Плата за детский сад облагается ндс или нет

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей, и ее размер. В данной публикации рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета родительской платы в указанном учреждении.

Как следует из п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. При этом деятельность по присмотру и уходу за детьми является одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных организаций (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ).

Размер родительской платы

Как уже было отмечено, учредитель образовательного учреждения вправе устанавливать плату за присмотр и уход за ребенком, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее – родительская плата), и ее размер. При установлении родительской платы учредитель должен учитывать положения ч. 4 ст. 65 Закона № 273-ФЗ. Как следует из норм данной статьи, не допускается включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это предполагает установление государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей.

В контексте Закона № 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семьи, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

предусмотрено право, а не обязанность учредителя образовательной организации устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ);

при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Кроме того, установлено, что не взимается родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 3 ст. 65 Закона № 273-ФЗ).

Все перечисленные нормы реализованы в нормативных актах, касающихся взимания родительской платы за посещение ребенком муниципального детского сада.

Так, в соответствии с Постановлением администрации г. Н. Новгорода от 03.02.2017 № 341 размер платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, реализующих программу дошкольного образования, установлен в зависимости от возраста ребенка (в расчете за один день посещения):

дети до 3 лет – 118,38 руб.;

дети от 3 до 7 лет – 130,90 руб.

Аналогичный подход применяется в отношении установления родительской платы за присмотр и уход в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (см. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2018 № 976). Так, в группах полного дня размер ежемесячной платы составляет:

для детей в возрасте от 1 года до 3 лет –1 232 руб.;

для детей в возрасте от 3 лет до 8 лет – 1 161,10 руб.

Постановлением главы Щелковского муниципального района МО от 06.05.2008 № 1255 установлен размер ежемесячной родительской платы за содержание одного ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования:

в обычных детских садах – 950 руб.;

в центрах развития ребенка и детских садах, имеющих коррекционные группы, – 1 500 руб.;

в детских садах с бассейном – 1 100 руб.

Порядок установления родительской платы в ведомственных детских садах также регламентируется с учетом положений Закона № 273-ФЗ. Так, в соответствии с Приказом ФСБ РФ от 25.09.2017 № 531 установлены следующие размеры родительской платы за посещение ребенком детского сада:

1) в функционирующих в режиме сокращенного дня (8 – 10,5-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 70 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 80 руб. в день;

2) в функционирующих в режиме полного дня (12-часового) группах пребывания детей:

а) в возрасте до 3 лет – 90 руб. в день;

б) в возрасте старше 3 лет – 100 руб. в день.

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях ФСБ и иных организациях ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, снижается на 50 % для родителей в случае, если они, например, являются инвалидами I или II группы или имеют трех и более несовершеннолетних детей.

Решение о снижении размера (невзимании) родительской платы принимается администрациями дошкольных образовательных организаций ФСБ и соответствующих структурных подразделений иных организаций ФСБ, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в трехдневный срок со дня поступления заявления, о чем информируются родители (законные представители) ребенка.

Отметим, что аналогичный размер платы установлен в ведомственных детских садах Минобороны. Также ведомство предоставляет льготы отдельным категориям плательщиков, рассмотренным нами выше (см. Приказ Министра обороны РФ от 24.11.2014 № 862).

Бухгалтерский учет родительской платы

Родительская плата за присмотр и уход за детьми относится к доходам образовательного учреждения, полученным от приносящей доход деятельности.

К сведению: плата за детский сад начисляется на основании табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608, утвержденная Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н).

Доходы от оказания платных услуг отражаются (п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.1 Порядка № 209н):

Начисление доходов от реализации платных услуг населению в учете бюджетного и автономного учреждений отражается по дебету счета 2 205 31 567 и кредиту счета 2 401 10 131 (п. 93, 150 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н). Казенные учреждения отразят данную операцию по дебету счета 1 205 31 567 и кредиту счета 1 401 10 131 (п. 78 Инструкции № 162н).

Оплата услуг, как правило, осуществляется в безналичной форме – путем перечисления денежных средств через кредитную организацию в соответствии с банковскими реквизитами учреждения, предоставляющего услуги по присмотру и уходу за детьми.

Отражение расчетов при поступлении денежных средств на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения оформляется по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 205 31 667 (п. 72 инструкций № 174н, 183н). Отметим, что данные доходы таких учреждений поступают в их самостоятельное распоряжение.

Пример 1.

Муниципальный детский сад (бюджетное учреждение) работает пять дней в неделю. В декабре 2019 года 22 рабочих дня. В средней группе 20 детей. За присмотр и уход за детьми в данном образовательном учреждении установлена родительская плата в размере 100 руб. за день посещения. В соответствии с табелем (ф. 0504608) в названном месяце детский сад посещали 15 детей, сумма начисленной платы – 33 000 руб. (15 чел. x 100 руб. x 22 дн.).

Денежные средства внесены через отделения Сбербанка посредством безналичной оплаты.

В чем суть проблемы? Нормы законодательства неоднозначны

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена следующая льгота. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях не облагаются НДС. Вместе с тем в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ говорится, что данная льгота применима только при наличии лицензии.

Причем этот документ должен быть получен на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с нормами законодательства.
Но лицензированию подлежит лишь образовательная деятельность детского сада. А как быть, если детсад образовательной деятельности не ведет? Нужна ли ему лицензия? Четких официальных разъяснений по этому вопросу нет. Рассмотрим арбитражную практику.

Анализ арбитражной практики

К основным общеобразовательным программам относятся и программы дошкольного образования. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее - Закон № 3266-1). При этом общеобразовательные программы реализуются, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях, которыми и являются детские сады. Основание - пункт 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666).

Причем право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникает у организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения). Основание - пункт 6 статьи 33 Закона № 3266-1. Однако такая деятельность неразрывно связана с содержанием детей. А следовательно, в целом она предполагает наличие у детского сада лицензии. И даже если он оказывает только услуги по содержанию детей, разрешение обязательно. Ведь любой детский сад - дошкольное образовательное учреждение. Таково мнение судей в постановлении ФАС Поволжского округа от 24 мая 2006 г. № А55-23066/ 2005-35.

Но справедливости ради отметим, что на практике встречаются и противоположные решения. Их суть в следующем.

Согласно нормам законодательства, указанная деятельность лицензированию не подлежит. Ведь услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не относятся к образовательным. В частности, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 3 апреля 2008 г. № А33-7388/07-Ф02- 1225/08.

Как поступить на практике?

Если детский сад использует актив исключительно в образовательной деятельности и имеет лицензию, ситуация ясна: организация не платит НДС. Но на практике встречаются и более сложные ситуации. Рассмотрим их.

НЕКОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ЛИЦЕНЗИИ НЕТ - НАЧИСЛИТЕ НАЛОГ

Допустим, лицензии на реализацию услуг по содержанию детей у организации нет и приобретенный актив для обучения детей не используется. Но и возникновение споров с контролерами тоже нежелательно. Поэтому детский сад может не применять льготу по НДС в отношении данных услуг. В таком случае плата за содержание детей облагается НДС.

КОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ НЕ ПОВОД ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ЛЬГОТЫ

Частный детский сад может воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, и не платить НДС. Причем даже когда нет лицензии.

В том случае, если инспекция доначислит налог, обосновав свою позицию тем, что дошкольная организация работает без лицензии, есть шанс оспорить решение контролеров.

Для этого следует доказать, что плата взимается именно за услуги по содержанию детей, а не за обучение. Данный вид деятельности не подлежит лицензированию, значит, право на применение льготы по НДС возникает вне зависимости от наличия этого документа. Подтверждение тому - постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2007 г. № А33-18221/ 06-Ф02-5491/07 и ФАС Поволжского округа от 31 января 2007 г. № А55-34097/05.

В заключение отметим, что каждая из приведенных точек зрения имеет свою аргументацию. Но как поступить, организация решает сама.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

- Требуется ли лицензия в отношении деятельности детского сада по содержанию детей? А если это несамостоятельное юридическое лицо? Например, структурное подразделение организации. Должна ли деятельность такого детского сада лицензироваться?

- Дошкольным признается образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Оно обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Основание - пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, детский сад осуществляет образовательную деятельность, которая подлежит лицензированию. Это отражено в пункте 18 указанного положения.

Деятельность детского сада, не являющегося юридическим лицом, лицензированию не подлежит.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.

Подборка наиболее важных документов по запросу НДС детский сад (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: НДС детский сад

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Индивидуальному предпринимателю Артюшенко А.Ю. доначислены суммы налога, в том числе 10 786 рублей налога на добавленную стоимость, с операций по реализации ремонтных работ муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Мотыгинский детский сад "Белочка". Доначисленные суммы налога уплачены истцом в бюджет.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2021, N 10) В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Нормативные акты: НДС детский сад

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019
"Послание Президента Федеральному Собранию" Мы уже обеспечили практически повсеместную доступность детских садов, но до конца 2021 года нужно полностью решить проблему с яслями, создать в них не менее 270 тысяч новых мест, включая негосударственный сектор, причем 90 тысяч мест должно быть создано уже в этом году. Всего же за три года на эти цели должно быть направлено 147 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов. Добавлю, что запись в ясли, в детский сад, оформление льгот, пособий, налоговых вычетов, о которых я уже говорил и которые, надеюсь, еще мы с вами предложим, - все это должно происходить без дополнительных заявлений, лишних бумажек и походов по инстанциям. До конца 2020 года предоставление всех ключевых государственных услуг следует перевести именно в проактивный формат, когда человеку достаточно выслать запрос на необходимую услугу, а остальное система должна сделать самостоятельно, автоматически.


НДС образовательные услуги в одних случаях облагаются, в других – не облагаются, что зависит от ряда факторов, связанных с оказанием услуг. Чтобы понять, облагаются ли НДС образовательные услуги, необходимо определиться с тем, кто их оказывает, какой режим применяет налогоплательщик, точно ли это образовательные услуги и где они реализуются. Рассмотрим порядок налогообложения НДС образовательных услуг.

Кто является плательщиком НДС по образовательным услугам

В сфере образовательных услуг задействованы большей частью некоммерческие организации, действующие на основании лицензий, подтверждающих их право на осуществление образовательной деятельности. При этом по многим видам таких услуг они имеют льготы и освобождаются от обязанности начислять по ним НДС.

Если организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, оказывает образовательные услуги, но при этом создана не как некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является образовательная, то льгот при оказании этих услуг она не имеет и налог рассчитывается в общем порядке.

Как рассчитать и отразить в учете НДС, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у Вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ беслатно.

НДС при оказании образовательных услуг некоммерческими организациями

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Причем образовательными услугами в данном контексте принято считать:

  1. Программы общеобразовательной направленности.
  2. Образовательные программы профессионального обучения.
  3. Подготовку по определенным профессиям.
  4. Программы воспитательного процесса.
  5. Дополнительные образовательные услуги, соответствующие тем, что указаны в лицензии.

Таким образом, чтобы воспользоваться правом освобождения от НДС, такая организация должна иметь лицензию на оказание вышеперечисленных услуг, а в случае предоставления услуг по дополнительному образованию и профессиональной подготовке в лицензии должна быть конкретизирована направленность образования. При этом услуги, которые оказываются образовательными организациями в качестве консультационных, а также услуги по сдаче ими в аренду помещений облагаются НДС в общеустановленном порядке.

Следует помнить, что при одновременном осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций следует вести раздельный учет.

НДС при оказании образовательных услуг коммерческими организациями или ИП

Образовательные услуги, оказываемые коммерческими организациями или ИП, облагаются НДС в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 20%, и никаких льгот и особенностей исчисления налога для них по данному виду услуг не существует. Исключение могут составлять налогоплательщики, применяющие специальный режим налогообложения (УСН), при котором обязанность по начислению и уплате НДС у них отсутствует.

Согласно подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, коммерческие организации также не будут уплачивать НДС, если российская организация осуществляет обучение за пределами территории Российской Федерации. Данная позиция подтверждается разъяснениями Минфина в письме от 05.12.2011 № 03-07-08/342.

Итоги

НДС с образовательных услуг начисляется и уплачивается в общеустановленном порядке с учетом норм НК РФ. Однако если данные услуги оказывает некоммерческая организация, имеющая на это соответствующие лицензии, и услуги не носят консультационный характер, то у налогоплательщика существует право НДС по данным услугам не уплачивать. У коммерческих организаций и ИП имеется освобождение от налогообложения по образовательным услугам только в случае применения ими УСН или при осуществлении обучения за пределами РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: