Предметные декады в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Для проведения 1 тура необходима предварительная подготовка. Учитель на карточках любой формы (геометрические фигуры, фигуры человека, растений и др.) пишет фамилии и имена участников. Например, по 5-6 человек от каждого класса. Итого 25-30 человек. Столько же карточек, и на каждой фамилия и имя ученика.

Также напечатаны вопросы для 1 тура (30 вопросов). На одной карточке – 1 вопрос.

Столица нашей Родины

Самое маленькое трёхзначное число

Сколько в русском алфавите гласных букв?

Пятый день недели

Месяц, предшествующий октябрю

Сколько лап у паука?

Геометрическая фигура с наименьшим количеством углов

Чем заканчивается среда и начинается август?

Сколько часов в двух сутках?

Кто автор сказочной повести о Незнайке?

Из чего делают бумагу?

Вид изобразительного искусства с нарисованными фруктами, посудой

Сколько цветов у радуги?

Как зовут президента России?

В каком российском городе пройдёт зимняя олимпиада 2014 года?

Как цвет является средним в российском флаге?

Как называется плод дуба?

Сколько пальчиков у 4 мальчиков?

Главная торжественная песня государства

Когда отмечается День Победы?

Назовите профессию человека, который печёт торты и пирожные

Какой православный праздник христиане отмечают

Как называется модель Земли?

Какой океан самый большой на планете?

Самое большое двузначное число?

Часть речи, отвечающая на вопрос какая?

Какой природный материал используется для изготовления пластилина?

У кого из насекомых ухо на ноге?

Назовите кличку пуделя Мальвины?

Чем заканчивается ночь и начинается четверг?

Как звали самого высокого милиционера?

Из чего фея сделала Золушке карету?

Назовите противоположное слово к слову

Как по-другому назвать бегемота?

Сколько пальчиков у четырёх мальчиков?

Назовите дерево – символ России?

Летучая мышь: млекопитающее или птица?

Как называется профессия человека, который одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла?

Когда отмечается Международный Женский день?

Например: класс, рок, кол, сон, нос, ворон, сосна и др.

Проверяющие учителя суммируют баллы за все конкурсные туры и выявляют победителей.

1 тур: 0 баллов или 2 балла

2 тур: 0 баллов или 2 балла

3 тур: 0 баллов или 1 балл

4 тур: сколько слов, столько баллов

На торжественном закрытии декады наук в начальных классах победителям викторины, интеллектуального марафона, активным участникам вручаются грамоты.

1. Вступительное слово

Если хочешь стать умелым,
Сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалки,
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай.
Вот здоровья в чём секрет –
Всем друзьям – физкульт-привет!

Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом очень дружим.
Спорт – помощник!
Спорт – здоровье!
Спорт – игра!
Физкульт – ура!

В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен,
Проживёшь 100 лет –
Вот и весь секрет!

Мы праздник мира, дружбы открываем.
Спортивный праздник закипит сейчас!
Мы спортом дух и тело развиваем,
Он наполнит силой каждого из вас!

2. Интеллектуальная разминка По 1 человеку из команды тянут по 2 вопроса, написанные на рисунках в виде мяча, обруча, ракетки. Команда 2 минуты обсуждает вопросы, а затем капитан даёт ответ.

- Что является символом олимпиады?

- Где проходила последняя летняя олимпиада?

- Какая страна считается родиной Олимпиады?

- Как называется коллективная игра с мячиком и битой?

- Назовите виды гимнастики.

- Кто из российский спортсменов является последним чемпионом по фигурному катанию в мужском одиночном катании?

- В каком году пройдёт зимняя олимпиада в России?

- Назовите известную гимнастку нашей области (С.Хоркина)

- Как называется вид спорта, в котором используется ракетка?

- Назовите 3 летних вида спорта?

- Назовите 3 зимних вида спорта.

3. Ядро барона Мюнхаузена
Ядро – мячик. Участники должны оседлать ядро, зажав его между коленками и придерживая руками. По сигналу в таком положении они должны проделать путь до поворотного флажка и обратно.

4. Эстафета с бегом

2 человека каждой команды придерживают вертикально стоящий на земле обруч. По сигналу 5 игроков команды должны проскочить сквозь обруч. Команда, быстрее справившаяся с заданием, считается победительницей.

5 Паучок Все игроки команды поочерёдно бегут в позе паучка

6. Составь слово У каждой команды по 10 карточек со слогами, которые сложены в обруче на противоположной стороне. Первый участник бежит за карточкой, показывает её второму, затем второй бежит за карточкой, дополняющей предыдущий слог. мо – ре, Ди – ма, мед – ведь, зем – ля, Вол – га

7 Конкурс капитанов При помощи мимики и жестов показать вид спорта. Фигурное катание, биатлон, бобслей, конькобежный спорт, прыжки с трамплина.

9. Перетягивание каната

В викторине участвуют по 5 человек от каждого класса. Учащиеся получают карточку и работают самостоятельно по плану:

1. Вставь пропущенные слова (5 минут)

2. Расположи буквы в порядке расположения основных периодов становления и развития российской государственности (3 минуты)

3. Соедини стрелками фамилию известного человека и род его занятий (7 минут)

4. Запиши города России (5 минут по презентации)

5. Выбери правильный ответ (20 минут по презентации)

1. Вставь пропущенные слова

Официальное название нашей страны - ________________________________.

Главные символы государства - ______________________________________.

Основной закон государства - _______________________________________.

Столица нашей Родины - ____________________________________________.

Главой государства является - _______________________________________.

Президент нашей страны - __________________________________________ .

2. Расположи буквы в порядке расположения основных периодов становления и развития российской государственности.

3. Соедини стрелками фамилию известного человека и род его занятий

Гагарин Ю.А. Художник

Глинка М. И. Спортсмен

Васнецов В.М. Писатель

Роднина И. К. Композитор

Толстой Л.Н. Поэт

Королёв С. П. Конструктор

Барто А.Л. Полководец

Кутузов М.И. Учёный

Ломоносов М.В. Певец

Пугачёва А.Б. Космонавт

4. Запиши города России

5. Выбери правильный ответ

Фамилия. Имя._____________________________________ Класс _______

Каждый класс заранее по желанию выбрал официальный и неофициальный символ российского государства, о котором на празднике представители класса расскажут, споют, станцуют.

Класс, в котором проходит праздник, украшен символами России (изображение флага, гимна, рисунки берёзы, ромашки, несколько наборов матрёшек, самовар настоящий, посуда и другие предметы, расписанные под гжель и хохлому)

Вступительное слово учителя (руководителя МО)

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки широкие в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Березы босые, седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства,
И все же не можем никак наглядеться.

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен с ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.

Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.

Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.

Исполнение песни о России

Учитель: (руководитель МО)

На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы. Символы России… Действительно, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом, и неофициальные.

Каждая страна имеет 3 официальных символа.

Герб – важнейшая эмблема государства. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

Учитель: (руководитель МО)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет - отвага, мужество и героизм, синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.

Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.

В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.

Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет!

Учитель: (руководитель МО)

Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Прослушивание и исполнение гимна

Учитель: (руководитель МО)

Неофициальные символы воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы достались нам от предков.

С давних времен это дерево считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? Древние славяне почитали ее во все времена.

Ты символ Родины моей.

О тебе стихи и проза,

Ты свет и радость для очей.

Утешала вдов берёза,

Хранила тайны, чью-то боль,

Согревала всех в морозы,

Гнала из тела в бане хворь.

Разгоняла тьму – лучина,

Лечила язвы ран – кора,

Уходила прочь кручина;

Берёза – лекарь. Это да!

Береста пригодна в деле:

Плели корзины и ковры,

Туеса и туфли смело

(Кто в чём нуждался) - всё могли.

Из берёзы – поварёшки,

Телеги, сани, портсигар,

Топорища, оси, ложки.

Берёза – людям божий дар.

России символ, красоты,

Ты - кладезь сил и доброты!

Исполнение танцевальной песни девочками класса и всеми желающими зрителями.

Учитель: (руководитель МО)

Медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа

Выбираются 2 желающий мальчика для игры. Становятся в круг. руки за спину. Кто раньше вытолкнет соперника из круга, тот и победитель. Можно повторить несколько раз со всеми желающими.

Учитель: (руководитель МО)

Издавна служил в России олицетворением любви, а его лепестки символизировали достаток, плодородие, красоту и здоровье.

Какой цветок можно назвать символом России?

Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.

Хоть буйны и огненны краски
Цветов, что на клумбах, в саду, -
Но больше всех люблю ромашки
За скромную их красоту.

Когда на душе так печально,
В дождливые, хмурые дни, -
Тепло своих душ излучая,
Как солнышки, светят они.

Учитель: (руководитель МО)

Русская матрешка. Эту куклу сразу полюбили и взрослые и дети. Проста, мила, приветлива! Матрешка стала символом России. Ее знают и любят во всем мире.

-Ой ты, барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри - ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Учитель: (руководитель МО)

Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе. Слово перешло от нас почти во все языки мира.

У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк –
В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.

Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри –
Узнаешь себя внутри?

Если нос у вас курнос –
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос –
Он повиснет, как вопрос!
Узнаете эти груши?
Не пугайтесь – это уши.

Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!

Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!

Само – само – самовар
На столе красуется
Дышит так, что виден пар -
Все мы им любуемся..

Чашки ставим, блюдца тоже
Чай душистый в них налит.
В самоваре все похожи –
В отраженье мы глядим.

Взяли в руки все по блюдцу,
Только надо остудить.
Ах! Из самовара сладко
Чай с баранками нам пить.

Учитель: (руководитель МО)

Учитель: (руководитель МО)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Гжель. Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты

Кто не любит этих дивных

И изысканных изделий,

Этих мягких, плавных линий

И лазури красок гжели?!

Лишь два цвета – так не броски,

Но таят в себе немало:

Из снежинок покрывало,

Купол неба здесь высокий,

И озёра голубые,

И цветочек синеокий

На полях ржаных России.

Перепутать с чем-то трудно

Синецветье нашей гжели.

Мы, любуясь этим чудом,

Все глаза уж проглядели!

Хохлома. Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

В этот несказанный,

И на целом свете

Нет таких соцветий,

С хохломой сравнится

Демонстрация рисунков и поделок под хохлому и гжель.

Учитель: (руководитель МО)

Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметная декада в начальной школе – это праздник длиною в десять дней. Активное участие принимают все: и ученики, и учителя. По итогам каждого мероприятия определяются самые лучшие работы учащихся.

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Бондаренко Ольга Эдуардовна

о проведении предметной Декады.



С 15 по 26 февраля прошла предметная декада в начальной школе.

Цель предметной Декады.

Создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей.

Задачи предметной декады:

воспитание устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания

закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия

открытие детям известных учебных предметов с неизвестной творческой стороны

неформальное общение преподавателей и учащихся вовлечение в творческую деятельность как можно больше обучающихся

воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.

развитие умения работать коллективно.

Принципы проведения декады:
Каждый ребенок является активным участником всех событий Декады. В тоже время ребёнок участвует в мероприятиях добровольно, имея возможность выбора участия или неучастия. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи и реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами на уроках. А может просто наблюдать, как это делают другие.

Каждый день этой Декады максимально заинтересовывал учащихся и вводил в активную работу, создавая условия для нравственного, интеллектуального и эмоционального самовыражения школьника.

Дети смогли реализовать свои творческие возможности, а также показать коммуникабельность и умение сотрудничать со сверстниками и педагогами. Немаловажно и то, что детей никто не принуждал к участию. Это очень актуально для первоклассников: многие из них не ходили в детский сад, и коммуникативные навыки у них не развиты. Наблюдение за другими ребятами помогало им освоится с незнакомой ролью и стать участниками событий.

15 февраля - Открытие предметной недели. Учащиеся начальных классов были ознакомлены с программой проведения предметной недели.


Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.



26 февраля – Закрытие Декады начальной школы. За время проведения предметной декады многие учащиеся 1 класса проявили свои творческие и интеллектуальные способности и получили заслуженные награды. У тех же, кто остался без наград, есть время подумать. Ведь предметные Декады ежегодная традиция нашей школы!

Данный сборник практических заданий полностью соответствует Новому образовательному стандарту для начальной школы.

Сборник будет полезен учителям и родителям, заинтересованным в повышении уровня математических и языковых знаний детей и развитии их способностей.

Целью заданий является формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Выполнение заданий сборника позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по предметам. Задачи направленны на повышение мотивации к обучению.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что и предусматривают Федеральные государственные стандарты.

В связи с этим мы предлагаем материал, который может быть использован для организации и проведения предметных декад.

В сборнике содержатся различные задания по русскому языку и математике для 2-4 классов. Среди заданий, включённых в данное пособие: предметные олимпиады, кроссворды, викторины.

Выполнение заданий сборника, позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения по основным предметам.


Олимпиада по математике 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждой школе проводятся декады. В этой декаде разработан план начальных классов.

декады начальных классов

Сроки проведения: 13 – 24 марта 2017г.

Развитие креативности мышления младшего школьника — условие формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

(13 марта) Понедельник - Открытие предметной декады в начальной школе (линейка). Ознакомление с планом проведения декады.

Читайте также: