, связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.4. Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий прохождения лет­ ней трудовой практики осуществляет администрация.

5. Руководство летними практическими работами.

5.1.Руководство летними практическими работами обучающихся осуществляется администрацией школы.

5.2.За организацию летних практических работ обучающихся школы отвечает директор школы, учитель, исполняющий обязанности, ответственный за летнюю практику, заведующий хозяйством.

На директора школы возлагается:

· ответственность за соблюдение трудового законодательства;

· определение содержания труда обучающихся;

· подбор и расстановка кадров руководителей летних практических работ учащихся;

· организация необходимой материальной базы;

· создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

· оказание помощи ученическому самоуправлению и (или) родительскому комитету в области руководства летними практическими работами обучающихся;

· создание безопасных и здоровых условий труда, а в необходимых случаях и быта обучающихся;

· установление необходимых связей с предприятиями, учреждениями, организациями, общественностью.

На учителя, ответственного за прохождение летней трудовой практики, возлагается:

· планирование летних практических работ обучающихся, организация обсуждения плана на совещании при директоре школы;

· руководство формированием трудовых коллективов учащихся, их подготовкой к участию в летних практических работах;

· обеспечение чёткой организации и охраны труда обучающихся, воспитательной работы с обучающимися в период летних практических работ.

· ответственность за качество и объем выполненных работ.

На заведующего хозяйством возлагается:

· планирование совместно с ответственным за организацию летней трудовой практики практических работ учащихся;

· обеспечение четкой организации труда учащихся;

· создание безопасных и здоровых условий труда.

5.3. Классные руководители, учителя – предметники в тесном контакте с ученическим самоуправлением и (или) родительским комитетом участвуют в подготовке к летним практическим работам – в их планировании, формировании трудовых коллективов, в обучении учащихся.

5.4. Непосредственное руководство летними практическими работами осуществляет руководитель трудового коллектива обучающихся. Он назначается приказом директора школы из числа учителей. Руководитель организует труд обучающихся, проводит воспитательную работу, несёт персональную ответственность за состояние дел в трудовом коллективе. В организации производственной и воспитательной работы ему оказывает помощь выделенные для этого учителя, работники школы.

5.5. Руководители трудовых бригад ведут документацию:

- журнал по технике безопасности;

- журнал учёта посещаемости;

- журнал учёта проделанной работы.

6. Ответственность участников за прохождение летних практических работ

6.1.Обучащиеся обязаны соблюдать технику безопасности при проведении работ, неукоснительно выполнять все требования руководителя летних практически работ, других работников школы. Прохождение летних практически работ является обязательным для всех учащихся, за исключением случаев указанных в п. 3.5.

6.2.Классные руководители несут ответственность за учёт и контроль за прохождением обучающимися летних практических работ.

6.3. Руководитель трудового коллектива несёт персональную ответственность за качество объём выполненных работ, за состояние дел в трудовом коллективе.

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Обучающегося и его родителя (законного представителя) на привлечение обучающегося

к летней трудовой практике в школе

Данное Согласие может быть отозвано в любой момент по письменному заявлению.

Читайте также: