Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении в доу

Обновлено: 04.07.2024

1.4. Цель организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья - создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

2.1. Организует проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для детей с ОВЗ в ДОУ.

2.2. Выявляет потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, в соответствии с которой формирует заявку.

2.3. Обеспечивает выполнение мероприятий по созданию равного доступа детей с ОВЗ к обучению путем создания специальных условий:

• внедрение адаптированных основных образовательных программ и методов развития и обучения (образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц);

• обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами,

• реализация индивидуальных, технических средств развития и обучения и доступность среды обучения,

3. Принципы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

3.1.Основными принципами организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;

- максимально возможное обеспечение социальной компетентности, независимости и самостоятельности в жизни человека с ОВЗ и инвалидностью средствами образования;

- индивидуализация целей, задач, содержания и условий обучения и социализации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

- социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание условий для развития его природных способностей, участие в реабилитационном процессе).

- добровольность участия детей с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);

- обеспечение условий детям с ОВЗ для получения ими дошкольного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

- создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;

- создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ к получению ими дошкольного образования;

- готовность педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

3.2 Инклюзивное обучение, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми воспитанниками, организуется:

• Посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе;

• Посредством функционирования группы для детей с ОВЗ в ДОУ.

4. Организация инклюзивного образования

4.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной основной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4.2. В ходе инклюзивного образования детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и заключением и рекомендациями ТПМПК.

4.3. Специфика образовательного процесса в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

4.5. Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется двухразовое бесплатное питание.

5. Участники инклюзивного образования

5.1. Участниками инклюзивного образования являются воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющих таких ограничений, медицинские, педагогические работники ДОУ, родители (законные представители).

5.2. При переводе обучающихся на инклюзивное образование необходимо ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс (учебным планом, расписанием, программой).

5.3. Перевод детей на обучение по адаптированным программам осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии и заявления родителей (законных представителей) обучающихся (приложение № 1).

5.4. На основании данного заявления оформляется дополнительное соглашение к договору об образовании, заключенному между ДОУ и родителями обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (приложение № 2).

5.5. Права и обязанности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их родителей определяются Уставом организации и иными предусмотренными Уставом актами.

5.6. Образовательный процесс в режиме инклюзивного образования осуществляется педагогами группы, где зачислен ребенок и специалистами.

5.7. Специалистам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предоставляются компенсационные выплаты и другие льготы, предусмотренные Территориальным отраслевым соглашением.

5.8. Воспитатели ДОУ несут ответственность за своевременное выявление детей, нуждающихся в обучении по адаптированным основным образовательным программам, их обследование на ПМПк ДОУ; создают условия для выполнения режимных моментов в группах с инклюзивным образованием с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья воспитанников.

5.9. Заместитель заведующей организует работу педагогов по обучению и воспитанию этой категории воспитанников; отвечает за оснащение инклюзивного образовательного процесса учебно-наглядными пособиями и дидактическим материалом; оказывают методическую помощь педагогам в повышении их профессиональной квалификации и овладении ими основами коррекционной педагогики и психологии; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

5.10. Педагогические работники, обучающие детей с ОВЗ, несут ответственность за реализацию адаптированной основной образовательной программы.

5.11. Заведующий организует и обеспечивает условия для организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает создание им необходимых санитарно-гигиенических условий для осуществления режима дня; заключает договор с базовым учреждением, выполняющим роль ресурсного центра на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования, осуществляет сетевое взаимодействие по вопросам качественного инклюзивного образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Заведующая МБДОУ №5

об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

I. Общие положения

1.3. Положение регулирует деятельность ДОУ по организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в функционирующей группе общеразвивающей направленности.

1.4.Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или) физические нарушения в развитии, подтвержденные в установленном порядке.

В состав данной категории входят:

дети с нарушениями слуха,

дети с нарушениями зрения,

дети с тяжелым нарушением речи,

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

дети с задержкой психического развития,

дети с нарушениями интеллектуального развития,

дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

дети с аутизмом,

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

1.5. В Положении используются следующие понятия:

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование;

1.6. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста осуществляется

- путем организации совместного образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одной группе образовательного учреждения, реализующей образовательную программу дошкольного образования (образовательная инклюзия);

- через предоставление услуг дошкольного образования (консультативные пункты)

1.7. Инклюзивное образование может реализовываться через следующие модели:

- полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ посещают образовательное учреждение наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, праздники, развлечения и др.;

- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

1.8. В разработке модели организации инклюзивного образования участвуют администрация ДОУ, методическая служба ДОУ, психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ

1.8.1. Администрация ДОУ:

- проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- принимает решение об организации инклюзивного образования в группах общей развивающей направленности;

- анализирует и проводит мониторинг результатов внедрения инклюзивного образования;

- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ.

1.8.2. Методическая служба ДОУ:

- организует работу воспитателей, тьютеров, обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;

- взаимодействует в рамках своей компетентности с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и их семей;

- осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающихся с ОВЗ.

1.8.3. Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ:

- осуществляет проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей;

- готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают или изменяют ранее данные комиссией рекомендации.

2. Организация инклюзивного образования

2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии :

заявления родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой (приложение 1).

2.3. Организация инклюзивного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется на основании:

положения об инклюзивном образовании в дошкольном образовательном учреждении;

образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющей соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе;

плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры);

проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.

2.4. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

2.5. Контроль за своевременным проведением образовательной деятельности, выполнением адаптированных образовательных программ осуществляет заместитель заведующей по ВМР дошкольного учреждения.

2.6.Этапы реализации инклюзивного образования:

предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;

определение воспитателя и группы, в которую поступает обучающий с ОВЗ;

определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ

заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение.

изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования.

Разработка адаптированной образовательной программы:

проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более подробная структура АОП в приложении 2);

2.7. Посещение образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быть организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.

2.8.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке (приложение 3).

2.9.При поступлении в ДОУ ребѐнка с ОВЗ, ребенка-инвалида на инклюзивное образование определяются условия и технология включения их в функционирующую группу общеразвивающей направленности ДОУ (определяется дозирование времени пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста сопровождения ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую группу, составляется индивидуальный график посещения ребѐнком детского сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере адаптации к условиям группы время пребывания ребѐнка с ОВЗ увеличивается.

2.10.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной общеобразовательной программой ДОУ и индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой с учѐтом комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребѐнка.

2.11.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг ребѐнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы. В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим дня и недели может быть гибким.

2.12. В расписании организованной образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения, время, специалисты), предусмотренные индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ.

2.13.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, в соответствии с рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на формирование у ребѐнка социальных и практически-ориентированных навыков.

2.14. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

2.15.Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ, осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы.

2.16.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля.

2.17.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами, родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа, направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых результатов.

2.18.В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его полная интеграция в группу общеразвивающей направленности с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача, специалистов).

2.19. ДОУ организует развивающую предметно-пространственную среду, обеспечивающую необходимые условия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ.

2.20. Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.

2.21. ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ методическую и консультативную помощь с целью повышения их психологической и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ.

2.22. ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребѐнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.

2.23. При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

2.24. При организации инклюзивного образовании ДОУ должно взаимодействовать с ПМПК, учреждениями здравоохранения, социальными партнѐрами (родительскими организациями, общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений.

III . Финансовое обеспечение

3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств общественных, благотворительных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством.

3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

IV . Участники образовательного процесса

4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники.

4.2. Родители (законные представители) имеют право:

защищать законные права ребенка;

обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации МБДОУ.

4.3. Воспитанник имеет право:

на уважение человеческого достоинства;

на моральное поощрение за успехи

V . Порядок управления

Заведующий МБДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ; координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора; осуществляет систематический контроль эффективности работы.

В последнее время в нашей стране все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с психическими, физическими, интеллектуальными недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.

С увеличением количества детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях педагогам приходится переосмысливать сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации функционирует 23 группы, всего 546 воспитанников, из них 50 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (9%). Среди воспитанников с ОВЗ присутствуют дети с нарушениями речи - 35/6% и когнитивными нарушениями (задержка психического развития) – 15/3%.

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработана дополнительная образовательная программа для детей.

На каждого ребенка - инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком – инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка – инвалида и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Доступная среда МАДОУ обеспечивает:

- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Общая численность педагогических работников в учреждении – 51 человек (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога). Из них 46/90% воспитателей и 5/10% узких специалистов (3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре). В группах комбинированной и компенсирующей направленности работает 8 воспитателей, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование 12 педагогов (100%), аттестованы на высшую квалификационную категорию – 3 педагога (25%), на первую квалификационную категорию – 9 (75%).

Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 2 педагога-психолога на 50 воспитанников с ОВЗ, 1 учитель – дефектолог на 15 воспитанников с ОВЗ, 3 учителя – логопеда на 50 воспитанников с ОВЗ.

Система психологического сопровождения включает в себя:

1. Психологическое сопровождение детей:

1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:

* диагностика детей младших групп в период адаптации;

* диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;

* диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;

* диагностика детей, оказавшихя в сложных жизненных ситуациях по запросам родителей (законных представителей);

* диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).

1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:

* развивающие занятия в сенсорной комнате;

* групповые развивающие занятия с детьми старших и подготовительных групп по подготовке к школе;

* индивидуальные коррекционные занятия с детьми по запросам родителей (законных представителей).

2. Психологическое сопровождение педагогов.

2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;

2.3 Организация и проведение профилактической работы.

3. Методическая работа.

4. Работа с родителями:

4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;

4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;

4.3 Организация и проведение профилактической работы.

В МАДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Цель: Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.

1.Расширение вариативных форм дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям - инвалидам.

2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.

3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.

4. Формирование системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность

Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В учреждении введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:

Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.

Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:

- диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

- междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;

- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;

- совместная деятельность в микро - группах с другими детьми;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Результаты реализации инклюзивной практики:

- расширены и апробированы вариативные формы дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям – инвалидам;

- разработана модель организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей - инвалидов, в условиях инклюзивного образования;

- внедрены эффективные командные формы работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса;

- сформирована система мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дети, достигшие возраста 3 лет и завершившие пребывание в Службе ранней помощи, направлены на ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети, не достигшие положительных результатов, продолжают посещать СРП до 4 летнего возраста и так же направляются ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.

По результатам обследования детей с ОВЗ - 100% детей с ЗПР и ТНР допущены к обучению в общеобразовательных классах.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Автор статьи делает акцент на важности корректировки подходов к образованию и определении условий, которые должны быть реализованы перед внедрением инклюзивной практики, представленной в установленных дошкольных программах. Также она описывает цели, которые нужно достичь на первой стадии работы, и последующие действия.

Источник:

Автор:

Правообладатель:

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход за детьми и заботу о них, так и процессы воспитания, обучения, формирования важных жизненных навыков, развития личности и способностей, коррекции дефицитов в развитии. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ изменяет прежде всего установки взрослых: ведь особенности есть у всех детей. При этом возникают следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить; как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе?

Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной). В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители, дети, администрация), поскольку инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.

Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Если мы берем курс на инклюзию, мы должны понимать, что движемся в эту сторону с теми условиями, которые есть: с необученными кадрами, отсутствием нормативной базы. Это достаточно затратный процесс. На переходном этапе надо двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:

  • наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
  • психологическая готовность руководителя и коллектива (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов);
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов.

Когда решение принято, происходит разворачивание инновационной педагогической деятельности. Деятельность отличается от функционирования тем, что предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание методов и средств, реализующих цели, оценку результатов и коррекцию деятельности. Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями.

Задачи инклюзивного сада:

Подготовка к переходу на новую форму работы разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами.

На первом этапе планируются следующие мероприятия:

1. Принятие руководителем ДОУ решения об организации инклюзивной практики.

2. Анализ квалификации специалистов, комплектации предметно-развивающей среды, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ, на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.

3. Встреча руководителя ДОУ с педагогическим коллективом для обсуждения основных принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы по организации инклюзивной практики.

4. Знакомство с семьями; при наличии в ДОУ консультативного пункта (КП) — первичный прием детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций.

5. Определение рабочей группой (это могут быть специалисты КП совместно с педагогами) образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДОУ (лекотека, служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами), разработка индивидуальных планов развития.

6. Выбор команды специалистов, обслуживающих группу или класс.

7. Определение основных мероприятий по адаптации детей группы к приходу детей с ОВЗ.

8. Проведение встреч с родителями всех детей для разъяснения общих принципов работы инклюзивной группы.

9. Подписание договоров с родителями.

10. Определение параметров диагностики детей в адаптационный период.

11. Составление расписания и определение распорядка дня.

Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды. Если приходит ребенок с физическими нарушениями, планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду: все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или столом, прогулки, двигательные занятия), педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-волевой сферы, планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению в нее этого ребенка. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то, возможно, проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительных занятий, формирующих необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями интеллектуальной сферы, необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям, и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

Практика воспитания от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна перестроиться на учет индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует от воспитателя новых компетенций. Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов — психологов, логопедов, дефектологов, учитывающих особенности детей и подбирающих к ним особые индивидуальные средства и методы развития, должен быть освоен и воспитателями. Нельзя требовать от педагогов того, чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции, необходимо обучать воспитателей на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также создавать в образовательном учреждении междисциплинарные команды специалистов.

Дальнейшая организация инклюзивной практики в ДОУ требует решить следующие задачи:

  • разработать концепцию организации инклюзивной практики, включающую основные ценности и технологии их реализации;
  • создать вариативные формы реализации инклюзивного образования;
  • разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса;
  • создать междисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;
  • повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов
  • создать методическое обеспечение образовательного процесса;
  • организовать предметно-развивающую среду;
  • выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса;
  • создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

Читайте также: