Питер пауль рубенс и фламандская школа специфика

Обновлено: 02.07.2024

Искусство Фландрии XVII века — одна из вершин мировой живописи. Его прославил не только основатель фламандской школы, гениальный Питер Пауль Рубенс, но и его современники: узамечательный портретист Антонис Ван Дейк, жизнелюб Якоб Йорданс, создатель роскошных натюрмортов Франц Снейдерс. Картины фламандцев наполнены радостью жизни.

Содержание

Фламандская школа живописи

Особенностью фламандской живописи была жизнерадостность, торжественность, праздничность. В каких бы жанрах ни работали фламандские художники: историческая или мифологическая живопись, натюрморты или портреты, — это всегда торжество земной жизни. В залах фламандской живописи бросается в глаза размер картин — это часто монументальные полотна, написанные яркими, светоносными красками.

В центре фламандского искусства — образ цельного, сильного человека. Предполагают, это объясняется тем, что Фландрия — крестьянская страна, еще в средние века знаменитая своими праздниками, карнавалами, свадьбами. Но скорее всего, причиной этого была личность основателя фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса

Рубенс ( 1577- 1640) — основатель фламандской школы живописи.

Рубенс родился 29 июня 1577 г. Большую часть жизни провел в Антверпене. Еще в детстве он проявил замечательные способности: у него была прекрасная память, что дало ему возможность изучить 7 языков, прекрасно знать историю и философию. В 14 лет он пожелал учиться живописи, и мать, Мария Рубенс, отдала его в обучение лучшим мастерам. А в 23 года блестящий молодой человек отправился в Италию, чтоб оттачивать свое мастерство.

Он поступил на службу к мантуанскому герцогу Гонзага. К достоинствам его нужно добавить обаяние и умение располагать к себе людей. Поэтому неудивительно, что придворные дамы стояли в очередь, чтоб молодой художник написал их портрет. А герцог Гонзага первым понял, что Рубенс может стать прекрасным дипломатом. Действительно, в бурный 17 век он будет будет мирить королей и способствовать прекращению войн. Как дипломат он сделал много, в частности, готовил мирный договор между Испанией и Англией. Говорят, однажды его спросили, правда ли, что в свободное от дипломатии время он балуется живописью? На что Рубенс возразил, что в свободное от живописи время занимается дипломатией. Во время своих дипломатических поездок он писал портреты тех, о ком сегодня написано в учебниках истории. В 1630 году одновременно испанский и английский короли даровали ему рыцарство.

Рубенс портреты

Он писал свои огромные многофигурные картины тонкими лессировками, накладывая один за другим полупрозрачные слои краски, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Кстати его предшественники и земляки- нидерландские художники XV-XVI веков добивались удивительной яркости и долговечности своих картин именно таким способом. Вспомним Ван Эйка.

Рубенс П. Картины

Рубенс и барокко

Рубенс фламандское искусство

Антонис Ван Дейк. (1599-1641)

Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет. В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).

image

Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в мастерской первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции. Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, тот все равно художник №1.

Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты Ван Дейк начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.

Ван Дейк фламандская школа

Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.

image

Художник будет писать портреты короля Карла I, его детей, самых знатных английских дворян. А еще у него удивительный дар рисовать детей, в них сочетается детская наивность и непосредственность и одновременно элегантность юных леди и джентльменов

Ван Дейк — выдающийся мастер парадного портрета. Но он умел в своих важных и знатных персонажах увидеть тонкую и благородную душу, и людям нравилось видеть себя такими. Во всяком случае, после ван Дейка писать застывшие величественные фигуры аристократов стало неинтересно.

В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.

Рубенс Маркиза Бригитта Спинола Дориа


Маркиза Бригитта Спинола Дориа
1606, Галерея искусства, Вашингтон

Рубенс Герцог Лерма


Герцог Лерма
1603, Музей Прадо, Мадрид

Рубенс Туалет Венеры


Туалет Венеры
1608, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577–1640). В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.

Рубенс – создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества. Рубенс родился в городе Зигене (Германия), куда, спасаясь от преследований инквизиции, эмигрировал его отец. Образование получил в латинской школе Антверпена, живописи обучался у романиста Отто ван Веениуса и Ван Ноорта, приверженца национальной традиции. Поездка в Италию, где он изучал творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо, а также памятники античности, способствовала быстрому творческому росту.

По возвращении в 1608 году в Антверпен Рубенс стал придворным художником испанской наместницы Нидерландов. Его слава быстро росла. Многочисленные заказы побудили Рубенса организовать живописную мастерскую, в ней работали лучшие художники страны. Своими графическими работами Рубенс формировал национальную школу граверов.

Свежесть восприятия жизни и стремление придать изображенному убедительность правды составляют существо его произведений. Герои античных мифов, христианских легенд, современные ему исторические деятели и люди из народа живут в его полотнах неутомимой жизнью; воспринимаются как часть могучей первозданной природы. Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры, в которой чувствуется глубокий жар и звучность, они проникнуты патетикой чувств, до тех пор неведомые нидерландскому искусству, тяготевшему к интимности, к поэзии повседневного.

В 1620-е годы Рубенс отказался от локального цвета при создании картин, художник перешел к тональной многослойной живописи по белому или красному грунту, сочетал тщательность моделировки с легкой эскизностью. Голубые, желтые, розовые, красные тона даны в соотношениях друг с другом в тонких и богатых оттенках; они подчиняются основному серебристо-жемчужному или теплому оливковому. Нежные голубоватые тени, легко моделирующие объемы, красноватые рефлексы, скользящие и вспыхивающие, наполняют формы трепетом жизни, художник подчеркивает силу одних тонов и мягкость других. Цвет отдельных предметов передается плотным слоем корпусных красок. Там, где нужно, грунт и подмалевок просвечивают сквозь активные цвета. Поверх корпусных красок наносятся прозрачные слои жидкой лессировки, усиливающие глубину тона, свежесть и легкость живописи, смягчающей контуры, светлые места выделяются густыми бликами. Создается впечатление изменчивости предмета, окутанного вибрирующей световоздушной средой.

В годы Нидерландской буржуазной революции конца 16-го века фламандскому народу, несмотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании. Но подъем, вызванный революционной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры 17-го века. Наиболее яркими были достижения блестящих живописцев Фландрии – Рубенса и его сподвижников и учеников Ван-Дейка, Снейдерса, Иорданса, Броувера и Тенирса.

Особенности фламандской живописи 17-го века отчетливее всего выступают при сравнении ее с произведениями голландских художников этого периода. Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Но в то время как голландские художники изображали быт, повседневную будничную действительность, фламандские живописцы, часто связанные заказами католической церкви и знатных дворян, обращались к религиозным и мифологическим темам. В Голландии был развит тип скромного, точного документального портрета, а во Фландрии большее распространение получил парадный портрет. Голландские натюрморты просты по композиции и включают, как правило, немногочисленные предметы, а фламандский художник каждый натюрморт стремился превратить в гимн богатству и изобилию даров природы. Фламандскому искусству было свойственно стремление создавать героические образы, большие многофигурные сцены, разнообразные по содержанию и характеру.

В творчестве Питера Пауля Рубенса ( 1577 – 1640 ) все эти особенности фламандской живописи проявились особенно ярко.

Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии, где быстро завоевал известность. Вернувшись в 1608 году на родину, он стал придворным живописцем испанского наместника во Фландрии. Перегруженный заказами по украшению различных дворцов и церквей, он начинает работать с большой группой помощников- учеников.

В многочисленных изображениях охоты на хищников (львов, тигров, кабанов) Рубенс передает величайшее напряжение сил людей и животных.

Так же сильно, как и человека, любил Рубенс природу. Он писал величественные пейзажи с горными далями, вздымающиеся скалы, стремительно несущиеся облака. Борьба сил природы, грандиозность мироздания остро ощущались художником.

В сотнях рубенсовских картин, в его жизнерадостных и ярких красках прославляется красота и сила человека, бесконечное многообразие и величие природы. Накладывая тонкие слои полу прозрачных красок, просвечивающих одна из-под другой, Рубенс достигал удивительной свежести и убедительности в изображении человеческого тела, шелковистых прядей волос, драгоценных тканей. Самой характерной чертой творчества Рубенса, перед которым большей частью стояла задача не изображения обыденной действительности, а создания больших нарядных произведений, является то, что он всегда вносил в них живой трепет жизни.

На картинах великого мастера учились и продолжают учиться многие поколения художников. Особенно велико было его влияние на современных ему фламандских живописцев.

Один из них - Антонис Ван-Дейк (1599-1641) создавал очень

близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Но особенно прославился он своими портретами. Ван-Дейк писал зажиточных антверпенских бюргеров с их женами и детьми, художников, врачей, дипломатов, знатных вельмож и членов английской королевской семьи. Художник умело подчеркивал характерные черты каждого человека, стремился средствами живописи раскрыть его внутренний мир. Он искал наиболее выразительные позы и жесты рук, подбирал соответствующий фон и предметы обстановки. Даже официальные парадные портреты, написанные им по заказам вельмож, до сих пор поражают жизненностью своих характеристик.

Близким другом и помощником Рубенса был Франс Снейдерс (1579-1657) - крупнейший мастер фламандского натюрморта. Фрукты и животных в произведениях Рубенса нередко писал Снейдерс. Картины Снейдерса прославляют богатство и многообразие природы, окружающей человека. Бархатистые тона персиков, матовый блеск винограда и слив, прозрачность ягод красной смородины так же удавались художнику, как серебристая чешуя рыб, лохматая шерсть собак и медведей, причудливо яркие перья птиц.

Если Иорданс писал главным образом портреты богатых горожан, то другой жанровый живописец - Адриан Броувер (1606-1638), учившийся в Голландии, посвятил свое творчество жизни крестьян и городской бедноты. Он любил изображать несложные операции деревенского лекаря, сцены в кабачке, скромные пейзажи родины. Броувер зорко подмечал характерные позы и движения людей, живую мимику лиц. Его живопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни достоин быть объектом искусства.

Искусство Фландрии XVII века — одна из вершин мировой живописи. Его прославил не только основатель фламандской школы, гениальный Питер Пауль Рубенс, но и его современники: узамечательный портретист Антонис Ван Дейк, жизнелюб Якоб Йорданс, создатель роскошных натюрмортов Франц Снейдерс. Картины фламандцев наполнены радостью жизни.

Содержание

Фламандская школа живописи

Особенностью фламандской живописи была жизнерадостность, торжественность, праздничность. В каких бы жанрах ни работали фламандские художники: историческая или мифологическая живопись, натюрморты или портреты, — это всегда торжество земной жизни. В залах фламандской живописи бросается в глаза размер картин — это часто монументальные полотна, написанные яркими, светоносными красками.

В центре фламандского искусства — образ цельного, сильного человека. Предполагают, это объясняется тем, что Фландрия — крестьянская страна, еще в средние века знаменитая своими праздниками, карнавалами, свадьбами. Но скорее всего, причиной этого была личность основателя фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса

Рубенс ( 1577- 1640) — основатель фламандской школы живописи.

Рубенс родился 29 июня 1577 г. Большую часть жизни провел в Антверпене. Еще в детстве он проявил замечательные способности: у него была прекрасная память, что дало ему возможность изучить 7 языков, прекрасно знать историю и философию. В 14 лет он пожелал учиться живописи, и мать, Мария Рубенс, отдала его в обучение лучшим мастерам. А в 23 года блестящий молодой человек отправился в Италию, чтоб оттачивать свое мастерство.

Он поступил на службу к мантуанскому герцогу Гонзага. К достоинствам его нужно добавить обаяние и умение располагать к себе людей. Поэтому неудивительно, что придворные дамы стояли в очередь, чтоб молодой художник написал их портрет. А герцог Гонзага первым понял, что Рубенс может стать прекрасным дипломатом. Действительно, в бурный 17 век он будет будет мирить королей и способствовать прекращению войн. Как дипломат он сделал много, в частности, готовил мирный договор между Испанией и Англией. Говорят, однажды его спросили, правда ли, что в свободное от дипломатии время он балуется живописью? На что Рубенс возразил, что в свободное от живописи время занимается дипломатией. Во время своих дипломатических поездок он писал портреты тех, о ком сегодня написано в учебниках истории. В 1630 году одновременно испанский и английский короли даровали ему рыцарство.

Рубенс портреты

Он писал свои огромные многофигурные картины тонкими лессировками, накладывая один за другим полупрозрачные слои краски, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Кстати его предшественники и земляки- нидерландские художники XV-XVI веков добивались удивительной яркости и долговечности своих картин именно таким способом. Вспомним Ван Эйка.

Рубенс П. Картины

Рубенс и барокко

Рубенс фламандское искусство

Антонис Ван Дейк. (1599-1641)

Ван Дейк родился в Антверпене в семье богатого купца. Мать его обладала чудным даром вышивальщицы. Она умерла, когда сыну было 8 лет. Отец не видел ничего плохого в том, что сын любил рисовать, и в 10 лет отдал мальчика учиться живописи. Его успехи были удивительны: в 14 он уже рисовал как мастер, об этом свидетельствует его автопортрет. В 18 лет его приняли в гильдию святого Луки, признав в нем зрелого художника за эскизы голов апостолов (учеников Христа).

image

Но, как и все амстердамские художники, ван Дейк мечтал учиться у Рубенса. И, хотя он был уже признанным художником, с 1618 по 1620 году был помощником в мастерской первого художника Фландрии. Распространен рассказ о том, что Ван Дейк так умело восстановил испорченную другими учениками картину Рубенса, что тот ничего не заметил. Он пишет многофигурные композиции. Они хороши, даже очень, но конкурировать с учителем трудно, тот все равно художник №1.

Наряду с монументальными картинами на христианские сюжеты Ван Дейк начинает писать портреты, и они имеют успех. В 1620 году молодого художника пригласили в Англию, где не было мастеров его уровня. А в 1621 ван Дейк году отправился в Рим. Он был красив, блестяще образован. О его удивительных костюмах, в которых он появлялся на улицах Рима во время его пребывания в Италии, ходило много разговоров. Среди работ, которые он создал в Италии, был портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Перед нами тонкий, образованный человек, хотя, говорят, он способствовал осуждению Галилея. Итальянские аристократы наперебой заказывают ему портреты, чтобы выглядеть такими же изысканными. Надо сказать, именно такие портреты утонченных людей принесут ему впоследствии славу, ведь они сам был натурой нервной, тонкой в противоположность яркому жизнелюбивому Рубенсу.

Ван Дейк фламандская школа

Это видно по его автопортрету. Ван Дейк станет неподражаем, когда начнет придавать черты тонкой одухотворенности и своим героям. Вернувшись в Антверпен, он на какое-то время становится лучшим художником Фландрии, ведь Рубенс после смерти жены занимался дипломатией и жил в разных европейских столицах, а после его возвращения в 1632 году самолюбивый ван Дейк снова оказался в тени. Поэтому было кстати приглашение из Англии стать придворным художником короля Карла I. В последние 9 лет он джил в Лондоне, англичане справедливо считают ван Дейка создателем английской школы живописи.

image

Художник будет писать портреты короля Карла I, его детей, самых знатных английских дворян. А еще у него удивительный дар рисовать детей, в них сочетается детская наивность и непосредственность и одновременно элегантность юных леди и джентльменов

Ван Дейк — выдающийся мастер парадного портрета. Но он умел в своих важных и знатных персонажах увидеть тонкую и благородную душу, и людям нравилось видеть себя такими. Во всяком случае, после ван Дейка писать застывшие величественные фигуры аристократов стало неинтересно.

Читайте также: