Положение о проектном совете в доу

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
statya_proektnaya_deyatelnost_v_dou_v_ramkah_fgos.docx 27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рахманова С.А., воспитатель

г. Нижнекамск, МБДОУ №11

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ ФГОС

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

1. максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

2. максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

3. минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

На сегодняшний день запросы, предъявляемые к дошкольникам, поступающим в 1-ый класс очень высоки. Почти все средние учебные заведения дети зачисляются согласно результатам тестирования. Уже недостаточно просто уметь читать, считать, различать времена года и знать название своей страны.

Следовательно, новая модель выпускника детского сада подразумевает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если ранее на 1-ый план выходила задача обучения стандартного члена коллектива с определенным комплектом познаний, умений и навыков. То в данный момент, стоит необходимость формирования осведомленной, общественно-приспособленной личности, способной ориентироваться в информационной среде, защищать собственную точку зрения, оперативно и конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. То есть упор идет на формирование качеств и социальную адаптацию.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Способность ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогом встает задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала детскую инициативу и реализовывала бы ее в социально значимых формах. Такой формой детской активности и развития познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность.

Проект – последовательность взаимосвязанных событий – действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения.

Проектная деятельность считается проектной лишь в том случае, если прямое действие в той либо иной ситуации оказывается неосуществимым. В ходе проектной деятельности ребенок изучает разные варианты решения поставленной цели и задач, по конкретным аспектам выбирает наилучший метод решения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую; исследовательскую; нормативную.

Каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

3. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Целеполагание: создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый этап является этапом формулировки вопроса.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • Обращение за помощью к педагогу либо родителям. Взрослые выполняют вспомогательную функцию помогая дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта, но при этом должны помнить, что организатором проекта является сам ребенок.
  • Поиск источников информации;
  • Выбор предметов исследования (принадлежности, оборудование);

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – защита проекта. Ребенок готовит рассказ о проделанной работе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практика-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Все больше ДОУ используют проектный метод в своей практике. Изучив методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов и пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной педагогики, но использование его в развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.2. Проект- это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов- система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий- проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой- то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы( техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Цели и задачи

Цель проектной деятельности- развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проектной деятельности- предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Общие задачи развития,. специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия для каждого возраста;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

2.3.1. Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию( ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации ( вместе с педагогом);

- формирование начальных посылок поисковой деятельности (практические опыты).

2.3.2. Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной

беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

3. Требования к проектной деятельности

3.1.Основные требования к использованию метода проекта: в основе любого проекта

лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

3.2.Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки

педагога, сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей

познавательных и творческих навыков.

3.3. Продолжительность проектов:

- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

- Долгосрочный проект (учебный год)

3.4.Технология проектной деятельности предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из этапов:

1) Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2) Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу).

• в каких источниках можно найти информацию.

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3) Выполнение проекта — практическая часть.

4) Публичное представление продукта проектной деятельности.

5) Подведение итогов.

3.5. Информационная карта проекта:

по количеству участников:

Виды детской деятельности:

Продукт проектной деятельности:

1 этап. Подготовительный (мониторинг знаний детей, анкетирование родителей,

изучение литературы, подготовка материала и т. д.)

2 этап. Организационный (планирование деятельности)

3 этап Выполнение проекта

(примерная форма оформления)

дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-

4 этап. Результат (подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются

итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д. Подготовка к

4. Организация работы

4.1. Педагогический Совет ДОУ утверждает план работы по организации проектной

деятельности на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед ДОУ и конкретными условиями ее работы.

4.2. Право разрабатывать проекты принадлежит любому педагогическому работнику

4.3. Для разработки проекта может быть сформирована творческая группа.

4.4. Автор проекта не позднее чем за 5 дней начала проектной деятельности

предоставляет в методический кабинет технологическую (информационную) карту проекта.

4.5. Автор проекта:

- осуществляет руководство деятельностью по проекту в сроки, определенные

проектом и своевременно предоставляет информацию Педагогическому совету;

- осуществляет анализ результатов программной деятельности, составляет справку

- осуществляет мониторинг деятельности по проекту;

4.6. По окончании проектной деятельности автор предоставляет старшему воспитателю

справку (отчет) о мероприятиях, проведенных в рамках проектной деятельности не позднее 7

дней после окончания срока реализации проекта.

5.1. Контроль за организацией проектной деятельности в ДОУ возложен на старшего

воспитателя дошкольного учреждения.

6.1. Результаты реализации проектной деятельности хранятся у автора проекта.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения руководителем

7.3. Настоящее Положение должно быть доведено до сведения всех педагогических

Одним из направлений модернизации образования является повышение в образовательной политике роли всех участников образовательного процесса – воспитанников, педагогов, родителей, представителей гражданского общества. Концепция модернизации российского образования требует обеспечить открытость образования, усилить роль всех субъектов образовательной политики и их взаимодействие, расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании.

Эти цели должны быть обеспечены реальными механизмами общественного участия в развитии образования.

  • руководитель ДОУ;
  • Совет образовательного учреждения;
  • родительские комитеты;
  • Попечительский совет;
  • медико-психологическая служба;
  • педагоги и специалисты ДОУ;
  • специалисты дополнительного образования;
  • коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Применение Проектного совета позволяет привлечь к расширению проблем образовательного учреждения большее количество участников образовательного процесса, организует сотрудничество педагогов, родителей, общественности, включая их в проектные команды, группы.

Цель Проектного совета: обеспечение инновационной деятельности дошкольного учреждения.

  • привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития;
  • повысить воспитательный потенциал семьи, социальную значимость семьи;
  • выработать комплексную систему развития дошкольного учреждения на основе внедрения новых технологий в здоровьесберегающей деятельности;
  • взаимодействовать с семьёй и школой в создании полноценного пространства развития ребёнка;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов, педагогическую культуру родителей.

Сроки реализации

I этап: организационный
Цель: создание организационной основы для реализации эксперимента
Сроки: декабрь - март 2008 -2009 гг.

II этап: основной
Цель: изменение структуры управления дошкольного образовательного учреждения
Сроки: 2009-2012 гг.

III этап: заключительный
Анализ реализации эксперимента
Сроки: 2012-2013 гг.

За прошедший период Проектный совет провёл следующую работу:

Цель: обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

  • пропагандировать здоровый образ жизни.
  • учить детей оценивать и прогнозировать своё здоровье.
  • привить любовь к физическим упражнениям;
  • познакомить детей с правилами гигиены;
  • воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.

Цель: привлечение внимания родителей к актуальной проблеме развития ДОУ в этнокультурном направлении.

Результаты работы:

Цель: создание единого, целесообразного пространства, обеспечивающего гармоничные отношения между ребёнком и окружающим миром.

  • повысить воспитательный потенциал семьи и социальную значимость семьи;
  • привлечь родителей и общественность к разработке и реализации программы развития дошкольного учреждения;
  • расширить предметно-развивающую среду, которая является одним из главных условий для развития и самореализации личности ребёнка.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, педагогической культуры родителей.

  • вести просветительскую работу среди родителей;
  • формировать соответствующие представления и практические умения у родителей в различных областях семейного воспитания;
  • повысить уровень психолого-педагогических знаний и практических умений и готовность их применять;
  • обогатить педагогическую культуру родителей;
  • помочь осознать самоценности дошкольного детства как фундамента для всей последующей жизни;
  • повысить образовательный уровень современных родителей, информированность по проблемам воспитания.

В данный момент ведётся заготовка материала для оформления уголков (брёвна, бруски, доски, камни, прутья, земля, идёт подбор посадочного материала).

Положительные изменения в деятельности ДОУ

Сегодня мы можем говорить об эффективности использования различных популярных форм работы и активных методов общения с родителями. Большое значение уделяется индивидуальным формам общения с родителями. Во всех группах повысилась активность участия родителей в проводимых мероприятиях. В отдельных группах (Одинцова, Зайцева) – участие родителей в выставках, конкурсах, соревнованиях составляет -95 – 100%. Причём приходят с одинаковым желанием, как мамы, так и папы. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, формируется значимость работы с семьёй, её важность. Родители принимают участие в подготовке к праздникам, принимая на себя роли персонажей, костюмеров, бутафоров, режиссёров.

Планируются различного рода мероприятия с применением эффективных методов включения родителей в продуктивную жизнь ребёнка в детском саду (сочиняем с мамой о папе, и наоборот Подарок любимой мамочке от папы и сыночка или дочки). Пользуются успехом мастер-классы, которые проводят воспитатели для родителей по разным видам деятельности

Родители принимают активное участие в управлении ДОУ, выработке стратегии развития ДОУ, осуществляют контроль за деятельностью ДОУ (Приложение 2).
В некоторых группах в мероприятиях детского сада участвуют 100% родителей воспитанников.

ВложениеРазмер
statya_proektnaya_deyatelnost_v_dou_v_ramkah_fgos.docx 27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Рахманова С.А., воспитатель

г. Нижнекамск, МБДОУ №11

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В РАМКАХ ФГОС

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

1. максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

2. максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

3. минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

На сегодняшний день запросы, предъявляемые к дошкольникам, поступающим в 1-ый класс очень высоки. Почти все средние учебные заведения дети зачисляются согласно результатам тестирования. Уже недостаточно просто уметь читать, считать, различать времена года и знать название своей страны.

Следовательно, новая модель выпускника детского сада подразумевает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если ранее на 1-ый план выходила задача обучения стандартного члена коллектива с определенным комплектом познаний, умений и навыков. То в данный момент, стоит необходимость формирования осведомленной, общественно-приспособленной личности, способной ориентироваться в информационной среде, защищать собственную точку зрения, оперативно и конструктивно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. То есть упор идет на формирование качеств и социальную адаптацию.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Способность ребенка к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Поэтому перед педагогом встает задача поиска такой формы детской активности, которая бы поддерживала детскую инициативу и реализовывала бы ее в социально значимых формах. Такой формой детской активности и развития познавательно-исследовательской деятельности является проектная деятельность.

Проект – последовательность взаимосвязанных событий – действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, значимой для участников проекта.

Наиболее содержательно и ярко в отечественной дидактике метод проектов развивался в теории и педагогической деятельности С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, М.М.Пистрака. Они понимали данный метод как форму организации жизнедеятельности, направленную на развитие личности ребенка. Педагогическая энциклопедия издания 1928г. определяет метод проектов как базирующуюся на прагматической педагогике форму организации обучения, основанную на том, что «сами учащиеся намечают себе те или иные практические задания (проекты) и в процессе их выполнения приобретают знания и умения.

Проектная деятельность считается проектной лишь в том случае, если прямое действие в той либо иной ситуации оказывается неосуществимым. В ходе проектной деятельности ребенок изучает разные варианты решения поставленной цели и задач, по конкретным аспектам выбирает наилучший метод решения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую; исследовательскую; нормативную.

Каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

1. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

2. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.

3. Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Целеполагание: создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Первый этап является этапом формулировки вопроса.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

  • Обращение за помощью к педагогу либо родителям. Взрослые выполняют вспомогательную функцию помогая дошкольнику, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта, но при этом должны помнить, что организатором проекта является сам ребенок.
  • Поиск источников информации;
  • Выбор предметов исследования (принадлежности, оборудование);

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – защита проекта. Ребенок готовит рассказ о проделанной работе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практика-ориентированные – дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр. В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Все больше ДОУ используют проектный метод в своей практике. Изучив методическую литературу по данной теме, познакомились с передовым опытом современных педагогов и пришли к выводу, что метод проектов эффективен и актуален для дошкольной педагогики, но использование его в развивающей работе нуждается в дальнейшей разработке.

Читайте также: