Пластилинография кружок для начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю,34 часа в год.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Составитель: Подорова Ирина Александровна

2016-2017 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г.Н. Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно- эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Задачи программы:

- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;

- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;

- формировать и развивать навыки ручного труда;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;

- воспитывать любовь к прекрасному, понимание красоты окружающего мира;

Сроки реализации образовательной программы "Пластилинография"- 1 год.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу.

- Научиться действовать по словесному указанию.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)

создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

одной темы многократно и поэтапно;

нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет

Структура занятий:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Формы организации занятий:

По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (6-7 человек), индивидуальная.

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.

По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 1 час.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу года дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилинография"проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.

1. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

2. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004

3. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ", 2002

4. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство", 1997

5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс, 1999

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеГимназия№3

городского округа город Шарья Костромской области

Центр дополнительного образования детей

Педсоветов ЦДО руководитель ЦДО

hello_html_447ab641.jpg

Авторская программа кружка

для детей в возрасте 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

Автор: Виноградова Светлана Леонидовна, воспитатель ГПД

4. Содержание изучаемого материала………………………………………14

Методическое обеспечение программы………………………………. 19

Результаты апробации программы……………………………………….21

Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу…………………..23

Паспорт программы

для детей в возрасте 7-8 лет

Основание для разработки программы

Тенденции современного образования, приоритет развития личности ребёнка, его творческого потенциала

Воспитатель Виноградова Светлана Леонидовна

Воспитатель Виноградова С.Л.

Учащиеся младшего школьного возраста (1 класс)

Этапы реализации программы

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование практических умений работы в технике пластилинография и развитие у младших школьников индивидуальных творческих способностей.

Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Основные направления программы

правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

разнообразие техник работ с пластилином;

жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

основы композиции, выполненные в технике пластилинография;

правила работы в коллективе.

выполнять правила техники безопасности;

пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;

пользоваться различными видами пластилина;

владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;

использовать понятие симметрия при работе;

следовать устным инструкциям педагога;

уметь пользоваться технологическими картами;

анализировать образец, анализировать свою работу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

планировать предстоящую практическую деятельность;

вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;

выполнять коллективные работы.

Пояснительная записка

Приобретение любого познания всегда полезно для ума,

ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и

сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя,

Леонардо да Винчи

hello_html_m5c95f76a.jpg

В Федеральном компоненте государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Данная программа направлена на развитие индивидуальных творческих способностей младших школьников, что обуславливает ее актуальность в условиях современного образования.

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. Отечественные педагоги (Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.Н. Игнатьев, И.Я. Лернер и другие) подчеркивают, что творчеству детей можно и нужно учить.

Одним из способов реализации воспитательной составляющей новых стандартов является организация внеурочной деятельности. Во внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. И в качестве приоритетной деятельности, на мой взгляд – стала пластилинография. На вопрос почему? Можно ответить просто: во-первых: дети очень любят рисовать, но часто мы встречаемся с трудностями у детей в овладении графомоторных навыков (хочу рисовать, но не умею).

Во-вторых: ребят очень привлекает пластилин. Это материал, который можно мять, сворачивать, раскатывать, отщипывать, сплющивать, смешивать с другим материалом. Не только с пластилином, с блестками, крупой, песком… Все эти движения не только формируют мелкую моторику, но снимают страх, напряжение, позволяют эмоционально разгрузить себя от лишних негативных эмоций. Способствуют возникновению чувства самодостаточности: “Я - творю!”, “Я - создаю!” и вот здесь уже включается важнейший психический процесс – творческое воображение!

В-третьих: с помощью пластилина можно “оживлять” и сам рисунок, придавая предметам выпуклую форму. Кроме того, если что-то не получилось, легко убирается. Это не вызывает чувство неудовлетворения и эмоциональной депривации, то есть разочарования в себе.

Данная программа опирается на основу пособия по пластилинографии Давыдовой Г.Н. для кружков дополнительного образования по пластилинографии.

Основой программы является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Цель и задачи программы

Цель: формирование практических умений работы в технике пластилинография и развитие у младших школьников индивидуальных творческих способностей.

Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.

Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Ожидаемые результаты реализации программы

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся :

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;

разнообразие техник работ с пластилином;

жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

о дымковской, хохломской и городецкой росписи;

особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке;

основы композиции, выполненные в технике пластилинографии;

правила работы в коллективе.

пользоваться основными материалами и инструментами по технике безопасности, выполнять правила безопасности;

пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;

пользоваться различными видами пластилина;

владеть разнообразными техниками при работе с пластилином;

использовать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

применять знания при выполнении изделия в различных видах росписи: дымка, хохлома, городец;

использовать понятие симметрия при работе;

следовать устным инструкциям педагога;

уметь пользоваться технологическими картами;

анализировать образец, анализировать свою работу;

создавать композиции с изделиями, выполненными в технике пластилинография, уметь оформить изделие;

планировать предстоящую практическую деятельность;

вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве;

выполнять коллективные работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях пластилинографией, отслеживаются с целью выявления качества усвоенных детьми знаний, умений и навыков в рамках программы обучения.

Выделяются следующие виды контроля:

текущий - осуществляется на каждом занятии (приложение 1)

промежуточный - осуществляется по результатам первого полугодия через мониторинговое исследование (приложение 2)

итоговый - осуществляется по результатам года через мониторинговое исследование (приложение 2)

Для определения творческого потенциала ребенка рекомендуется использовать анкета для родителей (по опроснику Дж. Гилфорда) (приложение 3).

Продолжительность и этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Этапы обучения

На этом этапе ребенок получает первоначальные знания и умения в области техники пластилинография. Формируется представление о разнообразии техник при работе с пластилином. Дети учатся практическому использованию поделок.

На этом этапе происходит дальнейшее совершенствование умений и навыков изготовления поделок из пластилина, закрепление и расширение знаний в области пластилинографии.

Заключительный

Этим этапом работы учащихся может стать участие в конкурсах детского творчества на школьном, муниципальном, областном и федеральном уровнях.

Формы и режим занятий

Программа предусмотрена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет).

В процессе занятий используются различные формы занятий:

комбинированные и практические занятия; беседа, беседа с показом образцов, игра, праздник, конкурс, игровой тренинг, творческая мастерская, мини-проект и др.

В учебно-тематическом планировании присутствуют теоретические и практические занятия с указанием форм и содержания занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан кружок художественной направленности “Пластилиновая сказка”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка “Пластилиновая сказка” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Программа кружка

​ Классы: 1- 4 УО

​ 1 класс (2019/20 учебный год )

2 класс (2020/21 учебный год )

3 класс (2021/22 учебный год )

4 класс (2022/23 учебный год )

Разработчик:

Воробьева Надежда Павловна учитель

Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы).

Отличительной особенностью программы является практическая направленность на изготовление обучающимися таких изделий, которые им необходимы в качестве сувениров, подарков, аксессуаров и т.д. Здесь обучающемуся дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир пластилина, превратить его в облака, снег, радугу, животных и т.д., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Цели программы:

- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у обучающихся;

- приобретение знаний, умений и навыков выполнения поделок, картин из пластилина;

- обучение выполнению сборки и оформлению работы.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способности, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношении с людьми, с окружающим миром.

Отличительной особенностью данной программы - уникальная методика лепки из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста и т.д.) проста в освоении и не с чем несравнима по воздействию на творческое развитие обучающегося. Занятия лепкой способствуют не только развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на обучающегося определенное психотерапевтическое воздействие. Лепка - одно из полезнейших занятий для обучающихся: воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, обучающиеся знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Обучающиеся приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Занятия лепкой дают простор детской фантазии. В ней обучающийся имеет дело с действительной формой предмета, он не просто рассматривает его, а осязает своими руками со всех сторон. А чем больше количество органов чуво прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни принимает участие в восприятии впечатления, тем оно становится отчетливее. О прикладной стороне лепки, то есть о приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов - она очевидна: обучающийся, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто свое, индивидуальное. Задачи ​ программы Обучающие:

• Знакомить обучающихся с основными видами лепки;

• Формировать умение следовать устным инструкциям;

• Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с

• Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина; • Реализация творческих и эстетических способностей обучающихся.

Воспитательные:

• Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству;

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности обучающихся;

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

• Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Развивающие:

• развивать смекалку, изобретательность;

• развитие интеллектуальных способностей: воображения, восприятия, мышления, памяти, внимания, фантазии, изобретательности;

• развитие художественного вкуса;

• формирование творческих способностей, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

• развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;

• развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

В 1 классе ​ перед обучающимися поставлены следующие ​ задачи:

- знакомство со свойствами и возможностями пластилина как материала для художественного творчества;

- знакомство с основными приемами работы пластилином;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями; - познакомятся с различными видами материалов для лепки; - создание композиций с изделиями из пластилина.

Во 2 классе ​ перед обучающимися поставлены следующие ​ задачи:

- продолжить знакомство со свойствами и возможностями пластилина как материала для художественного творчества;

- продолжать знакомство с основными приемами работы пластилином;

- знакомство с глиной, соленым тестом;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- развитие фантазии, воображения, творческого мышления;

- познакомятся с различными видами материалов для лепки;

- создание композиций с изделиями из пластилина

В 3 классе ​ перед обучающимися поставлены следующие ​ задачи:

- использование основных свойств и возможностей пластилина как материала для художественного творчества;

- продолжение знакомства с основными приемами работы с пластилином;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- развитие фантазии, воображения, творческого мышления;

- создание плоскостных и объемных композиций из пластилина, глины.

В 4 классе ​ перед обучающимися поставлены следующие ​ задачи:

- использование основных свойств и возможностей пластилина как материала для художественного творчества;

- продолжение знакомства с основными приемами работы с пластилином;

- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

- развитие фантазии, воображения, творческого мышления;

- научатся пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

- знакомство с различными видами материалов для лепки;

- создание плоскостных и объемных композиций из пластилина, глины.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Обучающийся не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, снег, влажным песок, бумажная масса для папье-маше (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала). Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.

Дистанционное обучение курса по выбору “Мир пластилина” имеет свои особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность обучающихся.

При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может принять непосредственное участие в деятельности обучающегося (помочь вырезать, сложить, приклеить и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что работа ведется от простого к сложному. Обучающиеся сами могут проанализировать свои достижения.

В процессе занятий по темам проводится контроль качества выполнения изделий. Причем оценку дают своим работам сами обучающиеся.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Место курса по выбору в учебном плане

Курс по выбору “Мир пластилина” входит перечень курсов по выбору учебного плана Центра дистанционного образования. Учебный план ЦДО составлен для организации дистанционного обучения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний для работы на компьютере.

Гибкость моделирования учебного плана позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. На основании учебного плана ЦДО для каждого обучающегося составляется предварительный индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курсов по выбору в классе отводят 1,5 часа.

Родители (законные представители) обучающегося вправе внести изменения в индивидуальный учебный план, сократив количество часов на освоение тех или иных учебных предметов или перераспределив количество часов по учебным предметам, курсам по выбору, что может быть связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. В связи с этим недельное и годовое количество часов на изучение курса “Мир пластилина” может варьироваться у разных обучающихся. В случае поступления заявления от родителей (законных представителей) обучающегося о внесении изменений в индивидуальный учебный план обучающегося, количество часов, отводимых на изучение курса по выбору “Мир пластилина” может изменяться в течение учебного года. В этом случае производится корректировка календарно-тематического планирования.

В данной рабочей программе представлены тематические и календарно-тематические планирования на 34 часа, 17 часов.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате обучения в течение учебного года по программе предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

- правила организации рабочего места;

- названия и назначение инструментов;

- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использования, применение и доступные способы обработки; - исходные формы изделий;

- культуру поведения и труда.

- правильно организовать рабочее место;

- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

- сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных плоскостных композициях; - организовывать свое рабочее место.

Обучающиеся выполнят ряд работ из пластилина, глины, фольги. Выполняют поделки из различных материалов на различные темы.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития, познакомятся с понятиями “Архитектура”, “Скульптура”.

Основное содержание курса по выбору “Мир пластилина”

В 1 классе

1. Введение в декоративное искусство

История декоративно-прикладного искусства

Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами 2. Мир пластилина

Читайте также: