Подходы к структурированию и построению содержания курса литературного чтения для начальной школы
Обновлено: 04.07.2024
Традиционной задачей начальной школы является задача обучения чтению ребенка младшего школьного возраста. Однако в последние годы в распоряжении учителя находится ряд программ, которые так или иначе ставят задачу литературного образования учащихся начальной школы. Поэтому на современном этапе следует говорить о двух направлениях обучения чтению:
1) собственно обучении чтению;
2) получении ребенком литературного знания, т.е. обеспечении литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста
Названные тенденции проявились в программах по литературному чтению.
Однако в одних программах в центр подготовки по чтению и литературе современные методисты ставят формирование читателя, в других провозглашается идея познания широкой картины мира на основе чтения литературных произведений разных родов и жанров.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Содержание начального литературного образования базируется на методологических позициях, которые связаны с реализацией системного, культурологического, личностного и деятельностного подходов.Методологической основой предмета ”Литературное чтение“ является также гуманистическая концепция литературного образования, которая ориентирует на освоение общечеловеческих и национальных духовных ценностей.
Построение содержания учебного предмета на основе системного подхода позволяет рассматривать содержание в виде системы (целостности), отдельные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи. Системный подход предполагает единство всех компонентов содержания, связей между его элементами (структуры) и функций, которые они выполняют в данной системе отношений.
Личностный подход требует признания уникальности личности, её прав на личностную позицию, уважение; ориентирует на создание условий для полноценного проявления и развития личностных качеств, учёта интересов, индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Деятельностный подход определяет такую направленность содержания, при которой его освоение осуществляется путём формирования всех структурных компонентов читательской, речевой и познавательной деятельности, а ученик рассматривается как субъект деятельности и общения.
Построение содержания в контексте культурологического подхода способствует расширению культурных основ содержания обучения и воспитания, снижению узкой информационно-знаниевой ориентированности содержания предмета; осуществлению национально-культурной социализации учащихся, становлению их личностной культуры.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания
текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной
культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности,
отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического
вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Современная методика организации литературного чтения основывается на теоретических положениях, разработанных такими науками, как литературоведение, психология, педагогика. Для правильной организации чтения учителю необходимо учитывать специфику художественного произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста младшими школьниками и т.д.
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным [1, с. 3]. Эта позиция государственного документа должна быть отражена в содержании, методах, средствах и формах обучения, которые предлагаются младшему школьнику по всем учебным предметам.
Существующие методики чтения ориентировались в основном на становление навыка чтения и уделяли меньше внимания литературоведческой стороне образования школьников. Это приводило и сейчас приводит к тому, что дети испытывают трудности с анализом текста: пониманием его смысла, сюжета, выделением главной мысли, характеристиками героев, нахождением и оценкой выразительных средств и т.д.
- с каждым годом сокращается число детей, выбирающих самостоятельное чтение среди других видов деятельности (телепросмотры, игры на компьютере);
- дети с безразличием относятся к русской классике, произведения классиков литературы XIX-XX вв. почти исчезли из области самостоятельного чтения современного школьника;
- дети безразличны к чтению (заучиванию, исполнению) произведений стихотворного жанра; в зону их интереса попадают в основном тексты низкого уровня, печатающиеся сегодня в малохудожественных журналах, рекламных сборниках и т.п.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
2) Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение строить совместную деятельность.
3) Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- использование разных видов чтения для самообразования;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- пользование справочной литературой.
Формирование способности к учебной деятельности - важнейшая цель обучения любому учебному предмету. Обобщенный результат образования в начальной школе представляется в системе универсальных учебных действий познавательных, регулятивных, коммуникативных, которые и определяют, согласно государственному стандарту второго поколения, предпосылки овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В связи с этим необходимо раскрыть как в содержании, так и методике обучения своеобразие того и другого вида чтения. Младший школьник должен осознать, что цели чтения вслух и про себя различны. Так, научившись читать, человек использует чтение вслух с определенными целями – для кого-то или для чего-то: например, чтобы выучить текст. Подобная ситуация определяет необходимость учебной работы по формированию навыков выразительного чтения. Это содержание должно быть представлено в программе как самостоятельный раздел, который отражен специальными рубриками в учебнике, что позволит учителю обратить особое внимание на решение данной задачи.
Можно выделить несколько этапов восприятия ребенком чтения (рассказывания) взрослым:
Первый этап восприятия - слежение за развитием действий (событий) в художественном произведении, воссоздание в воображении его образов и возникновение соответствующих переживаний. Младшие школьники воспринимают произведение сначала чувствами, а затем уже пользуются умом и логикой. Дидактика начального обучения должна считаться с тем, что: во-первых, нельзя избежать данного этапа восприятии: во-вторых с этого этапа начинается осознание произведения как сплава эмоций, чувств, идей, мыслей. В начальной школе процесс обучения часто строится таким образом, что ребенок не успевает пережить, осознать возникшие чувства, оценить влияние прослушанного произведения на свое субъективное эмоциональное состояние. Учащихся сразу погружают в дидактическую сущность произведения (чему учит, какая главная мысль, какова идея).
Процесс чувственного переживания произведения весьма важен потому, что только на его основе возникают оценочные суждения – второй этап восприятия произведения. Теперь, осознав, какие эмоции возникли при слушании произведения, ребенок может оценить и авторские идеи: осознать воспитательные возможности произведения, его поучительные стороны, характеристики героев и т.п.
Третий этапом – влияние результатов восприятия на личность слушателя, его реализация в оценочных суждениях, в самостоятельной речевой, изобразительной художественной деятельности. На основе произведения возникают игры, драматизации, спектакли, литературные викторины, обсуждения и пр.
Чувства, возникающие у ребенка в процессе слушания, субъективны, и степень этой субъективности различна. Вместе с тем дети шести-семи лет легко поддаются влиянию взрослого и без труда принимают его точку зрения, поэтому одной из задач уроков литературного слушания является бережное отношение к эмоциональному состоянию, которое возникает у каждого ребенка, предоставление ему права на субъективное переживание, даже если оно не совпадает с эмоциями других слушателей.
Реализация Государственного стандарта требует другого построения учебников как главного средства обучения. Это относится, прежде всего, к обеспечению единства их содержательной и организационной стороны. Методика формирования умения бегло читать вслух и про себя, анализировать изобразительно-выразительные средства (метафора, гипербола, олицетворение, сравнение и др.), внимание к интонационным особенностям разных текстов, сравнение их жанровой специфики, способы развития речи учащихся и др. - все это находится теперь в зоне повышенного внимания учителя [2, с. 17] .
положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни. Поэтому весьма важным, является обращение к народному творчеству - малым формам фольклора, сказкам, которые могут быть хорошо знакомы детям.
Форма произведений должна предоставлять младшему школьнику возможность выразительного чтения, при котором он может использовать различные его средства: темп, ритм, интонация и др.
Дети должны работать с произведениями разных жанров, что позволяет формировать у них литературоведческие представления и понятия.
- Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. № 9.
- Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. М., 2007.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. М.,2000.
- Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Литературное чтение, начальная школа, произведение, самостоятельное чтение, художественный текст, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Похожие статьи
Проблемы изучения произведений детской литературы.
ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках.
выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная интонация чтения текста, проверка впечатлений, выразительное чтение стихотворения, выборочное чтение, художественное.
О подготовке младших школьников к интерпретации.
художественная литература, поэтическая литература, младший школьник, ребенок, чтение, книга, общая культура, начальная школа, умственное развитие, младший школьный возраст.
Преодоление трудностей понимания художественного текста на.
Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках литературного чтения.
Развитие смыслового восприятия у учащихся начальной школы
ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной.
ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии.
художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.
Формирование личностных учебных действий у младших.
ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Практикум по выразительному чтению в системе.
Ключевые слова: выразительное чтение, искусство художественного чтения,общая
Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, будущий учитель, Детская литература, художественное чтение, литературное чтение, класс.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Латорцева Инна Викторовна,
Киндеева Людмила Викторовна,
учителя начальных классов
Воропаева Оксана Владимировна,
заведующая библиотекой
Новые подходы к обучению литературному чтению для д остижения планируемых результатов у младших школьников
Произведения должны иметь для слушателя и читателя личностный смысл, содержание должно предоставлять читателю возможность перенести в свою жизнь положительные примеры поведения, отношений между литературными героями и т.п.;
Важно показать учащимся, как в художественном тексте обогащается и расширяется основное значение слова, как приобретает оно новые оттенки значения.
Основным содержанием урока "Литературное чтение" в начальной школе должен стать анализ художественного текста маленьким читателем.
Цель анализа, смысл и значение этой работы – полноценное восприятие художественного произведения. Именно в процессе читательской деятельности возможно формирование коммуникативной компетентности у младших школьников.
Подход к предмету литературного чтения сознательно – коммуникативный.
Поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация , опора на эстетическое в жизни детей являются тем учебным фундаментом, на котором растёт и развивается маленький школьник.
Опора в методике обучения на анализ событийной стороны художественного произведения и характеристика главных событий сразу выводит школьников на героев как их участников.
Позднее в основной школе ребята будут рассматривать по той же схеме более сложные художественные произведения.
Методика работы ориентирована на формирование коммуникативных компетенций, к которым относятся следующие результаты обучения:
- творческое сочинительство, учебный диалог, своя точка зрения, и как итог - рукописные детские книжки.
Учителям начальных классов следует помнить, что курс литературного чтения выполняет двойную функцию:
- формируются универсальные учебные действия необходимые для изучения курса литературы в основной школе;
- совершенствуются основы речевых умений и навыков, осуществляется освоение грамматических категорий, практическое овладение русским литературным языком, приобретаются элементарные умения анализировать художественный текст.
Младшие школьники овладевают самыми простыми формами самостоятельной творческой деятельности.
Развитие индивидуальности личности - прежде всего развитие потребности и способности ученика к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику включает в себя:
• развитие потребности к самопознанию, интерес к своему Я, своим результатам деятельности; • реализацию своего творческого потенциала; • самооценку; • развитие себя через развитие другого.
Предмет формирования - умение младших школьников задавать вопросы. Наличие алгоритма - важное условие при формировании умения задавать вопросы:
надо определить цель вопроса;
вопрос должен быть кратким, чётким и ясным;
вопрос может начинаться со слов: Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?
нужно внимательно слушать того, к кому вы обращаетесь с вопросом.
Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
Отталкиваясь от своих учебных задач, индивидуальных замыслов, учитель по-разному проводит работу с текстом, используя следующие педагогические средства для формирования коммуникативных компетенций:
занимательность, наглядность, игра (деловая, ролевая), беседа-размышление, диспут, юмор;
эмоциональный фон (речь учителя, музыкальное сопровождение).
В конце учебного года проводится творческий день . Проведение такого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих и коммуникативных способностей младших школьников: мышления, воображения, гибкости, оригинальности, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы обучающиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определенное задание. Это: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; творческие мини- произведения; спектакли, сценки.
Павел Флоренский говорил, что культура — это среда, растящая личность, и эти слова остаются актуальными сегодня.
В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Литературное чтение обязывает педагога заняться и проблемой мотивированного чтения. Этот навык недостаточно отработан у младших школьников: они с трудом удерживают цели чтения, не могут провести элементарный самоанализ читательской деятельности и др.
Относительно полный анализ текста требует много времени и возможен только в системе уроков развития речи: анализ художественного текста даёт возможность обеспечить на уроке взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, слушанию и письму).
Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко и отчётливо увидеть авторскую позицию. К осмыслению композиции подводят такие виды работ над текстом, как сжатый пересказ, составление плана.
Изучение стиля писателя оказывается необходимым средством уяснения позиции автора. Наблюдение над стилем автора начинается с элементарных упражнений. Иногда этому способствует игровое задание: вставить слова, пропущенные в тексте, а затем объяснить, почему писатель употребляет иной синоним, чем предложенный учеником. Эта игра позволяет проверить интуитивное ощущение обучающимися стиля писателя.
Вполне приемлемы для анализа литературного произведения и походы в кино и театр, просмотр теле- и видеофильмов (самый приемлемый на сегодня способ). Но самым главным условием для проведения качественного анализа художественного текста остаётся серьёзное предварительное чтение произведения.
Прежде всего, следует отметить принципы отбора произведений для чтения, работа с которыми обеспечит формирование личностных, предметных и метапредметных умений, которые соответствуют требованиям стандарта.
Произведения должны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Педагогический словарь // под ред. Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова. - М., Академа, 2000. - 179 с.
3. Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195
The article considers the influence of the discipline "Literary reading" on the achievement of the necessary results of the Federal state educational standard of primary General education (FSES NOO), such as the development of educational and cognitive motivation, the progress of universal educational actions. Also, the paper gives examples of ways to work with younger students in the classroom of literary reading.
Ключевые слова: литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.
Key words: literary reading, work, literary text, independent reading, primary school, Junior high school student, primary General education, reading, expressive reading.
К.Д. Ушинский
На сегодняшний день в России большое внимание уделяется качеству литературного образования. Значительное место в образовании отводится начальной школе. Главной целью литературного образования является пробуждение нравственного сознания, развитие личности, способной не только потреблять, но и создавать культурные ценности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, в том числе и литературного.
и к и в кругозора.
Не секрет, что большая часть выпускников начальной школы сталкиваются с большими трудностями при овладении литературным материалом 5-го класса. Это связано с тем, что произведения становятся сложнее и многие слова детям не понятны из-за скудного словарного запаса. Объем данных произведений становится больше и, дочитав рассказ до конца, некоторые школьники забывают, с чего же все начиналось. Тем самым, у учащихся возникают трудности при анализе литературных произведений.
Поэтому уже в начальной школе следует обращать внимание не только на развитие умений осознанного чтения текста, умения пересказывать его, но также на формирование у младших школьников понимания словесно-художественного образа, роли деталей в системе образов произведения. Поэтому я особое внимание уделяю работе над художественным словом.
Для обогащения словарного запаса у младших школьников мною активно применяются такие приемы, как:
Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Это такие упражнения, как наблюдения за словом в контексте; объяснение его значения с помощью данного контекста; объяснение слова путём замены его синонимом и т.д.
Лексико-стилистические упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова (многозначности, сочетаемости и др.). Эти упражнения проводятся на основе наблюдения за словом в тексте и собственной речи учащихся. Они дают представление о лексическом богатстве русского языка – синонимах, омонимах, антонимах, многозначностью слова, эмоциональной его окраске и т.д.
Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Эта группа упражнений знакомит детей с изобразительными средствами языка – эпитетами, сравнениями, метафорическими выражениями. Цель этих упражнений – воспитать путем наблюдений над текстом внимание к образной стороне языка.
Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.
Наиболее распространены такие виды связной речи как:
ответы на вопросы учителя,
составление плана прочитанного
Первая часть
- Как выдумаете, что стало причиной произошедшей беды? (девочка оставила брата без присмотра)
- Кто был виноват в несчастье? (девочка была виноватой, когда заигралась и забыла про брата)
Основная мысль части: девочка оставила брата без присмотра, а сама пошла на улицу играть и забыла про братца.
Вторая часть
- Что сделала девочка после того, как она вспомнила про братца? (девочка кинулась искать братца)
- Что автор говорит про гусей - лебедей? (Читается отрывок из текста)
Основная мысль части: девочка выбежала в чистое поле и увидела как гуси – лебеди метнулись вдалеке, а про гусей – лебедей давно шла дурная слава.
Третья часть
- Кого встретила девочка на своем пути? (На пути ей повстречалась печка)
- О чем просила ее печка? (Она попросила съесть её ржаного пирожка)
- Выполнила девочка ее желание? (Девочка отказалась есть пирожок, сказав, что у ее батюшки пшеничные пирожки не едятся)
Основная мысль части: девочка встретила печку, печка просила съесть её ржаной пирожок, девочка отказалась выполнять желание.
Четвертая часть
- Кого после печки встретила девочка?
- О чем просила ее яблонька?
- Выполнила девочка ее желание?
Основная мысль отрывка: девочка встретила яблоньку, яблонька просила съесть её лесное яблочко, девочка отказалась выполнять желание.
Пятая часть
- Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Основная мысль части: девочка начала меняться к лучшему после того, как мышка ей сказала, что баба-яга ее хочет съесть.
Шестая часть
- Чем закончилась данная сказка?
- Какой можно сделать вывод?
Основная мысль части: девочка выполнила желания всех тех, кто помог им с братцем спастись, и вернулась домой живой и невредимой.
Из данного примера видно, как от характера вопроса зависит построение ответа: вопросы направляют мысль учащегося в определённое русло и помогают сознательно использовать в своей речи выражения автора и те слова, которые вводит учитель для характеристик действующих лиц.
Младшие школьники овладевают самыми простыми формами самостоятельной творческой деятельности, поэтому на некоторых уроках литературного чтения я попробовала применить сознательно – коммуникативный подход.
В связи с этим живое общение, диалог, языковая коммуникация, опора на эстетическое в жизни учащихся являются учебным фундаментом, на котором развивается и растёт маленький школьник.
Опорой в методике обучения является анализ событийной стороны художественных произведений. Характеристика главных событий сразу выводит учеников на героев как на участников этих событий.
После применения данного метода у детей, которые сталкивались с проблемой усвоения художественных произведений, проявился интерес к работе. Они стали более активны на уроках чтения и проявляли желание побыть в роли сказочного персонажа. Произведения анализировать им стало легче, запомнив свои эмоции и действия, дети смогли описать тот или иной отрывок рассказа.
Возможно в дальнейшем, уже в основной школе, ученики по аналогичной схеме будут рассматривать более сложные художественные произведения.
Работа над произведением должн оживлять у детей забытые воспоминания, связанные положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми (матерью, отцом, бабушкой и др.), природой, относящиеся к событиям общественной жизни.
, как мне кажется, с а в к вредна.
Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. // Т. М. Балыхина - М.: МГУП, 2000.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2011.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. - М.: Педагогика, 1976.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Шифрина Д. В. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 192-195
Читайте также: