Встречь солнцу краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Рассказ от подписчика канала с позывным Константин Русский , текст бессонными ночами правил Музей .

В ту же пятницу, что и Васко да Гама во время первых заплывов, по далёким северным морям, которые не у каждого Мануэла на карте были, матерясь на льдины, корешась с эскимосами и рубясь с белыми медведями (а впрочем, иногда и наоборот), группами от 25 до 250 человек передвигались, держа курс на два лаптя правее Солнца, суровые бородатые мужики с общим самоназванием: "первооткрыватели" (и с народным европейским прозвищем "казаки").

Примерно в ту же сторону, способом который потом назовут: "противолодочный зигзаг", приблизительно с теми же целями и курсом " от Урала - туды, а там как пойдёт. " двигались их коллеги - первопроходчики (такие же суровые, бородатые и с той же европейской кликухой). Учитывая, что все они двигались "по воле царской" (так на Руси испокон веков называлось мудрое решение любого атамана " Пойду я куды-нибудь! Мож, и найду там чё! "), это движение было крайне небыстрым: сильно замедляли его как местные народные забавы под названием: " огpaбь мимо идущего! ", так и обычаи самих путешественников при случае собрать с кого-то попавшегося под руку "законные налоги". Движение это некоторыми кабинетно-придворными романтиками обзывалось " Путь встречь Солнцу ", а самими его участниками " Господи, мать-перемать, сколько ж тут земли. ".

Как бы то ни было, но всего за три-четыре смены царей первооткрыватели и первопроходцы добрались до того места, где земля кончилась. Примечательно, что о самих "царских сменах" путники обычно узнавать не успевали по причине убытия навстречу приключениям. Вот тут наши сухопутные Колумбы, как и положено в случае дохождения до края, затеяли культурные дискуссии на тему " как жить дальше?! ". То есть, из чего тут гнать самогон, сколько конкретно соболиных шкурок стоит один патрон, как обналичивать "собранные налоги", а также - под руку какого конкретно царя они эти земли привели?! Впрочем, последний вопрос сняли с дискуссии довольно быстро по двум причинам:

1) Отсутствие интернета.

2) А какая нам, на[цензура] разница, кто щас царь?!).

Отсюда есть и пошла Земля Сибирская!

. Через некоторое время после начала дискуссии о судьбах Родины, стоимости шкурок, и принятого решения, что самогон можно гнать из всего вообще в принципе (примерно ещё царя через два!), взоры суровых бородатых мужиков вполне естественным образом обратились дальше за море-окиян, тем более, что сразу нашлись остроглазо-дальнозоркие , парламентарно заявляющие " Братва, я там землю вижу, за проливом, мамой клянусь!! Вельми понеже. Житие, маму вашу, мое!! А мы там налога-то ещё не собирали!! !".

Ситуация усугублялась тем, что на Край Земли понемногу подтягивались поотставшие коллеги землепроходцев и первооткрывателей, резонно заявляющие, что они-то ещё ни с кого налогов не собрали! Справедливость где?! Мнение налогооблагаемых по старинной традиции никто не спрашивал. В общем, подискутировав, мужики пришли к логичному выводу: те, у кого корабли есть, могутт смело грести на Неведомые Земли за Большой Водой и приводить там под царскую руку всех, кого поймают. И законными налогами облагать. Все желающие - с ними. А у тех, кто уже на этом берегу наловил. пардон. нашёл налогооблагаемое население, и тут дел по горло. Один пересчёт шкурок на патроны сколько времени занимает. И самогон гнать пора. Так, собственно, освоение Земли Американской ненамного и отстало по времени от освоения Земли Сибирской. Часов на десять.

Забегая назад, надо отметить, что и у первопроходцев, и у первооткрывателей с самого начала первооткрылась досадная помеха, мешающая справедливому налогообложению: оказалось, что свежеоткрытые земли уже свежеоткрыли раньше ушлые ребята немного нерусской национальности из довольно Средней Азии. И всех местных, до кого дотянулись, уже успешно (и продуктивно так) налогообложили. И даже, злодеи, успели приучить местных как соболиные шкурки на патроны справедливо менять. Правда, первопроходцы/открыватели отнюдь не зря были столь хмурыми, бородатыми, а самогон пили редко и на привалах. И потому довольно быстро объяснили среднеазиатским гостям, что Царство Российское (в их лице) гораздо прогрессивнее всякой там среднеазиатчины и манчжурщины. А атаман Ермак Тимофеевич, к примеру, однозначно легитимнее хана Кучума (налогооблагаемых никто не спрашивал изначально, потому что в этом плане Русь была государством суровым, как сибирские зимы, и могучим, как медведи, которые в них выживать научились). Но вот чем глубже в тайгу, тем интереснее местные обычаи. И прогрессивно освободив местных из-под ига всяких кучумов (заодно собрав налоги), первооткрыватели вдруг поняли, что до демократического обычая обложить более слабого соседа налогами местные додумались совершенно самостоятельно. И обложили друг друга. А потому те племена, которые уже тут были разносчиками по соседям демократии (и, по совместительству, собирали ясак) вообще ни разу не обрадовались ни первооткрывателям, ни первопроходцам, ни даже Руке Белого Царя. Из чего произошло много весёлых и неожиданных событий рукоприкладственного характера.

Первооткрывание Большой Земли за Проливом у суровых бородатых мужиков тоже некоторым образом упёрлось в небольшие неудобства. А именно - в одно большое суровое племя, родственное эскимосам (и, говорят, белым медведям тоже). Племя само уже довольно давно насаждало вокруг демократию, собирало налоги, сколько в каяк помещается, и уступать своё место суровым бородатым мужикам не хотело категорически(племя в принципе, понять можно - до прибытия весёлых безбородых цивилизаторов из Европы время ещё было и сравнивать бородатых было не с кем; ну а потом уже . а, неважно, это грустно!). В общем, не договорились поначалу. Суровые бородатые мужики, допив последний привезённый с собой с того берега Пролива самогон, сделались дипломатичным и предложили племени договор (на безальтернативной основе):

"Вы тут, короче, по-прежнему главные, и даже налоги мы с вас не собираем, но соболиные и песцовые шкурки меняете на патроны только у нас и только по нашим справедливым расценкам! А ежели шо не устраивает, мы можем и племенам ваших данников помочь в борьбе за свободу! Ну шо, демократия, или ну её нa[цензура]. "

Отсюда есть пошла справедливость и Русско-Американская торговая компания!

Немного определившись со своим местом в пищевой цепочке Земли американской, нагнав-таки местного самогона (заместо привозного - "шоб було!") и обналичив часть добытых налогов в Администрации (а где вы видели, чтобы свежеоткрытые земли, да без Администрации. ), часть суровых бородатых мужиков впала в не придуманный ещё тогда психиатрический "синдром достижения". Открыли они уже много чего (включая способ перегонки китового уса в самогон), налоги собрали тут уже со всех, вписали себя в скрижали (а местами и внесли в анналы). А дальше-то ЧЁ?! ВСЁ. Жизнь не удалась, что-ли?! Это чтож, братушки первооткрыватели/проходцы, такое делается (говорилось местами почти демократично и очень эмоционально).

"Это, значит, шли мы там, шли, налоги собирали. И так и отправимся к праотцам теперь, не увидев негритянских дам в "платьях из ветра и солнца", или хотя-бы бананов бесплатно на пальме. Подумаешь,"открыли землю сибирскую и американскую"!! А бонус где. "

Освоение русскими Восточной Сибири началось со строительства острогов по Енисею — Туруханска (1607), Енисейска (1619) и Красноярска (1628). В 1620 г. из Туруханска вышел Демид Сафонов по прозвищу Пянда[176] с отрядом в 40 человек. Преодолевая сопротивление тунгусов, он прошел Нижнюю Тунгуску, проник в бассейн Лены (1623), плавал вниз и вверх по Лене, перешел на Ангару и спустился до Енисейска. За 3,5 года Пянда проплыл по рекам около 8 тысяч км, нашел волоки с Нижней Тунгуски на Лену и с Лены на Ангару и встретил два новых народа — якутов и бурятов. В 1628—1630 гг. землепроходцы исследовали притоки и верховья Лены. В 1631 г. Иван Галкин уже собирал на Лене ясак. В 1632 г. Петр Бекетов заложил Ленский острог, от которого берет начало Якутск. За два года он подчинил 31 князца — почти всю Центральную Якутию.

В 1633—1645 гг. отряды служилых и промысловиков из Якутска исследовали низовья Лены и побережье Ледовитого океана, а Иван Москвитин достиг Охотского моря (1639). В 1643—1646 гг. Василий Поярков из Якутска поднялся по Алдану и его притокам до волока к притокам Зеи. По Зее казаки спустились к Амуру, плыли до его устья, видели Сахалин. В 1646 г. Семён Шелковников заложил Охотский острог, первый порт России на Тихом океане. В 1648 г. Дежнёв и Федот Попов (Алексеев) на 7 кочах вышли из Нижнеколымска и плыли морем на восток до Большого Каменного Носа, где повернули на юг. В пути погибли 4 коча. За 80 лет до Беринга казаки прошли пролив между Азией и Америкой. Коч Дежнёва выбросило южнее р. Анадырь, где Дежнёв основал Анадырьский острог, а кочи Попова и Герасима Анкундинова добрались до Камчатки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 13. СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

§ 13. СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

§ 13. СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК Население. Территорию Сибири и Дальнего Востока населяли различные народы. В Западной Сибири, в междуречье Иртыша и Тобола, жили по преимуществу татары, на левом берегу Иртыша – манси, по течению реки Оби – ханты. В районах Крайнего Севера

Часть 5. Юго-Восточная Азия и Дальний Восток

Часть 5. Юго-Восточная Азия и Дальний Восток

Мятежная Сибирь и Дальний Восток

Мятежная Сибирь и Дальний Восток Советская власть в этом регионе окончательно была установлена только в 1920 году. И поэтому зажиточное крестьянство почувствовало на себе особенности политики военного коммунизма и других особенностей правления большевиков на пару лет

Дальний Восток

Дальний Восток Будущее японские лидеры видели уже в весьма мрачном свете. Январский анализ 1945 года: после интенсивной бомбардировки союзники начнут десант в Японию в середине 1945 года. Японцы намеревались упорно держаться за Сингапур, они предоставили независимость

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия

Дальний Восток и Юго-Восточная Азия Дальневосточный регион – это страны конфуцианской традиции; регион Юго-Восточной Азии в цивилизационном плане более сложен, хотя и тут конфуцианская традиция не только ощутима, но и порой, при посредстве хуацяо, явственно доминирует

15. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ, КИТАЙ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ИНДИЯ, см. рис. p. 9, рис. p. 10, рис. p. 14, рис. p. 15, рис. p. 16

15. ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ, КИТАЙ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ИНДИЯ, см. рис. p. 9, рис. p. 10, рис. p. 14, рис. p. 15, рис. p. 16 . «Восток. Земля Малацыя (Малазия – Авт.). Стоит подле моря Окияна на богатре всей земле. Много злата и каменьев дорогих. Поклоняются идолам, а войны ни с кем ни с кем не имеют.

Предисловие На дороге встречь Солнцу не может быть двоевластия

§ 16. Дальний Восток и Юго-Восточная Азия в 1940-1970-х годах: войны и революции

Дальний Восток

Дальний Восток Идея новой столицы Владимира Юровицкого несколько отличается от прочих евразийских проектов географически, но она также носит вполне имперский, милитаристический и ксенофобский характер. С евразийцами его сближает крайне враждебное отношение к Европе и

Их родовое гнездо - село Бирино (Бирин) Новгород-Северского уезда Черниговской губернии, входившей в те годы в состав Российского Государства. По мнению выдающегося краеведа Левобережной Украины А. Лазаревского, с. Бирин было основано не позднее XVI века, а возможно и раньше. Во времена Гетманщины казаки села входили в Шептаковскую сотню Стародубского полка, а крестьяне - в Шептаковскую волость, которая была ранговой (т.е. служебной) местностью (имением) гетманов Украины. В состав волости крестьяне села входили в 1665-1713 г.г., а в 1713 г. гетман Иван Скоропадский закрепил их за основанным им и его женой Анастасией (Настей) Пустынно-Харлампиевским Гамалеевским монастырем. В конце XIX в., на момент переселения казаков на Дальний Восток, село Бирино находилось в общем владении вдовы губернского секретаря Н.А. Косинской, общества казаков и казенных крестьян.

Точных данных, с какого времени род Клыжка стал казачьим, не имеется, но существует три версии:

1. Со 2-ой половины XV века, при поселении беглых из захваченных Польшей территорий Украины за пределами линий сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах России и Украины, в основном по pp. Днепр, Дон и Яик и их притоков. Село Бирино находится вблизи р. Десны, притока Днепра.

2. С середины XVII века при образовании Слободского Казачества на территории восточной части Украины, отошедшей к России.

3. Позже, при пополнении казачьих станиц вольными людьми.

Возможно, в дальнейшем будут найдены факты, подтверждающие ту или иную версии.

По метрическим книгам, хранящимся в Государственном архиве Черниговской области, фамилия Клыжка прослеживается до 1844 года, в списке казаков села значится Василий Данилов (сын) Клыжка, да и все другие казаки этого рода под фамилией Клыжка. Фамилия произносилась и писалась в родительном падеже.

Внук основателя рода Петра, Василий Данилович Клыжко, в 1886 году, в возрасте 56 лет, решился с семьей покинуть родину и поехать осваивать далекие земли. Его жене Агафии на момент переселения исполнилось уже 50 лет. С ними отправились трое их сыновей: Андрей, Косьма и Иван. Старший сын Андрей был женат, и в семье подрастала двухмесячная дочь Евгения.

Семья Василия Клыжко, состоявшая из 7 душ, внесла сумму залога 1140 руб. По окончании переселения в г. Владивостоке им был представлен расчет, и остаток денег возвращен. Так, по расчету, проезд по железной дороге с места жительства до Одессы составил 39 руб. 58 коп. Остаток по отчету исправника Руцкаго - 1100 руб. 42 коп. Платежи за услуги перевоза на пароходе с учетом питания составили на одного взрослого по 60 руб. и 40 руб. на ребенка (Ивана). Евгения, которой было два месяца, в расчет не бралась. Итого удержано было 340 руб. за перевоз семьи Клыжко на пароходе. Стоимость перевоза багажа составляла 5 коп. за весь груз. Остаток в сумме 760 руб. 34 коп. был возвращен Василию Даниловичу Клыжко на обустройство.

По прибытии во Владивосток переселенцев размещали по баракам. Заведующий переселением в Южно-Уссурийском крае Ф.Ф. Буссе перед приходом очередного судна объезжал поселения, выясняя, где и сколько осталось свободных мест, и предлагал их на выбор переселенцам.

В материалах обследования крестьянских хозяйств Приморской области в 1912 году имеются следующие сведения о селении Владимиро-Александровском:

«Селение расположено в долине при р. Сучане и Владимировке, в 130 верстах от г. Владивостока, в 75 верстах от ж. д. станции Кангауз. Через селение проходят следующие дороги: почтовая в пост Св. Ольги, тоже на Сучанский каменноугольный рудник, проселочная в Хмелевку и такая же в бухту Находка.

По сохранившимся родовым преданиям, на первых порах жизнь у моря преподносила новичкам немало сюрпризов. В те годы рыбы - кеты ловилось много, да и стоила она очень дешево - 3 рубля воз. Переселенцы научились, как ее готовить, а вот что делать с икрой, не знали. Пытались варить, жарить. Икра лопалась, твердела и была невкусной. Они ее выкидывали. Потом узнали, что ее надо солить.

На момент переселения во Владимиро-Александровское Василия Клыжко с семьей в селе была деревянная церковь, построенная в честь иконы Владимирской Божией Матери. Таинство крещения, бракосочетания и отпевания совершал священник Григорий Прозоров.

В связи с ограниченностью земельных наделов заселение села было прекращено. Правда, еще в 1888 году, на освободившиеся земли, в связи с выбыванием, заселено 2 семьи (14 душ). Вблизи с. Владимиро-Александровского образовались поселения: Екатериновка, Хмыловка, Золотая Долина, Козьмино.

Род Клыжко был тесно связан с другими переселенцами: Pуденко, Громовыми, Алексеевыми, Соломенными, Колесниковыми, Горбачевыми, Касаткиными из с. Владимиро-Александровского; Косницкими из д. Унаши; Доман из д. Екатериновка, Федько из д. Хмыловка, с которыми делил заботы и радости бытия.

Все трое сыновей Василия Даниловича Клыжко стали крестьянами Южно-Уссурийского округа Сучанской волости с. Владимиро-Александровского. В селе Владимиро-Александровском у них родились дети: у старшего Андрея Васильевича Клыжко и его жены Ксении Федоровны родился сын Федор (р. 1889г.), дочь Варвара (р.1891 г.), дочь Дарья (р. 1895г.), сын Александр (р. 1896); среднего - Косьмы и его жены Евгении Авксентьевны родились сыновья: Иван (р. 1891 г.), Федор (р. 1893 г.), Михаил (р. 1900) и дочери: Васса (р. 1896 г.), Елизавета (р. 1898 г.), Антонина (р. 1905 г.); младший сын Василия Даниловича Клыжко - Иван обручился в с. Владимиро-Александровском с Афанасией Трифоновной Фелько из д. Хмыловки. Таким образом, село Владимиро-Александровское стало родовым для потомков казака Василия Даниловича Клыжко.

В результате кропотливых архивных изысканий, запросов в другие города и страны, поездок и встреч Т.К. Кушнарева вместе с сестрой Альбиной Карповной Цыганок составили летопись рода Клыжко и сейчас готовят книгу к изданию. Поучился солидный фолиант в 200 страниц большого размера. Установлено, что род Клыжко за время бытия на Дальнем Востоке породнился с 43 фамилиями, среди которых: Арсентьевы, Бугаевы, Волынские, Крыловы, Лесковы, Платоновы, Семиковы, Яковлевы и др. Среди них люди всех социальных слоев и положений: крестьяне, рабочие, служащие, военные, доктора и кандидаты наук, множество орденоносцев, есть даже Герой социалистического труда и лауреат Ленинской премии - геолог В.В. Онихимовский.

Дело, по рассказу Т.К. Кушнаревой, обстояло следующим образом:

История эта в семье была известна, поэтому при составлении родословной искала в метрических книгах запись о рождении Софьи Петровны Чмырь, но не находила. Уже отыскались сведения о рождении в г. Никольск-Уссурийском других родственников, и, зная, что они жили в железнодорожной слободке возле вокзала, внимательно изучила метрические записи Никольской (вокзальной) церкви, прихожанами которой были бабушка - Евгения Андреевна, урожденная Клыжко, и дедушка, Петр Леонтьевич Чмырь. Но, к моему величайшему сожалению, записи о появлении на свет и крещении Софьи Чмырь обнаружить не удалось. Пересмотрела все метрические книги по г. Никольск-Уссурийский за 1910 год - тот же результат. Я терялась в догадках.

Судьба разметала род Клыжко: часть так и продолжает жить в Черниговской области, ставшей частью независимого государства Украина; потомки представителей рода, переселившихся в Южно-Уссурийский край, также разъехались в разные уголки бывшего СССР: Кишинев, Джамбул, Киев, Москву, Санкт-Петербург, иные отбыли в очень неблизкое зарубежье, но до сих пор на Дальнем Востоке, в том числе и в Приморском крае, живут потомки казака Василия Клыжко, внося свой вклад в освоение и процветание Дальней, но всегда сердечно близкой России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ликвидация в середине XVI века Казанского ханства открыла более удобный и короткий путь в Сибирь — по Каме и её притокам. Этот путь в дальнейшем сыграл основную роль в ходе присоединения и освоения Сибири, особенно для вольнонародной, крестьянской колонизации. Одновременно в верховьях Камы обосновались Строгановы. Это были крупные солепромышленники, купцы и землевладельцы, вышедшие из разбогатевших поморских крестьян. В 1558 году Лишке Строганову и его преемникам были пожалованы Иваном Грозным огромные владения по Каме и Чусовой. Заселяя эти земли пришлыми русскими крестьянами, Строгановы развивали на них земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили крепости, в которых содержали свои военные отряды, охранявшие их владения и использовавшиеся для присоединения к России новых территорий. Эти владения явились основной базой продвижения на восток, а сами Строгановы сыграли в этом немалую роль.

Экспедиция Дежнёва

Сибирский коч

Сибирский коч. Такие суда строили поморы. — жители севера Европейской части России. Перебравшись в Сибирь, они создали новые кочи, предназначенные для плавания по великим сибирским рекам и вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Отважные мореходы называли этот океан Студеным морем.

Была и другая причина движения на восток — мех пушных зверей. На Руси его называли мягкой рухлядью. В XI— XII вв. меха служили деньгами, и много позже пушниной платили дань, выдавали жалованье, одаривали своих и чужеземных подданных, приносили в дар иностранным государям. Например, персидскому шаху в 1635 г. отправили в подарок живых соболей в золоченых клетках.

В сибирские дали устремились и другие люди — одни хотели избавиться от гнета налогов, другие бежали от наказания, третьи мечтали разбогатеть, добиться славы и власти. Но почти все они сознательно или неосознанно стремились узнавать неведомое, открывать новые земли и морские угодья. Эти люди были мастерами на все руки — опытными строителями, корабелами и землепашцами, удачливыми охотниками и рыболовами, храбрыми воинами и отважными моряками. Неизвестные путешественники добрались в 1630-х гг. до озера Таймыр — самого северного озера нашей планеты.

_

Мыс Дежнёва — самая крайняя точка Евразийского материка. В 1648 г. казаки Семен Дежнёв и Федор Попов впервые в истории человечества обогнули Чукотский полуостров и прошли проливом, который соединяет два океана — Северный Ледовитый и Тихий. В будущем этот пролив назовут Беринговым (по имени российского мореплавателя В. Беринга).

Читайте также: