Письмо слов с буквой з 1 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

Цели деятельности педагога : создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференциро­ванного зрительно-двигательного образа строчной буквы з\ спо­собствовать развитию умения делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове, выполнять виды соединений букв (верхнее, среднеплавное, нижнее), внимания, речевых умений, умения анализировать и обобщать.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и поль­зоваться письменными принадлежностями в течение всего пе­риода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву з на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; находить в слове парные соглас­ные звуки; научить перекодировать звукофонемную форму сло­ва в буквенную и наоборот; научить анализировать предложение и составлять схему предложений.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руко­водством учителя; определять цель выполнения заданий на уро­ке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.

Познавательные: стремиться к расширению своей познава­тельной сферы, стараться производить логические мыслитель­ные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участво­вать в коллективном обсуждении.

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

III. Повторение звуков [з], [з’], изученных на уроках чтения.

– Хлопните в ладоши (или встаньте), если услышите звук [з] или [з’] в словах:

Но веселые зверята –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать не хотят.

Блуза шофера пахнет

– Придумайте слова, в которых звук [з], [з’] в начале слова, и произнесите этот звук. (Зонт, заяц, зебра и т. д.)

– Придумайте слова, в которых звук [з], [з’] в середине слова, и произнесите этот звук. (Азбука – [з], озорник – [з], обезьяна – [з’].)

– Чем они похожи? Чем отличаются?

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 21 и № 33, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 16, № 20, № 24, № 35 для дифференцирования размера и формы элементов.

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1), опускаем ее чуть ниже нижней линейки, отклоняясь влево (2), вправо пишем закругление, коснувшись ее (3), опускаем вниз прямую (4). Не дойдя до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее (5). Плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую линию на нижней линейке (6).

Слева направо (1), вниз, отклоняясь влево (2), вправо (3), вниз (4), влево (5), вверх, отклоняясь вправо (6).

Подготовка руки к письму.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

2. Упражнение в письме соединений:

а) среднеплавного – ез, оз;

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

– Найдите на рисунке предметы, название которых начинается со звука [з] или [з’]. (Зонт, зёрна.)

– Произнесите первый звук в каждом слове. (Зонт – [з], зёрна – [з’].)

– Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.

– Перекодируйте звуки в письменные буквы.

– Рассмотрите виды соединений в данных словах и выполните письмо по образцу.

– По схеме, данной на доске, составьте предложение, используя иллюстрацию в тетради.

Хомяк держит зонт и зёрна.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте первую группу букв. Чем они похожи? Выделите общий элемент букв и впишите его в рамку. (Полоска в форме полуовала.)

– Проанализируйте вторую группу букв. Чем они похожи? Выделите общий элемент букв и впишите его в рамку. (Полоска в форме овала.)

IX. Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

Развивающие: развивать фонематический слух, развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, устойчивого учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

общеучебные универсальные действия – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, универсальные логические действия – способность и умение производить простые логические действия ( анализ и синтез).

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, формирование умения работать в парах.

- каллиграфически правильно писать строчную и заглавную буквы з, З;

- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквами з, З

- правильно списывать слова и предложения;

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом;

- проводить звукобуквенный анализ слов;

- видеть в слове орфограмму("опасное место"), уметь её объяснить;

- правильно называть буквы русского алфавита;

- составлять слова из букв;

- составлять предложения из слов;

- объяснять лексическое значение слов.

-прививать любовь к чтению, к книге;

-формировать познавательный интерес;

-воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

-учить работать в парах, группах, сообща.

1. Организационный момент. Приветствие.

Установление дисциплины, настрой детей на работу .

- Сели ровно. Проверьте свои рабочие места.

2. Актуализация знаний. Работа в парах.

На доске записаны изученные буквы, но в написании элементов букв допущены ошибки.

Отгадывание загадки. Мотивация учебной деятельности.

На эту букву посмотри,

Она совсем, как цифра З. (это буква З )

- Как вы думаете, чему предстоит научиться? Какие цели и задачи поставим перед собой?

3. Открытие нового. Беседа о букве.

- Что вы знаете о этой букве?

- А из скольких элементов состоит заглавная З ? Как они называются?

- А из каких элементов состоит строчная з ?

- Ребята, а что особенного в строчной букве з ? (она имеет на нижней линии рабочей строки хитрую точку)

Работа в тетради.

- Давайте обведём элементы этих букв по контуру в тетради. (учитель обращает внимание детей на правильную посадку)

- Ребята, послушайте отрывок из сказки и вы узнаете, кто придёт к нам в гости и будет смотреть, кто аккуратнее всех сегодня будет писать в прописи.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц.

Бедная девушка всё терпела и боялась жаловаться отцу.

Окончив работу, бедняшка забивалась в уголок у самого очага и садилась прямо на золу, за что старшая мачехина дочь прозвала её Замарашкой.

Но младшая, не такая грубиянка, как сестра, стала звать её Золушкой. А Золушка и в стареньком платьице была во сто раз милее своих разряженных сестриц.

Беседа о прочитанном, рассказ об авторе.

- Как зовут нашу героиню? (Золушка)

- Правильно, ребята. А написал эту сказку французский сказочник Шарль Перро. Он писал не только сказки, но и стихи. Его сказки любят читать не только дети, но и взрослые.

Работа с портретом.

Учитель показывает портрет писателя.

- ребята, что необычного вы увидели? (у мужчины длинные и кучерявые волосы)

4. Включение нового знания. Знакомство с новым словом.

- Ребята, в те давние времена мужчинам было модно носить парики. Парик – это накладка на голове, имитирующая волосы, причёску.

На доску учитель вывешивает напечатанное слово ПАРИК.

- Прочитайте это слово хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог.

- Назовите второй слог.

- Назовите ударный слог.

ЗОЛА - это остаток от дров или угля после сжигания.

Давайте составим схему слова ЗОЛА

- Почему слоги-слияния сине-красного цвета? (твёрдые)

Ребята, как Золушка перебирала фасоль и горох? Давайте покажем. (Дети под спокойную музыку показывают движения одной, а потом другой рукой, тем самым отдыхают)

Работа по контуру, обводка узора .

Учитель показывает Золушку в красивом праздничном платье.

- Ребята, когда Золушка поехала на бал, у неё было красивое пышное платье. Посмотрите, какие красивые узоры внизу. Давайте такой же узор нарисуем в тетради.

6. Закрепление усвоенного. Письмо букв з,З.

- А как вы думаете, почему на урок пришла Золушка? (Её имя начинается на букву З)

- А как мы пишем имена людей? (имена людей мы пишем с большой буквы) Вот сейчас мы и напишем заглавную букву З .

- Кто помнит, как пишется буква З ?

К доске выходит ученик, объясняет правило написания буквы.

Учитель: ребята, не забывайте, что верхний полуовал немного меньше, чем нижний.

- А как мы называем при письме маленькую букву з ? (строчная)

- Что вы помните о строчной букве? ( она имеет хитрую точку)

- Где находится хитрая точка? (на нижней линии рабочей строки)

- Кто покажет, как нужно писать строчную з ?

- Ребята, не забывайте про хитрую точку.

- А теперь напишем заглавную и строчную буквы в соединении.

Итак, ребята, мы вспомнили с вами сказку о Золушке.

- А какие сказки знаете вы? (называют)

- Поставьте ударение. На какой слог оно падает? Молодцы!

Запись предложения : Лиза знает сказки про репку, о тетереве . ( один ученик пишет у доски, остальные в тетради)

- Проверим, правильно ли написал (имя) предложение на доске.

- Сравните, правильно ли написали вы?

Работа в группах.

- Ребята, а я тоже знаю хорошие сказки. Хочу узнать, знаете ли вы их? Учитель читает отрывки из сказок, а дети отгадывают.

1гр : «Несу косу на плече,

- Из какой это сказки? (Заяц и лиса)

- Чем же Петух испугал так Лису? ( косой )

2гр. А кто так пел песенку?

Ваша мама пришла,

7. Практическое применеие полученных знаний. Работа в группах.

Чтение печатных слов в прописи КО. Ы , КО. Ы . Золушка хочет, чтобы вы вставили в слова нужные буквы, а Вопросик

хочет вам помочь. Он подсказывает, какие это могут быть буквы.

Беседа, отгадывание слова .

- Кого из этих героев вам было жалко? (зайца, козлят)

- А каких ещё животных вы знаете? (дети называют животных)

- А где этих животных мы можем встретить? (дома, в лесу, и т.д.)

- Внизу на последней строчке вы можете отгадать ещё одно слово, обозначающее место, где можно встретить всех этих животных.

Запись слова зоопарк на строчке справа прописными буквами.

Работа с пустой плашкой вверху .

- Действительно, ребята, вы научились писать заглавную и строчную буквы

З, з правильно и красиво и теперь вы можете записать эти буквы в красном прямоугольнике, т.е. в плашке.

-Чему мы учились на уроке?

-Над чем нужно ещё поработать?

- Что вы знаете о букве З ?

-Оцените свою работу.

Далее учитель отмечает работу детей на уроке.

Подарок на память.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ И ЗАГЛАВНОЙ БУКВ е, Е. УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ

Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок – практикум. Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с заглавной и строчной буквами Е.


Урок письма в 1 классе: "Письмо строчной и заглавной буквы г,Г"
План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова.


Урок письма и развития речи 1 класс С(К)ОУ VIII вида. Тема: "Письмо строчной и заглавной букв д, Д".

Урок письма и развития речи 1 класса для коррекционных ОУ VIII вида.

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе.


Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм.

Содержимое публикации

Конспект урока открытия новых знаний (ОНЗ) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель : формирование представлений о новой букве (знакомство с буквой з)

развивать навык работы над звуковой моделью слов, умение давать характеристику звукам;

формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

развивать речь, фонематический слух, творческое воображение, логическое мышление.

воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения.

I . Организационный момент

Цель этапа:

- актуализирование требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Снег летает и сверкает

В голубом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок.

-Начинаем наш урок.

Так же как снег украшает нашу землю, наводит порядок, давайте и мы наведем порядок на парте и проверим готовы ли вы к работе.

Регулятивные действия. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II . Актуализация знаний

Цель этапа:

Прежде чем перейти к открытию новых знаний мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные). Докажите, что они гласные.

Давайте их пропоём: слайд 2

-назовите выделенные буквы Я ЕЁЮ

-Как вы думаете почему эти четыре буквы записаны отдельно? (особенные. Обозначают 2 звука).

М Н Й Р Л Г К 3 слайд

-Назовите буквы.

-какие звуки они обозначают? (дети могут назвать сами звуки или группу)

-на какие группы можно разделить согласные звуки?(твердые, мягкие, звонкие, глухие, сонорные)

- назовите звонкие согласные звуки. Почему их называют звонкими?

-назовите глухие согласные звуки. Почему их называют глухими?

-назовите пары звуков по мягкости-твердости?

-Какой звук всегда мягкий?

-Какие звуки всегда звонкие? Как называются такие звуки? Что значит сонорные согласные?

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа:

-организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

1. Постановка темы и цели урока

-Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Слайд4

-как вы думаете, с какой буквой познакомимся? (мы познакомимся с новой буквой и со звуками, которые она обозначает)

-Какую цель поставим перед собой на уроке?

– Сегодня на уроке мы знакомимся со звуками [з], [з’], обозначением этих звуков на письме буквой з, будем читать слоги, слова, предложения с изученной буквой, тренироваться в звукобуквенном анализе слов, научимся писать письменную букву З, соединять её с другими буквами.

-Что узнали о новой букве?

2.Введение в тему урока. Слайд 5.

Наконец-то ты пришла

К нам волшебница ….. (зима)

-Расскажите, какая бывает зима?

-Чтение слов на доске (снежная, морозная, вьюжная).

-Можно ли сказать что эти слова характеризуют зиму?

- Верно и снежная, морозная, вьюжная и посмотрите, сама госпожа Метелица к нам пожаловала. Слайд 6.

Гуляет она в поле,

Вдоль села пробегает,

-Кто может прочитать нам о метели?

Я, метель, царица снега,

Заметаю все вокруг.

Я смешаю землю с небом,

Заведу свою игру.

Я холодными ветрами

Вьюгой остужу, бураном,

Льдом покроется вода.

2.Решение проблемы.

-Посмотрите сколько снежинок букв собралось в хоровод, как метель их закружила. Какие снежинки лягут на красную крышу? (дети выставляют буквы на магнитах эыюаоуияеё). Почему? (эти буквы гласные).

-Назовите все буквы, которые указывают на мягкость согласного звука? (ияюеё)

-Метелица принесла нам новую букву. На какую крышу она опустится? (синяя, зеленая)

-Почему (может обозначать два звука). Докажите?

3. Работа по учебнику.

1) Очень легкая загадка:

Кто мне быстро назовет

И такой же переход?! (зебра)

2) Не лает не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

4.Звуковой анализ слов (работа в парах с фишками)

-Рассмотрите схемы справа от рисунков.

- выполните звуковой анализ слова зебра, замок. Работайте в паре самостоятельно.

-коллективная проверка (2 пары у доски)

-разделите слова на слоги

-определите, какой слог ударный

-сравните звуки, указанные в схемах стрелочками

-назовите букву, которой можно обозначить звуки [з], [з’]

Музыкальная физминутка

– Ребята, нарисуйте в свою сказочную букву. Отобразите настроение буквы.

– Покажите всем, какие рисунки получились?

- На что похожа буква З?

-Слайд 7. Дети читают стихи о букве

З- как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у З – простой и чистый,

З –запомним очень быстро! Т. Синицина

На эту букву посмотри –

актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: (УУД регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Работа с текстом

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию нового способа действия в знаках, организовать фиксацию преодоления затруднения(УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– С какими звуками познакомились?

– Какой буквой на письме обозначают эти звуки?

– какие звуки обозначает буква?

-Какие гласные указывают на мягкость (твердость) согласного звука? Приведите примеры.

1.Работа по слоговой таблице в учебнике

-прочитайте слоги хором

-прочитайте слоги друг другу

-Чтение слогов по цепочке (слабо читающие дети)

-дополните слоги до слов

2. Чтение слов (хорошо читающие)

-Зима трудное время года для животных. Почему?

- Прочитайте слово – название животного. (Зайка)

-Послушайте стихотворение и скажите, какая беда у этого зверя?

3.Чтение по ролям

-Что ты волк такой худой!

-Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня!

Увидал обед у пня –

А обед во все лопатки

Припустился от меня!

Вот несчастье, вот беда –

4. Игра (на доске слоги, их прочитывают после слов учителя)

Наш урок подходит к концу. Вы славно сегодня работали. Я вижу что вы любознательны и трудолюбивы.

Организовать фиксацию нового способа действия в знаках, организовать фиксацию преодоления затруднения (УУД личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

V .Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– С какими звуками познакомились?

– Дайте характеристику звукам.

– Какой буквой на письме обозначаем эти звуки?

– Что понравилось на уроке?

– Вспомните стихотворение о том, на что похожа наша новая буква?

– Сочините историю о букве З. (Дома – по желанию)

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: : учить писать заглавную букву З, слова и предложения с ней; развивать умения писать большую букву в именах людей, орфографическую зоркость, мышление.

Планируемые результаты:

Знания: научатся писать букву З, правильно располагать буквы и их соединения.

Умения: записывать слова после слого - звукового разбора с учителем, писать имена собственные, восстанавливать деформированные предложения, проверять написанное; ритмично располагать буквы на строке, воспроизводить форму букв по алгоритму.

Универсальные учебные действия.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвосхищать результат.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач, искать и выделять необходимую информацию из рисунков и схем, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, соблюдать правила работы в группе, паре, учитывать мнение собеседников.

Оборудование:

- компьютер, монитор, презентация к уроку.

Тип урока: изучение новых знаний

I. Организационный момент.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

- Ребята, что нужно для урока русского языка?

- Оцените свою готовность к уроку (оценивают с помощью смайликов).

II. Мотивация.

- Отгадайте загадку: "Она красива и мила, а имя ей дала зола. (Золушка).

- На какой звук начинается имя героини сказки? (Ответы детей)

- Какой буквой он обозначается? (Ответы детей)

- Какая проблема возникнет у нас, если мы захотим написать это имя? (Мы ещё не научились писать заглавную букву З).

- Но вы научились писать строчную букву з, может быть этого достаточно? (Имена пишутся с заглавной буквы)

- Что же нам нужно сделать на этом уроке? (Научиться писать заглавную букву З)

III. Постановка целей и задач урока.

- Какая же тема нашего урока?

(Письмо заглавной буквы З)

- Откройте прописи, скажите, что мы будем делать на уроке? (Научимся писать заглавную букву З, слоги, слова с заглавной буквой).

- Любое слово нужно писать с заглавной буквы? ( Ответы детей)

- Значит, ещё одна задача урока вспомнить правила написания слов с заглавной буквы.

- Посмотрите ниже, на сером фоне, какими буквами написаны слова? (Печатными.)

- А в прописях, какими буквами мы пишем? (Прописными).

- Какую же ещё задачу мы перед собой поставим? (Учиться списывать с печатного текста.)

IV. Работа по теме урока.

1. Рассматривание заглавной буквы З.

(На доске плакат с печатными и письменными буквами з, З)

- На что похожа заглавная буква? ( Ответы детей)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

- Из каких элементов состоит заглавная буква З? (Из двух полуовалов).

- Одинаковые овалы по размеру? (Нет, верхний меньше)

2. Конструирование буквы.

- На столе у каждого ниточка, выложите её буквой з.

3. Показ образца написания заглавной буквы З (Презентация показа на экране написания буквы). Учитель комментирует под счёт.

4. Подготовка детей к написанию буквы.

- Давайте в воздухе "напишем" букву З.

- Напишите её у себя на ладошке.

- Повернитесь спиной друг к другу и напишите эту букву на спине у своего соседа.

- Прежде, чем приступить к работе в тетради, давайте повторим правила посадки.

(Повторение правил посадки во время письма).

5. Работа в тетради.

Повторный показ учителем на доске под счёт.

- А теперь напишите элементы буквы З.

- Соединяем элементы и пишем с наклоном букву З.

- Оцените, как вы написали первую строчку. Возьмите карандаш и подчеркните ту букву, которая понравилась вам больше всего.

- Оцените работу своего соседа, выделите самую красивую букву, написанную им.

V. Физкультминутка

Раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик видно не нашёл.

6. Речевая разминка.

- Вначале продолжите фразу, а потом, пожалуйста, её повторите.

Мало травки у… (козы).

Отвязали мы …(козу)

На окнах красивые…(Жалюзи)

- Какая чистоговорка лишняя?

(Выслушать ответы, акцентировать внимание детей на варианте, который касается обозначения буквой з мягкого и твёрдого звука).

- После какого гласного звука слышится твёрдый согласный звук? (Ответы детей).

- После какого гласного звука слышится мягкий согласный звук? (Ответы детей).

Дидактическая игра по определению мягкого или твёрдого согласного звука в слогах. На слайде - два гнома своими Гном Том изображён в синем цвете, гном Тим в зелёном цвете. Ниже написана слоги - слияния Зи, За, Зу, Зе.

- Сейчас мы отправляемся в гости к нашим старым знакомым гномикам - звуковичкам Тиму и Тому. Наши друзья тоже хотят учиться писать слоги с заглавной буквой З, но они, как всегда, капризничают, выбирают, только "свои" слоги. Какие слоги захочет написать Том? (За, Зу).

- Почему? (Потому что в этих слогах буква З обозначает твёрдый согласный звук, после неё стоят буквы а, у, которые обозначают твёрдость согласного, а Том только твёрдые звуки выбирает).

- Какие слоги захочет написать Тим? (Зи, и Зе).

- Почему? (Потому что в этих слогах буква З обозначает мягкий согласный звук, после неё стоят буквы е , и, которые обозначают мягкость согласного звука, а Тим только мягкие звуки выбирает).

- Посмотрите как написаны соединения За, Зи, Зу, в каком слоге буква З соединена с гласной средним соединением? (За),

- В каком слоге буква З соединена с гласной верхним соединением? (Зи, Зу)

(Показ образца написания слогов, запись их детьми).

- Тим и Том собирали из слогов имена девочек и поспорили, какой слог первый в этих именах. На экране, печатным шрифтом, написано: - рема, - на / Зи - За / зи за?). Помогите им. (Дети восстанавливают имена, объясняя, что нужно писать с заглавной буквы).

7. Работа в паре.

(На столах конверты с частями схем слов и магнитные доски).

- Поработайте в паре, сделайте звуковые схемы этих имён.

8. Запись слов и предложений.

- Прочитайте слово, написанное на третьей строчке. (Зина).

- Вы видели, как это слово написано печатным шрифтом, а теперь научитесь его писать (Показ образца написания имени, разбор соединений букв в нём, запись детьми).

VI. Продолжение работы над темой урока.

- Попробуйте прочитать следующую запись. (В предложении пропущены слова).

- Как называется эта запись? (Это предложение, но в нём пропущены слова).

Вам знакомо это предложение? (Да, читали в азбуке).

Какие слова пропущены в этом предложении? По смыслу и по схеме вы должны догадаться. (Зина и розы).

- Какой вид тогда будет иметь это предложение? (Сима и Зина вырастили розы).

- Прежде, чем дописать недостающие слова, дополните схемы этих слов. (Дети дополняют схемы этих слов, заштриховывают треугольники нужным цветом. После коллективной проверки схемы слова розы, учитель показывает образец его написания, дети вписывают слово Зина и розы в предложение).

- Прочитайте следующее предложение. (Какие розы?)

- Как называется такое предложение? (Вопросительное).

- Справа вы видите, печатными буквами, напечатаны слова, прочитайте их. (Белые, красные, розовые).

- Вспомните текст, который мы читали в азбуке, какие розы вырастили дети? (Красные и розовые). - Запишите этот ответ, списывая с печатного текста нужные слова. Какое слово не нужно писать? (Белые, его не было в тексте).

- С какой буквы начнётся предложение? (С заглавной буквы.)

- Какие ещё правила нужно соблюдать, записывая предложение? ( Слов в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка).

VII. Закрепление материала.

1. Работа в группах

(На вторых и четвёрых партах каждого ряда, лежат конверты со словами: У, ваза, Зои).

- Поработайте в группе, составьте предложение. Но, для этого нужно повторить правила работы в группах.

(Составление предложения: "У Зои ваза.")

- Объясните, почему слово Зоя написано с заглавной буквы? (Ответы детей).

2. Запись предложения с комментированием детей.

3. Запись изученных заглавных и строчных букв.

4. Слоговой диктант.

- Сегодня повторили правила написания имён, в каких случаях ещё употребляется заглавная буква? (При написании фамилий, отчеств, улиц, городов, сёл, стран, рек…) - Вы не все буквы изучили, не все слова можете написать, но с написанием первых слогов слов, которые я буду называть, вы справитесь. Напишите первый слог городов Загорск, Зеленогорск, посёлка Зуя, страны Зимбабве. (За, Зе, Зу,Зи).

VIII. Рефлексия.

- Скажите, какая проблема была у нас вначале урока? (Мы не могли написать слово Золушка.)

- Сейчас мы можем это сделать? Почему? (Да, мы можем написать слово Золушка, потому что научились писать заглавную букву З).

(Один ученик на доске записывает слово Золушка, дети пишут его в тетради, но предварительно коллективно это слово делится на слоги).

- Ребята, Золушка очень трудолюбивая девушка, поэтому её мечты сбылись. Давайте и мы подведём итог как работы на уроке.

- Какие задачи вы поставили перед собой? (Научиться писать заглавную букву З, слоги, слова с ней, повторить правила написания слов с заглавной буквы списывать с печатного текста). - Кто считает, что он с этими задачами справился? (Ответы детей).

- Давайте проверим. Загибайте пальчики, если вы считаете, что у вас это получилось:

Читайте также: