Под кингисеппом появилась школа с безбарьерной средой фото

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
formirovanie_bezbarernoy_sredy_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnogo_uchrezhdeniya_.doc 106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Формирование
безбарьерной среды в условиях
общеобразовательного учреждения

Утяшева Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов является реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности.

В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция - родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. Возрос заказ общества на инклюзивное образование. Это желание родителей закреплено законодательно. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики.

В связи с этим поставлена задача модернизации образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

В рамках данной программы Российской Федерации предусмотрено формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Доступность (безбарьерность ) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места целевого назначения и воспользоваться услугой

услуги на дому, дистанционно;

Таким образом, универсальной безбарьерной средой следует считать такую среду, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата), предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания.

Индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

В рамках данной темы адаптация (приспособление к новым условиям) понимается как приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения (создание условий доступности, безопасности, комфортности и

информативности) посредством технических и организационных решений.

В настоящее время в школе дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в классы с детьми физиологической нормы.

В школе обучаются 3 школьника, с инвалидностью средней тяжести (с сохраненным интеллектом), из них 2 с заболеваниями опорно - двигательного аппарата, 1 – мышечной миопатией.

В школе открыто 4 класса коррекции (СКК) VII вида с количеством обучающихся 58 человек.

В школе созданы все условия для организации коррекционного образовательного процесса: кадровые, материально-технические.

Учитывая запросы родителей, интересы, возможности детей и профессиональные возможности педагогов в школе осуществляется:

  • ПМПк сопровождение;
  • оказываются медицинские услуги детям, посещающим школу;

Существует проблемы, требующие решения. В городе не существуют учреждения общего образования полностью соответствующие государственным нормативным требованиям доступной среды для детей с ОВЗ. Не сформирован пакет документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в рамках инклюзивного образования.

Цель : создание условий для предоставления детям с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, равного доступа к качественному образованию в общеобразовательном учреждении, реализующим образовательные программы общего образования.

Мы поставили перед собой задачи:

  1. Разработать локальные акты по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  2. Разработать модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  3. Разработать систему диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  4. Разработать систему информационного сопровождения деятельности ОПП.

Разработали стратегии и механизмы достижения цели, этапы реализации проекта. Составили рабочий план по реализации проекта. Провели ремонтно-технические работы. Рассмотрели возможные риски и пути их преодоления:

трудности и риски

Пути обновления деятельности школы по решению проблемы

Кадровые, нормативно-правовые, материально-технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для осуществления комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Подготовка и переподготовка кадров.

Отработка механизмов материального стимулирования участников ОПП.

Обеспечение и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе.

Разработка локальных актов.

Разработка программного обеспечения.

Приобретение оборудования, оргтехники, персональных компьютеров, лечебно-спортивного инвентаря.

Недостаточная компетентность родителей в вопросах развития детей с ОВЗ; сложность привлечения родителей детей с ОВЗ к сотрудничеству.

Определение наиболее эффективных способов сотрудничества педагогического коллектива с семьей, организация совместной деятельности.

Конкурентоспособность в социуме

Условия реализации опытной педагогической площадки

1) Стимулирование участников деятельности ОПП.

2) Предоставление методических дней;

3) Публикация авторских разработок.

4) Выступление на научно-практических конференциях.

2) Создание творческих педагогических групп по отдельным направлениям работы.

3) Методологическая и теоретическая подготовка по проблеме опытной педагогической площадки.

4) Обучение трех педагогов на курсах повышения квалификации по коррекционной педагогике.

1) Пополнение кабинетов узких специалистов специальным оборудованием, методическими пособиями.

2) Оснащение образовательной среды школы и приведение в соответствие с требованиями.

Оплата труда участникам ОПП и привлекаемых сотрудников в рамках стимулирующего фонда.

1) Разработка документации по основным направлениям работы ОПП (локальные акты, программы исследования, функциональные обязанности участников эксперимента и т.д.)

2) Приглашение научного руководителя.

1) Обеспечение школы федеральными, региональными, локальными документами.

1) Обеспечение площадки научно-методической литературой, программами 2) Распространение имеющегося педагогического опыта.

3) Создание банка данных о педагогическом опыте, творческих и методических разработок; обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся опытах работы по данному вопросу, положительных и отрицательных последствиях.

Этапы реализации опытной педагогической площадки

I этап: аналитико-диагностический ( август - декабрь 2015)

1) Анализ объекта ОПП, внешних и внутренних условий, определение промежуточных и конечных результатов инновационной деятельности.

2) Разработка системы контроля соответствующей цели инновационной деятельности.

3) Календарное планирование хода инновационной деятельности ОПП.

4) Прогнозирование результатов для объективного контроля и анализа хода инновационной деятельности.

II этап: внедренческий (январь – март 2016).

1) Совершенствование организационной структуры ОПП:

  • разработка локальных документов функционирования в режиме опытной педагогической площадки;
  • разработка системы информационного сопровождения деятельности ОПП.

2) Изменение структуры управления и методического сопровождения общеобразовательным учреждением в условиях инновационной деятельности:

  • разработка локальных актов по деятельности ОПП, организации и содержанию функционирования общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  • разработка модели управления, методического сопровождения общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.
  • разработка системы диагностического инструментария деятельности общеобразовательного учреждения, формирующего безбарьерную образовательную среду.

III этап : аналитический (апрель – май 2016г).

  1. Анализ результатов деятельности опытной педагогической площадки.
  2. Проведение педагогического совета по итогам деятельности ОПП.
  3. Сравнение планируемых результатов с полученными.
  4. Ознакомление с результатами деятельности родителей, специалистов ОУ, города.
  5. Проведение - обобщение опыта педагогической деятельности.
  6. Создание банка данных о педагогическом опыте.

Рабочий план реализации проекта.

Раздел I. Научно-методическая работа.

Направление работы, основные задачи

Изучение актуальности проблемы, социологический опрос.

Получение достоверных данных по проблеме

Выявление уровня и обеспечение достаточной готовности педагогов к инновационной деятельности (мотивационный, методологический, теоретический, психологический и практический компоненты готовности)

Разработка нормативных правовых актов, регламентирующих создание доступной среды в образовательной организации для совместного обучения инвалидов, детей с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития.

Анализ программ, соотнесение их с содержанием работы ОПП, определение оснований для написания коррекционной программы сопровождения детей с ОВЗ

Учебно-методическое пособие, статьи в научные сборники, тематические планы и дидактические материалы.

Планирование педагогического процесса, в классах реализующих коррекционно-развивающую программу.

Составление календарно-тематических и перспективных планов работы, оформление конспектов инновационных занятий с детьми.

Обобщение и систематизация результатов работы ОПП.

Оформленный опыт по теме.

Разработка механизмов внедрения педагогической системы в условиях реализации проекта.

Раздел II Научно-управленческая работа

Заключение договоров о сотрудничестве.

Договоры о сотрудничестве

Разработка локальных документов функционирования ОУ в режиме опытной педагогической площадки.

Локальные акты и документы

Создание новых организационных структур

Создание рабочей группы

для разработки плана мероприятий, направленного на создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ в ОУ.

Издание приказа об утверждении плана мероприятий по созданию доступной среды, списка рабочих групп по реализации плана мероприятий

Изменения в управлении ОУ в условиях инновационной деятельности

Система управления в условиях инновационной деятельности.

Составление сметы для закупки специального коррекционного и реабилитационного оборудования.

Внесение изменений в Положение о стимулировании работников.

Построение новой модели методической работы в условиях инновационной деятельности

Модель методической работы.

Организация постоянно действующего научно-практического семинара для участников опытной педагогической площадки по вопросам работы с детьми с особыми образовательными возможностями

1 раз в четверть

Повышение педагогической компетентности педагогов

Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников

План повышения квалификации педагогических и руководящих работников

Аттестация работников ОУ, подготовка к защите.

Аттестация на высшую квалификационную категорию.

Обобщение и научное обоснование опыта по теме.

Педагогический опыт, методические рекомендации

Раздел III. Научно-просветительская работа.

Определение основных направлений и перспектив работы с родителями в ОУ.

План работы с родителями.

Организация разнообразных форм по обмену опытом

Апрель-май 2016 г.

Мониторинг эффективности деятельности

Определение перспектив взаимодействия в различных моделях муниципальной образовательной системы

Предоставление опыта на ГНЭПС

Раздел IV. Издательская деятельность и информационное сопровождение.

Подготовка и публикации статей, тезисов, докладов, методических рекомендаций

Зам. по НМР, учителя и педагоги

Статьи, тезисы, доклады

Создание тематической страницы на сайте школы

Тематическая страница на сайте школы

Освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации

Директор, зам. по НМР

в течение 2015-2016

Публикации, видео ролики

Проведение собраний с родительской общественностью

Директор, зам. по ВР

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы.


Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци.

Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед.


О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений

О проведении районных физкультурно- спортивных мероприятий среди педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени.

Предпринятый нами подход к построению здоровьеобразующей среды позволяет говорить о здоровьесберегающей деятельности школы как системной комплексной работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени.

Это первый лайнер за более чем полвека, заходя в салон которого, вы будете точно знать, что находитесь именно в МС-21, а не в Аэрбас или Боинг.

И это не шутка. Поверить в это действительно сложно, мы же привыкли думать, что в России плохой сервис, климат и вообще всё.

Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья :)

1 сентября в деревне Большая Пустомержа открыта Пустомержская СОШ.

Здание рассчитано на 220 человек.

Сюда поступили ребята, которые живут как на территории Пустомержского сельского поселения Кингисеппского района, так и те, кто будет приезжать из Беседского сельского поселения Волосовского района. Возить школьников будет специальный школьный автобус на 22 места, оборудованный в соответствии со всеми требованиями.

Помимо самой школы рабочие благоустроили и территорию рядом, поставив детскую игровую площадку, актовый зал, библиотечно-информационный центр. Здесь есть медблок, кухня, столовая, современные столярные и слесарные мастерские, помещение для занятий по домоводству, кабинет для внеурочной деятельности.

Для занятий физической культурой в СОШ есть спортзал и стадион с футбольным полем. В кабинеты закупили современное оборудование и технику. Помимо этого, в образовательном учреждении создана безбарьерная среда: есть физический доступ во все необходимые помещения для лиц с ОВЗ и инвалидов различных заболеваний.

Читайте в Дзене

В Объединённой двигателестроительной корпорации Ростеха смотрят в будущее, и поэтому заговорили о создании гибридной силовой установки (ГСУ).

Эту силовую установку планируют использовать в вертолетах Ансат, VRT-500 и Ка-226Т, где сейчас используются импортные двигатели.

Сахалин даже в XXI веке был изрезан "наследием" японкой оккупации словно шрамами на теле. Эти шрамы можно было видеть на любой карте.


Волонтёры начали свое общение с ребятами с веселых игр на знакомство. Создав дружескую и творческую атмосферу на занятии, детям предложили попробовать свои силы в создании изделий своими руками на трех площадках. На первой площадке ученики могли проявить свои творческие способности в рисовании, на второй – попытаться освоить различные техники работы с бумагой (аппликации, оригами и т.д.), а на третьей – научиться лепить из пластилина различные фигурки.

Прогулялись по центру Минска с урбанисткой, чтобы понять: у нас появилась безбарьерная среда или нет?

– Когда я стала погружаться в инклюзивную тему, мне было горько: я очень эмпатичный человек и буквально прочувствовала, что многие места в Минске недоступны для людей с дополнительными потребностями. Поэтому начала изучать эту тему и пробовать улучшать городскую среду.

Впрочем, относительно доступности среды в Минске за последние годы действительно произошли глобальные изменения.


В Беларуси есть какие-то стандарты создания безбарьерной среды?

В стандарте выделяют:

  • тех, кто может самостоятельно себя обслуживать в адаптированной среде,
  • тех, кто не может обойтись без сопровождающего.

Есть еще ограничения по зрению, по движению и ментальные ограничения. Важнейшие элементы среды для всех этих людей – пути движения и входы на огражденные территории и в здания.

Поэтому архитекторам и владельцам надо помнить о правильной высоте бордюров, о тактильной плитке, о пандусах и подъемниках.

Да, сейчас у нас бордюры везде стараются занижать. Активно безбарьерная среда формируется в центре Минска, он уже почти везде доступен для людей с дополнительными потребностями.

Или что касается общественного транспорта: уровень пола в автобусе должен совпадать с уровнем посадочной площадки. То есть в стандарте все прописано грамотно. Но, к сожалению, он не всегда соблюдается.


Занижение бордюра и тактильная плитка в центре Минска.

– Когда я начинала работать с безбарьерной средой, у меня была задумка разработать гайд, по которому владельцы кафе могли бы с минимальными затратами сделать заведения доступными.

Я хотела показать, что даже незначительными изменениями можно добиться результата. Если увеличить дверной проем на 100 мм, то в заведение смогут попасть колясочники. Но самый простой совет для тех, кто хочет проектировать безбарьерную среду, – попробовать все самому. Сядьте на день в коляску и покатайтесь по городу. Сразу станет понятно, как все нужно делать.

Хотите сделать объект доступным? Требования довольно простые:

  • у зданий должен быть пандус или подъемник,
  • ширина дверного проема – не менее 900 мм.


Любопытный момент: государственный стандарт не распространяется на историко-культурные ценности. То есть на территории памятников архитектуры не всегда возможно обеспечить безбарьерную среду.

Когда мы идем по исторической застройке, мы понимаем, что в некоторых случаях возможности организовать инклюзивную среду не было.

Больше удивляет, когда строят новые здания со здоровенным крыльцом в 10 ступеней, а потом к нему приделывают еще и пандус, который тянется на несколько метров. Ведь самое простое решение – сделать вход с уровня тротуара.

Террасы для ребят-колясочников практически недоступны. И что делать?

– Летом самая большая боль для колясочников и ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата – террасы, – продолжает Татьяна. – Они редко бывают доступными, и чаще всего столы и стулья стоят на подиуме без пандуса.


Но если их поставить без подиума, то это уже доступное место для людей с дополнительными потребностями.


Терраса, на которой нет подиума.

Еще один хороший вариант для террасы – пандус вместо ступеней.


Широкий пандус с правильным уклоном.

Плохо, когда террасы занимают всю пешеходную зону и невозможно проехать по тротуару. Отделы архитектуры администраций районов должны за этим следить, потому что владельцу бизнеса часто не важно, проедет по тротуару человек в коляске или нет. Главное – чтобы посадочных мест в кафе было как можно больше.

По стандартам ширина тротуаров или пешеходных путей должна быть не менее 1,5 м для проезда колясочников. А чтобы движение было двусторонним и люди могли разминуться, нужно заложить 1,8 м.

– Ширина пандуса должна быть не больше метра. То же самое относится к расстоянию между поручнями. Ведь, если человек в коляске будет помогать себе подниматься руками, ему придется слишком широко их расставлять – и он не сможет подтянуться.

Оптимальное расстояние для удобного перехватывания обеими руками – 900 мм.


Лучше проектировать поручни двойными на высоте 0,7 и 0,9 м. К сожалению, не всегда эти нормы соблюдаются.

При уклоне менее 5% можно делать пандус без поручней.



Пандус, где соблюдены все стандарты.

У этого большого пандуса поручни находятся на большом расстоянии друг от друга (1250 мм). Но многие их не используют, а просто крутят колеса. Поэтому очень хорошо, что пандус здесь есть.


Здесь мы видим, что пандус сделан совсем не по нормам. Во-первых, нет поручней. Во-вторых, он попадает в зону, где сидят люди. В-третьих, у него неправильный уклон.


Очень часто бывает, что пандус есть, но на нем стоит горшок с цветком.


Ступени для улиц должны быть ниже по высоте и ширине, чем ступени в интерьере, чтобы, когда падает и замерзает снег, оставалась проступь, по которой можно спокойно подняться. Покрытие ступеней должно быть противоскользящим.


Правильные ступени (ширина 400 мм, а высота даже менее 120 мм) и пандус с хорошим уклоном.

Если ступеньки идут вниз, как в этом случае, решения все равно есть. Можно использовать подъемники с откидывающейся площадкой, которые можно оборудовать даже в уже существующем здании.

Архитектурные объекты эпохи советского конструктивизма проектировали с очень большими лестничными группами. Для таких зданий можно сделать электрические подъемники. Например, такой есть на вокзале в Витебске.



– Вот пример хорошего проектирования уличной среды: тактильная плитка и заниженный бордюр. Еще здесь есть заужения для успокоения движения и для того, чтобы люди не парковались прямо возле пешеходного перехода.

Самое большое преступление – когда люди паркуются возле занижения на бордюре. Колясочник в таком случае проехать не сможет. В итоге доступ к пешеходному переходу у него закрыт.

Здесь все сделано по урбанистическим канонам.


Ниже – хороший пример использования плитки: сначала идет предупреждающая, а потом – направляющая.


Знакомые колясочники говорят, что у нас можно ездить на метро и другом общественном транспорте. Но не всегда получается делать это самостоятельно.

У нас есть станции метро, которые оборудованы лифтами или подъемниками. Есть те, где нужно вызывать персонал, чтобы помогли спуститься. Некоторым колясочникам это доставляет дискомфорт. Им не хочется, чтобы их носили другие люди. Но то, что такая возможность есть, уже хорошо.


Кнопки вызова – решение-полумера, если нет возможности поставить подъемник или пандус. Лучше кнопка, чем вообще ничего.


Здесь вместо кнопки вызова – номер телефона.

Вообще бывает больше ограничений не в физических барьерах, а в коммуникационных. Если человек чувствует себя расслабленно и уверенно, то, даже встречая какой-то бордюр или другую преграду, может попросить о помощи. Окружающие в основном реагируют хорошо и охотно помогают.

Чей опыт можно перенять Минску?

– Мне нравится немецкий подход к деталям при проектировании дорожных покрытий, – признается Татьяна. – В Берлине, например, используется очень много брусчатки, которая осложняет передвижение на кресле-коляске, да и пешком тоже. Для комфортного передвижения центральная часть тротуара выполняется из гладкой тротуарной плитки. По краям тротуара размещаются полосы из брусчатки, выполняющие одновременно функцию тактильной направляющей для слепых, водоотведения и упрощения доступа к подземным коммуникациям.

Тактильную плитку желтого цвета (как у нас) фактически не используют. Специальные направляющие указатели для слепых на тротуарах используются, только когда необходимо обеспечить высокую степень безопасности незрячих или обозначить им движение в определенном направлении.


Такой деликатный подход связан не только со строгим городским дизайном. В Германии придерживаются концепции, что излишняя концентрация слепого на направляющей тактильной линии может привести к тому, что, двигаясь по тактильной направляющей, незрячий человек будет обращать все меньше внимания на обстановку – и при прерывании линии у него наступит дезориентация.

В западноевропейских городах распространена практика размещения тактильных уличных макетов культурных объектов, при помощи которых незрячие люди могут ознакомиться с достопримечательностями. Их обычно располагают на туристических маршрутах.

Информация со шрифтом Брайля на поручнях – довольно распространенный и очень хороший прием. Например, внутри здания на поручнях можно указать выпуклыми цифрами не только номера этажей, но и то, что размещено на этаже: кафе, касса, гардероб, выход и так далее. Это очень облегчает навигацию для незрячих.

В Минске постепенно формируется культура инклюзивной среды. Центр города становится более открытым для всех. Нужно продолжать работать над тем, чтобы весь город двигался в этом же направлении. Важно понимать, что инклюзивность делает жизнь намного комфортнее для всех горожан.


В Бресте при поддержке А1 открылась четвертая в Беларуси кофейня сети “Инклюзивный бариста“.

Читайте также: