Поликсена озеров краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.


ХАРАКТЕР В КОМЕДИИ И ТРАГЕДИИ Нигде, пожалуй, различие между высшими и низшими формами не проявляется с такой наглядной очевидностью, как в характере их действующих лиц, в воссоздаваемом ими образе человека. Если в фарсе нам показывают плутов и простаков, если в мелодраме

ДИАЛЕКТИКА ТРАГЕДИИ

ДИАЛЕКТИКА ТРАГЕДИИ Выше я говорил о трагедии в категориях смятения, тревоги и преодоления этой тревоги. Что же важнее — тревога или ее преодоление? Преодоление не могло бы иметь места без преодолеваемой тревоги, тогда как тревога вполне может существовать

3. Эсхил – создатель трагедии?

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ: суверенный человек и мировой порядок

СОЛОВЬЕВА Поликсена Сергеевна

Рождение трагедии из духа музыки и Капитала

Рождение трагедии из духа музыки и Капитала Что, если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? Ф. Ницше, Рождение трагедии из духа музыки Деньги как деньги и деньги как капитал сначала отличаются друг от друга лишь

Цвет трагедии белый

Цвет трагедии белый Сегодня, когда несколько умерился сенсационный интерес к жизненной судьбе Хемингуэя (и, соответственно, интерес к ряду сугубо внешних особенностей его героя), стало легче разглядеть самый важный смысловой слой хемингуэевского творчества — глубоко

Орфей и Эвридика. К рождению трагедии и театра

Сцена 1

Сцена 2

Сцена 3

Сцена 3 (Мадам де Сталь берет Байрона под руку и отходит с ним к авансцене).Де Сталь:Кстати, давно хотела с вами поговорить … (пауза). Я считаю своим долгом, дорогой Байрон, сообщить вам о болезни вашей жены.Байрон:Сказать, что я просто огорчен, услышав о болезни леди

Сцена 5

Сцена 5 Байрон и Хобхауз подходят к де Сталь.Байрон: Вы как всегда блистательны. К сожалению, должен откланяться.(Целует руку).Хобхауз: Я покорен прелестями вашего ума, вашим очарованием. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, но, увы, не могу оставить друга

Рождение трагедии

Однако этот восторг разделялся не всеми, и как раз классики-националисты: Державин, Шишков, Дмитревский — были недовольны Озеровым. Переряженная в патриотические доспехи французская трагедия, с преобладанием любовной интриги, не удовлетворяла их представлениям о национально-героическом. Не склонные безоговорочно принимать все особенности французского предания, тяготевшего над Озеровым, они предпочитали опираться на уже сложившуюся отечественную традицию героической трактовки русского национального прошлого — на Сумарокова, особенно Хераскова.

и благородстве, где их поступки допускают сниженное или двусмысленное толкование и где налицо психологические натяжки и неясности.

на убийство всех троянок; Агамемнон хочет разрушить жертвенник и срыть могильный холм Ахилла. В решительный момент, когда готово начаться междоусобие, вбегает Поликсена: она готова принести себя в жертву, чтобы спасти могильный холм любимого ею Ахилла и сохранить жизнь троянкам. Смерть ей желанна: смерть обещает ей избавление от печальной жизни и соединение с любимым женихом. Поликсена берет жертвенный нож и закалывает себя.

В центре трагедии Еврипида стоит судьба самой Гекубы, ее месть за смерть сына. Гибель дочери Поликсены является отдельным эпизодом, составляющим сюжет первой части. Поликсена играет пассивную, страдательную роль; героическая смерть ее происходит за пределами сцены. Спор вождей о судьбе Поликсены у Еврипида отсутствует.

Указанные внешние факты заимствования сами по себе недостаточно выясняют принципиальные особенности отношения Озерова к античной трагедии и характер ее использования.

Таким образом отход Озерова от принципов античной трагедии и античного миропонимания Мерзляков сводит к чисто драматургическим соображениям, не видя более глубоких причин. Однако ему было ясно, что изъятие принципа судьбы изменяло все соотношения внутри античного материала; Мерзляков показывает, как деформированы в трагедии Озерова античные характеры, чувства, обычаи, верования, а главное, как изменялось общее освещение действительности.

Именно тут обнаруживается водораздел между более традиционным, школьным вариантом классицизма, представленным Мерзляковым, и теми новыми тенденциями сентиментально-романтического психологизма, которые с наибольшей зрелостью проявились у Озерова в его последней трагедии.
167

Движение русского сентиментализма, радикально перестраивавшее повесть и лирику, с большим запозданием и очень нерешительно подошло к обновлению трагедии.

Новая сентиментальная эстетика подчиняла себе в первую очередь те жанры, которые находились на периферии классической эстетики, которые сами по себе готовы были выпасть из ее системы: легкую поэзию, повесть, роман.

Трагедия (на ряду с героической поэмой) была центральным жанром классицизма, наиболее последовательным осуществлением его эстетических принципов. Законченность и консерватизм этого жанра делали его почти недоступным никаким разрушительным влияниям времени — трагедия оставалась основной крепостью классицизма. Сцена поддерживала ее существование.

Характерный факт: записные театралы и драматурги того времени вербуются почти исключительно из кругов более или менее классической ориентации. Не говоря о представителях откровенной литературной реакции, трагиках из Беседы, вроде Грузинцева, Висковатого и т. п., все, даже наиболее прогрессивные, театральные деятели находятся вне карамзинско-арзамасского направления, проявляют себя в качестве сознательных классиков, архаистов, или в лучшем случае занимают промежуточную позицию. И Шаховской, и Катенин, и Жандр, даже Гнедич, Грибоедов, Аксаков — все они противопоставляют сентиментализму какую-то иную традицию, иногда, в обход Карамзина, смыкающую классику уже с романтизмом.

Имена сентименталистов, арзамасцев — Вяземского, Воейкова, Дашкова, Шаликова, Жуковского, Батюшкова, Дмитриева — все эти имена с театром не ассоциируются. Карамзинист приходит в театр в качестве случайного зрителя. Новейшая литература живет только в гостиных, альбомах, журналах. От театра карамзинская школа изолирована.

В чем существо этой изоляции?

Здесь надо учесть одну особенность, которая с первого взгляда кажется только формальной. Перестраивая литературные жанры, сентиментализм включал лири?6?

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Оно возбудит во мне удивление, заставит меня трепетать; но никогда не произведет умиления; никогда не сделает того, чтоб сердце мое излилось в тех горьких, но приятных слезах, которыми платим мы чувствительности [Там же: 20].

[1] См. Северный Вестник. 1804. Ч. 4. № 11. С. 217–219; № 12. С. 321–322.

[12] Хотелось бы поблагодарить М. Велижева, обратившего наше внимание на данную проекцию. - Д.И.

Арапов: Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861.

Бутырский 1805: Бутырский Трагедия Эдип в Афинах, сочинения г. Озерова // Северный вестник. 1805. Ч. 7. № 7.

Бутырский 1806: Бутырский Разбор трагедии: Фингал // Лицей. 1806. Ч. II. Кн.1.

Вяземский: Вяземский П.А. Сочинения: В 2 т. М., 1982. Т.2.

Державин: Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 2002.

Дмитриев: Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986.

Зотов: Зотов Р. Биография Озерова // Репертуар и Пантеон. 1842. Кн.6.

ИРДТ: История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977. Т.2.

Капнист: Капнист В.В. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1960. Т.1.

Карамзин: Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. Л., 1966.

Лотман: Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т.1.

Медведева: Медведева И. Владислав Озеров // Озеров В.А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960.

Озеров: Письма В.А. Озерова к А.Н. Оленину. 1808. 1809. // Русский архив. 1869. Кн.1.

Потапов: Потапов П.О. Из истории русского театра. Жизнь и деятельность В.А. Озерова // Записки Новороссийского ун-та. Историко-филологического фак-та. Одесса, 1915. Вып. XI.

Читайте также: