Пол фейерабенд прощай разум краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства. (Рим. 1:28)

Попытки осмыслить современные изменения в научной, философской области с позиции лишь одной конкретики, без обобщающего абстрагирования, не важно с какой позиции, анархизма, релятивизма и.т.п, порождают только лишь клиповое мышление, оперирующее клиповыми понятиями, т.е. фрагментироваными, утерявшими связи референции в новой, нелинейной парадигмальности рассмотрения, привлекающей собой своим разнообразием - экзотикой новаций/иноваций. Опасность подобной "клиповости" таит потерю критериев, ввергание мыследейства в дела непотребства, полностью игнорирующие метафизические основы, и, соответственно, всё больше кричащие ПРОЩАЙ РАЗУМ.

О разуме поющие - прощай,
Вершат сегодня непотребства
Тем, что заботу невзначай
Подмяли под свои цель-средства.
(Своё "моё" без "наше" лишь вещают)

Обьединить им недосуг
Единый образ с разным стало,
И вот от разума услуг
Их непосредство отказало(сь).

И как они не заботились иметь разум(единообразие) в разнообразии, то предал их Бог превратному уму - бросаться из одной крайности в другую крайность, т.е. пытаться выставлять в "благом свете" лишь разнообразие, а в "неприглядном свете" - единообразие, о чём по сути книга Пола Фейерабенда под названием ПРОЩАЙ РАЗУМ.

Пол Фейерабенд(П.Ф): "Статьи, собранные в этой книге, посвящены разнообразию и изменению культур. Они стремятся показать, что разнообразие благотворно, а единообразие уменьшает наши благоприятные возможности и наши ресурсы(интеллектуальные, эмоциональные, материальные)".

С одной стороны, стремление П.Ф. критиковать учёных, ограничивающихся лишь единообразием, имеет свои плюсы(в духе времени(нелинейности)), а с другой - вся эта критика, ограниченная лишь разнообразием результатов конкретики, в итоговых высказываниях сводит на нет все эти плюсы, т.к. не способна узреть в разнообразии наличие иного разума - хаотического(критического), который по отношению к разуму единообразия(чистому разуму) является сторонним ему, т.е. некой "критикой чистого разума"(= критическим разумом).
Как Ницше в своё время проглядел переход связующий античность с современностью, и стал нещадно критиковать прошлое, ополчившись на христиаство и мудрецов античности, так и Пол Фейерабенд(по слабости диалектики) впал в подобную ополчающуюся на единообразие критику.

П.Ф пишет: " Я подвергаю критике две идеи, которые часто использовались для придания интеллектуальной привлекательности экспансии Запада, - идею Разума и идею Обьективности".

ну, понятно, что идею Разума он олицетворил лишь с единообразием, а что же он под обьективностью понимал?

П.Ф пишет: "Назвать какую-то процедуру или точку зрения обьективной(обьективно истинной) - значит утверждать, что она верна НЕЗАВИСИМО от человеческих ожиданий, идей, позиций, желаний. Именно на это претендуют ныне наши учёные и интеллектуалы".

То, что учёные бывают разные - у одних худо с философией, у других получше, - отсюда и разрыв между научной практикой и теорией в плане понимания того, что значит "НЕЗАВИСИМО"(т.е. на практике учёные могут выдавать "на гора" научные достижения, а в теории трактовать "НЕЗАВИСИМОСТЬ" совершенно вне соответствия с практикой(подобная ошибка сплошь и рядом частенько случается)). Т.е. мыслители-учёные с позиции теории затрудняются сделать необходимое разделение между "зависимым наблюдателем" и "независимым наблюдателем"(отсюда, дилетантизм в науке разьедает её, фрагментирует, отказывает в однозначности результатов наблюдения).

Из понимания П.Ф не видно того, что обьективность связана с познающим человеком, с однозначными результатами этого познания. Поэтому и выходит, что обьективность у П.Ф никак не связана с человеком(его позицией). Но тогда "НЕЗАВИСИМО" будет означать только разрыв с человеком, как нечто само собой, человеку никак не являющееся - как только ОБЬЕКТ(вещь в себе). Т.е. выходит, что по П.Ф. "обьективность"= "обьект"(вещь в себе), и только.
Налицо, разрыв связей в понимании слова "НЕЗАВИСИМО" у П.Ф и подобных ему забавляющихся экзотикой разнообразия.

Внести же коррективы в понимание "НЕЗАВИСИМО" как к чему-то познавательно связующему, выдающему однозначный результат(независимым наблюдателем), увы, не хватает ума(превратный ум способен нести лишь превратное(если конечно не разовьет соответствующий корректирующий опыт мышления, дающий возможность внести и вырзить понятие "НЕЗАВИСИМО" в более корректных высказываниях(коррекция необходима для корректных высказываний, связующих теорию с практикой)).

Т.о. мы видим, что не имея соответсвующего опыта коррекции, "обьективность" понимается лишь примитивным(безжизненным) образом - вне сущей заботы(поклонения в духе) и вне сущего познания(поклонения в истине).

Приходится констатировать - да, у П.Ф есть интерес к экзотике разнообразия, приправленный некими научными конкретными фактами вытекающими будто бы только из разнообразия. Но нет того абстрагирования, дающего обобщающее видение, позволяющее узреть переход космического разума в сферу своего хаотического(критического) разума.

А раз этого нет, то что остаётся, если только не то, чтоб сказать ПРОЩАЙ РАЗУМ(ты,мол, уже никак не котируешься в "свете" новых реалий времени(нелинейности)).

Умы, влачащие оковы
О Разуме поют - прощай.
Не дались их умам основы,
Иначе пели бы - познай
Своё "моё" в обнимку с "нашим",
И произвол не будет страшен.
Но нет, поют иную песню,
Прощаться, видно, интересней.

Комментарии

Аватар пользователя эфромсо

Многа букав, однако для описания синдромов недуга - не хватит всего, когда-либо написанного. зато диагноз много места не займёт -

А что - это будет очень выразительный девиз буквоедов, отображающий самую суть вашей философии:

ПЛАТОНИЗМ - САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В НЕПОНИМАНИИ!

эфромсо, вот как раз "Прощай разум" и будет самым что ни на есть девизом буквоедов, о чём и речь - кто видит только буквы, тот неймёт всего того, что дух в них кажет! Касается ли это вас, пока не знаю(плеваться любят многие, а размышлять, увы. )

Аватар пользователя эфромсо

Предлагая размышлять посредством бессодержательных слоганов, да ещё и разглядывать в буквах призраки духа - Вы недвусмысленно демонстрируете стремление втюхать какую-то мораль в комментарии к собственным заблуждениям.

Дайте определения предметам Вашей заботы - и ели речь идёт о реальных функциях, выполняемых организмами сапиенсов - можно будет поискать причины Вашего недовольства различаемыми Вами несоответствиями, а если - о понятиях, то в них самых - именно Ваших "понятиях" и располагаются все причины и следствия.

Аватар пользователя Виктор Трусов

О чём Вы беспокоитесь?

С Богом и сейчас живёт 90 % населения Земли. А в России, я здесь недавно читал статистику ВЦИОМ'а 93 % верующих (74%) и считающих, что что-то в вере есть (19%). То есть, атеистов только 7 %. Так это, атеистам впору кричать об объективности, независимости и толерантности.

вы искажаете ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ путем манипуляции понятий.

для начала надо сказать что ЕСТЬ. А есть то, что само сознание человека, это в первую очередь ОБЩЕСТВЕННОЕ сознание, его типы и формы. Потом надо сказать а какие есть типы и чем они ОБУСЛОВЛЕНЫ.

Нет никаких верующих, верующий, как вероисповедание, это форма самоидентификации.

И тут Пятигорский, которого я недавно давал ссылку.

ЕСТЬ общественная идеология, которую ФОРМИРУЕТ УПРАВИТЕЛЬ обществом.

Какую программу в мозг воткнули, такая и реализуется.

А вот сакральные чувства личности, это уже совсем другой момент.

Аватар пользователя Виктор Трусов

:) Вот у нас управитель общества воткнул в мозг большинства Веру. А они что, хоть им Веру и воткнули, верующими не стали?

Не вера, а церковная ИДЕОЛОГИЯ.

Вера, как и счастье или радость, это СОСТОЯНИЕ УМОЗРЕНИЯ, т.е. переживание умом своего СОСТОЯНИЯ. Есть сознание, а есть СОСТОЯНИЕ сознания. к приме я пьян и мне хорошо. Алкогольное опьянение, это ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ состояние, обусловленное токсическим воздействием на ЦНС.

Аватар пользователя Виктор Трусов

:) Александр, Вы хотите сказать, что когда представитель ВЦИОМ'а задаёт опрашиваему вопрос: "Верите ли Вы в Бога?", он спрашивает"Рады ли Вы, что живёте" или "Счастливы Вы?

1.Есть умозрение и есть умонастроение. Религиозное состояние, это конкретная форма умонастроения и его физического переживания.

2. Вопрос: "Верите ли Вы в Бога?", это вопрос ИДИОТА, который не имеет никакого отношения к ВЕРЕ, т.к. НИЧЕГО не ЗНАЕТ и не имеет ОПЫТЫ верить, т.е. жить и умирать по ВЕРЕ.

вот слова апостола Павла

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Рим 8:24
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Быт 1:1; Пс 32:6
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Быт 4:4; Мф 23:35
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. Быт 5:24
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. Быт 6:22; Иез 14:14
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Быт 12:4
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог. Евр 12:22
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. Быт 17:19; 21:2;Рим 4:19
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Быт 15:5; 22:17
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; Быт 23:4; 47:9
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Исх 3:15; Мф 22:32
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, Быт 22:9
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Быт 21:12; Рим 9:7
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Быт 27:27
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего. Быт 47:31; 48:14
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих. Быт 50:24
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления. Исх 2:2; Деян 7:20
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, Исх 2:11
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Исх 10:29; 13:17
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Исх 12:3; 12:7
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули. Исх 14:21
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. Нав 6:20
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. Нав 2:1; 6:24
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, Суд 4:6; 7:15; 11:11; 13:24; 1Цар 19:3; Ис 38:9; Дан 3:25
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, Дан 6:22
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 1Цар 14:6; 3Цар 19:3; Ис 38:9; Дан 3:25
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 3Цар 17:22; 4Цар 4:36
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, Быт 39:20; Суд 16:25; Иер 20:2
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 3Цар 21:13; 2Цар 24:21; Иер 26:23
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Цар 22:1; 3Цар 17:3
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, Лк 10:24
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Аватар пользователя Виктор Трусов

Александр, да мне всё равно идиот спрашивает или нет. Но с помощью каких то вопросов ВЦИОМ или институт Гэллапа выясняет, верующий (в Бога) человек или нет. И публикует отчёт, где указывает что верующих столько то. Я их читаю . и верю им . или не верю. Лично я нашему ВЦИОМ'у не очень верю. Но он пишет, что в России сейчас всего-то 7 процентов атеистов. Я ссылаюсь на него.

Не побегу же я сейчас проводить опрос по Вашей методике. У меня сил нет и средств. И желания.

я об одном, а Вы о другом.

повторяю еще раз.

Статистика (математические вычисления) применима к тому, что можно обчислить: яблоки, пропущенные уроки, количество разводов и т.д.

Есть статистическая выборка и т.д. и т.п.

как только, вы задаете вопрос - верите ли вы в долбаебофф или нет, то любой ответ БУДЕТ ЛОЖНЫМ.

Вопрос - вы изменяете жене? Вопрос телке, сколько раз тебе имели?

вопрос, как часто вы воруете из кассы?

Морально-этические вопросы не подлежат статистической обработки.

И более того, в НАСТОЯЩЕМ индустриальном обществе НЕ МОГУТ быть верующие, как нечто массовое явление. Вера, как общественная явление УМЕРЛО.

Человечество прошло три этапа развития в моральном отношении:

0 (от Адама) - 2000 лет (Авраам) - период СОВЕСТИ и жизни в ЕСТЕСТВЕ духа.

2000 лет (Авраам) - 4000 лет (Иисус) - период ЗАКОНА (договор между Богом и человеком) - это период социальных запретов.

4000 - 6000 лет, т.е. последнее время, доминировало религиозное сознание - ВЕРА, как общественный регулятор - общественная идея. Люди не убивали не по Закону, а по вере.

Я не пойму Вас, вы же не настолько глупы, чтобы не понимать простых вещей.

ОБЪЕКТ исследования - ОБЩЕСТВО и его ПРОЯВЛЕНИЯ, а не ЛИЧНОСТЬ и его фантазии по отношению к себе.

Если ты верующий, то ОБРАЗ твоей жизни должен быть соответствующий. В супермарките все стоят в очереди, платят одни бабки, жрут одни чипсы и носят одни вещи, что христиане, что евреи, что мусульмане.

И тут же простой вопрос, ты христианин? т.е. ты как-то особенно ходишь в туалет или особенно тирахаешь жену или что ты делаешь, как христианин?

Аватар пользователя Виктор Трусов

ОБЪЕКТ исследования - ОБЩЕСТВО и его ПРОЯВЛЕНИЯ, а не ЛИЧНОСТЬ и его фантазии по отношению к себе.

:) Александр, Вы что . Я и говорю об обществе, а не о личности. Меня в данный момент не интересует соответствующий образ жизни. А только его фантазии о себе. То, что он ответил о себе ВЦИОМ'у. И, повторяю ещё раз, больше всего меня интересует для сегодняшнего разговора просто десяток цифирь из отчёта. А не то, что стоит за ними.Правда или ложь об обществе.

Раз общество позволяет морочить свою голову ВЦИОМ'у значит оно таким и является.

опрашивают личность или общество? кто отвечает на вопрос о вере?

если провести опрос, вы порядочный человек? то выяснится, что 97% людей, это просто ангелы.

Аватар пользователя Виктор Трусов

ВЦИОМ - это социология. Общество. Опрос ведётся 10 минут. Социологам за день надо опросить тысячи человек в соответствии с некоей утверждённой выборкой. Этих людей надо найти, задать вопросы, получить скоренько ответы и . свести в таблицы.

Личность - это психология. Опрос . Например, Фрейд некоторых своих баб опрашивал 10 лет.

У социологии и психологии разные задачи.

Но я снова повторяю. Мне плевать на их задачи. Социологии и психологии. ВЦИОМ опубликовал свои данные. И все, в том числе и я пользуемся его данными.

Вы не сможете выяснить в социологическом опросе порядочный человек или нет. Или верит он на самом деле, или только притворяется. Для этого с человеком надо "съесть пуд соли". Приходится принимать его ответ на веру.

:)) А потом подтасовывать результаты под задачи того, кто дал деньги на опрос. Это тем институтам которые проводят опрос, а не мне. :)

Александру Бонну: дык Гегель потому и указал на такое: "Философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует. ". А Маркс, следуя этому, при исследовании капиталистических условий обеспечения жизни людей на Земле (типа тех, что нынче в России и не только), сделал вывод о том, что в этих условиях действуют самые низменные и самые отвратительные страсти человеческой души - фурии частного интереса. А потому и "ходит в народе" такая теза - если ты такой умный, то чего такой бедный? И где уж тут до должного осмысления такого всё от того же Гегеля: "Нравственность есть идея свободы как живое добро, имеющее в самосознании своё знание, воление, а через его действование свою действительность, равно как и самосознание имеет в нравственном бытии свою в себе и для себя сущую основу и движущую цель".

Прощай, разум, Пол Фейерабенд - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

Пол Фейерабенд - один из виднейших и оригинальнейших европейских философов второй половины XX столетия, своеобразный "анархист от науки", который всю жизнь оставался верен утверждению о том, что универсальных методологических правил в науке не существует и существовать не может. Работы Пола Фейерабенда представляют значительную ценность как сами по себе, так и по тому влиянию, которое они оказали на Томаса Куна и Имре Локатоса. Эта книга - последняя крупная работа Фейерабенда, впервые опубликованная в 1987 году. Философия науки и социология научного познания здесь претерпевает весьма значительные изменения в соответствии с фейерабендовской теорией "эпистемологического анархизма" - теорией философа, считающего, что именно философия бессильна описать науку в целом, и настаивающего на необходимости "реформы наук", цель которой - сделать их более субъективными с философской точки зрения - следовательно, более близкими человеку.

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература

Книги - скачать, советы, литература запись закреплена

ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО ФИЛОСОФИИ
Название:Прощай, разум
Автор: Пол Фейерабенд
Жанр:философия
Описание: Пол Фейерабенд - один из виднейших и оригинальнейших европейских философов второй половины XX столетия, своеобразный "анархист от науки", который всю жизнь оставался верен утверждению о том, что универсальных методологических правил в науке не существует и существовать не может. Работы Пола Фейерабенда представляют значительную ценность как сами по себе, так и по тому влиянию, которое они оказали на Томаса Куна и Имре Лакатоса.
Эта книга - последняя крупная работа Фейерабенда, впервые опубликованная в 1987 году.
Философия науки и социология научного познания здесь претерпевает весьма значительные изменения в соответствии с фейерабендовской теорией "эпистемологического анархизма" - теорией философа, считающего, что именно философия бессильна описать науку в целом, и настаивающего на необходимости "реформы наук", цель которой - сделать их более субъективными с философской точки зрения - следовательно, более близкими человеку.

Введение 7
1. Заметки о релятивизме 30
2. Разум, Ксенофан и боги Гомера 118
3. Знание и рольтеорий 137
4. Креативность 165
5. Прогресс в философии, науке и в искусстве 185
6. Тривиализация познания: замечания по поводу
экскурсов Поппера в философию 211
7. Теория научного исследования Маха
и ее отношение к Эйнштейну 254
8. Некоторые соображения по поводу теории математики
и континуума Аристотеля 285
9. Галилей и тирания истины 321
10. Патнем о несоизмеримости 346
11. Культурный плюрализм или прекрасное новое
однообразие? 358
12. Прощай, разум! 368
Примечания 424
Библиография 464

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд — учёный, философ, методолог науки. Родился в Вене, Австрия в 1924 году, в разное время жил в Англии, США, Новой Зеландии, Италии, Швейцарии. С 1958 по 1989 год работал профессором философии в университете Беркли, Калифорния.

Фейерабенд стал известен благодаря своим анархистским взглядам на процесс научного познания, и утверждениям, что в науке не существует универсальных методологических правил. На основе этих идей он создал концепцию эпистемологического анархизма. Он был влиятельной фигурой в философии науки и в социологии научного познания. Критика Фейерабенда оказала существенное влияние на развитие теорий науки Томаса Куна, Имре Лакатоса и др.

Понимание науки Фейерабендом

Лакатос и Кун выразили позицию интернализма относительно динамики научного знания на основе присущих ей факторов. Фейерабенд высказал позицию экстернализма. Основная направленность его концепции — отрицание норм и правил научной деятельности. Идея метода испытывает трудности при сопоставлению с историческими результатами. Изучение материала научной революции 17 века. Он убедительно показывает, что никакие жесткие, неизменные принципы не соблюдались в революционные моменты смены научных идей. Фейерабенд как человек свободного западного общества приверженец идеи плюрализма, западного либерализма. Термины: концептуальный тоталитаризм. Тоталитарное насаждение понятий, жесткой методологии и т.д. Описывая кардинальный переворот — он говорит:”все начинается с обратного движения — неопределенности, и процедуры верификации и фальсификации — не работают.” Осознается потребность нового понимания. В этот критический период победа нового научного мировоззрения возможна тогда, когда вопреки рациональному духу науки, опора происходит на иррациональные средства — ученый апеллирует эмоциями людей. Пример — открытие Галилео Галилея. — Предшественник Ньютона Галилей победил благодаря стилю и технике убеждения, благодаря тому, что писал на итальянском а не латинском. Опора происходила на социально — психологические факторы. Писал на народном языке. Обращался к массе людей. Галилей — телескоп. Галилей, обосновывая новые выводы механики говорил, о том, что это наблюдается телескопом, но Фейерабенд говорил, что развитие оптики тогда не могло позволить Галилею увидеть, а он опирался на технологии пропаганды. Фейерабенд утв. что кумулятивистская модель не соотв. единой истории.

Его принципы: несоизмеримости — нет стандартов для сравнения теорий. В науке нужно изобретать и размножать и разрабатывать теории и концепции не совместимые с существ. И признанными теориями.

Фейерабенд не является последовательным экстерналистом — он рассматривал развитие науки в периоды где активную роль играет сам логический аппарат науки, но другие периоды проявляется через воздействие социальных факторов. Его позиция была критично воспринята его современниками.

Теоретико-методологический плюрализм

Отрицая всякие универсальные стандарты и косные традиции, он разрабатывает свою концепцию теоретического и методологического плюрализма. Основные ее моменты, вслед за ее создателем, можно выразить следующим образом:

Из разнообразного исторического дискурса при этом вычленяются только те факты, которые работают на современный стандарт, а все конкретно-индивидуальное и психологически-личностное отбрасывается как случайное и несущественное. Оформляющийся при этом образ науки наделяется характеристиками высшего арбитра в вопросах познания, независимого от авторитетов веры или политики, мнения толпы или поветрий моды. Подобная абсолютизация науки и ее методологии необходимо должна быть оспорена, поскольку, с одной стороны, глупо ограничивать себя отдельными эпистемологическими предписаниями, когда обращаешься к анализу неизвестных явлений. Возможно, их секреты лучше раскрываются исходя из каких-либо альтернативных точек зрения. В любом случае, многообразие познавательных стратегий всегда более перспективно, чем их дефицит. С другой стороны, безусловное доминирование науки в сферах познания, образования и культуры антигуманно по своей сути. Своими установками на объективацию и стандартизацию знания наука пресекает гуманистический интерес к личности, индивидуальности, загоняя человека в искусственные тиски всеобщих истин и штампов.

Заключение

Среди многочисленных представителей западной философии науки Фейерабенд выделяется широтой своего кругозора. Он умеет охватить единым взглядом философию и науку, религию и искусство, современность и далекое прошлое и везде увидеть и проследить проявления определенных идей, тенденций, методов. Читатель найдет в его работах не только подробный анализ истории астрономии, оптики, механики XVI—XVII столетий, но и глубокое понимание проблем современной физики.

Наконец, следует отметить еще одну, быть может, наиболее ценную черту Фейерабенда-методолога, специализация, замыкающая ученого в рамки отдельной дисциплины, теории или даже проблемы, в ХХ веке проникла и в философию. В настоящее время обсуждение социальных, этических, гносеологических проблем стало особой специальностью; и в философских работах, посвященных анализу методологических проблем научного познания, авторы, как правило, не выходят за рамки ограниченного круга проблем.

Структура научных теорий, объяснение, эмпирический базис, закон, подтверждение и тому подобное и так далее — Фейерабенд смело разрывает этот круг, соединяя обсуждение методологических проблем с размышлениями о месте науки в обществе, о ее связи с государством, о свободе индивида в современном обществе и о том, какая методологическая концепция в большей мере согласуется со свободным развитием личности. Умение за частными методологическими проблемами видеть основную, главную, гуманистическую цель философии и встать выше схоластических споров о ничтожных мелочах делает Фейерабенда, при всех его противоречиях, ошибках и иллюзиях, одним из наиболее ярких и интересных философов Запада.

Список литературы

1. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

3. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., 1978.

4. Георгий Литичевский. Любовь и метод.

5. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Пол Фейерабенд - Прощай, разум обложка книги

Пол Фейерабенд - один из виднейших и оригинальнейших европейских философов второй половины XX столетия, своеобразный "анархист от науки", который всю жизнь оставался верен утверждению о том, что универсальных методологических правил в науке не существует и существовать не может. Работы Пола Фейерабенда представляют значительную ценность как сами по себе, так и по тому влиянию, которое они оказали на Томаса Куна и Имре Локатоса.
Эта книга - последняя крупная работа Фейерабенда, впервые опубликованная в 1987 году.
Философия науки и социология научного познания здесь претерпевает весьма значительные изменения в соответствии с фейерабендовской теорией "эпистемологического анархизма" - теорией философа, считающего, что именно философия бессильна описать науку в целом, и настаивающего на необходимости "реформы наук", цель которой - сделать их более субъективными с философской точки зрения - следовательно, более близкими человеку.

Иллюстрации к книге Пол Фейерабенд - Прощай, разум

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Читайте также: