Схема описания животного жарких стран в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Балашова Галина Петровна

Организация: ГБОУ школа №1130

Населенный пункт: г. Москва

Цели:

формирование навыков речевого общения;

формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний;

формирование речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа;

развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса;

развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук;

воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки: саванна, бегемот, слон, жираф, лев, обезьяна, крокодил. Ободки на голову с изображением самолёта. Карта мира. Магнитная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

-Ребята, перед началом занятия давайте вспомним с вами очень важное необходимое правило:

«Внимательно слушай!
Другим не мешай.
Подумай,
Потом и на вопрос отвечай!

Логопед:

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Африке и посмотрим, какие животные там живут, чем питаются.

Логопед выставляет на доску карту мира.

Логопед:

– Ребята, кто знает, где находится Африка?
А как можно до Африки добраться?

– До Африки можно долететь на самолёте.

– Давайте представим, что мы с вами летим на самолёте.
/Дети на голову надевают ободки с изображением самолёта и идут по кругу, изображая, как летит самолёт. Останавливаются и садятся на свои стульчики./

– Ребята, а куда мы с вами прилетели?
Дети:

– Мы прилетели в Африку.

2. Знакомство с темой

Логопед:

– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.

Логопед загадывает детям загадки. Картинки с ответами - отгадками дети прикрепляют на картину с изображением саванны.

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (Жираф)

Неуклюжий и большой,
Он пасется под водой.
Набивая свой живот,
Щиплет травку… (Бегемот)

Он в трубу свою гудит и,
как дом большой бежит (Слон)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Лев, львица)

По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
нос откусит…. (Крокодил)

Я такая заводная,
Я проказница такая,
Мне сидеть на месте лень,
Прыгаю в лесу весь день (Обезьяна)

3. Развитие диалогической речи. Рассказ – описание о животных жарких стран

Логопед показывает картинку с изображением жирафа.

Логопед:

– Ребята, чем отличается жираф от других животных?

– У жирафа очень длинная шея.

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением жирафа на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Рассказ логопеда о жирафе.

Логопед: Жираф живет в Африке. Он самый высокий житель планеты, у него очень длинная шея. Длинная шея жирафу просто необходима, для того, чтобы выжить в саваннах Африки. У жирафа короткая пятнистая шерсть светло коричневого цвета с пятнами тёмно коричневого цвета. Двух жирафов с одинаковым окрасом тела в природе не существует. Жирафы являются исключительно травоядными животными и питаются листвой древесных деревьев. Жирафы обладают весьма хорошим зрением, слухом и обонянием, что позволяет им заблаговременно замечать опасность и быстро убегать.

Логопед показывает картинку с изображением бегемота.

Логопед:

Ребята, где живёт бегемот?

Дети:

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением бегемота на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Логопед:

– Ребята, как вы думаете бегемот какого размера большого или маленького?

– Бегемот очень большой.
Логопед:

– Какого он цвета?
Дети:

– Бегемот - серого цвета.
Логопед:

– Чем питается бегемот?

– Бегемот ест траву, которая растёт возле водоёмов.

Рассказ логопеда о бегемоте.

Бегемот ведёт полуводный образ жизни — большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу лишь ночью на несколько часов для кормёжки. У него массивное большое туловище на коротких толстых ногах. Ноги настолько короткие, что брюхо гиппопотама при ходьбе почти касается земли. Хвост короткий. Шкура бегемота обычно серо-коричневого цвета. Под водой бегемоты могут издавать звуки и обмениваться сигналами друг с другом.

Логопед показывает картинку с изображением слона.

Логопед:

– Ребята, а где живёт слон?

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением слона на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Рассказ логопеда о слоне.

У слона большое тяжёлое тело и большая голова на короткой шее, огромные уши, длинный хобот. Цвет кожи – тёмно серый. Питаются растительной пищей: листьями, ветвями, побегами, корой и корнями деревьев и кустарников.

Логопед:

– Кого боится такое большое животное?

– Слон боится мышей.

Логопед показывает картинку с изображением обезьяны.

Логопед:

– Ребята, что мы знаем про обезьян?
Дети:

– Обезьяны бывают большими и маленькими. Они очень быстро передвигаются.

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением обезьяны на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Рассказ логопеда об обезьяне.

Обезьяны — четверорукие животное, наиболее близкие к человеку по строению тела. У неё длинные передние лапы. Обезьяны всеядны, но больше едят растительную пищу. Они едят листву, орехи, фрукты, ягоды, насекомых. Обезьяна никогда не ест банан, она очищает его от кожицы и выбрасывает.

Дети:

– Обезьяны очень боятся змей.

Логопед показывает картинку с изображением льва с львицей.

Логопед:

– Ребята, что мы знаем о львах?

– Лев - царь зверей.

Логопед:

– Почему его так называют?
Дети:

– Потому, что он большой, крупный, хищный зверь.

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением льва и львицы на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Рассказ логопеда о львах.

Логопед показывает картинку с изображением крокодила.

Логопед:

– Что мы знаем о крокодилах? Какого он цвета, размера?

Дети: Крокодил хищное млекопитающее животное. Живет в водоёмах.

/Ребёнок прикрепляет картинку с изображением крокодила на картинку с изображением саванны на скотч-липучку/.

Рассказ логопеда о крокодиле.


4. Физкультминутка

Логопед читает зарифмованный текст, дети выполняют движения по тексту.

Шею вытянул жираф
До седьмого неба.
Смотрит влево, смотрит вправо.
Где ещё ты не был Дети вытягивают шею
Страус испугался льва.
Где же его голова?
Он воткнул её в песок.
Лучше спрятаться не смог. Делают наклоны вниз
Словно веером, ушами
отгоняет мошек слон.
Энергично ими машет, Поднимают руки через стороны вверх-вниз
Не взлетел бы только он!

5. Составление рассказа о животных жарких стран

Логопед вешает на доску схему пересказа, объясняет, как ей пользоваться с опорой на сюжетную картинку и схему пересказа. Дети описывают животного.

-Как называется животное?

-Где он обитает и с кем живёт?

-Какого цвета его шкура? Его размер, повадки?

Логопед:

Ребята мы с вами сегодня провели незабываемое путешествие по Африке, но дома у нас остались друзья и родители, которые ждут от нас рассказа об этой удивительной стране. Пора возвращаться.

/ Возвращение детей в группу на самолёте. Детям надевают ободки на голову с изображением самолёта, идут по кругу, изображая, как летит самолёт./

6. Итог занятия
Логопед.

-Куда мы сегодня летали на экскурсию. Кого видели?

На следующем занятии мы поговорим о том, какие части тела есть у каждого животного.

Список литературы:

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М.: Академия, 2005.

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., Воронеж: Изд-во МПСИ; МОДЭК

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат слушателя вебинара

Сертификат автора статьи

Сертификат автора статьи

Диплом за участие в конкурсе

Диплом за участие в конкурсе

Сертификат участника конференции

Сертификат участника конференции

Диплом за детский конкурс

Диплом за детский конкурс

Каталог сайтов

Тема: Составление описательного рассказа о животных Севера и жарких.

Цель: Составление описательного рассказа.

— систематизировать и закрепить знания о животных;

— учить составлять рассказы - описания с опорой на схему;

— развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

— воспитывать у детей интерес к окружающему миру, бережному и заботливому отношению к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных, схема описания животных.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Педагог: Раз, два, повернитесь и животных превратитесь. Изобразите: сердитого тигра; жирафа с большой шеей; веселую мартышку; спокойного, невозмутимого льва; быстрого северного оленя; неуклюжего пингвина. Молодцы! Раз, два, повернитесь и в детишек превратитесь.

2. Объявление темы.

Педагог: Сегодня мы будем составлять рассказы – описания о животных Севера и жарких стран. (Картинки с изображением животных логопед выставляет на доску или наборное полотно.) Но прежде мы с вами поиграем.

Давайте теперь расскажем, где же живут эти животные и чем они питаются.

1. Это слон, он живёт в жарких странах, а это белый медведь, он живёт на Севере.

Слон питается травой, листьями, а белый медведь – рыбой и тюленями.

2. Это жираф, он живёт в жарких странах, а тюлень на Севере.

Жираф питается листьями с деревьев, а тюлень питается рыбой.

3. Это тигр, он живёт в жарких странах, а морж живёт на Севере.

Тигр питается мясом, а морж рыбой.

4. Это олень, он живёт на Севере. А это верблюд, он живёт в жарких странах.

Олень питается ягелем, а верблюд питается колючками.

Педагог: Я назову животных, а вы скажите кто лишний.

Слон, лев, тюлень, тигр;

Крокодил, морж, песец, пингвин;

Северный олень, песец, белый медведь, полярный волк;

Леопард, жираф, зебра, антилопа.

4. Работа со схемой.

Педагог: Сейчас вы превратитесь в писателей. Каждый выберет себе животное. О нём вам нужно будет составить рассказ.

Педагог выставляет схему описания животных и говорит детям, что обозначает каждый символ-фрагмент схемы.

Кто это? 2. Это зверь или птица? 3. Какие части тела у него есть? 4. Чем питается? (Травоядное или хищное) 5. Где живёт? (Холодные или жаркие страны.) 6. Как называют детёнышей?

5. Составление рассказа.

Педагог: Послушайте, какой рассказ приготовила вам я. (Логопед для примера рассказывает по схеме, например, о жирафе.)

Это жираф. Жираф – это животное. Жираф очень высокое животное. У него маленькая голова, короткие уши и небольшие рожки, большие глаза. У жирафа очень длинная шея, длинные ноги и длинный хвост. Жираф светло коричневого цвета с темно коричневыми пятнами. Жираф питается листьями, молодыми веточками деревьев, корой, цветами. Он травоядное животное. Жираф обитает в Африке или в Австралии. Детёныш у них жирафёнок (жирофята).

6. Рассказы детей.

Дети поочерёдно выходят к доске и составляют рассказы, каждый о своём животном. Например: Это слон. Слон – это животное. У слона огромная голова с большими ушами, длинным хоботом. Слон серого цвета, у него толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза. Слон питается листьями растений. Он травоядное животное. Слон живет в Африке. Детёныш у него слонёнок или слонята.

Это морж. Морж – это животное. Он большой. У него большая голова, маленькие уши, он гладкий. У моржа большие бивни и ласты. Он питается рыбой. Морж хищное животное. Он живёт на Севере. Детёныши у него моржонок или моржата.

Молодцы, вы очень постарались и рассказы у вас получились хорошие!

Педагог: Ребята! Отгадайте загадку:

Бьет копытами цок-цок,

Снег летит, словно, песок,

Знают все кому не лень – Это (Северный олень.)

Педагог: Верно. Молодцы! Сейчас мы подуем на волшебную снежинку и превратимся в оленей. Метель, вьюга, закрути, нас в оленей преврати!

Как олени резво скачем Бег с высоким подниманием колен.

И попрыгаем, как мячик. Прыжки на месте на двух ногах.

Как метель мы покружились, Повернуться вокруг себя один раз.

А теперь – остановились. Остановиться.

Мы немного отдохнём Вдох – выдох 3 раза.

И затем пешком пойдём. Ходьба на месте.

Опустили руки вниз Опустить руки.

И на льдинки все садись. Присесть на импровизированные льдинки.

7. Итог занятия. Понравилось вам быть писателями? О чём составляли рассказы? Где живут животные?

Автор: Колб Наталья Николаевна

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абаза

Цель занятия: Формирование знаний детей о существовании разных стран на планете Земля. Закрепление знаний детей о животных, обитающих в жарких станах. Закрепление умений в составлении описательных рассказов о животных.

Цели:

- Формировать знания и представления детей о жарких странах.

- Расширять представления детей о животных, живущих в жарких странах, об их повадках, поведении, образе жизни.

- Совершенствовать умения детей в составлении описательных рассказов о животных с использованием интеллектуальных карт.

- Развивать внимание, память, логическое мышление и творческие способности детей.

- Способствовать социальному развитию и общению детей.

- Формировать навыки сотрудничества.

- Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Ход занятия.

Дети входят в группу и становятся в круг. Логопед предлагает поиграть в игру.

Логопед бросает мяч ребенку и называет четыре слова, ребенок должен на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.

- слон, бегемот, крокодил, кошка;

- заяц, лев, тигр, пантера;

- гепард, комар, кенгуру, коала;

- варан, ехидна, страус, дятел;

- мышь, черепаха, жираф, зебра.

- обезьяна, верблюд, курица, носорог

- тигр, слон, кенгуру, лев

Отвечает тот ребёнок, кому логопед кидает мяч.

После игры раздаётся стук в дверь.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (вхождение в тему):

Логопед: - Ну что ребята, поможем Умке?

- А как будем помогать? Дети предлагают разные способы.

Дети предлагают свои варианты.

- Давайте сегодня мы отправимся в путешествие на том транспорте, который нам предложил Рома (предложение ребенка) - на корабле.

- На корабле мы сможем с вами переплыть через моря и океаны.

Логопед: Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка), именно Африка, наша первая остановка.

Рассказ логопеда по слайду:

- Нигде в мире нет такого обилия крупных животных, как в Африке: слоны, бегемоты, львы, жирафы, леопарды, гепарды, бородавочник, антилопы (канны, гну, газели), буйволы, чёрные и белые носороги, зебры, обезьяны, гиены, дикобразы. Там обитают и множество мелких млекопитающих, таких как грызуны, зайцеобразные, сурикаты и многие другие (приложение, слайд 2).

- Давайте познакомимся с некоторыми животными, проживающими в Африке.

- Какие же животные живут в Африке? Отгадайте загадки:

(Дети отгадывают загадки, затем появляются животные на слайде).

1. «Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

2. «У этой лошадки Одёжка в полоску.

Похожа одёжка её

3. «Он не слон, не лев, не птица,

Он в реке живёт весь год,

Крокодила не боится.

4. В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл -

- Продолжаем наше путешествие, следующая остановка – Южная Америка

Рассказ логопеда по слайду:

Южная Америка, является краем с богатой и разнообразной флорой и фауной, здесь есть и влажные тропические леса и высокие горы и степи, в них обитают множество удивительных животных. Какие же животные живут в Южной Америке, давайте посмотрим (просмотр слайдов из презентации на компьютере), (приложение, слайд 7).

1. «Этот зверь быстрее ветра

И могу заверить вас,

Что сто двадцать километров

Развивает скорость в час!

Избежать пытаясь плена,

Он почти неуловим

И коварен, как гиена.

Очень плохи шутки с ним.

У него прямые ноги,

Словно у борзого пса,

Но причислен он в итоге

Всё же к кошкам. Чудеса!

Этот зверь немногочислен,

В книгу Красную зачислен.

Очень схож с ним леопард.

2. «Посмотрите, эта лама.

3. «Шиншилла жила в шалаше у опушки,

И шила одёжки для каждой зверушки.

Для жабы - жабо. Дождевик - для хорька.

Жилетку в полоску - для бурундука.

Лягушкам - рубашки, зайчишкам - штанишки,

Мишуткам - по белой крахмальной манишке.

А рыжей плутовке, лисичке-сестричке,

Расшила снежинками две рукавички.

Суркам настрочила по сорок сорочек,

Сороке-соседке в цветочек платочек.

Для белок хозяйственных сумок нашила.

4. «Вот какие шалунишки

Эти шустрые мартышки –

На ветвях качаются,

Растащили все бананы,

И устроили погром –

В зоопарке всё вверх дном!

Им проказы нравятся.

Надо это прекратить,

ФОРМИРОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

- Ребята, мы с вами побывали в Африке и Южной Америке, познакомились с животными, которые там обитают. А дальше мы поплывем в Австралию.

Рассказ логопеда по слайду:

- Фауна Австралии является ярчайшим компонентом ее природы, хотя и не отличается богатством видов (приложение, слайд 12).

- Какие же животные живут в Австралии. Давайте посмотрим.

1. «Это зверюшка вполне безобидная,

Правда, наружность у ней незавидная.

2. «Он не птицей называется,

Хоть откладывает яйца,

У него утиный нос,

«Мне наверно это снится?

К этой рыбо-зверо-птице

3. «Лишь в Австралии зелёной-

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Из Австралии он родом.

Беспокоит и тревожит то, что их осталось мало.

- Ну и последняя наша остановка – Индия. Какие же животные живут в Индии.

Рассказ логопеда по слайду:

- На территории Индии находятся пустыни, горы, тропические и умеренные леса, болота, поля, луга и реки (приложение, слайд 16).

- Какие же животные проживают в Индии, давайте отгадаем:

1. «Он большой неимоверно –

Больше всех зверей, наверно.

Как шар воздушный – голова,

2. «Как большая кошка он

Грациозен и умён.

Но не любит разных игр

3. «Убегайте поскорей!

Ходит, рыщет царь зверей.

Рычащий, жёлтый сыщик,

4. «Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

Только смотрит строго.

На носу два рога,

На ногах копыта -

От врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

- Ну, вот ребята, мы побывали в жарких странах, познакомились с животными, которые в них обитают, теперь настала пора возвращаться домой.

Логопед: Я гепард – быстрый, пятнистый, красивый.

Я лама – пушистая, рыжая, пугливая;

Я мартышка – пакостная, хитрая, ловкая;

Я жираф – пятнистый, длинношеий, длинноногий;

Я зебра – полосатая, быстрая, красивая;

Я бегемот – толстокожий, неуклюжий, большеротый;

Я крокодил – зубастый, зеленый, хищный;

Я носорог – сильный, толстоногий, злобный;

(Дети рассаживаются за столы).

Логопед: - Теперь ребята, давайте расскажем медвежонку Умке о тех животных, которые проживают в жарких странах, нарисуем их портреты и отошлем Умке на Север.

Задание: Дети составляют описательный рассказ животного по картинке, а потом его рисуют.

- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. (Рассматривают картинки и интеллектуальную карту). Логопед предлагает свой описательный рассказ, как образец (приложение, слайд 14) . При составлении рассказа ребенок использует опору на интеллектуальную карту, а так же на фотографию животного.

План рассказа:

  1. Как называется животное?
  2. Внешний вид: цвет, размер, части тела.
  3. Чем покрыто тело?
  4. Его характер (злой, сердитый, добрый и т.д.).
  5. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
  6. Чем питается (на кого охотится)?

- Ребята, мы с вами, побывали в жарких странах, узнали, какие животные в них проживают, и рассказали о них. Теперь давайте нарисуем портреты животных, живущих в жарких странах, и отошлем их медвежонку Умке, что бы и он тоже узнал, что существуют в мире такие места, где нет зимы, и там живут такие замечательные животные .
- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? А какое задание вам было сложно выполнить?

- На прощание подарите мне своё настроение, которое вы получили от нашего путешествия. Дети выбирают картинку с определенной мимикой (радость, удивление, ..и т.д.) и объясняют свой выбор.

Логопед:
- Мне очень понравилось, как вы работали. Я дарю вам всем хорошее настроение на целый день, а ещё удачу и много- много улыбок!

В ходе занятия актуализируются знания о разнообразии диких животных, других стран и континентов, (особенностях их внешнего вида, среде обитания кормления), умения (выделять признаки сходства и различия диких животных, правильно использовать притяжательные прилагательные, составлять связный рассказ), вырабатываются такие качества, как любознательность, познавательный интерес, память, логическое мышление.

В ходе занятия формируются такие универсальные учебные действия, как: регулятивные (организация своего рабочего места под руководством воспитателя, определение цели выполнения заданий на занятии под руководством воспитателя; познавательные: (ориентация в ранее полученных знаниях по теме, умение слушать новый материал, и отвечать на вопросы); коммуникативные (описание животного по картинке, составление связного рассказа по схеме, участие в диалоге, ответы на вопросы воспитателя).

Ключевые компетенции, формирующиеся в ходе данного занятия:

- познавательная компетенция заключается в актуализации ранее полученных знаний, умение грамотно строить высказывания с использованием усвоенного материала по теме занятия.

- информационная компетенция заключается в умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию по теме занятия.

- коммуникативная компетенция заключается в умение составлять описательные рассказы, умении общаться со сверстниками в организованной деятельности, умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать.




Ожидаемые результаты для детей:
В процессе работы над проектом дети получили и научились:
•более углубленные знания о животных жарких странах;
•об особенности их строения, передвижения;
•рисовать и лепить животных;
•составлять рассказы о них.

Читайте также: