Театральное представление о школе

Обновлено: 08.07.2024

Театр в школах живет, не смотря на высокую занятость педагогов и детей, пандемию, постоянный недостаток средств. Топливо, на котором он держится – страстная увлеченность всех его участников. Мы поговорили с некоторыми из них, чтобы узнать, как рождается театральная магия, чем она помогает образованию и что привносит в жизнь детей и взрослых.

В начале было слово

Чтобы возник театр, нужно немногое. Советский актер Сергей Образцов больше двух часов удерживал внимание публики с помощью одного лишь шарика для пинг-понга. Сейчас он изображен на эмблеме кукольного театра его имени – крупнейшего в мире. В этом и заключается мастерство – театр можно сделать из чего угодно.

Театр существует в школах с давних времен: в Западной Европе – со Средневековья, а в России – с 17-18 веков. В 20 веке российское школьное образование, а затем и советское, стало целенаправленно осваивать театральную педагогику, которая раньше использовалась для обучения актерскому и режиссерскому мастерству. Исследования показывали, что театральное искусство хорошо влияет на успеваемость и воспитание детей.

НОВОЕ

Не нужно думать, что достаточно небольшого теоретического погружения в систему Станиславского и активных репетиций, чтобы театр состоялся. Сейчас есть куда более действенные, актуальные и быстрые формы погружения в современную театральную эстетику. Мне кажется, различные перформативные практики могут сильно увлечь школьников. Если в школу придут люди, по-настоящему осведомленные о возможностях современного театра – это будет бомба.

Виктор Симаков




Без режиссера театра нет

Уроки человечности

Анна Львова говорит, что театр помогает детям раскрепоститься и научиться получать удовольствие от выступления на публике. Они приобретают умение хорошо говорить, красиво двигаться. По ее мнению, театр дает такие навыки, которые пригодятся в жизни вне зависимости от профессии, которую выберет ребенок. Дети учатся работать в команде, ощущать партнерство, развивают умение формулировать свои мысли и выражать эмоции, слышать музыку и читать так, чтобы понимать смысл прочитанного.

Игра как инструмент

Театр живет в сердцах и головах людей, поэтому авторы могут поставить спектакль, где угодно, уверена ученица Новой школы Маша Болотова. Некоторые учителя делают это прямо на уроках. Использование инструментов театра в процессе обучения называется театральной педагогикой.

Учеба через игру – естественное детское состояние. Многие игровые методики, которые используют режиссеры и художественные руководители для раскачки актеров, отлично применимы и к детям, замечает Дарья Пауте. По ее совам, зачастую педагоги специально ходят на открытые тренинги по актерскому мастерству, чтобы получить рабочие инструменты для уроков, подстегивающие интерес к саморазвитию.





Фото: Мария Болотова; Данила Горюнков / Театр в Новой школе

Какой должна быть среда школьного театра

Где брать реквизит

Цифровое будущее в театре

Сколько театра нужно ребенку

Что в итоге?

Данный сценарий можно использовать при подготовке школьных праздников "День знаний", "День учителя", "Посвящение в гимназисты". Реализуется участниками театрального объединения.

ВложениеРазмер
shkola_v_raznye_epohi.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Неумолима царица Природа:

Меняет, как хочет, она погоду.

Осталось в прошлом жаркое лето,

И школьная форма снова надета.

Пара минут — и первый звонок

Всех позовет опять на урок!

Двери гимназии вновь распахнутся,

Завтра учебные будни начнутся.

Ну, а сегодня — праздничный час!

Мы от души поздравляем всех вас!

Встретились снова друзья и подруги.

Наверное, много расскажем друг другу

О том, что увидели, где побывали,

И что приключилось, пока отдыхали.

О том, что соскучились очень-преочень,

О том, что за лето испортился почерк.

Десятком, нет, сотней других новостей

Надо порадовать срочно друзей!

В нашей школе для ребят

Постоянно свет горит.

Для тебя и для меня

Детства мир всегда открыт.

И для всех всегда включен

Школьный звездный небосвод.

И звонка лихой трезвон

В страну знаний позовет!

Позовет к себе родная школа,

Чтобы уму-разуму учить!

И твоих друзей, таких веселых,

Здесь научат верить и любить! И любить!

А вот интересно, какой школа была раньше, как учились дети, какие были учителя? Эх, жаль, что у нас нет машины времени. Хотя. мы можем совершить путешествие на крыльях своей фантазии! Итак, сосредоточились и представили.

Очень древние века,

Уже тогда была учеба

Слушайте, мелкие жители племени!

Будем снова повторять, что всего важнее знать:

Как пещеру выбирать, как рубило обтесать,

Как огонь добывать, как не дать себя поймать!

Запомнили? А сейчас урок зоологии — встреча с мамонтом!

(с диким криком убегает)

А теперь античные времена.

В Древней Греции тоже школа важна!

Отроков юных приветствуем в храме науки!

Посланный Зевсом, на землю луч знаний проник.

Дабы не ведали глупые отроки скуки,

Плод просвещенья прими и вкуси, ученик!

Хилые отроки! Всех совершенств Аполлона

Вы не достигнете, лень не прогнав от себя.

Надо дерзать и стремиться всегда к эталону, -

Богоподобными станете вы, науки любя!

О, боги! Спасибо вам за мудрость!

(гордо вздымает руки к небу и отходит)

К нам спешат издалека

Таинственные средние века!

В нашем знатном королевстве

Все девицы должны изучать:

Как подарки принимать,

Как платочек к ногам ронять,

Как ручку подавать,

Как улыбкой награждать,

Как рыцарское сердце покорять!

Как вздыхать, падать в обморок, дивно петь.

О, боже! Сколько надо всего уметь!

(ахнув, кокетливо помахивая веером, отходят)

Да, такой объем наук тревожит.

В век 19-й, быть может,

Легче было учиться,

Легче успеха добиться?

(появляются юные повесы и гувернер)

Должны вы бегло по-французски

Писать и мысли излагать.

Забыть на время можно русский,

Но иностранный грех не знать!

Вам в высшем обществе блистать.

Учитесь, дети, непременно

Мазурку, вальсы танцевать!

Да, нелегкая это работа — научиться делать что-то.

Путь познания далек — это говорит Восток.

Приготовились к медитации!

Вот небо, вот земля,

Вот тело и душа.

Ты в позе лотоса все лишнее отбрось,

Соединись с природой,

Познай себя, глубокий сделай вдох -

Ты должен изучить все способы защиты,

Понять язык зверей

И почитать гуру!

(появляются все участники)

Надо же! Вот это да! Знать, без школы никуда!

Во все столетья на всем белом свете учились, учились, учились дети,

И педагогам было не лень давать уроки каждый день.

Школа всегда - это храм науки, здесь никогда не бывает скуки.

А самая лучшая школа - та, где я учусь и мои друзья!

Где-то на Заводском проспекте есть маленькая страна.

Там живут взрослые и дети, там жизнь любви полна.

Там доброта в глазах искрится, дружба всегда с тобой,

Там мудрая сова-царица правит волшебной страной.

Маленькая страна в Колпине нашем есть –

Это родная наша школа четыреста сорок шесть!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.

Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат.


Лирика чисел. Цифровая поэзия как средство изучения поэтического стиля представителей разных эпох и направлений.

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутств.


Урок ИЗО в 7 классе "Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох"

План-конспект и презентация "Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох".



Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности.


Скульптуры разных эпох и стилей

Скульптуры разных эпох и стилей.


Доклад об особенностях организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа – это сказка без конца. Потому что на смену тем, кто окончил школу, приходят новые ученики.… И встречает их добрый…Волнительный …. Сказочный мир. И называется он ШКОЛА.



посвященный Дню рождения школы

Максимовой Натальей Леонидовной

2016 учебный год

- развитие социально-активной и творческой личности гражданина, обладающей чувством гордости за свою школу и гражданской ответственности за своё будущее

- воспитывать любовь к родной школе, уважительное отношение к педагогам школы;

- вовлечение в творческую деятельность детей группы риска;

- сохранение традиций школы;

- использование новых форм и методов при проведении праздников.

Дата проведения: 19.10.2016 г.

Звучит народная музыка.

Балагур Яшка

Добрый день, дорогие зрители,

Ой, что за праздник начинается тут?

Видно почетные гости придут!

А может, уже пришли генералы?

А может, пришли адмиралы? (Дети отвечают)

Ой, а что так тихо отвечали?

Не ели или плохо спали?

А ну, громче скажите!

Да, что, же так кричите!

Лучше тихо сидите!

Соседка Марфа.

Постой, постой, ты болтать не устал?

Ишь, какой прыткий прискакал!

Знакомьтесь, балагур Яшка,

Лапти, шапка, в заплатах рубашка,

Полон талантов разных.

Вот соседка, так соседка,

Прямо в глаз, и снова метко.

Я хочу тебе сказать,

Праздник надо начинать!

Как в сказке мудрой вековечной:

Царь писал указ, но правил…

Разворачивает указ и зачитывает.

Пусть сегодня в нашей милой школе

Смех звенит, и радость воспарит!

С ней связать судьбу – нет лучше доли!

Вместе:Начинаем! Праздник наш открыт!

Артисты наши все местные,

Хоть вам они и известные,

Но люди честные –

Коль сумеют – споют,

Не сумеют – спляшут.

Сегодня праздник. День рождения школы, день детства и юности. Что же такое школа?

Про школу всё, естественно,

Узнаем мы легко!

За что её общественность

Так ценит высоко,

Твердя: там служат гении,

Таланты там цветут!

Берут меня сомнения…

А вдруг в округе врут!

Школа – это сказка без конца. Потому что на смену тем, кто окончил школу, приходят новые ученики.… И встречает их добрый…Волнительный …. Сказочный мир. И называется он ШКОЛА.

Нет, нет, нет! Я не возражаю

А на сцену приглашаю

Звездочек из школы нашей-

Наших милых первоклашек!

Ох, и пляска, аж вспотел,
Что же я спросить хотел?

Праздник наш продолжаем,

Школу вместе поздравляем!

ШКОЛА – это дети, учителя и родители. Она живет горением детских и учительских сердец.

Так уж водится на свете:

По закону красоты

В нашу жизнь приходят дети,

Как красивые цветы.

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни!

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они!

Яшка и Марфа выходят после номера и присаживаются на край сцены спина к спине.

Яшка, а ты помнишь свою школу?Как здорово звенел школьный звонок с последнего урока! Книги летели в портфель, как птицы!

Да, Марфа в раздевалке толчея! Двери школы победно гремели салютом! Школьный двор оглашался радостными криками! Ура! Уроки кончились!

Озорно, но слишком быстро пробегают школьные годы. Школа – это наше беспечное детство.

Марфа и Яшка выходят, пританцовывая (реперы).

Танец – спасенье, танец – бальзам,

Танцуем ночами и по утрам.

А зрителям совсем флегматичным,

Песня друзей поможет отлично!

Адреналинчик пустит в кровь

Расшевелит и разбудит вновь!

Современный танец

Марфа выходит на сцену видит, нет Яшки, начинает его искать.

Яшка, Яшка, вот пострел,
Уже спрятаться успел!Выбегает Яшка с балалаечкой в руках.

А вот и Яшенька-дружок,

Истоптал сто пар сапог.

Все преграды перешел,
Балалайку все ж нашел.

Ноты ты не проморгай,

Лучше, Яшенькасыграй!Звучит частушечная музыка, Марфа поет:



Цели и задачи:
- создание праздничной обстановки и радостной атмосферы у первоклассников,
- воспитание ответственного отношения к учебе,
- развитие познавательного интереса,
- воспитание чувства дружбы и сплоченности коллектива.
Назначение материала:
данный сценарий рассчитан для детей 1-го класса, будет полезен учителям, классным руководителям, завучам по внеклассной работе, педагогам дополнительного образования при подготовке праздника Дня знаний.




Маленький волшебник: (выглядывает из окошка)
Эй, Мудрая Сова, доброе утро!
Мудрая Сова: (появляется из-за дерева)
Доброе утро, Маленький волшебник!
Маленький волшебник: (выходит, потягивается)
Надо бы немного поразмяться.
(звучит музыка, он танцует)



Мудрая Сова: (недовольно)
Опять эти танцы, а колдовать когда будешь учиться?
Маленький волшебник:
Ну ты и зануда! Ладно, так и быть, давай поколдуем.
Мудрая Сова:
Что ж, принимайся за занятия, волшебство не такая уж простая штука, лениться в этом деле никак нельзя.
Маленький волшебник:
Поупражняюсь-ка я в вызывании листопада!
Мудрая Сова:
Помнишь, когда ты в первый раз пытался сделать листопад, у тебя посыпались жуки, во второй раз – пауки. Интересно, что посыплется сейчас?
Маленький волшебник: (с таинственным видом)
Я повелеваю всем деревьям, а ну, закружи, листопад!
(звучит шум ветра, с дерева летит картошка)



Мудрая Сова:
Картошка! Ты с ума сошёл. Что ты ещё наколдуешь?
Маленький волшебник: (расстроенный, достаёт волшебную книгу)
Что же делать? Так и придётся учить эту волшебную книгу, но я же не умею читать.
Мудрая Сова:
А я что говорила? Какой же ты волшебник, если волшебную книгу читать не умеешь?
Маленький волшебник: (плачет)
Как же я стану настоящим волшебником?
Мудрая Сова:
Успокойся. Я отведу тебя в страну Школьных дел. Там ты научишься писать и считать и станешь, наконец-то, как и я, мудрым.
Маленький волшебник:
А какая она – Школьная страна?




Знайка-Всезнаевич:
Добрый день! ( надевает очки и рассматривает их ) Мне, кажется, я с вами не знаком. Вы что новенький ученик?
Маленький волшебник:
Вообще-то да, я впервые в вашей стране. Меня зовут Маленький волшебник, а это моя знакомая сова.
Мудрая Сова:
Я не просто сова – я Мудрая Сова.
Знайка-Всезнаевич:
Понятно. Тогда разрешите представиться – Знайка-Всезнаевич. Сейчас я научу вас важным делам, которые необходимо выполнять всем жителям нашей страны.

Мудрая Сова:
Постарайся, запомнить его советы, они в школьной жизни пригодятся!
(звучит музыка, Знайка-Всезнаевич поёт:



Текст песни Знайки-Всезнаевича
- Утром рано просыпайся, хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать, носом парту не клевать.
- На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай и соседу не мешай.
- Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи, в чистоте портфель держи.
- Не дразнись, не зазнавайся, в школе всем помочь старайся
Зря не хмурься, будь смелей, и найдёшь себе друзей.
- Вот и все мои советы, их мудрей и проще нету,
Ты дружок их не забудь, будет лёгким школьный путь.) (уходит)





Домисолька:
Меня зовут Домисолька, я - из музыкальной долины .
Маленький волшебник:
А я новичок в этой стране. Мы наблюдали за вашими учениками, здорово у них получается!
Радуга-Дуга:
Спасибо. Но теперь нам пора заняться теорией.
Радуга-Дуга:
Мы загадаем вам, ребятки, очень трудные загадки .
Домисолька:
Отгадаешь, не зевай, дружно, хором отвечай.
(герои помогают залу отгадывать загадки)
Радуга-Дуга:
- Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком, он раскрасит мой альбом. (карандаш)
Домисолька:
- Мой друг стоит на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах,
Зубы есть, и есть педаль, называется…………(рояль)
Радуга-Дуга:
- Свою косичку без опаски она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (кисточка)
Домисолька:
- На листочке, на страничке, то ли нитки, то ли птички,
Все сидят на лесенке и щебечут песенки. (ноты)
Радуга-Дуга:
- Высоко на крыше с опаской, железо красит он краской,
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (маляр)
Домисолька:
- Дети все из разных стран,
Лихо пляшут под ………(баян)
Радуга-Дуга:
Молодцы, ребята, все наши загадки разгадали! (уходят)



Маленький волшебник: (машет рукой)
Буду рад частым встречам с вами. Я понял, что интереснее всегда живётся только тем, кто любит музыку и краски.(уходит)
Исполняется танцевальный номер.
4.Мадам Великая Математика
Маленький волшебник:
Оказывается, в этой стране столько школьных дел. Хоть каждый день делай какое-нибудь открытие, узнавай что-то новое. Только делай, а не ленись.
Мудрая Сова:
Правильно рассуждаешь, молодец! А сейчас я представлю тебя одной уважаемой научной даме нашего государства.
Маленький волшебник:
Интересно, а кто это?
Мудрая Сова:
Мальчики и девочки, приветствуем мадам Великую Математику.
Великая Математика выходит в окружении свиты из 4-х пажей у которых на спинах приделаны цифры, пажи спиной к зрителям не поворачиваются.



Песня Великой Математики:
Чтоб себе помогать, чтоб везде преуспеть,
Надо многое знать, надо много уметь,
И во всём нужна – вы заметьте-ка, всегда,
Очень важная наука Ма-те-ма-ти-ка.
Маленький волшебник:
Я очень, очень хочу знать. Эту вашу, ма-те-ма-ти-ку.
Великая математика:
Но чтобы знать математику, нужно уметь считать и знать основные 10 цифр.
Мудрая Сова: (в зал)
Ребята, а вы умеете считать? (дети отвечают) Сейчас проверим, давайте вместе громко посчитаем до десяти и обратно. Итак, приготовились, начали! (дети считают)
Великая математика:
А теперь, я сама хочу убедиться, действительно ли дети хорошо знают цифры. Пусть угадают, как зовут моих пажей?
Пажи выходят вперёд, загадывают загадки. После того, как ребята отгадывают загадку, пажи поворачиваются спиной к зрителям, демонстрируя спину.



1 Паж:
Я – прилежная отметка, и встречаюсь я нередко,
Кого лень не докучает, тот похвалу за меня получает. (пятёрка)
2 Паж:
А я цифра – снеговик, к своей цифре я привык,
Лишь зима сменяет осень, дети лепят цифру…………(восемь)
3 Паж:
Не похож я на пятак, не похож на рублики,
Круглый я, но не дурак, с дыркой, да не бублик. (ноль)



4 Паж:
А у меня шея длинна такая, нос крючком, и не секрет,
Что люблю я всех лентяев, а меня лентяи – нет. (двойка)
Великая математика:
Молодцы, ребята. Ставлю вам всем пятёрку. И не забывайте делать домашнюю работу по математике. Помните, я за вами слежу. (уходит)
Мудрая Сова:
Да, кстати, я совсем забыла тебе сказать. Сегодня в этой стране будет большой праздник. Состоится великий парад в честь открытия нового учебного года, которым командует её величество наиглавнейшая и наимудрейшая королева – Русская Азбука.



Маленький волшебник:
Пойдём же скорее, чтобы не опоздать. (уходят)
Исполняется танцевальный номер.
5.Её величество – Русская Азбука
Звучат фанфары, выходит Церемониймейстер







Русская Азбука:
Клянётесь ли вы прибегать в школу к первому уроку с любознательными глазами?
Дети, герои и буквы хором:
Клянёмся!
Русская Азбука:
Клянётесь уважать и ценить своих учителей и родителей?
Дети, герои и буквы хором:
Клянёмся!
Русская Азбука:
Клянётесь быть достойными учениками своей школы?
Дети, герои и буквы хором:
Клянёмся!
Русская Азбука:
Ну что, на этом наш праздник закончен. До свиданья, до новых встреч!
Звучит марш, герои уходят вслед за Азбукой, а буквы-гусары маршируют, исполняют различные построения, в зале на детей летят шары, фейерверк.
Занавес закрывается.

Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что “потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка”.

Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. “Театральные занятия должны воспитывать у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений”.

Анализируя широко представленную педагогическую и методическую литературу в области театральной педагогики, можно выделить два основных направления деятельности детского театрального творчества. Первое развивается и функционирует на базе внешкольных учреждений (клубов, дворцов культуры, школ искусств); второе связано с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Наиболее методически разработанным на сегодня можно считать процесс создания театрального спектакля самодеятельным коллективом детей среднего и старшего школьного возраста. На наш взгляд, театральное творчество является оптимальным вариантом приобщения школьников к миру прекрасного, лучшей формой художественно-эстетического воспитания. Теоретические, методические основы детской театральной самодеятельности, рассматривая сценическую работу со школьниками как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Развитие эмоциональной сферы подросткового возраста протекает бурно, характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т.п. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Вовлечение детей в активную творческую деятельность во внеклассной работе – это эффективное средство развития способностей детей, их творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности. Искусство театра – это коллективное искусство. Первостепенной задачей является воспитание у детей элементарных навыков необходимых для коллективной творческой работы. Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Переживая важные ситуации, ребёнок по-новому осознаёт проблемы, свою реакцию, отношения к событиям, ценностям, к конкретным людям. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации. В условиях драматической импровизации ребёнок получает возможность улучшить самого себя. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их. Кроме этого, участие в школьных постановках обладает мощным терапевтическим эффектов в преодолении многих детских комплексов, сохранения их психологического здоровья.

Ядром школьного театрального коллектива является класс, в котором я – классный руководитель, но во время подготовки нового спектакля обязательно приходят старшеклассники и из других классов. Театр — дело живое, сиюминутное, и потому становиться скорее клубом, объединяющим детей по интересам.

В центре внимания каждый ребенок. На занятиях происходит знакомство с основами драматизма и актерского мастерства, обсуждается творчество знаменитых (любимых) актеров, изучается история костюмов и значение декораций, предметного окружения в спектакле.


Учитывая жанр постановок, музыкальное шоу, большое внимание уделяется пластике, танцам, выразительности движений. И здесь появляется возможность у детей, имеющим опыт в занятиях в хореографических студиях или просто хорошо танцующих, участвовать в процессе постановки танцев. Велика роль тех участников коллектива, которые осуществляют непосредственно техническое обеспечение музыкального шоу. Их работа начинается задолго до показа, так как они должны качественно записать необходимые музыкальные фрагменты, продумать шумовые и световые эффекты. Силами детей и родителей создаются декорации к спектаклям, костюмы, выпускается театральная программка (приложение). Подобное соУЧАСТИЕ в процессе способствует повышению авторитета участников спектакля, делает театральную постановку своей собственной для каждого ребенка. Вся школа - и дети, и родители, и педагоги ждут с нетерпением премьеры школьного спектакля. Участие в театральных постановках, несомненно, оказывает влияние на формирование вкуса, приобщает школьников к миру прекрасного, находит положительный отклик в их душах. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Нам особенно близки слова Т.И. Баевой: “Воспитание должно обеспечить гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими: обществом, природой, человеческой деятельностью”. Вполне очевидно, что развитие личности обусловлено развитием всех других личностей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Коллектив развивает умение и способность организовать свою личную деятельность на основе интересов коллектива, умение и навык подчиняться воле большинства, когда это нужно в интересах коллектива, умение вести себя в соответствии с интересами коллектива. А если это так, то становится понятным, что ребёнок имеет шанс стать самодостаточной, конкурентоспособной личностью, способной адаптироваться к новым экономическим условиям, имеющей возможность самоопределения, самовоспитания, улучшения духовного и нравственного климата, восприимчивой к пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Стеснительные, неуверенные в себе ученики стали свободнее общаться. В ходе проведения социометрии выяснилось, что “изгоев” и “пренебрегаемых” в классе нет. Уровень воспитанности учащихся повысился. Это показывает диагностика воспитанности учащихся, проведённая на основе анкетирования родителей. Своё положение вне коллектива никто не указал. Это говорит о том, что каждый из учащихся является членом сплочённого коллектива.

Динамика положения личности в коллективе

Динамика качеств личности (средний балл по классу)


В таких условиях ребята имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности, проявить себя, не опасаясь насмешек, двусмысленного положения. За время существования школьного театра было представлено много постановок: сказки “Муха Цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, “Аленький цветочек”, “Золушка”, “Ночь перед Рождеством”, театрализованные представления школьных праздников и многое другое. Коллектив пользуется популярностью в школе и, неоднократно становился лауреатом городского конкурса “Театральный звездопад”, о чем свидетельствуют грамоты и награды.

Читайте также: