Подготовка голосового аппарата к пению детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

В связи с вышеизложенным, можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается педагог на начальном этапе обучения пению в младшем хоре и на уроках постановки голоса с детьми 7-9 лет.

В результате недостаточной, а во многих случаях и неправильной работы над привитием навыков пения, многие дети, обладающие природной интонацией, склонны форсировать звучание. Пение таких детей имеет кричащий характер, дыхание прерывистое, его не хватает на исполнение всей музыкальной фразы. Такая манера исполнения провоцирует множество недостатков в работе голосового аппарата. Разного рода мышечные зажатости: скованные мышцы шеи, поднятые при вдохе плечи, задранный подбородок, прижатая нижняя челюсть – вот далеко не весь перечень недостатков, с которыми приходится сталкиваться педагогу, начинающему обучать пению первоклассника. Они влекут за собой неправильное положение гортани при пении, изначально задранное ее положение провоцирует гортанное звукоизвлечение, негативно влияет на полетность звука, не дает в должной мере развиться певческому диапазону.

Есть и другая категория - дети, которые, из-за своей природной застенчивости, вялости или других природных особенностей, при изначальной точности интонации, практически не владеют певческим дыханием. Пение таких учеников имеет тусклый, малоинтересный характер, это пение для себя и как бы внутри себя, артикуляция вялая, практически отсутствует посыл звука.

Природа одарила всех по-разному, но практически все дети способны в той или иной степени овладеть певческими навыками, способны правильно интонировать мелодию, могут научиться петь в высокой певческой позиции, свободно, на дыхании. Каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все на лету, и работа с таким ребенком доставляет истинное удовольствие; для достижения успеха у других требуются значительные усилия; третьи требуют кропотливой и вдумчивой работы педагога.

Музыкально-певческие навыки учащихся формируются довольно медленно. Характерным для выработки динамического стереотипа владения певческим голосом является не только длительность, но и некоторая разновременность становления различных вокальных навыков. Поэтому спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения. Затем они постепенно усложняются и расширяются, что проявляется во все более трудном репертуаре и повышении требований по каждой из задач, которые предъявляются и к каждому индивидуально, и к ансамблю в целом.

Наиболее интересен в методическом плане начальный этап обучения, т.к. именно в нем закладываются основные певческие навыки. Целью обучения на этом этапе является привитие навыков пения в высокой певческой позиции, создание единой манеры звукоизвлечения у всего ансамбля, преодоление проблем неверного интонирования, форсирования звука.

Далее речь пойдет о способах работы с детьми на начальном этапе обучения, об упражнениях, способствующих формированию правильных вокальных навыков и устранению недостатков звукоизвлечения на различных ступенях обучения, я так же коснусь вопроса постановки певческого дыхания.

Проблема неверной интонации – одна из самых распространенных в среде певцов. Если ребенок поет фальшиво, это вовсе не значит, что у него отсутствует слух, просто над его развитием следует упорно работать. Далее речь пойдет о некоторых приемах обучения плохо интонирующих детей.

Чтобы развить у детей чистую интонацию, надо точно знать диапазон и примарный звук (звуки) и постепенно выходить за их предел. С расширением диапазона примарные звуки будут смещаться.

В работе над мелодией не следует ограничиваться одним, неверным, разом. Нужно просить ребенка исполнять еще и еще, при этом подсказывая ему верные ощущения. В какой-то момент даже неверно интонирующий ребенок поет звук или группу звуков совершенно правильно. Правда, по причине отсутствия навыка, он может тут же утратить интонацию. Важно, чтобы ребенок убедился, что он может петь правильно. Со временем он научится сознательно вызывать в себе ощущение, способствующее правильному звуковоспроизведению, то есть навык закрепится.


Постепенно тексты песен усложняются, в них присутствуют несколько интонационных моделей одновременно.

Таким образом, дети первого года обучения к концу начального этапа начинают ориентироваться в типах мелодического движения, осознавать ладовые тяготения и осваивают начальную нотную грамоту, что делает возможным введение на втором году обучения пения по партиям.

С первого урока необходимо следить за правильностью певческого дыхания и постановкой тела при пении, т.к. от этого напрямую зависит качество звука, его наполненность, создание высокой певческой позиции. Правильно поставленное певческое дыхание помогает сохранить здоровье голосового аппарата на всю жизнь, позволяет активизировать дыхательную активность воспитанников, что очень полезно детям, проживающим в условиях крайнего севера. Самые основные, первые требования:

- Поза ребенка, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы и мускулы, мобилизует нервную систему.

- Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.

- Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой, находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.

Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутреннее состояние, так же, как мышечная собранность - нервную готовность к выполнению задания. Именно эта работа готовит внутреннюю сценическую раскрепощенность. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, раскрепощенный вдох. Эти требования необходимо соблюдать с первых занятий пением.

Упражнение №1

Дети, сидя на стульях, при вдохе поднимают красиво, как птицы руки в стороны, а на выдохе плавно, без рывков их опускают в исходное положение, представляя, что на что-то опираются. Упражнение моментально дает почувствовать состояние опоры, учит выдыхать без рывков, удерживая состояние вдоха.

Упражнение №2

Очень похоже на первое, только вдох и выдох синхронизируется теперь с движением каждой руки отдельно. Упражнение хорошо тем, что позволяет проследить за созданием большего чувства опоры со стороны движущейся руки, а, следовательно, обособить ощущения с тем, чтобы потом вызывать их произвольно.

Упражнение № 3

Сидя на стуле с прямой спиной, не заваливаясь назад, поднимаем правую ногу в горизонтальное положение – вдох. Нога плавно, без рывков идет вниз – выдох. То же самое повторяем с другой стороны. Упражнение дает почувствовать подставку внизу живота, которая как фундамент держит здание нашего певческого аппарата.

Упражнение №4

Правильное пение подразумевает уравновешивание подсвязочного и надсвязочного давления, поэтому одни только дыхательные упражнения не решают проблему создания правильного формирования звука. Необходима кропотливая работа над организацией аппарата, над приведением его в певческое состояние, которое подразумевает поднятое мягкое небо, правильное положение гортани, наличие резонаторных ощущений.

На первых порах можно петь вместе с детьми, используя то правило, что аппарат неопытного певца непроизвольно начинает работать в том же режиме, что и у ведущего партию. И здесь главное не сбиться на постоянную работу вместо детей, стараться не заглушать их, максимально приблизив свой тембр к звучанию детского голоса, чередовать пение с детьми и прослушивание их самостоятельной работы.

А самое главное нужно получать от музицирования большое удовольствие, тогда уровень обученности начинающих певцов начинает расти прямо на глазах.

Заключение

В своей работе я хотела рассказать о том, как я выстраиваю работу с начинающими певцами. Многих аспектов я сознательно не коснулась, т.к. старалась отражать только те моменты, в которых я могу общепринятую методику дополнить своими, проверенными на практике наблюдениями и наработками. Возраст 7-9 лет – это самый благодатный период для обучению любому виду деятельности, это и самый хороший период для формирования у детей хорошего вкуса, любви к совместному и сольному музицированию. Я желаю своим коллегам удачи в этом нелегком и благородном деле.

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Составитель: Назарова Н. В.

(музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада №53 Василеостровского района

2. Основная часть - упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях.

2.1 разминочные упражнения.

2.2 упражнения на расширение диапазона и дикцию.

2.3 упражнения на освоение разных видов техник.

4. Список литературы.

Эта методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях. Приведенные упражнения предназначены для детей с 3 до 7 лет.

В настоящее время существует множество методик постановки голоса. В данной работе, изучив различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания, опробировав множество методов и различных методик, автор выбирал упражнения, подходящие для детей данной возрастной группы в рамках музыкальных занятий в детских садах.

2. Основная часть - упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях.

Занятие пением должно начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Ребёнку необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшему звукоизвлечению.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие певческой дикции. Упражнения касаются выравнивания качества звучания диапазона, на активизацию и правильность дикции.

Третья часть упражнений на музыкальном занятии направлена на освоение различных технических приемов: отрывистое голосоведение, протяжное пение.

Часто педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть занятия, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

2.1 Разминочные упражнения

В разминку входят такие вокальные упражнения :

1) Упражнения для развития певческого дыхания

2) Упражнения для развития подвижности языка, губ

3) Гимнастика для мышц шеи, гортани, нижней челюсти

4) Упражнения для развития мимики

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Для данных целей наиболее подходят упражнения В. Емельянова.

а)Упражнение направленное на естественную фонацию (с 3-х лет)

б)Упражнение на озвучивание грудных резонаторов (с 5-ти лет)

в)Упражнение на озвучивание головных резонаторов (с 3-х лет)

Следующие упражнения направлены на установку правильного звукообразования

а) Настройка на звукообразование в фальцетном режиме: (с 4-х лет)

2.2Упражнения на расширение диапазона и дикцию

В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

а)Упражнение на развитие головное резонирование и выравнивание гласных при смене высоты тона. (с 5-ти лет)

б)Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных. (с 5-ти лет)

в)Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных. (с 3-х лет)

Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания. Мелодия может быть различной : на одном звуке, на двух, в гаммообразном движении.

г)Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции. (с 5-ти лет)

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи, ви…. Поём по гамме стаккатто, затем легато.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

2.3 Упражнения на освоение разных видов техник.

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием скачков, техники стаккато.

Для младшего и среднего возраста (3,4,5 лет) это упражнение выполняется до квинты. В старших и подготовительных группах (5,6,7 лет) – на полную октаву.

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.

Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.

В основе упражнения лежит мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах : на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

б)Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.

Одно из самых важных упражнений. Начинать можно с младшего возраста. Разработан комплекс смысл которого в чередовании медленного и короткого вдоха с медленным и коротким выдохом (Роза – свеча, роза – ха-ха, удивление – ха-ха, удивление – свеча).

в)Упражнение, развивающее подвижность голоса. (с 5-ти лет)

Упражнения на музыкальных занятиях в детском саду должны даваться в игровой форме. Они не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают у детей умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данная методическая разработка содержит основные виды вокальных упражнений. Может помочь музыкальным руководителям в подборе упражнений по постановке детского голоса с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей.

4. Список литературы

3. В. Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год

6. Дмитриев А. Основы вокальной методики. - Москва. Музыка. 1968

7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб. 1996.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Спб., 1997

9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Ленинград. Музыка 1977

10. Малахов. Современные дыхательные методики. _ Донецк. 2003

12. Постановка голоса. Система практических упражнений : Методические рекомендации/ Составитель Л. В. Назарова; Под ред. Л. П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.

14. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва. ФИС,2000

Педагог в современном дошкольном учреждении ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Каким же должен быть педагог в современном дошкольном учреждении? Прежде всего, ориентированным.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Инновационная деятельность в дошкольном учреждении ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Д. О. Сюняева ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района,.

Упражнения для постановки певческого голоса Андрей- воробей. • Распевка тренирует репетицию (удерживание мелодии на одном тоне). Распев: Андрей-воробей не гоняй голубей, гоняй галочек.

Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса Основные свойства голоса Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.

Изучение темы "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов" в помощь музыкальным руководителям ДОУ.

Эта статья является описанием опыта работы по данной теме. Включает в себя теоретическую /методы, приемы/ и практическую часть /подборку вокальных упражнений, песен/.

ВложениеРазмер
Статья Опыт работы по теме "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов" 77.1 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования детей)

Опыт работы по теме

«Подготовка детского голоса к пению

Работая с детьми речевых групп старше - подготовительного возраста, часто наблюдаю у детей трудности владения своим голосовым аппаратом, звуко - извлечением и дыханием, артикуляцией и скудной эмоциональной окраской звука, а так же общую внешнюю и внутреннюю эмоциональную и физическую скованность, неуверенность в своих действиях, движениях.

Если рассматривать эту проблему на более глубоком уровне, то причины разбалансировки физического уровня - это всегда следствие внутренней разбалансировки глубинных процессов - подсознания, духовного уровня, наличие психо-эмоциональных блоков и страхов.

Поэтому данная тема оказалась очень актуальна. Фонопедические, йогические, дыхательные, артикуляционные и вокальные практики способны самым эффективным образом влиять на положительное решение данных проблем детского голосового аппарата и самое важное- влиять на гармонизацию внутреннего баланса ребенка, на укрепление его эмоционального здоровья, высвобождая эмоциональные блоки, раскрепощая и приводя его в состояние гармонии, внутреннего равновесия, внутренней свободы и радости. Что напрямую влияет на восстановление физического здоровья!

Цель работы по данной теме:

  • Повысить эффективность развития детского голосового аппарата и его
  • Активизировать концентрацию слухового внимания;
  • Способствовать развитию умения слушать себя, своё тело;
  • Повысить эмоциональный отклик, побуждать к более глубокому восприятию и чувству, осмыслению прослушиваемых и исполняемых песен;
  • Повышать интерес детей к пению с помощью различных вокальных задач;
  • Побуждать к более тонкому исполнительскому мастерству;
  • Развивать эстетический вкус детей.

- Показ фрагмента занятия с детьми

- Презентация и представление опыта работы

- Практическая часть /показ и апробирование различных вокальных, фонопедических приемов на собственном примере/

  1. Итоговый продукт для детей и родителей – Новогодний концерт- представление.
  2. Подведение итогов опыта работы.

Используемые методики и приемы:

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому.

Эти особенности положены в основу ФМРГ.

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.

С древности на физическом уровне звуки используют для того, чтобы исцелять болезни, с помощью их избавляют от боли и восстанавливают истощённую энергетику. На метафизическом уровне звуки используют для расширения высших слоёв сознания, а также для усиления интуиции и развития творческих способностей.
Основателем вокальной йоги является знаменитая австралийская певица Перукуа (Peruquois), именем которой иногда называют этот оригинальный метод исцеления и самопознания человека.
Как говорит Перукуа: "Вокальная Йога — это направление по работе со звуком и голосом. Слово "йога" означает союз. В случае с вокальной йогой это союз традиций, дыхания, сознания и тела. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений: тренируются дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная ёмкость легких."

Когда мы отдаёмся звуку, все клетки нашего тела начинают вибрировать с определённой частотой. Звук резонирует, воздействует на энергетические каналы и "распрямляет" их, в результате чего боль, накопившаяся в виде блоков, высвобождается. И каждый орган нашего тела тоже имеет свой "голос". Занимаясь йогой пения, человек учится осознанно работать со своим телом. При помощи голоса высвобождаются и психологические блоки — негативные эмоции, стресс, обида.

Вокальные практики гармонизируют мысли, тело и душу, поэтому у человека после занятий меняется восприятие мира: краски становятся яркими, мысли — чёткими, а эмоции — благостными.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика. Это одна из форм коррекционной работы, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Принципы кинезитерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.

Приёмы адаптации дыхательных, фонопедических, вокальных упражнений, понятных для детского восприятия

Прежде всего, это внедрение упражнений в игровой сюжетный замысел фрагментов вокальных занятий. Создание историй, где ставится определенная задача, проблематика, решить которую можно используя предлагаемые упражнения.

Адаптация вокальных упражнений через ассоциативный прием- когда издаваемый звук приобретает образ, отражает какое – ни будь действо.

Подражательный прием - послушай и воспроизведи сам.

Творческие вокально- игровые этюды со звуковыми перевоплощениями /превратиться в заданный или желаемый образ, стараться звучать от лица своего героя так, как звучит он.

Вокально - игровые диалоги с использованием выше описанных приемов.

Вокальные приемы и упражнения в системе музыкальных занятий

Углубленная работа по подготовке детского голоса к пению осуществлялась в течении 3 месяцев с частотой - одно занятие в неделю в период с октября по декабрь. Ниже представлена таблица распределения задач и упражнений по месяцам.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

В данной работе я представляю опыт развития певческих навыков у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2009 (со второй младшей группы) по 2013 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие вокальных навыков дошкольников, нарастание обучающих приёмов в формировании детского вокального исполнительства.

Теоретической базой моей работы являются разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова и другие.

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка

Целью моей работы стало овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А.Битус, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова.

Для реализации цели были поставлены задачи :

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичность и целенаправленность. Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер.

После подбора репертуара начинается вокально-хоровая работа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и постоянно контролируется их выполнение, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

На этапе формирования вокально-хоровых навыков в работу включаются одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность и постепенность выглядит следующим образом.

Вокально-хоровые навыки:

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание. Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят.

В дальнейшем задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем, и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому мы сначала определяем содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для выработки навыка выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована для преподавателей дополнительного образования при создании фольклорного ансамбля или для вокалистов народного пения.

Важное место в образовательной программе по вокалу занимает освоение музыкального творчества русского народа, что способствует эмоциональному психическому и физическому развитию, формирует коммуникативные навыки детей, развивает образное мышление и творческие способности, обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои.

Методическая разработка на тему

(Из опыта работы педагога по вокалу ДШИ г. Нытва

Репиной Ирины Александровны.)

Фольклор – не только культурное наследие прошлого, но и действенное средство развития личности, фундамент на котором формируются эстетические и нравственные идеалы

Важное место в образовательной программе по вокалу занимает освоение музыкального творчества русского народа, что способствует эмоциональному психическому и физическому развитию, формирует коммуникативные навыки детей, развивает образное мышление и творческие способности, обогащает духовный мир ребёнка, его нравственные устои.

За годы работы с народным вокалом накоплен значительный опыт по освоению музыкального фольклора с детьми разного возраста. Важным моментом в занятиях является подготовка голосового аппарата ребёнка к фольклорному пению. Для каждого возраста используется своя методика распевания. В данной статье предлагается методика распевания младшего школьного возраста.

1 упражнение направлено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы).

- Представьте, что мы поехали на машине , но дорога заросла травой, мы сейчас её скосим.

- Теперь дорога расчищена, можно заводить мотор.

- мы должны заехать на высокую гору, надо включить повышенную скорость и взобраться на гору. А потом съехать с горы.

4 упражнение -Формирование высокой звуковой позиции.

- По дорожке нам на встречу скачут лошадки , молодые, на высоких, стройных ножках.

- А за этими лошадками идут лошади – тяжеловозы.

Цоканье на тех же гласных но губы закрыты. Цель – сравнить звук и выбрать более красивый.

- Вдоль дороги сидят на деревьях попугайчики и всё, что слышат – повторяют. Я буду говорить, а ты повторяй за мной.

В эмоциональном отношении присутствует вопрос и ответ. В этом суть упражнения. Интонация должна захватывать грудной и головной регистр.

Упу? Упу! (о,а,э,и), Уду? Уду! Узу?Узу!

-Последним по дорожке вышагивает динозаврик. Нам его надо нарисовать чтобы надолго запомнить.

8 упражнение. Проговаривание текста изучаемой на данном этапе песни с различной эмоциональной окраской. (Вопросительной, восклицательной, укором или поощрением). Отслеживая плавное голосоведение речи и хорошую звуковую наполненность гласных.

В речи следить за свободной нижней челюстью, осанкой, позицией рта.

Хорошим помощником в выполнении всех упражнений должно быть зеркало, т.к. ребёнок с самого начала занятий должен видеть своё отражение, внимательно отслеживать результат занятий, чтобы повторять дома самостоятельно.

Работать с собой жестикулируя и закрепляя мимику не только через внутренние, но и через внешние ощущения.

Певческий звук – результат речевого начала, поэтому очень важно на начальном этапе много времени уделять именно речевым упражнениям, несложным скороговоркам, простым попевкам и звукосочетаниям и развитию певческого дыхания.

Читайте также: