Победитель невозможного краткое содержание для читательского дневника

Обновлено: 07.07.2024

Повесть Е. Велтистова “Победитель невозможного” (1975) входит в цикл произведений “Приключения Электроника и его друзей”. Кто из нас не смотрел интереснейший фильм о приключениях Сережи Сыроежкина и его “электронного двойника” Электроника, снятый по мотивам этих произведений?
Лично для меня это кино – одно из самых любимых. Я смотрела его несколько раз и знаю практически наизусть. Поэтому, когда в библиотеке я увидела книгу “Победитель невозможного”, повествующую о моих любимых героях, то сразу решила ее прочитать.

не пожалела.
Третья часть цикла о приключениях Электроника рассказывает о том, как Сережа Сыроежкин и его друзья стремятся открыть формулу будущего развития нашей планеты, а заодно – и формулу гениальности. В процессе своей работы они узнают много нового – о себе, об окружающих людях, о нашей планете, о жизни вообще.
С самого начала я не сомневалась, что ребятам под силу найти формулу гениальности, ведь все они “маленькие гении”. Герои повести учатся в школе с углубленным изучением математики, с ними работает “нестандартный учитель” – любитель “свободных заданий” Тарарар

Тарарарыч. Да и сами ребята каждую минуту стремятся совершить “прорыв в науке”. Так, Вова Корольков доказывает неразрешимую теорему Ферма, Витя Смирнов изобретает искусственную корову размером с кошку, а Сережа Сыроежкин делает вечный двигатель.

Во всем этом “обычным гениям из 8 “Б” помогает Электроник, знающий ответы на многие “неразрешимые вопросы” человечества.
Активно помогает ребятам в их планах и профессор Громов – изобретатель Электроника. Он разрешает юным гениям пользоваться информацией Вычислительного центра, где работает сам.
На протяжении всей повести автор поднимает важные задачи, актуальные для всего человечества. Он рассуждает об экологической ситуации на Земле и о роли человека в ее улучшении. Кроме того, заставляет нас задуматься о социальном устройстве общества, разделенного на классы, где одни наслаждаются жизнью, а другим приходится лишь “гнуть спину”.
Помогает ребятам изучать нашу галактику и делать открытия умнейшая собака-робот Рэсси. Так, например, Электроник запускает ее на Юпитер, и оттуда Рэсси передает ценнейшие сведения об этой планете.
Можно сказать, что повесть “Победитель невозможного” – книга о жизни и судьбах ученых. Все ее герои бьются над решением какой-то научной проблемы. Они полностью поглощены этой задачей, жертвуют ради нее обычной “детской” жизнью. Сережа Сыроежкин, например, по носам наблюдает за космосом – с помощью телескопа он стремится понять законы существования звездного скопления Плеяды.

А Электроник бьется над задачей “земного порядка” – он хочет научиться беспроигрышно играть в шахматы.
Получается, что каждый из учеников 8 “Б” – победитель невозможного. Каждый из ребят преодолевает не только внешние трудности в решении своей задачи, но и самого себя: свой страх, лень, неверие в собственные силы.
Читая повесть Велтистова, я ловила себя на мысли, что эта книга – еще и гимн математике. Видно, что автор сам высоко ценит эту науку, видит в ней не сухое собрание цифр, а поэзию. Недаром он приводит стихотворные строки, посвященные математике.

Кроме того, писатель рассказывает нам о великой истории математики, “заставляя” заинтересоваться, погрузиться в эту науку.
Я советую прочитать повесть “Победитель невозможного” всем ребятам. Из нее можно узнать о дальнейшей судьбе любимых героев – Электроника, Сыроежкина, Рэсси, пережить вместе с ними новые приключения. Кроме того, “Победитель невозможного” учит нас быть порядочными, честными и справедливыми людьми, любящими других и свою планету, заботящихся о жизни и о мире во всем огромном “звездном мире”, окружающем нас.

Для изучения нашей Галактики на Юпитер посылается робот Рэсси. Это не просто робот , а собака – робот. И когда компьютеры, державшие связь с Юпитером, показывают некие цветные волны – и вдруг засветилась веселая собачья морда. Электроник сообщает всем, что Рэсси в настоящий момент принимает информацию от кита Юпитера. А кит – первая из известных искусственных систем изучаемой планеты.

У ребят и педагог - учитель математики Тарарар Тарарарыч – человек нестандартного подхода к своим питомцам, он всецело помогает ученикам совершать свои маленькие научные открытия.

Например, Вове Королькову доказывать теорему Ферма, Вите Смирнову - изобретать искусственную корову размером с кошку, Сереже Сыроежкину – работать над созданием вечного двигателя. И это еще не все. Разносторонний Сыроежкин увлеченно изучает звездное скопление Плеяды, много времени проводит за телескопом вместо обычных мальчишеских игр.

И вот эта увлеченность ребят – школьников решением далеко не детских задач и делает их победителями невозможного. Каждый из них побеждает не только ту задачу, которую себе поставил, но и себя, свою неуверенность, свои страхи, свою лень.

Читая повесть Велтистова, невольно погружаешься в мир науки и увлеченных ею людей, готовых многим пожертвовать для совершения открытий для человечества. Автор поднимает также вопросы экологии нашей планеты, и как живущим на ней людям способствовать ее процветанию.

Не обделены вниманием в повести и социальные вопросы: как устроено общество, почему в нем одни живут, наслаждаясь, а другие – гнут спину.


" Открылось окно в вышине, и чей-то звонкий голос прервал спокойствие утра: - Э-эй! Слушайте все! Я - гений!"

Уже неоднократно замечено, что во многих циклах третья часть - самая лучшая. Даже если цикл изначально не задумывался, как трилогия (в таком случае это логично, ведь именно в последней части происходит всё самое интересное). Я люблю судить по этому принципу даже о книгах, которые поделены на главы - если после прочтения третьей главы мне так и не стало интересно, я забрасываю историю

Smile

Но серия о приключениях Электроника изначально создавалась трилогией (правда, появилось потом продолжение, но оно больше похоже на фанатский сиквел, хоть и симпатичное ). И поэтому именно к книге с многообещающим названием "Победитель невозможного" Евгений Велтистов подошел со всей серьёзностью, максимально наполнив её и наукой, и юмором, и философскими рассуждениями.

Smile

Третья часть серии наиболее далека от нашей реальности, с киноверсией же она вообще не имеет ничего общего, кроме персонажей. И она - моя любимая. Хотя её я бы советовала читать уже не в младшей школе, а классе в 8 минимум, ведь главные герои здесь уже - восьмиклассники. Хоть и трудно отождествлять себя с этими вундеркиндами-кибернетиками, но всё же более-менее ровеснику проще будет воспринимать эту историю, в которой хватает и научных терминов. Как и в предыдущих частях, они в основном обьясняются, но вполне возможно, что придется и в гугле покопаться. А когда в развлекательной книге встречается слишком много непонятных моментов, она, как правило, начинает раздражать. Так что будьте с этим бдительны

Победитель невозможного здесь на самом деле вовсе не один. Компания школьников под чутким руководством Электроника, Таратара и профессора Громова планирует совершить открытия, которые потрясут всю учёную среду.

Каждый год Таратар к первому апреля дает свободные задания каждому классу: доказывайте что хотите. А своему любимому восьмому "Б" сказал: "Попробуйте решить известные, но не решенные до сих пор задачи. "

Smile

На мой взгляд, школьники уж чересчур серьёзно подошли к этому заданию. Но почему бы и нет? К тому же, каждый из них занялся открытиями именно в той сфере, которая ему по жизни наиболее интересна. А это - уже половина успеха, значит, не бросят на полпути

- Как называется твоя работа, Гусев?

- "О стереометрии бочек, имеющих наивыгоднейшую форму", - отвечал Макар.

- Вот это да! - восхищенно выдохнул кто-то. - На собственном опыте?

- На опыте Иоганна Кеплера, - парировал Гусев.

А пока школьники занимаются своими гениальными исследованиями, Электроник должен наконец-то решить проблему, которая терзает его ещё с момента знакомства с Сережей.

- Только не знаю, - продолжал Электроник, - смогу ли я мыслить, как человек?

- Ты попробуй!

- Смогу ли? - повторил Электроник, и в словах его прозвучала странная печаль.

Smile

В целом, получилось приятное и увлекательное завершение цикла про Электроника. Наблюдать за процессом создания чудо-изобретений, и за тем, как школьники потом носятся с ними, аки обезьяны с гранатой - отдельное удовольствие А для тех, кто ищет в книгах не только интересный сюжет на один раз, а и пищу для ума, есть возможность поразмышлять вместе с Элеком и Сыроежкиным, что же такое человек, какова формула гениальности, как мы понимаем прекрасное.

От редакции


Победитель невозможного



Дом проснулся на рассвете.

В легком утреннем тумане он был похож на спящее чудовище. Высоко над землей засветилось розовое окно и погасло, словно моргнул осторожный глаз, наблюдая, какое выдалось весеннее утро. Приятный легкий морозец, серебристый иней на деревьях, неожиданно мягкий воздух.

Молнии огней пробежали по стенам. Огни всё множились, образуя причудливые узоры, и вот уже весь дом опоясался цепью электрических сигналов. Дом ожил, глубоко вздохнул, загудел лифтами — еле слышно, про себя, чтобы не заглушить первую капель с крыши. Весна.

Открылось окно в вышине, и чей-то звонкий голос прервал спокойствие утра:

— Э-эй. Слушайте все. Я — гений!

Улица насторожилась от такого нескромного признания. Пропала капель.

А голос упрямо повторял:

Пискливо отозвалось еще одно окно:

— Гений — это я. Ура! Я открыл вечную истину…

Громыхнула балконная дверь, и мальчишеский басок прогудел:

— Че-пу-ха! Я — самый сильный в мире…

Кем был этот самый сильный в мире, помешал дослушать ветер. Он налетел неожиданно, прозвенел сосульками, смешал и унес с собой слова. Легкий солнечный свет позолотил стены, туман рассеялся. Дом неторопливо гасил ненужные огни и выглядел обычным домом, построенным по всем правилам теоремы Пифагора.

Вышла из подъезда школьница с тяжелым портфелем и, оглядев пустынную улицу, скорчила дому рожицу:

— Первое апреля — никому не верю! — И убежала, хрустя льдышками.

Он вошел в класс и сразу почувствовал: что-то случилось. Ученики, как всегда, встали, приветствуя учителя, он привычным жестом разрешил им сесть. Но воздух в комнате был словно наэлектризован.

— Нет Виктора Смирнова, — заметил вслух Таратар, мельком взглянув на ряды.

— Он опаздывает! — сказал кто-то с саркастическим смешком.

Учитель начал урок, не обратив внимания на таинственный намек про Смирнова:

— Более трехсот лет назад французские математики Паска́ль и Ферма́ забавы ради решили проанализировать игру в кости и открыли ряд правил. — Таратар усмехнулся, представив события, о которых рассказывал. — Как вы знаете, эти правила развились в сложные игровые схемы, которые применяются и в наши дни… Я не интересуюсь, какими методами пользовались вы, готовя сегодняшнее задание, но сейчас мы рассмотрим результаты… Итак, кто самый смелый?

— Я! — прозвучал уверенный басок.

Макар Гусев с трудом вылез из-за парты.

Парта была тесновата для атлетически сложенного спортсмена. Он держал свернутую в трубку тетрадь.

— Как называется твоя работа, Гусев?

— Вот это да-а! — восхищенно выдохнул кто-то. — На собственном опыте?

— На опыте Иоганна Ке́плера, — парировал Гусев.

Учитель уловил в голосе Макара боевой азарт и пригласил его к доске.

— Кажется, именно так называлась одна из работ Кеплера, в которой он предвосхитил многие результаты интегрального исчисления, — сказал Таратар.

Макар, рисовавший мелом винную бочку, обернулся.

— Подтверждаю, — сказал с места Сергей Сыроежкин, — что Макар собственноручно принес бочку на сто литров и разложил ее двумя способами.

— Я, конечно, не собираюсь жениться, но знаю точно, что методом Кеплера доказывать труднее, — сознался Макар под всеобщий смех. — То ли дело интегралами!

И он показал на доску, где внезапно для всех простая бочка воскресила историю четырехвековой давности.

Таратар смотрел на бочку и на Макара, не скрывая радости.

— Блестящее подтверждение ряда побед математики! — объявил он. — Обратите внимание на главный вывод Гусева: целый научный трактат Кеплера, который был в свое время открытием, уложился в одну современную формулу. Молодец!

— Ну что вы… — отмахнулся покрасневший Макар. — У других получше.

— Неужели? — Таратар слегка удивился. — Кто же эти другие?

Ребята сдали работы. Лишь перед Вовой Корольковым, соседом Сергея Сыроежкина, лежала толстая тетрадь в коричневом переплете.

— Я не хотел бы… так сразу, — сказал побледневший Корольков.

— Это очень ценная работа.

— Назови тогда проблему, чтобы все оценили ее значение.

— Доказательство теоремы Ферма, — произнес едва слышно Профессор.

Таратару стало жалко способного ученика: до чего себя довел, просто зачах за письменным столом! А все виноват он, учитель, со своими свободными заданиями. Им ведь только волю дай, этим самолюбивым юным фермистам, — день и ночь будут атаковывать неразрешимые задачи, пока не потеряют здоровье. Да ведь разве докажешь теорему Ферма [1] !

— А ты делаешь зарядку по утрам? — спросил учитель Королькова.

Корольков взглянул на учителя с таким изумлением, словно тот обратился к нему по-марсиански.

— Это доказательство Великой теоремы Ферма, — упрямо повторил он.

Таратар взял тетрадь Профессора, быстро перелистал работу. В глазах зарябило от бесконечных фиолетовых формул, заполнивших тетрадь. Профессор писал мелкими, аккуратными, почти печатными буквами.

— Теорема Ферма доказана для шестисот частных случаев, — медленно произнес Таратар. — Математики всего мира отказались решать теорему. Неужели тебе удалось найти совсем новый пример?

— Здесь не пример. Здесь решение всей теоремы!

Профессор сел на свое место как победитель.

— Предварительно поздравляю! — Усы Таратара хитро шевельнулись. — Хотя Ферма и не оставил нам никаких доказательств, дома я проверю твою работу…

— Ферма не счел нужным писать решение, так как оно очень длинное, — напомнил Профессор.

— И ни один гений не нашел до сих пор ответа.

— Ну и что же? — Профессор пожал плечами. — Я и есть тот гений, который нашел ответ.

Таратар ждал взрыва смеха, но в классе почему-то было тихо. Он обвел взглядом класс. Все были слишком серьезные. Таратар забеспокоился: что это с ними.

— Возможно, что я соглашусь с тобой, когда проверю, — предположил Таратар.

— Разумеется, — спокойно ответил Профессор.

Только теперь он начал постепенно розоветь: сначала запылало одно ухо, потом другое. Как видно, совесть спускала математика с недоступных научных вершин на обычную классную парту, осторожно придерживая за уши.

— А что тут такого? — вмешался Макар Гусев. — Раз он доказал…

И снова никто не засмеялся.

— Верно, Таратар Таратарыч… простите, Семен Николаевич! — подхватил Сыроежкин, вскочив с места. — Если хотите знать, не один Профессор так думает! Не удивляйтесь, пожалуйста, но здесь все гении. Обыкновенные гении… Вот смотрите.

Таратар осторожно раскрутил ручку. Лампочка загорелась.

— Настольная электростанция, — сказал с одобрением Таратар. — Изящно сделана. Но это уже сюрприз для учителя физики.

— Вечный двигатель [2] ! — провозгласил Сыроежкин.

— Позвольте, — пробормотал, нахмурившись, Таратар, — вечных двигателей, как доказано наукой, не может быть.

— Пожалуйста, вот он! — Сыроежкин величественным жестом указал на изобретение.

— Просто здесь механическая энергия переходит в электрическую… — сказал учитель.

— Правильно! — согласился счастливый изобретатель. — Очень даже просто: одна энергия переходит в другую. Вы только повертели ручку, а лампочка будет гореть день, два…

— Ты утверждаешь, что в твоем приборе нет никакого источника тока, — произнес учитель. — Значит, ты тоже гений?

— Как нелегко быть учителем гениев! — произнес тихо Таратар. — Здесь упоминали Кеплера. Учителем великого Кеплера был знаменитый астроном Тихо Браге, изучавший планету Марс… Пьер Ферма… Пожалуй, его учителями можно назвать всех древнегреческих математиков… А у вас — Таратар. (Кажется, ему удалось установить привычное настроение в классе. Гении улыбались.) Как ты думаешь, Электроник, твой друг Сыроежкин действительно изобрел вечный двигатель?

Все уставились на Электроника. Он спокойно ответил:

— Название не совсем точное. Но этот двигатель практически без трения… — И Электроник стал перечислять формулы нового изобретения.

— Проще говоря, вечный двигатель, — прервал друга Сыроежкин и указал на светящуюся лампочку.

— Ура Сыроежкину! — крикнул Макар Гусев. — Гений номер два.

В дверь постучали. Распахнулись обе створки, и вошел опоздавший Смирнов. Вошел он очень странно, боком, прижимая к животу большой алюминиевый бак. Ребята с первой парты бросились ему на помощь. Витька Смирнов крепче прижал бак, прохрипел:

— Погодите, ребята… Я сам… Ценное изобретение!

— Смирнов, что это за бак? — осведомился Таратар.

— Это не бак. — Виктор Смирнов осторожно водрузил свою ношу на стол, вытер пот со лба, простодушно улыбнулся. — Извините, Семен Николаевич… Пришлось дождаться, пока все уйдут из дома. Это кастрюля. Мама в ней варенье варит. Ну а пока кастрюля свободна, я ее занял под опыт.

— Какую же проблему можно сварить в такой кастрюле? — пошутил Таратар.

Смирнов поднял крышку, и все вскочили с места, окружили учительский стол.

В кастрюле лежала корова величиной с кошку. Настоящая маленькая корова с рогами и хвостом.

— Я не знал, что ты увлекаешься игрушками, — сказал учитель.

— Какая там игрушка! — обиделся Смирнов, даже надулся. — Это настоящая корова. То есть, конечно, искусственная.

Корова повернула голову и посмотрела на ребят.

— Ой! — испуганно сказала Таня Сорокина. — Она жует!

Корова едва заметно двигала челюстями. Она что-то лениво жевала, как жуют все в мире коровы.

— Руками ее не трогайте! — предупредил изобретатель. — Опыт не окончен.

— Сколько ей месяцев?

— Сколько она весит?

— Почему такая маленькая?

— Откуда она взялась?

Смирнов выслушал вопросы.

— В общем, так. Отвечаю сразу всем, — сказал он. — Разрешите, Семен Николаевич. Вы видите искусственное животное. Модель типа коровы. Выведена мной в этой самой кастрюле. Как выведена — вопрос особый… Возраст больше трех недель. Питается исключительно кукурузными хлопьями… Вот, пожалуй, и все. Это и есть мое домашнее задание, Семен Николаевич.


Таратар растерянно смотрел на кастрюлю.

— Смирнов, я не давал задания выводить животных… Я не биолог.

— Ну конечно, Семен Николаевич, — успокоил Виктор. — Корову я вывел просто так, для себя. А вам принес математический дневник.

Он достал из-под ремня смятую тетрадь, протянул классному руководителю.

— Гений номер три, — деловито отметил Гусев.

— Что ты всех нумеруешь? — поморщился Сыроежкин. — Сам-то ты какой?

— Сам я такое изобретение задумал, что вы все ахнете, — пообещал Макар.

Смирнов закрыл кастрюлю крышкой, деловито взялся за ручки.

— Отнесу домой. Пока мать не вернулась. В целях конспирации, — пояснил он, — опыт проводится под кроватью.

— Да-да, — кивнул Таратар. — Ребята, помогите, пожалуйста.

Восьмиклассники окружили кастрюлю, увели изобретателя.

Смелость и даже некоторая дерзость в творчестве приемлемы, а вот скромности этим гениям явно не хватает…

На столе, вопреки, кажется, всем законам науки, горела лампочка. Таратар сделал несколько витков вокруг стола. В чем тут дело? Что за двигатель придумал Сыроежкин? Обращаться к другим учителям Таратару не хотелось. И так в школе ходят легенды об его классе, об Электронике, Рэсси. Не хватает еще истории о вечном двигателе!

И все же консультация была необходима.

Таратар уложил двигатель в коробку, спрятал в портфель.

— Обыкновенные гении, — бормотал он, — вздумали подшутить над обыкновенным математиком. Но есть высшая инстанция — эксперимент. Так говорил мой учитель, а он, как я давно уже убедился, был мудрец.

Евгений Велтистов - Победитель невозможного

Евгений Велтистов - Победитель невозможного краткое содержание

Победитель невозможного - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Победитель невозможного - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Евгений Велтистов

На Макаре был шлем мотоциклиста.

Он встал из-за парты, вытянулся во весь рост – статный, красивый, настоящий мотогонщик в шлеме и спортивном костюме.

– Извините, Семен Николаевич. У меня изобретение… Правда, не мое, а Майки Светловой из школы химиков. Она ненавидит химию, она – гений физики. Сейчас вы увидите.

И Макар ловко вытащил из парты сверкающий квадрат.

Сначала все подумали, что это металлический лист – очень здорово отражал он свет. Потом увидели, что лист послушно гнется в руках Макара и даже скатывается в трубочку.

– Гусев, спускайся! – громко произнес учитель.

– Я сейчас… Никак не найду контакты. – Теперь Гусев держался за а-коврик одной рукой, а другой водил по потолку. – Ой, держите меня! – закричал во весь голос испытатель.

Гусев лежал на полу. На его мощной груди покоился коврик, сплетенный из металлических пластин.

Таратар опередил всех. Он помог Макару встать, поднял с пола коврик, спрятал в свой портфель.

– Так будет лучше, безопаснее, – пояснил он Гусеву.

Макар, растирая ушибленную спину, проворчал:

– Не перепутайте контакты, Семен Николаевич. Я еще не освоился с этим изобретением.

– Ничего, разберемся, – отвечал Таратар. – Вместе с учителем физики. Ноги-то целы?

– Целы… Будьте осторожны, Семен Николаевич. В ваши годы нельзя падать с потолка.

– Отныне и впредь! – рявкнул Таратар, повернувшись к классу. – Никаких больше опытов, изобретений и прочего. Отныне и впредь, – грозно повторил он, – никакого новаторства без моего разрешения!

Таратар и впрямь был рассержен. Не хватало еще, чтоб его ученики падали с потолка! А если бы Гусев сломал ногу? Как бы учитель объяснил его родителям, что это случилось именно на уроке математики? Да и зачем вообще такие переживания. Хватит рискованных изобретений! Он, учитель, разберется во всем сам.

Двигатель Сыроежкина остался на верхотуре шкафа. О нем вскоре все забыли, в том числе и Сергей. Лампочка несколько дней светилась, потом перегорела. Но двигатель работал…

– Таратар должен понять, – спокойно произнес Электроник, – что гении – те же самые люди, только они перерабатывают значительно больше информации. Почему машина работает в полную силу, а человек вполсилы? Это несправедливо.

– Проверим, – сказал Электроник и включил свой радиотелефон на громкость.

Сыроежкин и Электроник сидели возле школы на скамейке, и мало кто из прохожих обратил внимание на двух мальчишек в расстегнутых пальто и сдвинутых набекрень шапках. Даже когда заработал радиотелефон, почти никто на них не посмотрел. Мало ли подростков крутят надоевший всем транзистор! Люди вслушивались в звуки капели, чириканье воробьев, хруст снега под ногами…

Один профессор Громов был посвящен в замысел проекта. Он разрешил Электронику пользоваться информацией Вычислительного центра. Без такой помощи вся затея была бы несерьезным занятием.

Сыроежкин попросил друга включить микрофон.

Читайте также: