Краеведческое содержание школьного курса географии

Обновлено: 02.07.2024

Содержимое публикации

Учитель географии высшей категории школы-лицей №4 г.Рудного

Габит Мусрепов

Важную роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой, к стиранию граней между трудом умственным и трудом физическим, играет школа.

Этой цели всецело должны быть подчинено содержание, методы и организация всей школьной работы.

Моя педагогическая деятельность, как учителя географии направлена на решение следующих проблем:

формирование географического, экологического мышления и навыков исследовательской и поисковой работы.

усвоение учащимися глубоких знаний по предмету на основе целенаправленной работы по овладению знаниями методов, понятий, теорий, концепций, моделей, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в различных областях материальной и духовной культуры.

формирование отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде.

Все эти проблемы можно выполнить, используя в своей практике краеведческую работу.

Краеведческая работа открывает учащимся возможность познать свои способности, интересы и склонности, готовиться к сознательному выбору своей будущей профессии и овладеть рядом необходимых для этой профессии знаний и практических навыков. Учителю же краеведческая работа представляет, широкие возможности активизировать методы и весь процесс обучения, преодолевать книжность, сухость, отрыв от жизненной практики в преподавании и в знаниях учащихся.

Определенные природно-территориальные комплексы наряду с различиями имеют сходства и общие черты. Это позволяет рассматривать на уроках изучения родного края, что каждый объект на земной поверхности в некоторой степени отражает поверхность всего земного шара. Например, все реки на земле имеют правые и левые берега, истоки, устье, разрушающую и созидающую работу текучей воды. Все холмы и горы имеют подошвы, склоны и вершины. Климат любой местности слагается из температуры воздуха, ветра, осадков, облачности и т.д. В результате непосредственного знакомства учащихся с рекой, с холмом, с горой, с климатом своей местности поможет составить правильные общие представления этих географических объектах в стране и в мире.

Изучение родного края помогает ориентироваться в работе с картой при объяснении географического положения любого пункта. Учащиеся хорошо помнят географическое положение своей местности на карте и легко определяют положение любых других пунктов земной поверхности на севере, на юге, на западе или на востоке от нашей местности.

Краеведение благотворно укрепляет связь школы с окружающей жизнью и усиливает ее влияние на население. Оно дает возможность обеспечить учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы в соответствии с хозяйственной спецификой данной местности.

На примерах изменений, наблюдаемых в природе, в хозяйстве, в культуре, в экологии открывает широкие возможности активизации педагогического процесса, самодеятельности учащихся и повышает качество учебно-воспитательной работы школы. Краеведческая программная работа тесно связана с внеклассной краеведческой работой. Особенно велика роль краеведения для развития и воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордость за свой родной край. Познание своего края укрепляет любовь к нему, развивает интерес к общественным делам и окружающей среде.

Система знаний о крае у учащихся формируется в школе постепенно, начиная с изучения родного края на классных и внеклассных занятиях еще в первых классах.

В средних и старших классах сведения о родном крае расширяются и углубляются.

Школьное краеведение касается ряда предметов, но я остановлюсь на географическом краеведении.

Школьная география пронизана элементами краеведения. Эти элементы можно проследить на уроках естествознания в 5 классах.

Рассмотрим элементы краеведения в содержании школьного курса географии 6 класса.

Программа географии в 6 классе включает достаточно широкий круг краеведческих сведений, и выделенные 3часа на изучение природы нашей местности в конце учебного года, позволяют обобщить полученные сведения.

Особый интерес у ребят вызывает работа с картой г.Рудного.

Составление календаря с описанием погоды известных вам дат можно выполнить и в группе.

Можно получить знания о погоде из и дополнительной литературы.

Дети с удовольствием находят сами и рассказывают легенды и предания связанные с погодными явлениями. Живёт в наших краях легенда Бес Кунак. Звучит она так.

«Однажды, солнечным апрельским утром, решили пять (бес) мужчин (кунаков) поехать в гости в соседний аул. Снег весь уже растаял, земля покрылась золотисто-зеленоватым ковром травы, на деревьях набухли почки, а в небе радостно щебетали птицы. Но вдруг, на середине пути, их настигла снежная буря. Порывы ветра достигали огромной скорости, снег слепил глаза, видимость была нулевая. Путники сбились с пути, а ночью замёрзли и умерли. Через несколько дней лошади вернулись в родной аул, и люди поняли, что случилась беда.

А теперь можно попросить ответить на вопросы. Объясните с научной точки зрения всё, что описано в легенде. Какая воздушная масса приносит снег? Где она зарождается?

Еще одна легенда, которую дети слушают с удовольствием.

«Рядом с Лисаковском есть могила Кауметея, который жил на правом берегу Тобола, между нынешним городом Лисаковск и посёлком Валерьяновка. Там есть высокая скала, стоящая отвесной стеной. Кауметей упал с этой скалы. Его похоронили на вершине этой скалы, а скалу назвали его именем. Причина его гибели такова.

И снова вопросы. Как в народе называется данное погодное явление? Чему учит подвиг Кауметея? Почему через 200 лет после гибели народ помнит и почитает Кауметея, а аксакалы водят на его могилу своих внуков?

Решая некоторые учебно-познавательные и практические задачи, учащиеся становятся в некоторой степени исследователями.

При изучении темы «Суточный и годовой ход t °воздуха, мы строим с ними графики хода t ° воздуха по месяцам, за год. Но можно предложить построение графика суточного температуры своего города, ребята с удовольствием измерения делают в течение суток, а потом строят график.

График суточного изменения температуры воздуха в г.Рудном, 7 микрорайон .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьном краеведении главная роль в изучении принадлежит учащимся под руководством учителя. Изучением края может заниматься и местное население, а также туристы. Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя. Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство; он знакомится ближе с населением, с родителями своих учеников, изучает работу местных организаций и предприятий. Краеведение для учителя —верный путь к научной исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В обучении географии краеведение—одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться в качестве примеров и иллюстраций на уроках, в своем краю имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретенных знаний. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале. Учебное и непрограммное краеведение В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. В непрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр. Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристского похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т. д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой. Учебное краеведение преследует две задачи: одна из них - всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая - использование этого материала в преподавании. Они друг с другом очень связаны: решение первой открывает путь второй. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний - главное назначение школьного краеведения.

Педагогическое значение экскурсии состоит в том, что понятие о различных формах рельефа и о водах на Земле дается не отвлеченно, а на основе наблюдений. Последующий осмотр соответствующих материалов школьного краеведческого уголка расширит и укрепит полученные знания непосредственных наблюдений, а на уроках в классе во время изучения других тем будет воспроизводиться многое из виденного на экскурсии. Выяснение на экскурсии значения для жизни на Земле рельефа и вод и ознакомление с примерами их хозяйственного использования привлекает школьников к общественно полезному труду, к разнообразной внеклассной работе (по охране вод, по борьбе с вредными процессами —с ростом оврагов, эрозией почв, к наблюдениям за режимом реки и т. д.). Определенное значение для этого имеют работы практического характера, которые должны обязательно выполнять учащиеся во время экскурсии по заданию учителя, например: расчистка от зарослей и загрязнения участка местности или реки, расстановка предупреждающих указателей, приведение в порядок запущенных источников и водосборов, а также и выявление новых для хозяйственного использования. Понятия о климате и о климатообразующих факторах в начальном курсе физической географии формируются на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменениях, получаемых в результате систематических наблюдений, поставленных с начала учебного года на географической площадке или школьной метеорологической станции. Во время таких наблюдений накапливается фактический материал, позволяющий понять закономерности, протекающие в атмосферных явлениях, и простейшие зависимости между ними. Это и поможет разобраться в определении различных типов погоды. Результаты непрерывных наблюдений, собранных в школе за несколько лет, позволят делать выводы об основных, характерных чертах климата края. А сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата. Как и при изучении рельефа и вод своего края, необходимо показывать практическое значение изучения погоды, например, для сельского хозяйства, транспорта, для строительных работ. Данные метеорологических наблюдений вывешиваются в школе, могут сообщаться местным организациям (если эти данные снимаются с достаточно надежных приборов). В связи с наблюдением погоды может быть поставлена очень содержательная внеклассная работа, с охватом большого количества школьников разных классов, так как наблюдения проводятся обычно три раза в сутки (в 7, 13 и 19 часов) за температурой воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра, влажностью воздуха, облачностью, осадками и другими метеорологическими явлениями. При изучении темы “Географическая оболочка”, конкретные представления о взаимосвязях компонентов природного комплекса учащиеся получают на краеведческом материале, той местности, где расположена школа, с использованием результатов наблюдений как в общем плане краеведения в школе, так и в течение учебных занятий, например, на весенней экскурсии. Весенняя экскурсия — завершающий этап начального курса физической географии. Ее маршрут должен совпадать с маршрутом осенней экскурсии: иначе не покажешь динамику природы, эрозионные процессы и др.

Особое место в 6 классе занимает изучение плана и карты. Сознательное и правильное понимание карты как источника географических знаний целиком зависит от того, как будут поставлены первые занятия по ознакомлению и работе с планом и картой. Давно доказано, что словесное объяснение того, как построена карта, и рассуждения о том, как ее “читать”, цели не достигают. Также плохо помогает пониманию карты заучивание соответствующих параграфов учебников. Изучение темы “Изображение Земли на глобусе и картах”, которая стоит первой в курсе, должно строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, своего села, деревни или города, своего района, области). Занятия должны быть поставлены так, чтобы учащиеся на местном материале учились ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивали условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, учащиеся видят не отвлеченные условные знаки, а живые, очень знакомые ориентиры, реально представляемые масштабы не раз, может быть, пройденных расстояний и измеренных площадей. В результате таких занятий можно будет понимать любую карту. Все виды топографических работ должны составлять обязательную часть краеведения в целом, как и всех учебных экскурсий и походов. Картографический материал — основа для географического краеведения и главное пособие при осуществлении краеведческого принципа в преподавании. Действительно, как же иначе можно знать родной край, если не “привязывать” все обнаруженное и изучаемое к “месту”, не накладывать на карту. Только на карте можно показать окружение края и внутренние его различия. Курс географии материков также имеет возможности для использования конкретного краеведческого материала, но до настоящего времени связь его с краеведением носит очень ограниченный характер.

В 7 классе практические работы направлены на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий. Наблюдения погоды, проводимые дежурными, совершенствуют умения наблюдать и отрабатывать собранные данные и вместе с тем способствуют накоплению материала о погоде и климате своей местности. Проводится экскурсия по комплексному описанию природы, на которой изучают взаимодействие природных компонентов и подводят учащихся к выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Таким образом, во время изучения географии материков краеведческие наблюдения должны продолжаться в целях применения их в качестве сравнений с отдаленными и недоступными для непосредственного восприятия географическими комплексами. Обобщенный материал наблюдений по своему краю используется для сравнения при изучении климата, рек, географических поясов материков. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, полезно установить, какие места расположены на одинаковой широте или долготе со своей местностью или чем отличается географическое положение изучаемой территории от родного края. Напоминая о характере поверхности и сопоставляя на уроке конкретные данные о температурах и количестве осадков своей местности с данными изучаемых территорий, можно вызвать у учащихся более реальное представление о рельефе и климате этих районов, например, данные о средних температурах в январе или в июле, о среднем количестве осадков реально будут оценены, если при этом вспоминались аналогичные показатели по своей местности. В этом курсе краеведческий материал больше привлекается для постановки на его основе вопросов как исходных в начале изучения темы программы. Конечно, из-за ограниченности прямых связей этого материала с географией материков учителя реже, чем в других классах, прибегают к его использованию на уроках, хотя работа с применением краеведения в изучении географии материков обеспечивает хорошее усвоение учебной программы. Большое образовательное и воспитательное значение имеет показ примеров различного, в зависимости от общественно-экономических условий, использования природы в зарубежных странах в сопоставлении с преобразованием и развитием производительных сил родного края. Рассказы о населении также будут более реальными, если проводить сравнения с достижениями в росте материального и культурного уровня народа своей области. Продолжается работа по охране природы. Более глубокая связь преподавания с краеведением осуществляется в процессе изучения физической географии России. Большое значение применения краеведческого принципа при изучении физической географии России состоит в том, что он обеспечивает развитие у учащихся представлений о своем крае как о составной части страны, что очень важно в образовательных и воспитательных целях. В курсе физической географии России накопленные ранее краеведческие сведения значительно расширяются и углубляются за счет привлечения дополнительного материала о природных особенностях, новых данных о промышленности и сельском хозяйстве, историческом прошлом и культурном развитии своего края. В течение учебных занятий школьникам даются задания, связанные с краеведческими наблюдениями и их обработкой. Характер заданий определяется программой, и почти все учебные занятия могут быть так построены, чтобы каждая изучаемая тема подкреплялась какой-либо практической работой из географии родного края. Кроме наблюдений в природе, краеведческие работы в 8 классе могут включать и изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования результатов в 9 классе. Важное значение имеют всевозможные измерительные и картографические работы, обработка метеорологических и фенологических наблюдений, географические описания отдельных природно-территориальных комплексов (ландшафтов). Но будет неправильным ограничивать краеведческие сведения, вводимые в уроки, только результатами, полученными от непосредственных наблюдений учащихся. Курс физической географии России очень содержателен, и собранный школьниками материал вряд ли будет достаточным для разрешения всех вопросов связи со своим краем. Учителю необходимо дополнять уроки собственными краеведческими познаниями из самых различных источников. В курсах физической и экономической географии России продолжается и экскурсионное изучение края. На экскурсии в 9 классе изучаются природно-территориальные комплексы и производится ознакомление с хозяйственной деятельностью местного населения. На экскурсии в 9 классе изучается территориально-производственный комплекс. Завершается изучение родного края в 8 и 9 классах темой “Своя область”. Краеведческая основа должна проходить через весь курс географии России, но особенно в первой части (физическая география России). При ознакомлении с географическим положением и границами России привлекаются данные о географическом положении родного края для примеров доказательства большой роли положения в развитии страны. В теме “Рельеф России” учащиеся находят и определяют связи местных форм с рельефом того крупного физико-географического района, в состав которого входит родной край. Используются описания конкретных местных форм рельефа для сравнений при характеристиках отдельных частей поверхности всей страны. Выясняется доля ископаемых богатств края в общих ресурсах страны и его участие в разрешении задачи по обеспечению минеральным и энергетическим сырьем хозяйства России. Проводимые метеорологические наблюдения в районе школы и их данные о родном крае используются в теме “Климаты России” для объяснения различных явлений, изменений погодных условий по временам года и связей хозяйства с климатом. В теме “Внутренние воды России” данные об источниках питания, о режиме и хозяйственном использовании местных рек сопоставляются с аналогичными данными по рекам всей страны. Такой же подход должен быть и при изучении озер и других водоемов. В теме “Почвы, растительность и животный мир” для характеристики зоны, в которой располагается край, привлекается весь материал по изучению местных почв, растительности и животного мира и природно-территориального комплекса. Уроки следует начинать с вводной беседы о своей местности или с описания конкретного географического объекта, от которого переходить к объяснению общих понятий зональности в природе и закономерностях размещения природных зон. При изучении темы “Население России” можно использовать факты из практики развития хозяйства и культуры в родном крае, которые могут служить иллюстрациями к текущему учебному материалу. Вторая часть курса—природные условия и естественные ресурсы России — имеет больше возможностей для связи программного материала с краеведением, особенно при изучении крупного региона, в который входит свой край. Допустимо изучение темы “Своя область” вместе со своим регионом. В этом имеется большой смысл. Учащиеся уже владеют многими знаниями о своем крае, а учебный материал позволяет проводить всесторонние и содержательные связи как в отношении природной среды, так и в отношении хозяйства своего края со всем регионом, частью которого он и является. В курсе экономической географии России краеведческий принцип находит очень широкое применение, так как учащиеся обладают уже значительными знаниями по физической географии края. Но его осуществление целесообразнее проводить, связывая вопросы программы с местным материалом при изучении отраслевого обзора РФ и своего экономического района. Большая часть краеведческой работы в этом курсе проводится по изучению местного производства. В городе это может быть небольшое промышленное предприятие, а в сельской местности — колхоз, подсобное хозяйство. Часть практических занятий, упражнений и заданий по экономико-географическому анализу и расчетам может выполняться на местном статистическом и производственном материале.

Особенно важно знакомство с местными предприятиями для понимания значения использования в производстве местных природных ресурсов, внутрирайонных производственных связей и роли местных предприятий в межрайонном территориальном разделении труда. Правильное представление о производственных связях промышленных предприятий формируется на примере предприятий своего района. Весь собранный материал о местном производстве дает возможность проводить уроки, опираясь на представления, которые сложились у учащихся в процессе всей краеведческой работы. На примере собственного края могут быть яснее показаны те факторы, которые обусловили размещение и развитие производства, а затем от частных и конкретных выводов сделать переход к изучению общих принципов размещения хозяйства России и его перспектив . В экономической географии зарубежных стран в меньшей степени, чем в других школьных курсах, может устанавливаться прямая связь краеведения с содержанием предмета. Однако и здесь возможно использование краеведческого материала в преподавании. Прежде всего, для более конкретных описаний и хозяйственной оценки природных ресурсов ряда стран могут применяться сравнения их с природными условиями своего края. В этом случае краеведение поможет находить понятные примеры для разъяснения учащимся, во-первых, изменения роли природной среды и хозяйственной деятельности в зависимости от способа производства; во-вторых, значения сырьевых -ресурсов в географии производства в различных социально-исторических условиях. Специфика краеведческого материала, включаемого в курс экономической географии зарубежных стран, его ограниченность и непостоянная возможность использования определяют методы его применения в учебном процессе.

Научно-технический прогресс в нашей стране предъявляет все более высокие требования к общеобразовательной подготовке подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной школы уделяет большое внимание активизации процесса обучения, повышению его научного уровня. В решении этих задач определенное внимание уделяется краеведению.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории - своего края, под руководством учителя. При этом выполняются две задачи:

1) всестороннее изучение своей республики и накопление краеведческого материла;

2) использование этого материала в преподавании географии.

Краеведческий принцип предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности.

Существующая программа предусматривает изучение рельефа, вод, климата, почв, растительности, животного мира, населения, с рассмотрением его быта и хозяйственной деятельности.

Цели, задачи, содержание, как и время, отводимое на изучение своей местности, четко отражены в программе школьного курса. Однако, место и дидактические цели изучения географии своей республики; степень интеграции его содержания с содержанием основного курса и число часов на изучение разделов еще не достаточно определены.

Опыт показывает, что обучение географии родного края должно быть глубоко увязано с содержанием основного курса географии России. Поэтому я при планировании учебного процесса, я определяю и степень интеграции содержания, и объем часов.

Программа указывает на то, что при изучении каждого основного компонента природы, населения и экономики страны необходимо использовать краеведческий принцип.

Краеведческая основа обучения дает возможность выполнить две важные дидактические функции:

а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей республики, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе, населении и экономике России;

б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы, населения и экономики России получить стройную систему знаний о географии своей республики.

Использование краеведческого принципа помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и хозяйственной деятельности населения и уяснить, что своя республика - это органическая и неотъемлемая часть всей России.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико и эколого-географическое изучение местных предприятий и т.д.), туристские походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования:

4. методом полевых наблюдений.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы, на которых отображены данные о размещении сельского хозяйства - посевы наиболее характерных для изучаемого района с/х. культур, ведущие отрасли животноводства. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата, населения и хозяйства республики.

Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Например: динамика роста численности населения, сельскохозяйственной и промышленной продукции и др.

Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов.

Из выше сказанного следует, что краеведческий принцип, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса.

Из опыта работы.

Организуя изучение родного края, я всегда помню слова М..И. . Калинина, который очень кратко, но емко сказал о важности этого вопроса: "Знакомство с "местной географией", с небольшим уголком окрестностей земли позволит детям более сознательно отнестись к географии всей страны и, кроме того, сделать их любовь к Родине более живой и непосредственной".

На просторах нашей Родины маленькая Карачаево-Черкесия поражает богатством и разнообразием природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, культуры и искусства, я стараюсь продумать как интереснее и доходчивее преподнести это детям.

Природу республики нужно рассматривать как часть природной среды обширного Северо-Кавказского региона. Для этого я всегда пользуюсь методом сравнительного анализа. При этом наряду с общими свойствами особо выделяю наиболее четко просматривающиеся специфические черты, природы своей республики. Эта местная особенность природных компонентов и их территориальных сочетаний определяет своеобразие хозяйственного развития и проблемы рационального использования природных ресурсов Карачаево-Черкесии.

После длительной хозяйственной деятельности человека природные ландшафты значительно изменились, превратившись в антропогенные (возделываемые поля, сады, огороды, сенокосы, пастбища, города, территориально-рекреационные системы).

Антропогенные ландшафты характеризуются высокой и стабильной

продуктивностью. Они служат основным местом жительства и труда населения республики. Но, к сожалению, на них же больше всего следов разрушений (обглоданные горы, карьеры, сбитые высокогорные пастбища, обмелевшие реки). Говоря о них, указываю не необходимость проведения природоохранных мероприятий.

Знание особенностей природы своей территории, закономерностей ее развития и использование этих знаний на уроках физической и экономической географии я считаю одной из своих основных задач в преподавании предмета.

Преподаю географию я с 1987 года. За этот период мною накоплен достаточный опыт ведения уроков, с применением конкретного материла из окружающей природы. Мною выработана система ведения таких уроков с 6-го по 9 класс.

Так, уроки географии в 6-м классе по темам "Рельеф", "Горы суши" всегда проходят с обязательным использованием местного материла. Приведу в качестве примера несколько фрагментов, которые станут подтверждением выше сказанного.

Фрагмент из урока по теме "Рельеф".

- Я даю понятие рельефа, объясняю, какие силы влияют на его формирование. Знакомлю учащихся с основными формами рельефа. Затем подвожу их к мысли о рельефе своей местности.

- Ребята, давайте подумаем, какой рельеф характерен для нашей местности?

- Какие силы повлияли на формирование рельефа нашей местности?

- Повлияли внутренние и внешние силы.

После того, как я добиваюсь у учащихся удовлетворительного ответа на поставленные вопросы, рассказываю о рельефе нашей республики, подчеркиваю его разнообразие по территории КЧР и, идя от общего к частному, стараюсь составить представление о рельефе Хабезского района, а затем и окрестностей а. Али-Бердуковского.

- Внутренние силы создают крупные формы рельефа как горы и обширные равнины, а внешние силы, воздействуя на них, разрушают только что созданные формы рельефа. Солнце, вода, растения, ветер, живые организмы вызывают процесс выветривания. В окрестностях аула Али-Бердуковского можно увидеть много следов разрушения целостности горных массивов в результате выветривания. Недалеко от башни "Адиюх", в восточной горной гряде можно увидеть обвал в отвесном горном склоне, вода, просачиваясь в трещины пород и корни растений, расширяющие эти трещины, вызывают обвалы. Далее я знакомлю учащихся с одной из форм выветривания - это "'Кольцо-гора" - продукт эолового выветривания. Годами ветер сдувал частички горных пород с этого останца все, более разрушая его, придавая ему такую причудливую форму.

В практике своей работы я заметила, что учащимся очень интересны темы, которые по содержанию близки им в силу того, что сами живут в горной местности.

Фрагмент из урока по теме "Горы суши" в 6 кл.

Из предыдущих тем учащиеся уже знают, что мы живем в горной местности, и я задаю вопрос:

- Скажите, как меняются высоты гор в нашей республике по направлению с севера на юг?

- Высоты гор повышаются по направлению с севера на юг.

- Правильно. Горные хребты параллельно друг другу протягиваются с запада на восток. На севере КЧР мы обнаружили самые низкие горы - это - Сычевы или Черные горы. К югу от них протягивается Пастбищный хребет, за ним Скалистый, Боковой и Главный Водораздельный хребты. На юго-востоке республики, на границе с Кабардино-Болкарией, находится высшая точка Кавказа и России - гора Эльбрус (5642 м). Учащимся рассказываю, что наши горы молодые, еще идут горообразовательные процессы.

В рабочих тетрадях учащиеся записывают названия горных хребтов и высшую точку КЧР.

После этого урока учащиеся получают представление о горах суши, наряду с ними они узнают, к какой горной стране относятся горы на той территории, где живут, какие горные хребты туда входят.

Местный материал можно использовать и при изучении темы "Воды суши". Уроки по темам "Подземные воды" и "Реки" целесообразно проводить, опираясь на местный материал.

Наш аул расположен на левой надпойменной террасе реки Малый Зеленчук. Терраса крутым обрывом подходит к пойме реки. Здесь можно наблюдать выходы подземных вод. Поскольку наша школа находится недалеко от реки, в 5-ти минутах ходьбы, урок по теме "Подземные воды" я провожу у реки, где на крутом обрыве можно увидеть выходы подземных вод.

Фрагмент из урока по теме “Подземные воды”.

Я объясняю, что горные породы различаются по их способности пропускать воду. Те горные породы, которые легко пропускают воду, называются водопроницаемыми. Тут же выясняем, через какие горные породы просочилась вода.

Учащиеся отмечают, что вода прошла через песок, галечник, гравий, а глина не пропускает воду – это водоупорный слой.

Я обращаю внимание учащихся на то, что выше слоя глины лежит слой, насыщенный водой или водоносный слой. Здесь же ученики узнают о том, что вода, находящаяся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называется грунтовой.

На этом уроке учащиеся наглядно наблюдают изучаемые природные явления и объекты, что способствует овладению более глубокими и прочными знаниями.

Далее я поделюсь опытом проведения урока по теме "Реки".

Я даю понятия реки, что называется речной долиной, истоком, устьем и речное системой. Затем следуют понятия бассейна реки и водораздела.

Применение местного материала уместно при разборе третьего подпункта параграфа - реки горные и равнинные. Если позволяет погода, урок чаще всего провожу на берегу р. Малый Зеленчук. Учащиеся определяют характер течения реки, скорость, глубину и ширину реки в месте наблюдения.

Краеведческий принцип уместно использовать в тех классах, где изучается география России. В 8 кл. после завершения изучения темы "Природные комплексы" я провожу практическую работу “Природный комплекс в руке”.

Урок я начинаю со вступления:

- Рука является символом человека - она может создавать и разрушать природные комплексы.

Практическую работу начинаем с того, что каждый ученик в своей тетради обводит карандашом свою левую руку, каждый палец - соответствует одному компоненту природы. От центра ладони к каждому компоненту природы проводится луч. Ниже точки, где все лучи сходятся, подписывается - Охрана ПК. Затем проводим стрелку к основанию ладони и пишем "человек". Это символизирует, что в руках человека судьба природного комплекса.

Далее практическая работа посвящена изучению ПК своей местности.

В 9 классе изучается экономическая география России. Наряду с темами, изучаемыми по общему курсу экономической географии России, я провожу органическую связь с конкретным местным материалом. На этих уроках я даю характеристику развития хозяйства республики, раскрываю особенности природно-ресурсной базы, какие межотраслевые комплексы получили развитие на территории КЧР.

Фрагмент из урока по теме “Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов”.

Я рассказываю о составе данного комплекса, какие отрасли туда входят, какова структура комплекса. Привожу пример предприятия из комплекса отраслей производящих конструкционные материалы. Это Хабезский гипсовый завод, который производит гипсоблоки. В тетрадях учащиеся записывают характеристику завода как промышленного предприятия. На уроке мы разбираем это предприятие по вопросам: - ЭГП предприятия.

- Какова продукция завода?

- Что является сырьем для производства этой продукции?

- Куда поставляется продукция завода?

- Есть ли местные потребители данной продукции?

- Экологическая оценка предприятия.

Такое ведение урока способствует лучшему восприятию изучаемой темы.

Из сказанного видно, что почти все уроки и физической и экономической географии можно проводить с упором на конкретный краеведческий материал.

В начале 90-х годов отсутствие учебника по географии КЧР, приходилось восполнять материалом, собранным из атласов, карт, из "Очерков природы К-ЧАО" Хапаева С. Это явилось толчком для проведения собственных изыскательских работ по составлению краеведческого материала. Стараниями краеведческого кружка под моим руководством в 1991-1992 гг. были составлены "Краткая география Хабезского района" и "Историко-географические материалы" о своем ауле Али-Бердуковском, а в кабинете географии появилась небольшая коллекция горных пород и палеонтологических находок. Все эти материалы находятся сейчас в кабинете географии и используются мною на уроках.


В практике работы учителей географии важное место отводится процессу реализации краеведческого принципа. Его содержательной основой являются материалы географического краеведения. Направленность географического краеведения определяется образовательными задачами конкретного учебного заведения общего среднего образования, реализация же этих задач осуществляются учащимися под руководством учителя географии. В учебных заведениях общего среднего образования реализуются две формы организации географического краеведения: программное, содержание которого определяется учебными программами по курсам географии и внепрограммное содержание которого определяется планами воспитательной работы учебного заведения. Основной задачей программного краеведения являются всестороннее познание учащимися своей местности и накопление краеведческого материала для использования его при изучении курсов географии. Реализуется в формате требований учебных программ по географии. Внепрограммное краеведение реализуется в аспекте организации внеклассной работы по предмету и способствует решению основной задачи программного краеведения.

Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение, образование. К основным категориям дидактики относятся также цели и содержание обучения, виды и формы его организации, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Под обучением следует понимать широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся знаний и способов деятельности. Процесс обучения включает в себе преподавание и учение [6,7].

Преподавание — это упорядоченная деятельность педагога, в результате которой осуществляется передача систем знаний, способов мышления и учебной деятельности по усвоению этих систем, что обеспечивает развитие учащихся. Учение — это деятельность учащихся по усвоению системы знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Образование трактуется как процесс и результат освоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, отношений. В преподавании географии важнейшими принципами являются принцип наглядности и краеведческий принцип обучения [2,3].

Краеведческий материал, используемый в преподавании географии, является типичным как в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел учащихся в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное.

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Процессы регионализации имеют характер объективной необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Северного Кавказа.

Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико- и эколого-географическое изучение местных предприятий и т. д.), туристские походы, краеведческие кружки и др.

Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями, пользоваться методами географического исследования: литературным; картографическим; статистическим; методом полевых наблюдений.

Литературный, исторических, этнический и археологический составляющий краеведческого элемента может быть в виде экскурсии в литературный, литературно-этнографический, мемориальный и т. д. музеи или галереи, которую может организовать преподаватель географии совместно с историком, филологом, в природу и сельское хозяйство — совместно с биологом [4,5].

На примере краеведческого элемента уроков географии в образовательных учреждениях Чеченской Республики, экскурсиями могут быть охвачены такие объекты, как:

- Литературный музей М. Ю. Лермонтова на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Помимо самого музея, в окрестностях села Парабоч находится территория бывшего Парабочского лесного заказника и участок пойменного леса реки Терек.

- Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева основан в 1989 году в селе Лаха-Невре Чеченской Республики. Музейные фонды составляют сегодня более 3 тысяч единиц хранения. В девяти рабочих комнатах музея разместились экспонаты, рассказывающие не только о самом писателе и его литературном наследии, но и о быте и культуре, об историческом прошлом представителей чеченцев, об участниках войн из числа вайнахов, начиная со времен Первой мировой войны.


Рис. 1. Донди — Юрт (быт)

Блог Исмаилова М.Р. - Портал профессионального образования Чеченской республики

Рис. 2. Донди — Юрт (строения)

- Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов.

Аргунский государственный музей-заповедник - Чеченская республика - Заповедники - Природные достопримечательности 2RF

Рис. 3 Никаройские башни

chechnyatravel

Рис. 4. Ушкалойские башни

На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы [8].

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у учащихся любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Осуществление краеведческого принципа в обучении географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. Использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.

1. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: Материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

2. Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.

3. Гакаев Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. // Научное обозрение. 2014. № 4.

4. Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.

5. Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

6. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

7. Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.

8. Рашидов, М. У. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике /М. У. Рашидов, Р. А. Гакаев// Вопросы современной науки и практики. — Тамбов: Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 3 (9).

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческий принцип, географическое краеведение, краеведческий материал, преподавание географии, Мемориальный комплекс, учащийся, Чеченская Республика, Краеведческий музей, основная задача, программное краеведение.

Похожие статьи

Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии

краеведческий принцип, географическое краеведение, краеведческий материал, преподавание географии, учащийся, Чеченская Республика, Мемориальный комплекс, программное краеведение, Краеведческий музей.

Краеведческий принцип в обучении географии и физики

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся.

Региональный курс географии в системе географического.

Краеведческий принцип в обучении географии и физики. родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся.

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, учащийся, комплексная экскурсия, Чеченская Республика, природа, преподаватель, период подготовки, музей, Мемориальный комплекс, изучение.

Использование краеведческого материала на уроках и во.

.) В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения. Ключевые слова: краеведение, деятельностный подход. С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании.

Методические подходы к проведению тематических мероприятий.

Использование краеведческого материала на уроках и во. родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Программа элективного курса по историческому краеведению.

Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере.

Сущность и формы организации эколого-географического.

Использование памятников археологии в организации.

Использование краеведческого материала в процессе обучения. – История области.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

Похожие статьи

Краеведческий принцип в преподавании всех курсов географии

краеведческий принцип, географическое краеведение, краеведческий материал, преподавание географии, учащийся, Чеченская Республика, Мемориальный комплекс, программное краеведение, Краеведческий музей.

Краеведческий принцип в обучении географии и физики

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся.

Региональный курс географии в системе географического.

Краеведческий принцип в обучении географии и физики. родной край, изучение, школьное краеведение, внеклассное краеведение, краеведческая работа, краеведческий материал, межпредметная связь физики, учащийся.

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках.

Основные термины (генерируются автоматически): экскурсия, учащийся, комплексная экскурсия, Чеченская Республика, природа, преподаватель, период подготовки, музей, Мемориальный комплекс, изучение.

Использование краеведческого материала на уроках и во.

.) В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения. Ключевые слова: краеведение, деятельностный подход. С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном воспитании.

Методические подходы к проведению тематических мероприятий.

Использование краеведческого материала на уроках и во. родной край, внеурочная деятельность, изучение краеведения, краеведение, краеведческая работа, местный поэт, образовательное учреждение.

Программа элективного курса по историческому краеведению.

Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере.

Сущность и формы организации эколого-географического.

Использование памятников археологии в организации.

Использование краеведческого материала в процессе обучения. – История области.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие.

Читайте также: