Достоинства и недостатки высшей школы россии

Обновлено: 02.07.2024

Добрый день дорогие друзья! Приветствую Вас на своем канале. Сегодня хотелось бы порассуждать о плюсах и минусах высшего образования в нашей стране. Начнем.

Человек постоянно находится в сравнении. Это нормльная потребность нашего организма. К сожалению или к счастью я не застал времена Советсткого Союза, но часто слышу такую фразу: в наше время образование было лучше, и каждый получал гарантированное рабочее место, не то, что сейчас.

Да, с этим трудно не согласится это действительно так, но неужели так плохо нынешняя вышка?

На данный момент в России предусмотрена ступенчатая система образования: школа-колледж-бакалавриат/специалитет-магистратура-аспирантура. Если сравнивать специалитет времен СССР и специалитет России, то первый несомненно выигрывает, так как готовили профильных специалистов с очень качественными знаниями. А что же насчет других программ?

Начнем с минусов:

  • 1 - в каждой образовательной программе есть очень много не совсем нужных предметов. К примеру: я поступал на химика-технолога и у меня были философия, экономика и прочие гуманитарные науки, которые мне как технарю не особо важны. На вопрос почему так, преподаватели утверждают о том, что нужно просто забить часы. Глупо не правда ли?
  • 2 - Большое количество времени на самооубчение - конечно, все успеть невозможно, но когда преподаватель оставляет практически 25% программы на самостоятельное изучение, становится страшно, потому что сейчас, в век развитых технологий очень сложно заставить студента самого взять книжку и прочитать, а также усвоить материал. К тому же, наилучший момент для усвоения программы идет при личном контакте с преподавателем
  • 3 -Отсутствие единой образовательной программы - опять же мир развивается, это все прекрасно, но, что в школе, что в университете каждый вуз учится по своим пособиям, методичкам и так далее. Что же это дает? Ничего хорошего, потому, что раньше студенты получали крепкую базу, то сейчас зачастую недополучают базовых основ своей специальности.

Самые основные минусы нынешнего высшего образования перечислены. Рассмотрим преимущества:

  • 1 - Учится в вузе, чтобы учится находить информацию - студент в нынешнее время достаточно подкован во многих аспектах. Он умеет достаточно сильно выкручиваться в стрессовых ситуациях, и чтобы покрыть минусы высшего образования, преподаватели учат студентов находить информацию везде и всюду, что очень хорошо для студента
  • 2 - Развитие личностных качеств - студент в процессе обучения приобретает для себя много полезных навыков - хитрость, смекалка, умение работать в команде и так далее.
  • 3 - Многообразие специальностей при поступлении - если раньше требовались рабочие специальности в большей мере, то сейчас с развитием мира, спектр мест будущей работы значительно увеличился, что позволяет без труда, спокойно оценить ситуацию и выбрать свою специальность

Дорогие друзья, несмотря на все значительные минусы нынешнего высшего образования в нашей стране, плюсов достаточно много и высшее образование, хотя бы 4 года уверен будет очень полезным для вашего ребенка.

Спасибо за внимание, ставьте лайки, делитесь своим мнением в комментарии. До новых встреч!


В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Ключевые слова:образование, реформа, система.

Образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то можно сделать вывод о том, что образование играет очень большую и главную роль в жизни каждого человека нашей страны [1].

В последнее десятилетие российское образование постоянно находится в стадии реформирования, при этом, на наш взгляд, трудно оценить эффективность изменений.

Много споров в обществе вызывает Единый государственный экзамен, который с 1 января 2009 года является обязательным испытанием при получении аттестата о полном среднем образовании. К положительным сторонам ЕГЭ, с нашей точки зрения, можно отнести следующие:

- ученик в 10–11 классах концентрирует свои усилия на изучение тех предметов, которые будут ему в дальнейшем необходимы;

- при поступлении в ВУЗ абитуриенты, за исключением поступающих в МГУ и СПбГУ, не сдают экзамены;

- расширяется возможность получения высшего образования в ведущих ВУЗах России.

Однако ЕГЭ имеет и отрицательные стороны, которые на наш взгляд обусловлены, в том числе, и отношением ряда учителей к подготовке выпускников школ к прохождению данного испытания. Проведенные интервью со студентами ВУЗов показали, что большинство респондентов в 10–11 классах пользовались услугами репетиторов, так как некоторые школьные учителя вели подготовку лишь по базовой части ЕГЭ, но в случае успешной сдачи ЕГЭ школы повышают свои рейтинговые показатели. Частые изменения процедуры итоговой аттестации выпускников школ, вводимые в начале учебного года для выпускных классов, затрудняют подготовку к ней. Безусловно, каждая новая система, в том числе и ЕГЭ, нуждается в совершенствовании, но при этом новшества, на наш взгляд, должны вноситься за полтора-два года до сдачи ЕГЭ.

Но ЕГЭ это не единственное новшество в российской системе образования. У абитуриентов и их родителей после введения в 2010 году многоуровневого высшего образования появилось много вопросов. Сейчас эта система стала более понятной.

С 1 сентября 2010 года к уровням профессионального образования относятся:

- подготовка кадров высшей квалификации.

Теперь мы видим, что со степенью бакалавра или магистра студенты смогут учиться и работать за границей. Получается, что они смогут расширять свои знания и возможности. 2010 год — это год, который стал переломным периодом высшего образования России. Люди стали более свободны в выборе.

- симбиоз частных и государственных ВУЗов, то есть обычный ректор может сам открывать частный ВУЗ и закрывать его;

- преодоление фактора ЕГЭ, то есть где результаты ЕГЭ не играют никакой роли, а играют деньги.

Конечно, таких заведений очень и очень мало, и хочется верить, что их не будет вообще в нашей стране.

Прежде чем сравнивать российскую систему образования с образованием в других странах, посмотрим, как выглядит нынешнее российское образование, которое чем-то похоже на немецкое, но все же проще [2]:

1) с 1,5–2 лет родители отводят своих детей в дошкольные учреждения, там они находятся до 6–7 лет. Это добровольное дошкольное образование, такое же как и в Германии;

2) далее дети идут в начальную школу в 6–7 лет. В настоящее время начальное образование школьники получают в течение 4 лет. По сравнению с Германией, в России дети могут получать начальное образование не только в общеобразовательных школах, но и в лицеях, гимназиях, так как в России такие формы учебных заведений представлены комплексно с 1 по 11 классы;

3) неполное среднее образование в гимназиях, лицеях, общеобразовательных школах получают с 4 по 9 класс, то есть 5 лет. После окончания 9 класса все ученики сдают экзамен по математике, русскому языку, и предмету на выбор. По окончании 9 классов ученик получает аттестат об общем среднем образовании. Обучение с 1 по 9 классы является обязательным;

4) после 9 класса у учеников есть два выбора, куда пойти учиться дальше:

- получение средне-специального образования с правом поступления в колледж, техникум и другие профессиональные учреждения;

- обучение в 10–11 классах, после которых сдать ЕГЭ, получить аттестат о полном среднем образовании, поступить в ВУЗ. В ВУЗ могут поступить и те, кто окончил любое учреждение профессионального образования, что, например, в Германии сделать нельзя;

5) высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра с правом повышения квалификации в университете или НИИ.

Рассмотрим системы образования, существующие в других странах (таблица 1).

Сравнение системы образования разных стран [5]

Особенности образования

а) начальная ступень с 2–3 лет и длится 3–4 года в детском саду;

б) начальная школа с 6 лет до 11 лет;

в) средняя ступень:

- 4 года в коллеже с 11 до 15 лет;

- 3 года в лицее с 15 до 18 лет, выпускник получает аттестат о получении среднего образования;

- 3 года в профессиональном училище с 15 до 18 лет, после которого выпускники получают о средне-специальном образовании, которое ценится во Франции так же, как высшее.

г) высшая ступень с 18 лет, длительностью от 2 до 9 лет, возможно после получения диплома бакалавра об окончании среднего образования;

- обязательность образования для детей с 6 до 16 лет;

- государственные и частные школьные учреждения;

- французский язык в школе имеет особый статус как предмет. Каждый год после 1 класса каждый проходит тест без исключений. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Высшее образование делится на два типа:

1) короткое высшее образование (от 2 до 3 лет), после него выпускники получают диплом об окончании университета технологий. Это образование готовит специалистов в сфере промышленности, обслуживания.

2) длительное высшее образование (от 2 до 9 лет), состоит из циклов:

- первый цикл: через 2 года диплом об общем университетском образовании;

- второй цикл: длится 2–3 года, после которого студенты получают диплом магистра;

- третий цикл: связан с глубоким изучением специальности с самостоятельными научными исследованиями, после которого получение доктора наук;

- высшее образование бесплатно для всех, включая иностранцев, но присутствует номинальная плата.

- обязательное образование с 5 до 16 лет;

- государственное и частное школьное образование;

- ясли (садик) с 2 до 7 лет;

а) с 7 до 13 лет, после окончания которых, все дети сдают обязательный экзамен — Common Entrance Examination;

б) с 4 до 11 лет, после нее ученики переходят на следующую стадию обучения — Secondary School;

а) с 13 до 18 лет. В старшей школе ученики сначала учатся два года, после чего сдают экзамены: GCSE, после сдачи экзамена продолжают обучения еще два года и получают: A-Level либо International Baccalaureate;

б) Secondary school — дети здесь учатся с 11 лет. Эта система аналогична российской гимназии, где с 11 лет начинается изучение по углублённой программе;

- выпускные классы с 16 до 18 лет;

- раздельное обучение мальчиков и девочек, но также присутствуют и смешанные типы школ;

- с 18 лет после получения A-Levels студенты могут получить профессиональное или высшее образование;

- высшее образование платное для всех. Правда студенты — граждане могут учиться в кредит, который выделяет либо сам университет, либо государство, и который отдают после получения диплома и устройства на работу;

- курсы профессиональной подготовки;

- курсы для получения степени бакалавра;

- профессиональные курсы проводятся для тех, кто ушёл со школы в 16 лет;

- программы получения степени бакалавра;

- программы получения магистра, докторской степени;

- обучение проводится в университетах, колледжах, институтах.

- Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата: начинают с 5 до 8 лет, и заканчивают от 14 до 18 лет;

- школьное образование государственное;

- высшее образование в основном частное, но есть и государственное;

- в США нет государственных стандартов для программ учебных заведений;

- с 5 лет — нулевой класс;

- начальная школа до 5–6 класса;

- средняя школа — до 8 класса;

- старшая школа — до 12 класса, т. е. в 18 лет;

- существуют общественные колледжи, которые после двух лет обучения, выдают степень, которая похоже на наше среднее специальное образование;

- или можно продолжить обучение — поступить в колледжи или университеты, где за 4 года студент получает степень бакалавра.

- те студенты, которые получили степень бакалавра могут пойти учиться дальше и получить степень магистра, о бучение по которому длится 2–3 года.

- Начальная школа с 8 до 14 лет;

- средняя школа — 3 класса, с 12 до 15 лет. Строго регулируются форма одежды и прически студента;

- высшая школа с 15 до 18 лет;

- Переход по ступеням школьного образования с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика;

- изучение английского с 3 класса;

- дополнительное обучение в частных учебных заведениях, плюс дополнительные кружки и секции;

- государственное и частное школьное обучение, где в частном обучении более высокий уровень образования;

- с 2011 года все учебники для школьников даются в электронном варианте;

- 80 % вузов частные;

Структура высшего образования:

а) профессиональное образование — колледж (2 года):

б) высшее образование — университет (4 года);

в) магистр (2 года),

магистр делового администрирования (1–2 года),

доктор наук (4 года) — аспирантура;

- предварительное образование за один год до начального с 6 лет;

- обязательное образование с 7 до 16 лет, которое полностью бесплатное, плюс входят учебники, тетради, обеды и т. д.;

- в 3 классе изучение английского, в 4 дополнительный язык (французский, немецкий или русский), в 7 обязательный шведский;

- далее вторая ступень:

а) профессиональное образование — в профессионально-технических школах;

б) обучение в лицее, где идет подготовка к поступлению в высшую школу;

- высшая школа с 16 лет, учебники уже платные — 500 евро в год;

- высшее образование бесплатное для всех;

- студенты сами выбирают расписание занятий и график сдачи экзаменов;

Структура высшего образования:

- политехнические институты — предоставляют практику и навыки для работы в разных областях. Обучение 3— 4,5 лет.

- бакалавр (4 года);

- доктор наук (2 года).

Рассмотрев системы образования других стран, можно сказать, что:

- в каждой стране является обязательным образование примерно с 6 до 16 лет;

- образование делится на начальное, среднее и высшее;

- учреждения образования бывают государственным и частным и т. д.

Достоинствами систем образования в разных странах являются:

1) Франция: французский язык в школе имеет особый статус. Каждый год после 1 класса каждый проходит тест без исключений. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. Высшее образование бесплатное для всех;

2) Великобритания: начальное и среднее образование альтернативное, оно имеет два вида; высшее образование платное, но для своих студентов — граждан могут предоставлять кредит, который выделяет либо сам университет, либо государство, и который отдают после получения диплома и устройства на работу;

3) США: школьное образование полностью государственное, также здесь нет государственных стандартов для программ учебных заведений;

4) Южная Корея: дети ходят не только на занятия в школу, но посещают обязательно кружки, секции, дополнительные занятия, то есть они полностью загружены; с 2011 года все учебники для школьников даются в электронном варианте;

5) Финляндия: обязательное образование с 7 до 16 лет, которое полностью бесплатное, плюс входят учебники, тетради, обеды и т. д.; в 3 классе изучение английского, в 4 дополнительный язык (французский, немецкий или русский), в 7 обязательный шведский; высшее образование бесплатное для всех.

Исторически наша система образования исходит из германской системы [2]. При чем в самой Германии на данном этапе идет активная реформа средней школы.

На наш взгляд следует обратить на системы образования, сложившиеся в странах Юго-Восточной Азии. Так, например, британская компания Economist Intelligence Unit провела исследование, в котором эксперты определяли страны лидеров в образовании и страны аутсайдеров. Первые места заняли Финляндия, Южная Корея и Гонконг, Россия — только 20. Авторы исследования учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности [6]. Также по результатам международного исследования PISA — 2012 (проводится раз в три года для учеников 15 лет) первые места: Шанхай, Сингапур, Гонконг, а Россия — 34 [7].

Восточная модель образования очень сильно напоминает советское образование. Как раз то образование, которое всегда было на первых местах, которое давало самый высокий уровень образования.

Рассмотрев системы образования разных стран, можно сказать, что ни одна из сложившихся в мире систем без адаптации не подходит России. Строя новую концепцию образования, нужно учитывать положительный опыт других стран, но также стоит обратить внимание и на отрицательный опыт, чтобы не допустить таких же ошибок.

А пока, на данный момент международные исследования организации экономического сотрудничества ставят РФ на последние места среди нескольких десятков стран [7]. Самая лучшая система образования на сегодняшний день в Южной Корее, Шанхае, Гонконге, то есть в странах Востока [7].

1. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, класс, Россия, система образования, Начальная школа, профессиональное образование, высшая школа, образование, старшая школа, Южная Корея.

Вокруг высшего образования ведутся постоянные споры. Кто-то считает, что без него никуда, другие уверены, что обучение в вузе – пустая трата времени. Так кто же прав? Давайте разбираться вместе.

Получать высшее образование или нет – решать только вам

Не спешите с выбором профессии, делайте осознанный выбор

Преимущества и недостатки высшего образования

У высшего образования есть свои плюсы и минусы. Основные преимущества:

  • Возможность карьерного роста. В большинстве госструктур невозможно занимать руководящие должности без высшего образования.
  • Получение специальных знаний. Есть ряд профессий, которым можно научиться только в вузе.
  • Преимущество при трудоустройстве. Работодатели чаще всего хотят видеть у себя специалистов высшей квалификации.
  • Получение полезных навыков. В вузе вы научитесь быстро находить нужную информацию, а также систематизировать и обрабатывать ее. Выработаете способность к самообучению.
  • Расширение кругозора. Вам придется изучать много разных дисциплин, с которыми в обычной жизни вы бы не познакомились.
  • Приобретение коммуникативных навыков и полезных связей. Вы научитесь договариваться и находить общий язык с разными людьми. Вас ждет много новых знакомств, которые могут принести пользу в дальнейшем.

К недостаткам можно отнести:

  • Длительный период обучения. Вы проведете за партой 5–6 лет своей жизни. Все это время придется сидеть на шее у родителей, ведь не все могут учиться и работать одновременно. А если все же найдете работу, будет очень сложно совмещать.
  • Высокая стоимость обучения. Попасть на бюджет удается далеко не всем, поэтому будьте готовы выложить немаленькую сумму за весь срок обучения. Особенно если хотите поступить в престижный вуз.
  • Недостаточное получение практических навыков. Вузы дают больше теории, чем практики. В итоге приходится обучаться на рабочем месте.
  • Большие нагрузки при обучении. Поскольку вуз дает широкие знания, вас ждет много новых дисциплин. Большую часть времени придется обучаться самостоятельно. Плюс вас ожидают контрольные, курсовые, рефераты, зачеты, экзамены. Такой ритм не все выдерживают.

Не выбирайте слишком популярные направления, потом могут возникнуть трудности с трудоустройством по специальности

Профессии, которые требуют наличия высшего образования

Существуют сферы деятельности, где без высшего образования никак не обойтись. Мы составили список профессий, которые можно получить только в вузе:

    ;
  • вирусолог;
  • биофизик; ; ; .
    ; ; ;
    ;
  • авиаконструктор; ;
    ; ; ; ; ; ;
    ; ; ;
  • культуролог;

Профессии, для которых достаточно СПО

В колледжах представлен широкий выбор направлений, которые востребованы на рынке труда. В основном это рабочие специальности и из сферы услуг. В отличие от вузов, обучение в колледже больше направлено на получение практических навыков. Как правило, после окончания можно сразу приступить к работе. Работодатели охотно принимают таких специалистов. Вот наиболее востребованные профессии:

  • автомеханик;
  • повар;
  • кондитер;
  • парикмахер;
  • педагог начальных классов;
  • системный администратор;
  • строитель;
  • медсестра;
  • косметолог;
  • дизайнер;
  • специалист по гостеприимству.

После колледжа вы сможете сразу приступить к работе

Профессии, которые не требуют специального образования

Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно или на специальных курсах. А для некоторых и вовсе достаточно иметь минимальные навыки и физическую выносливость. Вот список самых популярных профессий:

  • официант;
  • продавец-консультант;
  • оператор cаll-центра;
  • менеджер по продажам;
  • аниматор;
  • курьер;
  • водитель;
  • копирайтер;
  • smm-менеджер;
  • охранник;
  • фотограф;
  • флорист;
  • визажист.

Все эти специальности востребованы на рынке труда, но вас ждет большая конкуренция. Чтобы достичь успеха, нужно все время совершенствоваться.

Как принять верное решение?

Вот несколько советов и рекомендаций:

  • Прислушивайтесь к себе. Не идите в вуз только потому, что это считается престижным или настаивают родители. Жить и работать потом вам.
  • При выборе профессии учитывайте не только ее престижность, но и свои способности и наклонности. С этим вам помогут тесты по профориентации.
  • Изучите рынок труда. Узнайте, какие специальности наиболее востребованы, обратите внимание на уровень зарплаты.
  • Не стоит выбирать чересчур популярные направления. При переизбытке специалистов могут возникнуть трудности с трудоустройством.
  • Если вы выбрали вуз, посетите его заранее, пообщайтесь с нынешними студентами. Изучите условия обучения, уровень преподавания и т. д.
  • Если вы до конца не определились с выбором направления, не спешите. Не поступайте, лишь бы поступить. Поступите в колледж или устройтесь на работу. Так вы не потратите время зря. Получить высшее образование никогда не поздно.

Получать высшее образование или нет, зависит от направления, которое вы выбрали. В любом случае, чтобы добиться успеха, вам придется много работать и постоянно самосовершенствоваться.

Плюсы и минусы образования в России

Плюсы и минусы образования в России

Плюсы и минусы образования в России
Характеристика российского образования в школах

Ч тобы получить среднее образование в Российской Федерации, детям нужно пройти общую образовательную программу, рассчитанную на 11 лет. Она состоит из следующих ступеней:

  • начального общего образования, продолжительностью 4 года;
  • основного общего образования, рассчитанного на 5 лет;
  • общего среднего образования, составляющего 2 года.

Дети в школах России при получении среднего образования изучают около 20 предметов. Качество освоения программы можно оценить по изучению иностранного языка. Он преподается в школах с начальных классов и до конца обучения, и также входит в список обязательных предметов профессионального образования. Но после 14 лет его изучения молодые люди вряд ли смогут свободно общаться на нем.

Оценивая плюсы и минусы образования в России, недостатков можно насчитать гораздо больше:

  • непродуманная система оценки;
  • низкая квалификация многих учителей;
  • отсутствие заинтересованности у учеников школы в получении хороших отметок;
  • малоэффективный государственный экзамен ЕГЭ.

Плюсы и минусы образования в России

Плюсы и минусы образования в России

Р ешая, какое образование выбрать для своего ребенка, анализируя все плюсы и минусы образования в России, родители отдают предпочтение образовательным учреждениям, где проводится обмен учениками с зарубежными школами. Также характеристика российского образования показывает, что гораздо лучшие знания ученики могут получить в различных гимназиях и специализированных школах, в которых проводится углубленное изучение только определенных предметов, исходя из предпочтений и способностей ученика. Но таких образовательных учреждений в Российской Федерации мало, и за обучение в них родителям приходится платить сотни тыс. рублей в год, что иногда обходится гораздо дороже, чем получение общего образования в зарубежных школах.

Плюсы и минусы образования в России.
Профессиональные учебные учреждения.

П осле получения основного среднего образования российские ученики встают перед выбором получения профессии. При этом стоит сразу учитывать, сколько учатся в России при получении среднего профессионального образования. Система обучения предполагает в среднем 3 года занятий, что в основном зависит от выбранной специальности. Если анализировать плюсы и минусы образования России в техникумах и колледжах, то можно отметить преобладание недостатков:

  • непродуманная система получения знаний;
  • недостаточное количество практики;
  • устаревший обучающий материал, который часто является просто неактуальным.

После обучения в профессиональных техникумах или колледжах студентам сложно найти работу, ввиду слабого уровня подготовки по той или иной специальности. Это свидетельствует, что система профессионального обучения требует серьезных перемен и развития.

Плюсы и минусы образования в России.

Плюсы и минусы образования в России.

Плюсы и минусы образования в России. Особенности высшего образования в России

П осле окончания школы большинство молодых людей старается получить высшее образование в университетах, институтах или академиях. Сразу стоит учитывать, сколько учатся в России, чтобы получить определенный уровень высшей профессиональной подготовки:

  • получение бакалавра – не меньше 4 лет;
  • получение магистра – не меньше 5 лет;
  • подготовка специалистов высшей квалификации – более 6 лет.

Также, определяя, какое российское образование выбрать, сравнивая плюсы и минусы образования в России, стоит учитывать уровень аккредитации учебного заведения и его престиж. Но даже в наиболее уважаемых высших учебных заведениях не всегда студенты могут получить достаточный уровень знаний, что в будущем может стать причиной затруднений с поиском работы по полученной специальности. Именно по этой причине многие абитуриенты стараются получить место в зарубежных высших учебных заведениях.

Читайте также: