Письмо слов с сочетаниями ща щу 1 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ - ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА - ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх, вниз, потянись,

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов?

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

— Прочитайте слова, которые составили.

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ - ЩУ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Грахничева Нина Владимировна

Урок русского языка (письмо)

Тема: : Письмо буквы щ, буквосочетаний ща,щу (в теме 2 урок)
Тип урока: комбинированный

Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ща, щу.
Задачи.

1.Содействовать формированию у учащихся знаний о правописании ЩА, ЩУ.
2.Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ща, щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь. Формировать умение работать с интерактивной доской.

3. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты: писать слова с сочетаниями ща,щу без ошибок.

Метапредметные результаты:
- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- фиксировать затруднения в выполнении заданий;
- оценивать правильность выполнения действий;
- планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свои предположения;
- строить краткое устное высказывание по теме;
- слушать и понимать речь других;
- ориентироваться с помощью учителя в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- участвовать в организованном поиске новых знаний: находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке.


На уроке идет формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.


Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска Smart .

Краткая справка об оборудовании: ноутбук для учителя, интерактивная доска Smart .

Организация работы: использование ноутбука учителем, использование интерактивной доски учителем и детьми.

Методы при использовании оборудования: наглядность, беседа

Дидактические материалы:
- смайлики

- текст загадок,
- ребусы,
- толковый словарь С. И. Ожегова,

Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ребята, красиво встаньте Давайте создадим дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

- Ноги? – На месте!
- Локти? – У края.
- Спинка? – Прямая.

2. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, давайте вспомним какую букву мы повторяли на уроке литературного чтения ,над написанием какой буквы мы работали вчера на уроке?
Ученик. Буква щ
Учитель. Что вы помните о букве щ?

Дети. Она обозначает согласный звук, он глухой, непарный, всегда мягкий, шипящий.

Учитель: Скажите, ребята по написанию, буква щ похожа с какой буквой?(ш)
Учитель. Откроем прописи, и вспомним красивое и правильное написание строчных букв щ,ш.

Что надо помнить при написании букв?

Дети : -соблюдение строки;

-правильность написания элементов букв;


3.Самоопределение к деятельности.
Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадку.
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Позвала к себе леща-
От леща осталась…
Дети. Щ (ща).

Учитель. Какое правило вы услышали в этом слове?
Учитель. Ребята, посмотрите на доску.
(Ребусы)

Какое задание можете предложить?
Ученик. Разгадать ребус.
Учитель. Попробуем его разгадать.
Ученик. щука.
Учитель. Что можете сказать о написании этого слова?
Ученик. В этих словах встретились сочетания ща и щу, а мы знаем, что ща пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.
Учитель. С какой буквой не дружит буква щ?
Ученик. Эти буква не дружит с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.
Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Ученик. Правописание слов с сочетаниями ща, щу.
Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке? Какие поставим задачи?
Учитель. Давайте найдем правило в прописи, о котором мы сейчас говорим.
Дети. ЩА пиши с буквой А.
ЩУ пиши с буквой У. (карточка на доске)

Учитель. Давайте вспомним, как правильно соединить буквы в этих слогах-слияния (показ на доске)

4. Физкультминутка.
Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.
Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).
Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).
Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).
Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).
Ща-ща-ща – я в реке поймал . (леща).
Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).
5. Применение и добывание знаний.

Учитель. Ребята прочитайте слово, которое написано в строке со слогом ща.

Учитель. Давайте определим, сколько слогов в этом слове, раскрасим схему слова, обратите внимание, как соединены буквы в слове, пропишите слово щавель рядом с образцом и поставьте ударение. Возьмите простой карандаш и подчеркните орфограмму.(ЩА)
Учитель. Какое задание предложите еще выполнить с этим словом?
Ученик. Составить предложение.
Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?
Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

Ребята, и я для вас приготовила предложения, но только все слова в них перепутались, давайте попробуем их собрать. (Дети читают слова на интерактивной доске , выходят, формулируют предложения и при помощи стилуса переставляют слова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.

Записать, вставив буквы А или У.

Ч…й, ч…йник, ч…шка, ч…ща, рощ…, щ…вель, выруч…й, гуща, ч…сто, ч…с, ч…сы, ч…совой, ч…йка, туч…, ч…гун, хоч…, ч…сть, ч…б, ч…до, учу, щ…ка.

Записать и подчеркнуть сочетания букв ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА, ЖИ-ШИ.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога.

Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ча, ща, щу.

Чижи.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев.

________________________________________________________________________
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

Обыкновенная роща.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники!

Вставь пропущенные буквы. Спиши.

Начало зимы.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На маш…не ш…шки, тащ… щ…ку, сш…ли ж…лет, круж…лись снеж…нки, кач…лись камыш…, у щ…ки щ…рёнок, наш… маш…ны, крич…т ч…йки и стриж…, Рыж…к сторож…т, выращ… щ…вель.

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ.
У шиповника красивые цветы.

Чудная картина, как ты мне родна.

Дедушке сшили новый жилет.

У машины резиновые шины.

У нас живёт собака Рыжик.

Вечером мы пили чай с шиповником.

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Мыши живут в норке.

Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан. Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

1.Исправь ошибки Незнайки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще. Разрослись там вшырь кусты шыповника. Укололся я о шыпы и упал как чюрбан. Смотрю, в кустах – хижына! Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю. Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

2. Спиши. Выучи стихотворные правила.

Я в сочетаниях чу- щу

Всегда вставляю букву у.

Сочетания ча-ща

В слове гуща и свеча,

Пища, куча, каланча,

Туча, чаща, саранча,

Роща, дача и печать –

Нужно с буквой а писать!

3.Вставь пропущенные буквы. Прочитай полученные рифмовки. Спиши.

Луж…, ш…шки, ч…шка, ч…й,

Камыш…, ч…гун, маш…на,

Ш…на, ч…шка и пруж…на.

Допиши слово или отгадку. Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши,чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .

По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _ )

Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _ )

Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _ )

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _ )

Подберите подходящее по смыслу слово с орфограммой ЖИ – ШИ.
Летучие ___. Душистые ___ . Колкие ___. Колючий ___.Проворные___ . Цветные ___. Чумазые ___. Чистые ___. Густые ___ .

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели?

огромные лужи -б ___________ лужи,

красивые цветы - ч___________цветы,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

постная (пища) - ж__________,

Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________, кони мч_т.

Спиши, вставь пропущенние орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Шиповник.
В лесу рос __десный куст. Он цвёл боль__ми яркими цветами.Это был __повник. Хоро__ ду__стые розы! Стала Маша рвать розы. А там __пы. У Ма__ заноза. Надо идти к вра__.
Роща.
За рекой дубовая ро__. Мы __сто гуляем в роще. Звонко поют чи__. Цветут ланды__. Как они ду__сты! Берегите эти __десные цветы. Не рвите их.
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__.__ка - рыба хитрая.
Дятлы.
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам. Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они и__т вкусные семена.

Спиши, подчеркни орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

В живом уголке жили ежи и ужи.

У Маши и Миши в чулане жили мыши.

У Ильича удача, есть машина и дача.

У грача грачата пищат.

У врача свеча горяча.

Прочитай. В тексте перепутаны предложения о разных животных.О каких животных идет речь?Спиши, вставь пропущенные орфограммы, напиши название животного. Подчеркни орфограмму.

Они мало похож_ на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уш_. Вместо лап у них ш_рокие ласты. Голова увенчана небольш_ми рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой ж_ра. Это защита от стуж_. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна прич_дливой формы. Эти красивые ж_вотные – ж_тели равнин.

_______________ - ж_вут в холодных морях.

________________ - самые высокие из ж_вущих на Земле ж_вотных.

Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Записать. Подчеркнуть сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

__________________________________________________________________

Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Утром на р..ке тиш..на. Мы плывём на ло..ке по ш..рокой протоке. По в..де плавают ч..десные белые кувш..нки. Над ними круж..т стрекоза. Стрекозы похож.. на маленькие вертолётики.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. К слову вода подобрать однокоренные слова.

Мой папа любит рыбалку. Он ч..сто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на маш..не на озеро. Папа поймал большого лещ.. и щ..ку. Он положил их в садок.

1.В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены.

В нашей школе ж..вут еж. мыш.. и заяц. Ребята ухаж..вают за ж..вотными. После уроков мы б..жим в ж..вой уголок и угощ..ем своих друзей чем-нибудь вкусным.

Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

1. Чуж..ми руками жар не загребай! 2. Ш..ла в мешке не утаишь. 3. Не спеш.. языком- торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово наруш..ть. 5. Как щ..ка ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

Автор: Тремба Елена Николаевна

Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти

1.Дидактическое обоснование:

3.Дидактическая цель: Создание условий для формирования навыков правописания слов с сочетаниями жи-щи, ча-ща, чу-щу.

4. Основная педагогическая задача: Организация условий, которые бы инициировали самостоятельную учебную деятельность обучающихся.

5.Тип урока: Комбинированный.

6.Задачи урока:

Предметные:

-систематизация и расширение знаний обучающихся об особенностях написания сочетаний с шипящими звуками.

Метапредметные:

Личностные:

- принимать и осваивать ценностно – смысловую ориентацию обучающихся, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
Регулятивные:

- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

- понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.

Познавательные:

- учить выделять и формулировать познавательную цель;

- извлекать информацию из предложенного задания;

- на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная

Коммуникативные:

- учить уметь слушать собеседника и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

7.Планируемый результат: уметь самостоятельно выполнять задания, используя полученные знания, уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.

9.Технологическая карта урока

Самоопределение к деятельности

- Итак, ребята, вспомним, для чего мы приходим в школу.

- Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Актуализация знаний

  1. Буква А - первая буква алфавита.
  2. В слове мыши 2 буквы Ы (2 звука)
  3. Звуки бывают гласные и глухие (гласные и согласные)
  4. В русском алфавите 10 гласных букв.
  5. Буква Ща обозначает всегда твердый звук (мягкий)
  6. В русском алфавите 22 буквы.
  7. Буква цэ обозначает всегда твердый звук.
  8. Буква ь не обозначает звука.
  9. Буква жэ обозначает всегда мягкий звук (твердый)
  10. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука.
  11. Слова состоят из предложений.
  12. В слове мёд буква ё указывает на твердость предшествующего согласного звука (мягкость)

Молодцы. А теперь – Я тетрадочку открою…

Отступим две рабочих строки и в третьей запишем сегодняшнее число.

Дети поднимают карандаш соответствующего цвета и объясняют свой выбор по просьбе учителя.

Читайте также: