Поликультурная среда в школе

Обновлено: 30.06.2024

Работа представляет собой проект создания поликультурной среды как условий развития и национальной самореализации учащихся конкретного ОУ в ходе образовательного процесса через знакомство с культурой народов России и стран СНГ и участие в творческих мероприятиях. Новизна проекта заключается в разработке системы воспитательных и образовательных мероприятий, которые позволят педагогам и учащимся совместно включиться в процесс создания поликультурной среды.

Данный проект предназначен для учащихся многонациональной школы. В условиях такой школы деятельность учащихся и педагогов должна быть направлена не только на формирование толерантного отношения друг к другу, но и на создание благоприятных условий для национального саморазвития школьников на основе их гражданской и духовной общности. С этой целью планируется создать в школе Кабинет изучения национальных культур как один из элементов поликультурной среды, позволяющий учащимся познакомиться с культурой сверстников, педагогам создать банк дидактических и методических материалов и разработать систему образовательных мероприятий, направленную на духовно-нравственное развитие школьников разных национальностей.

ВложениеРазмер
novokuznetskiy_go_galeeva_n.v._2014_proekt_sozdanie_polikulturnoy_sredy.doc 1.37 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложен опыт работы школы по созданию ситуации успеха учащихся "группы риска".

СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА)

Работа представляет собой проект создания поликультурной среды как условий развития и национальной самореализации учащихся конкретного ОУ в ходе образовательного процесса через знакомство с куль.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО

В данной статье рассматривается возможность трансформации предметно-пространственной среды школьного кабинета музыки в условиях реализации ФГОС ООО. На актуальность данной темы указывают возросш.


Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций.


Всероссийская спартакиада "Трудовые резервы" среди обучающихся профессиональных образовательных организаций

место проведения: Республика Башкортостан, Стерлитамакский коледж физической культуры , управления и сервиса.


Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа».

Под образовательной средой он понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность ученика. Основные требования, которым должна отвечать сформированная образовательная среда, заключаются в следующем: обеспечен непрерывный процесс развития учащегося; существует наличие взаимосвязи между обучающимися и воздействиями воспитательного характера, которые осуществляются последовательно в рамках среды образования; обозначены четкие образовательные ориентиры; положительный эмоциональный фон.

Поликультурная среда формируется исторически путем взаимопроникновения и взаимовлияния различных национальных и региональных культур, многообразных и разноликих, для которых нет ясных критериев, позволяющих личности выделить или предпочесть ту или иную культуру в качестве духовного ориентира.

Поликультурная среда - это социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т. д.).

К внешним факторам, влияющим на состояние самой поликультурной среды, относятся:

1) уровень экономического развития страны;

2) социальная политика государства;

3) интеллектуальный потенциал общества;

4) исторические традиции и т. п.

Моделирование поликультурной образовательной среды представляет собой развивающуюся сеть взаимодействий всех субъектов образования разного типа и уровня, учитывает насыщенность ее культурами разных народов. Целью моделирования поликультурного образования является формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурная образовательная среда школы - это система взаимовлияний и условий для самореализации личности школьника, а также возможностей для ее саморазвития, содержащихся в пространственно-предметном, социальном и духовном окружении.

Цель поликультурной образовательной среды школы заключается в создании условий формирования предприимчивой, толерантной личности, способной к самостоятельной, творческой и продуктивной деятельности в социуме.Стратегической целью поликультурной образовательной среды школы

является переход от разрозненных и единичных мероприятий, ориентированных на формирование предприимчивости, толерантности, активности, коммуникабельности ксозданию единой образовательной среды как системообразующего начала учебной, воспитательной и развивающей деятельности формирования необходимых компетенций школьников.

Все компоненты среды школы, как и компоненты ее поликультурного потенциала, направлены на решение взаимосвязанных задач и отвечают общей цели формированию предприимчивости школьников в атмосфере целерационально устроенной школьной поликультурной образовательной среды.

Как контекст становления личности школьника, как духовная общность, возникающая во взаимодействии, поликультурная образовательная среда должна способствовать самореализации личности, обучать сотрудничеству, поощрять к общению, развивать потребность быть принятым, понятым и востребованным, развивать здоровую любознательность и стремление к самоутверждению и пониманию других; опыт преодоления трудностей на основе взаимодействия, взаимоуважения, доверия, добра и толерантности .

2. Современный мир — это арена межкультурных и межнациональных взаимодействий. Интенсивность развития современного общества, процессов глобализации, особенно активно развивающихся в последнее время, стимулирует рост миграционных потоков. Люди, проживающие в различных странах, ежедневно передвигаются по всему миру. Особенно активной категорией граждан является молодежь, которая в установлении межкультурных контактов видит жизненную необходимость, обретает ценный опыт и расширяет таким образом личностные возможности.

Новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики страны, повышение открытости и динамичности общества обуславливают изменение требований государства и общества к образованию. Одним из ключевых направлений образования на современном этапе является интеграция потенциала учреждения образования с мировым образовательным пространством. ЮНЕСКО в новом тысячелетии определила в качестве глобальной концепцию образования в интересах устойчивого развития, назначение которой — обеспечить в обществе превалирование ценностей и идеалов культуры мира, толерантности, активную межкультурную коммуникацию.

Глобализация выдвигает перед образованием сложную задачу

подготовки молодежи к жизни в условиях поликультурной среды,

формирования умений общаться и сотрудничать с людьми, обла-дающими разными ценностями, национальностями, вероисповеданиями. Современное образовательное пространство характеризуется открытостью, способностью быстро реагировать на возникающие образовательные потребности человека и социума, а это

означает, что одним из важных средств воспитания станет создание системы целенаправленного взаимодействия всех институтов социума и конкретных учреждений образования в поликультурном образовательном пространстве.

Включаясь в открытое поликультурное образовательное пространство, активные группы педагогической общественности, способные к различным типам инициатив, становятся коллективными

субъектами управления образованием, формирующего и воспроизводящего ресурс развития учреждений образования. Признание инициативных групп педагогов, нормирование деятельности коллективного управления педагогическими инициативами, создание системы комплексной поддержки развития командной компетентности участников инициативных групп способствуют формированию современных стратегий управления развитием учреждений образования, предполагающих проектирование собственных педагогических инициатив, овладение учителями метода-ми научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_b62d0bd.jpg

Мы – школа,

открытая миру.

Говоря о традициях, особенностях нашей школы, об опыте социального взаимодействия,

мы делаем акцент на том, что наше учебное заведение открыто для дружбы, сотрудничества со всеми,

кто разделяет наши идеи, основанные на развитии личности ученика, расширении области его интересов, возможности их реализовать.

Наше село многонационально, здесь проживают русские, башкиры, татары, марийцы, белорусы. Появились беженцы с Украины.

Все мы знаем, что поликультурная образовательная среда призвана помогать учитывать особенности учащихся, принимать во внимание их культурную самобытность, способствовать более успешной адаптации учащихся к инокультурным условиям посредством образования.

То есть все школьники, независимо от этнического происхождения, религиозных, языковых, образовательных и других культурологических характеристик, должны иметь равные возможности получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а также социальное развитие в соответствии со своими потребностями.

Но если образование и воспитание зависит от педагога, его компетентности, то уважение и внимание – это важнейшие составляющие достойных и комфортных отношений не только между учителем и ребенком, но и между детьми. Уникальность каждой культурной группы в школе принимает педагог, но, к сожалению, не всегда к иной национальной культуре с пониманием и уважением относятся дети (и их родители).

Противостоять предубеждениям, предвзятости помогает поликультурное воспитание.

Конечно, в различных учебных дисциплинах присутствует поликультурный компонент. Но хочется отметить, что внеклассные мероприятия создают особые условия и возможности по формированию поликультурного мировоззрения учащихся, т.к. приобщают учащихся к толерантности и поликультурному воспитанию ненавязчиво, ребенок сам проявляет активность, участвует, и готовится к мероприятию, испытывает духовное наслаждение от активного или пассивного участия. Ребенок переживает, остро ощущает все происходящее.

Разрешите поделиться опытом работы в области поликультурного воспитания детей во внеурочной деятельности в нашей школе, основные задачи которой

- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;

- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

hello_html_m430ba058.jpg

Глазами детей из России делегаты из стран Европы и Азии увидели русскую глубинку с её колоритом и традициями с одной стороны и уверенным движением вперёд – с другой. Мы не только поделились своим опытом в воспитании поликультурной личности, но и познакомились с методическими подходами в решении вопросов межкультурного образования и успешными практиками других государств.

hello_html_17cce997.jpg

Фестиваль объединил представителей всех школ Белоярского городского округа, городов Заречный, Ревда, Екатеринбург, делегацию из республики Башкортостан. Гости фестиваля были не просто зрителями, а активными участниками, представив на гала-концерт свои творческие номера, отражающие культуру разных стран.

Наш фестиваль стал своеобразным диалогом культур и религий, который ведёт к гармоничному, толерантному, мирному обществу.

Мы должны и готовы помочь подрастающему поколению из разных областей и регионов открыть свои сердца друг другу, расширить их кругозор, развить способность к установлению большего взаимопонимания между ними.

Такие внешкольные мероприятия обладают большими воспитательными возможностями, так как учащиеся открыто воспринимают данные виды деятельности, испытывают наслаждение, переживают и надолго запоминают.

Шаг за шагом мы двигаемся к нашей цели – поликультурному воспитанию личности. От познания к признанию, заинтересованности и взаимодействию.

hello_html_670c2a5f.jpg

В этом году мы стали участниками акции по обмену новогодними открытками между клубами ЮНЕСКО России и клубами ЮНЕСКО Непала. Учащиеся нашей школы сделали новогодние поздравительные открытки для ребят из далекого государства Непал. В январе мы ждём ответ со стороны представителей клубного движения Непала.

hello_html_1149dc1d.jpg

Наши ученики готовы не только к виртуальному взаимодействию, но и к открытому диалогу. Нередкими становятся встречи с гостями из Австралии, Соединенных штатов Америки, Индии, Кипра.

hello_html_33bcf360.jpg

Самые популярные вопросы наших ребят в беседе с иностранными гостями касаются образования и традиций.

А наша обязательная и любимая церемония на таких встречах – знакомство с русскими народными обрядами.

Каждая такая встреча для наших ребят - незабываемое событие, которое способствует обогащению нравственных понятий детей, формированию эмоционально-положительного отношения к важнейшим традициям культуры своей страны и культуре другой страны.

Наше сотрудничество основывается на солидарности и взаимной поддержке. Мы считаем, что так возникает подлинное партнёрство, которое отвечает интересам всех.

Известно, что высшим показателем достижения личностью поликультурного развития считается ее открытость другим культурам . Открытость предполагает активную позицию субъекта, когда уже не появляются сомнения по поводу культурных различий, нет негативных стереотипов и предубеждений.

Мы воспитываем наших детей готовыми для межкультурного диалога и толерантного отношения друг к другу, мы школа - открытая миру.

В данной ситуации школу можно рассматривать как общественный ресурс, направленный на формирование поликультурного взаимодействия участников образовательного процесса, на воспитание социально активных молодых граждан, адаптированных к современным условиям жизни в поликультурной среде.

В поликультурной ситуации образовательного процесса взаимодействие оказывается значимым в двух аспектах – как содействие образованию детей, имеющих культурные особенности, и как равное партнерское их взаимодействие. Такой диалог определен как диалог культур (М. Бубер). В ситуации классного общения он может рассматриваться как взаимообогащение ценностями разных культур в образовательном пространстве.

Организация поликультурной образовательной среды в этом случае может быть рассмотрена с двух позиций: среда школы как учреждения образования и среда ученика как субъекта деятельности в школе. В нашем исследовании поликультурная образовательная среда школы рассматривается как организация взаимодействия субъектов образовательного процесса. В этом процессе мы выделяем следующие компоненты:

1. Мотивационно-ценностный компонент предполагает формирование ценностей межкультурного взаимодействия, стремления старшеклассников к изучению культуры других народностей, чувства ответственности перед своим государством и его культурой, принятие межкультурных отношений как общественной ценности.

2. Эмоционально-чувственный компонент предполагает развитие интеллектуальных, эстетических и нравственных чувств, которые способствуют формированию положительных эмоций к другим культурам.

3. Когнитивный компонент включает в себя систему компетенций школьников в системе норм социального и личностного взаимодействия, культурных ценностей, разных языков, применения знаний в практических ситуациях общения и т.д.

4. Личностный компонент предполагает формирование таких значимых качеств личности, готовой к межкультурному взаимодействию, как толерантность, патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.

5. Поведенческий компонент предусматривает создание условий для активной деятельности старшеклассников в сфере межкультурных отношений, приобретения коммуникативного опыта, совершения поступков в рамках межкультурного взаимодействия и др.

В основе исследования лежит осознание того факта, что социум находится в состоянии непрерывного изменения, а значит необходимости возможно более полной самореализации личности, достигаемой на основе самоидентификации, самоопределения в поликультурной среде.

Именно целостная поликультурная, эмоционально насыщенная образовательная среда школы может выступить условием последующей успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме, позитивного влияния на профилактику экстремизма и развитие толерантности школьников.

30. Понятие "образовательная среда", типология и структура образовательной среды. Психологическая безопасность образовательной среды.

По мнению В.А. Ясвина, среда образования – это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

1. Догматическая среда

Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, по мнению автора, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.

2. Идейная среда

Идейная среда формируется, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их первоначального становления и развития. Это может быть и музыкальный ансамбль, и конструкторское бюро, и команда КВН. Важнейшее условие формирования идейной среды - отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. Как только появляется такой человек или кто-то из членов группы начинает выказывать нетерпимость к позициям своих соратников, идейная среда перестает существовать, трансформируясь в какой-либо другой тип среды. Идейная среда - самая хрупкая и неустойчивая, о чем свидетельствуют, в частности, нередкие распады различных творческих коллективов, успешно начинавших свою деятельность.

В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Именно идейная среда является, по существу, творческой средой.

3. Среда безмятежного потребления

По мнению Корчака, в подобной среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть. Основной чертой такой личности можно считать жизненную пассивность, неспособность к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире.

4. Среда внешнего лоска и карьеры

Таким образом, согласно типологии Я.Корчака догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная (творческая) - свободного и активного; безмятежная - свободного, однако, пассивного, карьерная среда - активного, но зависимого.

Так, С. В. Тарасов полагает, что образовательная среда имеет следующую структуру:

1. Пространственно-семантический компонент (архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников, герб, традиции и др.).

2. Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и методы организации обучения и др.).

3. Коммуникационно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, коммуникационная сфера, особенности управленческой культуры).

Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.

Читайте также: