Письмо заглавной и строчной буквы и начальная школа 21 века

Обновлено: 04.07.2024

Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. Удобен для учеников 1 класса.

Содержимое разработки

Тема урока. Письмо строчной и заглавной буквы Ии.

Педагогическая цель урока: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы И, и; использовать на письме заглавную букву; развивать речевые умения и логическое мышление; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты (предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы И; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [и]; используют заглавную букву в именах собственных

Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог

Тип урока. Комбинированный

Оборудование: средства наглядности

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

 Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Как кричит осел? (Иа - иа!)

III. Повторение звука [и], изученного на уроке чтения.

- Найдите одинаковый звук в словах: пила, аист, ивушка, лист, игра.

- Дайте характеристику звуку [и].

- Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в начале слова. (Ива, Иван, Игорь.)

- Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в середине слова. (Марина, Лиза, лиса.)

- Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в конце слова. (Грабли, очки, санки.)

- Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и]. (Зима, снеговик, коньки, снежинки и т. д.)

- Чем они похожи? Чем отличаются?

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.


Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (2). Линию продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо (3), вниз опускаем прямую (4). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (5).

Сверху вниз (1), вправо (2), вверх, отклоняясь вправо (3), вниз (4), вправо (5).



Подготовка руки к письму.

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.


VII. Выполнение речеязыкового задания.

- Рассмотрите рисунки в тетради. Что здесь нарисовано? (Цветок - ирис, конфета - ирис.)

- Проанализируйте каждое слово медленно, по слогам.

- Чем они отличаются? (Слова отличаются местом ударения в слове.)

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

- Какие буквы написал Почемучка?

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования умений писать заглавную и строчную буквы И,и; слоги, слова и предложения с буквами И,и.

1) Научить писать заглавную и строчную буквы И, и;

2) списывать элементы и саму букву И, И с предложенного образца, соблюдая границы.

3) Воспитывать аккуратность при письме, следить за посадкой учащихся в течение урока.

Оборудование: конспект, мультемидийная презентация, прописи.

Планируемые результаты ( формируемые УУД):

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

•познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять её; развивать зрительные каналы восприятия.

•коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и в группе.

•регулятивные: формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.

•личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя и учеников

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Раиса Геннадьевна, и сегодня, урок письма у вас буду вести я. Можете садиться.

Урок пора нам начинать. Вы тихонечко присядьте.

На пол ноги вы поставьте. Спинки все вы разогните.

Руку левую на парту, сверху правую кладите.

Глазки к верху поднимите, взгляд на парту опустите.

Посмотрите влево, посмотрите вправо.

Слушайте внимательно, работайте старательно.

Все задания выполняйте, руки тихо поднимайте.

На вопросы полным ответом отвечайте.

(-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу).

-Вижу, что к уроку все готовы, молодцы.

- нацеливание на успешную деятельность.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- формирование умения слушать и слышать.

-организация рабочего места.

2.Актуализация знаний. Формирование темы урока.

а) работа со схемой

б) работа со звуком

- Ребята, отгадайте загадку:

Хвостик веером всегда,

Словно галстук, борода.

Носит он цветной сюртук.

- Найдите на доске схему к слову индюк.

(-Находят схему к слову индюк).

-Кто выйдет и покажет нам?

(-Выходит один ученик и показывает).

-Назовите первый звук в слове ИНДЮК (и)

-Какой буквой обозначается? (Буквой )

- Какой он гласный или согласный? (гласный)

- Назовите признаки гласного звука? (Он тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.)

-Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься? ( сегодня на уроке мы будем учиться писать и соединять с другими элементами букву И, которая обозначает гласный звук [ И ])

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

3.Показ образца рукописной буквы, сравнение ее с печатной.

(Они отличаются друг от друга наклоном).

-Где встречается печатная, а где письменная?

(Печатную букву мы встречаем в книгах, а письменную мы пишем).

- умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков

-умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа, уметь принимать и передавать графическую информации.

4.Анализ частей буквы. Вычленение знакомых элементов. Обведение рисунка целиком или по частям.

- Откройте пропись на с.60. Давайте рассмотрим рисунок в прописи в левом верхнем углу.

(Открывают пропись и рассматривают рисунок).

- Какую букву вы здесь видите?

(Прописную букву И).

- Посмотрите внимательно на букву и скажите, из скольких и каких элементов она состоит?

(Буква И состоит из 2-х элементов: удлиненная прямая с закруглением вверху и внизу, и удлиненная прямая с закруглением внизу вправо).

-Ребята, на доске висят элементы буквы И. Нужно соединить их так, чтобы получилась буква.(вызываю к доске одного ученика, после класс проверяет правильность выполнения задания)

- Давайте возьмем ручки и обведем по линиям элементы и саму букву в соответствии с указанием стрелок.

(Обводят букву и элементы).

- Посмотрите на самую нижнюю строку, где буква И в голубом прямоугольнике.

- Найдите такой же столбик, как и первый.

(Находят второй столбик и говорят, что он такой же, как и первый).

-Почему именно этот столбик? ( тут как и в первом изображена одна заглавная и две строчных буквы И)

- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

- выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

5.Предварительный показ учителем написания буквы на доске

- Сейчас я напишу на доске прописную букву И, а вы слушайте и внимательно наблюдайте за моей рукой.

(Слушают и наблюдают за письмом).

– Заглавную букву И начинаем писать выше верхней линии рабочей строки.

- умение строить речевое высказывание, анализировать объекты с целью выделения признаков

- умение говорить, перерабатывать информацию на основе анализа, умение принимать и передавать графическую информации.

6.Письмо в воздухе

(Повторяют за учителем).

- Все молодцы, теперь давайте подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

- нацеливание на успешную деятельность.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

- формирование умения слушать и слышать.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Внимательно слушают и повторяют за учителем).

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Правила посадки на уроках письма

Прежде чем начать работу, давайте вспомним некоторые правила, которые мы должны соблюдать при письме.

В первую очередь, это посадка. При письме мы сидим прямо, ноги ровно стоят на полу, стул пододвигаем ближе к парте, чтоб не сутулиться

во время работы, локоточки лежат на парте. Ручку держим средним и большим пальцами, указательным придерживаем сверху.

(Внимательно слушают и готовятся к работе).

- Все молодцы, сидят правильно и готовы к написанию заглавной буквы И.

7.Письмо учащимися буквы по образцу в широкой строке.

а) письмо в узкой строке

-Посмотрите на широкую рабочую строку в тетради.

-Кто догадался, что здесь нужно сделать?

(Обвести по пунктирным линиям букву Э).

-Обведите букву Э и напишите её 3 раза самостоятельно.

(Обводят букву и дописывают её).

-теперь мы будем работать в узкой строке.

- Посмотрите на вторую строчку. Что здесь вам предстоит выполнять?

(Обвести букву по пунктирным линиям и дописать её).

- Обведите букву и допишите её 4 раза.

(Обводят букву и дописывают).

- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

- выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше

- Какие буквы изображены?

(Называют буквы О,Э,У).

-Что их объединяет?

-Напишите их, чередуя, соблюдая расстояние.

(Записывают буквы, соблюдая расстояние).

- Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

- выражать положительное к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

8.Работа с сочетаниями.

-Прочитайте сочетания, сначала первый столбик, затем второй.

(Читают столбики слов).

-С какими гласными соединена Э в первом столбике?

(С гласными, обозначающими твёрдость согласного).

-С какими гласными соединена Э во втором столбике?

(С гласными, обозначающими .

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пропись М.М. Безруких.

Тип урока : открытие новых знаний

Тема урока: Письмо заглавной и строчной букв И,и.

Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования умений писать заглавную и строчную буквы И,и; слоги, слова и предложения с буквами И,и.

1) Научить писать заглавную и строчную буквы И, и;

2) списывать элементы и саму букву И, И с предложенного образца, соблюдая границы.

3) Воспитывать аккуратность при письме, следить за посадкой учащихся в течение урока.

Оборудование: конспект, мультемидийная презентация, прописи.

Планируемые результаты ( формируемые УУД):

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

познавательные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии, извлекать информацию из схем и проверять её; развивать зрительные каналы восприятия.

коммуникативные : формировать умение строить речевое высказывание; учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач; умение работать в паре и в группе.

регулятивные: формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать организацию учебной деятельности; делать выводы и обобщения.

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим.

Технологическая карта урока

- нацеливание на успешную деятельность.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Прозвенел для всех звонок,
Значит, начался урок,
Время проверить все ль в порядке,
Пропись, ручка и тетрадка.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Пишем, внимательно.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

1) Чтение алфавита и нахождение букв по координатам.

Открыть последнюю страницу прописи. Прочесть цепочкой алфавит прописных букв.

  • 1 строка первая слева;
  • 4 строка вторая справа;
  • 8 строка вторая слева;
  • 3 строка, вторая слева.

3) Правописание какой буквы мы не изучали?

3. Постановка учебной задачи.

Какова тема урока?

(Правописание заглавной и строчной букв "И и").

1) Письмо заглавной прописной буквы "И".

Открыть пропись на с.60.

Рассмотреть заглавную букву "И" прописную и сравнить ее с печатной.

2) Выявить необходимость правописания заглавной буквы.

- ( Имена, фамилии, клички, речки города - все с заглавной буквы пишутся всегда!

- Предложение всегда пишется с заглавной буквы).

3)Придумать слова в которых при написании употребляют заглавную букву "И".

(Ира, Инна, Игорь, Иван, Игнат, Ираида, Иванов, Иркутск,

Ижевск, Иваново, Италия.)

- Назвать населенный пункт Саратовской области который начинается с буквы "Ии"( Ивантеевка)

4) Чтение слов. Слайд №1

Ира Инна Игорь Иван Игнат Ираида

- Как одним словом можно назвать?

На какие две группы можно разделить?

Подобрать слово в котором 4 звука, первый гласный, второй согласный твердый, третий согласный твердый, четвертый гласный. (Инна)

- Каким именем сейчас не называют людей?

5) Найти на доске элементы необходимые для написания буквы "И".

6) Показ учителем буквы с комментированием.

4. Первичное закрепление.

1) Комментированное письмо первой строки.

2) Самостоятельное письмо второй и третьей строки.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,
Прыг- скок, прыг- скок.
Сели, травушку покушаем, тишину послушаем,
Тише, тише высоко, прыгай на носках легко!

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1) Правописание заглавной буквы "И" со строчными буквами в соединении.

2) Нахождение букв, подобных образцу, с доказательством.

3) Правописание строчной буквы "и", нахождение элементов и сравнение ее с печатной.

4) Сравнить написание строчных букв "и" и "у", их сходства и различия.

5) Письмо строчных букв "и" и "у"

Реснички опускаются, :
Глазки закрываются:
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем:
Дышится легко, ровно, глубоко:
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!

6) Письмо строчных букв "и" и "у" в нижнем соединении.

7) Игра " Найди свой дом"

6. Включение в систему знаний и повторение.

1) Диктант ранее изученных букв.

2) Запись гласных букв слов. Картинный диктант.( Слайд №2 -10)

Волк, лев, тигр, пёс, кит, барс, рысь, уж.

(о е и ё и а ы у) Слайд №11

3) Сегодня мы попробуем вместе сочинить сказку, в ней слова должны употребляются со звуком [ и ].

Поехали однажды три друга - мишутка, лисичка и зайчик на экскурсию в город. Едут они по лесным дорогам и песни распевают. А вокруг цветов и ягод видимо- невидимо.

Все названия цветов и ягод включают звук [и]. Эти цветы были( лютики, ромашки, колокольчики, васильки, кипрей), а ягоды: ( малина, ежевика, брусника, голубика, земляника).

Мишутка выбрал: малину! Недалеко они увидели много птиц::синиц, снегирей. На полянке одиноко стояло дерево с красными ягодами. Оно называлось :рябина. У реки росли красивые деревья с раскидистой кроной. Это стояли грустные, плакучие : ивы. Вдали показался любимый город :.(Иркутск, Ижевск, Иваново..)

Читайте также: